Что такое воздух для дошкольников. Воздух - роль воздуха в жизни человека, растений и животных

Государственное бюджетное учреждение Республики Башкортостан Восточный межрайонный центр социальной помощи семье и детям

Конспект занятия по экологии

для детей дошкольного возраста

«УДИВИТЕЛЬНЫЕ СВОЙСТВА ВОЗДУХА»

Составила:

Воспитатель социального приюта

для детей и подростков в г. Белорецк

Д. Ф. Динеева

Белорецк 2016

Цель: способствовать расширению знаний детей о свойствах воздуха: прозрачность, невидимость, легкость. Развивать способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы.

Программное содержание:

    Расширять знания детей о свойствах воздуха: прозрачность, невидимость, легкость.

    Продолжать учить детей во время опытов соблюдать правила безопасности.

    Развивать мышление, память, речь, интерес к познавательной деятельности.

    Вызвать интерес к совместному выполнению заданий, создать доброжелательный настрой.

    Воспитывать любознательность, взаимопомощь, бережное отношение к окружающей среде.

    Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования воздухом – кляксографией.

Оборудование: стаканчики, трубочки, зубочистки, бутылочки, шарики, целлофановые мешочки, таз, резиновые игрушки, куски резины по количеству детей; воздушные фломастеры, альбомные листы по количеству детей, салфетки.

Методы и приемы: наблюдение, показ фотографий, беседа, эксперимент, сравнение, музыкальное сопровождение.

Ход занятия.

Ребята, сегодня на занятие к нам пришли гости. Давайте поздороваемся (приветствие детей).

А сейчас предлагаю вам начать наше занятие. Давайте встанем в круг и поздороваемся друг с другом.

Игра на общение.

Станем рядышком, по кругу,

Скажем «Здравствуйте!» друг другу.

Нам здороваться не лень:

Всем «Привет!» и «Добрый день!»;

Если каждый улыбнется –

Утро доброе начнется. –

ДОБРОЕ УТРО!

Ребята, а скажите, что нас с вами окружает? (дома, деревья, птицы, животные)

Правильно! А что необходимо для жизни и человеку, и растениям, и животным? (пища, вода, воздух)

Сегодня у нас с вами будет необычное занятие. А о чем мы будем говорить вы узнаете, если отгадаете загадку.

Через нос проходит в грудь

И обратно держит путь.

Он невидимый, но все же

Без него мы жить не можем. (Воздух)

Молодцы! Для чего нам нужен воздух? (дышать) Сделайте глубокий вдох, выдох.

Вы знаете, сколько человек может прожить без еды? А без воды? (несколько дней) А без воздуха? (не больше 5 минут)

Сегодня мы с вами поговорим о воздухе, как настоящие ученые-исследователи. Ученые работают в помещении, где много приборов для опытов. Опыт – это метод, при помощи которого исследуют (изучают) явления природы и жизни. А помещение, в котором проводят опыты, называется лаборатория (показ фотографий).

Хотите стать учеными и побывать в лаборатории? (ответы детей) Для этого нам нужно закрыть глаза и произнести волшебные слова:

«Вокруг себя все повернитесь

И в ученых превратитесь». (Дети поворачиваются вокруг себя)

Вот мы очутились в самой настоящей лаборатории. Садитесь за столы (дети садятся)

Ну как товарищи ученые, вы готовы к проведению опытов? (ответы детей) Для начала я вам напомню о правилах поведения в лаборатории: соблюдать тишину, не перебивать друг друга, не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно.

Ребята, вы знаете, как можно поймать воздух? Подумайте (ответы детей)

Эксперимент № 1 «Как поймать воздух?»

Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух. Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? Что в них находится? Какой он? Вы его видите?

Хорошо. Давайте проверим. Возьмите зубочистку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?

Воздух можно почувствовать.

А вы знаете, как можно увидеть воздух? (ответы детей)

Эксперимент № 2 «Видим воздух при помощи трубочки и емкости с водой»

Нужно взять трубочку, опустить один конец в воду, а в другой подуть.

Что вы увидели? (Пузырьки воздуха) Подуйте в трубочки сильно. А теперь слабо. В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество? (нет) Почему?

