Сложные слова тема в начальной школе. Тема: "Сложные слова"

Из двух и даже трех слов можно образовать новое слово. Такой способ образования новых слов называют сложение, а сами слова - сложными. Чтобы понять, где в сложном слове корни, нужно сначала правильно определить его значение. К примеру, пароход - это не тот, кто ходит парами, а судно, которое ходит на пару. Или мышеловка - это не ловкая мышь, а ловушка для мышей.

Существуют слова, которые похожи на сложные, но на самом деле в них только один корень, и он четко вырисовывается после нахождения значения слова. К примеру, желтоватый - не желтая вата, а слегка желтый, корень один (желт), а оват - это суффикс. Или величайший - это не великий чай, а просто очень великий.

Поработаем с определением значения слов с двумя корнями

Пылесос: Машина для удаления пыли посредством засасывания ее струей воздуха.

Носорог: Крупное млекопитающее южных стран с одним или двумя рогами на передней части морды.

Самосвал: Грузовой автомобиль с механически опрокидывающимся кузовом.

Самокат: В начале 20 века: армейское название велосипеда, механической повозки.

Самокат: Сейчас: У детей: планка для катания со стоячей ручкой на колесиках или роликах.

Вертолет: Летательный аппарат тяжелее воздуха с вертикальным взлетом и посадкой, с горизонтальным несущим воздушным винтом ”винтами”.

Самолёт: Летательный аппарат тяжелее воздуха с силовой установкой и крылом, создающим подъемную силу.

(Толкование взято из Толкового словаря Ожегова)

Иначе, пылесос - то, что сосет пыль. Корни пыл, сос.
Носорог - животное с рогом на носу. Корни нос, рог.
Самосвал - машина, которая сама вываливает груз. Корни сам и вал. С перед вторым корнем - это приставка.
Самокат - устройство, которое само катится. Корни сам, кат.
Вертолёт - транспорт, который летает вертикально. Корни верт, лет.
Самолёт - устройство, которое летает само. Корни сам, лёт.

Примеры слов с двумя корнями и соединительными о, е

Автоколонна, автопробег, бетономешалка, бензопила, водопровод, водопад, водомерка, вездеход, вертолет, водолаз, зверолов, звездопад, землекоп, кашевар, короед, ледокол, лесоруб, многоножка, мышеловка, мясорубка, нефтепровод, пароход, пылесос, пулемет, пешеход, пищевод, птицелов, рыболов, самовар, самолет, самокат, самосвал, сталевар, снегопад, стеклорез, тепловоз, фотоаппарат, хлебопечка, электровоз.

Соединительная гласная -е пишется после основ на согласный мягкий, шипящий и ц (пешеход, сердцебиение, земледелие и т. д.). Есть исключение, после основы на мягкий согласный может быть и гласная -о. Например, -коновязь, (хотя конь), дальномер, (хотя даль). Написание таких слов, чаще всего, устанавливается по словарю.

Соединительная гласная -о пишется после основ на твердый согласный.

Примеры сложных слов с соединительной гласной -е-

кашЕвар (каша + варить)

птицЕлов (птица + ловить)

пешЕход (пеший + ходить)

дождЕмер (дождь + мерить)

пылЕсос (пыль + всасывать)

птицЕфабрика (птица + фабрика)

нефтЕпровод (нефть + проводить)

овощЕхранилище (овощ + хранить)

путЕшествие (путь + шествовать)

мышЕловка

морЕплаватель

грязЕлечение

сталЕвар

кораблЕкрушение

землЕмер

свежЕмороженый

вездЕход

вездЕсущий

солнцЕстояние

Примеры сложных слов с соединительной гласной -о-

самОвар (сам + варить)

водОпад (вода + падать)

ледОкол (лёд + колоть)

языкОвед (язык + ведать)

снегОпад (снег + падать)

вертОлёт (вертикально + летать)

стеклОрез (стекло + резать)

бетонОмешалка (бетон + мешать)

зверОлов (зверь + ловить)

домОсед (дома + сидеть)

фотОаппарат

автОколонна

светОдиод

электрОпила

тестОмешалка

Еще список сложных слов с двумя корнями и даже с тремя

Предмет: русский язык УМК «Школа Росиии»

Тема урока: Сложные слова.

