В английском языке существительное имеет формы единственного и множественного числа: dog – dogs (собака — собаки), box – boxes (коробка — коробки).
Форма единственного числа передается т. н. «нулевым окончанием» — wall_ (стена – окончание «отсутствует»).
Самым распространенным способом образования множественного числа является добавление окончания –s к слову: cat – cats, wall – walls.
Еще один обычный способ – это добавление окончания –es .
1.Окончание –es добавляется:к основе слова, если оно заканчивается на –s, -ss, x, z, ch, tch, sh :
- class – classes (класс — классы);
- bush – bushes (куст — кусты);
- box – boxes (коробка — коробки);
- inch – inches (дюйм — дюймы);
- fox – foxes (лиса — лисы);
- match – matches (спичка – спички, матч — матчи).
Как правило, в таких словах окончание -s произносится как .
2. К основе слова, которое заканчивается на согласную +y , при этом окончание –у изменяется на –i :
- army – armies (армия — армии);
- country – countries (страна — страны);
- duty – duties (долг – долги, налог — налоги).
Окончание –es в этом случае произносится как [z].
3. Если слово заканчивается на гласную +у, то к основе слова добавляем -s :
- Boy – boys (мальчик — мальчики);
- Toy – toys (игрушка — игрушки);
- Day – days (день — дней).
Окончание –s в этом случае произносится как [z].
4. К основе, котороя заканчивается на –о в большинстве случаев:
- hero – heroes (герой — герои),
- potato – potatoes (картошка — картошки).
- Zoo – zoos (зоопарк — зоопарки);
- Photo – photos (фотография — фотографии);
- Solo – solos (соло);
- Piano – pianos (пианино);
- Video – videos (видео);
- Radio – radios (радио).
У 12 существительных, которые оканчиваются на –f или –fе , множественное число образуется с помощью – es . При этом –f меняется на –v , а окончание –es читается как [z].
- Calf – calves (теленок — телята);
- Half – halves (половина — половины);
- Knife – knives (нож — ножи);
- Leaf – leaves (лист — листья);
- Life – lives (жизнь — жизни);
- Loaf – loaves (батон — батоны);
- Self – selves (личность — личности);
- Sheaf – sheaves (пучок — пучки);
- Shelf – shelves (полка — полки);
- Thief – thieves (вор — воры);
- Wife – wives (жена — жены);
- Wolf – wolves (волк — волки).
Остальные существительные, оканчивающиеся на f, образуют множественное число при помощи окончания –s, которое произносится как [s]:
- Chief – chiefs (шеф — шефы);
- Cliff – cliffs (утес — утесы);
- Roof – roofs (крыша — крыши);
- Kerchief – kerchiefs (косынка – косынки, платок — платки).
Слова-исключения
Ряд существительных образует множественное число особым способом, который не соответствует правилам, а именно за счет изменения гласной в основе слова. Это старый способ образования множественного числа существительных, поэтому формы этих множественных слов нужно запомнить:
- Child – children (ребенок — дети);
- Foot – feet (стора — ступни);
- Goose – geese (гусь — гуси);
- Man – men (мужчина – мужчины, человек — люди);
- Woman [‘wumən] [‘вумэн] – women [‘wɪmɪn] ([‘вимэн] женщина — женщины);
- Mouse – mice (мышь — мыши);
- Ox – oxen (бык — быки);
- Tooth – teeth (зуб — зубы);
- Louse – lice (вошь — вша).
Существительное man часто образует слова с другими существительными, обычно обозначающими национальности или профессии. В этих случаях man приобретает множественное число следующим образом:
- Englishman – Englishmen (англичанин — англичане);
- Fireman – firemen (пожарник — пожарные);
- Businessman – businessmen (бизнесмен — бизнесмены).
Совпадение формы единственного и множественного числа
Есть существительные, которые имеют одинаковую форму единственного и множественного числа (слово во множественном числе такое же, как и в единственном):
- sheep (овца — овцы),
- swine (свинья — свиньи),
- fish (рыба — рыбы),
- salmon (лосось – лососи);
- trout (форель — форели);
- deer (олень — олени)
- works (завод – заводы);)
- carft (судно — судна);
- aircraft (самолет – самолеты);
- means (средство – средства);
- series (серия — серии).