Вывод: когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочки и емкости с водой увидели воздух.

Можно ли услышать воздух? Как его можно услышать? (ответы детей)

Эксперимент № 3 «Слышим воздух»

Если подуть в баночку или бутылочку, крышку от фломастера, из-под баночек или сдуть шарик.

Возьмите по бутылочке, крышечке и подуйте с краю. Что вы слышите? Звук, воздух.

А еще у нас на столе есть надутый шарик. Как вы думаете, что можно сделать с этим шариком, чтобы услышать воздух? Нужно растянуть отверстие шарика и потихоньку спускать воздух, что мы слышим? (писк, воздух)

С помощью чего мы услышали воздух? (нам помогли баночки, бутылочки и шарики)

Вывод: воздух можно услышать разными способами. А еще когда дует ветер, он гоняет воздух, и так можно услышать различные звуки воздуха (прослушать звуки ветра).

Физкульминутка.

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше подтянитесь.

Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите,

Влево, вправо повернулись,

Рук коленями коснулись.

Сели, встали, сели, встали

И на месте побежали.

Эксперимент № 4 «Имеет ли воздух вес?»

Ребята, у вас на столе разложены предметы: резиновая игрушка, кусок резины. Возьмите кусочек резины и опустите его в воду. Он утонул. А теперь опустим в воду резиновую игрушку. Она не тонет. Почему? Ведь игрушка тяжелее кусочка резины? Что внутри игрушки? (воздух)

Вывод: воздух имеет вес, но он легче, чем вода.

Ребята, а вы знаете, что воздухом можно рисовать? (ответы детей) Это техника называется кляксография.

Хотите попробовать?

Сейчас мы с вами попробуем при помощи воздуха рисовать. Для этого у меня есть воздушные фломастеры (показывает технику кляксографии: нужно на альбомный лист положить трафарет, открыть фломастер, поменять колпачок местами и дуть в него, направляя фломастер на трафарет).

(Дети пробуют рисовать, звучит спокойная музыка)

Я вижу, что вам понравилось быть учеными. Настало время возвращаться обратно.

«Вокруг себя повернитесь,

И в детей превратитесь». (Говорим волшебные слова, закрывая глаза)

Итак, мы сегодня провели множество опытов. А скажите, вам понравилось проводить опыты? (ответы детей)

Какой опыт вам показался интересным больше всего?

Что вы сегодня узнали нового?

Наше занятие подошло к концу, все вы были внимательными, активными.

Молодцы, ребята!

Самоанализ

Мною проведено занятие из области «Познание». Была поставлена основная цель: способствовать расширению знаний детей о свойствах воздуха: прозрачность, невидимость, легкость.

Для достижения цели занятия я использовала методы: эксперимент, беседа, сравнение, наблюдение, показ фотографий, музыкальное сопровождение. Дети учились устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы. Я считаю, что цель была достигнута, дети усвоили основные свойства воздуха.

Во время опытов учила ребят соблюдать правила безопасности, способствовала развитию мышления, памяти, речи, ввела новые понятия и слова: лаборатория, кляксография; поддерживала интерес к познавательной деятельности при помощи создания проблемных ситуаций.

На протяжении всей деятельности старалась вызвать интерес к совместному выполнению заданий, создать доброжелательный настрой.

При помощи наводящих вопросов поддерживала любознательность, призывала к бережному отношению к окружающей среде.

Развитию творчества способствовало знакомство детей с нетрадиционной техникой рисования воздухом – кляксографией.

Считаю, что занятие было результативным, задачи, которые ставила перед собой – выполнены, цель достигнута.

Программное содержание:

  1. Закреплять и уточнять знания детей о воздухе и его свойствах.
  2. Формировать представления о значении воздуха в жизни человека, животных, растений.
  3. Развивать навыки проведения опытов, умение самостоятельно делать выводы.
  4. Развивать мышление, наблюдательность, любознательность.
  5. Расширять и активизировать словарь детей.
  6. Воспитывать экологическую культуру, заботливое отношение к природе.
  7. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Демонстрационный и раздаточный материал для экспериментирования:

  1. Емкости с водой, пустой стакан, бумажный круг.
  2. Стаканы с водой, соломинки.
  3. Пакеты, шары, вертушки, веера, мыльные пузыри.
  4. Чеснок, лук, лимон, пустая, пластиковая бутылка.

