Палиндромы в русском языке для детей предложения. Палиндромы

Издревле людей привлекало все волшебное, необъяснимое. Завораживало отражение предметов в зеркале, привлекала симметричность, которая часто проявляется в природе. С возникновением письменности появилась новая стезя для больших и маленьких открытий - завораживающая симметрия цифр, букв и знаков. Первоначально этому явлению придавался сакральный смысл. Некоторые люди старались давать своим детям имена, которые читались одинаково с обеих сторон: Алла, Анна, Лол, Нафан - считалось, что это приносит счастье. Древние славянские руны записывались по кругу или в виде их можно было прочитать с любой буквы и это придавало им особое, магическое значение. Буквосочетания, числа, знаки, слова, которые можно было прочитать в нескольких направлениях, люди договорились называть палиндромами.

Вербальные палиндромы

Палиндром (от греч. - "бегущий обратно") - это слова, тексты или некие словесные построения, которые одинаково (или с некоторыми допустимыми отклонениями) читаются по буквам с обеих сторон. Слова-перевертыши довольно часто встречаются в русском языке. Чаще всего это существительные, несущие в себе серьезную семантическую нагрузку: поп, казак, радар, комок, топот, наган и т. д. Такая же картина наблюдается и в других языках - китайском, удмуртском, татарском, испанском, немецком, французском. Из палиндромов создаются литературные произведения: стихи, поэмы, даже романы.

Прямоход и ракоход

Прямым текстом палиндрома называется такой, который читается в соответствии нормальным для данной письменности порядком чтения. Во всех видах латинского и кириллического письма направление слева направо именуется прямоходом, а обратный, справа налево - реверсом, или ракоходом. В XVII-XVIII веках в России фразы и слова-перевертыши назывались "рачьими стихами" и чаще всего носили шуточный характер. Позже в русской языковедческой практике палиндром стал именоваться перевертнем (по В. Хлебникову), однако при строгом рассмотрении эти словесные построения все-таки различаются. Синонимами термина "палиндром" также являются понятия "амфирифма" (В. Рыбинский) и "саморифма" (С. Кирсанов). Всем известен палиндром-афоризм Валерия Брюсова: "Я - арка края".

Монопалиндром и многострочный палиндром

Палиндромы записывают прозой или в форме стиха, т. е. разбивают на строки. Фразы-перевертыши ни стихом, ни прозой не являются, их можно отнести к афоризмам: "Муза, ранясь шилом опыта, ты помолишься на разум".

Иногда слово-палиндром употребляется в заглавии литературного произведения. Например, книга стихов А. Вознесенского получила название "Аксиома самопоиска", а повесть В. Набирковой - "Ад как Да аД как дА". Если палиндром разбивается на строки, то подобное стихотворение может иметь форму монопалиндрома, то есть структуры, которая читается туда и обратно не построчно, а с конца до самого начала.

  • Ной и вера - шанс у Сиона
    Но Иисус на шаре - Вийон. (Дмитрий Авалиани.)

Бывают многострочные палиндромы, у которых каждая строка - перевертыш:

  • Ад - жажда!
    Ад - жар, вражда!
    Ад гонит иногда. (Владимир Гершуни.)

Такое стихотворение является перевертнем в самом строгом понимании этого термина.

Ось палиндрома

Некоторые исследователи классифицируют палиндромы по степени сложности. Для этого в практику изучения ввели понятие "палиндромическая ось" или "ось перевертня". Это воображаемая линия, которая проходит по буквам или между ними и делит текст-палиндром на две части так, чтобы буквы одной части являлись своеобразным реверсом другой его части. Например, слово-палиндром "Атаказаката", придуманное В. Брюсовым, имеет осевую букву "з". В строке Велимира Хлебникова "Сетуй, утес" ось перевертня проходит по букве "й". Исследователи считают, что введение в обиход зрительного понятия "ось" доказывает, что палиндромы - особые произведения словесно-изобразительного искусства.

Точные и неточные палиндромы

Точный палиндром читается в обе стороны абсолютно одинаково. К таким относится, например, слово-палиндром "казак" или фраза Ладыгина Николая "Мат и тут и там". Самая высокая степень точности предполагает, что в обратном чтении сохраняется не только полная буквенная идентичность, но и места пробелов между словами. Строгий стиль палиндромического построения допускает некоторые вольности. Так, возможны несовпадения пробелов, прописных и заглавных букв и неразличение на письме "ё" и "е".

В палиндромах, написанных вольным стилем, допускаются неточности ракохода, переносы слов и однобуквенные строки. Могут опускаться знаки мягкости и твердости (Ъ, Ь), буквы "Й", "Щ" заменяться на "И", "Ш". Возможны удвоения букв. Существуют и звуковые палиндромы, в которых учитывается только произношение. В них не различаются "О" и "Ё" после шипящих, "О" и "А" под ударением и без. Таким является афоризм Григорьева Виктора Петровича: "Сам дошел и доведи лошадь масс". Бывают буквенно-цифровые палиндромы, в которых цифра "0" совпадает с буквой "О", "3" = "З", а "4" = "Ч".