К таким существительным также относятся названия национальностей, которые заканчиваются на –ese и –ss , например:
- Chinese – китаец, китаянка, китайцы;
- Japanese – японец, японцы;
- Swiss – швейцарец, швейцарцы.
Множественное число существительных, заимствованых с латинского и греческого языка
Некоторые слова, заимствованные с латинского и греческого языков в XV веке, сохраняют свои формы образования множественного числа:
Латинские слова:
- Antenna (антенна) – antennae;
- Datum (данная величина) – data;
- Erratum (печатная ошибка) – errata;
- Formula (формула) – formulae;
- Genius (дух, демон) – genii;
- Radius (радиус) – radii;
- Stimulus (стимул) – stimuli.
Греческие слова:
- Bacterium (бактерия) — bacteria;
- Crisis (кризис) – crises;
- Ellipsis (эллипс) – ellipses;
- Thesis (теза) – theses;
- Criterion (критерий) – criteria;
- Phenomenon (явление) – phenomena;
- Stadium (стадион) – stadia.
Образование множественного числа сложных существительных
Особым способом образовывают множественное число сложные существительные.
Если сложное существительное пишется вместе , то окончание –s (–es) добавляется к последней части слова:
- Schoolboy – schoolboys (школьник – школьники);
- Blackboard – blackboards (доска – доски).
Усли сложное существительное пишется через дефис , то окончание получает та часть сложного существительного, которое несет основной смысл:
- Daughter-in-law – daughters-in-law (невестка – невестки);
- Passer-by – passers – by (прохожий – прохожие).
Существительные, которые употребляются только в единственном числе
(Singularia Tantum)
В английском языке есть существительные, которые имеют форму только единственного числа. К ним относятся:
- Существительные, обозначающие продукты: bread – хлеб, tea – чай, milk – молоко.
- Абстрактные существительные: love — любовь, advice — совет.
- Cлова с суффиксом -ics: athletics – атлетика, mathematics – математика.
- Названия игр, болезней, которые заканчиваются на — s: billiards — бильярд, mumps – свинка.
- Такие существительные, как: weather — погода, luggage — багаж, furniture — мебель, money — деньги, news — новости.
Существительные, которые употребляются только во множественном числе
(Pluralia Tantum)
В английском языке есть существительные, которые имеют форму только множественного числа. К ним относятся:
- Существительные, обозначающие парные предметы: trousers — брюки, pyjamas (pajamas) — пижама, scissors — ножницы, glasses — очки, binoculars – бинокль.
- Некоторые собирательные предметы: clothes — одежда, goods — товары, people — народ, police — полиция, cattle — скот.
Существительные, которые имеют форму только единственного или только множественного числа, являются неисчисляемыми существительными (Uncountable nouns), т.е. такими, которые нельзя посчитать. Singularia Tantum согласуется со словами только в единственном числе, Pluralia Tantum – только во множественном. Со словами данной группы в единственном числе никогда не используется неопределенный артикль a/an; вместо неопределенного артикля употребляется неопределенное местоимение some:
- Some milk — молоко (немного, какое-то количество молока);
- Some bread — хлеб (немного, какое-то количество хлеба).
Однако некоторые существительные имеют особые формы образования единственного числа или обозначения некоторого количества;
- A piece of advice — один совет;
- A piece of furniture — предмет мебели;
- A piece of news — одна новость;
- A piece of water — стакан воды;
- A piece of bread — буханка хлеба;
- A piece of meat — килограмм мяса;
- A piece of sugar — килограмм сахара;
- A piece of flour — килограмм муки и т.д.
Запомните, что множественное число приобретают ТОЛЬКО существительные! Прилагательные, стоящие перед существительным, с числом не согласуются:
- Young girls — молодые девушки;
- Little boys — маленькие мальчики.
Обозначение группы людей
Подлежащее (кто? что?), выраженное существительным, которое обозначает группу людей, соглосуется со сказуемым в единственном или множественном числе:
- в единственном числе, если группа воспринимается как единое целое: Our team was the best in the country. — Наша команда была лучшей в стране.
