Как подготовится к егэ самостоятельно с нуля. Методика подготовки учащихся к ЕГЭ по математике

ПРАКТИКА ЭФФЕКТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНИКОВ

К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Как должен строить работу учитель, чтобы его учащиеся сдали ЕГЭ успешно? Как легче подготовить к ожидающему их экзамену? Данными вопросами, как мне кажется, задаются сейчас учителя, которым предстоит подготовить учащихся к ЕГЭ. Эти приемы подготовки учащихся постоянно используются в практике преподавания русского языка.

Цель занятий по русскому языку в 10-11 классах - обеспечение качественной подготовки учащихся к итоговой аттестации по русскому языку в форме ЕГЭ.

Организацию подготовки учащихся к ЕГЭ начинаем с информационного этапа. На этом этапе знакомим учащихся со структурой работы, демонстрационными тестами Минобразования РФ. Условием реализации следующего этапа является обеспечение всех учащихся контрольно-измерительными материалами. В начале учебного года организованно приобретаем сборники тестовых заданий на каждого ученика.

Для эффективного усвоения и контроля знаний, умений и навыков мы включаем в учебный процесс тестовые формы контроля с 5-го класса, помогая учащимся овладеть техникой работы с тестами, постепенно готовя их к формату ЕГЭ. Диагностические тесты позволяют выявить проблемы в области орфографии, пунктуации, теории языка. На основе данной работы выясняем группу учащихся с высоким, средним и низким уровнем подготовки, что помогает не только грамотно спланировать уроки, но и дополнительные занятия. Также знакомим учащихся с формой проведения ЕГЭ, его целями и задачами, заданиями и бланками, показываю справочники, словари, пособия, которые могут помочь учащимся при самостоятельной подготовке к ЕГЭ. На уроках систематически обращаемся к отдельным заданиям ЕГЭ, которые во многом могут совпасть с реальной темой данного урока. Периодическое обновление методических копилок и стендов по ЕГЭ тоже очень помогает в работе. На заседаниях своего МО и ШМО обмениваемся педагогическим опытом и идеями по эффективной подготовке к ЕГЭ между учителями-предметниками. Всё выше перечисленное стараемся в работе своей школы применять в системе.

Проверочные задания в рамках Единого государственного экзамена обязательно должны соответственность основным целям школьного курса и содержанию образовательного стандарта по предмету.

Уровень подготовки по русскому языку определяем с помощью так называемого "мозгового штурма", диктанта, изложения, сочинения, многоаспектного лингвистического анализа текста, тестирования, урока-зачета, урока-коллоквиума.

Подготовка к ЕГЭ требует обобщения и систематизации изученного в школе. В предлагаемые КИМы включаем задания, проверяющие четыре компетенции: языковую, лингвистическую, коммуникативную, культуроведческую. Учитывая специфику контрольно-измерительных материалов, даем комментарий по всем заданиям демонстрационной версии. При этом рассматриваем наиболее сложные случаи в орфографии и пунктуации, приводящие к наибольшему количеству ошибок.

Особое внимание уделяем подготовке к написанию сочинения-рассуждения, которое создаётся на основе текста. Для этого проводим предварительную работу: лингвистический анализ текстов публицистического, разговорного и художественного стилей, оцениваем высказывание с точки зрения языкового оформления, стараемся извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на разных информационных носителях. Нацеливаем учащихся на способность самостоятельно уточнить тему, определить основную мысль и подчинить ей высказывание, выстраивать композицию текста, выбрать нужный для данного случая стиль и тип речи, отбирать языковые средства, обеспечивающие точность и выразительность речи, соблюдать нормы литературного языка. Самостоятельно составленный учащимися текст даёт возможность судить об уровне развития, о его общей культуре, имеет ли личностную позицию и умеет ли её выразить, корректно вступая в диалог с автором текста, особенно, если их позиции не совпадают.

Что же необходимо знать, понимать и уметь выпускнику, чтобы успешно сдать единый государственный экзамен по русскому языку?

Задания по лексике предполагают работу со словом, а следовательно, проверяют знание не только основных понятий, связанных с лексической системой, но и общий уровень развития учащегося, его кругозор, который проявляется, естественно, в активном словарном запасе учащегося. Поэтому я стараюсь расширять словарный запас учащихся, но, прежде всего, прививаю стремление и вырабатываю умение пользоваться справочной литературой, добывать знания самостоятельно. Ученик должен знать, в каком словаре он может получить необходимую справку.

