Из сирии на базу вернулся авианосец "адмирал кузнецов". Зачем идет в Сирию «Адмирал Кузнецов

Президент России Владимир Путин завтра 23 февраля в День защитника Отечества встретится с моряками тяжелого авианесущего ракетного крейсера(ТАРК) «Адмирал Кузнецов».

«Адмирал Кузнецов» только что вернулся из Сирии

Напомним, что этот корабль, который обычно называют единственным российским авианосцем, совсем недавно завершил свой длительный поход в составе нашей авианосной группы к берегам Сирии.

Примечательно, что это был не просто поход, а первое боевое применение авиации морского базирования российскими вооруженными силами.

На сегодня уже можно говорить о том, что поход этого военного корабля к берегам Сирии закончился успехом, несмотря на два потерянных из-за технических неисправностей боевых самолета, а также тот факт, что по своей структуре «Адмирал Кузнецов» – это не корабль для классических экспедиционных миссий.

Поход «Адмирала Кузнецова» критикуют голословно

Кстати говоря, этот момент забывают почти все эксперты, когда критикуют действия нашей авианосной группировки в Сирии.

ТАРК “Адмирал Кузнецов”

Ведь главное вооружение ТАРК «Адмирал Кузнецов» – это противокорабельные ракеты типа «Гранит», а не его стационарная авиагруппа, которая должна решать задачи прикрытия континентального берега и флотских соединений ВМФ на дальних подступах, а не непосредственно ударные функции, как это приходилось делать в Сирии.

Именно поэтому советские конструкторы не оснастили корабли проекта 1143.5 «Кречет» , а поставили туда тепловые двигатели, которые проще в использовании и с экономической точки зрения гораздо эффективней.

По этой причине обильное выделение пара «Адмиралом Кузнецовым» во время своего перехода не является основанием для сравнения этого корабля с дредноутами столетней давности, как это, в свою очередь, постоянно пыталась делать желтая пресса стран Запада.

Впрочем, западная критика миссии «Адмирала Кузнецова» к берегам Сирии только этим не ограничивалась и носила многогранный характер – от высмеивания нашего корабля до панических истерик, что российская авианосная группировка самим своим присутствием смертельно угрожает государствам, входящим в состав НАТО.


Российская авианосная группа в походном марше

Западная истерия по поводу «Адмирала Кузнецова»

Все эти моменты во время похода «Адмирала Кузнецова» к берегам Сирии доступно и доходчиво объяснял официальный представитель Министерства обороны России генерал-майор Игорь Конашенков .

Тем более, во время четырехмесячного похода нашей авианосной группы произошло немало инцидентов информационного характера, что также вполне объяснимо.

Дело в том, что это событие совпало с операцией по освобождению города Алеппо сирийской правительственной армией президента Башара аль-Асада , когда истерия западных СМИ в адрес России приобрела неадекватный характер, а любое событие, связанное с российскими вооруженными силами, целенаправленно выставлялось в вычурном и гротескно абсурдном виде.

Естественно, переход «Адмирала Кузнецова» и применение его авианосной группы в Сирии стали для Запада в этом плане буквально красной тряпкой для быка.


Официальный представитель Министерства обороны России генерал-майор Игорь Конашенков

Просто подсознательно во всей этой «критике» всегда имелось в виду, что эта акция российского ВМФ нарушила монополию США на применение ударных авианосных групп по всему миру, а это ведь, по сути своей, главный символ американского глобального доминирования.

На Западе чутко относятся к таким моментам, и это обстоятельство также послужило причиной нездорового ажиотажа вокруг похода российской авианосной группы к берегам Сирии.

Конашенков постоянно отвечал на нападки западных СМИ

Наиболее показательной здесь были январские заявления главы военного ведомства Великобритании Майкла Фэллона , когда британский министр назвал «Адмирал Кузнецов» кораблем позора и отдал приказ королевским ВМС по его военному сопровождению во время прохода нашей авианосной группы возле европейских берегов.

Тогда Конашенков на этот счет заявил, что российский ВМФ не нуждается в бессмысленных эскорт-услугах, а также порекомендовал Фэллону больше внимания уделить проблемам ВМС Великобритании.


Миссия авианосной группы «Адмирала Кузнецова» совпала с операцией по освобождению Алеппо

По мнению Конашенкова, цель таких заявлений и действий со стороны официального Лондона заключается в отвлечении внимания от состояния дел в британском военно-морском флоте.

Впрочем, «Адмирал Кузнецов» обнажил и военные проблемы НАТО, поскольку нашу авианосную группу постоянно сопровождали порядка 10 кораблей ВМС стран альянса, а суммарное их число совершенно точно переварило за 50 военных судов.

«Адмирал Кузнецов» задел Пентагон за живое

Политолог Леонид Крутаков в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» отметил, что эта истерия западных СМИ была связана не только с задачей оказать политическое давление на Россию, но и теми опасениями, которые вызывает у США и НАТО возросшая мощь Российской армии и военно-морского флота.