Лексический коэффициент (ЛК)

Термин "лексический коэффициент" в применении к палиндромам ввел А. Д. Эрлих. Он является показателем новаторства и уникальности палиндромного образования. Коэффициент Эрлиха - это отношение общего количества букв в словесном построении к числу слов в нем. При подсчете не учитываются однобуквенные слова: предлоги "в", и "с", союзы "и", "а" и так далее. Таким образом, по своим эстетическим качествам палиндром В. Рыбинского (ЛК-5,6) "Водоход доходов неведом моде вен" выше, чем двустишье Павла Нагорских (ЛК-3,4) "Лит ум да лик и лад мутил // Мат, их носи и сон хитам…"

Невербальные палиндромы

В широком смысле палиндром может иметь и невербальную форму. Например, встречаются палиндромы-числа, которые с конца читаются так же, как и сначала. В математике существует операция "перевернуть и сложить", суть которой заключается в том, что складывая исходное десятичное число с его перевернутой копией вы можете получить палиндром: 56 + 65 = 121; 521 + 125 = 646. Палиндромы-числа обладают особой магией, разгадать которую стремятся некоторые ученые-математики.

"Перевертыши" наблюдаются биологами в структурах нуклеиновых кислот: общее число палиндромов в человеческом геноме достигает 1 млн. В музыке встречаются произведения, которые можно играть бесконечно. Примерами таких пьес являются "Путь мира" Мошельса, "Застольная мелодия для двоих" Амадея Моцарта. Сначала произведение играется в обычном порядке, затем ноты переворачиваются, но музыка от этого не меняется, и где верх, а где низ в нотной записи этой композиции определить невозможно. Палиндромические парадоксы привлекают людей самых разных отраслей знаний, и открытия в этой области всегда удивительны и непредсказуемы.

Палиндромы в истории

Палиндромы появились очень давно. Самый древний из сохранившихся перевертышей написан на латыни и датирован 4-м в. н. э. Это предложение Sator Arepo tenet opera rotas, что в переводе означает: "Сеятель Арепо с трудом держит колёса". Интересно, что записывалась эта фраза в квадратной форме:

  • S A T O R
    A R E P O
    T E N E T
    O P E R A
    R O T A S.

Древний палиндром читается четырьмя разными способами: по горизонтали и вертикали, направо и налево. Древние наделяли квадрат магическими свойствами. Считалось, что волшебные слова могут защитить от недугов и болезней, а также от злых духов. В Древнем Риме квадраты с этой загадочной фразой вырубались на стенах дворцов и храмов. В средние века палиндром изображался на стенах христианских церквей.

В древнем Китае также были образцы палиндромического стихосложения. Многие исследователи отмечают, что предложения-палиндромы наделялись заговорно-молитвенными свойствами, а затем использовались в качестве заклятий. Например, "оборачиваемую" фразу "УВЕДИ У ВОРА КОРОВУ И ДЕВУ" произносили для того, чтобы восторжествовала справедливость. Народные пословицы тоже иногда имели палиндромическое построение "Аки лев и та мати велика". палиндром употребляли скоморохи для привлечения зрителей во время своих выступлений: "На в лоб, болван!"

Русские палиндромы

Существует мнение, что в русском языке сложно создавать палиндромы. Мол, ничего интересного не получается. Однако если поискать, то и в родном языке найдутся слова-перевертыши, а иногда и целые предложения. Многим известны палиндромичные фамилии, имена, слова из текстов или речи, например: Анна, Тит, Нафан, Алла, Аза, Тот, Аникина, Анизина, Кутук, Водоходов, Нилин, Низин, Волов, Кувук, Волоколоколов, Анеена, Анина, Гог, Юю, Нитин, Нивин, Никин, Анисина, Анилёлина, Анилилина и так далее. Существует также множество простых слов и союзов: тут, или, доход, коток (кот), колок, шалаш, топот, довод, потоп, казак, кабак, кок, око, еле-еле, ещё-ещё и тому подобное. Таким образом, и в русском языке встречаются палиндромы. Примеры предложений и фраз:

  • Аргентина манит негра.
  • Около Миши молоко.
  • Умер, и мир ему.
  • Лезу на санузел.
  • У дуба буду.
  • Морда казака за кадром.
  • "Пустите!" - Летит супу миска Максиму. - "Пустите, летит суп!"

Палиндромы для детей

Фразы и слова, читаемые в обоих направлениях, обязательно заинтересуют ребят. Они обязательно оценят волшебство, которое таят в себе палиндромы. Примеры для детей:

  • На доме чемодан.
  • Он ест сено.
  • Лёша на полке клопа нашёл.
  • Коту тащат уток.
  • Ешь немытого ты меньше!