Цель урока: формировать умение правильно записывать сложные слова, используя соединительные буквы о, е; определять основы сложного слова; применять правила правописания орфограмм в корнях сложного слова.

Задачи:

Обучающие:

Формировать умение правописания сложных слов с опорой на алгоритм;

Активизировать и расширять словарный запас у обучающихся.

Развивающие:

Способствовать развитию познавательного интереса у обучающихся, логических общеучебных умений и навыков, мыслительных операций, воображения, разных видов памяти;

Создать для развития всех типов каналов восприятия информации.

Воспитательные:

Продолжать развивать положительные личностные качества (ответственность, чувство взаимопомощи, доброжелательность);

Формировать навыки саморегуляции (умение слышать и слушать);

Прививать уважение к труду, продуктам труда.

Ход урока

    Организационный момент (приветствие).

    Ориентировочно-мотивационный этап.

Чистописание.

    Детям предлагается отгадать загадку.

"Отгадать легко и быстро: мягкий, пышный и душистый, Он и черный, он и белый, а бывает подгорелый". (Хлеб)

Подберите к слову «хлеб» однокоренные слова.

Запись: хлеб, хлебушек, хлебный. Выделение корня.

    Вспомните пословицы о хлебе.

Выяснение смысла пословиц.

Чтение пословиц с доски. Выяснение их смысла. Запись одной из них по выбору.

3. Подготова к изучению новой темы.

Где выпекают хлеб? (на хлебозаводе)

К нам обращается помощник директора хлебозавода. Ему поручили изготовить вывеску. Давайте ему поможем. Хлеб? завод. - проблема (на доске надпись)

Что интересного в записи слова? (Два корня).

Как можно назвать слова, которые могут состоять из нескольких основ?

Как назвать гласную, которая соединяет два корня в сложном слове?

Какая тема урока?(открываем тему урока на доске)

Запись предложения и разбор.

Р…бочие хлеб…завода показали уч…никам свою р…боту.

Индивидуально карточка.

В…тер, м…бель, кв…ртира, комн…та, м…газин, р…бота, п…суда, ст…кан, л…пата, м…бель, уч...ник, сах…р.

4. Наблюдение над фактами языка. Обобщение структурных и семантических признаков понятия .

1) Работники хлебозавода приготовили для вас вопрос.

Когда в сложных словах пишется соединительная гласная о, а когда е?

Понаблюдайте и сделайте вывод: (на доске)

Хлеб…пекарня Масл…завод

Птиц…лов Пеш…ход

Сам…свал Везд…ход

Пыл…сос Сам…вар

Дом…сед Кож…ед

Отчёт групп. Чтение правила в учебнике.

2)

Отгадай загадку, запиши отгадку и разбери по составу. (ответы записываем в тетрадь)

Машина, которая летает сама… (САМОЛЕТ)

Он в лесу стоял,

Никто его не брал,

В красной шапке модной,

Никуда не годный. – (МУХОМОР)

У носатого у Фоки

Постоянно руки в боки.

Фока воду кипятит

И, как зеркало, блестит. – (САМОВАР)

С горы бежит поток проворный,

Быстро падает вода.

Красоту увидишь эту –

Не забудешь никогда. – (ВОДОПАД)

Как называется самый первый велосипед? (САМОКАТ)

Физкультминутка.

    Примение понятий и правил.

Выполните упражнение 122, стр. 50

    Прочитайте рифмовку 2 раза, затем запишите слова по памяти.

(работа в группах)

Старомодный,

быстроходный,

сенокосный,

многозвёздный,

многослойный,

землеройный,

тонконогий,

круторогий,

многоместный,

редколёсный,

пешеходный,

всенародный.

Индивидуально карточка.

Соедини части сложных слов.

земле ход

гром сек

мясо отвод

сено мер

везде комбинат

дрово кол

лед косилка

    Итог урока.

Понравился вам урок?

Я узнал?

Я могу?

Оценки:

    Домашнее задание

Рис. 2. Николай Добронравов ()

Сложные слова называют людей по профессии.