Политолог Леонид Крутаков

«Американцы просто забыли, что у них есть конкуренция, они думали, что после распада СССР им можно все, и никто не в состоянии составить им конкуренцию на военном поприще. Первый звоночек прозвучал во время событий в Крыму, когда натовские структуры поняли, что они не смогут что-либо сделать против подобных действий со стороны России. При этом, после ввода наших ВКС в Сирию, на Западе началась полномасштабная паника», - заключает Крутаков.

Как считает эксперт, не надо забывать про то, что Средиземное море является вотчиной 6 флота США, поэтому американцы восприняли военное использование российской авианосной группы в этой акватории, как прямой удар по своему самолюбию.

Таким образом, не стоит удивляться, почему генерал-майору Конашенкову приходилось бороться с информационными поползновениями Запада на протяжении всех четырех месяцев похода «Адмирала Кузнецова», но надо признать, что делал он это очень успешно и в высшей степени профессионально.

МОСКВА, 9 фев — РИА Новости. Боевое применение тяжелого авианосного крейсера (ТАВКР) "Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов" у берегов Сирии требует глубокого компетентного анализа для совершенствования подготовки экипажей кораблей и палубных летчиков к боевой службе, а также организации системной боевой подготовки Военно-морского флота (ВМФ) России в целом.

Такое мнение высказал РИА Новости бывший командующий Балтийским флотом (2001-2006) адмирал Владимир Валуев.

Министерство обороны РФ сообщило, что главнокомандующий ВМФ России адмирал Владимир Королев в четверг прибудет на борт авианосца "Адмирал Кузнецов", чтобы поздравить моряков с успешным завершением боевого похода в Сирию и вручить награды отличившимся военнослужащим корабельной авианосной группы. В торжественной церемонии примут участие командующий Северным флотом (СФ) вице-адмирал Николай Евменов, представители администрации Мурманской области и города Североморска.

Российский авианосец вернулся с боевой службы в составе группы кораблей СФ и в среду встал в Кольском заливе на рейде Североморска. Ранее на рейдовые бочки встал тяжелый атомный ракетный крейсер (ТАРКР) "Петр Великий". Авиакрыло "Адмирала Кузнецова" прибыло на аэродром базирования 3 февраля — самолеты Су-33 и МиГ-29К, вертолеты Ка-52, Ка-29 и Ка-27 перелетели в Североморск с палубы авианосца.

Развитие ситуации — в спецпроекте РИА Новости " " >>

"Задачи командующему Северным флотом были поставлены: выделить силы — боевые корабли и вспомогательные суда, которые обеспечили корабельную ударную группу продовольствием и топливом. В конечном итоге задача выполнена. Цена потерь — минимальная. Идет война. Корабли — и "Петр Великий", и "Адмирал Кузнецов" — могли быть атакованы. Ничего этого не было. Мы отделались материальными потерями, избежав людских. Из любого похода необходимо сделать правильные выводы. При этом не искать виновных, а выслушать летчиков, моряков, проанализировать, дать объективную оценку и наладить системную плановую боевую подготовку флотов и ВМФ России в целом", — сказал Валуев.

Он полагает, что по итогам боевого применения российских кораблей и морской авиации в рамках боевых действий против международных террористов в Сирии необходимо провести научно-практическую конференцию с участием ветеранов-военачальников, обладающих опытом организации системной боевой подготовки оперативно-стратегических объединений, всестороннего обеспечения деятельности ВМФ СССР и России.

"Это не только мое мнение. Очень многие опытные адмиралы — бывшие командующие флотами, главнокомандующие ВМФ — анализируют ситуацию и готовы под эгидой действующих военачальников провести конференцию, где высказать пожелания и замечания, которые помогут в дальнейшем избежать ошибок в организации боевой подготовки и боевого применения ВМФ России", — заключил адмирал.

Характеристики "Адмирала Кузнецова" и маршрут следования к берегам Сирии Авианосец "Адмирал Кузнецов" во главе группы кораблей Северного флота выполняет задачи в Средиземном море у берегов Сирии. Характеристики тяжелого авианесущего ракетного крейсера и маршрут продвижения группировки МВС России к берегам Сирии - в инфографике сайт.

15 октября 2016 года корабельная ударная группа (КУГ) СФ во главе с ТАРКР "Петр Великий" в составе ТАВКР "Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов", больших противолодочных кораблей "Североморск", "Вице-адмирал Кулаков" и судов обеспечения вышла в районы северо-восточной Атлантики и Средиземного моря. С 8 ноября КУГ СФ выполняла задачи по борьбе с терроризмом в Сирийской Арабской Республике (САР).