Задание по фонетике, несмотря на кажущуюся простоту, предполагает знание как звуков, так и букв, знание тех фонетических процессов, которые происходят со звуками в потоке связной речи, а также владение основными произносительными нормами. Поэтому, зная подводные течения ЕГЭ, работу над фонетическим разбором слова активно веду, начиная с 5 класса в системе.

Большое количество ошибок связано с ударением. Это происходит потому, что ударение в русском языке разноместное и подвижное. Поэтому мы стараемся проработать с учащимися ударение в словах, наиболее часто встречающихся в тестах, а также объяснить основные закономерности постановки ударения в прилагательных, глаголах и причастиях, поскольку именно эти словоформы нередко составляют задание, связанное с постановкой ударения.

Задания по словообразованию предназначены для проверки производить морфемный и словообразовательный анализ, который начинается с определения принадлежности слова к той или иной части речи и выделения в нем окончания. Трудности в определении способа словообразования кроются в неумении учащихся строить словообразовательную цепочку. Ведущим принципом здесь является «принцип матрешки», в которой самая маленькая матрешка - это корень, сразу «достать» который невозможно: надо снять с нее последовательно другие матрешки - служебные морфемы.

В тестах всех предыдущих лет морфология представлена в сокращенном виде, основное количество заданий носит орфографическую направленность. Поэтому материал здесь лучше представить в виде таблиц, поскольку учащиеся уже располагают необходимой теоретической базой в объеме средней школы.

Синтаксису и пунктуации в тестах уделяется гораздо больше внимания, чем морфологии. Здесь при повторении также используется форма таблиц для систематизации имеющихся знаний. Особое внимание уделяется таким «ошибкоопасным» темам, как «Обособленные члены предложения», отграничение сравнительных оборотов от придаточных сравнительных предложений.

Сложными для учащихся считаются задания, которые предполагают проверку речеведческих знаний. Это означает, что учащиеся должны владеть понятийным и терминологическим аппаратом: хорошо знать стили речи, типы текстов, средства и способы связи предложений в тексте и языковые средства выразительности.

Из опыта работы выношу следующее: целесообразно составить план подготовки к ЕГЭ. Например, я предлагаю следующий план:

1.Обучение правильному заполнению бланков регистрации и бланков ответов № 1 и № 2.

2.Языковые и лексические нормы. Значения слов (лексика) - работа с заданием 3,22.

3.Орфография.

Глагол и его формы;

Гласные в суффиксах;

Правописание приставок;

Безударные чередующиеся гласные, непроизносимые гласные и согласные в корнях слов;

Правописание НЕ и НИ со словами;

Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи. Работа с заданиями 8-12.

4.Сложное предложение и пунктуация в нём. Задания 15,18,19.

5. Изобразительно-выразительные средства языка. Задание 24.

Кроме того, в моей практике есть и такая форма, как тетради-помощники, в которых отрабатываются наиболее трудные задания. Многократное обращение к тетрадкам-помощникам способствует лучшему запоминанию материала.

При работе над частью С подробно прорабатываем критерии оценки этого задания. Именно там кроется план работы над сочинением. Анализируя текст, учащиеся должны рассматривать его в 4-х аспектах:

1. Проблема, поставленная в исходном тексте.

2.Комментирование проблемы относительно исходного текста (комментарий - рассуждение, пояснительные и критические замечания).

4. Собственное мнение, подкрепленное тремя развернутыми аргументами.

Важнейшая задача обучения школьников в условиях текстового подхода - формирование умений сворачивать текст до ключевых слов и разворачивать текст на базе этих же слов. Ключевые слова, выступая в качестве единиц внутренней речи, обеспечивают информационный поиск. Заголовок, содержащий ключевое слово, становится пусковым механизмом восприятия текста.

Работа с текстом может проходить в следующих формах:

1. Речеведческий анализ текста, связанный с развитием речи учащихся и способствующий повышению их коммуникативной компетенции.

2. Лингвистический анализ текста, основанный на знаниях и умениях учащихся в различных областях родного языка и способствующий повышению их лингвистической и языковой компетенции.

3. Творческие упражнения на развитие языкового чутья, интерпретация текста изложения, написание своего сочинения.

Спектр приемов, связанных с использованием текста, достаточно широк. В первую очередь он предполагает беседу с учащимися. Вопросы по тексту могут задаваться не только учителем, но и самими учащимися.

Неотъемлемой частью на каждом уроке должна стать словарная работа. Следует продумать работу по анализу лексики, характерной для языка и стиля того или иного писателя. Особое место в данном случае будут занимать вопросы типа:

В каком предложении все слова употреблены в прямом значении?

Укажите предложения, где употреблены контекстуальные синонимы (антонимы)?

В каком из перечисленных предложений есть фразеологизм? метафора?

