Основные положения, принципы и методы когнитивной психотерапии А. Бека

12 месяцев назад

6 минуты на чтение

  1. Рождение когнитивной терапии
  2. Модель анализа проблемы
  3. Когнитивные ошибки
  4. Структура когнитивной терапии
  5. Развитие и направления когнитивной терапии

Что такое Автоматические Мысли?

Изначально Аарон Бек был психоаналитиком.

И однажды в процессе техники свободных ассоциаций его пациент начал высказывать гневные, критикующие мысли по отношению к психоаналитику. Бек спросил его о чувствах и пациент ответил, что чувствует глубокую вину за всё сказанное. Исследуя как гнев вызвал чувство вины, пациент сказал, что в процессе критики он параллельно внутри себя слышал: «Зря я это сказал… Я не прав… Он прервёт мою психотерапию… Зачем я это ему говорю… Критиковать плохо…Я не должен этого говорить…».

Так Аарон Бек открыл для себя на второй уровень мыслей. Эти мысли связывали критику психоаналитика с чувством вины. В дальнейшем такие мысли он назвал «автоматическими».

Автоматические мысли – это внутренний процесс комментирования всего происходящего. Они проявляются сами по себе. Их не нужно «думать», они появляются машинально . В повседневной жизни мы не замечаем их, потому что они очень быстро проскальзывают мимо осознания.

Развив теорию влияния автоматических мыслей на эмоции, Аарон Бек разработал первый структурированный метод психотерапии депрессии. В то же время Альберт Эллис параллельно пришёл к аналогичным идеям. Вместо автоматических мыслей в его подходе рационально-эмотивной психотерапии уделялось больше внимания иррациональным убеждениям.

Базовая модель анализа проблемы в когнитивной терапии

Классический бихевиоризм рассматривал поведение как стимул > реакция (S>R).

Так появилась модель стимул > оперант > реакция (S>O>R). Для простоты её чаще называют аббревиатурой ABC

ABC A ctivators > B eliefs > Emotional C onsequences.

Проблема состоит из активирующей ситуации, эмоциональная реакция на которую обуславливается нашими когнитивными процессами: автоматическими мыслями, убеждениями, когнитивными искажениями.

Например:

A: начальник недоволен выполненной работой

B: теперь меня точно уволят; я не смогу найти новую работу; будет нечем платить за жильё

C: уныние, отчаянье

ABC-модель когнитивной терапии

Когнитивные ошибки

  1. Максимализм – оценка событий, людей и поступков в двух крайностях, отсекая промежутки и компромиссы
  2. Надумывание – избыточное обобщение, вывод на недостаточных основаниях
  3. Катастрофизация – предсказание будущего в наиболее худшем исходе, без учёта других вариантов
  4. Должествование – жесткие ожидания и стандарты, выход за рамки которых воспринимается как ошибка
  5. Оярлычивание – наделение себя и других глобальными характеристиками, которые включают в себя изначально отсутствующие характеристики
  6. Предсказание – уверенность в знании того, как мыслят другие люди
  7. Фильтрация – избирательность восприятия и обращение внимания только на подтверждающее текущую точку зрения

Развитие Когнитивной Терапии

Расширенный ABC-анализ

  1. Активирующим событием для реакции может быть не только нечто снаружи, но и сами наши внутренние реакции. То как мы отреагировали становится стимулом для дальнейших реакций. Наши эмоции, чувства, мысли – так же могут быть активаторами фильтруемые когнитивными процессами. Например, мы можем переживать не только по из-за конфликта в семье, но и из-за того что не можем просто успокоиться после конфликта или из-за того, какие идеи лезут в голову.
  2. Когнитивные процессы фильтрующие восприятие и выбор реакции разделились на множество уровней. Кроме автоматических мыслей и глубинных убеждений появились промежуточные убеждения, когнитивные схемы, мета-когниции, когнитивные искажения. Разные ветви когнитивной психотерапии направлены на работу с разными уровнями
  3. Реакцией на событие могут быть эмоции, поведение, чувства, физиологические ощущения и мысли

Направления когнитивной терапии

Когнитивная терапия развивается и сегодня. В ней существует много направлений работающих с разными когнитивными процессами

  1. Когнитивно-поведенческая терапия – к когнитивной терапии добавились техники десенсебилизации, экспозиции и обучение навыкам
  2. Рационально-эмотивно-поведенческая терапия – тоже самое что и КПТ, но базирующиеся на трудах Альберта Эллиса
  3. Схема-терапия – развитие КПТ включающее в себя ещё и техники гештальта и трансактного анализа. Делает упор на диагностику и коррекцию дисфункциональных схем с заменой на адаптивные схемы.
  4. Когнитивная терапия основанная на осознанности – внимание уделяется не на оспариванию мыслей, а на ослабление их влияния на эмоции и поведение через медитативные техники
  5. Мета-когнитивная терапия – фокусируется не на содержании мыслей, а на самом процессе мышления и ослаблении реакции на внутренние стимулы
  6. Терапия реальностью – фокусируется на развитии ответственности, социальную адаптацию и реализацию долгосрочных целей
  7. Терапия модификации когнитивных искажений (Cognitive Bias Modification Therapy) – с помощью программного обеспечения помогает корректировать предвзятость и избирательность мышления
  8. Когнитивная терапия при деменциях (Cognitive Retention Therapy) – улучшение способностей запоминания с помощью когнитивного тренинга, например упражнений включающие в себя все органы чувств

Уровни когнитивных процессов

Общая структура когнитивной терапии

  1. Вводная часть. До клиента доводится понимание влияния мыслей на эмоции. Клиент обучается замечать и осознавать автоматические мысли
  2. Анализ проблемы. Проблема разбирается на ABC – исследуются активаторы, которые запускают эмоции. Отлавливаются автоматические мысли, которые связывают активатор с эмоцией.
  3. Выявление убеждений и ошибок мышления. Исследуются общие закономерности в автоматических мыслях и глубинные убеждения.
  4. Реструктуризация мыслей и убеждений. Процедуры по проверке и изменению выявленных стереотипов мышления. Убеждения подвергаются экспериментальной проверке, интерпретирующим мыслям ищутся альтернативные объяснения, рассматриваются все плюсы и минусы мышления таким образом.