- во множественном числе, если говорится о всех членах команды: Our team were all given medals. — Все члены нашей команды получили медали.
Зависимость значения некоторых существительных от их числа
Некоторые существительные, в зависимости от числа, в котором они употребляются, могут менять свое значение:
- people (люди) — peoples (народы);
- glass (стекло) — glasses (очки);
- wood (древисина) — woods (лес);
- hair (волосы) — hairs (волосинки).
Несмотря на то, что правило кажется довольно сложным, вспомните разнообразие окончаний существительных во множественном числе в русском языке (сосны, люди, деревья, векселя, пресмыкающиеся, хлопоты, переговоры и т.д.). Для сравнения — girls, ladies, classes. Желаем успехов!
На уроке мы научимся определять число у имён существительных, узнаем об особенностях употребления существительных во множественном числе, о правильной постановке ударения. Выполним множество интересных заданий.
Говорим правильно:
Нет сапог, ботинок, валенок .
Пара сапог, ботинок, валенок .
Много мест, дел, солдат, яблок .
Нет носков , пара носков .
Много килограммов мандаринов, апельсинов, помидоров .
Запишем предложения, добавляя буквы, где это необходимо.
В магазине купили пару нос….
У Тани много дел…..
В автобусе нет свободных мест….
На рынке много помидор…. и яблок….
На параде много солдат….
Проверка.
В магазине купили пару носков.
У Тани много дел.
В автобусе нет свободных мест.
На рынке много помидоров и яблок.
На параде много солдат.
Особенности постановки ударения существительных во множественном числе
А теперь познакомимся с правильной постановкой ударения в некоторых существительных, стоящих в форме множественного числа.
Рис. 13. Говорим правильно! ()
Директор -директора
Шофёр - шофё ры
Торт - то рты
Чтобы узнать, как правильно произносится слово, можно обратиться за помощью к орфоэпическому словарю или словарю ударений.
В русском языке встречаются необычные существительные. В чём их секрет?
Давайте узнаем.
Рассмотрим картинки.
Назовём предметы.
Молоко, мука, мёд, листва.
У данных существительных нет формы множественного числа.
Рассмотрим другой пример.
Назовём предметы.
Шахматы, часы, очки, санки, ножницы.
У данных существительных нет формы единственного числа.
Делаем вывод: в русском языке встречаются существительные, у которых нет формы единственного или множественного числа. Более подробно мы познакомимся с ними в старших классах.
На этом уроке мы узнали, что существительные изменяются по числам. Существует две формы числа: единственное число и множественное число.
Оказывается, в древнерусском языке, кроме привычных для нас единственного и множественного чисел, существовало еще одно число, которое использовалось для обозначения парных предметов. Это - двойственное число. Двойственное число употреблялось для обозначения двух или парных предметов.
Например, глаза, рукава, берега, рога .
Сейчас эту роль выполняет множественное число.
Некоторые имена существительные имеют несколько возможных форм числа, которые различаются по значению:
«листья » на дереве - «листы » бумаги, «зубы » человека - «зубья » вил.
- Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. - М.: Просвещение, 2012 (http://www.twirpx.com/file/1153023/)
- Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. 2. - М.: Баласс.
- Рамзаева Т.Г. Русский язык. 2. - М.: Дрофа.
- Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" ().
- Nsportal.ru ().
- Do.gendocs.ru ().
- Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. - М.: Просвещение, 2012. Ч.2. Выполни упр. 118, 119 С. 88.
- Разделите существительные из стихотворения на две колонки: единственное и множественное число.
Ветер на море гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.. (А. Пушкин)
- * Используя полученные на уроке знания, придумай 2 ребуса или 3 загадки на единственное и множественное число существительного.
5-й класс
Имена существительные, которые имеют
только форму множественного числа
Сценарий открытого урока
Цели урока:
1) учебная: дать понятие о существительных, которые имеют только форму множественного числа, уметь употреблять их в речи, отрабатывать орфоэпические навыки, расширить словарный запас;
2) воспитательная: формировать потребность анализа собственных поступков и умение просить прощение и прощать; познакомить с традициями, связанными с началом марта;
3) развивающая: развивать творческие способности и поисковые навыки.