На борту российского авианосца находилось более 40 самолетов и вертолетов. Впервые в истории России 15 ноября было осуществлено боевое применение палубных самолетов Су-33. За два месяца боевой службы летчики морской авиации авиакрыла "Адмирала Кузнецова" выполнили 420 боевых вылетов, в ходе которых было поражено более 1,2 тысячи объектов международных террористов на территории САР. С кораблей КУГ СФ по назначенным целям в Сирии были нанесены удары крылатыми ракетами.

В результате авиационных инцидентов в Средиземном море были потеряны два палубных истребителя: в ноябре 2016 года в воду упал вылетевший с авианосца МиГ-29К, а в декабре после неудачной посадки на его палубу утонул Су-33. Летчики не пострадали; ТАВКР поврежден не был.

Начальник Генерального штаба ВС РФ — первый заместитель министра обороны РФ генерал армии Валерий Герасимов 6 января сообщил о выполнении поставленных задач и возвращении КУГ во главе с "Петром Великим" и "Адмиралом Кузнецовым" в пункт постоянного базирования.

За время дальнего похода российские боевые корабли и суда обеспечения прошли около 18 тысяч морских миль.

Вооруженное противоборство продолжается в Сирии с марта 2011 года. Россия с 30 сентября 2015 года по просьбе президента САР Башара Асада об оказании военной помощи начала наносить авиационные удары по объектам запрещенных в РФ и ряде государств мира международных террористических группировок "Исламское государство" (ИГ, ДАИШ) и "Джебхат ан-Нусра" (в 2016 году переименована в "Джебхат Фатах аш-Шам") в Сирии.

Авианосная группа Северного флота РФ, в которую входят крейсеры "Адмирал Кузнецов" и "Петр Великий", подошла к берегам Сирии. Корабли маневрируют в восточной части Средиземного моря, сообщил в субботу, 12 ноября, в эфире телеканала "Россия 1" командир "Адмирала Кузнецова" Сергей Артамонов.

"Корабли корабельной авианосной группы заняли назначенный район... в восточной части Средиземного моря", - заявил он. Авианосная группа отправилась из Североморска 15 октября. "Адмирал Кузнецов" - крупнейший корабль ВМФ России. Его длина составляет 306 метров. На судне постоянно возникают технические проблемы. В последний раз оно находилось на ремонте в 2015 году, а по возвращении из Средиземного моря снова уйдет на ремонт с модернизацией.

Контекст

Ранее сообщалось, что палубная авиация крейсера "Адмирал Кузнецов" уже принимает участие в в окрестностях Алеппо.

Успехи армии Асада в Алеппо

Сирийская армия восстановила контроль над несколькими районами на западе Алеппо, которые повстанцам удалось отбить за последние две недели в ходе попыток . Об этом 12 ноября сообщили в базирующейся в Лондоне организации "Сирийский наблюдательный совет по правам человека" (SOHR).

Смотрите также:

  • Дети Алеппо

    Внимание мировой общественности по-прежнему приковано к Алеппо: разрушенный город стал символом ужасов войны в Сирии. Людям в осажденной восточной части города не хватает воды, продовольствия, медикаментов. Многие остались без крыши над головой. По оценкам ООН, сейчас там находится около 100 000 детей.

  • Гуманитарная катастрофа в Сирии

    600 000 человек в осажденных городах

    Помимо Алеппо, еще 18 городов - как, например, Мадая (на фото) - и регионов остаются отрезанными от остального мира. По данным ООН, на этих территориях сейчас находятся почти 600 000 человек. При этом блокаду чаще всего осуществляют войска Башара Асада. Поставку гуманитарной помощи в конкретные районы нужно согласовывать с сирийским правительством, которое продолжает этому препятствовать.

    Гуманитарная катастрофа в Сирии

    Последний оплот оппозиции

    В 2011 году город Дарайя входил в число тех населенных пунктов, где начинались первые демонстрации протеста против режима Асада. Несколько лет Дарайя находилась под контролем повстанцев: правительственные войска, окружившие город, не пропускали туда автоколонны с гуманитарной помощью. В августе 2016 года войска Асада наконец вошли в город, что стало одним из крупнейших поражений оппозиции.

    Гуманитарная катастрофа в Сирии

    Чрезвычайное положение в больницах

    Доктора в сирийских больницах больше не в состоянии лечить пациентов. "У нас не осталось ни бинтов, ни медикаментов. Мы даже не можем сделать операцию по удалению аппендицита или кесарево сечение", - жалуется глава немецкого отделения гуманитарной организации "Врачи без границ" Фолькер Вестербарки (Volker Westerbarkey).

    Гуманитарная катастрофа в Сирии

    "Там нигде не безопасно"

    По словам Вестербарки, за последние пять месяцев все восемь больниц и пунктов оказания медицинской помощи, расположенные в осажденной восточной части города Алеппо, были повреждены или разрушены. Отдельные сирийские врачи все еще продолжают ухаживать за пациентами, рискуя жизнью. "Там нигде не безопасно", - констатирует активист.