На уроках русского языка больше внимания следует уделять использованию и характеристике изобразительных ресурсов языка: языковых средств художественной изобразительности, фигур речи - помогающих охарактеризовать эстетическую ценность текста, наиболее важных для раскрытия темы и основной мысли высказывания, свойственных тому или иному типу речи.

Первая памятка о требованиях к сочинению-рассуждению находится в КИМах по русскому языку, которую надо основательно проработать.

Очевидно одно: единой системы подготовки учащихся к итоговой аттестации по русскому языку не существует, каждый педагог сам определяет для себя и своих учеников путь к успеху.

Большую помощь оказывают элективные занятия с учащимися. В 10-11 классах в нашей школе ведём элективный курс "Слово-образ-смысл: филологический анализ литературного произведения", помогающий ученикам глубже проникнуть в анализ уже прочитанных или читаемых произведений. Данный курсе включает разделы: "Литературное произведение как образ", "Художественная форма", "Художественное содержание", "Образ времени и пространства в произведении", "Образ персонажа", "Образ события". Они являются хорошим подспорьем в подготовке учеников к итоговому сочинению и подборе аргументов для 25 задания на ЕГЭ.

Элективный курс "Русское правописание: орфография и пунктуация", позволяет повторить грамматику языка, собрав разрозненные правила в чёткую структуру. Задания, которые выполняют учащиеся, схожи с теми, которые им придётся решать во время прохождения экзамена. Таким образом, складывается четкое и ясное представление о том, как им подходить к каждому типу заданий ЕГЭ. Кроме этого, можно уделить внимание каждому из учащихся, ответить на его вопросы, а также отследить, понимает ли ученик тему занятия и справляется ли с предложенными заданиями.

Для учеников готовим папки-памятки в помощь, где пошагово, с примерами рассказываем, как создавать сочинение на основе текста, даём под запись языковые, речевые стандарты, используемые при рецензировании. Также предлагаем в помощь учащимся тексты-образцы. Хорошим моментом считаем практическую работу по проверке и оцениванию учащимися чужих сочинений-рассуждений. Каждый ребенок, имея перед собой критерии оценивая части С, проверяет и выставляет баллы за работу другого ученика. Для работы с текстами привлекаются материалы Интернет, проводится анализ сочинений с точки зрения структуры, умения осветить проблему, изложить позицию автора, показать свое отношение к освещаемой проблеме.

Литература

1. Мальцева, Л.И., Смеречинская, Н.М. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ 2016. - Москва: Народное образование, 2015.- 231 с.

2. Мальцева, Л.И., Еремеева, Е.В. Русский язык. 10-11 класс. Тематические тесты. Подготовка к ЕГЭ. - Москва: Народное образование, 2016.- 92 с.

3. Открытый банк заданий ЕГЭ http://www.fipi.ru/

4. Цыбулько, И.П. ЕГЭ-2016. Русский язык. Отличный результат. - Москва: Национальное образование, 2016.- 124 с.

За одиннадцать прошедших лет, с 1996-го по 2007-й годы, я сделала восемь выпусков учащихся средней школы.

С 2001-го учебного года мы включились в эксперимент по проведению экзамена по русскому языку в форме Единого Государственного Экзамена. В первый год эксперимента экзамен в форме ЕГЭ выбрали только сильные ученики, поэтому и результат был соответствующий – 100% успеваемость и 100% качество.

В дальнейшем ситуация изменилась. Чувство неуверенности в своих силах прошло, и в последующие годы экзамен по русскому языку в форме ЕГЭ сдавали почти все мои выпускники:

200 г. – из 16 учеников – 15.

2004 г. – весь класс – 18 человек.

2005 г. – из 20 выпускников – 18.

2007 г. – из 18 учеников – 16.

Результаты сдачи экзамена представлены в таблице № 1.

Таблица № 1

Результаты сдачи ЕГЭ по русскому языку в 11-х классах

Годы выпуска

Успеваемость, %

Качество, %

Литература

Результаты неплохие, если учесть, что выпускались обыкновенные общеобразовательные классы, в которых учатся разные по способностям дети – от слабого до сильного ученика, и по программе в неделю всего один час русского языка.

С моей точки зрения, самой интересной частью КИМа по русскому языку является задание С , выполненное в форме сочинения-рецензии. Это задание вызывает естественную тревогу учителей-словесников, которые ответственно относятся к дальнейшей судьбе своих учеников.

Как я готовлю ребят к ЕГЭ по русскому языку, в частности к заданию С ? У меня накоплен большой опыт в этом плане. Постоянная работа в старших классах позволила мне отработать свою систему подготовки выпускников к экзаменам: и к традиционному сочинению по литературе, и к ЕГЭ по русскому языку.

