Чин погребения христа. Тексты служб страстной пятницы — вынесение плащаницы и погребение

Вечером 29 апреля 2016 года, в канун Великой Субботы, в Свято-Тихоновском храме была совершена утреня с чином погребения Господа нашего Иисуса Христа.
Настоятелю храма сослужило все духовенство прихода.
После пения тропарей на «Бог Господь» настоятель и сослужащее ему духовенство прочитали перед Плащаницей Спасителя Непорочны, т.е. стихи 17-й кафизмы, перемежающиеся краткими песнопениями (похвалами) в честь Господа, «в мертвецех вменившагося».
В начале утрени читается семнадцатая кафизма, которую читают при отпевании усопших или на панихидах. Однако стихи кафизмы перемежаются не заупокойными припевами, а особыми тропарями, в которых еще раз перед нашим взором проносятся последние дни земной жизни Христа Спасителя, скорбь Пресвятой Богородицы, благородство Иосифа и Никодима, сошествие во ад Спасителя и победа над смертью.
И как символ грядущей победы сразу после чтения кафизмы поются воскресные тропари «Ангельский собор».
«Исходное пение, надгробную песнь Тебе воспою; погребением Твоим жизни моея входы отверзшему, и смертию смерть и ад умертвившему,» – так начинается канон Великой Субботы «Волною морскою».
Слова канона – так же плач о погребенном Христе, но в нем все сильнее звучит новая тема – ожидание Воскресения, предчувствие Пасхи – избавления рода человеческого от оков преисподней. Хор торжественно поет:
«Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе… востану бо и прославлюся».
В окончании утрени Плащаницу обносят крестным ходом вокруг храма под пение «Святый Боже». Этот крестный ход напоминает о погребальном шествии праведных Иосифа с Никодимом от Голгофы к месту погребения Спасителя.
И вот, после него торжественно возглашается первое пасхальное пророческое чтение. Это видение пророка Иезекииля о поле, полном сухих костей, которые по гласу Господню соединяются, обрастают плотию, и множество людей воскресает на глазах тайнозрителя. Во времена Иезекииля это было лишь светлой мечтой, но в нынешний день эти слова наполняются своим подлинным содержанием. А Евангелие читают уже воскресное о явлении ангелов на месте погребения Распятого Христа, о том как жены-мироносицы не нашли Иисуса там, где его погребали.
По окончании чина погребения Плащаница полагается на середину храма для поклонения верующим.
По окончании великого славословия с пением погребального «Святый Боже» плащаницу обнесли вокруг храма.
Затем перед Плащаницей были прочитаны пророчество о воскресении из книги пророка Иезекииля (Иез. 37:1-14), чтение из Апостола об искупительной Жертве, принесенной Христом (1 Кор. 6:7-8), после чего архипастырь прочитал евангельское зачало о запечатании гроба Господня и приставлении к нему стражи (Мф. 27:62-66).

В пятницу утром на Великих (Царских) часах снова последовательно читаются Страстные Евангельские эпизоды.

Затем служится Вечерня с выносом Святой Плащаницы, малое повечерие с каноном Триоди «О распятии Господни и на плач Пресвятой Богородицы» .

Служба отражает событие снятия с креста по просьбе Иосифа Аримафейского Тела умершего Иисуса. И потому при завершении службы хор начинает петь длинную стихиру, в которой слышны древние традиции плача над покойником: «Тебе́ оде́ющагося све́том, я́ко ризою…»

В алтаре в это время священник кадит священную Плащаницу, лежащую на престоле. Затем ее поднимают над головами и несут к людям в храм в знак снятия с креста тела Иисуса.

По отпусте вечерни ― целование Плащаницы

Это день строгого поста (до выноса плащаницы никто не принимает пищу). И великой скорби.

Предлагаем текст службы с параллельным переводом на русский и толкованиями.

Читать:

Служба Боготелесного погребения Спасителя

В пятницу вечером служится Утреня с чином погребения Плащаницы.

