Основная образовательная программа дошкольного образования. Основная образовательная программа - это что? Особенности Основная образовательная программа общего образования определяет

ДЕПАРТАМЕНТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ТОМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ

КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ

РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ

Составители:

В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Закона РФ «Об образовании» единственным официальным нормативным документом в общеобразовательном учреждении, определяющим содержание образования определенного уровня и направленности, является основная образовательная (общеобразовательная) программа (далее – ООП) ступени образования (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.

Основная образовательная программа (ООП) – это документ, в котором фиксируется и аргументировано представляется цель учебного процесса, тематический и учебный планы, способы и методы их реализации, критерии оценки результатов в условиях конкретного образовательного учреждения.

Уровень образовательной программы – это показатель её полноты и качества в создании условий для достижения личностью определённого уровня образованности, системной организованности образовательного процесса в учреждении по обеспечению всего спектра условий освоения обучающимися всех уровней образованности.

Направленность образовательной программы – это обобщенное определение результата, от которого зависит её содержание, методы, технологии, формы организации образовательного процесса. Обязательный минимум содержания каждой основной образовательной программы устанавливается соответствующим образовательным стандартом.


В соответствии с п.5 ст.14 Закона РФ «Об образовании» содержание образования в конкретной школе определяется ООП (образовательными программами ступеней), которая разрабатывается и реализуется школой самостоятельно.

Анализ концептуальных подходов к разработке ООП для учреждений общего образования (на основе нормативно-правовых документов и научно-методических разработок) выявил следующие важные положения:

· основная образовательная программа ОУ рассматривается (в нормативно-правовом и научно-методическом аспектах) как многофункциональный обобщенный нормативный документ, обязательный к использованию;

· основная образовательная программа есть внутренний образовательный стандарт, определяющий эффективность образовательной деятельности на основе реализуемого содержания и средств организации работы с детьми;

· основная образовательная программа есть также инструмент управления качеством образования, основание для лицензирования и аккредитации образовательного учреждения, изменения параметров бюджетного финансирования и введения, при необходимости, платных образовательных услуг в соответствии с социальным заказом родителей.

Исходя из вышеизложенного, органы управления образованием определяют качество образования в каждом конкретном учреждении не только по его программе развития , а на основе разрабатываемых и используемых ООП ступеней, отражающих специфику его деятельности.

Основная образовательная программа каждого ОУ специфична, т. к. разрабатывается самими практиками с учётом особенностей социума, запросов родителей и других участников образовательного процесса.

ООП для ОУ, также как и для любого другого учреждения образования есть обязательный к разработке и исполнению нормативный документ. Она же – основание для оценки образовательного процесса.

Наиболее типичные вопросы:

1. Каким должен быть объём образовательной программы?

Объём основной образовательной программы не регламентируется ФГОС.

2. Не получится ли так, что программы школ, составленные на основе Примерной программы, будут как «братья-близнецы»?

Предполагается, что характеристика особенностей ОУ, обоснование и описание «приоритетов, специфики и т. д.», а также «характеристика учащихся, педагогического коллектива, материально-технических условий, концептуальных оснований деятельности» будут представлены в Пояснительной записке к основной образовательной программе. Цели и задачи реализации программы должны соотноситься со спецификой ОУ.

3. Зачем каждому образовательному учреждению нужно составлять примерные программы отдельных учебных предметов? Разве это не нормативные документы?

В приложении к Примерной основной образовательной программе, разработанной на федеральном уровне, будут представлены примерные программы по учебным предметам, на основании которых учителями разрабатываются рабочие программы, курсы и т. д. Примерные программы по учебным предметам носят рекомендательный характер. Разработанные на их основе рабочие программы отражают и учитывают специфику ОУ, обучающихся, условий и т. д., но обязательно должны обеспечивать достижение каждым учеником планируемых результатов и реализацию индивидуальных образовательных траекторий в соответствии с потребностями обучающихся и их родителей.


4. Кто должен написать основную образовательную программу в школе? В чьи профессиональные обязанности что входит?

Основная образовательная программа ОУ разрабатывается образовательным учреждением самостоятельно с участием педагогов, обучающихся, родителей, всех заинтересованных лиц.

В соответствии с новым Единым квалификационным справочником (Приказ Минздравсоцразвития РФ от 01.01.2001 N 593 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ЕДИНОГО КВАЛИФИКАЦИОННОГО СПРАВОЧНИКА ДОЛЖНОСТЕЙ РУКОВОДИТЕЛЕЙ, СПЕЦИАЛИСТОВ И СЛУЖАЩИХ, РАЗДЕЛ «КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДОЛЖНОСТЕЙ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ»):

Руководитель образовательного учреждения : «определяет стратегию, цели и задачи развития образовательного учреждения, принимает решения о программном планировании его работы… Совместно с советом образовательного учреждения и общественными организациями осуществляет разработку, утверждение и реализацию программ развития образовательного учреждения, образовательной программы образовательного учреждения, учебных планов, учебных программ курсов, дисциплин, годовых календарных учебных графиков, устава и правил внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения».

Учитель : «планирует и осуществляет учебный процесс в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения, разрабатывает рабочую программу по предмету, курсу на основе примерных основных общеобразовательных программ ».

Аналогичные обязанности возложены и на других участников образовательного процесса.

Конкретное распределение обязанностей входит в компетенцию ОУ.

5. Чем отличается программа развития от основной образовательной программы школы?

Программа развития не может не касаться главной – образовательной подсистемы школы, но при этом она существенно отличается от другого, также стратегического по своему значению документа – основной образовательной программы школы:

– программа развития, как план перспективный, показывает цели образования и образовательную систему школы в будущем, те цели и ту систему, которая должна быть создана за счёт завтрашних нововведений; ООП, как план текущий, фиксирует цели образования и образовательную систему школы в настоящем, является сегодняшней визитной карточкой образовательной системы школы для её потребителей, заказчиков, родителей, партнёров, конкурентов; при этом, текущая ООП может носить инновационный характер, если она уже сегодня опирается на инновационные психолого-педагогические концепции и модели, культивирует инновационную организационную культуру, ставит новые цели, использует инновационные образовательные технологии в инновационной образовательной среде;

– программа развития рассматривает новшества во всех подсистемах школы, в то время, как для образовательной программы более характерна выраженная доминанта на собственно образовательной подсистеме школы .

Чего нужно избегать?

· Основная ошибка разработчиков в том, что они переписывают почти весь текст содержания примерной основной образовательной программы.

· При написании каждого раздела не учитывают особенности своего образовательного учреждения, копируют формулировки целей и задач, предложенных в примерной программе.

· Планы мероприятий в каждом разделе (подпрограмме) не конкретны, без дат и фамилий исполнителей.

· При написании программы забывают отражать преемственность между ступенями образования.