Можно поиграть с ребятами в игру "Придумай свои палиндромы". Это довольно просто. Попробуйте взять простое слово "Аз" и добавить к нему букву "А". Получится простое слово-палиндром "Аза". Потом добавить еще раз буквы "за" получится "Аза-за". Если бесчисленное количество раз повторять "-за" , то палиндром станет бесконечным "Аза-за, -за, -за...-за". Можно усложнить задачу. Например, можно обратить внимание на слово "Удав". Если прочитать наоборот получится "в Аду". Вот и родился палиндром: "Удав в Аду". Подобные занятия тренируют память, стимулируют области мозга, которые отвечают за распознавание букв и составление слов из них. У ребят развивается нестандартное мышление, которое очень пригодится им в жизни. Слова-перевертыши для детей - это знакомство с возможностями родного языка в игровой форме.

Современные эксперименты

Авторские палиндромы появились в XVII веке, во время возникновения силлабической поэзии. В русском языке до ХХ века наиболее известными являются палиндромы-фразы Романовича: "Я иду с мечем судия", "Я разуму уму заря". В ХХ веке различные эксперименты в области стихосложения привели к возникновению интересных палиндроматических форм. Русские поэты В. Брюсов и В. Хлебников старались привнести в палиндромы эстетическое начало. В середине прошлого века А. Вознесенский пытался соединить палиндромическую технику с визуальностью.

Современными палиндромистами являются Д. Авалиани, В. Гершуни, Б. Гольдштейн, А. Бубнов, Г. Лукомников. В последние годы поэты стремятся соединить в палиндромах элементы сращивания слов и зауми (отказ от элементов естественного языка), что придает текстам своеобразное интонирование (С. Бирюков, С. Сигей).

В разных языках по-разному изучают палиндромы. Создаются неологизмы, проводятся необычные по форме и содержанию эксперименты. Самое длинное употребляемов в повседневной речи слово - палиндром saippuakauppias, что в переводе с финского языка означает "продавец мыла". В нашей родной речи можно создавать оригинальные палиндромные построения - это занятие будет полезно и детям, и взрослым. Дерзайте, и у вас все получится!

Палиндромы - это слова и целые фразы, которые можно читать как слева направо, так и справа налево и при прочтении получится то же самое. Палиндромы есть практически во всех языках мира (пожалуй, кроме китайского), хотя бы потому, что есть элементарные палиндромы – имена людей, состоящие всего из 3-х букв, например, Боб.
Палиндромы посложнее, состоящие из нескольких слов встречаются уже далеко не во всех языках мира. Однако палиндромы на все буквы алфавита, такие длинные, и вообще ТАКОЕ их разнообразие есть ТОЛЬКО в русском языке.

Палиндромы из иностранных языков:
Bob
Nigro or gin?
Dogma: I am God (англ. догма: я - Бог)
Madam, I"m Adam. (англ. Мадам, я Адам)
Animal as Salamina.
Gabler Ruby — burrel bag.
Standart - smallest, sell Amstrad nats.
Zoo belt to be Russia, is sure bottle booz.
Evil fit some kill like me, kill like most, if live.
Do me?.. Kill I victim? Must summit civil like mod.

испанский язык: Anita lava la tina (Анита моет корыто)
финский язык: saippuakauppias (продавец мыла)
немецкий язык: Reit nie tot ein Tier (Никогда не гони животное до смерти)
латинский язык: Sum summus mus (Я - сильнейшая мышь)
турецкий язык: Anastas kazak satsana (Анастас, продай свитер)
эсперанто: Ora trovo: vortaro (Золотая находка: словарь)

