Как делается морфологический разбор деепричастия. Морфологический разбор деепричастия: примеры

Для грамотного морфологического разбора деепричастия как части речи в данной статье приведен подробный план действий с наглядными примерами. Также описана методика морфемного разбора деепричастия с привидением примеров.

Как сделать морфологический разбор деепричастия?

Морфологический разбор деепричастия как самостоятельной части речи включает в себя грамматическую и синтаксическую характеристику слова. Во время разбора определяются морфологические признаки деепричастия, а также его роль в предложении.

План морфологического разбора деепричастия как части речи:

I. Часть речи. Общее грамматическое значение. На какой вопрос отвечает.

II. Начальная форма. Морфологические признаки (постоянные ).

  • Вид (совершенный, несовершенный );
  • Возвратность (возвратное, невозвратное );
  • Переходность (переходное, непереходное );
  • Неизменяемость.

III. Синтаксическая роль.

ТОП-1 статья которые читают вместе с этой

Примеры морфологического разбора деепричастий

Накормив детей, мама пошла в магазин.

что сделав?

II. Н. ф. - накормив . Морфологические признаки: совершенный вид, невозвратное, переходное, неизменяемое слово.

III. Синтаксическая роль - обстоятельство (пошла - когда? - накормив ).

Гуляя , дети увидели выбежавшего из леса зайца.

I. Деепричастие, обозначает дополнительное действие, отвечает на вопрос - что делая?

II. Н. ф. - гуляя . Морфологические признаки: несовершенный вид, невозвратное, непереходное, неизменяемое слово.

III. Синтаксическая роль - обстоятельство (увидели - когда? - гуляя ).

Радуясь , он приветствовал друга.

I. Деепричастие, обозначает дополнительное действие, отвечает на вопрос - что делая?

II. Н. ф. - радуясь . Морфологические признаки: несовершенный вид, возвратное, переходное, неизменяемое слово.

III. Синтаксическая роль - обстоятельство (приветствовал - как? - радуясь ).

Морфемный разбор деепричастия

В некоторых источниках морфемный разбор деепричастий входит в общий грамматический разбор. Деепричастия являются неизменяемой частью речи, поэтому при разборе по составу у них не выделяют окончания. Формообразующими суффиксами деепричастий являются - -а/-я, -в/-вши/-ши .

Примеры морфемного разбора деепричастий

Назвавшись другом . На-зв-а-вши-сь - производное от глагола «назваться»; основа - назвавшись , приставка - на- , корень - -зв- , суффиксы - -а-, -вши- , постфикс - –сь .

Читая книгу . Чит-а-я - производное от глагола «читать»; основа - читая , корень - -чит- , суффиксы - -а-, -я .

Подбросив мяч. Под-брос-и-в - производное от глагола «подбросить»; основа - подбросив , приставка - под- , корень - -брос- , суффиксы - -и-, -в- .

План разбора деепричастий

I. Часть речи, общее значение.

II. Морфологические признаки.

1. Неизменяемость. 2. Вид.

III. Синтаксическая роль

Образец разбора

Он ушибся, упав с лошади. (Тургенев.)

Устный разбор

Упав – деепричастие.

Во-первых, обозначает добавочное действие: ушибся (что сделав?), упав.

Во-вторых, имеет следующие морфологические признаки: неизменяемое, совершенного вида.

В-третьих, в предложении является обстоятельством.

Письменный разбор

I. Упав – деепричастие.

II.ушибся (что сделав?) упав.

Пост.: неизм.

Непост.: сов. вид

III. ушибся (что сделав?) упав.

─ ·─ ·

Лодорский водопад

Кипя,
Шипя,
Журча,
Ворча,
Струясь,
Крутясь,
Сливаясь,
Вздымаясь,
Вздуваясь,
Мелькая, шурша,
Резвясь и спеша,
Скользя, обнимаясь,
Делясь и встречаясь,
Ласкаясь, бунтуя, летя,
Играя, дробясь, шелестя,
Блистая, взлетая, шатаясь,
Сплетаясь, звеня, клокоча,
Взвиваясь, вертясь, грохоча,
Морщинясь, волнуясь, катаясь,
Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,
Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,
Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая,
Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая,
Вперед и вперед убегая в свободолюбивом задоре, -
Так падают бурные волны в сверкающем быстром Лодоре!

Роберт Саути

Вывод: обозначая добавочное действие, деепричастие украшает нашу речь, заставляет обратить внимание на незаметные, на первый взгляд, детали. Именно при помощи деепричастий удалось автору описать неукротимую природную стихию, показать могущество и великолепие водопада.

Тест по теме «Причастие. Деепричастие»

1. Продолжите предложение: Причастие – это_____________________ форма _____________ , которая обозначает_______________________



2. Продолжите предложение: Деепричастие – это_____________________ форма _______, которая обозначает____

И имеет свойства___________________________

3. Продолжите предложение: Деепричастие отвечает на вопросы_________

4. Продолжите предложение: Причастие отвечает на вопросы___________

5. Укажите, признаки какой части речи имеет деепричастие:

а) глагола и прилагательного

б) наречия и прилагательного

в) глагола и наречия

6. Укажите, признаки какой части речи имеет причастие:

а) глагола и прилагательного

б) наречия и прилагательного

в) глагола и наречия

7. Деепричастие –

а) изменяемая часть речи

б) неизменяемая часть речи

в) служебная часть речи

8. Причастие –

а) изменяемая часть речи

б) неизменяемая часть речи

в) служебная часть речи

9. Перечислить признаки глагола и прилагательного у причастия:

___________________________________________________________

Прилагательное______________________________________________

_____________________________________________________________

10. Перечислить признаки глагола и наречия у деепричастия:

Глагол______________________________________________________

___________________________________________________________

Наречие______________________________________________

_____________________________________________________________

11. Суффиксы действительных причастий ________________________

________________________________________________________________

12. Суффиксы страдательных причастий ________________________

13. Причастный оборот – это ______________________________________

__________________________________________________________________

14. Деепричастный оборот – это_____________________________________

__________________________________________________________________

15. Причастия бывают ________________________________ и __________

______________________________________________

16. Сколько Н имеют краткие страдательные причастия?_______________

17. Суффиксы деепричастий несовершенного вида ___________________

18. Суффиксы деепричастий совершенного вида______________________

19. Продолжите предложение:

Деепричастия образуются от глаголов с помощью суффиксов_____________

__________________________________________________________________

20. Укажите признак (или признаки) глагола, которых нет у деепричастия:

б) возвратность

21. Проведите морфемный анализ причастий и деепричастий: искрящегося снега, моросящему дождю, снизив цену, думая о будущем, согретый обед, пробираться сквозь заросли, незатихающей бури, спетая песня, посиневшая полоска неба, сказав правду, сидя в машине, согревающий чай, забравшись в шалаш, негнущихся ног.

22. Составьте и запишите, расставляя знаки препинания, предложение с причастным оборотом. Причастный оборот выделите как член предложения. _____________________________________________________________________________

23. Составьте и запишите, расставляя знаки препинания, предложение с деепричастным оборотом. Деепричастный оборот подчеркните как член предложения.__________________ __________________________________________________________________________________

24. Определите, в каком словосочетании причастие употреблено в переносном значении. Составьте и запишите предложение со словосочетанием, в котором причастие употреблено в прямом значении. распущенные волосы - распущенные дети, бегающие ребята - бегающие глаза, блестящий предмет - блестящий успех, открытая дверь - открытая душа, погасшая лампочка - погасшая улыбка, ограниченное движение - ограниченный человек. _____________________________________________

________________________________________________________________________________

25. Найдите ошибки в употреблении причастий и деепричастий. Запишите предложения в исправленном виде. 1) Начавший дождь спутал все планы на отдых за городом. 2) Нам было дадено задание на лето. З) Заметя волнение собеседника, я остановился. 4) Поевши вволю, ему захотелось спать. _____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

26. Укажите глагол, от которого деепричастие образовать нельзя.

а) Волноваться.

в) Беречься.

с) Шептать.

27. Укажите предложение, в котором деепричастие не обособляется.

а) К рассвету догорев погасла лампа. в) Облака уходят тая в завлекательную даль. с) Отдыхают журавли обычно стоя. д) Пошумев река успокоилась вновь легла в берега.

е) Промелькнул гремя Чонгарский мост.

28. Укажите простые предложения, осложненные деепричастным и причастным оборотами.

по-осеннему.

в) Юноши невольно откинулись в седлах словно отшатнувшись от холода которым повеяло на них от этих древних могил.

с) Иртыш делает здесь большую излучину образуя широкий залив очень удобный для зимней стоянки пароходов и барж. д) Аскар сидя в телеге начал напевать песню Абая о весне но его сбила звонкая трель жаворонка трепетавшего крыльями в вышине. е) Ручьи журча и извиваясь и меж собой перекликаясь в долину гулкую спешат.

29. Укажите слово с -нн-.

а) Кипяче...ая вода.

в) Незва. . .ые гости.

с) Нестриже...ый газон.

д) Стриже.. .ная голова.

е) Неподстриже. ..ый мальчик.

Наречие как часть речи

Наречие - это самостоятельная (знаменательная) часть речи, которая обозначает признак действия, признак предмета или другого признака.

Признак действия обозначают наречия, которые присоединяются к глаголу или деепричастию. Учитесь (как?) крепко, живите (как?) дружно.

Признак предмета обозначают наречия, которые присоединяются к имени существительному: прогулка (какая?) пешком, движение (какое?) вперёд,

Признак другого признака обозначают наречия, которые присоединяются:

к прилагательному: весьма спорный вопрос, очень высокое дерево;

к причастию: Деревья были сплошь увешаны кистями черешен;

к наречию : Утро такое милое, ясное, но мне немножечко грустно.

Наречия не изменяются, то есть не склоняются и не спрягаются.

Пусть будет в жизни всё прекрасно!

Изящно, сладко, нежно, страстно!

Блестяще, ярко, фантастично,

Красиво, модно и практично.

Беспечно, вкусно, аппетитно,

Необычайно, колоритно,

Удачно, просто, безупречно,

И с удовольствием, конечно!

Слово наречие в древнерусском языке имело несколько значений, в том числе и «говорить». От слова речь образовались слова нарекать, речистый и наречие, которое буквально переводится с латинского advepbium – «приглаголие». Как видим, между наречием и глаголом самая тесная связь. Учёные подсчитали, что наречие на 70% примыкает к глаголу.

Иногда бывает вам желательно
Действие иль признак пояснить.
Это значит: нужно обязательно
Вам наречие на пользу пригласить. (Пётр Чесноков)

82. Найдите наречия. Определите ихзначения.

1. Я наклонился к проталинке и стал внимательно осматривать этот первый клочок оттаявшей земли. 2. Он нисколько не страшный. 3. Машина взвилась кверху и исчезла. 4. Потом понесло тёплым ветром, надвинулись тучи, и три дня и три ночи лил бурный и тёплый дождь. 5. Гаврила сгоряча велел поднять весь дом. 6. Всех его расспросов я передать не могу, да и незачем.

КЛАССИФИКАЦИЯ НАРЕЧИЙ

ОТЫМЁННЫЕ НАРЕЧИЯ ПРИМЕРЫ
Определительные(могут относиться не только к глаголу, но и к наречию, существительному, слову категории состояния, характеризуя их с разных сторон):
качественные грустно, странно, чудовищно, страшно, быстро, правильно
количественные много, мало, чуть-чуть, вдвойне, втройне, трижды, вшестером, очень, весьма, совершенно, абсолютно
образа и способа действия бегом, галопом, шагом, вплавь, вперемешку, вхолостую, навзничь, наверняка
Обстоятельственные(чаще всего относятся к глаголу):
места вдали, вблизи, назад, издали, навстречу, сбоку
времени вчера, сегодня, завтра, днём, ночью, утром, весной, иногда, сейчас
причины сгоряча, сдуру, сослепу, поневоле, недаром
цели специально, нарочно, назло, наперекор, в шутку, умышленно
Местоимённые (как и местоимения, не называют признак, а только указывают на него; в отличие от местоимений, местоимённые наречия НЕ ИЗМЕНЯЮТСЯ):
указательные там, туда, оттуда, сюда, здесь, так, тогда, потому, поэтому, затем
определительные всегда, иногда, везде, всюду, повсюду
вопросительно-относительные как, где, куда, откуда, когда, почему, зачем, отчего
неопределённые как-то, как-нибудь, кое-как, где-то, где-либо, где-нибудь, кое-где, когда-то, когда-нибудь, когда-либо, зачем-то, почему-то
отрицательные. никак, нигде, негде, ниоткуда, неоткуда, никуда, некуда, никогда, некогда, незачем
НЕ С НАРЕЧИЯМИ
слитно раздельно
1. не употребляется без не: небрежно, нелепо, неуклюже 1. имеется или подразумевается противопоставление с союзом а: Он говорил не громко, а шёпотом.
2. образует новое слово, к которому можно подобрать синоним: нетрудно догадаться = легко 2. если частица служит не для образования новых слов, а для отрицания: догадаться не трудно (нет большой трудности, но нет и легкости, простоты)
3. в отрицательных наречиях: негде, некогда 3. с наречиями не на -О (-Е): не втроем, не по-моему, не туда, не по-русски
4. в сравнительной степени: не лучше, не красивее
5. есть пояснительные слова с НИ: написано ничуть не интересно
6. есть пояснительные словавовсе, далеко, отнюдь, совсем (в значении "вовсе, отнюдь"): идти вовсе не обязательно

Побывал я однажды в стране,
Где исчезла частица НЕ.
Посмотрел я вокруг с доумением:
Что за лепое положение!
Но кругом было тихо-тихо,
И во всем была разберих а,
И на взрачной клумбе у будки
Голубые цвели забудки.
И погода стояла настная ,
И гуляла собака счастная.
И, виляя хвостом уклюже ,
Пробегала пролазные лужи.
Мне навстречу без всякого страха
Шел умытый, причесанный ряха ,
А за ряхой по травке свежей
Шли суразный дотепа и вежа.
А из школы, взявшись за ручки,
Чинным шагом вышли доучки.
И навстречу всем утром рано
Улыбалась царевна Смеяна.
Очень жаль, что только во сне
Есть страна без частицы НЕ. (С. Бондаренко)

83. Напишите не слитно или раздельно.

1. (Не)заметно они стали (не)обходимыми для меня.

2. Было решено (не)медленно уезжать.

3. Путники (не)долго любовались этой картиной.

4. Тебе придётся (не)мало потрудиться.

5. Всюду (не)устанно трудились люди.

6. Аэродром находился (не)вдалеке.

7. Я его (не)сразу заметил.

8. Я их прождал (не)меньше часа.

9. Лошади бежали (не)спеша.

10. Здесь (не)глубоко, а мелко.

11. Он уехал на короткое время, (не)надолго.

12. Он уехал не на продолжительное время, (не)надолго.

14. Мне это сделать ничуть (не)трудно.

15. Говорить это вовсе (не) обязательно.

84. Составьте словосочетания или предложения со следующими словами:

Не ярко-неярко. Не долго-недолго.
Не ясно-неясно. Не хорошо-нехорошо.
Не разумно-неразумно. Не справедливо- несправедливо.

Тест. Вариант I

1.

1. Он долгие часы лежал (не)подвижно, как раненый зверь.

2. Мы сваливать (не)вправе вину свою на жизнь.

3. Солнце грело (не)жарко, а ласково.

4. Знакомство его далеко (не)приятное.

5. Пришлось (не)ожиданно познакомиться с ней.

6. (Не)обыкновенно суровы зимы в Якутии.

7. Он понял задание (не)сразу.

8. Ученик выглядел (не)хуже всех.

9. Вглядываясь в окружающий нас мир, мы делаем (не)необыкновенно интересные открытия.

10. Надо только помнить, что если мы будем (не)бережно относиться к этому миру, то погибнем сами.

Вариант II.

1. Заполните данную ниже таблицу.

1. Жадно и (не)торопливо, желая охватить и сжать в своих объятиях все видимое, девушка посмотрела на ясное небо.

2. Справа от нас, (не)далеко, а где-то близко, журчал ручеек.

3. День выдался (не)по-зимнему теплый.

4. На свете чудеса рассеяны повсюду, да (не)везде их всякий примечал.

5. Калитку отворив чуть-чуть, выходит девушка (не)смело.

6. Новые знакомства в лесу происходят (не)редко.

7. Идти по незнакомой дороге было отнюдь (не)страшно.

8. Старые письма по почте идут (не) тише, чем новые.

9. Природа (не)слышно живет вокруг нас.

10. Высокие стебельки травы стояли (не)подвижно, как очарованные.

1. Самостоятельные части речи:

  • существительные (см. морфологические нормы сущ.);
  • глаголы:
    • причастия;
    • деепричастия;
  • прилагательные;
  • числительные;
  • местоимения;
  • наречия;

2. Служебные части речи:

  • предлоги;
  • союзы;
  • частицы;

3. Междометия.

Ни в одну из классификаций (по морфологической системе) русского языка не попадают:

  • слова да и нет, в случае, если они выступают в роли самостоятельного предложения.
  • вводные слова: итак, кстати, итого, в качестве отдельного предложения, а так же ряд других слов.

Морфологический разбор существительного

  • начальная форма в именительном падеже, единственном числе (за исключением существительных, употребляемых только во множественном числе: ножницы и т.п.);
  • собственное или нарицательное;
  • одушевленное или неодушевленное;
  • род (м,ж, ср.);
  • число (ед., мн.);
  • склонение;
  • падеж;
  • синтаксическая роль в предложении.

План морфологического разбора существительного

"Малыш пьет молоко."

Малыш (отвечает на вопрос кто?) – имя существительное;

  • начальная форма – малыш;
  • постоянные морфологические признаки: одушевленное, нарицательное, конкретное, мужского рода, I -го склонения;
  • непостоянные морфологические признаки: именительный падеж, единственное число;
  • при синтаксическом разборе предложения выполняет роль подлежащего.

Морфологический разбор слова «молоко» (отвечает на вопрос кого? Что?).

  • начальная форма – молоко;
  • постоянная морфологическая характеристика слова: среднего рода, неодушевленное, вещественное, нарицательное, II -е склонение;
  • изменяемые признаки морфологические: винительный падеж, единственное число;
  • в предложении прямое дополнение.

Приводим ещё один образец, как сделать морфологический разбор существительного, на основе литературного источника:

"Две дамы подбежали к Лужину и помогли ему встать. Он ладонью стал сбивать пыль с пальто. (пример из: «Защита Лужина», Владимир Набоков)."

Дамы (кто?) - имя существительное;

  • начальная форма - дама;
  • постоянные морфологические признаки: нарицательное, одушевленное, конкретное, женского рода, I склонения;
  • непостоянная морфологическая характеристика существительного: единственное число, родительный падеж;
  • синтаксическая роль: часть подлежащего.

Лужину (кому?) - имя существительное;

  • начальная форма - Лужин;
  • верная морфологическая характеристика слова: имя собственное, одушевленное, конкретное, мужского рода, смешанного склонения;
  • непостоянные морфологические признаки существительного: единственное число, дательного падежа;

Ладонью (чем?) - имя существительное;

  • начальная форма - ладонь;
  • постоянные морфологические признаки: женского рода, неодушевлённое, нарицательное, конкретное, I склонения;
  • непостоянные морфо. признаки: единственного числа, творительного падежа;
  • синтаксическая роль в контексте: дополнение.

Пыль (что?) - имя существительное;

  • начальная форма - пыль;
  • основные морфологические признаки: нарицательное, вещественное, женского рода, единственного числа, одушевленное не охарактеризовано, III склонения (существительное с нулевым окончанием);
  • непостоянная морфологическая характеристика слова: винительный падеж;
  • синтаксическая роль: дополнение.

(с) Пальто (С чего?) - существительное;

  • начальная форма - пальто;
  • постоянная правильная морфологическая характеристика слова: неодушевленное, нарицательное, конкретное, среднего рода, несклоняемое;
  • морфологические признаки непостоянные: число по контексту невозможно определить, родительного падежа;
  • синтаксическая роль как члена предложения: дополнение.

Морфологический разбор прилагательного

Имя прилагательное - это знаменательная часть речи. Отвечает на вопросы Какой? Какое? Какая? Какие? и характеризует признаки или качества предмета. Таблица морфологических признаков имени прилагательного:

  • начальная форма в именительном падеже, единственного числа, мужского рода;
  • постоянные морфологические признаки прилагательных:
    • разряд, согласно значению:
      • - качественное (теплый, молчаливый);
      • - относительное (вчерашний, читальный);
      • - притяжательное (заячий, мамин);
    • степень сравнения (для качественных, у которых этот признак постоянный);
    • полная / краткая форма (для качественных, у которых этот признак постоянный);
  • непостоянные морфологические признаки прилагательного:
    • качественные прилагательные изменяются по степени сравнения (в сравнительных степенях простая форма, в превосходных - сложная): красивый-красивее-самый красивый;
    • полная или краткая форма (только качественные прилагательные);
    • признак рода (только в единственном числе);
    • число (согласуется с существительным);
    • падеж (согласуется с существительным);
  • синтаксическая роль в предложении: имя прилагательное бывает определением или частью составного именного сказуемого.

План морфологического разбора прилагательного

Пример предложения:

Полная луна взошла над городом.

Полная (какая?) – имя прилагательное;

  • начальная форма – полный;
  • постоянные морфологические признаки имени прилагательного: качественное, полная форма;
  • непостоянная морфологическая характеристика: в положительной (нулевой) степени сравнения, женский род (согласуется с существительным), именительный падеж;
  • по синтаксическому анализу - второстепенный член предложения, выполняет роль определения.

Вот еще целый литературный отрывок и морфологический разбор имени прилагательного, на примерах:

Девушка была прекрасна: стройная, тоненькая, глаза голубые, как два изумительных сапфира, так и заглядывали к вам в душу.

Прекрасна (какова?) - имя прилагательное;

  • начальная форма - прекрасен (в данном значении);
  • постоянные морфологические нормы: качественное, краткое;
  • непостоянные признаки: положительная степень сравнения, единственного числа, женского рода;

Стройная (какая?) - имя прилагательное;

  • начальная форма - стройный;
  • постоянные морфологические признаки: качественное, полное;
  • непостоянная морфологическая характеристика слова: полное, положительная степень сравнения, единственное число, женский род, именительный падеж;
  • синтаксическая роль в предложении: часть сказуемого.

Тоненькая (какая?) - имя прилагательное;

  • начальная форма - тоненький;
  • морфологические постоянные признаки: качественное, полное;
  • непостоянная морфологическая характеристика прилагательного: положительная степень сравнения, единственное число, женского рода, именительного падежа;
  • синтаксическая роль: часть сказуемого.

Голубые (какие?) - имя прилагательное;

  • начальная форма - голубой;
  • таблица постоянных морфологических признаков имени прилагательного: качественное;
  • непостоянные морфологические характеристики: полное, положительная степень сравнения, множественное число, именительного падежа;
  • синтаксическая роль: определение.

Изумительных (каких?) - имя прилагательное;

  • начальная форма - изумительный;
  • постоянные признаки по морфологии: относительное, выразительное;
  • непостоянные морфологические признаки: множественное число, родительного падежа;
  • синтаксическая роль в предложении: часть обстоятельства.

Морфологические признаки глагола

Согласно морфологии русского языка, глагол - это самостоятельная часть речи. Он может обозначать действие (гулять), свойство (хромать), отношение (равняться), состояние (радоваться), признак (белеться, красоваться) предмета. Глаголы отвечают на вопрос что делать? что сделать? что делает? что делал? или что будет делать? Разным группам глагольных словоформ присущи неоднородные морфологические характеристики и грамматические признаки.

Морфологические формы глаголов:

  • начальная форма глагола - инфинитив. Ее так же называют неопределенная или неизменяемая форма глагола. Непостоянные морфологические признаки отсутствуют;
  • спрягаемые (личные и безличные) формы;
  • неспрягаемые формы: причастные и деепричастные.

Морфологический разбор глагола

  • начальная форма - инфинитив;
  • постоянные морфологические признаки глагола:
    • переходность:
      • переходный (употребляется с существительными винительного падежа без предлога);
      • непереходный (не употребляется с существительным в винительном падеже без предлога);
    • возвратность:
      • возвратные (есть -ся, -сь);
      • невозвратные (нет -ся, -сь);
      • несовершенный (что делать?);
      • совершенный (что сделать?);
    • спряжение:
      • I спряжение (дела-ешь, дела-ет, дела-ем, дела-ете, дела-ют/ут);
      • II спряжение (сто-ишь, сто-ит, сто-им, сто-ите, сто-ят/ат);
      • разноспрягаемые глаголы (хотеть, бежать);
  • непостоянные морфологические признаки глагола:
    • наклонение:
      • изъявительное: что делал? что сделал? что делает? что сделает?;
      • условное: что делал бы? что сделал бы?;
      • повелительное: делай!;
    • время (в изъявительном наклонении: прошедшее/настоящее/будущее);
    • лицо (в настоящем/будущем времени, изъявительного и повелительного наклонения: 1 лицо: я/мы, 2 лицо: ты/вы, 3 лицо: он/они);
    • род (в прошедшем времени, единственного числа, изъявительного и условного наклонения);
    • число;
  • синтаксическая роль в предложении. Инфинитив может быть любым членом предложения:
    • сказуемым: Быть сегодня празднику;
    • подлежащим:Учиться всегда пригодится;
    • дополнением: Все гости просили ее станцевать;
    • определением: У него возникло непреодолимое желание поесть;
    • обстоятельством: Я вышел пройтись.

Морфологический разбор глагола пример

Чтобы понять схему, проведем письменный разбор морфологии глагола на примере предложения:

Вороне как-то Бог послал кусочек сыру... (басня, И. Крылов)

Послал (что сделал?) - часть речи глагол;

  • начальная форма - послать;
  • постоянные морфологические признаки: совершенный вид, переходный, 1-е спряжение;
  • непостоянная морфологическая характеристика глагола: изъявительное наклонение, прошедшего времени, мужского рода, единственного числа;

Следующий онлайн образец морфологического разбора глагола в предложении:

Какая тишина, прислушайтесь.

Прислушайтесь (что сделайте?) - глагол;

  • начальная форма - прислушаться;
  • морфологические постоянные признаки: совершенный вид, непереходный, возвратный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфологическая характеристика слова: повелительное наклонение, множественное число, 2-е лицо;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

План морфологического разбора глагола онлайн бесплатно, на основе примера из целого абзаца:

Его нужно предостеречь.

Не надо, пусть знает в другой раз, как нарушать правила.

Что за правила?

Подождите, потом скажу. Вошел! («Золотой телёнок», И. Ильф)

Предостеречь (что сделать?) - глагол;

  • начальная форма - предостеречь;
  • морфологические признаки глагола постоянные: совершенный вид, переходный, невозвратный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфология части речи: инфинитив;
  • синтаксическая функция в предложении: составная часть сказуемого.

Пусть знает (что делает?) - часть речи глагол;

  • начальная форма - знать;
  • непостоянная морфология глагола: повелительное наклонение, единственного числа, 3-е лицо;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

Нарушать (что делать?) - слово глагол;

  • начальная форма - нарушать;
  • постоянные морфологические признаки: несовершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
  • непостоянные признаки глагола: инфинитив (начальная форма);
  • синтаксическая роль в контексте: часть сказуемого.

Подождите (что сделайте?) - часть речи глагол;

  • начальная форма - подождать;
  • постоянные морфологические признаки: совершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфологическая характеристика глагола: повелительное наклонение, множественного числа, 2-го лица;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

Вошел (что сделал?) - глагол;

  • начальная форма - войти;
  • постоянные морфологические признаки: совершенный вид, невозвратный, непереходный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфологическая характеристика глагола: прошедшее время, изъявительное наклонение, единственного числа, мужского рода;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

В курсе изучения русского языка обучающиеся проводят Примеры анализа этой загадочной части речи рассмотрим в нашей статье. А также попробуем поэтапно разобраться, какие трудности ждут ребят в этой работе.

Часть речи

Причастие и деепричастие являются самыми загадочными группами речи в нашем языке. Считается, что больше всего орфографических и пунктуационных ошибок связано именно с ними. Это объясняется с тем, что ученые до сих пор не решили, к какой категории их отнести - к самостоятельной или нет. Большинство своих признаков они позаимствовали от глагола. А потому, выполняя причастия и деепричастия, мы увидим, как они схожи со своим «прародителем».

Однако наличие собственных грамматических категорий позволяет называть их самостоятельными частями. При такой спорной ситуации однозначного мнения лингвистов, к сожалению, нет. Но при этом как деепричастный, так и причастный обороты имеют собственный план морфологического анализа. Это еще раз показывает, какими особенными являются эти группы речи.

Признаки

Теперь можно перейти к тому, чтобы детально изучить морфологический разбор деепричастия. Примеры таких работ приведем далее. К признакам этой части, обозначающей добавочное действие, относятся вид, а также возвратность. Рассмотрим их подробнее.

Несовершенный вид обозначает такое действие, которое еще завершилось к определенному моменту. Отличительным его вопросом является «что делать?» у глагола и «что делая?» у деепричастия.

Например: говорить - говоря.

Эту форму употребляют тогда, когда процесс действия еще протекает или происходил когда-то в прошлом, но еще не закончился.

Следующий вид называют совершенным. Уже по его наименованию понятно, что он противоположен по значению несовершенному. Этот вид передает действие, законченное к моменту времени. Вопрос, характерный для него - «что сделав?».

Например: Прибежать (что сделать?) - глагол, прибежав (что сделав?) - деепричастие.

Например: любоваться (глагол) - любуясь (деепричастие).

Синтаксические особенности

Деепричастия, примеры которого рассмотрим после изучения всех его деталей, - задание не из легких. После изучения его признаков можно перейти к которую оно играет. Поскольку основной чертой деепричастия является неизменяемость, позаимствованная от наречия, то и вопросы у них будут схожими. В предложении оно, как правило, играет роль обстоятельства.

Например: Гуляя по улице без шапки, ребенок заболел простудой.

Задаем вопрос от глагола «заболел» к деепричастию «гуляя» (как?). Таким образом, оно является обстоятельством, обозначающим образ действия.

Но стоит принять во внимание тот факт, что оно не является одиночным. То есть у этого деепричастия в данном примере есть зависящие от него слова: гуляя (где?) - по улице и гуляя (как?) - без шапки. А, как известно, их наличие говорит о том, что перед нами находится В этом предложении оно выражено деепричастным оборотом. Как же поступить в таком случае, приступая к подчеркиванию этого члена предложения? Без сомнения, выделяйте всю конструкцию оборота как обстоятельство. В лингвистике приято подчеркивать его пунктиром с точками между ним. Не забывайте, что такой оборот всегда выделяют запятыми. При этом неважно, в какой позиции находится главное для него слово.

План разбора

Самое время выполнить морфологический разбор деепричастия. Образец приведем сразу же после составления четкого алгоритма.

  • Определяем часть речи, задав вопрос (что делая? Что сделав?).
  • Ставим слово в начальную форму, определяя глагол, который его образовал, и характерный суффикс.
  • Анализируем морфологические признаки: определяем вид (сов./несов.), смотрим на суффикс и констатируем возвратность при наличии -ся.
  • Выполняем характеристику этой части речи как члена предложения.

Такой несложный план имеет морфологический разбор деепричастия.

Примеры

Собрав необходимую информацию об этой части речи, можно переходить к ее анализу.

Рассмотрим пример: Звонко журча, побежали с наступлением весны ручьи.

В данном предложении проведем морфологический разбор деепричастия «журча».

  • Что делая? - Журча (деепричастие).
  • Находим признаки. Вид несовершенный, так как оно отвечает на вопрос «что делая?». Действие является незаконченным, продолжающимся в тот период времени. Поскольку суффикс -ся отсутствует, это деепричастие является невозвратным.
  • Синтаксическая роль - это обстоятельство. Во-первых, оно зависит от глагола, во-вторых, имеет при себе зависимые слова и входит в состав оборота (журча звонко). Согласно этому целиком выделяем его как обособленное обстоятельство.

Следующий пример, который мы проанализируем, такой: Ветер обдувал лес прохладой, шелестя листвой деревьев.

Здесь нам необходимо выполнить морфологический разбор деепричастия «шелестя».

  • Что делая? - шелестя (деепричастие).
  • Находим признаки. Вид несовершенный, потому как слово отвечает на вопрос «что делая?». Образовано от глагола «журчать» плюс суффикс -а. Отсутствие суффикса -ся подтверждает, что деепричастие невозвратное.
  • В предложении является обстоятельством. Оно зависит от глагола «обдувал» и отвечает на вопрос «как?».

Кроме того, оно подчиняет себе словосочетание «листва деревьев». Это говорит о том, что перед нами Подчеркнем его целиком пунктиром с точками.

Заключение

В данной статье мы изучили одну из самых необычных частей речи. Рассмотрев деепричастие с разных сторон, мы смогли провести его анализ, а также составить алгоритм его выполнения. Если знать все тонкости, то никаких трудностей при разборе возникнуть не должно. Желаем вам удачи в этой работе!