Помните, что программа пишется для вашего коллектива, учреждения, а не для проверяющих. Пишите её ясным, точным языком. Но не забывайте, что данная образовательная программа должна отличаться от предыдущих своим инновационным содержанием в соответствии с ФГОС.

§ планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;

§ учебный план начального общего образования;

§ программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования;

§ программы учебных предметов, курсов;

§ программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;

§ программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;

§ система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Пояснительная записка

Пояснительная записка является системообразующим элементом ООП и должна раскрывать (ФГОС, п.19.1):

· цели реализации ООП НОО , конкретизированные в соответствии с требованиями Стандарта к результатам освоения обучающимися ООП НОО;

· принципы и подходы к формированию ООП НОО и состава участников образовательного процесса конкретного ОУ;

· общую характеристику ООП НОО.

1. Нормативно-правовая база ООП НОО

Основная образовательная программа начального общего образования (далее – Программа) МОУ СОШ № _____ является основным нормативным документом в ОУ, определяющим содержание образования на начальной ступени и разработана с учётом требований следующих нормативных документов:

§ Закон РФ «Об Образовании»

§ Постановление Правительства РФ «Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении»

§ Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28 ноября 2002г. №44 о введении в действие Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях, СанПиН 2.4.2.1178-02»

§ Федеральный государственный образовательный стандарт

§ Устав ОУ №___

§ Правила внутреннего распорядка ОУ № ___

Другие локальные акты ОУ,

регламентирующие образовательную деятельность

2. Адресность ООП НОО

Программа адресована участникам образовательного процесса МОУ СОШ № ____, к числу которых относятся:

· Педагоги начальной школы;

· Родители обучающихся 1-4 классов;

· Дети, школьного возраста, принятые в 1 – 4 класс МОУ СОШ № ____;

· Представители общественности, являющиеся членами Управляющего совета и других выборных органов ОУ.

Функции, права и обязанности участников образовательного процесса закреплены в локальных актах ОУ (Уставе школы, Положении о родительской общественности, Положении об Управляющем совете и т. д.)

3. Принципы реализации Программы

Основными принципами реализации Программы являются:

· предоставление равных возможностей…

· открытость образовательного пространства…

· первостепенность интересов обучающихся…

· свобода выбора для обучающихся (темпа учения, уровня выполняемых заданий…)

4. Цели и задачи.

Цели и задачи ступени школьного образования формулируются на основе целей начального образования, заложенных в ФГОС НОО и с учетом местных (национальных, региональных) особенностей . Кроме этого, образовательное учреждение вправе самостоятельно к заданным целям добавить собственные цели, которые формулируются под запрос родителей конкретного образовательного учреждения.

Задачи необходимо рассматривать как условия достижения конкретных целей.

5. Образовательно-развивающая среда

Для осуществления целей Программы сформирована необходимая образовательно-развивающая среда, включающая в себя ресурсы школы, микрорайона и т. д.

(Подробный перечень или схема)

6. Условия реализации программы

Для реализации программы в ОУ созданы следующие условия:

кадровые (квалификация, опыт, повышение квалификации, победители профессиональных конкурсов , участие в проектах, грантах и т. п.);

материально-технические (помещения и оборудование);

информационные (обоснованное и эффективное использование информационной среды (локальной среды, сайта, цифровых образовательных ресурсов, мобильных компьютерных классов, владение педагогогами ИКТ-технологиями) в образовательном процессе).

Учебно-методическое обеспечение ОП (обоснование использования списка учебников для реализации задач ООП; наличие и оптимальность других учебных и дидактических материалов, включая цифровые образовательные ресурсы, частота их использования учащимися на индивидуальном уровне).

Санитарно-гигиенические (соответствие условий физического воспитания гигиеническим требованиям; обеспеченность горячим питанием; наличие лицензированного медицинского кабинета; расписание учебных занятий, учебный план, учитывающий разные формы учебной деятельности и полидеятельностное пространство).

7. Режим работы ОУ и особенности организации учебного процесса

График учебного времени и времени отдыха; одна-две смены и проч.

Планируемые результаты

освоения обучающимися

начального общего образования

Данный раздел целесообразно посвятить описанию планируемых результатов начального образования, ожидаемых в конкретном ОУ.

Планируемые результаты должны соотноситься с целями, сформулированными ОУ в разделе «Пояснительная записка».

Необходимо отметить, что в новом ФГОС НОО результат образования имеет три составляющих:

· предметные результаты – освоенный обучающимися опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира. Эта группа результатов прописывается через блоки «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться» для каждой учебной программы.

· метапредметные результаты – освоенные обучающимися УУД, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться , и межпредметные понятия;

· личностные результаты готовность и способность обучающихся к саморазвитию , сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.

Данный раздел предполагает наличие портрета выпускника начальной ступени общеобразовательной школы.

Учебный план

начального общего образования

Стандартом НОО право распределения часов внутри учебного плана на учебные дисциплины , модули, на классы и по учебным неделям передается непосредственно образовательному учреждению.

Формирование учебного плана – самый ответственный этап разработки программы, так как в стандарте определено только общее (на четыре года) количество часов, отведённых на учебную и внеурочную деятельность . Учебный (образовательный) план может определять:

· перечень предметных областей: филологию, математику, окружающий мир; искусство и культуру; здоровье и технологию (состав и структуру обязательных предметных областей);

· перечень компонентов внеучебной образовательной деятельности, организованных в разных формах (клубная, студийная, секционная, кружковая, проектная деятельность и др.) за пределами урочных занятий, с указанием объемов за учебный год и возрастов (годов обучения) учащихся;

· соотношение между обязательной частью, которая составляет 80% от общего нормативного времени, отведенного на предметную область, и частью, формируемой ОУ, которая составляет 20% от общего нормативного времени, отведенного на образовательную область. Часть, формируемая ОУ, предоставляет возможность расширения отдельных учебных курсов (дисциплин), модулей обязательной части образовательной области иди добавления новых с учетом интересов и склонностей учащихся, национально-региональных особенностей; мнений их родителей (законных представителей) и педагогических работников. В данную часть входит и внеурочная деятельность. В соответствии с требованиями Стандарта внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное и т. д.). Организация занятий по направлениям раздела «Внеурочная деятельность» является неотъемлемой частью образовательного процесса в образовательном учреждении. Общеобразовательные учреждения предоставляют обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленны на их развитие;

· максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся;

· вариант индивидуального учебного плана для одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Целесообразно основную образовательную программу реализовывать в рамках пятидневной учебной недели, предусмотрев возможность шестого дня недели (по желанию родителей), для реализации в субботу (или в другой день недели) дополнительной образовательной программы или внеурочных форм организации образовательного процесса в рамках основной образовательной программы.