С началом пения тропарей зажигается паникадило, отверзаются Царские врата. Духовенство выходит на середину храма. Совершается полное каждение всего храма, которое начинается троекратным каждением вокруг Плащаницы, в зна´мение Духа Святого, Который, как повествует Библия, «носился над водою» при создании мiра (Быт. 1:2).

Сразу после тропарей совершается древний чин - пение «непорочных». Этот чин получил своё название от первых слов 118 псалма, который составляет 17 кафисму: «Блажени непорочнии…»

В этом чине после каждого стиха (отдельного предложения) заупокойной 17 кафисмы духовенством торжественно читаются похвалы - краткие, но ёмкие стихословия в честь принявшего Свою смерть на Кресте за нас Спасителя.

Части «непорочных», соответствующие «славам» кафисм (они называются «статии») разделяются малыми ектениями. Их 3 - во образ Пресвятой Троицы - после каждой статии. После малой ектении священник произносит особый возглас: эти возгласы произносятся только 2 раза в году - в чине погребения Спасителя и в чине погребения Богородицы.

Плащаницу крестным ходом обносят вокруг храма. По возвращении в храм начинается чтение пророков, послание апостола и Евангелие. Оно о том, как священники и иудейские фарисеи просили Пилата опечатать гроб Спасителя и поставили там свою стражу.

Священный Синод (2005)
  • Сборник
  • Церковный календарь
  • Ритуальные страхи прот. Александр Авдюгин
  • Бессмертные страхи смерти прот. Евгений Гаган
  • свящ. Н. Сильченков
  • прот.
  • прот. В.А. Цыпин
  • прот. Алексей Князев
  • Как подготовить усопшего к погребению?

    В прежние времена подготовкой к погребению (омывали тело, одевали в новую одежду, приглашали в дом священника) занимались сродники и близкие усопшего. Этими заботами о теле покойного близкие отдавали последний долг любви своему усопшему. Сегодня, к сожалению, при наступлении смерти люди стараются «избавиться» от своего усопшего родственника, переложив заботы о нем на плечи работников морга и ритуальных агентств. Если вы отправляете покойного в морг, передайте туда и чистую одежду для его одевания, а забирая его оттуда, обязательно наденьте на усопшего нательный крест. Скорее всего, после пребывания в морге креста на нем не окажется.

    На тело усопшего мирянина помимо обычных одежд в некоторых областях надевают саван, белый покров, напоминающий о белой одежде крещения. Омытое и облаченное тело полагается на приготовленном столе лицом вверх, к востоку. Гроб предварительно окропляется святою водой. Уста покойного должны быть сомкнуты, руки сложены на груди, крестообразно во свидетельство веры в Распятого. Положение во гроб совершается при чтении молитвословий: Трисвятое, «Отче наш…» и пении стихир. Иногда полагают во гроб до панихиды. При положении во гроб иерея до панихиды поются ирмосы: «Помощник и Покровитель…», а в дни святой Пасхи поются стихиры: «Да воскреснет Бог…».

    Какова символика погребения христианина?

    Тело человека, по воззрению Церкви, – освященный благодатию таинств храм души. «Тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие» (). Поэтому уже с апостольских времен любовно заботится об останках умерших братьев по вере.

    Образ погребения усопших дан в Евангелии, где описано погребение Господа нашего Иисуса Христа. Хотя православный обряд приготовления тела усопшего к погребению в деталях не совпадает с ветхозаветным, он все же имеет с ним общую структуру, которая выражается в следующих основных моментах: омовении тела, облачении его, положении во гроб, чтении и пении погребальных молитв, предании земле.

    Омовение тела водою прообразует будущее воскресение и предстояние пред Богом в чистоте и непорочности. Этот обычай мы находим уже в книге Деяний святых апостолов, где упоминается одна из первых христианок святая Тавифа, ученица апостола Петра: «Она была исполнена добрых дел и творила много милостынь. Случилось в те дни, что она занемогла и умерла. Ее омыли и положили в горнице» ().