    Гуманитарная катастрофа в Сирии

    Разделенный город

    В особо тяжелом положении находятся 300 000 жителей восточной части Алеппо, которую контролируют повстанцы. В результате почти каждодневных бомбардировок российской и сирийской авиации здесь разрушены тысячи домов. И только за прошедшие выходные погибли около ста человек.

    Гуманитарная катастрофа в Сирии

    Не хватает самого необходимого

    Помимо прочего, в Алеппо не хватает питьевой воды, продовольствия и электричества: это также относится и к западной части города, находящейся под контролем правительственных сил. Запечатлеть страдания местных жителей, однако, не представляется возможным: журналистов сюда допускают крайне редко.

    Гуманитарная катастрофа в Сирии

    Пустые улицы

    Опасаясь попасть под бомбежку, жители Алеппо почти перестали выходить на улицы, рассказывает Джуд аль-Хатаиб, репортер местного оппозиционного радио Hara FM. Большая часть магазинов закрыта. Нормальной жизни здесь больше нет, говорит журналист. Бывший двухмиллионный мегаполис сейчас считается одним из самых опасных городов мира.

    Гуманитарная катастрофа в Сирии

    "Как в большой тюрьме"

    Вступившее в силу перемирие дало сирийцам кратковременную передышку. В то же время многие жители осажденных городов по-прежнему остаются отрезанными от мира и гуманитарной помощи. Священник францисканского ордена Фирас Луфти, который занимается поставкой в Сирию воды и продовольствия, констатирует: "Люди живут здесь как в большой тюрьме".


Позади первая неделя боевых действий российской палубной авиации в сирийских провинциях Идлиб и Хомс. Увы, промежуточные итоги участия в операции авианосца «Адмирал Кузнецов» пока не совсем те, которых наверняка ожидало командование, отправляя огромный корабль с внушительным эскортом в Средиземное море. Почему?

По состоянию на полдень вторника, 22 ноября, тяжелые истребители Су-33, взлетавшие с российского авианосца, дважды наносили удары по объектам исламских радикалов - 15 и 18 ноября. В последнем случае — совместно с модернизированными стратегическими бомбардировщиками Ту-95МС, взлетевшими с авиабазы в Поволжье и обогнувшими по пути к Сирии всю Европу. Судя по сообщениям Министерства обороны, все выбранные цели поражены.

Это первый в истории отечественного флота опыт боевого применения палубных истребителей Су-33. К тому же — первый опыт ударов этими самолетами по наземным целям. Что особенно ценно потому, что Су-33 изначально создавались в варианте только и исключительно перехватчиков ПВО для воздушного прикрытия наших корабельных соединений вдали от своих берегов.

Никто прежде не собирался системно уничтожать ими объекты на суше. Это стало возможным только в последние годы, после дооборудования части таких боевых машин специальной вычислительной подсистемой навигации СВП-24−33 «Гефест», которая позволяет применять неуправляемые 500-килограммовые и 250-килограмовые свободнопадающие бомбы с точностью, характерной для управляемых боеприпасов. Как утверждают разработчики, «Гефест» в 3−4 раз повышает эффективность использования авиационного вооружения по наземным целям.

Словом, можно было бы только аплодировать происходящему сегодня на «Адмирале Кузнецове» если бы не одно обстоятельство. Изначально главная роль в поражении объектов исламских радикалов в Сирии с борта авианосца отводилась вовсе не Су-33. Эти машины должны были служить лишь дополнительным козырем при выполнении подобных боевых задач. Основной ударной силой нашего авианосца при работе «по земле» в Сирии, как предполагалось, будут МиГ-29КР (корабельный, российский) и МиГ-29КУБР (корабельный, российский, учебно-боевой). Фактически — палубные истребители-бомбардировщики с самого начала своей биографии.

Да, бомбовая нагрузка и у Су-33 достаточно внушительна — позволяет за считанные секунды обрушить на противника 28 свободнопадающих авиабомб ФАБ/РБК-250 или 8 аналогичных ФАБ/РБК-500. Но у значительно более легких МиГов этот показатель все равно больше — до 11 фугасных 500-килограмовых бомб.

Однако основное преимущество МиГ-29КР/КУБР перед палубными «сухими» в выполнении такого рода задач даже не в количестве и могуществе средств поражения наземных целей. Главное — наличие на их борту многофункциональной РЛС Н010 «Жук-М», позволяющей на фоне земной поверхности обнаруживать объекты удара на дистанции до 110 километров и одновременно вести картографирование местности. Ничего подобного Су-33 не под силу. Каждый такой самолет располагает единственной бортовой радиолокационной станцией «Меч», работающей, как и положено для истребителя-перехватчика, лишь в режиме «воздух-воздух». Малоконтрастные цели на земле различать «Меч» не в состоянии.