Программа формирования

универсальных учебных действий

у обучающихся на ступени начального

общего образования

Овладение ребенком УУД означает формирование «умения учиться», т. е. способности к самостоятельному добыванию и усвоению новых знаний и умений, и его коммуникативную компетентность.

Программа формирования универсальных учебных действий для начального общего образования устанавливает ценностные ориентиры начального образования; определяет понятие, функции, состав и характеристики универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте; выявляет связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов; определяет условия, обеспечивающие преемственность программы формирования у обучающихся универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному и основному общему образованию.

Формирование УУД является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области и внеурочную деятельность. В данном разделе необходимо показать связь универсальных учебных действий с содержанием конкретных учебных предметов.

Заданные стандартом УУД определяют акценты в отборе содержания, планировании и организации образовательного процесса с учетом возрастно-психологических особенностей обучающихся.

· Место Программы формирования УУД среди других подпрограмм ООП НОО;

· Нормативно-правовая и документальная основа;

· Описание ценностных ориентиров содержания образования на ступени начального общего образования;

· Понятие, функции, состав и характеристики УУД;

· Связь УУД с содержанием учебных предметов;

· Типовые задачи формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий;

· Обеспечение преемственности программы формирования УУД при переходе на новую ступень общего образования.

Программа духовно-нравственного развития

и воспитания обучающихся на ступени

начального общего образования

Программа подразумевает конкретизацию задач, ценностей, содержания, планируемых результатов, а также форм воспитания и социализации обучающихся, взаимодействия с семьёй, учреждениями дополнительного образования , традиционными религиозными и другими общественными организациями, развития ученического самоуправления, участия обучающихся в деятельности детско-юношеских движений и объединений, спортивных и творческих клубов.

Программа духовно-нравственного развития ОУ должна содержать теоретические положения и методические рекомендации по формированию целостной образовательной среды и целостного пространства духовно-нравственного развития младшего школьника с учётом культурно-исторических, этнических, социально-экономических, демографических и иных особенностей региона.

Разделы программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся:

1. Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

2. Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

3. Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

5. Совместная деятельность образовательного учреждения, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся

6. Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Программа формирования культуры

здорового и безопасного образа жизни

Разработка программы формирования ценности здоровья и здорового образа жизни, а также организация всей работы по ее реализации должна строиться на основе научной обоснованности, последовательности, возрастной и социокультурной адекватности, информационной безопасности и практической целесообразности.

Анализ здоровья обучающихся дает возможность для организации здоровьесберегающей деятельности в образовательном учреждении. При этом необходимо создание внутришкольной здоровьесберегающей среды, рациональной организации учебного процесса, совершенствование двигательного режима в процессе обучения, физкультурно-оздоровительная работа, работа по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни, организация медицинской помощи и диспансеризации.

Здоровьесберегающая инфраструктура прописывается образовательным учреждением в основной образовательной программе блоком программы, структура которой выглядит следующим образом:

Паспорт программы.

Нормативно-правовая и документальная основа.

Пояснительная записка.

Ожидаемые результаты.

Критерии оценки эффективности оценки ожидаемых результатов.

Форма представления результатов.

В паспорте программы необходимо указать:

1. Заказчика программы.

2. Сроки реализации программы.

5. Источник финансирования, если таковой предусмотрен.

6. Ожидаемые результаты.

В пояснительной записке необходимо дать информационно-аналитическую справку о состоянии здоровья обучающихся. Указать связь с уже существующими программами и отличительные особенности данной программы. Так же в пояснительной записке необходимо прописать базовые теоретические идеи и ключевые понятия.

В разделе «Форма представления результатов» целесообразно представлять ежегодные аналитические отчеты о ходе реализации комплексо-целевой программы, которые покажут качество реализации программы по здоровьесбережению.

Система оценки достижения

планируемых результатов освоения

основной образовательной программы

начального общего образования

Система оценки в условиях личностно-ориентированного образования направлена, прежде всего, на раскрытие личностных качеств каждого ребёнка.

Первые классы – безотметочное обучение с зачётом по каждой теме. Экран (дневник) успеваемости, где отмечаются результаты продвижения в усвоении новых знаний.

Текущий контроль. Поощрение действий ученика. Обучение ученика критериям оценивания собственной работы. Использование взаимопроверки и самопроверки.

Тематический, промежуточный и итоговый контроль. Для оценивания уровня развития ключевых компетентностей (метапредметные результаты) обучающихся используются карты оценки сформированности ключевых компетентностей:

§ на материале решения учебных задач;

§ на материале решения исследовательских и проектных задач;

§ портфолио.

Оценивание проводится на основе описаний (дескрипторов) уровней сформированности отдельных компонентов

Уровни выделяются как этапы/уровни присвоения культурных средств (способов действий):

w 1-й уровень – формальный – освоение внешней стороны образца (алгоритма, правила);

w 2-й уровень – предметный – освоение существенного предметного основания (внутренней формы) способа действия;

w 3-й уровень – функциональный – способность использовать, преобразовывать знание (способ действия) для решения задач в новых условиях, новых структурах действия.

Предметные результаты оцениваются по:

§ владению предметными понятиями и способами действия,

§ умению применять знания в новых условиях,

§ по системности знаний.

Оценка уровня сформированности предметной грамотности проводится по трехуровневым контрольно-диагностическим материалам. 3-й уровень дополнительно диагностируется при выполнении проектных задач и «практик».

Личностные результаты возможно определить через листы наблюдений или портфолио обучающегося (подробно см. «Методические рекомендации», разд. «Новая система оценивания», сайт ТОИПКРО, ссылка ФГОС).

Образовательные программы определяют содержание образования.

Образовательная программа, разрабатываемая на базе федерального образовательного стандарта (образовательного стандарта), представляет собой комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и форм аттестации. Комплекс вышеупомянутых характеристик представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов (ст. 2 п. 9 комментируемого Закона).

В ст. 3 комментируемого Закона среди основных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования закреплен гуманистический характер образования. В соответствии с этим принципом законодатель в ч. 1 комментируемой статьи установил, что содержание образования должно содействовать «взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями»

Что касается содержания профессионального образования и профессионального обучения, то оно должно обеспечивать получение квалификации - уровня знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующего подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности.

Законодательство разделяет образовательные программы на основные и дополнительные в зависимости от уровня образования, на котором эти программы реализуются.

Основные образовательные программы (ООП) реализуются по уровням общего и профессионального образования, а также по профессиональному обучению.

Дополнительные образовательные программы реализуются по дополнительному образованию.

Система образовательных программ может быть представлена следующим образом.