А начиналось всё так. Подбирала методическую литературу, искала материалы, интуитивно нащупывала пути подготовки детей к выполнению задания С . В итоге пришла к своей методике поэтапной подготовки учащихся к написанию сочинения-рецензии.

Итак, с чего начинается эта подготовка? Поэтапно это можно представить так:

1-й этап . Подготовка начинается со среднего звена, в котором практически начинаем готовиться к традиционному сочинению по литературе в 11-м классе. Я работаю по традиционной программе и очень много времени уделяю работе по развитию речи. Пишем много сочинений, изложений, темы к которым часто предлагаю свои, неизбитые, но они интересны ребятам. Вот примеры таких тем:

а) Я чувствую, что взрослею. (5, 7, 9-е классы)

б) Судил ли я самого себя?

в) Близки ли мне мои близкие?

г) Иногда мне удается быть внимательным к людям… (8, 9-е классы)

2-й этап. Много времени уделяю работе над текстом. На уроке мало возможности, чтобы этим заниматься: слишком много задач нужно решить. Поэтому, заложив основы работы над текстом в 5–7-х седьмых классах, возвращаюсь к этому более углубленно в 8–9-х классах в спецкурсе “Анализ текста на уроках русского языка”.

План спецкурса представлен в Приложении 1 .

3-й этап. Когда формируется новый десятый класс, я разрабатываю темы занятий по русскому языку из расчета один урок в неделю.

Этот план занятий составляется, исходя из знаний и способностей детей каждого выпуска. Рассчитан он на 10–11-е классы, то есть на два года. План является подвижным: я свободно могу менять одну орфографическую или пунктуационную тему на другую, исходя из возникшей необходимости, например: низкие оценки за грамотность в сочинениях, неважные результаты по диктанту и т.д. Темы занятий представлены в Приложении 2 .

4-й этап. Готовя старшеклассников к выполнению части С , я настраиваю их на написание сочинения-рецензии. В тетради по подготовке к ЕГЭ заранее собираем материалы по отзыву и рецензии. Многое для получившегося материала по рецензии я взяла из журнала “Русский язык в школе” № 1 за 1998 год, газеты “Русский язык” (Приложение к газете “Первое сентября”) № 8 (176) за 1999 год. Обобщила эти материалы, составила универсальный “Типовойплан для написания рецензии” (разбор театрального, музыкального, кинематографического произведения). Мне это было необходимо, потому что мои классы всегда писали сочинения-рецензии по вышедшим в свет кинофильмам (“Идиот”, “Мастер и Маргарита”), поставленным по русской классике, или по книгам (например, книге Павла Санаева “Похороните меня за плинтусом…”). Чем хороши эти обобщённые материалы? В них даны в сопоставлении требования к рецензии и отзыву, дан “Типовой план для написания рецензии”, ученики знакомятся с клише (специальными оборотами речи), которые можно использовать при написании текста рецензии. Привожу методические материалы по рецензии и отзыву, которые использую в работе, в Приложении 3 .

5-й этап. Работая над сочинением-рецензией по большому тексту, предлагаю ребятам более простой план-памятку, составленный мною с учётом требований к заданию С . План этот доступен и удобен в качестве подсказки при написании рецензии объёмом не менее 150 слов, как это требуется в КИМах. Постоянная работа с такой памяткой позволяет ученикам более уверенно чувствовать себя в процессе работы над сочинением, приучает следовать пунктам плана, закрепляет навыки написания рецензии. С планом-памяткой можно ознакомиться в Приложении 4.

6-й этап. При работе над текстами произведений специально обращаю внимание ребят на выразительно-изобразительные средства. Почему? Анализируя рабочие сочинения-рецензии, пришла к выводу, что это одно из самых слабых мест в работах учеников. Обратилась к учебнику Г.Л. Абрамовича “Введение в литературоведение” (Москва, “Просвещение”, 1975), к “Словарю литературоведческих терминов” Л.И. Тимофеева и С.В. Тураева (Москва, “Просвещение”, 1974). Составила таблицу наиболее распространенных выразительно-изобразительных средств. Она служит хорошим подспорьем ученику при подготовке к написанию рецензии. Таблица помещена вПриложении 5 .

Вот так поэтапно я готовлю своих учеников к сдаче ЕГЭ по русскому языку в части С .

В качестве примера привожу черновой вариант сочинения-рецензии учащегося Андрея К. , выпуск 2004 года (Приложение 6).

В заключение хочу кратко сказать о методическом сопровождении в подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку.