Предварительная работа:

  1. Предварительная работа с детьми о свойствах воздуха.
  2. Беседы по темам: «Кому нужен воздух?», «Какой воздух бывает?».
  3. Наблюдения в природе за ветром, сезонными явлениями.
  4. Чтение литературы, разгадывание загадок, рассматривание иллюстраций.
  5. Словарная работа.

Интеграция образовательных областей:

Познание:

Образовательная: Наблюдение за природными явлениями, изменениями, развивать познавательные интересы, внимание, память, воспитывать любовь к природе, воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Развитие речи:

Образовательная: Развивать диалогическую речь детей, учить грамотно, составлять предложения. Развивать слуховое и зрительное внимание, речевую активность. Учить грамотно, делать выводы.

Методические приемы:

  1. Словесный.
  2. Игровой.
  3. Практический.
  4. Экспериментальный.
  5. Наглядный.

Ход занятия

Дети проходят в группу из спальни. Ребята к нам пришли сегодня гости, давайте с ними поздороваемся! (Дети здороваются.) В прошлом году они уже у нас были, вы помните? Сейчас мы стали старше, и узнали много нового и интересного. Предлагаю вам рассказать и показать, что нового и интересного вы узнали!

Воспитатель: А сейчас загадаю вам загадку, а отгадка и будет темой нашей беседы!

Ты без него не можешь жить

Ни есть, ни пить, ни говорить

И даже честно говоря,

Разжечь не сможешь ты огня

Воспитатель: что это?

Дети: Воздух. (Показ иллюстрации «пузырьки воздуха».)

Воспитатель: Правильно, это воздух. И сегодня мы с вами поговорим о воздухе. А зачем нам нужен воздух?

Дети: Воздух необходим человеку, животным и растениям для дыхания. Без воздуха жизнь на Земле невозможна.

Воспитатель: Воздух есть везде и на воде и на суше, наша планета Земля окружена толстым слоем воздуха. Эта оболочка называется атмосфера. (Показ иллюстрации земли окруженной атмосферой.)

Я предлагаю посмотреть мультик «Зачем нужен воздух?» (Просмотр.)

Воспитатель: Понравился вам фильм? А сейчас мы с вами закрепим, что нового узнали! Сколько слоев воздуха нас защищает? (ответы детей). Что образуется в первом слое (облака, дождь, снег). Правильно, молодцы и этот слой называется тропосфера. Что происходит во втором слое (летают самолеты). Молодцы, а слой называется стратосфера. Ну, а что же в третьем слое происходит? (там сгорают метеориты). Вы очень внимательные! Ну и остался последний слой, там очень красивое явление происходит, как называется? (северное сеяние). Правильно и все эти слои называются атмосфера, с этим словом мы уже с вами знакомы. Что снами будет если на земле не будет воздуха? (не будет жизни).

Воспитатель: А сейчас мы с вами вспомним с какими свойствами воздуха мы уже знакомы? (показ картинок по которым дети рассказывают о свойствах воздуха) Молодцы, вы много знаете о воздухе.

Воспитатель: А вы знаете, что происходит с воздухом при нагревании? (Ответы детей.) Я вам сейчас покажу!

Воспитатель: Беру пустую бутылку, на которую одет шарик, опускаю в горячую воду – шарик надувается, при опускании в холодную воду – сдувается. Знаете почему так происходит? (Ответы детей.) Воздух нагрелся, расширился, вышел из бутылки и надул шарик, а потом мы бутылку поставили в холодную воду, он охладился и снова возвратился в бутылку. Воздух состоит из множества маленьких частичек.

Воспитатель: Давайте мы с вами превратимся в частички воздуха, при комнатной температуре частичкам хорошо, они двигаются по всему пространству (Я говорю, тепло и мы начинаем двигаться по комнате.) Вдруг стало холодно, воздух сжимается и частички, стали прижиматься друг к другу. (Я говорю, холодно и вы начинаете прижиматься друг к другу.) Будьте внимательны! Молодцы очень внимательные!