Полководец - водит за собой полки, корни полк-, вод-,

баснописец - пишет басни, корни басн-, пис-,

пчеловод - разводит пчёл, корни пчел-, вод-,

водопроводчик - проводит воду, корни вод-, вод-, приставка про-,

сталевар - варит сталь, корни стал-, вар-,

птицелов - ловит птиц, корни птиц-, лов-, первый корень оканчивается на ц , пишем е .

Послушайте текст, определите, сколько сложных слов встретилось.

Москву основал князь Юрий Долгорукий. Москва сначала была деревянной крепостью, огороженной частоколом из брёвен. Дубовые стены Кремля сменились белокаменными. Тогда-то Москва и получила имя на все времена - белокаменная. А ещё златоглавая, с золотыми головами, куполами храмов. Чистопрудный бульвар - одна из старых улиц в центре Москвы.

Долгорукий - долгие руки, корни долг-, рук-,

частокол - забор из тесно вбитых кольев, корни част-, кол-,

белокаменная - построена из белого камня, корни бел-, камен-,

златоглавая - с золотыми головами, корни злат-, глав-,

Чистопрудный - чистые пруды, корни чист-, пруд-.

Вот так составили транскрипции сложных слов:

На месте букв соединительных гласных О, Е орфограмма: буква на месте безударного гласного звука.

Почему так называется птичка? Горихвостка так названа за свой хвост. Он рыжего цвета и всё время дрожит. Поэтому кажется, что хвост вспыхивает огоньком, как будто горит. (см. Рис.3)

Рис. 3. Горихвостка ()

Рыба краснопёрка очень красива. Спина у неё зелёная, на боках золотистая чешуя с коричневой каёмкой по бокам. Глаза оранжевые, губы жёлтые. Прозвище своё рыбка получила за окраску плавников. (По Н. Осипову) (см. Рис.4)

Рис. 4. Краснопёрка ()

Растёт травинка, прямая, крепкая, а на конце её зелёная щёточка вверх торчит. Так выглядит лисохвост. Конечно, такой хвостик даже для лисёнка маловат, а всё ж на хвостик похож. (см. Рис.5)

Рис. 5. Лисохвост ()

Водомерка - так назвали насекомое, которое быстро бегает по воде, как будто хочет измерить расстояние. (см. Рис.6)

Рис. 6. Водомерка ()

Сложное слово, состоящее из двух корней гор- и хвост-. Однокоренные слова: гореть, хвостик.

Сложное слово, состоит из двух корней: красн- и пёр-. Однокоренные слова: красный, перья.

Корни лис-, хвост-. Родственные слова: лиса, хвостик.

Корни вод-, мер-. Вода, измерить.

На уроке вы узнали, что слова, имеющие два корня, называются сложными. Чаще всего корни в сложных словах соединяют буквы гласных о или е. Эти буквы называются буквами соединительных гласных. Буква о пишется после твёрдых согласных, е - после мягких согласных и непарных твёрдых: ж, ш, ц. Например, лежебока, пешеход, птицелов.

  1. М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Учебник. 3 класс: в 2-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 год.
  2. М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Рабочая тетрадь. 3 класс: в 3-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 год.
  3. Т. В. Корешкова Тестовые задания по русскому языку. 3 класс: в 2-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011 год.
  4. Т. В. Корешкова Потренируйся! Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку для 3 кл.: в 2-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011 год.
  5. Л.В.Машевская, Л.В. Данбицкая Творческие задачи по русскому языку. - СПб.: КАРО, 2003
  6. Г.Т Дьячкова Олимпиадные задания по русскому язык. 3-4 классы. - Волгоград: Учитель, 2008
  1. Rus.1september.ru ().
  2. Gramma.ru ().
  3. 5klass.net ().
  4. School-collection.edu.ru ().
  5. Oldskola1.narod.ru ().
  • Реши орфографические задачи.

Пар_возный, лист_пад, каш_вар, сыр_ежка, одн_коренные, посуд_мойка, бел_гривые, кос_лапый, сам_дельный, земл_трясение.

  • Найди сложные слова, покажи их строение.

…Летают и пляшут стрекозы,

Весёлый ведут хоровод.

А. Толстой

Знают люди с давних пор:

Несъедобен мухомор.

В. Жульжин

  • Прочитай отрывок из рассказа В. Астафьева. Найди сложные слова, дай описание их значения и выдели корни.