Появление на части находящихся на «Адмирале Кузнецове» Су-33 прицельных систем СВП-24−33 «Гефест» отчасти, видимо, снивелировало этот их недостаток, но не свело его к нулю. И, тем не менее, в войне на Ближнем Востоке пока вынуждены принимать участие только эти машины.

Причина понятна каждому, кто внимательно следит за нынешними событиями в Восточном Средиземноморье. 13 ноября при заходе на посадку на палубу «Адмирала Кузнецова» потерпел аварию и затонул один из МиГ-29КР. Его пилот катапультировался и был подобран из воды спасательным вертолетом в четырех километрах от корабля.

Как почти сразу же было объявлено Министерством обороны России, по предварительным данным к аварии привели технические проблемы на борту самолета. Ошибка пилота практически исключается. По некоторым данным, это опытнейший летчик, полковник, начальник службы безопасности полетов авиации Северного флота. Всего на его счету около 200 посадок на палубу «Адмирала Кузнецова», что, безусловно, является прекрасным показателем.

Но как бы там ни было, по давно заведенному в авиации правилу, все полеты самолетов этого типа были в тот же день запрещены до выяснения причин ЧП. Вся тяжесть боевой работы по боевикам тут же легла исключительно на Су-33.

И вот теперь важнейший вопрос: а удастся ли быстро выяснить, что случилось с разбившимся МиГом? Со слов катапультировавшегося пилота, внезапно остановились оба двигателя его истребителя. Специалисты считаются, что прекратилась подача топлива. Но почему? Не ответив на этот вопрос, едва ли возможно давать разрешения на вылет оставшимся в строю МиГам.

Далее. Полноценное расследование, надо думать, невозможно, если со дня Средиземного моря не поднять «черные ящики» затонувшего истребителя. Тогда ключевой вопрос: каковы глубины в этом месте? И в состоянии ли работать на них экипаж килекторного судна КИЛ-158 Черноморского флота, находящегося в этом районе?

Словом, не исключено, что запрет на полеты МиГ-29КР/КУБР с авианосца может оказаться достаточно длительным. Если вообще такое разрешение в ближайшие месяцы командование рискнет дать. Но «Адмиралу Кузнецову» воевать в Сирии максимум до середины января. В феврале он уже без оружия, боезапаса, самолетов и вертолетов должен быть у заводского причала в Северодвинске, где намечена глубокая модернизация корабля.

Выходит, на разбирательства с аварией и устранение, если понадобится, обнаруженных технических недоработок на оставшихся в строю МиГах максимум месяц. Иначе эти самолеты просто не успеют принять участие в войне. В этом случае эффективность нынешней боевой службы «Адмирала Кузнецова» будет сильно девальвирована.

Дело вот в чем. Понятно же, что главной задачей этого корабля и его авиакрыла сегодня является даже не уничтожение дополнительной сотни-другой террористов, их складов и кустарных мастерских. Все это могут отлично проделать (и регулярно делают!) летчики, базирующиеся на авиабазе Хмеймим. Если их нынешних возможностей вдруг окажется недостаточно — боевой потенциал авиабазы можно почти мгновенно нарастить, в течение суток перебросив в Сирию из России дополнительные фронтовые бомбардировщики Су-24М и Су-34. Потенциал любого из них при нанесении ракетно-бомбовых ударов просто несравним ни с Су-33, ни с Миг-29КР/КУБР (Су-34 способен нести к целям до 8 тонн бомб, Су-24М — 7,5 тонн).

Поэтому для полного подавления бандитов вовсе необязательно было гнать авианосец за три моря. С наращиванием сил на авиабазе Хмеймим вышло бы и проще, и значительно дешевле.

Стало быть, «Адмирала Кузнецова» снарядили к берегам Сирии совсем не оттого, что без него никак не справиться с засевшими в этой стране террористами. Накопление опыта использования российской палубной авиации в условиях реальной войны — вот, полагаю, истинная причина появления нашего самого крупного боевого корабля в восточном Средиземноморье. Такой опыт жизненно необходим для проектирования и строительства перспективного российского авианосца, о котором уже много лет говорят на всех этажах военного управления и российской «оборонки».

Кстати, именно желанием успеть на эту войну, видимо, и продиктована невиданная спешка, в которой готовился поход ударного корабельного ядра Северного флота. Вспомним: с января по 15 июня 2016 года крейсер находился на ремонте в 35-м судоремонтном заводе в Мурманске, где проходил восстановление технической готовности. Потом до августа стоял в доке 82-го судоремонтного завода в Рослякове. И лишь с сентября летчики 279-го (на Су-33) и 100-го (на МиГ-29КР/КУБР) отдельных корабельных истребительных авиаполков начали отрабатывать на нем взлеты и посадки.

В обычных условиях на это следовало бы отвести хотя бы два-три месяца. Хотя бы! Ведь в советские времена на полное освоение курса боевой подготовки, уникального для каждого типа самолетов, строевому летчику отводили до трех лет. За это время ему предстояло выполнить в воздухе сотни упражнений, чтобы получить допуск к ведению боевых действий. Ни у одного из пилотов 100-го отдельного корабельного истребительного авиаполка, сформированного менее года назад, в декабре 2015-го, возможностей достичь такого уровня подготовки просто не было.