Техники когнитивной реструктуризации


Нисходящая стрелка

  1. Наверху листка пишем дезадаптивную мысль
  2. Под мыслью пишем: Если бы это было правдой, как бы оно на тебе сказалось? Что это бы означало для тебя? Для других? Для мира? И что тогда?
  3. Полученный ответ записываем под вопросом
  4. С полученными ответами повторяем процедуру 2-3 до выявления самого глубинного убеждения стоящего за мыслью

За и против

  1. Выписываем все плюсы и минусы мышления сквозь выявленное убеждение.
  2. Возле каждого плюса и минуса пишем значимость по 10-бальной шкале.
  3. Полученные баллы со стороны плюсов и минусов складываем, получая обобщённые последствия мышления этим убеждением

Эксперимент

  1. Ищем способ проверить эмпирическую достоверность суждения: измерить, спросить, посчитать вероятность исходов, найти научные факты, просто попробовать
  2. Проверяем
  3. Делаем вывод

Например

Основательность убеждения «у меня никогда не будет девушки, просто потому что мужчин больше, чем женщин» можно проверить следующим образом:

  1. Через официальные демографические данные по населенному пункту
  2. По количеству зарегистрированных в ВКонтакте мужского и женского пола по городу
  3. Подсчитав соотношение процента одиноких парней и одиноких девушек среди своих знакомых
  4. Просто посчитать сколько за один час в ближайший торговый центр зайдет парней и сколько девушек

Сократический диалог

Для расширения объективного взгляда на ситуацию задайтесь следующими вопросами по отношению к дисфункциональным мыслям

  1. Какие доказательства истинности?
  2. Есть ли исключения? В чём можно усомниться?
  3. Что доказывает противоположное?
  4. Они основываются на фактах или чувствах?
  5. Я обращаю внимание на все факты, или только на те, что подтверждают мою точку зрения? Почему да? Почему нет?
  6. Не преувеличиваю ли я? Почему да? Почему нет?
  7. Не упираюсь ли я в крайности?
  8. Надежён ли автор суждения? Почему да? Почему нет?
  9. Могут ли доказательства истолкованы иначе? Почему да? Почему нет?
  10. На каких допущениях основано доказательство?
  11. Как бы на эту ситуацию взглянули другие люди? Почему?
  12. Что самое лучшее может произойти? Что самое худшее? Какой исход самый вероятный?

ABCDE

Activators > Beliefs > Consequences > Disputation > Energization

Активаторы > Верования > Следствия > Диспут > Эффект

Стандартная техника изменения эмоций через изменение способа объяснения. Побочным эффектом приучает к самонаблюдению и уходу от черно-белого мышления с помощью шкалирования

Скачать шаблон для печати можно на канале «Психология и всё такое»

Более подробно о том, как проходит когнитивная терапия при депрессии, я рассказываю в этой лекции:

Когнитивная психотерапия А.Бека.
Когнитивная терапия А. Бека отличается от рациональной терапии Эллиса тем, что в ней признается значение:
1. Большего структурирования терапевтического процесса.
2. Сократического диалога.
3. Помощи клиенту в самостоятельной борьбе с ошибочными концепциями.
Бек делал акцент на дисфункциональных установках.
Согласно Беку, жесткость личных правил и ценностей выступает по отношению к адекватному приспособлению как дисфункциональная установка.
Пример дисфункциональной установки: «Если я совершу ошибку, обо мне будут плохо думать».
Бек считал, что признаком многих психологических расстройств являются автоматические мысли.
Автоматические мысли – это идеи, укоренившиеся так глубоко, что человек даже не знает того, что они ведут к чувству подавленности и несчастья.
Связанные между собой специфические переживания при дисфункциональных установках служат триггерами для автоматических мыслей.
Согласно Беку есть три основные концепции когнитивной терапии:
1. Эмпиризм сотрудничества (эмпиризм – философское направление, видящее в опыте единственный источник познания).
2. Сократический диалог.
3. Направляемый инсайт. Это слово (insight) переводится с английского как «неожиданное озарение». Инсайтом можно назвать состояние Сократа, когда он, сделав неожиданное открытие, закричал в восторге: «Эврика!» (Нашел!) Этот термин употребляется во многих направлениях современной психотерапии и обозначает неожиданное понимание клиентом своей проблемы или изменение взгляда на себя, расширяющее возможности решения проблемы.
Когнитивная триада Бека при депрессии включает в себя:
1. Негативное представление о себе.
2. Негативное отношение к помощи.
3. Негативное видение будущего.
А.Эллис разработал направление когнитивной терапии, где утверждается, что представление о том, что человеческие проблемы порождаются не событиями, а связанными с ними убеждениями и верованиями.
А.Эллис
Начало работы включает информирование пациента о «философии» Р.-э. п. (эмоциональные проблемы вызывают не сами события, а их оценка), о последовательных этапах восприятия события человеком: Ао->Ас->В (включающая как RB, так и IВ)->С, где Ао - объективное событие (описанное группой наблюдателей), Ас - субъективно воспринятое событие (описанное пациентом), В - система оценки пациента, предопределяющая, какие параметры объективного события будут восприняты и будут значимы, С - эмоциональные и поведенческие последствия воспринятого события, в том числе и симптоматика.
Дескриптивные когниции, как уже отмечалось, соединены с оценочными когнициями связями разной степени жесткости от исключающих какие-либо варианты, протекающих по типу рефлекса, при которых отношение к событию уже предопределено и можно говорить о наличии у пациента иррациональной установки, до многовариантных, когда при принятии решения о действии осуществляется анализ альтернативных вариантов, хотя он может протекать неосознанно, и тогда можно говорить о наличии рациональной установки. Цель Р.-э. п. - перевод пациента в проблемной ситуации с иррациональных установок на рациональные. Работа строится с учетом схемы А, В, С. Первый этап - кларификация, прояснение параметров события (А), в том числе параметров наиболее эмоционально затронувших пациента, вызвавших у него неадекватные реакции. Фактически на этом этапе происходит личностная оценка события. Кларификация позволяет пациенту дифференцировать события, которые могут и не могут быть изменены. При этом цель психотерапии - не поощрение больного к уходу от столкновения с событием, не изменение его (например, переход на новую работу при наличии неразрешимого конфликта с начальником), а осознание системы оценочных когниций, затрудняющих разрешение этого конфликта, перестройка ее и только после этого - принятие решения об изменении ситуации. В противном случае пациент сохраняет потенциальную уязвимость в сходных ситуациях. Следующий этап - идентификация следствий (С), прежде всего аффективных воздействий события. Цель этого этапа - выявление всего диапазона эмоциональных реакций на событие. Это необходимо, поскольку не все эмоции легко дифференцируются человеком, некоторые подавляются и поэтому не осознаются из-за включения рационализации, проекции, отрицания и некоторых других механизмов защиты. У одних пациентов осознание и вербализация испытываемых эмоций затруднены из-за словарного дефицита, у других - из-за поведенческого дефицита (отсутствие в его арсенале поведенческих стереотипов, обычно связанных с умеренным проявлением эмоций; такие пациенты реагируют полярными эмоциями, например или сильной любовью, или полным отвержением). Вторичный выигрыш от болезни также может исказить осознание испытываемых эмоций. Для достижения цели этого этапа используется ряд приемов: наблюдение за экспрессивно-моторными проявлениями при рассказе пациента о событии и предоставление обратной связи психотерапевтом, говорящим о своем восприятии характера эмоциональной реакции у пациента; высказывание предположений о чувствах и мыслях у типичного индивида в подобной ситуации (обычно такое высказывание помогает пациенту осознать неосознаваемые эмоции). В некоторых случаях можно использовать приемы усиления из арсенала гештальт-терапии (усиление отдельных экспрессивно-моторных проявлений с осознанием языка тела и др.). Выявление системы оценочных когниций (как иррациональных, так и рациональных установок) облегчается, если два предшествующих этапа реализованы полноценно; вербализации же их помогает ряд технических приемов: фокусировка на тех мыслях, которые приходили пациенту на ум в момент столкновения с событием; высказывание психотерапевтом гипотетических предположений типа «У меня в такой ситуации возникли бы следующие мысли»; вопросы с проекцией в будущее время, например: «Предположим, что произойдет самое худшее, что же это будет?» и др. Выявлению иррациональных установок помогает анализ используемых пациентом слов. Обычно с иррациональными установками связаны слова, отражающие крайнюю степень эмоциональной вовлеченности пациента (ужасно, потрясающе, невыносимо и др.), имеющие характер обязательного предписания (необходимо, надо, должен, обязан и др.), а также глобальных оценок лица, объекта или события. Эллис выделил 4 наиболее распространенные группы иррациональных установок, создающих проблемы:
1) катастрофические установки,
2) установки обязательного долженствования,
3) установки обязательной реализации своих потребностей,
4) глобальные оценочные установки.
Цель этапа реализована, когда в проблемной области выявлены иррациональные (а их может быть несколько) установки, показан характер связи между ними (параллельные, артикуляционные, иерархической зависимости), делающей понятной многокомпонентную реакцию индивида в проблемной ситуации. Выявление рациональных установок также необходимо, поскольку они составляют ту позитивную часть отношения, которая в последующем может быть расширена.
Следующий этап - реконструкция иррациональных установок. К нему следует приступать, если пациент легко идентифицирует иррациональные установки в проблемной ситуации. Реконструкция установок может протекать на когнитивном уровне, на уровне воображения, а также на уровне поведения - прямого действия. Реконструкция на когнитивном уровне включает доказательство пациентом истинности установки, необходимости сохранения ее в данной ситуации. Обычно в процессе такого рода доказательств пациент еще более отчетливо видит негативные последствия сохранения данной установки. Использование приемов вспомогательного моделирования (как бы другие решали эту проблему, какие установки они имели бы при этом) позволяет сформировать на когнитивном уровне новые рациональные установки. При работе на уровне воображения пациент вновь мысленно погружается в психотравмирующую ситуацию. При негативном воображении он должен максимально полно испытать прежнюю эмоцию, а затем попытаться уменьшить ее уровень, осознать, за счет каких новых установок ему удалось достигнуть этого. Погружение в психотравмирующую ситуацию повторяется неоднократно. Тренировка может считаться эффективно проведенной, если пациент уменьшил интенсивность испытываемых эмоций с помощью нескольких вариантов установок. При позитивном воображении пациент сразу представляет проблемную ситуацию с позитивно окрашенной эмоцией. Реконструкция с помощью прямого действия является подтверждением успешности модификаций установок, проведенных на когнитивном уровне и в воображении. Иногда можно начинать реконструкцию сразу на уровне поведения, при этом работа с пациентом напоминает систематическую десенсибилизацию (постепенное приближение к реальной ситуации опасности с осознанием включения иррациональной установки, торможение ее реализации в поведении, перевод своего поведения на другую рациональную установку). Техника моделирования, демонстрация другим участникам группы различных вариантов поведения в проблемной ситуации существенно ускоряет модификацию установок. Реже прямые действия реализуются по типу методик наводнения или парадоксальной интенции (см. Парадоксальная интенция Франкла).
Важным этапом Р.-э. п. являются самостоятельные задания, способствующие закреплению адаптивного поведения. Они также могут проводиться на когнитивном уровне, в воображении или на уровне прямых действий. Эффективность психотерапии оценивается с учетом всей информации о продвижении пациента в терапевтическом направлении.
Сравнение Р.-э. п. и когнитивной психотерапии показывает близость их теоретических позиций и используемых приемов, однако Р.-э. п. в целом отличается большей структурированностью теоретических понятий и этапов последовательной работы с пациентом (Психотерапевтическая энциклопедия под ред. Б.Д. Карвасарского,с.701-702).

Предложенная А.Эллисом схема анализа А - В - С была развита А.Беком в схему S - O - R описывающую:
Взаимодействие индивида с окружением - реакция (R) на стимул (S), опосредованная когнитивной переработкой (О).
Целью когнитивной терапии Бека является - осознание стереотипов неправильной обработки информации и замена их правильными когнитивными приемами.
К числу основных процедур когнитивной терапии Бека относятся:
1. Выявление автоматических мыслей.
2. Выявление дизаптивных предположений.
3. Выработка альтернативных реакций и видов поведения.
Бек выделил основную задачу начального этапа терапии как индентификация имеющих общие причины проблем и их группировка.

По Беку необходимое условие для успешной терапии - это выявление "неадаптивных когниций" у клиента, то есть выявление любых мыслей, вызывающих неадекватные или болезненные эмоции и затрудняющие решение проблем. Центр правил регуляции поведения при терапии, по Беку, центрируется вокруг: опасности - безопасности и боли - удовольствия.
Бек разработал метод когнитивной реатрибуции и направлен на изменение патологизирующих поведение клиента автоматических мыслей и их цепочек.
Возможно творческое использование дневников для упорядоченной записи и хранения новых наблюдений. Например, человек, имеющий убеждение «Я неадекватен», может завести записную книжку с несколькими разделами: «работа», «социальные контакты», «домашние обязанности», «досуг». Ежедневно в каждом разделе следует отмечать маленькие примеры адекватности. Психолог может помочь клиенту выявить примеры адекватности и следить за тем, чтобы они регулярно регистрировались. Просматривая эти записи, клиент помогает себе противостоять абсолютным негативным убеждениям при стрессе или «неудачах», когда активизирована более знакомая негативная схема (Goldfried & Newman, 1986).
Другой тип дневника можно использовать, чтобы ослабить негативные схемы и поддержать потребность в альтернативных схемах. Это прогнозирующие дневники, в которых пациенты записывают предсказания о том, что случится в определенных ситуациях, если их негативные схемы истинны. Позже они записывают, что фактически случилось, и сравнивают это с предсказаниями.
Например, одна женщина с обсессивно-компульсивным расстройством личности полагала, что каждый день ее ждали ужасные катастрофы и что она была совершенно неспособна справиться с ними. Она завела дневник, в котором в первой колонке записывала каждую предсказанную катастрофу. Во второй колонке она записывала, случилась эта катастрофа или нет, а также любые непредвиденные катастрофы, которые произошли на самом деле. В третьей колонке она оценивала, как она справилась с реальными «катастрофами». Через месяц эта женщина просмотрела свой дневник и обнаружила, что из пяти предсказанных катастроф только одна случилась на самом деле и что она смогла справиться с ней на 70 %.
Третий тип дневника используется для более активного анализа ежедневных переживаний в терминах старых и новых схем. Клиенты, которые начали в некоторой степени верить в свои новые, более адаптивные схемы, могут оценивать критические случаи, произошедшие за неделю. Например, клиентка, считавшая себя непривлекательной, когда вызывала недовольство других, анализировала свои ежедневные переживания, при которых это старое убеждение было активизировано. В одном случае она критиковала служащего за плохо выполненную работу. В дневнике она записала: «Казалось, он очень раздражен на меня за то, что я критиковала его работу. С моей старой схемой я чувствовала бы, что это ужасно и указывает на то, что я непривлекательна. Теперь я понимаю, что указывать на ошибки - моя обязанность, и если он сердится на меня, это его проблема. Чтобы быть привлекательной, мне не нужно, чтобы каждый был все время счастлив со мной».
Такими способами «дневники схем» могут помочь создать адаптивные схемы, обеспечить подкрепление новых схем последующими переживаниями, а также облегчить противодействие старым неадаптивным схемам при интерпретации новых событий и переформулировке старых.

Когнитивная реатрибуция это - процесс активного изменения дизадаптивных паттернов мышления и замещения их конструктивными мыслями и верованиями. Когнитивная реатрибуция не эффективна и даже противопоказана при психотических нарушениях.
Литература:
1. Каган В.Е. Практическая психология для психологов и врачей: обучающий тестовый контроль. М.: Смысл, Академический Проект, 1997.
2. Психотерапевтическая энциклопедия под ред. Б.Д. Карвасарского. СПб.: Питер, 2006.

Материал http://www.psychologos.ru/articles/view/aaron_bek
Аарон Бек называет свою биографию ярчайшим примером того, что психотерапия действительно работает. Его путь от пугливого заикающегося мальчика, сына нищих российских эмигрантов, до одного из пятерки самых богатых и влиятельных психологов мира - наилучшее тому доказательство.
Аарон Бек (Aaron Beck) прославился не только как талантливый ученый-изобретатель, но и как превосходный пиар-менеджер: сначала создал направление - когнитивную психотерапию, а потом раскрутил его, превратив в настоящий тренд.
«Когда я начал практиковать когнитивную терапию, мое финансовое положение резко пошатнулось», - говорит Аарон Бек
Настоящий успех и признание пришли к Беку к его 68-летию, в 1989 году. А в далеком 1954-м 33-летний доктор Аарон, только что ставший профессором психиатрии в Пенсильванском университете, испытывал большие сомнения в выборе профессионального метода. С одной стороны, он противился набиравшему обороты увлечению американских психологов хирургическими техниками (в том числе лоботомией), с другой - не спешил и специализировался в менее травматичном, зато гораздо более затяжном направлении - психоанализе, который в те годы переживал в США вторую волну популярности.
По большому счету ни один из этих вариантов Бека не устраивал. Но если от карьеры психохирурга он отказался сразу («Я даже думать об этом не мог без содрогания. Людей с банальной депрессией кололи до потери сознания, делали им электрошок, и в результате лоботомии они превращались в зомби»), то психоанализом он некоторое время занимался, пока полностью не разочаровался. «Великое заблуждение считать, будто корни психологических проблем необходимо искать в детских переживаниях,- писал Бек.- Намного важнее понимать, что происходит в настоящее время в жизни человека, как он воспринимает себя и окружающий мир, в каком ключе мыслит».
Постепенно, начав практику в качестве классического психоаналитика, Аарон Бек перешел на когнитивную психотерапию - собственную методику, основы которой стали складываться именно тогда. По сравнению с психоанализом, курс которого обычно длился пять-десять лет, сеансы его авторского направления (занимающие максимум 12 месяцев) выглядели невероятно скоростными. В одном из интервью Бек признался: «Отказавшись от консультирования по методу Фрейда, первое, что я ощутил,- это тревогу за свое материальное благополучие. Если бы я остался психоаналитиком, мне было бы достаточно иметь двух-трех постоянных клиентов, чтобы подписывать счета, не глядя на цифры. Когда же я начал практиковать когнитивную терапию, финансовое положение резко пошатнулось. Спустя десять сеансов клиенты говорили мне: „Доктор, спасибо! Я стал по-другому смотреть на жизнь, иначе думать о себе и окружающих. Я чувствую, что больше не нуждаюсь в вашей помощи, всего доброго, доктор!” И, довольные, уходили. А мои доходы таяли на глазах».
Правда, тревога Бека скоро развеялась. Когнитивная терапия, которая помогала людям в кратчайший срок проходить путь от депрессии до позитивного решения большинства проблем, сделала Бека настолько популярным, что за свое финансовое положение он мог больше не тревожиться. Метод начал стремительно распространяться, и в Америке начала 90-х посещать когнитивного психолога стало так же модно, как ходить на йогу.
Огромную поддержку Аарону Беку долгие годы оказывала и оказывает до сих пор его жена Филлис Уитмен. В будущем году эта доброжелательная и тихая пара отметит бриллиантовую свадьбу. У них четыре дочери, и младшая, Юдит, пошла по стопам отца. Сегодня именно она руководит Институтом Бека в Филадельфии (Beck Institute for Cognitive Therapy and Research by Philadelphia).
«Когда я только начинал практиковать, чувствовал себя коммивояжером, который продает некое универсальное средство, какой-нибудь змеиный жир,- вспоминает сегодня 88-летний Аарон Бек.- Приходилось расшаркиваться перед каждым клиентом, подробно объяснять суть метода, чтобы они не забывали давать мне рекомендации. Сегодня же моя дочь, сама прекрасный психолог, возглавляет институт имени меня. Это ли не доказательство того, что когнитивная терапия действительно меняет жизнь к лучшему?»
А. Бек, А. Раш, Б. Шо, Г. Эмери. Когнитивная терапия депрессии - рецензия
Автор статьи Кирилл Карпенко.
Центральным пунктом когнитивной психотерапии является положение о прямом влиянии мыслей на чувства и поведение человека. Например, человек, находящийся дома один вечером, услышал шум в соседней комнате. Если он подумает, что это грабители, то, возможно, испугается и позвонит в полицию. Если подумает, что кто-то забыл закрыть окно, то, возможно, рассердится на человека, оставившего окно открытым, и пойдёт закрывать окно. То есть мысль, оценивающая событие, определяет эмоции и поступки. То же относится к депрессивным пациентам. Человек может думать, что он ничтожество или что его никто не любит, и из-за этого испытывать депрессию. Если сделать его мысли более реалистичными и обоснованными, то самочувствие человека улучшается - депрессия проходит.
Аарон Бек и его соавторы разработали целый комплекс методик, направленных на коррекцию автоматических дисфункциональных мыслей депрессивных пациентов. Например, при работе с пациентами, склонными к самобичеванию или принятию на себя чрезмерной ответственности, используется техника реатрибуции. Суть техники в том, чтобы путём объективного анализа ситуации высветить все факторы, которые могли повлиять на исход событий.
Важнейшее значение в когнитивной терапии отводится домашним заданиям. Отдельные главы книги посвящены работе с суицидальными пациентами, групповой когнитивной психотерапии, поведенческим техникам, возможным техническим трудностям, применению антидепрессантов, работе с симптомами-мишенями. Книга написана хорошим языком, в ней приводятся многочисленные примеры использования техник.
Безусловным достоинством когнитивной психотерапии является её экономичность. В среднем курс терапии включает 15 сессий: 1-3 недели - по 2 сессии в неделю, 4-12 недели - одна сессия в неделю.