Мухтар был мастью и статью вылитый Трезор, но характером от него отличался. Если Трезор хитроват и увалень, то брат его был трудолюбив, строг, сердит и потому сидел на цепи. И горька была ему, вольному, стремительному, быстроногому, такая жизнь.

Русский язык считается одним из самых богатых языков мира. Он многогранен благодаря своему , один только словарь В.И. Даля насчитывает порядка 200 тысяч единиц речи, и это не считая словоформ. А так как мир не стоит на месте, то и русский язык прогрессирует вместе с ним, пополняясь новыми лексическими единицами из различных сфер жизни: науки, технологий, промышленности и пр. Ввиду развития отраслей в русском языке для обозначения новых понятий появляются сложносочиненные и трудные в написании слова.

Что такое сложные слова

Сложное слово складывается из нескольких частей. В русском языке чаще встречаются сложные слова с двумя основами (паровоз, водопад, диван-кровать), но можно встретить с тремя и более (примеры: сливочно-шоколадно-ореховое мороженое, газопаровоздушный, древнецерковнославянский). Написание сложных слов вызывает затруднения даже у тех, кто работает с текстами на профессиональной основе, – редакторов, корректоров, журналистов.

Важно! Одно сложное слово в русском языке может состоять из 20-30 букв! К примеру, рентгеноэлектрокардиографический – 32 буквы.

Сложные для написания выражения часто выступают в роли существительных и , хотя чаще всего образуются от «существительное + глагол» . Многие лексические конструкции в русском языке являются труднопроизносимыми и довольно часто встречаются в повседневной речи. Они настолько общеупотребимы, что мы не задумываемся над их происхождением (самолет, стройматериалы, авиастроение).

Образование

В образование сложных слов происходит следующими способами:

С помощью соединительных гласных: приемозаписывающий, металлорежущий, кашевар, бронетранспортер, кораблекрушение, сумасшедший,

пятикратный, семяпочка, восьмиэтажный, двухмачтовый. Список примеров можно продолжать долго.

Сложные слова в русском языке, для которых правильным является дефисное написание:

  • Сложное существительное с префиксом экс-: экс-король, экс-муж, экс-канцлер.
  • Принцип повторения основ: синий-синий, только-только, вот-вот, жарко-жарко.
  • Конструкции-повторы, имеющие во второй части приставку или суффикс: красавица-раскрасавица, чудесница-расчудесница, фокус-покус, крепко-накрепко, терем-теремок, холодно-прехолодно.
  • Сочетания с полу-: полуфранцуз-полунемец, полуночь-полудень, полулошадь-полуосел, полулежа, полусидя.
  • Близкие по значению слова: гуси-лебеди, путь-дорога, подобру-поздорову, любо-дорого, худо-бедно.
  • Сложносоставные слова с приблизительным указанием: четыре-пять человек, год-другой, в январе-феврале.
  • Сложное слово с аббревиатурой на первом месте: СВЧ-печь (сверхвысокочастотная), ИК-порт (инфракрасный), ДНК-анализ (дезоксирибонуклеиновая кислота), АКДС-вакцина (адсорбированная коклюшно-дифтерийно-столбнячная).
  • Сложное существительное, имеющее склоняемую первую часть : ванька-встанька – играть с ванькой-встанькой, ракета-носитель – на ракете-носителе, герой-летчик – звание героя-летчика, писатель-фантаст – писателю-фантасту.
  • Конструкция «главное и зависимое слово»: кот-баюн, красавица-дочка, собака-ищейка, скатерть-самобранка, ботаник-любитель, отец-одиночка.
  • Сложное слово имеет несклоняемую часть : си-минор, соль-диез, ре-минор, иссиня-бледный, багрово-каштановый, брутто-формула (для химических элементов), брутто-ставка (размер страхового взноса), нетто-ставка (доля страхового тарифа), соло-гитара, диско-шар, диско-группа, диско-бар, макси-скутер, макси-гольфы, макси-пазлы, миди-контроллер, мини-рояль, мини-модель, мини-рецензия.
  • Промежуточные стороны света: повернуть на юго-запад, курс на северо-восток, восток-юг-восток.
  • Военные должности и звания с приставками: вице-адмирал, камер-юнкер, контр-адмирал, лейб-драгун, обер-гофмаршал, обер-интендант, статс-секретарь, унтер-офицер, флигель-адъютант, штабс-ротмистр.
  • Слова, имеющие в своей конструкции служебную часть речи: Николаевск-на-Амуре, Калач-на-Дону, цветок мать-и-мачеха, растение иван-да-марья. В эту группу преимущественно входят названия городов, стран и растений .
  • Для написания наименований жителей городов с дефисным написанием часто используется способ слияния основ.
  • Сочетания с приставкой пол- (для слов, начинающихся с гласной или с согласной -л) в родительном падеже: пол-июля, пол-лавки, пол-линии, пол-оврага, пол-огурца.