Воспитатель: Ребята, а давайте поищем, где еще есть воздух. Вот у меня есть стакан, как вы думаете, что в этом стакане?

Дети: (ответы детей).

Воспитатель: А давайте мы с вами сейчас проверим (беру стакан и помещаю аккуратно в воду, чтоб в стакан не попадала вода). Ребята посмотрите, стакан вроде пустой, но я не могу опустить его на дно, как вы думаете, что мне мешает?

Дети: (воздух).

Воспитатель: Правильно, молодцы и сейчас мы с вами это проверим (дети берут стаканчики и опускают в воду, из воды появляются пузырьки воздуха) Что мешало опустить мой стакан на дно? (воздух) А когда мы с вами выпустили воздух, что произошло? (Ответы детей.) Пузырьки воздуха поднимаются в вверх, потому что воздух легче воды.

Воспитатель : А внутри нас есть воздух. (Ответы детей.) Давайте, мы это проверим! Возьмите трубочки и подуйте в стакан с водой, мы дуем в трубочку что выходит?

Дети: Пузырьки воздуха.

Воспитатель : Мы с вами вдыхаем и выдыхаем воздух. Мы его видим?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: А в какое время года мы можем увидеть воздух?

Дети : Зимой, изо рта выходит пар.

Воспитатель : Сейчас сделайте глубокий вдох, наберите побольше воздуха и задержите его, на счет «пять» выдохнете. (Дети выполняют.) Трудно было вам без воздуха?

Дети: Да трудно, хочется сразу вдохнуть воздух.

Воспитатель : Человек не может жить без воздуха, он ему нужен каждую секунду. Как надо правильно дышать?

Дети: Через нос.

Воспитатель: Положите ладошку на грудь и почувствуйте, как происходит дыхание.

1. Тихо – тихо мы подышим.

Сердце мы свое услышим. (Вдох через нос, пауза 4 секунды, плавный выдох через нос.)

2. Мы вдохнули глубоко

Дышим мы легко – легко, (Медленный вдох, пауза 4 сек. Выдох.)

3. Подыши одной ноздрей.

И к тебе придет покой. (Продолжительный вдох – выдох левой-правой ноздрей.)

4. Нужно глубоко вздохнуть,

Чтобы свечку нам задуть. (свободный вдох, задержка дыхания, «губы трубочкой», три коротких выдоха.)

Воспитатель : Ребята, а для чего человеку надо правильно дышать?

Дети: Чтобы не болеть.

Воспитатель : Для здоровья человека полезен только чистый воздух. За чистотой воздуха следят ученые - экологи. Грязный воздух вызывает разные болезни у людей. А сейчас давайте поиграем, я разложу картинки, где изображен грязный воздух и чистый, а вы по очереди подойдете и возьмете по одной картинки. Как вы думаете, что загрязняет воздух на этих картинках, а что наоборот делает воздух чистым и полезным?

Дети: Пыль, выхлопные газы, пожары, дым заводов, фабрик, сигарет….

Воспитатель : Что надо делать, чтобы воздух оставался чистым?

Дети : Протирать пыль, проветривать помещения, сажать деревья, кусты, цветы, поливать дорожки, тротуары, на заводах и фабриках ставят фильтры для очистки воздуха.

Воспитатель : Молодцы, правильно.

Воспитатель: Что мы знаем о воздухе?

Дети : Воздух невидимый, находится вокруг нас, мы им дышим, человек не может жить без воздуха. Воздух прозрачный, бесцветный, не имеет вкуса и запаха, но может переносить запахи. Может передвигаться, при нагревании воздух расширяется, а при охлаждении сжимается.