Когнитивная терапия также характеризуется высокой эффективностью. Её успешное применение приводит к меньшему количеству рецидивов депрессии, чем применение медикаментозной терапии.
Алла Борисовна Холмогорова называет Бека «Фрейдом второй половины XX века». Возможно, не все согласятся с тем, что Аарон Бек крупнейшая фигура в психотерапии после Зигмунда Фрейда, но бесспорно, что данная книга не случайно вышла в серии «Золотой фонд психотерапии». Рекомендуется к изучению всем специалистам, работающим с депрессивными пациентами.
.
Когнитивная терапия Аарона Бека
Когнитивная психотерапия (англ. Cognitive therapy) - одно из направлений современного когнитивно-бихевиорального направления в психотерапии. Создатель - Аарон Бек (1967). Суть направления в том, что все проблемы создаются негативным мышлением.
Все начинается с интерпретации человеком внешних событий, по схеме: внешние события (стимулы) → когнитивная система → интерпретация (мысли) → чувства или поведение.
«Человеческие мысли определяют его эмоции, эмоции обуславливают соответствующее поведение, а поведение в свою очередь формирует наше место в окружающем мире». «Дело не в том, что мир плох, а в том, как часто мы видим его таким». - А.Бек
Если интерпретации и внешние события сильно расходятся, это ведет к психической патологии.
А. Бек, наблюдая больных с невротической депрессией, обратил внимание на то, что в их переживаниях постоянно звучали темы поражения, безнадежности и неадекватности. Бек заключил, что депрессия развивается у людей, воспринимающих мир в трех негативных категориях:
1. негативный взгляд на настоящее: что бы ни происходило, депрессивный человек сосредоточивается на негативных сторонах, хотя жизнь и предоставляет некоторый опыт, который приносит удовольствие большинству людей;
2. безнадежность в отношении будущего: депрессивный пациент, рисуя будущее, видит в нем только мрачные события;
3. сниженное чувство собственного достоинства: депрессивный пациент видит себя несостоятельным, недостойным и беспомощным.Бек составил поведенческую терапевтическую программу, где используются самоконтроль, ролевая игра, моделирование, домашние задания и др.
Психотерапевтические взаимоотношения
Клиент и терапевт должны прийти к соглашению о том, над какой проблемой им предстоит работать. Именно решение проблем (!), а не изменение личностных характеристик или недостатков пациента. Терапевт должен быть очень эмпатийным, естественным, конгруэнтным (принципы, взятые из гуманистической психотерапии); не должно быть директивности. Принципы:
Психотерапевт и клиент сотрудничают при экспериментальной проверке ошибочного дезадаптивного мышления.
Сократический диалог как серия вопросов, имеющих следующие цели:
Прояснить или определить проблемы
Помочь в идентификации мыслей, образов, ощущений
Исследовать смысл событий для пациента
Оценить последствия сохранения неадаптивных мыслей и видов поведения.
Направленное познание: терапевт-гид поощряет пациентов обращаться к фактам, оценивать вероятность, собирать информацию и подвергать все это проверке.
Техники и методики когнитивной психотерапии
Когнитивная психотерапия в варианте Бека - это структурированное обучение, эксперимент, тренировки в ментальном и поведенческом планах, призванные помочь пациенту овладеть следующими операциями:
Обнаруживать свои негативные автоматические мысли
Находить связь между знаниями, аффектами и поведением
Находить факты «за» и «против» этих автоматических мыслей
Подыскивать более реалистичные интерпретации для них
Научить выявлять и изменять дезорганизующие убеждения, ведущие к искажению навыков и опыта.Конкретные методы выявления автоматических мыслей:
1. Эмпирическая проверка («эксперименты»). Способы:
Найти аргументы «за» и «против»
Построение эксперимента для проверки суждения
Терапевт обращается к своему опыту, к художественной и академической литературе, статистике
Терапевт уличает: указывает на логические ошибки и противоречия в суждениях пациента.2. Методика переоценки. Проверка вероятности действия альтернативных причин того или иного события.
3. Децентрация. При социофобии пациенты чувствуют себя в центре всеобщего внимания и страдают от этого. Здесь также необходима эмпирическая проверка этих автоматических мыслей.
4. Самовыражение. Депрессивные, тревожные и проч. пациенты часто думают, что их недомогание контролируется высшими уровнями сознания, постоянно наблюдая за собой, они понимают, что симптомы ни от чего не зависят, а приступы имеют начало и конец. Сознательное самонаблюдение.
5. Декатастрофикация. При тревожных расстройствах. Терапевт: «Давайте посмотрим, что было бы, если бы…», «Как долго вы будете испытывать подобные негативные ощущения?», «Что будет потом? Вы умрете? Мир разрушится? Это испортит вашу карьеру? Ваши близкие откажутся от вас?» и т. п. Пациент понимает, что всё имеет временные рамки и автоматическая мысль «этот ужас никогда не кончится» исчезает.
6. Целенаправленное повторение. Проигрывание желаемого поведения, многократное опробование различных позитивных инструкций на практике, что ведет к усилению самоэффективности.
7. Использование воображения. У тревожных пациентов преобладают не столько «автоматические мысли», сколько «навязчивые образы», то есть дезадаптирует скорее не мышление, а воображение (фантазия). Виды:
Методика прекращения: громкая команда «прекратить!» - негативный образ воображения разрушается.
Методика повторения: многократно ментально прокручиваем фантазийный образ - он обогащается реалистическими представлениями и более вероятными содержаниями.
Метафоры, притчи, стихи.
Модифицирующее воображение: пациент активно и постепенно меняет образ от негативного к более нейтральному и даже позитивному, тем самым, понимая возможности своего самосознания и сознательного контроля.
Позитивное воображение: положительный образ заменяет отрицательный и оказывает релаксирующее действие.
Конструктивное воображение (десензитизация): пациент ранжирует ожидаемое событие, что приводит к тому, что прогноз лишается своей глобальности.

Сегодня коррекция любых психологических проблем проводится при помощи самых разных методик. Одна из самых прогрессивных и действенных – когнитивно-поведенческая психотерапия (КПТ). Давайте разберёмся, как работает эта методика, в чём она заключается и в каких случаях наиболее эффективна.