Словарь русского языка

Образование сложных слов в русском языке без соединительных гласных:

  • Труднопроизносимые слова с приставками без-/бес-, не-, меж-, после-, сверх-, лже-, само-, вне-, вы-, за-, при- и др.: безграничный, безвинно, беспроцентный, бесконечный, беспалубный, неоправданно, непрерывносвязный, непримиримый, неравномерный, межкомнатный, межреберный, межнациональный, послеродовой, послекурсовой, послегарантийный, послешкольный, сверхвысоковакуумный, сверхгодовой, сверхкритичный, сверхустановленный, лжеакация, лжесоциалистический, лженаука, лжерелигия, самосъемочный, самоосахаренный, внеземной, внешнеполитический, вышерассмотренный, вышеизложенный, заготовочный, защитный, запросто, причудливый, причастный.

Обратите внимание! Слова с префиксом лже- с собственными именами в русском языке имеют дефисное написание: лже-Дмитрий, лже-Арья, лже-Нерон.

  • Слова с приставками полу- и пол-: полукристаллический, полуторамесячный, полубокс, за полцены, полцарства, полжизни.
  • Сложносоставные слова с префиксами ир-, дис-, им-, транс-, суб-, контр-, гипер-, де-, ре-, пост- и др.: иррациональный, ирригатор, ирреальность, иррелевантный, дискретный, дистанционный, диспозиция, диспропорция, имманентный, иммунобиологический, трансгрессия, трансизомерия, трансконтинентальный, трансатлантический, субатмосферный, субъединица, субъективный, субмарина, контрагент, контригра, контрярус, контрпрогресс, гипергеометрический, гиперфункция, гиперактивный, гипернефроидный, демонтаж, деформация, децентрализация, деградация, демотиватор, реформация, реорганизация, репродукция, постинфарктный, постсоветский, постиндустриальный, поствоспалительный.
  • Трудные слова, частью основы которых является числительное : трехмесячный, пятигранный, двусторонний, столетний.
  • Лексические единицы, оканчивающиеся на -я: семяобрабатывающий, времяпрепровождение, себялюбие.
  • Окончание первой части основы на -и- или -ь-: вертишейка, горицвет, сорвиголова, горидрова. Очень часто в этих примерах допускаются орфографические ошибки.
  • Слова, образованные от дефисных имен собственных: алмаатинец, санктпетербуржец, санпаулец, костариканец.

Сокращенные слова также относятся к понятию «сложное слово», т. к. образованы путем сокращения основ и их слияния : УЕФА, СССР, ВДНХ, замполит.

Написание сложных слов этого типа в русском языке регулируется следующими правилами:

  • Взяты первые буквы слов: мур – Московский уголовный розыск, ФБР – федеральное бюро расследований, ПФК – профессиональный футбольный клуб.
  • Взяты начальные части основ: политраб – политический работник, генплан – генеральный план, сампо – самостоятельная подготовка.
  • Взяты первые буквы одного и начало основы другого слова (совмещены первые два способа): ИНВИССИН – Институт внешнеполитических исследований и инициатив, ИМЛИ – ин­сти­тут ми­ро­вой ли­те­ра­ту­ры, ЛИТО – литературное объединение.
  • Взята часть основы и целое слово: запчасть – запасная часть, главком – главнокомандующий.

Обратите внимание! Обычно сложные слова относятся к научной терминологии и употребляются в узком кругу специалистов отрасли. Часто расшифровка аббревиатур представляет собой очень непростую задачу, можно просто не знать полного названия или спутать саму аббревиатуру со схожими в написании. Что касается определения рода в сложносокращенных конструкциях, то в русском языке он определяется по главному слову в сложном названии.