Воспитатель : Все правильно, молодцы! Ребята хотите, я покажу вам фокус. Я попросила друзей и они привезли мне горный воздух, там много деревьев, озер и они поместили этот воздух в шарик. Это полезный воздух? А сейчас я возьму иголку и проткну его. Что должно произойти с шариком? (Ответы детей лопнет.) А что произошло? Ответы детей (шарик не лопнул). Это не обычный шарик с необычным полезным воздухом. Если вы будете следить за своим здоровьем, заниматься спортом, много гулять, кушать полезную пищу, то вам как и шарику не будет страшна не какая болезнь, а шарику иголка! А теперь давайте попрощаемся с гостями и пойдем собираться на улицу, дышать, как вы думаете каким воздухом? Ответы детей (полезным).

Литература:

  1. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Н. Е. Веракса, О. Р. Галимов. Издательство, МОЗАИКА-СИНТЕЗ, Москва 2012 год.
  2. Воздух невидимка. И. А. Рыжова.
  3. Большая книга экспериментов. Издательство Эксмо. 2010 год.
  4. Моя первая энциклопедия. Планета Земля. М. Эксмо 2013 год.
  5. Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой для детей. М. Щетинин. Издательство Метафора 2011 год.
  6. «Научные ответы на детские «почему». Опыты и эксперименты для детей от 5 до 9 лет / Автор-составитель Зубкова Н.М. – СПб: Речь 2009 г.

Здравствуйте, дорогие читатели моего сайта. Сегодня я расскажу вам ещё про одно занятие, которое я проводила с ребятами. «Воздух». Это одно из первых, или даже самое первое моё занятие. Как я тогда волновалась… Хорошо, что веду дневник занятий, иначе сейчас бы ход урока и не вспомнила)

На этом занятии мы под музыку на паровозике ездили в гости к нашему общему другу Воздуху.

Приехав, долго искали его и звали. А он-то невидимый !

Поговорили о том, без чего человек жить не может. Без воздуха меньше всего человек может прожить. Хотя без еды, воды, природы, витаминов – тоже тяжело.)

Стали для нашего замечательного, какого важного, но невидимого друга домик искать. Придумали! Мыльные пузыри, воздушный шарик, бутылка.

Только мыльные пузыри непрочные такие, сразу лопаются, и опять воздух без домика… Надули шарик, теперь воздух в шарике живёт. Но шарик такой гибкий, ему самому домик нужен. Бутылка?

А можно надуть воздушный шарик прямо в бутылке? Попробовали, не получается. Почему? Воздух в бутылке давит на шарик и не пускает его внутрь.

Проткнули в дне бутылки дырки, и он прекрасно надулся. Воздух из бутылки вышел через эти дырки .

Потом мы в эту дырявую бутылку воду наливали. Если крышку закрыть, то вода не выливается! Из дырявой-то бутылки! Воздух снизу давит на дырки, и не пускает воду.)

А что воздух умеет? Сильный ли он? Оказалось, что сильный . Может книжку поднять!

Еще мы смастерили катер на воздушной подушке. И он у нас по столу катался. Всё та же сила воздуха. Через маленькую дурочку воздух выходил из шарика и толкал его по столу. Это с форума «На ладошке » идею позаимствовала)

А напоследок поиграли в настольную головоломку про воздух. Это по типу « » и моего

Что такое воздух?

Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, игровая, восприятие художественной литературы, двигательная.

Интеграция образовательной деятельности: " Познание", "Коммуникация", "Чтение художественной литературы","Социализация", "Физическая культура".

Цель: познакомить детей с понятиями воздух, воздушное пространство, со свойствами воздуха, влиянием на здоровье человека; развивать исследовательские способности, любознательность, наблюдательность.

Планируемые результаты развития интегративных качеств: ребёнок проявляет любознательность, интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию; способен рассуждать и давать адекватные причинно-следственные объяснения; у ребёнка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.

Предварительная работа: запустить с детьми бумажные самолёты, надуть воздушные шары и поиграть с мыльными пузырями.

Материал и оборудование: мыльная и простая вода, резиновые шарики, мячи на каждого ребёнка, бумага.

Ход занятия

1. Игровая мотивация.

Воспитатель (показывает детям волшебный ящик в котором что-то есть, и загадывает загадку).

В ящике есть то, без чего нельзя прожить, но мы его не видим... Что это такое?

Дети. Воздух.