    Чело умершего украшается венчиком, который символизирует тот венец, о котором сказал святой апостол Павел: «А теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его» (), На венчике изображается Спаситель с предстоящими Ему Божией Матерью и Иоанном Предтечей. Тело покрывается священным покровом во свидетельство веры Церкви, что умерший находится под покровом Христовым. На гроб архиерея возлагается мантия, а покров – сверх мантии. В руки покойного влагают икону Спасителя или Распятие. Вокруг гроба ставят четыре подсвечника со свечами: один у головы, другой у ног и два по обеим сторонам гроба; в совокупности они изображают крест и символизируют переход усопшего в Царство истинного света.

    Когда традиционно совершается погребение и отпевание усопшего христианина?

    Погребение усопшего христианина совершается на третий день после его смерти, при этом в отсчет дней всегда включается самый день кончины, даже если смерть наступила за несколько минут до полуночи. При чрезвычайных обстоятельствах – войнах, эпидемиях, стихийных бедствиях – допускается погребение и раньше третьего дня. Погребение не совершается в первый день Пасхи и в день праздника Рождества Христова до вечерни.

    Откуда вязалась традиция посыпания тела в гробу землей?

    Раньше гробом называли саму могилу. Отсюда и недоразумение: в Требнике читают, что «полагают мощи во гроб», после чего «священник, взем персть лопатою, крестовидно мещет верху мощей». Уже неведомое количество лет люди привыкли к тому, что надо сыпать землю в гроб, который раньше называли кивотом, то есть ящиком.

    Какие виды погребения существуют в Православной Церкви?

    В Православной Церкви различаются четыре вида, или чина погребения, а именно: погребение мирских человек (т.е. мирян), монахов, священников и младенцев. Сюда же необходимо отнести чин погребения, совершаемого в Светлую седмицу. Все чины погребения по своему составу сходны с заупокойной утреней или всенощным бдением. Но каждый чин в отдельности имеет и свои особенности.

    Каков православный взгляд на кремацию?

    Кремация находится вне православной традиции. Мы верим, что в конце истории произойдет воскресение мертвых по образу Воскресения Христа Спасителя, то есть не только душой, но и телом. Если мы допускаем кремацию, то тем самым как бы символически отказываемся от этой веры. Конечно, речь здесь идет только о символах, ибо и похороненное в земле человеческое тело также превращается в прах, но Бог силою Своей из праха и тления восстановит тело каждого. Кремация, то есть сознательное разрушение тела усопшего, выглядит как отказ от веры во всеобщее Воскресение.

    Какие существуют суеверия при погребении?

    Родственникам нельзя нести гроб; родственникам нельзя копать могилу; беременным нельзя присутствовать при погребении; в могилу нужно бросить деньги на счастье, а если умерший курил, положить в гроб пачку сигарет; на могиле нужно выпить спиртное за упокой души усопшего и налить в стакан или оставить в бутылке «душе успошего»; нужно знать, какой дорогой идти на кладбище и уходить с него, при этом нельзя оборачиваться, если окликнут…

    В Великую пятницу в церкви совершается особое богослужение — Чин погребения плащаницы.

    Пасха (в этом году — 28 апреля 2019 года) – это светлый праздник, которому предшествуют весьма скорбные, трагические события, связанные со смертью Спасителя на кресте. Произошло это в пятницу, которую также называют Страстной, подчеркивая страдания Христа, и великой, имея в виду важность этого дня.

    О том, как проходит Чин выноса Плащаницы в Великую пятницу, подробно рассказывается далее.

    Почему пятница называется Страстной

    События Страстной пятницы станут понятны, если мы отмотаем время всего лишь на один день назад и окунемся в атмосферу четверга (того самого четверга, который в народе назвали Чистым).

    Мысленно представим себе вечерю Господню – своеобразный прощальный вечер, который стал последним для Христа и его учеников. Конечно, ни один из 12 апостолов пока не догадывался о том, что спустя несколько часов Иисуса возьмут под стражу.


    И только Иуда Искариот был в курсе происходящего, ведь предатель уже начал свою подлую игру. Договорившись с недругами Спасителя, он в буквальном смысле продал своего учителя за 30 серебрянников.