Для подготовки учащихся к выполнению частей А и Б использую пособие Д.Э. Розенталя “Русский язык. Пособие для поступающих в вузы” (Ульяновск, “Книгочей”; Москва, “Альянс – В”, 1998, 2002.)

Но на этом учебном пособии я останавливаться не буду, т.к. задания А и Б не являются предметом моей статьи. А вот среди учебников и пособий, которые я использую для подготовки выпускников к сдаче сочинения-рецензии в части С , хотелось бы отметить учебник А.И. Власенкова и Л.М. Рыбченковой “Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи” (Москва, “Просвещение”, 2001). Прежде чем остановиться на этом учебнике, я пыталась работать по другим (например, по учебнику В.И. Капинос, Н.Н. Сергеевой, М.С. Соловейчик “Развитие речи: теория и практика обучения”), но вскоре отказалась от них: с моей точки зрения они не отвечали многим параметрам в подготовке к заданию С. К своему учебнику я шла интуитивно. И вот учебник Власенкова и Рыбченковой. В чём своеобразие учебника? Как по нему работалось? Интересно. Книга состоит из трех частей, что видно уже из её названия: 1-я часть – повторение пройденного за курс 9-летней школы (в сочетании с пособием Д. Розенталя при повторении материала получаются хорошие результаты при выполнении заданий А, Б ), 2-я часть – текст и его строение, что более всего нас интересует в учебнике, и 3-я часть – стили речи.

Что мне нравилось в учебнике? То, что в центре внимания авторов – текст, что во все разделы учебника включены прекрасные тексты – отрывки из художественных произведений писателей, чьё творчество изучается в старших классах: Гоголь, Тургенев, Достоевский, Пришвин, Булгаков, Шукшин и т.д. А как замечательно подобраны стихи!

Текст в учебнике – это не только встреча с прекрасным русским словом (общее эстетическое восприятие, основная мысль, проблемы, поставленные в нём, стиль речи, лексика и т.д.), а ещё и средство для отработки того теоретического материала, который предлагает параграф. Например, при работе над текстом–описанием используем отрывок из рассказа М. Осоргина “Часы”. А отрабатываем на этом тексте не только понятия темы, основной мысли, тип речи, но и лексические, синтаксические, морфологические средства речи: вставные синтаксические конструкции, вводные обороты, синтаксический разбор предложения, использование тире, дефиса, двоеточия, скобок и так далее. И так в заданиях к каждому тексту, данному в учебнике.

С первых лет участия школы в эксперименте по ЕГЭ я думала о том, что появится когда-нибудь учебник, который будет методическим пособием при подготовке к экзамену по русскому языку в форме ЕГЭ, и по которому можно будет готовить сразу ко всем заданиям. Учебник Власенкова и Рыбченковой отвечает этому не во всем. Теперь я понимаю, что, наверное, это и не нужно. Учителю со стажем, подготовившему к выпуску не один 11-й класс, он и не будет полезен так, как начинающему учителю. Меня, как и всех опытных учителей, выручает своя методическая копилка, в которой есть всё для подготовки к сдаче экзамена в части С : и образцы сочинений-рецензий, и огромное количество текстов для работы, и другие материалы, часть из которых я представила на суд коллег в этой статье.

А ориентиром в работе для меня всегда остается газета “Русский язык”, еженедельное приложение к газете “Первое сентября”. Ориентиром в том, не отстала ли я как учитель, не просмотрела ли чего. Газета за последние три года напечатала огромное количество материалов в помощь учителю при подготовке учащихся к написанию сочинения-рецензии (части С ).

Практически все перечисленные задания к части С нашли отражения в публикациях газеты: как раскрывать позицию автора и свою позицию, изобразительные средства в тексте и т. д.

Вот названия некоторых публикаций:

1. № 9 – 2005 г. Статья Н. Шапиро “Оценка заданий С при подготовке к ЕГЭ”.

2. № 10 – 2007 г. Г.Т. Егораева. “Языковой анализ исходного текста”.

3. № 24 – 2006 г. И. Руденко. “Пишем сочинение-рассуждение по научно-популярному тексту”.

Ещё раз прихожу к мысли, что для меня есть в этих публикациях какие-то новые нюансы, но в основном рассматриваемый вопрос я уже для себя решила. Повторюсь, что газета остается для меня ориентиром в том, шагаю ли я в ногу со временем.

Думается, что все зависит от учителя. Нужна эта методическая помощь в газете – пользуйся, если не нужна – пользуйся своими наработками и другими пособиями.

