Урок русского языка в 5 классе
Разработала
Полупанова Надежда Васильевна
МБОУ лицей №82 им. А.Н. Знаменского
п. Каменоломни
учитель русского языка и литературы
Перестройте предложения, чтобы получился текст. Они то косо летели по ветру, то отвесно ложились в сырую траву. Листья падали дни и ночи. Начался листопад. Этот дождь шел неделями. Леса моросили дождем облетавшей листвы. Начался листопад. Листья падали дни и ночи. Они то косо летели по ветру, то отвесно ложились в сырую траву. Леса моросили дождем облетавшей листвы. Этот дождь шел неделями. Тема урока Текст, связь предложений в тексте.
Что мы будем сегодня изучать на уроке?
Определим тему текста Начался листопад. Листья падали дни и ночи. Они то косо летели по ветру, то отвесно ложились в сырую траву. Леса моросили дождем облетавшей листвы. Этот дождь шел неделями. Определим тему текста Начался листопад. Листья падали дни и ночи. Они то косо летели по ветру, то отвесно ложились в сырую траву. Леса моросили дождем облетавшей листвы. Этот дождь шел неделями. Какова его основная мысль?
Начался листопад. Листья падали дни и ночи. Они то косо летели по ветру, то отвесно ложились в сырую траву. Леса моросили дождем облетавшей листвы. Этот дождь шел неделями.
Какова его основная мысль?
Начался листопад. Листья падали дни и ночи. Они то косо летели по ветру, то отвесно ложились в сырую траву. Леса моросили дождем облетавшей листвы. Этот дождь шел неделями.
К какому стилю речи относится? Стиль художественный Его главная функция – эмоционально – эстетическое воздействие на читателя, создание художественных образов с помощью средств выразительности: моросили дождем облетевшей листвы – метафора; летели косо – эпитет; отвесно ложились – эпитет.. Что мы знаем о тексте? § 14, стр.32, 33, 34
Текст – это несколько предложений, связанных в целое темой и основной мыслью
Связь предложений в тексте Начался листопад. Листья падали дни и ночи. Они то косо летели по ветру, то отвесно ложились в сырую траву. Леса моросили дождем облетавшей листвы. Этот дождь шел неделями. Схематично можно представить Схематично можно представить цепную связь в нашем тексте так: Физкультминутка Исправьте ошибки У Шарика шуба густая, тёплая. Шарик всю зиму по морозу бегает. И дом у Шарика без печки - просто собачья будка, а там соломка постелена, и Шарику не холодно. Шарик лает, колхозное добро стережёт, злых людей да воров во двор не пускает. За это все Шарика любят да сытно кормят. (По Е. Чарушину) Алгоритм ответа Я считаю, что данная запись является текстом, так как предложения ____________, построены ____________. Связь предложений в тексте осуществляется _____________, с помощью _______________. Домашнее задание
- Упр. 69
- Написать сочинение – миниатюру на одну из тем: «Осень в лесу», «Вид из окна», «Лесная сказка», «Первый снег»
Вопрос: Начался листопад. Листья падали дни и ночи. Они то косо летели по ветру, то отвесно ложились в сырую траву. Часто осенью я пристально следил за падающими листьями, чтобы поймать ту незаметную долю секунды, когда лист отделяется от ветки и начинает падать на землю. Я посмотрел на клен и увидел, как осторожно отделился от ветки красный лист, вздрогнул, на одно мгновение остановился в воздухе и косо начал падать к моим ногам, шелестя и колыхаясь. Каждый лист был шедевром, тончайшим слитком из золота и бронзы, обрызганный киноварью и чернью, каждый лист был совершенным творением природы, произведением ее таинственного искусства.1)Написать тему текста-о чем говорится в тексте.2)Написать основную мысль текста-какую мысль пытается донести автор.Помогите пожалуйста!
Начался листопад. Листья падали дни и ночи. Они то косо летели по ветру, то отвесно ложились в сырую траву. Часто осенью я пристально следил за падающими листьями, чтобы поймать ту незаметную долю секунды, когда лист отделяется от ветки и начинает падать на землю. Я посмотрел на клен и увидел, как осторожно отделился от ветки красный лист, вздрогнул, на одно мгновение остановился в воздухе и косо начал падать к моим ногам, шелестя и колыхаясь. Каждый лист был шедевром, тончайшим слитком из золота и бронзы, обрызганный киноварью и чернью, каждый лист был совершенным творением природы, произведением ее таинственного искусства.1)Написать тему текста-о чем говорится в тексте.2)Написать основную мысль текста-какую мысль пытается донести автор.Помогите пожалуйста!