2. Беседа о воздухе.

Воспитатель. Что такое воздух?

Предложения детей.

Воспитатель. Воздух- это смесь невидимых веществ, которые называют газами.

Как можно увидеть воздух?

Дети. Воздух увидеть нельзя...

Воспитатель. Верно. Но мы его ощущаем.

Каким бывает воздух в морозную погоду? В дождливую? В засуху? При пожаре?

Дети.

Во время дождя самый чистый воздух.

Морозный воздух тоже приятный.

Воздух от пожара вредный, им тяжело дышать.

3. Исследования.

Воспитатель. Хотите увидеть воздух?

Проведём опыт(поджигаем кусочек ваты, появляется дым и едкий запах).

Подуйте на дым. Наблюдаете движение воздуха?

Можно ли при этом находится в помещении?

Дети. Нельзя дышать таким воздухом, это опасно для жизни: заболит голова и человек задохнётся.

Воспитатель. Послушайте отрывок из стихотворения С. Михалкова "Рассказ о неизвестном герое"

Много столпилось людей на панели.

Люди в тревоге под крышу смотрели:

Там, из окошка, сквозь огненный дым,

Руки ребёнок протягивал к ним...

Нам всем известен запах дыма.

Когда мы его чаще ощущаем?

Дети. Когда горит костёр.

Воспитатель . Верно. Воздух бывает холодным и тёплым. Тёплый воздух лёгкий, холодный - более тяжёлый. Поднимите руку вверх.

Какой там воздух?

Дети. Тёплый.

Воспитатель. Теперь присядьте. Воздух такой же тёплый?

Дети. Нет, более прохладный.

(Воспитатель открывает форточку, дети наблюдают, как проникает в тёплое помещение холодный воздух).

Воспитатель. Когда холодный воздух встречается с тёплым, мы его видим в виде пара, он стелется по полу.

Посмотрите на свет. В его лучах видны мельчайшие частички пыли.

В воздухе, как и в воде, живут микроорганизмы, они подвижны.

Чем это нам грозит?

Дети. Можно заболеть.

Воспитатель. Да. Через воздух можно заразиться от другого человека гриппом, ветрянкой, корью и другими вирусными заболеваниями.

Что надо сделать для того, чтобы уничтожить вредные микробы в воздухе?

(Предположения детей).

Воспитатель. Надо проветривать помещение, делать влажную уборку, поливать улицы в сухую погоду.

4. Игры с воздухом.

1. Дети надувают шарики, отпускают его, подбрасывают вверх.

Почему он летает? (Шарик лёгкий, так как в нём находиться теплый воздух).

2. Дети пускают мыльные пузыри.

Как они появляются?

Почему они летают?

3. Лист бумаги надо на него подуть.

Что с ним происходит?

4. Сделать самолет из бумаги.

Итог занятия.

1. Воздух - это невидимый газ.

2. Необходимо избегать тех мест, где загрязнён воздух, и оберегать органы дыхания.

3. Человек должен следить за чистотой воздуха.

Что такое воздух? Для чего нужен воздух? Свойства воздуха в занимательных опытах для детей.

Что находится вокруг нас? Воздух. Куда бы мы ни пошли, он везде есть. Но вот увидеть его или пощупать невозможно. Но мы сегодня попытаемся это сделать в занимательных и познавательных опытах для малышей.

Что такое воздух: занимательные опыты для детей.

Где спрятался воздух? Опыт 1.

Покажите ребенку пустой прозрачный пакет (удобно использовать пакеты для завтраков) и спросите малыша: «Что в пакете?». Конечно же, он скажет, что в пакете ничего нет. Тогда отвернитесь и раскройте пакет, наберите в него воздух и закрутите край пакета так, чтобы воздух из него не мог выйти. Пакет станет упругим. Повернитесь к малышу и покажите ему, что стало с пакетом, спросите, что в пакете.

Пусть малыш потрогает пакет. Поставьте большой палец вниз, а остальные пальцы вверх и сожмите пакет — станет понятно, что в нем что-то есть. Пусть и малыш попробует так сжимать пакет. После этого вместе с ребенком откройте пакет. Воздух выйдет, и пакет перестанет быть упругим. Что же такое было в пакете? Это был воздух. А почему же его было не видно? Потому что воздух прозрачный, невидимый, бесцветный.