Образовательные программы в Российской Федерации

1. Основные образовательные программы

1.1. Основные общеобразовательные программы:

1.1.1. образовательные программы дошкольного образования;

1.1.2. образовательные программы начального общего образования;

1.1.3. образовательные программы основного общего образования;

1.1.4. образовательные программы среднего общего образования.

1.2. Основные профессиональные образовательные программы:

1.2.1. образовательные программы среднего профессионального образования

1.2.1.а. программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих;

1.2.1.б. программы подготовки специалистов среднего звена;

1.2.2. образовательные программы высшего образования:

1.2.2.а. программы бакалавриата;

1.2.2.б. программы специалитета;

1.2.2.в. программы магистратуры;

1.2.2.г. программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре);

1.2.2.д. программы ординатуры;

1.2.2.е. программы ассистентуры-стажировки.

1. 3. Основные программы профессионального обучения :

1.3.1. программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих;

1.3.2. программы переподготовки рабочих, служащих;

1.3.3. программы повышения квалификации рабочих, служащих.

2. Дополнительные образовательные программы

2.1. Дополнительные общеобразовательные программы :

2.1.1. дополнительные общеразвивающие программы;

2.1.2. дополнительные предпрофессиональные программы.

2.2. Дополнительные профессиональные программы:

2.2.1. программы повышения квалификации;

2.2.2. программы профессиональной переподготовки.

По общему правилу, организация, осуществляющая образовательную деятельность, самостоятельно разрабатывает и утверждает свои образовательные программы.

Образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с ФГОС дошкольного образования и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования (ч. 6 комментируемой статьи).

Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, разрабатывают образовательные программы в соответствии с ФГОСами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ (ч. 7 комментируемой статьи).

Из этого правила законодательно закреплено исключение, предусмотренное для образовательных организаций высшего образования, имеющих право самостоятельно разрабатывать и утверждать образовательные стандарты. Такие организации разрабатывают образовательные программы высшего образования самостоятельно на основе собственных образовательных стандартов.

Перечень образовательных организаций, наделенных таким правом, установлен ч. 10 ст. 11 комментируемого закона. В него включены:

Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова и Санкт-Петербургский государственный университет;

Образовательные организации высшего образования, в отношении которых установлена категория «федеральный университет»;

Образовательные организации высшего образования, в отношении которых установлена категория «национальный исследовательский университет»;

Федеральные государственные образовательные организации высшего образования, перечень которых утверждается указом Президента РФ (Указ Президента РФ от 9 сентября 2008 г № 1332 «Об утверждении перечня федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, которые вправе разрабатывать и утверждать самостоятельно образовательные стандарты по всем уровням высшего образования»).

Как уже отмечалось, образовательная организация формирует свою образовательную программу на базе ФГОС и учетом соответствующих примерных основных образовательных программ.

Под примерной основной образовательной программой понимается учебно-методическая документация, определяющая рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы.

В состав такой учебно-методической документации входят:

Примерный учебный план,

Примерный календарный учебный график,

Примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей).

Примерные программы разрабатываются по:

основным общеобразовательным программам :

Образовательным программам дошкольного образования;

Образовательным программам начального общего образования;

Образовательным программам основного общего образования;

Образовательным программам среднего общего образования;

основным профессиональным образовательным программам:

- образовательным программам среднего профессионального образования (программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программам подготовки специалистов среднего звена);

Образовательным программам высшего образования (программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программам ординатуры, программам ассистентуры-стажировки);

Основным образовательным программам в части учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей).

Порядок разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ утверждается Министерством образования и науки РФ (Приказ Минобрнауки России от 28 мая 2014 № 594 «Об утверждении Порядка разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ») .

Проекты примерных основных общеобразовательных программ разрабатываются по заказу Минобрнауки России. Они направляются разработчиками для организации проведения экспертизы в федеральное учебно-методическое объединение по общему образованию (УМО по общему образованию), создаваемое Минобрнауки России. В случае если федеральное УМО является разработчиком проекта примерной основной общеобразовательной программы, то оно самостоятельно организует проведение экспертизы проекта примерной основной общеобразовательной программы.

К экспертизе примерных основных общеобразовательных программ с учетом их уровня и направленности (в части учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей) привлекаются уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Примерные программы в части учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), направленных на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях мировой религии (мировых религий), проходят экспертизу в централизованной религиозной организации на предмет соответствия их содержания вероучению, историческим и культурным традициям этой организации в соответствии с ее внутренними установлениями.

Проекты примерных основных профессиональных программ направляются разработчиками для организации проведения экспертизы в учебно-методические объединения в системе профессионального образования.

Разработку примерных программ подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре обеспечивают федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрены военная или иная приравненная к ней служба, служба в органах внутренних дел, служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. К таким федеральным органам исполнительной власти относятся Министерство обороны РФ, Министерство внутренних дел, Федеральная служба безопасности, Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков и т. д. В соответствии с Федеральным законом от 4 июня 2014 г. № 145-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам военной службы в органах военной прокуратуры и военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации» к числу таких органов будет отнесен Следственный комитет РФ.

Разработку примерных программ ассистентуры-стажировки обеспечивает Министерство культуры РФ, а обеспечение разработки примерных программ ординатуры возлагается на Министерство здравоохранение РФ.

В соответствии с ч. 10 комментируемой статьи примерные основные образовательные программы включаются по результатам экспертизы в реестр примерных основных образовательных программ, являющийся государственной информационной системой. Содержащаяся в этом реестре информация является общедоступной.

Организации, которым предоставляется право ведения реестра, устанавливаются Министерством образования и науки РФ.

Ведение реестра осуществляется оператором путем:

Внесения в реестр реквизитов решения об одобрении примерной программы, реквизитов решения о переводе примерной программы в раздел архива, по которой принято такое решение;

Технического обеспечения функционирования реестра;

Автоматизированной обработки информации, содержащейся в реестре;

Предоставления доступа к примерным программам, содержащимся в реестре;

Обеспечения сохранности информации, содержащейся в реестре;

Обеспечения защиты информации, содержащейся в реестре.

Примерная программа после одобрения направляется Министерством образования и науки РФ или учебно-методическим объединением в системе профессионального образования оператору, который и размещает программу в реестре.

Это не что иное, как комплекс характеристик учебного плана, который закреплен законом. Существуют календарный график, оценочные материалы, рабочие программы, нормы дисциплин, а также другие факторы. Все это закреплено в двенадцатой и двадцать восьмой статье закона "Об образовании в Российской Федерации".

Образование в России

В нашей стране каждый человек имеет право на образование. Это даже прописано в Конституции Российской Федерации. Образование - это процесс, который подразумевает под собой воспитание и обучение. Он осуществляется лишь по желанию самого человека и общества по закону государства. Основными признаками образования являются именно развитие умственное, духовное, творческое и даже физическое.