Но битва за Сирию сильно торопила. И уже 15 октября самое крупное в истории авианосное соединение Северного флота вышло в океан.

Кстати, закономерен вопрос: как же тогда уже упомянутому начальнику службы безопасности полетов авиации Северного флота, пилотировавшему упавший в Средиземное море истребитель, удалось совершить под две сотни взлетов и посадок с палубы «Адмирала Кузнецова»? Все просто: с 2013 года первые три МиГ-29КР находились в опытной эксплуатации в 279-м отдельном корабельном истребительном авиаполку. На аэродроме под Североморском они стояли рядом с «сушками». И ограниченное число пилотов сумели на хорошем уровне освоить и эти машины. Но таких летчиков, как тот полковник, на нашем флоте можно по пальцам пересчитать.

Министерству обороны РФ пришлось закрыть глаза даже на то, что палубные истребители МиГ-29КР/КУБР еще не завершили комплекс государственных испытаний и официально не приняты на вооружение. Этот процесс по плану растянется до 2018 года. Во всяком случае, 6 сентября 2016 года, перед самым выходом «Адмирала Кузнецова» в Средиземное море, командующий авиацией ВМФ генерал майор Кожин заявил: «Пока испытания идут, поэтому нельзя сказать о перспективе. Пока все положительно. Мы очень большую часть испытаний уже провели, но вообще они рассчитаны до 2018 года. Самолеты пока что будут использоваться в определенном объеме. Испытания — это процесс длинный, но львиную часть испытаний, касающуюся корабля, мы в этом году выполним».

Вынужденно закрыли глаза и на то, что в процессе испытаний катастрофу потерпели уже две такие машины. В июне 2011 года первый опытный экземпляр МиГ-29КУБ разбился в Астраханской области. Оба пилота, находившихся в кабине, погибли. А 4 июня 2014 года другой Миг-29КУБ рухнул на землю в Московской области. Один пилот скончался от ран в госпитале.

Всем этим, повторяю, пришлось пренебречь во имя того, чтобы накопить бесценный опыт боевого применения российской палубной авиации на реальной войне. И вот теперь, если МиГи так не начнут в ближайшее время летать с «Адмирала Кузнецова», этот опыт грозит оказаться сильно усеченным в качестве и объеме. Жаль.

В последнее время, в сети, на профильных ресурсах, да и просто в разговорах, слышны негативные, порой даже саркастические нотки в отношении использования нашей авианосной группировки у берегов Сирии. Действительно, на первый взгляд может показаться, что военное руководство страны откопало реликтовый корабль, времен развала СССР, который к слову имеет весьма спорную, и прямо скажем, непростую историю. Попробуем разобраться в ситуации вокруг корабля, который прошел вместе со страной сложнейшие испытания, но несмотря, ни на что продолжает гордо нести военно-морской флаг России, там, где это необходимо.

И военно-политическая обстановка в мире, и объективные задачи, которые приходилось решать флоту СССР в различных точках мира, диктовали необходимость иметь в распоряжении корабли подобного класса. Любопытно, что с 1945 года, всё так же всего десяток стран, а это очень немного, обладают возможностью строить и/или эксплуатировать корабли подобного класса. «Политика канонерок» ничуть не ушла в прошлое, и на примере стран обладающих, по сути, мобильным аэродромом, который можно развернуть в любой части мира, мы можем убедиться в её эффективности. Множество конфликтов было решено при помощи авианосных ударных групп, некоторые даже не начались. Военное руководство страны ощущало недостаток подобных кораблей в системе флота СССР. Работы над проектами авианосца, к слову, с подачи главы ВМФ СССР адмирала Николая Кузнецова, велись сразу после окончания второй мировой войны. По различным причинам, от идеологических, по вине которых к авианосцам стойко приклеился ярлык «оружия империализма» , до банального отсутствия технических мощностей долгое время проект авианесущего корабля реализован быть не мог. Но к шестидесятым годам такая возможность в СССР появилась, и окончательно созрел на это запрос у военных.

Первый из спущенных на воду кораблей модернизированного проекта 1143.5, являлся, по сути, дальнейшим развитием, больших противолодочных кораблей-вертолетоносцев, того же проекта, с индексом 1143.

Конструкторы решили облегчить ракетно-артиллерийское вооружение проекта, в пользу увеличения количества базируемых самолетов традиционной схемы, которые не могли подниматься с кораблей предыдущих серий проекта, из-за отсутствия пригодной полетной палубы: для сравнения на фото представлены ТАВКР «Новороссийск» и ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» (внизу).