Сделав выпуск 2007 года, стала анализировать ситуацию, думать, как работать дальше. У меня сейчас пятые классы. Через несколько лет придет время сдавать экзамен в форме ЕГЭ. Многое изменится за эти несколько лет, но однозначно, что учебник Власенкова и Рыбченковой для меня исчерпан. Хочется каких-то новых подходов в преподавании русского языка и в подготовке к экзаменам.

Мне показался интересным в этом плане учебник-практикум А.Д. Дейкиной и Т.М. Пахновой “Русский язык”. Особенность учебника в том, что ученики начинают работу с текста, чтобы потом прийти к теории, вернуться назад, понять то, чего они не знают, о чем имеют недостаточные сведения, и, наконец, сделать открытие. Это коротко об учебнике. Но его ли я возьму или другое пособие, не суть важно. Для учителя важно помнить одно: все в его руках – и судьба учеников, и своя учительская судьба.

Литература

  1. Л.И. Тимофеев, С.В. Тураев. Словарь литературоведческих терминов. Москва, “Просвещение”, 1974.
  2. Г.Л. Абрамович. Введение в литературоведение. Москва, “Просвещение”, 1975.
  3. А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. Москва, “Просвещение”, 2001.
  4. Г.М. Шипицына, С.С. Петровская, И.Н. Черников. Дидактические материалы для углубленного изучения русского языка. Синтаксис. Пунктуация. Стилистика. Москва, “Просвещение”, “Учебная литература”, 1997.
  5. Д.Э. Розенталь. Русский язык. Пособие для поступающих в ВУЗы. Ульяновск, “Книгочей”; Москва, “Альянс-В”, 1998.
  6. В.И. Капинос, Н.Н. Сергеева, М.С. Соловейчик. Развитие речи: теория и практика обучения. Москва, “Просвещение”, 1991.
  7. Газета “Русский язык”. Приложение к газете “Первое сентября”. Отдельные номера за 2005–2007 годы.
  8. Словарь русского языка в четырёх томах под редакцией А.П. Евгеньева. Москва, “Русский язык”, 1986.

Одним из самых основных движущих факторов успешной сдачи экзаменов является мотивация будущего студента. Поскольку каждый ВУЗ акцентирует внимание на полученные баллы при ЕГЭ по «своим» профильным предметам, в первую очередь школьнику необходимо определиться с вузом и факультетом, на котором он будет получать высшее образование, и только потом – выбрать способ подготовки к ЕГЭ.

Способы подготовки к ЕГЭ

Существует несколько способов, как эффективно подготовиться к сдаче ЕГЭ 2015 года:

  1. Дополнительные занятия с репетиторами
  2. Посещение подготовительных курсов, которые есть в любом высшем учебном заведении
  3. Самостоятельная подготовка

Выбор способа подготовки зависит от уровня подготовленности будущего студента, его умения работать самостоятельно и материального благосостояния семьи.

На заметку! Перед выбором способа подготовки к ЕГЭ по какому-либо предмету, попробуйте обратиться к любому из авторитетных интернет-сервисов по подготовке к ЕГЭ, например, к этому. Здесь вы найдете тестовые задания по каждому предмету и сможете легко определить свой уровень подготовки и понять необходим ли вам репетитор или вы справитесь самостоятельно.

Независимо от выбора способа подготовки, чтобы эффективно подготовиться к ЕГЭ, необходимо соблюдать некоторые правила:

  1. Следует организовать свое рабочее место – убрать со стола вещи, которые будут отвлекать внимание, на столе расположить необходимые учебники, справочные пособия, рабочую тетрадь и прочее
  2. Составить подробный план подготовки к определенному экзамену. Как это сделать, вы можете найти здесь:

На заметку! Чтобы более качественно подготовиться к ЕГЭ, рекомендуется начать с предмета, материал которого наиболее интересен. Это позволит выпускнику комфортно войти в подготовительный экзаменационный ритм

  1. Во время подготовки каждые 45 минут необходимо обязательно делать небольшие перерывы на 10 -15 минут, чтобы избежать эмоциональной и физической усталости. Узнать, как снизить во время экзаменов на грузку на организм, вы можете .
  2. Лучше всего готовиться к ЕГЭ, применяя метод 3-х цветных карандашей. Суть этого метода заключается в том, что необходимо отмечать определенным цветом вопросы, ответы на которые хорошо известны, следующим цветом — вопросы, которые слабо знакомы, и третьим цветом — те вопросы, ответов на которые вы не знаете. Затем, используя конспекты и учебники, следует проработать ответы на вопросы: от незнакомых до слабознакомых. Такой способ повторения учебного материала позволяет систематизировать знания.
  3. Для успешной сдачи ЕГЭ следует правильно психологически настроиться на позитивный результат. Памятка «Психологическое сопровождение ЕГЭ» .