Как увидеть воздух? Опыт 2.

Дайте малышу трубочку для коктейля и стаканчик с водой. Попросите подуть через трубочку на свою ладошку. Что почувствовала ладошка? Ребенок почувствует движение воздуха – ветерок. Расскажите, что воздухом мы дышим через рот или через нос, а потом его выдыхаем. Можно ли увидеть воздух, которым мы дышим? Давайте попробуем.

Пусть малыш погрузит трубочку в стакан с водой и подует. На воде появились пузырьки. Откуда взялись пузырьки? Это воздух, который мы выдыхали. Куда плывут пузырьки – поднимаются вверх или опускаются на дно? Воздушные пузырьки плывут вверх, потому что воздух легкий, он легче воды. Когда весь воздух выйдет, пузырьков не будет.

Где бывает воздух? Опыт 3.

Спросите малыша, где есть воздух. Расскажите, что в воздух окружает нас всюду, но мы его не видим. Спросите, а в земле есть воздух? В глине? В пластилине? Выслушав ответы малыша, предложите проверить.
Для этого возьмите одноразовые стаканчики. Налейте в них воды. В один стаканчик бросьте кусочек пластилина. В другой – глину. В третий – землю. В четвертый – кусочек поролоновой губки. Посмотрите с ребенком на пузырьки, которые появились в воде. Что изменилось? Откуда взялись пузырьки воздуха в стаканчике, куда мы бросили землю? В каких еще стаканчиках появились пузырьки? Ребенок уже знает из предыдущего опыта, что это воздух выходит с пузырьками. Значит, в земле есть воздух.
Попросите малыша догадаться, зачем нужно рыхлить землю. Покажите ему, как Вы рыхлите землю в горшках комнатных растений. Возможно, он видел, как взрослые рыхлили землю на даче. Землю рыхлят, чтобы в нее попал воздух. Воздух нужен не только людям, он нужен и растениям, чтобы они хорошо росли. Если в земле нет воздуха, то растение плохо развивается и растет чахлым. Можно дать малышу палочку, чтобы он помог Вам рыхлить землю.
Если Вы любите комнатные растения, то можно дать другую задачку малышу: когда лучше рыхлить землю – до полива или после полива. Рассмотрите с малышом землю в горшке. Затем полейте обильно с землю и покажите, что земля перестала быть рыхлой. Пусть малыш догадается сам, когда лучше рыхлить землю, чтобы дать доступ воздуху – до полива или после полива. Эта задачка под силу пятилетнему ребенку и старше.
Можно провести эксперимент на обнаружение воздуха и с любыми другими материалами. Наличие большого количества пузырьков покажет малышу, что в этом предмете тоже есть воздух. Он есть в маленьких дырочках губки, в щелях коры и во многих других предметах вокруг нас.
Очень нравится дошколятам и такой «фокус с воздухом». Надуйте воздушный шарик и опустите его отверстием в воду. Шарик будет сдуваться, а воздух начнет выходить пузырьками на поверхность воды.

Сколько места занимает воздух? Опыт 4.

Спросите, что будет, если в воду бросить бумагу? Она размокнет. А можно ли достать бумагу сухую из воды?
Покажите малышу вот такой фокус – эксперимент с воздухом и бумагой.
Возьмите обычный стеклянный стакан или чашку и прикрепите ко дну кусочек салфетки. Удобно прикрепить его обычным или двусторонним скотчем. Ребенок должен обязательно убедиться, что бумага сухая!
Возьмите таз с водой, воды в тазу должно быть много, чтобы Ваш стаканчик в нее погрузился.
Быстро переверните стакан вверх дном и опустите его полностью в воду. Достаньте. Бумага сухая! Как это получилось? Воды не было в стакане? Что же в нем было? В стакане был воздух, и он не дал возможности воде намочить бумагу.
Проверяем, действительно ли воздух был в стакане. Снова погружаем стакан в воду и чуть приподнимаем один его край. На поверхность воды вышел большой пузырь. Это выходит воздух.
Оказывается, воздух – это не пустота! Воздух хотя и невидим, но занимает место!