Когнитивный подход исходит из предположения о том, что все психологические проблемы вызваны мыслями и убеждениями самого человека

Когнитивно-поведенческая психотерапия – направление, которое берёт начало в середине XX века и сегодня лишь с каждым днем усовершенствуется. Основа КПТ – мнение о том, что человеку свойственно допускать ошибки при прохождении жизненного пути. Именно поэтому любая информация может стать причиной тех или иных изменений в мыслительной или поведенческой деятельности человека. Ситуация рождает мысли, которые в свою очередь способствуют развитию определённых чувств, а те уже становятся основой поведения том или ином случае. Затем поведение порождает новую ситуацию и цикл повторяется.

Ярким примером может стать ситуация, в которой человек уверен в своей несостоятельности и бессилии. В каждой сложной ситуации он испытывает эти чувства, нервничает и отчаивается, и, как итог, пытается избежать принятия решения и не может реализовать свои желания. Часто причиной возникновения неврозов и других подобных проблем становится внутриличностный конфликт. Когнитивно-поведенческая психотерапия помогает определить первоначальный источник сложившейся ситуации, угнетённости и переживаний пациента, а затем и разрешить проблему. Человеку становится доступным навык изменения своего негативного поведения и стереотипа мышления, что положительно влияет и на эмоциональное состояние, и на физическое.

Внутриличностный конфликт — одна из частых причин возникновения психологических проблем

КПТ преследует сразу несколько целей:

  • купировать и навсегда избавиться от симптомов нервно-психического расстройства;
  • добиться минимальной вероятности повторного возникновения заболевания;
  • способствовать повышению результативности назначенных лекарственных препаратов;
  • устранить негативные и ошибочные стереотипы мышления и поведения, установки;
  • разрешить проблемы межличностного взаимодействия.

Когнитивно-поведенческая психотерапия эффективна при самых разных расстройствах и психологических проблемах. Но чаще всего она применяется в случае необходимости получения пациентом быстрой помощи и краткосрочного лечения.

Например, применяется КПТ при девиациях пищевого поведения, проблемах с наркотиками и алкоголем, неумением сдерживать и проживать эмоции, депрессиях, повышенной тревожности, различных фобиях и страхах.

Противопоказаниями к применению когнитивно-поведенческой психотерапии могут стать лишь тяжёлые психические отклонения, которые нуждаются в применении медикаментов и других регулирующих действиях, серьёзно угрожают жизни и здоровью пациента, а также его близким людям и окружающим.

Специалисты не могут точно сказать, с какого возраста применяется когнитивно-поведенческая психотерапия, так как в зависимости от ситуации и подобранных врачом методах работы с пациентом этот параметр будет различным. Тем не менее, при необходимости возможны такие сеансы и диагностика и в детском, и в подростковом возрасте.

Использование КПТ при тяжелых психических отклонениях неприемлемо, для этого применяются специальные препараты

Основными принципами когнитивно-поведенческой психотерапии считаются следующие факторы:

  1. Осознание человеком проблемы.
  2. Формирование альтернативного паттерна поступков и действий.
  3. Закрепление новых стереотипов мышления и апробирование их в повседневной жизни.

Важно помнить, что за результат такой терапии ответственны обе стороны: врач и пациент. Именно их слаженная работа позволит достигнуть максимального эффекта и значительно улучшить жизнь человека, вывести его на новый уровень.

Преимущества методики

Основным преимуществом когнитивно-поведенческой психотерапии можно считать видимый результат, отражающийся на всех сферах жизни пациента. Специалист выясняет, какие именно установки и мысли негативно влияют на чувства, эмоции и поведение человека, помогает критически воспринять их и проанализировать, а затем научиться заменять негативные стереотипы на позитивные.

На основе выработанных навыков у пациента создается новое мышление, которое корректирует ответную реакцию на конкретные ситуации и восприятие самим пациентом их, меняет поведение. Когнитивно-поведенческая терапия помогает избавиться от многих проблем, причиняющих дискомфорт и страдания самому человеку и его близким людям. Например, таким способом можно справиться с алкогольной и наркотической зависимостью, некоторыми фобиями, страхами, расстаться со стеснительностью и нерешительностью. Длительность курса чаще всего не очень длинная – около 3-4 месяцев. Иногда может потребоваться значительно больше времени, но в каждом конкретном случае этот вопрос решается в индивидуальном порядке.

Когнитивно-поведенческая терапия позволяет справиться с тревогами и страхами человека

Важно лишь помнить, что когнитивно-поведенческая терапия оказывает положительный эффект только в том случае, когда пациент сам решил измениться и готов довериться и работать со специалистом. В других ситуациях, а также в особенно тяжёлых психических заболеваниях, например, при шизофрении, эта методика не применяется.

Виды терапии

Методы когнитивно-повдеенческой психотерапии зависят от конкретной ситуации и проблемы пациента, преследуют определённую цель. Главное для специалиста – докопаться до истоков проблемы пациента, научить человека позитивному мышлению и способам поведения в подобном случае. Наиболее часто применяемыми методиками когнитивно-поведенческой психотерапии можно считать следующие:

  1. Когнитивная психотерапия, при которой человек испытывает неуверенность и страх, воспринимает жизнь как череду неудач. При этом специалист помогает выработать пациенту положительное отношение к себе, поможет принять себя со всеми недостатками, обрести силы и надежду.
  2. Реципрокная ингибиция. Все негативные эмоции и чувства при этом в ходе сеанса заменяются другими более позитивными. Поэтому они перестают так негативно воздействовать на поведение и жизнь человека. Например, страх и гнев замещаются расслаблением.
  3. Рационально-эмотивная психотерапия. При этом человеку специалист помогает осознать тот факт, что все мысли и поступки необходимо согласовать с жизненными реалиями. А неосуществимые мечты – путь к депрессиям и неврозам.
  4. Самоконтроль. При работе с этой методикой реакции и поведение человека в определённых ситуациях закрепляется. Такой способ действует при немотивированных вспышках агрессии и других неадекватных реакциях.
  5. Методика «Стоп-кран» и контроль тревожности. При этом человек сам говорит «Стоп» своим негативным мыслям и поступкам.
  6. Релаксация. Эта методика чаще применяется в комплексе с другими для полного расслабления пациента, создания доверительных отношений со специалистом, более продуктивной работы.
  7. Самоинструкции. Эта методика заключается в создании самим человеком себе ряда заданий и самостоятельного их решения в положительном ключе.
  8. Самонаблюдение. При этом может вестись дневник, который окажет помощь при отслеживании источника проблемы и негативных эмоций.
  9. Исследование и анализ угрожающих последствий. Человек при негативных мыслях меняет их на позитивные, исходя из ожидаемых результатов развития ситуации.
  10. Метод поиска преимуществ и недостатков. Пациент сам или в паре со специалистом анализирует ситуацию и свои эмоции в ней, разбирает все преимущества и недостатки, делает позитивные выводы либо ищет способы решения проблемы.
  11. Парадоксальная интенция. Эта методика разработана австрийским специалистом-психиатром Виктором Франклом и заключается в том, что пациенту предлагается проживать пугающую или проблемную ситуацию раз за разом в своих ощущениях и поступал наоборот. Например, если он боится уснуть, то врач советует и не пытаться это сделать, а как можно больше бодрствовать. При этом человек через некоторое время прекращает испытывать негативные эмоции, связанные со сном.