Эффективные методы подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Начните действовать с того, что необходимо, затем сделайте то, что возможно, и неожиданно вы сможете сделать невозможное. УЧИТЕЛЬ МКОУ СОШ № 1 с. п. НАРТАН КАРАГУЛОВА А. М.

Комментарии к заданиям ЕГЭ от И. П. Цыбулько. o o o o o o 1. Совмещает задания А 27 и А 6. За это задание дается 2 балла. Обратить внимание на то, что ответов будет 2: информация будет выражена сложным предложением и предложением с причастным оборотом. № 2. обратить внимание учеников, что в задании нет нумерации вариантов ответа. № 3. – без комментариев. № 4. Не принципиально, как написать слово: рв. Ала или рвала. № 5. В новой демоверсии (октябрьская) в задании появилось слово «паронимы» , чтобы ученики, исправляя слово, не использовали синонимы или просто слова с другим корнем. № 6. выписать в исправленном виде. № 7. Обратить внимание, что позиции в этом задании будут такие же, как в ДЕМО. (Других вариантов не будет!!!) № 8. В задании на корни будет только вариант «Найти проверяемую гласную корня» . № 9. В задании будут не только те приставки, что в ДЕМО, но и на -и, -ы после приставок, и на Ъ и Ь знаки. (все, как в задании на приставки раньше). № 10 и 11. важно написать слово (выбранное) без ошибок. Если с ошибкой, то задание обнуляется. № 12, 13. В формулировке задания всегда будет СЛИТНО. В 12 – ищем 1 слово, в 13 – 2 слова. № 15. За задание 2 балла. Задание объединяет в себе два из прошлого года: на запятые в ССП и предложениях с однородными членами. В ответах может быть 2 примера с ССП, или 2 примера с однородными членами, или 1 – ССП и 1 – с однор членами. № 16. Только знаки препинания причастных и деепричастных оборотах. (не тратьте время на уточнение, дополнение, приложение и т. д.) № 17, 18. без комментариев. Изменений нет. № 20. Выписываем номера ответов. Их может быть 2 или 3. № 21. Как и за предыдущем, ставится только 1 балл, хотя ответов несколько. Если хоть один ответ неправильный, задание обнуляется. № 22. Могут быть: синонимы, антонимы, фразеологизмы, устаревшие слова, разговорная лексика, жаргонизмы. № 23. Задание ориентировано на связь с морфологией!!! № 24 (В 8 без изменений) Обратить внимание учеников, что максимальный балл (первичный) – 56. (64 в предыдущие годы). Соответственно цена ошибки станет намного больше, нежели раньше.

ПЛАН РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ o Организация информационной работы по подготовке учащихся к ЕГЭ o Мониторинг успеваемости и качества o Индивидуальные консультации для учащихся o Дополнительные занятия o Разработка памятки для учащихся o Использование дифференцированного подхода при проведении уроков o Работа со слабоуспевающими учениками по итогам диагностических работ o Информирование учащихся и родителей о ресурсах интернета

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ: ПРЕЗЕНТАЦИИ, ДИСКИ, ДЕМОВЕРСИИ РЕПЕТИТОР ПО СКАЙПУ Семинары практику мы (темы выбирают уч-ся) ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ И ГРУППОВЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ (2 раза в неделю) МИНИЛЕКЦИИ (ТРУДНЫЕ СЛУЧАИ) ПРОВЕДЕНИЕ ПРОБНЫХ ЕГЭ (2 РАЗА В МЕСЯЦ) ТРЕНИРОВОЧНОДИАГНОСТИЧЕСКА Я Творческая лаборатори я (задание. С)