К сожалению, период расцвета проекта 1143 пришелся на неблагоприятную для этого эпоху распада СССР. С этим временем как раз и связаны неприятные истории о визите на Мальту, сопровождавшемся поломкой и потерей кораблем хода в шторм, о котлотурбинной установке корабля и прочих имевшихся на нем проблемах.

Будет интересным узнать, что ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов», согласно конвенции Монтрё, вообще единственный в мире авианосец (авианесущий крейсер, за счёт мощного собственного ракетного и оборонительного вооружения попадает под классификацию «линкоры») способный действовать в Чёрном море, проход обычных авианосцев через Дарданеллы и Босфор, запрещен. Находясь в ноябре 1991 года на рейде Севастополя, командир корабля и экипаж, не выполнили условия изложенные в телеграмме первого президента независимой Украины Л. Кравчука, о том что корабль переходит в собственность Украины. Командир корабля капитан первого ранга В. Ярыгин принял решение о выводе корабля на Северный флот, а полк корабельной авиации, не приняв в большинстве украинскую присягу, перебазировался в Россию. Так, уже на заре службы корабль проходил через морские проливы Чёрного моря, а его экипаж с честью выдерживал, непростые испытания. В дальнейшем на долю корабля выпало еще немало приключений, но он в неблагоприятные в целом для страны времена, продолжал выполнять выходы в море, поддерживал свою боеспособность.

Пожалуй, самый важный вклад, который внес «Адмирал Кузнецов», это вклад в копилку опыта, который не был потерян, и поддерживался на протяжении всего существования Российской Федерации. Это огромный инженерно-технический и опытный задел, который реализовывался кораблем, для испытаний новых образцов корабельной авиации, и поддержания ТАВКР, в боеспособном состоянии. А также незаменимый опыт пилотов и экипажа корабля.

Авианосцы это тонны стали, миллиарды долларов, новейшие технологии, лучшие в мире пилоты и экипажи. Но у этих колоссов, весьма большие запросы, вероятно, даже не специалист понимает, что снабжать, ремонтировать, обслуживать такую махину, очень тяжело и дорого. Не стал исключением и наш «Адмирал Кузнецов». С трудом переживая годы застоя, проводя постоянные ремонты и чистки котлов (корабль не использует атомную энергию), он продолжал выходы. Были протестированы и содержались в порядке корабельные системы, шла доводка и подготовка к постановке на вооружения истребителей МиГ-29К и Миг-29КУБ, другие важнейшие тактические и технические мероприятия. С приходом «нулевых» финансирование было возобновлено в полном объеме, а где то даже и повышено, корабль возобновил активные походы, провёл несколько выходов в международные воды. Комплекс НИТКА в Крыму (Специализированный аэродром для подготовки пилотов морской авиации) продолжил подготовку высококвалифицированных пилотов.

Поход к берегам Сирии

Решение об отправке и использовании российской авианосной ударной группировки (далее АУГ) к берегам Сирии было принято на фоне патовой ситуации вокруг города Алеппо, где уже несколько месяцев идут тяжелые бои, в которых Сирийская армия пытается выдворить из окруженного ею города отряды исламистов и «умеренной» оппозиции. Напомним, что сирийские воды давно и хорошо знакомы нашим морякам, в советское время открытый пункт материально-технического обеспечения ВМФ (1971 г.), принимал множество советских кораблей на пути их следования к местам несения службы и эксплуатируется до сих пор. А сам ТАВКР «Адмирал Кузнецов» уже нес боевую службу у берегов Сирии в ходе похода 2011 года. Интересно отметить как изменилась риторика иностранных СМИ с 2011 года. Подобной бури эмоциональных заявлений и кадров прохода нашей АУГ в 2011 году не было и в помине.

ТАВКР «Адмирал Кузнецов» во главе АУГ выдвинулся к берегам Сирии в сопровождении тяжелого атомного ракетного крейсера «Пётр Великий», двух больших противолодочных кораблей проекта 1155 «Североморск» и «Вице адмирал Кулаков», а также кораблей поддержки. Естественно, в составе АУГ имеется атомная подводная лодка.

Спешное развертывание морских и воздушных сил НАТО для сопровождения российской группировки говорит в меньшей степени об озабоченности, а скорее о желании разведать состав сил и средств нашей АУГ. Так, в пятницу 18 ноября, по данным западных сайтов, отслеживающих полеты военной авиации, патрульный противолодочный самолет ВМС США Р-8А Poseidon в течение двух часов облетал по кругу район дислокации российской авианосной ударной группы. Аналогичный подлет состоялся и днем ранее.

Преимущественно разведки стран НАТО заинтересованы в получении информации о новой авиатехнике, которая находится на борту «Адмирала Кузнецова». Потенциал нашей АУГ, оснащенной новыми образцами авиатехники, действительно велик. Обновлённые тяжелые морские истребители Су-33 получили возможность наносить сверхточные удары по наземным целям, введённые в эксплуатацию морские истребители МиГ-29 К/КУБ, также обладают всем спектром возможностей по поражению наземных целей в любое время суток. Развернуты новейшие вертолеты Камова, Ка-52 «Катран», адаптированные для морского базирования, дальность поражения которых с подвесными контейнерами ДРЛО составляет от 300 до 500 км, что актуально и для ударных истребителей авиагруппы.

Только ленивый не шутил по поводу «излишнего» количества дыма, шедшего из трубы тяжелого авианесущего крейсера, в момент его прохода у британских берегов и запечатленного в большом количестве фото и видеоматериалов.

Мы, в свою очередь тоже можем посмотреть как наравне с нашим кораблём, дымит, к примеру, не так давно спущенный на воду перспективный корабль LCS Freedom ВМС США в бухте города Сан Диего. К тому же многие специалисты высказались о причинах повышенного дымообразования, в связи с прогоранием остатка несгоревшего топлива в дымоходе. Что не является большой проблемой.

Операция в Сирии с участием российских сил ВМФ и ее значение

В походе уже у берегов Сирии к АУГ присоединился фрегат «Адмирал Григорович», вооруженный нашумевшими ракетами «Калибр». Таким образом, в Средиземном море у нас впервые действует полноценная универсальная группировка кораблей, которая во взаимодействии с воздушными, наземными, и космическими силами, способна провести любую операцию в средиземноморском бассейне. От нанесения высокоточных ракетно-бомбовых ударов по любой наземной цели, до проведения миротворческих, десантных, морских операций любого типа.

С 15 ноября 2016 года, Российская АУГ начала активные боевые действия, поддерживая наземные силы. Начало ударов было омрачено потерей одного истребителя Миг-29К или КУБ, в ходе тренировочных вылетов. Пилот остался невредим, а это самое главное, потери же самолетов, явление свойственное для всех «активно летающих» стран.

Информационное агенство Russia Today уже распространило видео успешных результатов действий
ударных истребителей Су 33 и фотоизображения применения крылатых ракет «Калибр» по целям в
провинциях Идлиб и Хомс. Распространены многочисленные фото и видеоматериалы, рассказывающие
о работе нашей АУГ, непосредственно с борта ТАВКР «Адмирал Кузнецов». Конечно, подводить итог
операции еще очень рано, но уже с самого начала видна хорошая слаженность, системность ударов,
а также отличная работа разведывательных структур.

Большие десантные корабли проекта 775 «Королёв», «Георгий Победоносец» и «Цезарь Куников», Северного, Балтийского и Черноморского флотов соответственно, уже находятся в акватории Средиземного моря и направляются с грузами к сирийским портам. На суше развернуты мобильные береговые ракетные комплексы «Бастион», которые наносят удары по тем же целям, что и моряки. К имевшимся ранее установкам противовоздушной обороны С 400 «Триумф», развернуты еще 7 установок ПВО/ПРО С 300, прикрывающих фактически морское направление и обеспечивающих вкупе с тяжелым крейсером «Пётр Великий» надежный «зонтик», противовоздушной обороны на дистанциях до 400 км. Ближняя ПВО обеспечивается новейшими установками «Панцирь». Имеются значительные по своей мощности средства радиоэлектронной борьбы, в том числе комплексы «Красуха-4».

По неподтвержденным данным, командование ВС РФ, готовит переброску в Сирию истребителей перехватчиков МиГ-31, которые смогут завершить строительство непроходимой для любого противника ПВО/ПРО в небе над Сирийской республикой, а также вести разведывательную работу в интересах ударной авиации, и конечно же поиска целей для крылатых ракет «Оникс» и «Калибр»

О бразцы вооружения для «Мистралей» с успехом применяет сам «Адмирал Кузнецов», готовится встать на боевое дежурство десантный корабль проекта 11711 «Иван Грен», который частично сможет исполнять функции не полученных российским ВМФ французских УДК. Огромнейший опыт пилотов и экипажей кораблей ляжет в основу подготовки следующих поколений пилотов, которые смогут обучаться как в специализированных комплексах, таких как НИТКА, или строящемся сейчас его аналоге в Ейске на базе Высшего военного авиационного института, так и с борта ТАВКР «Адмирал Кузнецов». Новейшие тактические принципы, сочетания разнообразных родов войск, положат основу, новейшей методике применения АУГ, в современных локальных конфликтах, станут основой для новых требований к постройке будущих авианесущих кораблей для отечественного флота. Авиатехника на основе опыта полученного в этом походе, также претерпит качественный рост, будут устранены существующие недостатки, и выдвинуты дальнейшие требования по развитию палубной авиации в РФ, в том числе на базе машин пятого поколения.

Учитывая недавние намерения поставить ТАВКР «Адмирал Кузнецов» на капитальный ремонт и модернизацию после этого боевого выхода, можно сделать предположение об оптимизации полученного опыта, и качественного роста российских авианосных сил в ближайшем будущем.