Палиндромы на русском языке:
Кок
Дед
Кабак
Шалаш
В резерв!
Амур ума
Ужо рожу
Я ем змея
И дев веди
Театр тает
Утоп в поту
Город дорог
Медея! Едем!
Цепок скопец
Он же нежно!
Терпит и прет
Рембо обмер
Олудили дуло
Тя, Дуся, судят
И лапу щупали
Тюлень не лют
Голорук уролог
Не рад: одарен
Я думаю, а мудя...
Не сапог опасен
А мокра саркома
Уверен и не реву
Я с ужаса сажуся
Мастер жрет сам
Утроба - аборту
Я б если бил себя
Я спился, я слипся
Я не стар брат Сеня
Цена Тани на танец?
То нелепо сопел енот
Жук актер врет как уж
Оголи жопу пожилого
Ужас самки к массажу
Веер веял для евреев
Голо и босо - биолог
Зело лемур умело лез
Морг у базы, за бугром
А взял и заразил, язва!
Я уж ревел, клевер жуя
Аргентина манит негра
Ерхов рвал лавр в охре
А как утро - во рту кака
Дело логики - гололед
Диван незаразен на вид
Огонь - лоб у больного
Лакал пиво Иов и плакал
А к яблоне фенол - бяка
Давала попу. Попала в ад
Я супермен - ем репу-с я
Но тел белок колеблет он
На баклажан нажал кабан
Он не вор, кто откровенно
Яиц нет - опала потенция
Мог оратор о ворота рогом
Хер оторван. На в рот орех
Лида, ланцет отец наладил
Он во геологии голое говно
Рота, Иванов, - он авиатор
Ого, родео! Ню юное дорого
На вид ангел, а лег на диван
Модно - купите типу кондом
О, там холера, харе лохмато...
Тузам - анализ ила на мазут
Не зело пурген негру полезен
Несу кваса - у папуаса вкусен
Тираж? Но Мила лимон жарит!
Рожа хуем у Вас, а в уме ухажор.
Теу Рик о лбы доводы блокирует.
Теу Рик алкаш и шишак лакирует.
Но не дам органа - громаден он
О, гутен морген, а негром не туго?
Адвокат - вор он: норов таков, да
Мина. Зад намок и команда за ним
Не лезь - зелен. Не зело полезен
Эх, на уху бы рыбу бы, рыбу Хуанхэ!
Жадна баба, жалела, жаба, бандаж
Гром в молебен - в небелом в морг
О, духи, от уборки микробу-то и худо
Ила попил. После сел. Сопли попали
Урод намок - лавры рвал командору.
То иди, то не иди... Сиди, енот. Идиот!
О, Верди ли пели, или и лепили древо?
Икар удобен в аду. Куда в небо, дураки?
"Вене дело лепишь?" - шипел оледенев.
Али зараз бацилла в овал лица заразила?
Не жив. До пола муди. Иду, малоподвижен
Але, Адгам! Акоп Юлю лапал, пока Магда ела
Я им - их манеж. Отчим, и что же нам? Химия.
Тип откусил нос собаки Бобика. Босс, он ли сук топит?
Она и Петр. Офицеру гони тетин огурец и фортепиано.
Вот семь лет и бюллетенит в тине тел любитель местов
Я игрок - о! Сорбеина лежала. Желание. Бросок. Оргия
Тело. Тревога. Лбам одиноко: кони, дома... Благо, вертолет.
И таз болит, и то... Да ну!- Перси с репу, надо тити лобзати
А ты б, о горе-сударь, ты б азбуку б забыть рад у серого быта!
Удар! То Вейсмана или Моргана громили - а нам сие в отраду!
Не отстоен он, нет, а храбр, добр, бодр, бархатен, но не отстоен
А не Лена видана на диване ли? И Лена видана на диване, Лена!
Зело полз Антипарх то вино пить - тип он и вот храпит - на зло полез
Марс близ Овна. На базар генерал в ларе негра за банан возил б. Срам!
Тер жен, а нес токмо радение о бодром мордобое, и недаром кот сена не жрет.
Карман, жена, но Какашкин - вор! О, Ковалева... Вела во коровник. Ша! Как она нежна! рак...
Али дума да кручина, так и лежу я, ем сено, да на брегу Оби молоко колом, ибо у Герба надо не смея: "Ужели Катани, чурка, дам удил, а??"

Палиндромы на все буквы алфавита:

А в Енисее - синева...
А вода течет адова...
А врет, стерва!
А луна канула...
Аргентина манит негра.
А роза упала на лапу Азора.
Ах, у маршала шрам уха.

Барин и раб.
Бел хлеб.

В аду зло полз удав.
Ведите, дети, дев.
Водила вниз инвалидов.
Во параша, Шарапов!
Вор около коров.
Вот сила типа капиталистов.

Гамбург. Груб маг.
Голод долог.
Гори, пирог!
Город массам дорог.

Да, искать такси - ад!
Дар гони, виноград!
Дев демон, но медведь.
Доклад дал код.
Дорога за город.
Дорог огород.

Ел барана Рабле.
Ел сопли, пил после.
Ереван - на вере.
Ешь немытого - ты меньше.

Жара. Гараж.
Жарит тираж.

Заждались. Сила - джаз!
Закопан напоказ.
Зона заноз.

И волю лови.
Изредка так дерзи.
Икар и раки.
Или рубили, или бурили...
Или липу пилили?
Или так сани нас катили?
И любит Сева вестибюли.
И Максим с мисками.
И масоны носами...

Йог, а нагой.

Кабан упал - и лапу набок.
Камень - не мак.
Кинь лед зебре, бобер-бездельник.
Кирилл - лирик.
Кит - на море романтик.
Ковал поп поплавок.
Коза ждала бал и лабала джазок.
Корысти ради дарит сырок.
Коттедж ждет ток.
Кот учен, но не чуток.

Лазер зарю разрезал.
Лазер звонко окно взрезал.
Лапоть топал.
Лев кота на ток вел.
Лёву дед увёл.
Лег на храм архангел.
Лезу на санузел.
Ленин Нин ел.
Лёша на полке клопа нашёл.
Лилипут сома на мосту пилил.
Лимон, но мил.
Лом о смокинги гни, комсомол!

Мастер врет сам.
Мастер жрет сам.
Мат и тут и там.
Матушку к шутам!
Милан и налим.
Миргороду дорог Рим.
Молебен о коне белом.
Молим о милом.
Мороз узором...

На вас саван!
На вид ангел, а лег на диван.
На в лоб, болван!
Нагло Бог оболган.
На доме чемодан.
Нажал кабан на баклажан.
Нам сила - талисман.
Намутили туман.
Негру - пурген.
Не чумаз, а замучен.

Ого! Вижу живого!
Ого, замучили чумазого!
Огонь –
Он в аду давно.
О, неси сено!

Палиндром - и ни морд ни лап!
Перечь, череп!
Пусто. Вот суп.

Рагу - у бар, а рабу - угар.
Ревел клевер.
Репу поп упер.
Ретив свитер.
Рос ум, как мусор.

Сенсация! Поп яйца снес!
Сирень - не рис.
Соло-голос.

Танец ему меценат.
Таракана - на карат.
Тарту дорог как город утрат.
Театр тает.
Теребили берет.
Торт с кофе - не фокстрот.

Уведи у вора корову и деву.
Уверен и не реву.
Угоним цирком мокриц миногу.
Удавы рвали лавры в аду.
Уму - опыты по уму.
Урки ели филе, икру.

Хана - мрак в карманах.
Хил он, худ, но дух лих.

Цемент - немец.
Цена: танец.

Чар врач.
Чар грач.

Шанс наш.
Шёлк клёш.

Щелка. Клещ.

Юна ню.
Юного догоню!

Я Апокалипсис испила, копая.
Я вижу, живя.
Я ем змея.
Я и не жив до движения.
Я их рана - анархия.
Яиц нет - о, потенция!
Я не жду ссуд, Женя.
Я не мил, и не женили меня.
Я нем: лимузин изумил меня.
Я пел, марки к икрам лепя.
Я рад, даря.
Я следом оделся.
Я солю лося.

Суперпалиндром - это состоящий из M (где M=NхN) букв отрывок текста, при расположении которого в квадратную таблицу размера NхN совпадает последовательность букв при прочтении следующими 4 способами:

1) по строкам слева направо и сверху вниз;
2) по столбцам сверху вниз и слева направо;
3) по строкам справа налево и снизу вверх;
4) по строкам снизу вверх и справа налево.

Классическим и самым простым суперпалиндромом 3х3 считается «Мир или Рим»:

М И Р
И Л И
Р И М

Суперпалиндром 4х4 есть также практически в любом языке мира, потому что он состоит из личных имен:

Нора. Омар. Рамо. Арон.
Н О Р А N O R A
О М А Р O M A R
Р А М О R A M O
А Р О Н A R O N

Но вот такое множество суперпалиндромов 5х5 и тем более суперпалиндром 7х7 встречается ТОЛЬКО в русском языке.

Суперпалиндромы:

Гене - денег.
Г Е Н
Е Д Е
Н Е Г

Кира. Икар. Раки. Арик.
К И Р А
И К А Р
Р А К И
А Р И К

Удав дeда, а дeд в аду
У Д А В
Д E Д А
А Д E Д
В А Д У

Ужели желал, ел, алел? А, лежи! - Лежу.
У Ж Е Л И
Ж Е Л А Л
Е Л А Л Е
Л А Л Е Ж
И Л Е Ж У

Лево пел, а повара в опале повел
Л Е В О П
Е Л А П О
В А Р А В
О П А Л Е
П О В Е Л

Цена тела банан, а на бале - танец
Ц Е Н А Т.
Е Л А Б А
Н А Н А Н
А Б А Л Е
Т А Н Е Ц

Он колот, но и липок, и лепил Оле Дело ли?
- Пел, и копил и он толокно.
О Н К О Л О Т
Н О И Л И П О
К И Л Е П И Л
О Л Е Д Е Л О
Л И П Е Л И К
О П И Л И О Н
Т О Л О К Н О

» Татьяны Бонч-Осмоловской, (http://www.palindromy.pl/palindromes_ru.htm), в той части, которая относится к палиндромам.

Палиндром , от греческогоpalindromos – движущийся назад, традиционно понимается как слово, которое одинаково читается как слева направо, так и справа налево.

Палиндромами называют слова, предложения, стихи или иные произведения, которые читаются одинаково как с начала, так и с конца (имеют симметричный порядок букв). По договоренности, на разделительные знаки типа запятых, точек, тире и т.д. требование прямой и обратной симметрии не накладывается.

Название „палиндром” имеет греческие корни: „палин” – „возвращаться” и „дромос” – „дорога”. Этот термин вошел во многие языки – в английский, французский, немецкий как „palindrome”, в испанский и итальянский – как „palindromо”, то же название принялось в русском языке. Исключением является латынь, где палиндром пишется как „versus recurrentes” . Конец цитаты.

А вот что говорится о палиндроме в «Большом энциклопедическом словаре эзотерики».

Сайт: www.youryoga.org

ПАЛИНДРОМ – или Перевертень, текст, одинаково читающийся от начала к концу и от конца к началу; древний прием магических заклинаний, который в настоящее время сохранился в поэзии. (Вот пример классического старинного палиндрома: S А Т O R А R Е Р О Т Е N Е Т О Р Е R А R О Т А S. В средневековой Европе он считался волшебным). Оказывается, произнося палиндром, маг, во-первых, усиливает могущество заклинания прочитывая его дважды; и, во-вторых, защищает его, произнося текст с другого конца, так что смысл фразы не может исказиться. Заклинание превращается в подобие знаменитой амфисбены – змеи о двух головах, спереди и сзади. Но можно и не произносить какой-либо магический оборот вслух – достаточно написать его на бумаге. Вредоносные бумажки подбрасывают врагам, полезные – закладывают в амулеты. Заклинание, запечатленное на папиросной бумаге, можно свернуть в пилюлю и проглотить – от самых разных болезней. Таким образом, используют, например, знаменитый палиндром, исполненный в виде магического квадрата. Считается, что в таком виде текст обладает воистину фантастической силой. Этот палиндром в квадрате, равно читаемый как по вертикали, так и по горизонтали, слева направо и справа налево, способен к совершению великих чудес: успокаивать стихии и гасить пламя, помогать в борьбе с недугами, злыми духами, колдунами и ведьмами, а также исполнять любое желание. Смысл древней фразы за века утерян. Существуют разные версии, но ни одна не может претендовать на изначальный смысл формулы. Конец цитаты.

А вот, что говорится о вышеприведённом палиндроме. S А Т O R А R Е Р О Т Е N Е Т О Р Е R А R О Т А S в следующем источнике. (ashtray.ru/main/texts/palindrom/pal2.htm Л.Решетняк. 8 очерков о феномене палиндрома… ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПАЛИНДРОМА И ИСТОРИЯ ЕГО РАЗВИТИЯ ДО XIX В.) Цитируется с сокращениями.

Палиндром «Sator Arepo tenet opera rotas», который немецкий источник называет самым древним и датирует IV в. н.э., является в то же время и уникальным «магическим квадратом», наглядно иллюстрирующим все системы письменности, в том числе и ки­тайскую. С.Бирюков определяет этот поджанр как квадропалиндром (21, 27).

В упоминаемой заметке указывается четыре способа его чте­ния: «горизонтальными рядами слева направо и сверху вниз; ря­дами справа налево и снизу вверх; вертикальными колонками сле­ва направо и, наконец, вертикальными колонками справа налево и снизу вверх» (118, 105). Австрийский композитор А.Веберн, ил­люстрировавший этим квадратом основной принцип додекафонной техники (лекция от 2 марта 1932г.), использовал и бустрофе­дон, давший новый вариант прочтения текста: «Sator орега tenet, tenet орега Sator».

Не случайно палиндром воспринимался как заклинание в виде особой магической формулы, ведь само слово «carmen» переводится и как стихотворение, песнь и как пророчество, заклинание. Подобная многозначность смысла свойственна и палиндрому, что воплощается в поливариантности переводов «магического» квад­рата: «Сеятель Арепо трудится, не покладая рук» — примечание Вилли Райха к лекциям А.Веберна «Путь к композиции на основе двенадцати тонов» (24, 83). В журнале «Наука и жизнь» перевод несколько иной: «Сеятель Арепо с трудом держит колёса» (118, 105). А.Бубнов предлагает свой вариант «Сеятель Арепо держит в деле колёса» (21,27). Автор примечаний к письмам А.Веберна, его ученик И.Польнауэр приводит дословный перевод знаменитого изречения: «Крестьянин (сеятель) Арепо (имя собственное) держит (направляет) в работе (рукой) плуг (колёса)». Он добавляет:«…фор­мула эта полна загадок. Между прочим и розенкрейцеры её знали и по-своему толковали» (24, 98).

В таком виде палиндром читается 4-мя способами: по горизонтальным и вертикальным рядам — слева направо и справа налево. Благодаря удивительным свойствам квадрата, в средневековье ему приписывали магическую силу. Помимо очистительных качеств, Sator Arepo защищал имущество и спящих людей от пожара, причем фраза считалась настолько чудодейственной, что наделялась способностью гасить огонь, если изобразить ее на деревянной дощечке и бросить эту дощечку в пламя. В 1742 году правитель Саксонии издал указ, чтобы в каждом доме держали под рукой такие дощечки — для борьбы с пожарами. Говорят даже, что эта формула входила в гербы пожарных частей в Германии и Лотарингии, наравне с несгораемой рептилией — саламандрой.

Верили, что такие надписи помогают от болезней и защищают от злых духов. «Квадраты с «сеятелем Арепо» высекались на сте­нах храмов и дворцов, а перейдя в средневековье, они попали на фасады некоторых христианских церквей» (118, 105). В суевериях язычников и христиан палиндром ассоциировался с халдейством, восточной магией из-за способа чтения… Поми­мо этого, повсеместно бытовало представление, что для того, что­бы вызвать дьявола, достаточно прочитать «Отче наш» задом на­перёд, то же делает ведьма, наводя порчу (Ч.Диккенс «Холодный дом», М.Твен «Приключения Тома Сойера»). Конец цитаты.

Цитирую. «Еще одну околопалиндромную форму, оборотень, скорее можно назвать антипалиндромом. Оборотнем (термин наш) называется обоюдочитаемый текст, обратное прочтение которого принципиально отличается от прямого, а в лучших образцах контрастирует с ним или дезавуирует его. Например: … Я ударю дядю, тётю радуя! (С. Гайдаров; обратное чтение: Я ударю тётю, дядю радуя! ) Понятие оборотня было введено в русскую палиндромистику лишь в начале 1990-х, к тому же придумать разночитаемый текст очень трудно – поэтому удачных оборотней по-русски известно крайне мало.» Конец цитаты.

Например, в сталинские времена за безобидную фразу «На Ритке снег» могли посадить надолго. Политическая направленность и у фразы Дмитрия Авалиани, напечатанной в ельцинское безвременье: «Лидер Боря..» — всего девять букв, прочитанные наоборот, несут такой смыл! Это высказывание относится к новому так сказать направлению — составление оборотней, в которых обратная фраза дополняет по содержанию основную, перекликается с ней по смыслу.

Он дивен, палиндром, и

ни морд, ни лап не видно...

Кирилл Решетников

(от др.-греческ. πᾰλίνδρομος - «движущийся обратно») - это слова, словосочетания и предложения, которые одинаково читаются слева направо и справа налево.

Палиндромы, или слова-перевёртыши, возможны начиная с трёхбуквенных слов: боб , дед , кок , око , пуп , шиш . Хотя среди географических названий встречается палиндром из двух букв, например, река Яя в Сибири. Больше всего пятибуквенных слов-палиндромов: заказ , довод , кабак , казак , комок , наган , потоп , ротор , топот , шабаш , шалаш . Палиндромы-предложения чаще всего бывают игривые или шуточные. В старинные времена в России их называли «рачьими стихами».

Вот как выглядят фразы-палиндромы.

А в Енисее - синева.

А лама мала.

А лис, он умен - крыса сыр к нему носила.

А муза рада музе без ума да разума.

Арбуз влетел в зубра

Арбуз у зубра.

Аргентина манит негра.

А роза упала на лапу Азора.

А собака боса.

Ася, молоко около мяса.

А щётка как тёща!

Велик Оборин - он и робок, и Лев.

Вот сила типа капиталистов.

Город до́ро́г.

Городок Бишкек шибко дорог.

Да, искать такси - ад!

Дом мод.

Дорога за город:

то ров, то отворот.

Дорого небо, да надобен огород.

Ешь немытого ты меньше!

Знамо, даже у ежа дома НЗ.

И городу дорог огород у дороги.

И Леман на мели!

И мал Иван, а лупил у лип улана вилами!

И пока нищ, не жди, жид, женщин, а копи.

Ира, вари!

Ишаку казак сено нес, казаку каши.

Кит на море романтик.

Кот учён, но как он нечу́ток!

Кулинар, храни лук.

Лезу в узел.

Летя, догонит иного дятел.

Лёша на горе рога нашёл.

Лидер бодро, гордо бредил.

Лиду будил?

Лилипут сома на мосту пилил.

Лом о смокинги гни, комсомол!

Мак чужд жучкам.

Мала тропка, но она - к порталам.

Меня истина манит сияньем.

Мир как Рим.

Мокнет Оксана с котёнком.

Морда казака за кадром.

На вид - ангел, а лёг на диван.

На вилах ехал Иван.

На в лоб, болван!

Надо меч в кулак, а лук - в чемодан.

На доме чемодан.

Нам рак влетел в карман.

Нам сила - талисман.

Не видно, как он дивен.

Не диво ли, мама?! Хам, а миловиден!

Не женат, а нежен.

Не пошл Шопен.

Но невидим архангел, мороз узором лег на храм, и дивен он.

Но ты меньше ешь, не мыт он.

Ого, вижу живого!

Oколо Миши молоко.

Он в аду давно.

Он дивен, палиндром, и ни морд, ни лап не видно.

Оно, лосося мясо, солоно.

Он рубил и потел от вина, холодно - он до лохани; в то лето пили бурно.

Откопать тапок-то?

Ох, и лихо!

«Пустите!» - Летит супу миска Максиму. - «Пустите, летит суп!»

Спел Лепс.

Тарту дорог как город утрат.

Течёт море - не ром течёт.

Тонет енот.

Торт и бананы, суп. У сына набит рот.

Торт с кофе - не фокстрот.

Ты, милок, иди яром: у дороги мина, за дорогой огород, а за ним и город у моря; иди, коли мыт.

У дуба буду.

Ужас - ангел лёг на сажу.

Уж я веники не вяжу.

У лип Лёша нашёл пилу.