На территории России система образования появилась еще в Средние века. В десятом веке на Руси образование существовало в Киеве и Новгороде. А уже в девятнадцатом веке появилась система образования, которая была более похожа на современную. Со временем процесс усовершенствовался и развивался, с годами образование становилось лишь лучше и качественнее.

На сегодняшний день образовательная программа состоит из нижеприведенных факторов:

  • нормы образовательной программы;
  • требования государства;
  • программа образования;
  • учебный план;
  • программа учебы, дисциплины, предметов;
  • календарь учебного плана;
  • реализация образовательной программы;
  • материалы, которые обеспечивают реализацию обучения;
  • внеурочная программа;
  • духовно-нравственное развитие;
  • оценки планируемых и достигнутых результатов;
  • прочие материалы, которые помогают обеспечить условия образования;
  • формирование учебной деятельности;
  • обучение экологической культуре.

Образовательные программы России

Основная образовательная программа - это та, которая определяет и регулирует цели, задачи и результаты. Она направлена на развитие интеллекта и самой личности. Также основная образовательная программа - это то, что позволяет развиваться человеку не только умственно, морально и нравственно, но и физически в том числе. Она осуществляется через урочную и внеурочную деятельность.

Для того чтобы разобраться с освоением основной образовательной программы, следует разобраться, какие именно виды программ актуальны в нашем государстве.

К таким образовательным программам можно отнести: дошкольную программу общеобязательное, среднее полное общее. Также существует начальное профессиональное образование, среднее и высшее профессиональное. Это все необходимо для повышения профессионализма человека, а также для увеличения уровня квалификации специалистов.

Основная образовательная программа начального образования

Что же это такое? Если основная образовательная программа - это то, что содержит в себе основы образования, то что же такое начальное образование? Это первоначальный шаг детей в общем образовании. В ходе начального образования ребенок делает свои первые шаги к формированию личности. Что есть хорошо как для общества, так и для государства. Ребенок получает первые знания и важные навыки.

Дошкольное образование

До того как дети начинают посещать школу и получать начальное образование, они также имеют возможность получить Это воспитание. Ведь ребенка обучают чему-либо, что способствует его развитию. За детьми следует присматривать, а также ухаживать. Этот процесс происходит как в семье, так и в детских садах, прочих специализированных заведениях. Поэтому огромное значение имеет то, какие знания и навыки получит ребенок на начальном этапе своей жизни. В этом ему обязано помочь государство.

Основная образовательная программа дошкольного образования (далее ООП ДО) – это обязательный документ, который должен быть в каждом дошкольном образовательном учреждении. Данная программа разрабатывается в соответствии с требованиями основных нормативных документов: Закона «Об образовании в Российской Федерации» и Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО и является обязательным нормативным документом, разрабатываемым и реализуемым каждым образовательным учреждением самостоятельно. Основная образовательная программа дошкольного образования является одним из основных нормативных документов дошкольного образовательного учреждения, регламентирующих его жизнедеятельность. Она наряду с Уставом служит основой для лицензирования, изменения бюджетного финансирования, организации платных образовательных услуг в соответствии с социальным заказом родителей (законных представителей). Основная образовательная программа дошкольного образования – это нормативно-управленческий документ, в котором каждое учреждения определяет цели образовательной деятельности, её содержание, применяемые методики и технологии, формы организации воспитательно-образовательного процесса. Назначение ООП ДО определяется исходя из того, что это внутренний (для данного учреждения) образовательный стандарт, составленный на основе одной из примерных основных образовательных программ и учитывающий логику развития самого образовательного учреждения, его возможности, образовательные запросы основных социальных заказчиков -родителей (законных представителей).

Программа должна быть направлена на: создание условий развития ребёнка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; На создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему социализации и индивидуализации детей. Содержание Программы должно охватывать следующие образовательные области:

● социально-коммуникативное развитие;

● познавательное развитие;

● речевое развитие;

● художественно-эстетическое развитие;

● физическое развитие.

Пункт 2.7. стандарта – говорит о том, что содержание программы реализуется в различных ведущих видах деятельности (общение, игра, познавательно-исследовательская деятельность)

Программа содержит основные 3 раздела:

Целевой раздел (пояснительная записка, цели и задачи, планируемые результаты реализации программы)

Организационный раздел – материально-техническое обеспечение, методические материалы, распорядок дня, праздники, события и т.д.

Очень важно, чтобы в разработке основной образовательной программы принимали участие все педагогические работники ДОО, поскольку работать по этой программе должны будут также все педагоги ДОО. И чтобы воспитатели и педагоги понимали, что от них «хотят» и какое содержание собрано в образовательной программе, они должны непременно стать и разработчиками ООП ДО.

Годовой план

План работы на учебный год (годовой план) является обязательной документацией дошкольного образовательного учреждения. В нем определены направления, задачи и система конкретных мероприятий для решения задач в конкретном учебном году, методику их реализации, состав исполнителей и т.д. Годовой план работы можно рассматривать как инструмент оперативного управления дошкольным образовательным учреждением. Годовой план - это конкретизация задач и мероприятий обозначенных в программе развития и образовательной программе.

В годовом плане работы ДОО определены:

 конкретные мероприятия по разрешения проблем в образовательном процессе,

 система методической поддержки воспитателей в их профессиональном росте,

 формирование опыта работы педагогов,

 внедрение инноваций, с целью повышения качества дошкольного образования.

Годовой план - это сосредоточение внимания коллектива на главных задачах конкретного учебного года.

Основные задачи планирования заключаются в следующем:

 в обеспечении выполнения решений государственных органов по вопросам воспитания, развития и эмоционального благополучия детей раннего и дошкольного возраста;

 в вычленении главных, узловых вопросов в деятельности педагогического коллектива;

 в определении конкретных мероприятий, сроков их исполнения и ответственных исполнителей;

 в воспитании ответственности и дисциплинированности у членов коллектива.

Основные разделы годового плана работы ДОО

1. Анализ работы за прошедший учебный год.

2. Задачи на предстоящий учебный год

3. Система работы с кадрами:

 обучение на курсах повышения квалификации (для разных категорий педагогов с учетом дифференцированного подхода);

 подготовка к аттестации и аттестация;

 посещение педагогами в межкурсовой период методических объединений, конференций, круглых столов и т.д., с целью повышения профессионального мастерства;

 самообразование педагогов.

4. Организационно-педагогическая работа

 Работа творческих групп.

 Подготовка и проведение педагогических советов.

 Изучение, обобщение, внедрение, распространение передового педагогического опыта (мастер-классы, открытые просмотры и т.п.)

 Участие в конкурсах и смотрах.

5. Система внутреннего мониторинга.

Этот раздел связан с контрольно-диагностической функцией в управлении дошкольным образовательным учреждением и представляется как система внутреннего мониторинга. Здесь планируются виды и формы контроля за образовательным процессом (оперативный, тематический, ДРК и др.).