Оборудование: рисунки для беседы по домашнему заданию, доска, проектор, программа на CD, веточки сосны, березы, ивы, рабочие листы, карточки с загадками, Библия, толковые словари, стихотворения Б.Пастернака.
ЭТАПЫ УРОКА
1. Начало урока.
Сол нце грее т до сед ьмого пота,
И бушуе т, одурев, овраг,
Как у дюже й скотницы работа,
Дело у ве сны кипит в руках.Чахне т снег и боле н малокровь ем
В вето чках бесс ильно синих жи л.
Но дымится жи знь в хле ву коро вь ем,
И здоро вьем пышу т зубь я вил.
Вот и я сегодня пришла на урок с мартовской веточкой сосны. Согласно народному поверью принесенная домой в начале марта веточка сосны очищает застоявшийся за зиму воздух, дает нашему дыханию легкость. А это – веточка березы. В старину на Руси месяц март называли березолем, потому что от действия весеннего солнца береза в марте начинает наливаться соком и пускает почки.
2. Запись предложения под диктовку.
В старину на Руси месяц март называли «березоль».
В каждой группе есть консультант. Он пишет и комментирует (по методу Лысенковой «Веду за собой») для остальных членов группы:
«В – предлог, пишу раздельно, старину – пишу с а, потому что проверочное слово – стар , суффикс -ин- пишу с и, с одной буквой н, на – предлог, пишу раздельно, Руси – собственное имя существительное, пишу с большой буквы, месяц – пишу яц, это – словарное слово, март – пишу с маленькой буквы, это – нарицательное имя существительное, называли – пишу приставку на-, “березоль” пишу в кавычках, так как это слово приводится в именительном падеже».
Беседа с классом
– Обратите внимание на слова: март и березоль – синонимы.
– Есть ли в этом предложении слова, которые не имеют формы множественного числа? (Русь, март, березоль.)
– Образуйте форму множественного числа от слова месяц . Запишите еще пять слов, оканчивающихся на ц, во множественном числе. (Месяцы, спицы, птицы, синицы, лисицы, куницы, страницы, скворцы, дворцы, волшебницы, певцы.)
– В стихотворении Б.Л. Пастернака тоже есть слово, оканчивающееся на -цы. Подойдет ли оно нам в качестве примера? (Нет, так как скотницы – это не мн. ч., а р.п. ед. ч. сущ. скотница ).
– Правильно, это пример омонимичного окончания -ы.
3. Анализ домашний (подписи под рисунками).
– Прежде чем мы перейдем к новой теме, давайте посмотрим, как справился с домашним заданием ученик Петя. На первом рисунке вы видите дерево и книгу.
Правильно ли Петя подписал рисунки? На дереве листы. В книге листья.
Запишите предложения в исправленном виде.
(На дереве листья. В книге листы.)
– Правильно ли подписан второй рисунок? В дневнике колья. В изгороди колы. Запишите предложения в исправленном виде.
(В дневнике колы. В изгороди колья.)
– Правильно ли подписан третий рисунок? У волка зубья. У пилы зубы.
(Нет, надо: У волка зубы. У пилы зубья. )
– Правильно ли поэт Б.Пастернак употребил слово зубья в своем стихотворении?
(Да, потому что это зубья вил. )
– Как можно объяснить такие ошибки в работе Пети?
(Такие ошибки появились потому, что слова лист, зуб, кол – многозначные. В зависимости от значения слова образуются и разные формы мн. ч.)
– Какие слова мы называем многозначными? Приведите примеры.
(Многозначными мы называем слова, у которых есть два и более значений. Чаще всего первое значение – прямое, а второе – переносное. Например, кисть руки – кисть винограда .)
Вывод: форма множественного числа часто зависит от лексического значения слова.
4. Знакомство с темой урока.
Тему сегодняшнего урока вы узнаете, если выполните следующее задание.
Задание. Каждая группа получила конверт, в который вложены тексты загадок в разрезанном виде. Их надо собрать, записать в тетрадь, отгадать.
1-я группа:
Два конца, два кольца, посередине гвоздик. (Ножницы.)
2-я группа:
Ходят весь век, а не зверь, не человек. (Часы.)