Ответы:
В тексте говорится о листопаде, об искусстве. Автор пытается донести, что каждая секунда дорога в жизни. И та секунда, то мгновение, когда листья падают и иногда на секунду останавливаются в воздухе бывает странное, но прекрасное чувство. Там говорится о красоте природы.
Похожие вопросы
- Напишите названия частей и элементов древнегреческого театра. ответ быстрее!!!
- Найдите НОД(128, 204)
- Полубуйся,весна наступает,журавли караваном летят,в ярком золоте день утопает,и ручьи по оврагам шумят. укажи падеж каждого существительного.
- Как изменился Робинзон Крузо за время испытаний?
- Помогите пожалуйста! Составьте 3 предложения со словами: Разбежаться, отталкивать, перепрыгнуть, сосказывать. Предложения сложные и союзные. С союзами: чтобы, который, потому что.
- "Как продавали Аляску в 1867 г." составьте небольшое сочинение,
- От автобусной остановки на шоссе одновременно в противоположных направлениях вы??ли Иван и Степан.Скорость Степана равна 31/5 км/час,а Ивана на 7/5 км час меньше.Какое расстояние будет между ними через 5 часов?
Синтаксический разбор предложения - это разбор предложения по членам и частям речи. Выполнить синтаксический разбор сложного предложения можно по предложенному плану. Образец поможет правильно оформить письменный анализ предложения, а пример раскроет секреты устного синтаксического разбора.
План синтаксического разбора предложения
1. Простое, простое, осложненное однородными членами, или сложное
2. По цели высказывания: повествовательное, вопросительное или побудительное.
3. По интонации: восклицательное или невосклицательное.
4. Распространенное или нераспространенное.
5. Определите ПОДЛЕЖАЩЕЕ. Задайте вопросы КТО? или ЧТО? Подчеркните подлежащее и определите, какой частью речи оно выражено.
6. Определите СКАЗУЕМОЕ. Задайте вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ? и т.д. Подчеркните сказуемое и определите, какой частью речи оно выражено.
7. От подлежащего задайте вопросы к второстепенным членам предложения. Подчеркните их и определите, какими частями речи они выражены. Выпишите словосочетания с вопросами.
8. От сказуемого задайте вопросы к второстепенным членам. Подчеркните их и определите, какими частями речи они выражены. Выпишите словосочетания с вопросами.
Образец синтаксического разбора предложения
Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало.
Это предложение сложное, первая часть:
(что?) небо - подлежащее, выражено существительным в ед. ч., ср. р., нар., неодуш., 2 скл., и. п.
(что делало?) дышало - сказуемое, выражено глаголом несов. вид., 2 спр., в ед. ч., прош. вр., ср. р.
дышало (чем?) осенью - дополнение, выражено именем существительным в ед. ч., ж. р., нариц., неодуш., 3 скл., т. п.
дышало (когда?) уж - обстоятельство времени, выражено наречием
вторая часть:
(что?) солнышко - подлежащее, выражено существительным в ед. ч., ср. р., нар., неодуш., 2 скл., и. п.
(что делало?) блистало - сказуемое, выражено глаголом несов. вид., 1 спр., в ед. ч., прош. вр., ср. р.
блистало (как?) реже - обстоятельство образа действия, выражено наречием
блистало (когда?) уж - обстоятельство времени, выражено наречием
Пример синтаксического разбора предложения
Они, то косо летели по ветру, то отвесно ложились на сырую траву.
Это предложение простое.
(что?) они - подлежащее, выражено местоимением мн. ч., 3 л., и. п.
(что делали?) летели - однородное сказуемое, выражено глаголом нес.вид, 1 спр., мн. ч.. прош. вр..летели
(что делали?) ложились - однородное сказуемое, выражено глаголом нес.вид, 1 спр., мн. ч.. прош. вр..
летели (как?) косо - обстоятельство образа действия, выражено наречием.
летели (как?) по ветру- обстоятельство образа действия, выражено наречием
ложились (как?) отвесно- обстоятельство образа действия, выражено наречием
ложились (куда?) на траву- обстоятельство места, выражено именем существительным нариц., неодуш., в ед. ч., ж. р., 1 скл.,в в.п. с предлогом
траву (какую?) сырую - определение, выражено именем прилагательным в ед. ч., ж.р., в.п.