6. Взаимодействие в работе с семьей, школой и другими организациями.

В этом разделе планируется работа по повышению педагогической компетентности родителей (родительские собрания, семинары, тренинги, практикумы, круглые столы и т.д.). Совместное творчество детей, родителей и педагогов. Создание банка данных о семьях воспитанников. Планируются мероприятия по вопросам преемственности в работе со школой и организациями, с которыми заключены договора.

7. Административно-хозяйственная работа. Планируется вся работа по укреплению материально-технической и финансовой базы ДОО: ремонт, оснащение и пополнение предметных сред и др.

Перспективные и календарные планы педагогических работников

Основная образовательная программа - локальный документ, определяющий цели и задачи реализации образовательного процесса, содержание и ступени, планируемые результаты обучения и воспитания детей. Текст программы ориентирован на всестороннее развитие учащихся, формирование общей культуры, а потому служит вектором работы для педагогического коллектива образовательного учреждения. Она:

  • определяет уровень образованности личности;
  • используется в качестве управленческого инструмента;
  • незаменима для аккредитации и лицензирования образовательного учреждения;
  • позволяет установить компетентность и ответственность образовательного учреждения в зависимости от показателей реализации ООП.

Структура основной образовательной программы

В законе «Об образовании» нет строгого определения образовательной программы, однако достаточно точно обозначено ее место в системе российского образования. Этот управленческий образовательно-правовой документ:

  • самостоятельно разрабатывается, утверждается и реализуется в образовательном учреждении;
  • формируется на базе государственного стандарта и в соответствии с его требованиями к структуре образовательной программы ;
  • включает требования, следование которым позволит достичь определенного уровня образования и получения соответствующего документа.

В контексте отсутствия нормативной трактовки образовательную программу сопровождает двойственность понятия, которое можно рассматривать в следующих аспектах:

  • по отношению к учащимся - она содержит характеристику планируемых компетенций учеников и систему оценивания образовательных достижений, тогда как методы и формы освоения содержания образовательной программы не должны быть очевидными для школьников;
  • с точки зрения педагога - документ является основой для целеполагания, он характеризует содержание школьного образовательного курса, учебного материала, содержит методическое обеспечение и принципы организации учебного процесса.

Образовательные учреждения реализуют ООП посредством чередования урочной и внеурочной деятельности, порядок и характер которого образовательные учреждения устанавливают самостоятельно. Внеурочная деятельность осуществляется по шести основным направлениям (общекультурное, социальное, оздоровительное, духовно-нравственное, общеинтеллектуальное и туристско-краеведческое) посредством работы секций и клубов, кружковой работы, конкурсов, викторин, экскурсий, встреч с интересными людьми, краеведческой и проектной деятельности.


Сохраните это себе, чтобы не потерять:

Больше узнать о программе развития образовательного учреждения помогут статьи электронного журнала "Справочник руководителя образовательного учреждения"



Структура образовательной программы включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный. Документ структурно делится на обязательную часть, составляющую 80 % текста, и факультативную (20 %), составляемую участниками образовательного процесса.

Целевой раздел Это вводный раздел ООП, которые определяет цели и задачи документа и образовательно-воспитательной деятельности в целом. Он включает пояснительную записку, планируемые результаты и систему оценки результатов учебно-воспитательной деятельности.
Содержательный

Является основным разделом, определяя содержание основного общего образования и то, что входит в образовательную программу . В нем обозначаются механизмы и общие рамки реализации образовательного процесса, указывается:

  • программа развития УУД у учеников с учетом формирования необходимых компетенций и задействования различных видов деятельности;
  • программы всех учебных предметов, включая интегрированные;
  • программа коррекционной работы;
  • программа социализации и воспитания по профориентации, социализации, духовно-нравственному развитию, безопасному образу жизни, формированию культуры здоровья и экологии.
Организационный Заключительный раздел, содержащий практическую информацию: систему условий реализации ООП по ФГОС и учебный план.

Школьная образовательная программа традиционно рассматривается в научно-методическом и нормативно-правовом аспектах и представляет собой обобщенный нормативный документ, положения которого должны в обязательном порядке исполняться. В таком ключе в структуре образовательной программы содержится внутренний образовательный стандарт, который устанавливает важность развивающей направленности учебного процесса и включения в него многочисленных компонентов. Она разрабатывается представителями школьного педколлектива с учетом особенностей ученического и педагогического контингента, согласно требованиям главных потребителей образовательных услуг - детей и их родителей - на базе федеральных стандартов.

Опытные методисты напоминают, что:

  1. Объем образовательной программы не регламентируется требованиями ФГОС, а потому может быть произвольным и достаточным для раскрытия сути трех основных разделов.
  2. Авторами основной образовательной программы могут быть администрация и работники учреждения (к составлению текста ООП допускается привлечение всех заинтересованных лиц, включая родителей учеников и самих учащихся). Разработкой и утверждением программы занимается руководитель ОУ совместно с советом школы, тогда как учителя на базе образовательной программы составляют рабочие, планируя учебный процесс.
  3. Составляя ООП на базе примерной программы, разработчики должны соотносить приоритеты деятельности, характеристику педколлектива и учеников, кадровые и материально-технические условия, цели и задачи со спецификой конкретного образовательного учреждения, для которого составляется документ.

Основная образовательная программа школы - главный и даже стратегический документ, от которого существенно отличается программа развития - перспективный план, определяющий целеполагание ОУ. ООП же является текущим планом, демонстрирующим текущее состояние школьной образовательной системы,а если опирается на педагогические инновации, тогда она носит инновационный характер.

Работая над структурой основной образовательной программы , следует помнить, что:

  • при написании текста ООП важно учитывать особенности своей школы, а не бездумно переписывать содержание примерной программы, дублируя не только формулировки, но также цели и задачи, которые должны быть максимально адаптированы к реалиям ОУ;
  • особое значение имеет преемственность ступеней образования, которая должна находить отражение в документе;
  • каждую новую программу от предыдущей должна отличать инновационная составляющая, новизна, обуславливающая ее актуальность;
  • к каждому разделу необходимо характеристику, указав ответственных исполнителей, сроки и задачи;
  • программа должна быть написана точным и грамотным языком и изложена понятными для педагогов формулировками (поскольку текст пишется не для проверяющих органов, а для учителей, стоит отказаться от чрезмерного количества канцеляризмов).