Какие бывают сложные слова в русском языке

Примеры сложных слов

Вывод

Как было указано в начале статьи, трудновыговариваемые слова в русском языке встречаются повсеместно и ежедневно. Они стали неотъемлемой частью нашей жизни, поэтому важно не только понимать их смысловую нагрузку, но и научиться определять правильное написание сложных слов.

  • сформировать представление о сложных словах, способах их образования и правилах написания;
  • воспитывать доброжелательность, умение дарить людям тепло и заботу;
  • знакомить с общечеловеческими ценностями; 4) развивать связную устную и письменную речь.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Землю обогнули тоненькие нити,
Нити параллелей и зеленых рек,
Протяните руку, руку протяните,
Надо, чтобы в счастье верил каждый человек.
Обогрейте словом, обласкайте взглядом,
Ведь от слова доброго тает даже снег.
Это так чудесно, если с вами рядом
Станет добрым и веселым хмурый человек.

Ребята, отчего человек может быть хмурым? (Когда его обидят, ему плохо, грустно).

Какими качествами обладают люди, желающие помочь тем, кто попал в беду? (Доброта, чуткость).

Сегодня мы рассмотрим способ образования некоторых слов, характеризующих такие качества.

II. Актуализация опорных знаний.

1. Отгадайте загадку:

Через реки, через горы
Слышим музыку и говор.
Нам услышать их помог
Этот чудо-сундучок.

Верно, это радиоприемник. Как образовалось это слово? (Сложное слово, оно образовано из двух основ).

2. Чтение рассказа.

Однажды по радио я услышала рассказ Ю.Ермолаева «Лучший друг». Давайте его сейчас прочитаем.

«Оставил Коля свой самокат во дворе, а сам ушел обедать. Не успел поесть, как видит: на его самокате Вовка Чулков катается. Рассердился Коля и во двор побежал.

«Сейчас, - думает, - отлуплю Вовку, чтоб чужие вещи без спроса не брал».

Подскочил к нему сердитый, даже кулаки сжал. А Вовка увидел его и сказал мальчику, который рядом стоял:

Знакомься, Игорек, это мой лучший друг Коля. Смутился Коля, разжал кулаки и неожиданно для себя сказал:

Что же вы на самокате- то не катаетесь…»

Встретилось ли в тексте сложное слово? (Самокат).

Почему Коля смутился? (Стало стыдно за свою жадность).

Как вы думаете, будет ли теперь Коля давать свой самокат ребятам? (Конечно).

Как же надо себя вести с людьми, чтобы не было самому за себя стыдно? (Так, как хочешь, чтобы обращались с тобой).

Запишите слово и выполните его морфемный разбор: самокат.

Какую схему образования сложных слов можно построить? (Корень + соединительная гласная + корень).

III. Наблюдение над особенностями сложных слов.

1. Подбор однокоренных слов.

А как вы понимаете слово «доброта»?

В словаре С.И.Ожегова дано такое толкование: «Отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим».

Подберите к слову «доброта» однокоренное прилагательное. (Добрый).

Поработаем в группах . Запишите, пожалуйста, сложные слова - имена прилагательные, которые являются однокоренными со словом «добрый».

Давайте проверим слова каждой группы.

Прочитайте на доске: добродетельный, добродушный, доброжелательный, добронравный, добропорядочный, добросердечный, добросовестный, добрососедский.

Допишите в свои тетради те слова, которых у вас нет. Выделите в них корень.

Что общего в правописании этих слов? (Соединительная гласная «о»).

2. Подбор синонимов.

С.И.Ожегов так толкует слово «добрый»: «Проявляющий заботу, искренние чувства ко всем живым существам, несущий благо и готовый всегда прийти на помощь».

Подберите, пожалуйста, синонимы. Каждая группа запишет свои слова на листах.

Проверка слов каждой группы.

Запишите в тетрадях: благодушный, милосердный. Выполните их морфемный разбор.

Что заметили? (Оба слова – сложные, образованы из двух основ).

Выпишите из толкового словаря значение слова «милосердный». (Милосердный - готовый помочь кому-нибудь из сострадания, человеколюбия).

Что обнаружили в толковании слова? (Слово «человеколюбие» тоже образовано из двух основ).