3-я группа:
Какая водица только для письма годится? (Чернила.)
– Посмотрите на отгадки. Что общего в этих словах?
(Ножницы, чернила, часы – существительные, у которых есть только форма множественного числа.)
Запишем эти слова. Да, тема сегодняшнего урока: «Существительные, которые имеют только форму множественного числа». Постараемся за урок собрать их как можно больше.
В стихотворении Б.Пастернака тоже встречается такое слово. Кто-нибудь его увидел? Это слово – вилы . Запишем его.
5. Какие существительные употребляются только во множественном числе?
Задание. В рабочем листе прочитайте, на какие группы разделены существительные, которые употребляются только во множественном числе, приведите по 2–3 примера. Вырежьте эту справку и вклейте ее в тетрадь по теории .
(сани, шорты, качели);
Некоторые вещественные (сливки, отруби, дрожжи);
Некоторые отвлеченные (сутки, сумерки, именины);
Собственные (Карпаты, Альпы).
В древнерусском языке было не два, а три числа: единственное, множественное и двойственное. Потом двойственное число исчезло, а слова из этого числа перешли в разряд тех слов, которые имеют только форму множественного числа и которые обозначены в вашей справке в пункте 1.
6. Лексическая работа.
– В справке вам встретилось слово отруби . Что оно значит? Давайте посмотрим в словаре Даля. «Отруби – остаток от просеянной муки, измельченная под жерновом рубашка зерна, высевки». С этим словом мы встречаемся в притче о блудном сыне. Может, кто-то напомнит нам ее?
– Некий юноша, повзрослев, решил, что может обойтись без семьи, и потребовал у отца свою долю наследства. А когда ее промотал, был вынужден пасти свиней и питаться вместе с ними отрубями. Устав от унижений и голода, юноша решил вернуться домой, соглашаясь на участь даже раба. Но отец его простил и устроил в его честь пир.
– Эту притчу мы вспомнили не случайно, правда? Уметь надо и прощения просить, и прощать.
7. Работа в группах по карточкам с текстами «Из мира простых вещей».
Задание. Прочитайте предложенный текст. Отгадайте, о каком предмете идет речь. Предложите другим группам назвать описываемое в тексте слово. Спишите текст, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. (Консультанты помогают сомневающимся в написании.)
Карточка 1
Эту ткань изг_тавливали в XVI веке в городе Генуя который итальянцы называли Дженовой. Из этой проч_ной ткани шили брюки для м_ряков. Потом их стали экспортировать в Калифорнию для п_стухов и зол_тоискателей. Сейчас их носят люди всех возр_стов. Это… ___________ (джинсы).
Карточка 2
Кто и когда их изобрел – неизвес_но. В Древней Грец_и для них использовали отшлифованные кристаллы горного хрусталя. Родиной их все же считается Венец_я – царица зеркал и стекля_ой посуды. На Руси их стали н_сить с XV века. Это... _______ (очки).
Карточка 3
На н_чном небе в созвездии Большого Пса есть зв_зда которую можно видеть только летом. В эту пору работать было т_жело из(за) жары и люди о_дыхали. Этот летний период и был назван по имени этой звезды. Позже школьники этим словом стали называть и осе_ий отдых, и зимний, и весе_ий. Это _______ (каникулы).
– Слово очки получило свое название от древнерусского слова. Какого? (Очи, т.е. глаза, в единственном числе – око .)
Знаете ли вы, что слово очи входит в народные названия некоторых растений, и вот в этих названиях слово очи употребляется только во множественном числе: например, воловьи очи (голубая ромашка), царевы очи (росянка), павлиньи очи (едкая трава).
8. Поисковая работа.
В прошлом году пятиклассники выполняли поисковую работу по Словарю русского языка. Из него они выписали существительные, которые имеют только форму множественного числа. Вы видите список этих слов в рабочем листе.
Задание. Выпишите из списка слова одной тематической группы. 1-я группа выпишет слова, которые мы можем найти на кухне, 2-я группа – в шкафу, 3-я группа – в мастерской. Отмечайте знаком вопроса слова, значения которых вам непонятны .