Памятка для выпускника. o o o o o Сосредоточься! Постарайся сосредоточиться и забыть про окружающих. Для тебя должны существовать только текст заданий и часы, регламентирующие время выполнения теста. Жесткие рамки времени не должны влиять на качество твоих ответов. Перед тем, как вписать ответ, перечитай вопрос дважды и убедись, что ты правильно понял, что от тебя требуется. Начни с легкого! Начни отвечать на те вопросы, в знании которых ты не сомневаешься, не останавливаясь на тех, которые могут вызвать долгие раздумья. Тогда ты успокоишься, голова начнет работать более ясно и четко, и ты войдешь в рабочий ритм. Ты как бы освободишься от нервозности, и вся твоя энергия потом будет направлена на более трудные вопросы. Пропускай! Надо научиться пропускать трудные или непонятные задания. Помни: в тексте всегда найдутся такие вопросы, с которыми ты обязательно справишься. Просто глупо недобрать очков только потому, что ты не дошел до "своих" заданий, а застрял на тех, которые вызывают у тебя затруднения. Читай задание до конца! Спешка не должна приводить к тому, что ты стараешься понять условия задания "по первым словам" и достраиваешь концовку в собственном воображении. Это верный способ совершить досадные ошибки в самых легких вопросах. Думай только о текущем задании! Когда ты видишь новое задание, забудь все, что было в предыдущем. Как правило, задания в тестах не связаны друг с другом, поэтому знания, которые ты применил в одном (уже, допустим, решенном тобой), как правило, не помогают, а только мешают сконцентрироваться и правильно решить новое задание. Этот совет дает тебе и другой бесценный психологический эффект - забудь о неудаче в прошлом задании (если оно оказалось тебе не по силам). Думай только о том, что каждое новое задание - это шанс набрать баллы! Исключай! Многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный вариант ответа, а последовательно исключать те, которые явно не подходят. Метод исключения позволяет в итоге сконцентрировать внимание всего на одном - двух вариантах Запланируй два круга! Рассчитай время так, чтобы за две трети всего отведенного времени пройтись по всем легким заданиям ("первый круг"). Тогда ты успеешь набрать максимум очков на тех заданиях, а потом спокойно вернуться и подумать над трудными, которые тебе вначале пришлось пропустить ("второй круг"). Проверь! Оставь время для проверки своей работы, хотя бы, чтобы успеть пробежать глазами и заметить явные ошибки. Не огорчайся! Стремись выполнить все задания, но помни, что на практике это нереально. Учитывай, что тестовые задания рассчитаны на максимальный уровень трудности, и количество решенных тобой заданий вполне может оказаться достаточным для хорошей оценки.

Сочинение. Пиши то, что от тебя ожидают, если хочешь получить то, что ожидаешь ты Выполняя задание 25, не нужно: o оригинальничать, самовыражаться любой ценой; o стремиться поразить мир глубинами мудрости, знаний, интеллекта; o вступать в острую полемику с миром взрослых, общественными устоями; o оспаривать общепринятые нравственно-этические ценности; o пытаться самоутвердиться, критикуя автора исходного текста, его позицию, мнение, точку зрения; o демонстрировать недавно приобретённые и, возможно, ещё пока слабоосвоенные приёмы, придающие работе шик, индивидуальность, нестандартность; o писать многостраничное исследование современного состояния нашего общества, его культурных, духовных, нравственных, экологических и других проблем. o Всё это можно делать в декабрьском сочинении!

Апелляция. o Часто на апелляцию возлагают необоснованные надежды. Экзаменационные работы проверяются двумя экспертами. Баллы, выставленные ими за каждую работу, сравниваются. Если обнаруживается расхождение в оценке, то работа проверяется третьим экспертом. o Поверьте, маловероятно, что прекрасная работа будет недооценена. Ни один профессионал не оставит незамеченной работу, которая хоть как-то выделяется из потока довольно беспомощных работ.

Ресурсы сети интернет o o o o http: //www. spora 07. narod. ru/Index. html- представлены материалы по функциональным стилям языка. http: //vedi. aesc. msu. ru/russian/index. php- система дистанционного обучения «Веди» -русский язык. Пособие предназначено для проверки и совершенствования знаний в правописании (работа с текстом, со словом, поиск правил, звуковые комментарии, результаты работы. http: //collection. edu. yar. ru/catalog/rubr/69 d 1277 e-dfb 0 -65 fd-a 6 da 6 baa 91 ee 5 c 76/109326/? interface=themcol- сборник диктантов с прослушиванием для 8 -11 классов с последующей проверкой. http: //www. gramota. ru/class/coach/idictation/- справочно –информационный портал Gramota. ru - русский язык для всех. Интерактивные диктанты, взятые из художественных текстов с правильным выбором ответа и последующей проверкой. http: //www. gramota. ru/class/coach/idictation/45_80 -справочно–информационный портал Gramota. ru- русский язык для всех. Орфоэпические диктанты. Ребятам необходимо указать место ударения в выделенных словах текста. Существует проверка. http: //gramota. ru/class/coach/tbgramota/- справочно–информационный портал Gramota. ru -русский язык для всех. Орфографические и пунктуационные диктанты. Сначала предлагаются правила правописания или пунктуации, сформулированные специально для легкого запоминания, а затем интерактивные упражнения для закрепления с проверкой. http: //www. dofa. ru/open/book/1_russ/titul. htm#ogl- учебные и методические материалы по дисциплине «Русский язык и культура речи» . Этот сайт