Разработка ООП

Работа над созданием основной образовательной программы ведется по нескольким направлениям:

    • нормативное обеспечение - изучение примерной ООП, обеспечение соответствия положений основной образовательной программы требованиям ФГОС и школьной нормативной базы, обозначение перечня учебных пособий и учебников, которые будут рекомендованы документом (при необходимости осуществляется корректировка программы развития школы);
    • организационно-содержательное обеспечение - создание и утверждение плана-графика работы над ООП, формирование рабочей группы, анализ содержания основной образовательной программы , которая реализуется в данный момент, координирование деятельности субъектов учебного процесса, планирование ресурсного обеспечения, привлечение органов госуправления;
    • финансово-экономическое обеспечение - корректировка Положения о системе охраны труда, составление плана финансово-хозяйственной деятельности, локальных актов, устанавливающих объем заработной платы, заключение допсоглашений к трудовым договорам с педагогами;
    • кадровое обеспечение - проверка соответствия должностных инструкций требованиям ФГОС, формирование плана-графика повышения квалификации педработников, плана проведения научно-методических семинаров, обучение сотрудников ИКТ-технологиям (допускается система поощрения и поддержки инициативных педагогов);
  • методическое обеспечение - планирование методической работы, направленной на реализацию ФГОС, изучение и создание методического сопровождения рабочих учебных программ, внедрение изменений в план внутришкольных научно-методических семинаров, организация экспериментальной и инновационной деятельности;
  • информационное обеспечение - работа по обновлению (редизайну) школьного сайта для более точного информирования общественности о результатах деятельности, изучение мнения родителей, утверждения локальных актов, регулирующих публичную отчетность;
  • материально-техническое обеспечение - обеспечение образовательного процесса необходимым оборудованием и оснащением (вспомогательными и интернет-ресурсами), разработка локальных актов, регламентирующих требования к школьной инфраструктуре.

Права и обязанности разработчиков ООП

Работа над ООП - это не точечный процесс, а непрерывная система действий. Поскольку особое значение придается скоординированности усилий всех участников образовательного процесса, именно от них зависит и его результативность.

Требования к структуре образовательной программы

Стандарт последнего поколения на первое место выносит достижение не предметных, а компетентностных результатов, потому основой разработки современных образовательных программ становится метапредметный подход, интегрирующий школьное образование, дополнительное и саморазвитие в социальный и прикладной опыт учащихся.

Основная образовательная программа в школе разрабатывается на базе примерной. В построении документа особое значение приобретает оценка образовательных результатов в целом в контексте возрастных особенностей, социализации и метапредметных компетенций школьников. С этой целью при формировании образовательной программы образовательная организация использует технологии рефлексивного, исследовательского и проектного обучения, учитывает технологии консультирования, тьюторской поддержки учащихся.

Целевой раздел ООП: требования к составлению программы

Первый раздел программы содержит три главных составляющих.

    1. Пояснительная записка дает общую характеристику программы, раскрывает новизну и актуальность документа, цели и задачи ООП, связывая их с требованиями стандарта, ключевые подходы к осуществлению программы. Важно обосновывать целевую направленность документа фактами, давать выдержки из нормативных актов и ФГОС, чтобы избежать формальных рассуждений и пустых формулировок.
  1. Планируемые результаты освоения ООП должны быть взаимосвязаны с нормами ФГОС, системой оценки результатов и характером образовательного процесса в выбранном учебном заведении. Этот блок текста служит критериальной и содержательной основой для создания рабочих программ учебных дисциплин и курсов внеурочной деятельности, а потому должен быть предельно четким и лаконичным, опираясь на нормативную базу и ФГОС. Важно соответствие возрастным особенностям детей и специфике образовательного процесса в конкретном образовательном учреждении.
  2. В структуре ООП особое место занимает система оценки планируемых результатов, конкретизирующих и уточняющих те компетенции, которых должны достичь учащиеся по завершению школьного курса обучения. То, насколько были достигнуты запланированные результаты, отражается на оценке результатов работы педагогов, школы и системы образования в целом. Система оценки описывает организацию и реализацию промежуточной, государственной аттестации и итогового оценивания по предметам и позволяет:
  • направлять учебный процесс на воспитание и духовно-нравственное развитие детей;
  • акцентировать оценочную деятельность на разных аспектах и направлениях, характеризуя суть, процедуру, форму представления и объект оценивания;
  • осуществлять комплексный аналитический подход, оценивая личностные, метапредметные и предметные результаты в динамике в процессе освоения ООП;
  • задействовать комплекс аналитических методов, взаимодополняющих друг друга;
  • использовать результаты освоения детьми ООП для анализа эффективности работы образовательного учреждения.

Содержательный раздел ООП: структура и характеристика

Во втором разделе документа содержатся положения, позволяющие достичь всестороннего развития личности ребенка. Для этого в тексте дается дается характеристика работы учреждения по пяти образовательным областям, перечисляются вариативные способы и методы реализации ООП, ориентированные на индивидуальные и возрастные особенности детей, и принципы коррекционной работы.

В этот раздел авторы вносят всю необходимую по их мнению информацию касательно стимулирования детской образовательной инициативы, культурных практик, внедрения различных видов деятельности, взаимодействия с семьями учащихся и прочих аспектов. Разработчики программы учитывают социокультурные и национальные условия, потребности и интересы учеников, традиции образовательного учреждения, потому в него могут быть включены адаптационные механизмы и методы формирования условий для обучения детей с ОВЗ, принципы проведения коррекционных занятий.

Программа развития универсальных учебных действий - реализует системно-деятельностный подход и позволяет достигать метапредметных и личностных результатов. Она направлена на проектную и исследовательскую деятельность, повышение эффективности усвоения знаний, профориентацию и социальное проектирование. Примерная структура программы формирования УУД выглядит следующим образом:

  1. актуальность программы и ее место среди других ООП;
  2. нормативно-правовая база вопроса;
  3. ценностные ориентиры и задачи документа;
  4. характеристики и функции УУД;
  5. связь универсальных учебных действий с содержанием учебных дисциплин;
  6. типовые задачи и преемственность программы при переходе на следующую ступень общего образования.

Программы учебных предметов и курсов , которые позволяют в полной мере освоить содержание основного общего образования. Эти документы разрабатываются с учетом требований к освоению ООП и становятся частью основной программы. Структура программ отдельных учебных предметов:

  1. пояснительная записка и общая характеристика курса или предмета;
  2. описание курса в учебном плане и учебного предмета в системе среднего образования;
  3. компетенции учащихся, предметные, личностные и метапредметные результаты освоения;
  4. содержание учебного курса, предмета;
  5. тематическое планирование, учитывающее различные виды деятельности;
  6. необходимое кадровое, материально-техническое и учебно-методическое обеспечение;
  7. планируемые результаты.

Программа социализации и воспитания опирается на национальные и общекультурные ценности (мир, семья, гражданственность, дом, наука, здоровье, природа, искусство) и направлена на получение детьми социального опыта, понимания социальных ролей, норм общественной морали, формирование готовности к выбору профессии, получение установок для ведения здорового образа жизни, экологической культуры.

Программа коррекционной работы - призвана обеспечивать коррекцию недостатков физического и психического развития учащихся с ОВЗ, помогать в преодолении трудностей, поддерживать детей, которые нуждаются в помощи. Она направлена на определение особых образовательных потребностей детей и их интеграцию в образовательной процесс учреждения, осуществление комплексного подхода к психолого-медико-педагогическому сопровождению детей, формирование необходимых условий для обучения и воспитания детей с ОВЗ, обеспечение их необходимыми учебно-методическими средствами, специальными программами. Содержание программы коррекционной работы:

  1. цели и задачи коррекционной работы;
  2. список и содержание направлений работы, индивидуализированных и ориентированных на удовлетворение потребностей детей с ОВЗ;
  3. система психолого-медико-социального сопровождения;
  4. методики воздействия с учетом привлечение медработников, психологов, социальных педагогов и других специалистов;
  5. планируемые результаты освоения программы.

Организационный раздел ООП: структура документа

Поскольку организационный раздел программы определяет механизмы реализации всех компонентов ООП, в нем отражается практико-деятельностный подход. Третий раздел программы содержит учебный план учреждения и описание системы условий, необходимых для его реализации.

Новые возможности для карьерного роста

Для грамотного и эффективного управления образовательным учреждением рекомендуем пройти обучение по

За прохождение - диплом государственного образца о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.

Учебный план - инструмент реализации требований ФГОС, который регламентирует объем аудиторной нагрузки, структуру и перечень обязательных учебных дисциплин. Важно подчеркнуть, что в структуре образовательной программы может быть не один, а несколько учебных планов (общий и индивидуальные), число которых зависит от контингента образовательного учреждения и потребностей детей, поскольку учебный план школы должен обеспечивать образовательные потребности всех учащихся.

В учебный план входят следующие обязательные предметные области и учебные предметы:

  • филология (русский язык, родной язык, литература, родная литература, иностранный язык, второй иностранный язык);
  • общественно-научные предметы (история России, всеобщая история, обществознание, география);
  • математика и информатика (математика, алгебра, геометрия, информатика);
  • основы духовно-нравственной культуры народов России;
  • естественно-научные предметы (физика, биология, химия);
  • искусство (изобразительное искусство, музыка);
  • технология (технология);
  • физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности (физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности).

Срок освоения ООП составляет 5 лет, за время которых должно быть проведено от 5267 до 6020 учебных занятий.

В календарном учебном графике чередуется урочная и внеурочная учебная деятельность и плановые перерывы (каникулы). В нем указываются даты начала и завершения учебного года, его продолжительность, каникулярные периоды, сроки проведения промежуточных аттестаций.

Помимо плана урочной деятельности в структуре ООП должен содержаться план внеурочной деятельности, учитывающий потребности и индивидуальные особенности школьников. Дети принимают участие во внеурочной деятельности, которая реализуется по пяти основным направлениям, исключительно на добровольных началах. Учащимся предлагаются занятия в секциях и клубах, кружковая работа, исследовательская деятельности, военно-патриотические объединения, социальные акции, экскурсии и прочее. В документе отражают перечень и структуру направлений работы, механизмы организации, объем внеурочной деятельности с учетом интересов учащихся.

За 5 лет обучения в плане внеурочной деятельности должно быть не более 1750 часов.

Система условий реализации ООП работает на достижение планируемых результатов при учете организационной структуры ОУ и его локальных нормативных актов. В этом подразделе отражают:

  • имеющиеся в школе материально-технические, кадровые и информационно-методические условия;
  • характеристику и обоснование требуемых изменений уже сложившихся условий;
  • принципы достижения целевых ориентиров;
  • дорожную карту формирования обновленных условий;
  • принципы контроля.

Проблемы проектирования основной образовательной программы

Основная образовательная программа образовательного учреждения - документ, который объединяет различные программы воспитания и освоения учебных предметов, социализации, коррекционной работы, развития универсальных учебных действий. Проектируя структуру образовательной программы в соответствии с требованиями ФГОС , разработчики учитывают программно-методическое обеспечение учебного процесса и ориентируются на компетентностную модель выпускника средней школы.

При этом ответственные за разработку документа педагоги нередко сталкиваются с неготовностью и отсутствием должной мотивации для проектирования ООП, а потому вынуждены действовать по привычной для администрации и педколлектива модели, не учитывая или не в полной мере учитывая интересы других участников образовательного процесса, включая учащихся и их родителей.

Немало педагогов отмечают наличие затруднений с проектированием каждого из трех разделов программы:

  • непросто сформулировать цели и задачи документа, разработать систему мониторинга достижения планируемых результатов;
  • учителя затрудняются с точным определением планируемых метапредметных и личностных результатов, поскольку зачастую они формулируются весьма условно;
  • проблемы возникают с проектированием учебных планов для школьников с особыми индивидуальными потребностями.

Поскольку проектирование ООП на уровне школ осуществляется с нарушениями или вызывает серьезные затруднения, целесообразнее выбрать готовую примерную ООП из госреестра и адаптироваться ее для конкретного образовательного учреждения. Однако и в этом случае на администрацию школы возлагается большая ответственность, поскольку выбору примерной программы должна предшествовать профессионально-общественная экспертиза и тщательное изучение. Директору школы следует оценить кадровые, материально-технические, методические, нормативно-правовые и информационные ресурсы, которые потребуются для реализации выбранной программы.

Привлекая к обсуждению примерной ООП не только коллег-педагогов, но и родителей учеников, директору важно быть готовым к разнице восприятия документа и критериев выбора. Если родители руководствуются доступностью программы для понимания ребенком, соответствием его психолого-физиологическим возможностям, отсутствием негативного влияния на здоровье ввиду переутомления, то учителя акцентируют внимание на степени сложности обучения программе со стороны педагога и освоения программы учениками, соответствии текста возможности достижения планируемых результатов, наличие апробированной системы оценки результатов. Учитывая требования к структуре ООП и специфику ее реализации, администрации школы необходимо взвесить:

  • есть ли в школе научно-методическая литература, инструкции и регламенты, которое позволят успешно адаптировать текст примерной программы для конкретного ОУ;
  • насколько информационно-техническое и материальное обеспечение школы соответствует требуемому по программе;
  • готов ли педколлектив к реализации выбранной ООП, насколько его квалификационный уровень соответствует требованиям программы.

После разработки и утверждения ООП учительский коллектив школы должен принять участие в формировании учебного плана, достигнув желаемых межпредметных связей, целостности содержания образовательного процесса и создания единого учебно-методического пространства. При этом осуществляется соотнесение имеющейся учебно-методической и материально-технической базы требуемой с последующим приобретением необходимых пособий и оборудования.