Слова для справок
Бигуди Будни Бриджи Брюки Белила Бусы Брызги Вершки Весы Выжимки Ворота Вилы Граффити Грабли Дрожжи |
Обои Объедки Опилки Прятки Помои Пельмени Панталоны Ползунки Плавки Плоскогубцы Плечики Похороны Рожки Сласти Каникулы |
Сухофрукты Сливки Спагетти Сани Сумерки Стансы Тропики Торги Тефтели Узы Фижмы Фисташки Хлопоты Хлопья Хоры |
На кухне: брызги, вершки, весы, выжимки, дрожжи, каперсы, консервы, макароны, отруби, объедки, помои, пельмени, рожки, сласти, сухофрукты, сливки, спагетти, тефтели, фисташки, хлопья.
В шкафу: бигуди, бриджи, брюки, бусы, джинсы, духи, кальсоны, колготы, лосины, ножницы, очки, панталоны, ползунки, плавки, плечики, фижмы, штаны, шаровары.
В мастерской: белила, ворота, вилы, грабли, дровни, клещи, ножницы, носилки, опилки, плоскогубцы, сани, чернила.
9. Творческое задание .
Слова, отобранные в группах, представьте в виде диалога «Готовим сюрприз маме», «Собираемся на курорт», «Мы строим скворечник». Разыграйте их.
10. Домашнее задание:
1. По Толковому словарю узнайте значения слов, которые вы обозначили вопросительным знаком.
2. Сгруппируйте слова по видам орфограмм в отрывке из стихотворения Б.Л. Пастернака «Март», которое звучало в начале урока и которое есть в вашем рабочем листе.
3. Найдите и выпишите из всех упражнений параграфа существительные, которые могут употребляться только во множественном числе.
СЛОВА ДЛЯ СПРАВОК ПО ЛЕКСИЧЕСКОЙ РАБОТЕ
Чресла, чресл (стар.). Поясница, бедра. Препоясать ч . мечом (также перен.: приготовиться к битве).
Четки, -ток. Шнурок с бусинами или узелками (в церковном обиходе для отсчитывания поклонов во время молитвы и самих прочитанных молитв).
Чернила, -ил. Красящая жидкость для писания. Черные ч. Красные ч. | прил. чернильный, -ая, -ое. Ч. прибор. Ч. карандаш (то же, что химический карандаш). Чернильные орешки (наросты на листьях дуба и некоторых других деревьев, богатые дубильными веществами; спец.). Чернильная война (перен.: о печатной полемике; устар. ирон.). Чернильная душа (перен.: о канцелярском чиновнике; устар. неодобр.).
Чары, чар.
1. Волшебство, колдовство (устар.). Колдовские ч .
2. перен . Обаяние, пленительность (книжн.). Ч. любви .
Цимбалы, -ал. Музыкальный инструмент в виде ящика со струнами, по которым ударяют деревянными молоточками.
Хоры, -ов. Открытая галерея, балкон в верхней части большого зала [первонач . для помещения хора, оркестра]. На хорах .
Ходики, -ов. Небольшие стенные часы упрощенного устройства с гирями.
Фижмы, фижм. В XVIII – нач. XIX в.: каркас в виде обруча, вставлявшийся под юбку у бедер, а также юбка с таким каркасом.
Узы, уз.
1. Оковы, кандалы (устар.). У. рабства (перен.).
2. перен . То, что связывает, соединяет (высок.). У. брака. У. дружбы, любви. Братские у.
Тропики, -ов, мн. Местность к северу и югу от экватора, между этими параллелями – наиболее жаркий пояс земного шара. В тропиках .
Торги, -ов.
1. То же, что аукцион. Международные пушные т. Продажа с торгов.
2. Сдача подряда тому, кто, состязаясь с другими, согласится на условия, более выгодные для заказчика (устар.) Объявить т. на постройку фабрики.
Тe"фтели, -ей и (разг.) тефтe"ли, -ей. Кушанье в виде шариков из мясного или рыбного фарша.
Сумерки, -рек, -ркам. Полутьма между заходом солнца и наступлением ночи, а также (устар.) утренняя предрассветная полутьма. Ранние с.
Стансы, -ов, ед. станс, -а, м .