3. Беседа по тексту.

Можно ли назвать милосердными ребят из рассказа М.Водопьянова «Один за всех, все за одного»?

«Выдающийся математик Лев Семенович Понтрягин ослеп, когда был еще учеником начальной школы. У него заболели глаза, была сделана неудачная операция, и мальчик навсегда погрузился в беспросветную тьму. Мальчик был удручен настигшей его катастрофой.

Однажды домой пришли Левины товарищи и твердо заявили, что они всем классом помогут ему.

И они помогли. Каждый вечер кто-нибудь приходил к Леве учить вместе с ним уроки, читать ему вслух учебники и книги. Сосед по парте во время уроков вполголоса рассказывал ему, что написано на доске, какой опыт показывает учитель. Товарищи ходили с Левой и на каток, и в театр, и на концерты, и на лекции.

С помощью верных друзей Лев Понтрягин с отличием окончил школу и поступил в Московский университет. И здесь нашлись хорошие товарищи. Студенты охотно помогали юноше. Понтрягин оказался талантливейшим математиком и в 23 года стал профессором и членом-корреспондентом Академии наук».

А как вы помогаете друг другу? Можно ли о нашем классе сказать: «Один за всех, все за одного»?

IV. Разбор проблемных ситуаций в группах.

Каждая группа получает конверт с описанием нравственной ситуации. Дети обсуждают ситуацию, и каждая группа высказывает свое мнение по поводу услышанного.

  • Твой друг не сделал домашнее задание и просит тетрадку, чтобы его списать.
  • Твой друг получает плохие отметки за четверть, и тебе запрещают с ним дружить.
  • Твой друг употребляет плохие слова и выражения.
  • Твой друг не умеет играть в волейбол и подводит команду.
  • Твой друг поступил плохо, а наказали тебя.

Как поступить милосердному человеку?

V. Упражнение в написании сложных слов.

1. Работа над лексическим значением слов.

Прочитайте слова и объясните, от основ каких двух слов образовано каждое из них. Какая гласная стоит между двумя основами?

Благодетельный, благожелательный, благонравный, благородный, благотворительный, благотворный.

Что заметили? (Одинаковая первая основа).

Как вы понимаете слово «благо»? (Добро; то, что дает достаток, удовлетворяет потребности).

Каким был провозглашен 2007 год в Республике Татарстан? (Годом благотворительности).

Как вы понимаете, что означает это слово?

«Благотворительность – безвозмездная деятельность, направленная на оказание материальной помощи неимущим или на общественную пользу».

2. Разноуровневая работа.

Выберите одно из заданий по своим силам.

I уровень: Спишите эти слова и выполните их морфемный разбор: благодетельный, благожелательный, благонравный, благородный, благотворительный, благотворный.

II уровень: Составьте из этих слов (благодетельный, благожелательный, благонравный, благородный, благотворительный, благотворный) три словосочетания им. прил.+ им. сущ.

III уровень: Составьте и запишите три связных по смыслу предложения, используя данные слова: благодетельный, благожелательный, благонравный, благородный, благотворительный, благотворный.

Послушаем, что у вас получилось.

VI. Творческая работа.

Придумайте и запишите текст «Чтобы с вами рядом стал счастливым человек».

VII. Итог урока.

1. Рефлексия.

  • Чему учились на уроке?
  • Какие слова называются сложными?
  • Какие гласные могут соединять основы? Как называются эти гласные?
  • С каким новым способом образования слов вы сегодня познакомились? (Сложение двух основ).
  • Приведите примеры сложных слов.
  • Какие чувства испытали на уроке? С чем это связано?
  • Какие выводы для себя сделали?

2. Домашнее задание.

Вы выйдете из школы уже взрослыми людьми, изберете свой дальнейший путь. Но кем бы не стал в будущем каждый из вас - ученым, артистом, инженером или врачом, - прежде всего, будь Человеком. А этому нужно учиться уже сейчас. И я предлагаю вам дома продумать, какое реальное дело может осуществить каждый в отдельности и весь класс вместе, чтобы с вами рядом стал счастливым хотя бы один человек. Я думаю, что внимательные дети, слушая телепередачи и читая местные газеты, сразу почувствуют чужую боль и определят, кому нужна наша помощь.