Воздух теплый и холодный. Опыт 5.

Зимой возьмите пустую пластиковую бутылку из-под воды, закройте ее пробкой и вынесите на мороз. Посмотрите, что стало с бутылкой. Она сжалась, помялась. Почему? Потому что холодный воздух занимает меньше места, чем теплый, вот стенки бутылки и вдавились внутрь.

Очень интересен опыт с шариком. Пустую бутылку без крышки вынесите на мороз. Затем ее внесите в теплую комнату и быстро наденьте воздушный шарик на горлышко. Плотно закрепите шарик. Теперь опустите бутылку в горячую воду. Шарик начнет надуваться. Почему? Теплый воздух занимает больше места, чем холодный, вот воздух и заходит в шарик и его надувает.
Скажите ребенку, что воздух хорошо сохраняет тепло. Между рамами нашего окна находится воздух и он греет (покажите рамы и где между ними находится воздух).
Спросите, почему зимой мы надеваем на прогулку не одну кофточку, а несколько. (Между одеждой находится воздух, он сохраняет тепло).
Воздух есть между снежинками, поэтому под снегом растения не мерзнут. Он есть между волосками шерсти животных и между перышками птиц и между ворсинками шубы. Поэтому в шубе тепло.

В воздухе есть кислород. Опыт 6.

Зажгите небольшую свечку. Спросите, можно ли ее погасить, не дуя на пламя. Закройте свечку банкой. Через некоторое время свечка сама погаснет. Объясните ребенку, что для пламени нужен кислород, который есть в воздухе. Кислород в банке закончился, свеча и погасла.

Поэтому пламя на пожарах засыпают песком или заливают водой, чтобы не было доступа кислорода.

Видео для детей «Что такое воздух? Из чего состоит воздух?»

Воздух в знакомых предметах.

1. Отчего получаются мыльные пузыри?

Когда будете пускать мыльные пузыри, спросите малыша, что находится внутри них? Откуда в мыльных пузырях берется воздух? (Мы его выдыхаем). Почему мыльные пузыри получаются разного размера — то больше, то меньше? (Чем больше воздуха попало вовнутрь мыльного пузыря, тем больше сам пузырь)
Понаблюдайте, отчего лопается мыльный пузырь. 1) Летящий мыльный пузырь лопается, когда задеваешь его. Оболочка пузыря рвется, и воздух из него выходит. 2) Когда надуваешь пузырь, он тоже может лопнуть, если воздух не помещается в капле.

2. Пипетка.

Дайте малышу пипетку и спросите, что в ней находится. Пусть ребенок попробует набрать сок или другую жидкость в пипетку. В пипетке теперь не только воздух, но и сок. Воздух в пипетке сжался, его так и называют «сжатый воздух». Затем пусть малыш нажмет на резиновый колпачок. Жидкость капает из пипетки. Почему? Оказывается, сжатый воздух сильный, и он может выполнять разную работу! Например, он может выталкивать жидкость и передвигать ее.

3. Реактивный двигатель.

Надуваем шарик, отпускаем его и следим за траекторией его полета. Попробуем надуть шарик чуть-чуть, а в следующий раз надуть его большим. Сравним, в каком случае шарик дольше летал. Этот принцип используется в реактивных двигателях.
Если Вы уже посмотрели мультик, то Вы знаете, как дома сделать с помощью воздушного шарика и воздуха настоящую ракету!

4. Воздушный шар для полетов.

Ваш малыш уже, конечно, догадался, что внутри такого шара находится воздух. Нагретый воздух становится легче и расширяется, холодный воздух становится тяжелее и уменьшается в объеме (см. опыт 5). В воздушном шаре для полетов воздух специально нагревается, и поэтому шар взлетает и летит все выше и выше.

5. Другие предметы.

Если будет возможность покажите, как с помощью воздуха работают такие полезные вещи, как компрессор для аквариума (это можно показать в зоомагазине) , велосипедный насос, фен, пылесос.

Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"