1. мн. Стихотворение, каждая строфа которого представляет законченное смысловое и синтаксическое целое.
РАБОЧИЙ ЛИСТ ДЛЯ УРОКА В 5-М КЛАССЕ
Тема: «Имена существительные, которые имеют только форму множественного числа».
1. Отрывки из стихотворений Б.Л. Пастернака:
Февраль. Достать чернил и плакать!
Писать о феврале навзрыд,
Пока грохочущая слякоть
Весною черною горит.
(Февраль. Достать чернил и плакать...)
Солнце греет до седьмого пота,
И бушует, одурев, овраг,
Как у дюжей скотницы работа,
Дело у весны кипит в руках.
|| Чахнет снег и болен малокровьем
|| В веточках бессильно синих жил.
|| Но дымится жизнь в хлеву коровьем,
|| И здоровьем пышут зубья вил.
(Из стихотворений доктора Живаго, «Март»)
2. Справка в тетрадь по теории.
В форме только множественного числа употребляются следующие группы существительных:
Обозначающие парные предметы (сани, шорты, качели);
Обозначающие вещества (сливки, отруби, дрожжи);
Обозначающие отвлеченные понятия (сутки, сумерки, именины);
Обозначающие имена собственные (Карпаты, Альпы).
У таких существительных не определяются род и тип склонения.
С.М. ВОВК,
школа № 1,
Пушкинский р-н,
пос. Софрино,
Московская обл.
В современном русском языке у имён существительных различают два числа: единственное и множественное .
Разберём на примере. Назовём предметы.
Тетрадь, карандаш, лимон - это существительные, которые называют один предмет. Это форма единственного числа.
Тетради, карандаши, лимоны - это существительные, которые называют несколько предметов. Это форма множественного числа.
Имена существительные употребляются в единственном числе, если они называют один предмет, и во множественном числе, если они называют несколько предметов.
Обратите внимание на обозначение единственного и множественного числа.
Имена существительные изменяются по числам. Это значит, что слово имеет форму как единственного, так и множественного числа.
Прочтём имена существительные и определим, в каком числе они стоят. Распределим слова в два столбика: единственное число и множественное число.
Муравей, лес, муха, воробьи, день, жуки, кошка, столы, девочка, яблоки.
Проверим.
Существительные в форме единственного числа называют один предмет. Это слова: муравей, лес, муха, день, кошка, девочка .
Существительные в форме множественного числа называют много предметов. Это слова: воробьи, жуки, столы, яблоки .
Прочитаем существительные и поставим их во множественное число.
Сорока
Дом
Ёж
Пенал
Завод
Лопата
Картина
Проверим:
Сорока - сороки
Дом - дома
Ёж - ежи
Пенал - пеналы
Завод - заводы
Лопата - лопаты
Картина - картины
Особенности употребления существительных во множественном числе
Познакомимся с правильным употреблением некоторых имён существительных во множественном числе.
Говорим правильно:
Нет сапог, ботинок, валенок .
Пара сапог, ботинок, валенок .
Много мест, дел, солдат, яблок .
Но
Нет носков , пара носков .
Много килограммов мандаринов, апельсинов, помидоров .
Особенности постановки ударения существительных во множественном числе
А теперь познакомимся с правильной постановкой ударения в некоторых существительных, стоящих в форме множественного числа.
Директор -директора
Шофёр - шофё ры
Торт - то рты
Чтобы узнать, как правильно произносится слово, можно обратиться за помощью к орфоэпическому словарю или словарю ударений.
В русском языке встречаются необычные существительные. В чём их секрет?
Давайте узнаем.
Молоко, мука, мёд, листва.
У данных существительных нет формы множественного числа.
Рассмотрим другой пример.
Назовём предметы.
Шахматы, часы, очки, санки, ножницы.
У данных существительных нет формы единственного числа.
Делаем вывод : в русском языке встречаются существительные, у которых нет формы единственного или множественного числа. Более подробно мы познакомимся с ними в старших классах.
Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :
Присоединяйтесь к нам в Facebook !
Смотрите также:
Подготовка к экзаменам по русскому языку:
Самое необходимое из теории:
Предлагаем пройти тесты онлайн: