Конспект НОД на тему «Птицы», по развитию речи, в старшей группе. Конспект урока по развитию речи «Птицы зимой» (подготовительный класс) Занятие развитию речи теме птицы

Калинина Кристина
Конспект НОД на тему «Птицы», по развитию речи, в старшей группе

Конспект НОД на тему «Птицы » по развитию связной речи в старшей группе .

Цель : учить детей составлять связные рассказы о птицах .

Задачи :

1. Образовательные

Учить детей рассматривать предметы или явления окружающей действительности;

Закреплять навыки детей отвечать на вопрос педагога полным распространенным ответом;

Учить образовывать сложные прилагательные;

Закреплять навыки употребления сложноподчинённых предложений, союза чтобы.

2. Развивающие

Развивать логическое мышление , память и внимание;

Развивать тактильные ощущения , слуховое восприятие;

3. Воспитательные

Воспитывать умение слушать рассказы других детей;

Воспитывать заботливое отношение к птицам .

Интеграция образовательных областей : Здоровье, Физическая культура, Социализация, Познание, Коммуникация, Музыка, Художественное творчество.

Оборудование : кормушка, бумажные фигурки зимующих птиц , мешочек с семенами, ягодами рябины и пшена, магнитофон, записи с голосами птиц .

Ход НОД.

1. Организационный момент.

Воспитатель :

Ребята, мы с вами попали в чудесный лес. Чьи голоса вы слышите? (ответы детей)

Молодцы, ребята.

2. Обьявление темы.

Сегодня мы будем говорить о зимующих птицах и учиться составлять о них небольшие рассказы.

Каких птиц вы знаете ? (ответы детей) Молодцы. А какое сейчас время года (осень)

Какие изменения произошли в природе? (листья с деревьев опадают, холодает)

Куда птицы улетают осенью ? (на юг, в тёплые края) Как называются птицы , которые улетают на юг? (перелётные) Назовите перелётных птиц . (галка, стриж, журавль, кукушка, лебедь, утка) . Как называются птицы , которые остаются у нас зимовать? (зимующие) . А где живут зимующие птицы ? (в лесу, в городе) .

Холодно и голодно птицам зимой . А кто заботится о них в холодное время года? (в холодное время года о птицах заботятся люди ) Как заботятся люди о птицах ? (люди для птиц делают кормушки .) Чем можно подкармливать птиц ? (Птиц можно подкармливать семенами, семечками, сухими плодами, крошками хлеба, зёрнами, салом и др.)

3. Игра «Чудесный мешочек» Развитие тактильных ощущений .

Нам пришла посылка с письмом от перелётных птиц . Вам интересно что в мешочке? Я предлагаю вам поиграть в игру «Чудесный мешочек» и на ощупь определить, какой корм в них спрятан.

Дети на ощупь определяют корм птиц . (В мешочке насыпаны : семечки, ягоды рябины, хлеб, семена растений)

А вот каких птиц мы можем покормить этим кормом, узнаем прочитав письмо и отгадав загадки.

Чирик-чирик!

К зёрнышкам прыг,

Клюй не робей!

Кто это? (Воробей)

За синие крылья она так зовётся,

И в холод, и в зной ей так звонко поётся!

В рубашечке жёлтой, и впрямь невеличка.

Так как же её назовёшь ты? (Синичка)

Грудка ярче, чем заря,

У кого? (У снегиря.) Кто летает, кто стрекочет?

Рассказать всем новость хочет? (сорока)

По мере отгадывания загадок дети составляют предложения о птице и расставляют бумажные фигурки в кормушку. (Воробей прилетает к кормушке для того, чтобы клевать семечки и т. д.)

Физминутка «Перелётные птицы »

Птицы в небе тают , тают (машем руками)

Птицы к югу улетают (козырёк)

Всё растаяли вдали (руки над головой)

Аист, цапли, журавли. (пальчики соединяем)

4. Игра «Кто какой» . Образование сложных прилагательных

У каждой птицы есть свои особенности. Сейчас мы поиграем в игру «Кто какой?» . Просмотрите внимательно на сороку. У сороки белые бока. Какая сорока? (Белобокая)

У снегиря красная грудь. Какой снегирь (Красногрудый снегирь)

У воробья короткие лапы. Какой воробей? (Коротколапый воробей)

У дятла красная голова. Какой дятел? (Красноголовый дятел)

У синицы жёлтая грудь. Какая синица? (Желтогрудая синица)

Молодцы, мне понравились ваши ответы, а вам понравилось играть? (да) Ещё хотите?

5. Игра «Столовая»

Поиграет. Представьте, что вы птицы . Я вам подарю изображения разных птиц , прочитаю стихотворение. Та птица , которая услышит о себе «прилетает» на «кормушку» .

Мы кормушку смастерили,

Мы столовую открыли.

В гости в первый день недели

К нам синицы прилетели,

А во вторник, посмотри,

Прилетели снегири.

Три вороны были в среду,

Мы не ждали их к обеду, а в четверг со всех краёв

Стая жёлтых воробьев.

В пятницу в столовой нашей

Голубь лакомился кашей

А в субботу, воскресенье было общее веселье

6. Итог НОД

О каких птицах мы сегодня составляли рассказ? Как нужно относиться к птицам зимой ? Награждение детей медалями.

Конспект занятия по развитию речи

«Птицы весной»

План-конспект занятия.

Тема: «Птицы весной».

Цель занятия:

    Закрепить название весенних месяцев и признаков природы.

    Различать и называть птиц, используя в ответе «перелетные птицы».

    Учить загадывать и отгадывать загадки.

    Основная задача: учить образовывать новые слова

    Прилагательные и существительные

    Сложные слова из двух простых

    Закреплять названия детенышей птиц

    Называть домики птиц.

    Пересказ с элементами драматизации сказки «Где мой домик?».

Речевой материал:

Существительные:

Птица, ворон, сорока, голубь, дятел, ласточка, скворец, воробей, грач, соловей, жаворонок, кукушка, стая, дупло, голубятня, скворечник.

Прилагательные:

Воробьиный, воронье, снегириная, утиная, гусиная, воронья, журавлиная, красногрудая, белобокая, длиннохвостая, сладкоголосая.

Глаголы:

Полететь, свить, покаркать.

Организационный момент: (звучат в грамзаписи голоса птиц, дать послушать).

Учитель: Послушай загадку. О каком она времени года? Она приходит с ласкою и со своею сказкою. Волшебной палочкой взмахнет, В лесу подснежник расцветет. (Весна)

Учитель:

    Назови приметы весны (назвали)

    Какие птицы прилетают весной?

    Как одним словом назвать птиц, которые осенью улетают, а весной возвращаются?

    Какие загадки ты знаете о птицах?

(Диана загадывает загадки, а учитель выставляет картинки с изображением птиц)

Как называется большая группа птиц? (стая)

Как будет называться стая воробьев, снегирей, ворон, уток, журавлей, гусей?

4 часть: Игра : «скажи правильно». Учитель спрашивает:

    Если у птицы красная грудка, она какая? (красногрудая)

    Если у птицы длинный хвост? (длиннохвостая)

    Про какую птицу говорят длиннохвостая? (сорока)

    Если у птицы черная голова? (черноголовая)

    Если у птицы белый бок? (белобокая)

    Если у птицы «сладкий голос» (сладкоголосая - соловей)

Физкультминутка «птицы»

Птицы в гнездышках сидят и по сторонам глядят

Погулять птенцы хотят, из гнезда они летят.

На березку птички сели, головою повертели

И обратно улетели.

Налетались, утомились, в свои гнезда возвратились.

5 часть: Игра: «зашифрованное слово»

Учитель обращает внимание детей на пособие «дерево. На этом дереве скрываются птицы, а какие вы узнаете, если прочитаете слоги и поменяете их местами.

(читает слоги, а из слогов образует слова: голуби, дятел, скворец, воробей)

Назови домики, в которых живут эти птицы.

Голуби - в голубятне; Скворец – в скворечнике;

Дятел - в дупле; Воробей - в гнезде.

Динамическая пауза.

Учитель: Диана, весной у птиц появляются птенцы, они любопытные и непослушные, как и все дети.

Стихотворение «птичка»

Учитель: как называются птенцы у скворца?

Диана: Скворчата

Учитель: Как называются птенцы у кукушки?

Диана: Кукушата

Учитель: А если он один?

Диана: Кукушонок

Учитель: Как называются птенцы у галки?

Диана: Галчата

Учитель: Как называются птенцы у воробья?

Диана: Воробушки

А с воробышком приключилась вот какая история. (Пересказ с элементами драматизации сказки « Где мой домик?»)

Сказка

Оборудование: шапочки с изображением птиц.

Учитель: Жил-был воробышек со своей мамой воробьихой. Однажды он решил полетать, посмотреть, что кругом творится.

Мама- воробьиха: Далеко не улетай и запомни: наш домик воробьиный

Учитель : Воробышек летал, летал и не заметил, как заблудился. Страшно ему стало.

Воробышек: Где моя мама? Где мой домик?

Учитель : Стал бедный птенчик стучаться в каждый домик и спрашивать: «Чей это домик?»

Подлетел он к вороньему гнезду и спрашивает:

Воробышек: скажите, пожалуйста, чей это домик?

Ворона : А тебе, чей нужен?

Воробышек: Воробьиный.

Ворона: Нет, это не воробьиный домик, а воронье гнездо. Здесь я живу, ворона.

Учитель : заплакал воробьишко и полетел дальше. Видит чей-то домик, постучал и спрашивает

Воробышек: Чей это домик?

Дятел: А тебе, чей нужен?

Воробышек: Воробьиный.

Дятел: Нет, это не воробьиный домик, а дупло дятла. Здесь я живу, дятел.

Учитель : Заплакал воробьишко и полетел дальше. Видит чей-то домик, стучится и спрашивает:

Воробышек : Чей это домик?

Скворец: А чей тебе нужен?

Воробышек: Воробьиный.

Скворец: Нет, это не воробьиный домик, а скворечник. Здесь живу я, скворец.

Учитель : Заплакал воробьишко и полетел дальше. Видит еще один домик, постучался, спросил:

Воробышек: Чей это домик?

Голубь : А чей тебе нужен?

Воробышек: Воробьиный.

Голубь: Нет, это не воробьиный домик, а голубятня. Здесь я живу, голубь.

Воробышек: Заплакал воробьишко: Что же мне делать? Как найти домик? Голубю стало жалко воробьишко.

Голубь: Хочешь, я покажу, где твой домик?

Воробышек: Покажи, пожалуйста!

Учитель : Полетели они вместе, и нашли воробьиный домик. Обрадовался воробьишко и его мама, стали благодарить голубя.

Воробьиха: Спасибо тебе, голубь, ты очень добрая птица!

Воробышек: Спасибо голубь, что ты помог найти мне мою маму и домик.

Голубь: А ты, воробьишко, слушайся маму и больше не улетай далеко от дома.

Учитель : Вот такая история приключилась, с маленьким воробышком.

Ребята, а мне кажется, что воробышек заблудился, потому что не знал свой домашний адрес и какие-то ориентиры, по которым можно найти свой дом.

А ты знаешь свой домашний адрес? (Диана называет свой домашний адрес)

Молодец, ты никогда не заблудишься!

Итог занятия:

Диана, мы много сегодня говорили о птицах, называли признаки весны, учились образовывать новые слова, делили слова на слоги. Показали сказку, называли свой домашний адрес. Молодец, мы очень хорошо работали.

Аннотация: Конспект урока по развитию речи на тему: «Птицы зимой» в подготовительном классе школы V вида.

Цели урока :

Предметные:

  1. Формировать умение самостоятельно добывать знания.
  2. Обобщить накопленные жизненные наблюдения детей о зимующих птицах.
  3. Расширить и закрепить знания детей о зимующих птицах.

Метапредметные:

  1. Формировать умение ставить и решать учебные задачи исходя из темы урока.
  2. Продолжить работу над формированием общеучебных коммуникативных умений (слушать учителя, друг друга).

Личностные:

  • Продолжить воспитание положительного и бережного отношения к живой природе на примере помощи птицам в зимнее время.

Коррекционно-образовательные :

  1. Закреплять и уточнять название зимующих птиц.
  2. Расширять лексический запас по данной теме.
  3. Закрепить умение образовывать именительный падеж множественного числа существительных,
  4. Упражнять детей в изменении существительных по падежам (Р.п., Т.п) и числам;
  5. Активизировать в словаре детей сложные прилагательные.
  6. согласовывать имена числительные с именем существительным.
  7. Совершенствовать умение образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
  8. Упражнять в подборе прилагательных к имени существительному, согласовывая их в роде, числе.
  9. Расширять глагольный словарь за счёт глаголов, обозначающих способы передвижения и звукоподражания.

Коррекционно-развивающие:

  1. Развивать логическое мышление детей, умение устанавливать причинно-следственные связи.
  2. Развивать мелкую моторику и координацию речи с движением.
  3. Совершенствовать сенсорные способности детей: учить вслушиваться в голоса птиц, узнавать их по оперению.
  4. Развивать воображение, любознательность.

Коррекционно-воспитательные:

  1. Воспитывать бережное отношение к птицам, проявлять заботу о них.

Оборудование:

Демонстрационный :

  • аудиозапись птичьих голосов, ПК, иллюстрации с зимующими птицами, плакат с изображением зимующих птиц, семена ясеня, дыни, арбуза, сало, пшено, хлебные крошки, семечки подсолнуха, еловые шишки, мяч; Текст логической задачи «Кто обедал в зимней столовой?»

Раздаточный :

  • карточки с изображением зимующих птиц (для счёта).

Использование современных педагогических технологий:

  • здоровьесберегающая технология
  • технология сотрудничества (реализация партнёрства в отношениях педагога и ребёнка);
  • технология личностно — ориентированного взаимодействия (ориентация на индивидуальные психологические и речевые особенности ребёнка);
  • полисенсорная технология (воздействие на различные анализаторы ребёнка: слуховой, зрительный, тактильный);
  • технология моделирования
  • технология игры
  • мультимедийные технологии (презентация «MicrosoftPowerPoint») для активизации внимания и развития активности детей в процессе совместной деятельности, способствующие более эффективному усвоению знаний.

План урока

1. Организационный момент.

Сядет тот, кто правильно ответит на вопрос:

Какое время года идет?

Какой месяц?

Какой день недели сегодня?

Какой был вчера?

Какой будет завтра?

2. Введение в тему урока.

Послушайте запись. (учитель включает аудиозапись «Звуки зимы»)

Скажите, что вы услышали? (Д: метель, хруст снега, завывание ветра)

Какое это время года?

Какие признаки зимы вы знаете?

Стук в дверь, воспитатель сообщает, что в о класс прислали письмо.

Что написано в письме, кто из вас может прочитать? (Соня)

Ждем в гости.

А как вы думаете, кто нам прислал это письмо? (птички)

Как вы догадались? (Следы птиц)

На чем эти следы? (на снегу)

А разве не все птички улетели в теплые края?

Кто из вас догадался о ком мы будем говорить на уроке? (о зимующих птицах)

3. Работа по теме урока.

Согласны ли вы пойти к птичкам в гости?

А кто знает, где мы можем увидеть птиц зимой? (влесу, в парке, у дома)

Молодцы. А теперь все вместе скажем волшебные слова:

Обернись, покрутись, в зимнем лесу окажись.

Открываем глазки.

На экране монитора фото детей в парке зимой.

Где же мы оказались?

Раз, два, три, четыре, пять
Где же птичек нам искать?
Может слева под бревном?
Может справа под кустом?

На экране монитора видео «Птицы зимой».

Загадки.

Мы с вами увидели разных птиц и послушали о них рассказ. Кто каких птиц из вас запомнил?

Дети: голуби, ворона, снегирь, синица (выставляются картинки птиц).

Но не все птички нам показались, некоторых мы не увидели, Мы можем их увидеть, если отгадаем загадки. Я вам сейчас буду загадывать загадки, а вы их отгадайте.

Логопед загадывает детям загадки. По мере называния птиц логопед выставляет на доску соответствующую картинку.

Не поет она — стрекочет,
Обратить вниманье хочет.
Меньше, чем вороны рост,
Очень длинный черный хвост,
В черном вся, но белобока,
Это модница -… .(сорока)

Любит прыгать и летать,
Хлеб и зёрнышки клевать,
Вместо «Здравствуйте» привык
Говорить всем «Чик-Чирик».(Воробей.)

Я по дереву стучу,
Червячка достать хочу,
Хоть и скрылся под корой,
Все равно он будет мой. (Дятел)

Игра «Повтори за дятлом».

Логопед отстукивает ритмический рисунок, дети повторяют.

3. Беседа о зимующих птицах.

Назовите одним словом.

Какие это птицы? Дети: Зимующие.

Игра с мячом «Один – много».

Что есть общего у всех птиц?

Дети: голова, туловище, крылья, перья, клюв, лапы, хвост.

Я называю одну птицу или один предмет, а вы мне называете много таких же птиц или предметов.

  • Ворона — (вороны)
  • Голубь — (голуби)
  • Галка — (галки)
  • Перо — (перья)
  • воробей –(воробьи)
  • сорока – (сороки)
  • крыло — (крылья)

Чем птицы отличаются?

Дети: размером.

Выставляю плакат «Зимующие птицы».

Ребята, птицы бывают разного размера – большие и маленькие.

Назовите больших птиц.

Назовите маленьких птиц.

Сейчас я буду называть части тела большой птицы, а вы части тела маленькой птички.

Игра «Назови ласково».

  • Голова — … (головка)
  • Клюв – … (клювик)
  • Лапы — … (лапки)
  • Хвост — …(хвостик).
  • Шея — … (шейка).
  • Перья — … (пёрышки)

Ребята, как вы думаете, все ли птицы одинаково поют? (Нет)

Игра «Угадай чей голос».

Игра «Кто как голос подаёт?»

  • Ворона (что делает?) — … каркает.
  • Сорока (что делает?) — … стрекочет.
  • Воробей (что делает?) — … чирикает.
  • Голубь (что делает?) — … воркует.
  • Снегирь (что делает?) — … свистит.

Молодцы, ребята! Птицы отличаются тем, что они по-разному подают голос. А чем они ещё отличаются?

Дети: птицы отличаются окраской перьев, строением тела.

Действительно, ребята, у каждой птицы есть своя отличительная черта.

Игра «Скажи одним словом».

  • У сороки белые бока, поэтому её называют … белобокая.
  • У синицы грудка желтая, поэтому её называют … желтогрудая.
  • У вороны черные крылья, поэтому её называют … чернокрылая.
  • У снегиря грудка красная, поэтому его называют … красногрудый.
  • У сороки длинный хвост, поэтому её называют … длиннохвостая.
  • У дятла длинный клюв, поэтому его называют … длинноклювый.

Беседа о жизни птиц зимой.

Как живется птицам зимой? (голодно птицам, насекомые в зимней спячке, плоды, ягоды, семена трав под снегом. Мало корма находят птицы зимой. С утра до вечера ищут себе крохи пропитания. Пуховые, теплые перья защищают от холода, но не от голода.)

В суровые зимы из 10 синиц выживает одна, 9 синиц погибают.

Вам их жалко?

– Давайте сегодня подумаем о том, как помочь птицам пережить трудное зимнее время.

А хватает ли птицами пищи зимой? Дети: Нет, не хватает.

Почему не хватает?

Дети: Земля покрыта снегом, птицам не удается достать пищу из-под снега.

А чем мы можем помочь птицам?

Дети: Мы можем их подкармливать.

Что для этого нужно сделать?

Дети: Кормушку.

Упражнение «Кормушка».

Логопед предлагает детям прослушать стихотворение З.Александровой «Новая столовая».

Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели.
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
А вороны были в среду,
Мы не ждали их к обеду.
А в четверг со всех краев –
Стая жадных воробьев.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей,
А в субботу на пирог
Налетели семь сорок.

Ребята скажите, каки ептицы прилетели к кормушке? Назовите птиц со словом много.

На кормушке много сорок.
На кормушке много дятлов.
На кормушке много синиц.
На кормушке много ворон.
На кормушке много снегирей.

Динамическая пауза.

Подумайте какой птичкой вы будите?

Дети выполняют движения по тексту:
Птицы крыльями махали – все летали и летали,
Птицы в воздухе кружились,
На дорогу опустились,
По дорожке поскакали,
Крошки, зернышки клевали.

Какой птичкой был Рома? Я был вороной.

«Упражнение «Сосчитай!»

(согласование числительного с существительным)

Давайте посчитаем птичек. Сколько их у нас. Покажите воробья. Считаем:

  • 1 воробей, голубь, дятел, синица, снегирь, ворона
  • 2 воробья
  • 3 воробья
  • 4 воробья
  • 5 воробьев
  • 6 воробьев

Дидактическая игра «Какой птички не стало?» (усвоение категории родительного падежа единственного числа)

Логопед: Убирает одну картинку.

Дети: Не стало сороки.

Не стало вороны и т. д.

Дидактическая игра «Скажи наоборот»

(усвоение подбора слов-антонимов)

Воробей маленький, а ворона большая.
У синицы хвост короткий, а у сороки длинный.
Голубь тяжёлый, а воробей легкий.
У синицы клюв тонкий, а у вороны толстый.

Работа по тетради Н.Э. Теремковой стр. 27 «Зимующие птицы».

Упражнение «Сосчитай».

Сколько на картинке ворон?

Сколько дятлов?

Сколько синиц?

Сколько сорок?

Сколько голубей?

Сколько воробьев?

Упражнение «Рассмотри и назови».

Кто на ветке дерева? (На ветке снегири.)

Кто на кормушке?

Кто на стволе дерева?

Кто под кормушкой?

Кто летит к кормушке?

Кто рядом с деревом?

Задание «Узнай птичку и раскрась».

Детям раздаются разрезные картинки разных птиц. Они составляют птичку.

Задание «Описание птицы по плану».

Составление описательных рассказов о зимующих птицах.

Логопед предлагает детям рассмотреть картинно-графический план и составить загадку — описание птицы по плану.

Ну что, ребята, пора возвращаться в класс. Скажем волшебные слова:

Повернись, покружись, снова в классе окажись.

Ребята, наше занятие подходит к концу, надо подвести итоги.

Понравился урок?

Что особенно понравилось?

А зачем мы это изучаем?

Ребята, я знаю, что вы с родителями приготовили подарки для наших друзей.

Что это? (Кормушки)

Я думаю, что теперь у каждого из вас, ребята, около дома, у окна будет висеть своя кормушка. Птицы быстро привыкают к такой столовой и станут частыми гостями в ней. А вы сможете наблюдать за ними, делать рисунки и записывать, что удалось заметить. Конечно, птицы не умеют разговаривать. Но они обязательно отблагодарят вас и красивой весенней песней (включается фонограмма записи голосов птиц) и богатым урожаем, спасённым птицами, от вредителей вашего огорода (достаётся корзина с овощами и фруктами) Но самое главное, как я считаю, вы станете добрее и бережнее будете относиться ко всему живому.

Если вы уходите с урока в хорошем настроении, если после нашего урока у вас появилось желание заботится о птицах, подойдите к моему столу, возьмите корм и угостите ту птичку, которая вам больше нравится, тем кормом, который она любит.

– Я угощу синиц семечками.

– Я накормлю голубя хлебными крошками.

– Я дам воробью зёрен.

– Я накормлю дятла семенами шишек.

Я угощу снегиря ягодами рябины.

Закончу я урок стихотворением.

Бывают птицы разными:
Одни боятся вьюг
И улетают на зиму
На добрый, тёплый юг.

Другие — те народ иной:
В мороз над лесом кружат.
Для них разлука с родиной
Страшнее лютой стужи.

К их перышкам взъерошенным
Не пристают снежинки,
Они и под порошами
Резвятся для разминки.

Но если долго снег идёт
И долго длимся вьюга,
Тогда, друзья, приходится
Пичугам нашим туго.

Сугробами засыпаны
Бугры, дворы, дорожки.
Не могут пташки отыскать

    · Какие птицы прилетают весной?

    · Как одним словом назвать птиц, которые осенью улетают, а весной возвращаются?

    · Какие загадки вы знаете о птицах?

    4 часть: Игра

· Если у птицы длинный хвост? (длиннохвостая)

· Про какую птицу говорят длиннохвостая? (сорока)

· Если у птицы черная голова? (черноголовая)

· Если у птицы белый бок? (белобокая)

Физкультминутка «птицы»

И обратно улетели.

5 часть: Игра: «зашифрованное слово»

Голуби -в голубятне; Скворец - в скворечнике;

Динамическая пауза.

Стихотворение «птичка»

Дети: Скворчата

Дети: Кукушата

Вос-тель: А если он один?

Дети: Кукушонок

Дети: Галчата

Дети: Воробушки

Вос-тель

Мама- воробьиха:

Вос-тель:

Воробышек: Где моя мама? Где мой домик?

Вос-тель:

Воробышек:

Ворона : А тебе чей нужен?

Воробышек: Воробьиный.

Ворона:

Вос-тель:

Воробышек: Чей это домик?

Дятел: А тебе чей нужен?

Воробышек: Воробьиный.

Дятел:

Вос-тель:

Воробышек : Чей это домик?

Скворец: А чей тебе нужен?

Воробышек: Воробьиный.

Скворец:

Вос-тель:

Воробышек: Чей это домик?

Голубь : А чей тебе нужен?

Воробышек: Воробьиный.

Голубь:

Воробышек:

Голубь:

Воробышек: Покажи пожалуйста!

Вос-тель:

Воробьиха:

Воробышек:

Голубь:

Вос-тель:

Итог занятия:

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого занятия по развитию речи «Птицы весной» (подготовительная группа) »

Конспект занятия по развитию речи

«птицы весной»

(подготовительная группа) План-конспект занятия.

Тема: «Птицы весной».

Цель занятия:

    Закрепить название весенних месяцев и признаков природы.

    Различать и называть птиц, используя в ответе «перелетные птицы».

    Учить загадывать и отгадывать загадки.

    Основная задача: учить детей образовывать новые слова

    Прилагательные и существительные

    Сложные слова из двух простых

    Закреплять названия детенышей птиц

    Называть домики птиц.

    Пересказ с элементами драматизации сказки «Где мой домик?».

Речевой материал:

Существительные:

Птица,ворон,сорока,голубь,дктел,ласточка,скворец,воробей,грач,соловей, жаворонок, кукушка, стая, дупло, голубятня, скворечник.

Прилагательные:

Воробьиный, воронье, снегириная, утиная, гусиная, воронья, журавлиная, красногрудая, белобокая, длиннохвостая, сладкоголосая.

Глаголы:

Полететь, свить, покаркать.

1 часть: Организационный момент: (звучат в грамзаписи голоса птиц, дать детям послушать). Воспитатель: Займет свое место тот, кто назовет любую птицу (дети сели на стульчики.)

2 часть: Воспитатель: Послушайте загадку. О каком она времени года? Она приходит с ласкоюИ со своею сказкою. Волшебной палочкой взмахнет, В лесу подснежник расцветет.(весна)

3 часть: Воспитатель:

    Назовите приметы весны (назвали)

    Какие птицы прилетают весной?

    Как одним словом назвать птиц, которые осенью улетают, а весной возвращаются?

    Какие загадки вы знаете о птицах?

(дети загадывают загадки,а воспитатель выставляет картинки с изображением птиц)

Как называется большая группа птиц? (стая)

Как будет называться стая воробьев, снегирей, ворон, уток, журавлей, гусей?

4 часть: Игра : «скажи правильно».Воспитатель спрашивает:

    Если у птицы красная грудка, она какая? (красногрудая)

    Если у птицы длинный хвост? (длиннохвостая)

    Про какую птицу говорят длиннохвостая? (сорока)

    Если у птицы черная голова? (черноголовая)

    Если у птицы белый бок? (белобокая)

Физкультминутка «птицы»

Птицы в гнездышках сидят и по сторонам глядят

Погулять птенцы хотят, из гнезда они летят.

На березку птички сели, головою повертели

И обратно улетели.

Налетались, утомились, в свои гнезда возвратились.

5 часть: Игра: «зашифрованное слово»

Воспитатель обращает внимание детей на пособие «дерево. На этом дереве скрываются птицы, а какие вы узнаете, если прочитаете слоги и поменяете их местами.

(дети читают слоги, а из слогов образуют слова: голуби, дятел, скворец, воробей)

Назовите домики, в которых живут эти птицы.

Голуби -в голубятне; Скворец – в скворечнике;

Дятел- в дупле; Воробей- в гнезде.

Динамическая пауза.

Воспитатель: Ребята, весной у птиц появляются птенцы, они любопытные и непослушные, как и все дети.

Стихотворение «птичка»

Воспитатель: как называются птенцы у скворца?

Дети: Скворчата

Вос-тель: Как называются птенцы у кукушки?

Дети: Кукушата

Вос-тель: А если он один?

Дети: Кукушонок

Вос-тель: Как называются птенцы у галки?

Дети: Галчата

Вос-тель: Как называются птенцы у воробья?

Дети: Воробушки

А с воробышком приключилась вот какая история. (Пересказ с элементами драматизации сказки « Где мой домик?»

Сказка

Оборудование: шапочки с изображением птиц.

Вос-тель : Жил-был воробышек со своей мамой воробьихой. Однажды он решил полетать, посмотреть, что кругом творится.

Мама- воробьиха: Далеко не улетай и запомни: наш домик воробьиный

Вос-тель: Воробышек летал, летал и не заметил, как заблудился.Страшно ему стало.

Воробышек: Где моя мама? Где мой домик?

Вос-тель: Стал бедный птенчик стучаться в каждый домик и спрашивать: «Чей это домик?»

Подлетел он к вороньему гнезду и спрашивает:

Воробышек: скажите пожалуйста,чей это домик?

Ворона : А тебе чей нужен?

Воробышек: Воробьиный.

Ворона: Нет, это не воробьиный домик, а воронье гнездо. Здесь я живу, ворона.

Вос-тель: заплакал воробьишко и полетел дальше. Видит чей-то домик, постучал и спрашивает

Воробышек: Чей это домик?

Дятел: А тебе чей нужен?

Воробышек: Воробьиный.

Дятел: Нет, это не воробьиный домик, а дупло дятла. Здесь я живу, дятел.

Вос-тель: Заплакал воробьишко и полетел дальше. Видит чей-то домик, стучится и спрашивает:

Воробышек : Чей это домик?

Скворец: А чей тебе нужен?

Воробышек: Воробьиный.

Скворец: Нет, это не воробьиный домик, а скворечник. Здесь живу я,скворец.

Вос-тель: Заплакал воробьишко и полетел дальше. Видит еще один домик, постучался, спросил:

Воробышек: Чей это домик?

Голубь : А чей тебе нужен?

Воробышек: Воробьиный.

Голубь: Нет, это не воробьиный домик, а голубятня. Здесь я живу, голубь.

Воробышек: Заплакал воробьишко: Что же мне делать? Как найти домик? Голубю стало жалко воробьишко.

Голубь: Хочешь, я покажу где твой домик?

Воробышек: Покажи пожалуйста!

Вос-тель: Полетели они вместе и нашли воробьиный домик. Обрадовался воробьишко и его мама, стали благодарить голубя.

Воробьиха: Спасибо тебе, голубь, ты очень добрая птица!

Воробышек: Спасибо голубь, что ты помог найти мне мою маму и домик.

Голубь: А ты, воробьишко, слушайся маму и больше не улетай далеко от дома.

Вос-тель: Вот такая история приключилась,с маленьким воробышком.

Ребята, а мне кажется, что воробышек заблудился, потому что не знал свой домашний адрес и какие-то ориентиры по-которым можно найти свой дом.

А вы все знаете свой домашний адрес? (дети называют свой домашний адрес)

Молодцы, вы никогда не заблудитесь!

Итог занятия:

Дети, мы много сегодня говорили о птицах, называли признаки весны, учились образовывать новые слова, делили слова на слоги. Показали сказку, называли свой домашний адрес. Молодцы, все вы очень хорошо работали.

«Дикие птицы»

Цель: Формировать преставление о зимующих и перелётных птицах. Задачи: Закрепить понятие «перелётные, зимующие, водоплавающие птицы».

Знать их строение, внешние признаки, их повадки и передвижение. Также развивать умение образовывать существительные в родительном падеже, сложные слова. Подбирать слова-антонимы. Воспитывать внимательное отношение к языку, желание говорить правильно.

Материал: Предметные картинки зимующих и перелётных птиц, разрезные картинки птиц, грамзапись пения птиц. Игрушка кота.

Ход занятия. Звучит грамзапись пения птиц. На магнитной доске изображение зимующих птиц.

Педагог:

- Выпал в лесу первый снег. Замело полянки и дорожки, пригорки и овражки. Стоят деревья все в снегу. Тихо. Ни одна ветка не шелохнётся. Вдруг на лесную поляну прилетела ворона и подняла крик: «Птицы! Летите скорее сюда! Мы приход зимы проворонили, не заметили. Зима пришла, а мы не подготовились!»

- «Что ты каркаешь!» - отвечает тетерев. У меня есть перья. Это и есть моё спасение. Птичьи перья от холода спасут, а глубокие сугробы от врагов защитят. Ночью мы, тетерева, спим глубоко под снегом. Нас там ни один хищник не достанет. А днём высоко на деревьях сидим, клюём почки да семена разные. Мы зимы не боимся. Каждый к зиме по-своему готовится. Перья и у тебя есть, а почек, семян да ягод сухих на деревьях и для тебя хватит. Не замёрзнешь и с голоду не пропадёшь.

- Назовите зимующих птиц.

1. Назовите ласково птиц, которых вы видите. сова - совушка воробей - воробушек

синица - синичка ворона - воронушка

снегирь - снегирёк ласточка -

- Какая из этих птиц лишняя?

- Назовите перелётных птиц? Почему их называют перелётными? Что есть только у птиц? Что умеют делать все птицы? (летать)

Птицы осенью (улетают)

Весной птицы (прилетают)

С дерева на дерево (перелетают)

К кормушки (подлетают)

С кормушки (слетают)

В гнёздышко (влетают)

2. Хорошо птицам в тёплых странах, но почему же они возвращаются назад.

- Чем занимаются птицы по возвращению на Родину? (строят гнёзда, выводят птенцов, ищут корм, растят птенцов...)

- Из чего птицы вьют гнёзда? (из перьев, из прутиков, из пуха, из мха, из соломы.)

3. Радуются птицы весне, но каждая по-своему. Как? Что делают? Воробей - чирикает, скачет, прыгает, летает, клюёт.

Грач - ходит, перепрыгивает, ищет корм.

Утка - плавает, ныряет.

Цапля - ловит лягушек, стоит, ходит, перешагивает.

Ласточка - щебечет, парит.

4. Рады пернатые весне на разные голоса. Ласточка - щебечет.

Соловей - поёт. Утка - крякает. Кукушка - кукует.

Приветствуют их зимующие. Воробей - чирикает. Синица - поёт. Голубь - воркует. Сорока - трещит. Ворона - каркает.

5. Но у всех птиц есть один очень страшный враг - кот. Для маленьких птенцов он не кот, а котище.

У него не усы, а...

Не лапы, а...

Не глаза, а...

Неуши, а...

Давайте прогоним его от наших птиц.

6. Дидактическая игра «Чего не хватает» Силуэт птицы без какой-нибудь части тела.

{ нет хвоста, глаз, крыльев и т.д. Дети называют)

7. Физкультминутка

Птички прыгают, летают.

Крошки птички собирают.

Перышки почистили,

Клювики почистили.

Птички летают, поют,

Зёрнышки клюют.

8. Кто это? {сравнение цапли и воробья)

У воробья туловище мелкое, а у цапли крупное.

У воробья голова маленькая, а у цапли...

У воробья клюв короткий, а у цапли...

Воробей юркий, а цапля...

Где живёт каждая птица? Что означает слово «водоплавающая»? Из каких двух слов образовано?

9. Дидактическая игра «Длинное слово»

- Я вам говорю два коротких слова, а вы одно длинное.

У цапли длинные ноги - длинноногая.

У синицы жёлтая грудь - желтогрудая.

У дятла красная голова - красноголовый.

У аиста белое крыло - белокрылый.

10. Итог занятия.

Анализ занятия.

- Ребятам сложно было образовывать существительные в родительном падеже. Не справлялись со сложными словами.

- Дети справились и правильно поняли смысловые оттенки значений существительных, образованных с помощью суффикса -ищ-

- Следует продолжать обучать образовывать сложные слова, совершенствовать умении находить однокоренные слова.