    К слову сказать, в наши дни ученые произвели несложные расчеты, которые вскрыли удивительный факт. Те 30 серебрянников – это сегодняшние 6 тысяч долларов. Именно в такую сумму Иуда оценил жизнь Господа.

    Конечно, Христос знал о предстоящих мучениях, ведь он и пришел на землю для того, чтобы умереть, а затем воскреснуть. Через свою искупительную жертву Господь должен был спасти все человечество. Но знал ли он в деталях о том, что случится через несколько часов? Едва ли.

    Поэтому сразу после вечери он отправился в Гефсиманский сад, чтобы уединиться и морально подготовиться к тяжелейшему испытанию. Вот как выглядит это место в день сегодняшний (Иерусалим, Израиль).


    А тем временем Иуда уже находился со своими подельниками. Остальные же 11 учеников расположились неподалеку от Спасителя. Четверг оказался весьма насыщенным днем, поэтому они очень быстро уснули: чистый воздух, сладостная тишина и сентиментальный лунный свет сделали свое дело.

    Но Христу было не до сна. Момент его страданий, страстей очень подробно описывается в Библии.

    Спаситель устремил свои взоры к небу и просто молился Богу.

    Пожалуй, все слышали выражение «страсти Христовы». Это не только название известного фильма, но и часть подлинной биографии Спасителя – события последних дней его земной жизни. Конечно, в этот момент он испытывал отнюдь не плотские, а душевные страсти.

    Это то, что мы иногда называем словами «болит душа». Тягостные раздумья, ощущение неизбежности страданий и ужасной, несправедливой смерти. Надо ли говорить, что в этом душевном борении человек особенно нуждается в поддержке своих близких – хотя бы в теплом слове и добром взгляде.

    Очевидно, Господь хотел получить именно это, когда подошел к своим ученикам. Но те уже крепко спали. Христос не стал будить их, не стал просить о помощи, хотя, безусловно, имел на то полное право. Просто это не входило в его миссию – Спаситель не делится страданиями, а несет свой крест до конца.

    Спустя несколько часов он в буквальном смысле понесет огромный деревянный крест. Вместе с беснующейся толпой, представителями властей и небольшим количеством сочувствующих людей Господь дошел до места, называемого Голгофой… (Евангелие от Матфея, глава 27).

    Вот как оно выглядит сегодня (Иерусалим, Израиль).


    Кричащие недруги, смеющиеся солдаты, перешептывающиеся заговорщики – их разноголосые крики превратились в омерзительный хаос, который глухим, печальным шумом отдавался в ушах всех собравшихся. Никто и не думал о том, что случится буквально через несколько минут. В мучениях и борении Господь умирает.

    В ту же секунду случилось непредвиденное. На небе стало темно так, как будто резко наступила ночь или полное солнечное затмение. Камни у подножия креста треснули, а завеса в местном храме разорвалась ровно напополам.

    Толпа не на шутку перепугалась. Те, кто еще недавно с гиканьем кричали и издевались над беззащитным человеком, поспешили отправиться домой. А многие солдаты, люди неробкого десятка, ощутили не только трепетный страх, но и глубокое почтение к умершему. Они поверили в то, что Христос действительно был Сыном Бога.

    Спустя еще несколько часов, когда Голгофа обезлюдела, к кресту с телом Иисуса пришел один богатый человек, которого звали Иосиф (совпадение это или нет, но точно так же звали земного отца Спасителя, мужа Марии). Он снял тело, бальзамировал его, запеленал и совершил обряд погребения (положил в каменную гробницу).

    На следующий день предатели испугались уже мертвого Христа, ведь они помнили его обещание о том, что через три дня тот воскреснет. Поэтому они решили придвинуть тяжелый камень ко входу в гробницу, поставить на нем печать, а вдобавок выставить охрану, которая должна круглосуточно стоять на своем посту.


    Нет, не знали те люди, что никакая охрана не сможет нарушить планы Бога, ведь миссия Христа будет выполнена только тогда, когда он воскреснет. А значит, осталось только подождать исполнения этого обещания. И это был как раз тот случай, когда обещанного ждут не три года, а три дня.

    Ведь уже в воскресенье случится великое чудо, которое и сегодня помнит добрая половина человечества. Мы называем его Светлой Пасхой – праздником надежды и добрых перемен, победы жизни над смертью, весны над зимой, сил света над силами тьмы.

    А вот другого героя этой истории ждала самая настоящая смерть, без перспективы воскресения. Иуда Искариот так и не успел насладиться своими 6 тысячами долларов. После смерти Христа он страшно испугался за свой проступок, поняв, что совершил нечто ужасное.

    Взяв кошелек с 30 злополучными серебрянниками, предатель направился к заговорщикам, чтобы вернуть им деньги. Вот только жизнь невинно убитого было не вернуть. Да и злоумышленникам не было никакого дела до этих кровавых монет.

    Иуда пришел в смятение и бросил деньги прямо в храме. Серебряники покатились по полу, тревожно звеня и подпрыгивая. Этот зловещий звук как будто предвещал скорую трагедию. Искариот побежал из города и повесился на первом попавшемся дереве.

    Предание гласит, что сначала он хотел удавиться на березе, но та испугалась и побелела от страха. Тогда предатель совершил самоубийство на осине. С тех пор осиновый куст больше других дрожит на ветру – видимо, он так и не пришел в себя от случившегося…

    Из этого короткого рассказа становится понятным, что такое событие – это настоящая драматичная история, и Страстная пятница называется так неслучайно. К слову сказать, все дни последней недели перед Пасхой называются страстными (как и сама неделя), например: Страстной четверг (он же чистый), Страстная пятница, Страстная суббота и т.п.

    А еще дни принято называть великими, ведь они являются наиболее значимыми и почитаемыми в христианстве. Таким образом, страстная пятница – это без преувеличения великий, драматичный день, который и сегодня требует от нас особого настроя и уважения.

    Богослужение Страстную в пятницу

    Богослужение в Великую пятницу на Страстной седмице имеет несколько отличий от традиционных церковных служб.

    Прежде всего, в этот день не совершается Литургия, поскольку именно в этот день распяли Христа, который сам стал жертвой во спасение всех грешников. К тому же основная служба уделяет внимание только страданиям и смерти Господа, который пролежал в гробнице два полных дня, а воскрес на третий (на Пасху).

    Главная икона службы – плащаница. Она представляет собой ткань, на которой вышито изображение тела умершего Христа.


    Как правило, плащаница представляет собой довольно плотную материю темного (черного) или темно-красного цвета (священники также облачаются в одежду траурных оттенков). Вокруг изображения вышиваются буквы с фразой о том, как Иосиф снял тело Господа с креста и похоронил его в гробнице.

    Вся служба является благоговейным бдением перед гробом Христа, который и олицетворяет плащаница. По сути, это выражение скорби по умершему – своеобразная панихида в память о Спасителе, павшем жертвой несправедливого земного суда.

    Ход службы следующий:

    1. Бдение начинается в обеденные часы; сначала поются погребальные тропари, затем псалом 118. В этом чтении заключен свой священный смысл: почтение Господа, сопричастность с его страданиями, а также прославление Святой Троицы.
    2. Затем происходит освящение храма, после чего провозглашается новость о женщинах, которые пришли к гробу.
    3. После этого, примерно в 15 часов по местному времени, осуществляется чин выноса плащаницы. Ведь именно в это время великой пятницы Христос умер, произнеся последние слова: «Отче, в руки твои предаю мой дух».
    4. Священнослужители берут плащаницу, подходя к ней с каждой стороны по три человека, после чего икона в торжественном крестном ходе обносится вокруг храма. За священниками следуют верующие. Они поют песнопение «Святый Боже».
    5. Плащаница вносится в храм, устанавливается посередине храма на небольшом возвышении, украшенном цветами. Таким образом, икона напоминает гроб, в котором лежит умерший Спаситель. Так она пробудет вплоть до вечера следующего дня.
    6. Теперь каждый верующий может подойти и поклониться иконе, а также поцеловать пронзенные места – руки и ноги. Так совершается чин погребения плащаницы в пятницу перед Пасхой (текст богослужения единый, читается на старославянском языке).
    7. На следующий день, в субботу вечером плащаницу уносят на алтарь, где она пробудет до самой Пасхи, т.е. до следующего дня.

    Чин выноса и погребения Плащаницы в церкви: видео

    Чин выноса и погребения плащаницы в Великую пятницу – это поистине особое богослужение, которое совершается только раз в году, и не похоже ни на какие другие службы. Увидеть это своими глазами стоит каждому верующему человеку.

    Совершение чина выноса и погребения плащаницы в Великую пятницу имеет не только символическое, но и духовное значение.

    Именно так священнослужители и верующие вспоминают о страданиях, страстях Христа, которые ему довелось пережить в последние дни своей жизни на земле. Плащаница в этом смысле выступает материальным образом, с помощью которого можно хорошо прочувствовать атмосферу того трагического дня.

    Служба Великого Пятка. Вынос Плащаницы

    В пятницу утром на Великих (Царских) часах снова последовательно читаются Страстные Евангельские эпизоды.

    Затем служится Вечерня с выносом Святой Плащаницы, малое повечерие с каноном Триоди «О распятии Господни и на плач Пресвятой Богородицы» .

    Служба отражает событие снятия с креста по просьбе Иосифа Аримафейского Тела умершего Иисуса. И потому при завершении службы хор начинает петь длинную стихиру, в которой слышны древние традиции плача над покойником: «Тебе́ оде́ющагося све́том, я́ко ризою…»

    В алтаре в это время священник кадит священную Плащаницу, лежащую на престоле. Затем ее поднимают над головами и несут к людям в храм в знак снятия с креста тела Иисуса.

    По отпусте вечерни ― целование Плащаницы

    Это день строгого поста (до выноса плащаницы никто не принимает пищу). И великой скорби.

    Предлагаем текст службы с параллельным переводом на русский и толкованиями.

    Царские часы, Вечерня с выносом Плащаницы, Повечерие.pdf

    Царские часы, Вечерня с выносом Плащаницы, Повечерие .doc

    Служба Боготелесного погребения Спасителя

    В пятницу вечером служится Утреня с чином погребения Плащаницы.

    С началом пения тропарей зажигается паникадило, отверзаются Царские врата. Духовенство выходит на середину храма. Совершается полное каждение всего храма, которое начинается троекратным каждением вокруг Плащаницы, в зна´мение Духа Святого, Который, как повествует Библия, «носился над водою» при создании мiра (Быт. 1:2).

    Сразу после тропарей совершается древний чин - пение «непорочных». Этот чин получил своё название от первых слов 118 псалма, который составляет 17 кафисму: «Блажени непорочнии…»

    В этом чине после каждого стиха (отдельного предложения) заупокойной 17 кафисмы духовенством торжественно читаются похвалы - краткие, но ёмкие стихословия в честь принявшего Свою смерть на Кресте за нас Спасителя.

    Части «непорочных», соответствующие «славам» кафисм (они называются «статии») разделяются малыми ектениями. Их 3 - во образ Пресвятой Троицы - после каждой статии. После малой ектении священник произносит особый возглас: эти возгласы произносятся только 2 раза в году - в чине погребения Спасителя и в чине погребения Богородицы.

    Плащаницу крестным ходом обносят вокруг храма. По возвращении в храм начинается чтение пророков, послание апостола и Евангелие. Оно о том, как священники и иудейские фарисеи просили Пилата опечатать гроб Спасителя и поставили там свою стражу.

    После прощального песнопения: «Придите ублажим Иосифа приснопамятного…» все подходят приложиться к Плащанице.

    Служба боготелесного погребения Спасителя.pdf

    Служба боготелесного погребения Спасителя .doc