Некоторые из этих видов конгнитивно-поведенческой психотерапии могут проводиться самостоятельно или же выступать в роли «домашнего задания» после сеанса специалиста. А в работе с другими способами без помощи и присутствия врача не обойтись.

Самонаблюдение считается одним из видов когнитивно-поведенческой психотерапии

Техники когнитивно-поведенческой психотерапии

Техники когнитивно-поведенческой психотерапии могут быть разнообразными. Вот наиболее часто применяющиеся из них:

  • ведение дневника, куда пациент будет записывать свои мысли, эмоции и предшествующие им ситуации, а также все волнующее в течение дня;
  • рефрейминг, при котором путём задавания наводящих вопросов врач помогает изменить в положительную сторону стереотипы пациента;
  • примеры из литературы, когда врач рассказывает и приводит конкретные примеры литературных героев и их действия в сложившейся ситуации;
  • эмпирический путь, когда специалист предлагает человеку несколько способов опробовать в жизни те или иные решения и приводит его к позитивному мышлению;
  • смена ролей, когда человеку предлагается встать «по другую сторону баррикад» и почувствовать себя тем, с кем у него сложилась конфликтная ситуация;
  • вызванные эмоции, например, гнев, страх, смех;
  • позитивное воображение и анализ последствий того или иного выбора человека.

Психотерапия Аарона Бека

Аарон Бек – американский психотерапевт, который обследовал и наблюдал людей, страдающих от невротической депрессии, и сделал выводы, что депрессия и различные неврозы развиваются у таких людей:

  • имеющих негативный взгляд на всё происходящее в настоящем, даже если оно способно принести положительные эмоции;
  • имеющих чувство бессилия что-то изменить и безнадёжности, когда при воображении будущего человек рисует только негативные события;
  • страдающих от низкой самооценки и снижения чувства собственного достоинства.

Аарон Бек в своей терапии использовал самые разные методы. Все они были направлены на определение конкретной проблемы как со стороны специалиста, так и со стороны пациента, а затем искалось решение этих проблем без коррекции конкретных качеств человека.

Аарон Бек — выдающийся американский психотерапевт, создатель когнитивной психотерапии

При когнитивно-поведенческой психотерапии Бека расстройств личности и других проблем пациент и врач сотрудничают в экспериментальной проверке негативных суждений и стереотипов больного, а сам сеанс представляет собой серию вопросов и ответов на них. Каждый из вопросов направлен на продвижение пациента выяснить и осознать проблему, найти пути ее решения. Также человек начинает понимать, куда ведут его деструктивное поведение и мысленные посылы, вместе с врачом или самостоятельно собирает необходимую информацию и проверяет её на практике. Одним словом, когнитивно-поведенческая психотерапия по Аарону Беку – это тренировка или структурированное обучение, позволяющее вовремя обнаружить негативные мысли, найти все «за» и «против», изменить шаблон поведения на тот, который даст положительные результаты.

Что происходит во время сеанса

Огромное значение в результатах терапии имеет выбор подходящего специалиста. У врача должен быть диплом и разрешающие деятельность документы. Затем между двумя сторонами заключается контракт, в котором прописываются все основные моменты, включая подробности прохождения сеансов, их длительность и количество, условия и время встреч.

Сеанс терапии должен проводиться лицензированным специалистом

Также в этом документе прописываются основные цели когнитивно-поведенческой терапии, по возможности желаемый результат. Сам курс терапии может быть краткосрочным (15 сеансов по часу) или же более продолжительный (более 40 сеансов по часу). После окончания диагностики и знакомства с пациентом врач составляет индивидуальный план работы с ним и сроки проведения консультативных встреч.

Как видите, основной задачей специалиста в когнитивно-поведенческом направлении психотерапии считается не только наблюдение за пациентом, выяснение истоков проблемы, но и разъяснение своего мнения на сложившуюся ситуацию самому человеку, помощь ему в осознании и построении новых мысленных и поведенческих стереотипов. Для увеличения эффекта от такой психотерапии и закрепления результата врач может давать пациенту специальные упражнения и «домашние задания», использовать различные методики, которые смогут помочь больному в дальнейшем действовать и развиваться в позитивном направлении самостоятельно.

«Stop it and give yourself a chance.» Аарон Бек

Факт № 1

Аарон Бек родился 18 июля 1921 года — и на сегодняшний день ему 94 года. Очень почтенный возраст!

Факт № 2

И несмотря на почтенный возраст, он до сих пор принимает активное участие в научной работе.

Как он говорит, практически все его ровесники, с кем он учился (те, кто еще жив), давным-давно перестали работать. «Но это не то, о чем я думаю. Я не думаю о моем возрасте, о моей истории, о том, что я сделал или что не сделал. Я смотрю только вперед: очень многое еще предстоит сделать.»

Факт № 3

Его родители — эмигранты из тогдашней Российской империи, а конкретно из городов Проскуров (ныне Хмельницкий) и Любеч — оба города расположены на территории современной Украины.

Факт № 4

Профессор Бек как-то сказал, что он вырос у любящих и заботливых родителей, и это было проблемой, когда он проходил курс собственного психоанализа: потому что он не мог рассказать своему психоаналитику ни о каком недовольстве или застарелых обидах на своих родителей:))

Факт № 5

В детстве он пережил серьезное заболевание: после перелома руки развился сепсис (заражение крови, тяжелое состояние), но Аарон чудом выжил. После этого несчастного случая, у него появился сильнейший страх перед любой хирургией или травмой. При малейшем намеке на травму или необходимость хирургического вмешательства, он сразу же падал в обморок от страха.

Как он сам говорил, одним из его самых больших желаний было преодолеть эту фобию. И он сделал это, по сути, с помощью метода десенситизации (десенсибилизации; или постепенного привыкания к страшным стимулам и снижения реакции со временем).

Как он добился результата: во время обучения в медицинской школе, ему часто приходилось посещать операционную. Разумеется, ему становилось плохо, но он все равно упрямо шел туда. Вот так, со временем, и преодолел свои страхи. С тех пор мы знаем об этом методе и применяем его ()

Факт № 6

Профессор Бек закончил Брауновский университет (Род-Айленд, США), где изучал английский язык и политику. А потом поступил в медицинскую школу Йеля, где изучал психоанализ. После обучения, он несколько лет практиковал психоанализ, однако, разочаровался в нем: Аарону Беку не хватало в психоанализе научной четкости, структуры и доказательств.

Что делать, если тебе не нравится психоанализ? Конечно, придумай свой психоанализ! И он придумал: когнитивную психотерапию.

Факт № 7

Поначалу применение своего нового авторского метода сильно ударило по его кошельку: потому что, в отличие от классического психоанализа, длящегося годами и десятилетиями, когнитивная психотерапия оказалась супер-скоростной. Буквально через несколько сеансов люди говорили ему: спасибо до свидания, вы нам здорово помогли, дорогой профессор Бек. И тогда ему пришлось искать работу на полное рабочее время:)

Факт № 8

У него огромная коллекция галстуков-бабочек: красные, черные, зеленые, коричневые, белые, в полосочку, в точечку, разноцветные и даже розовые.

Факт № 9

Как обычно это бывает у психологов, у профессора Бека тоже были отдельные особые интересы: это , суицид, некоторые психопатологические состояния и .

Факт № 10

Иногда говорят, что его мать страдала затяжной депрессией, поэтому, мол, он и выбрал депрессию как свой профессиональный интерес, но он сам утверждает, что у мамы, конечно, бывали перепады настроения, но депрессией он заинтересовался по сугубо практическим причинам — в то время, когда он начинал, было очень много депрессивных пациентов. Однако, как он говорит, если бы ему пришлось выбирать еще раз, он бы выбрал и фобии, потому что в его жизни был большой личный опыт борьбы с ними.

Факт № 11

В противовес распространенной в то время психоаналитической концепции происхождения депрессии, Бек обнаружил, что у депрессивных пациентов есть одна общая характеристика: относительно самих себя, а также негативное предсказание относительно своего будущего.

Факт № 12

Бек также обнаружил, что если научить пациентов объективному взгляду на ситуации, ощущения и чувства (вместо некорректного необъективного взгляда, который у них был), а также изменить их негативные ожидания, то у пациентов наблюдается значительное переключение в мышлении. Что тут же отражается на их поведении и эмоциях.

Факт № 13

Ещё один важный принцип, который следовал из открытия Бека, заключался в том, что пациенты могут принимать на себя активную роль в психотерапии самих себя. Они могут сами сделать свое дисфункциональное мышление нормальным и получать от этого облегчение.

Факт № 14

Аарон Бек разработал более десятка полезных и работающих вопросников и шкал, среди них, например,

1. Bloch S. A pioneer in psychotherapy research: Aaron Beck. Australian and New Zealand Journal of Psychiatry 2004; 38:855–867
2. Aaron Beck: Biography
3. Beck Institute : Beck founded, Beck led.
4. Annual Reviews Conversations: A conversation with Aaron T.Beck. 2012

Cognitive Therapy:

Basics and Beyond

Judith S. Beck, Ph.D.

Foreword by Aaron T. Beck, M.D.

THE GUILFORD PRESS

Когнитивная терапия

Полное руководство

Джудит Бек, д-р философии

Предисловие Аарона Бека, д-ра медицины

Москва Санкт-Петербург Киев

Издательский дом "Вильямс"

Зав. редакцией Н.М. Макарова

Перевод с английского и редакция Е.Л. Черненко

Научный консультант канд. психол. наук Э.В. Крайников

По общим вопросам обращайтесь в Издательский дом "Вильямс"

по адресам:

Http://www.williamspublishing.com

115419, Москва, а/я 783; 03150, Киев, а/я 152

Бек, Джудит С.

Б42 Когнитивная терапия: полное руководство: Пер. с англ. - М.: ООО "И.Д. Вильямс", 2006. - 400 с.: ил. - Парал. тит. англ.

ISBN 5-8459-1053-6 (рус.)

Книга Когнитивная терапия: полное руководство представляет собой итог многолетней исследовательской и клинической практики автора. В этом полном руководстве рассматриваются основные концепции когнитивной психотерапии и показания к ее проведению. Излагаются основные методы терапевтического процесса, определяется их место в коррекции различных когнитивных искажений пациентов и лечении психологических расстройств. Приводятся теоретическое обоснование и пошаговое описание отдельных техник когнитивной терапии. Книга богато иллюстрирована клиническими примерами. Отдельная глава посвящена роли личности психотерапевта в практике психотерапии. Когнитивная терапия адресована психологам и психотерапевтам, придерживающимся когнитивно - поведенческой традиции, специалистам других направлений, стремящимся расширить границы профессионального знания, учащимся психологических факультетов высших учебных заведений.

ББК (Ю) 88.4

Все права защищены. Никакая часть настоящего издания ни в каких целях не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, будь то электронные или механические, включая фотокопирование и запись на магнитный носитель, если на это нет письменного разрешения издательства Guilford Publications, Inc..

All rights reserved. No part of this book may be reproduced, stored in retrieval system, or transmitted, in any form or by any means, electronic, mechanical, photocopying, microfilming, recording, or otherwise, without written permission from the publisher.

Russian language edition published by Williams Publishing House according to the Agreement with R&I Enterprises International, Copyright © 2006.

Authorized translation from English language edition published by Guilford Publications, Inc., Copyright

ISBN 5-8459-1053-6 (pyc.) © Издательский дои «Вильямс», 2006

ISBN 0-8986-2847-4 (англ.) © The Guilford Press, 1995

_________________________________________________________

Глава 1. Введение 19

Глава 2. Когнитивная концептуализация 33

Глава 3. Структура первой терапевтической сессии 47

Глава 4. Вторая и последующие сессии: структурирование

и формат 69

Глава 5. Трудности в структурировании терапевтической сессии 87

Глава 6. Выявление автоматических мыслей 101

Глава 7. Выявление эмоций 121

Глава 8. Оценивание автоматических мыслей 133

Глава 9. Ответы на автоматические мысли 155

Глава 10. Выявление и изменение промежуточных убеждений 169

Глава 11. Глубинные убеждения 201

Глава 12. Дополнительные когнитивные и поведенческие техники 231

Глава 13. Образные представления 271

Глава 14. Домашнее задание 293

Глава 15. Завершение терапии и профилактика рецидива 319

Глава 16. Составление плана лечения 335

Глава 17. Трудности терапии 355

Глава 18. Профессиональный рост когнитивного терапевта 371

Приложение А. Рабочий бланк терапевтического случая 375

(и терапевтов) 383

Приложение Г. Информация для когнитивных терапевтов 384

Библиография 386

Предметный указатель 393

Предисловие 13

Вступление 17

Глава 1 . Введение 19

Развитие когнитивного терапевта 29

Как пользоваться этой книгой 29

Глава 2. Когнитивная концептуализация 33

Когнитивная модель 34

Убеждения 35

Отношения, правила и предположения 36

Взаимосвязь поведения и автоматических мыслей 37

Пример случая 39

Глава 3. Структура первой терапевтической сессии 47

Цели и структура первой терапевтической сессии 48

Определение повестки дня 50

Оценка настроения 52

Знакомство с жалобами пациента, выявление его текущих проблем

и определение целей терапии 53

Обучение пациента когнитивной модели 56

Ожидания от терапии 59