Умер - и мир ему.

Ум за рамки тупо плыл по пути к маразму.

Цени в себе свинец.

Шорох от дубка как будто хорош.

Я иду с мечем, судия.

Я нем и нежен, не жени меня.

Я нем: лис укусил меня.

Я не реву, уверен я.

Я не стар, брат Сеня.

Я с леди все же свиделся.

Я сличил то и то - вот и отличился.

Я умру, хлебороб, - ел хурму я.

Палиндромы могут быть и в стихах. Интересно двустишие Д. Авалиани, написанное гомеровским гекзаметром.

Море могуче. В тон ему, шумен отвечу Гомером:

Море, веру буди - ярок, скор я иду буревером.

Известно немало поэтических фраз, одинаково читаемых в обе стороны.

Муза, ранясь шилом опыта, ты помолишься на разум. (Д. Авалиани)

Тут чудаки цикаду чтут. (Д. Авалиани)

Мир озарим и разорим! (В. Гершуни)

Но ты тонка как ноты тон. (Н. Ладыгин)

Я пел, сияя и слепя... (А. Ханмагомедов)

Молебен о коне белом. (И. Фоняков)

Лег на храм, и дивен и невидим архангел. (Фольклор)

Нам богом быть ты б мог, обман! (Б. Гольдштейн)

Утро поползло по порту. (В. Рябинин)

История палиндромов восходит к незапамятным временам. Древнейший из сохранившихся палиндромов написан на латыни и создан примерно в IV в. нашей эры. Это фраза «Sator Arepo tenet opera rotas» , что означает «Сеятель Арепо с трудом держит колёса». Как правило, этот палиндром, состоящий из пяти пятибуквенных слов, записывали в форме квадрата.

В таком виде фраза читается четырьмя способами: по горизонтали и вертикали, слева направо и справа налево.

Стоит сказать, что в древние времена палиндрому, «заточённому» в квадрат, приписывались удивительные свойства. Считалось, что он обладает магической силой и способен защитить от болезней и злых духов. Не случайно подобные «волшебные» фразы высекались на стенах храмов и дворцов у древних римлян, а в Средневековье - и на фасадах христианских церквей.

Слова которые читаются в обратную сторону так же, как и правильно в русском языке, то есть слева направо, называются словами-палиндромами. Из них составляют целые предложения, и даже стихи некоторые пишутся в таком жанре. Слово «палиндром» пришло к нам из греческого, и означает «назад, снова».

Что такое палиндромы?

Смысл таких слов в идеальной симметрии. Фразы-перевертыши составляются просто в свободное время, причем не только для развлечения.

Придумывание таких фраз очень хорошо развивает творческое мышление, увеличивает интеллектуальные возможности личности, заставляет мозг работать не по шаблону.

Различные игры со словами укрепляют смекалку, которая помогает и в обучении, и в любой работе.

Множество фраз можно придумать с помощью словаря и оригинальности мысли. Вот, например, один из современных палиндромов - "А муза рада музе без ума да разума."

А вот эта фраза фигурирует в романе Гоголя: город или дорог Миргород?"

Писатели и поэты, так как обладают сильным интеллектом именно в области лингвистики и мыслят фразами, с легкостью составляют палиндромы.

История появления подобных симметричных фраз

Самый первый палиндром пришел к нам из древнего мира. Это удивительная фраза, которая абсолютно симметрична и легко читается не только слева направо и справа налево, но также и по горизонтали.

Фраза имеет смысл, это не просто набор слов. Ее примерный перевод таков - "Сеятель Арепо держит колеса с трудом". Этот квадрат известен как творчество одного из римлян. Он называется суперпалиндромом. И древние римляне считали фразу магической, и в качестве заговоренного символа, охраняющего дом от злых духов, рисовали на своих стенах.

В европейских странах фразы-перевертыши, как называются палиндромы, стали популярны в средние века, в эпоху барокко и рококо, когда расцветала поэзия и лирика.

Россия приняла такой стих как отдельный жанр литературы только в 17 веке. Первая же русская поэма такого рода "Разин" написана в 1920 г. В. Хлебниковым. Но расцвета этот жанр литературы достиг только в 80-90-х годах 20 века. Среди русских литераторов такие строки сочиняли немногие - Г. Р. Державин, В.Брюсов., Н.Лодыгин, другие.

Виды фраз-перевертышей

В русском языке не так много одинаковых слов, не все палиндромы поэтому получаются идеально симметричными. Например, приходится заменять и на й, добавлять буквы, видоизменять слово. Образовалось несколько видов фраз-перевертышей.

Палиндромы бывают абсолютные и неточные. В чем их отличие? Абсолютная фраза-перевертыш не имеет между словами знаков препинания. То есть слова не обрываются, не видоизменяются, и лишие буквы в таких палиндромах отсутствуют. И напротив, в неточных палиндромах фразы сложно читать из-за того, что буквы находятся в разных словах.

Например: "Он дивен, палиндром — и ни морд, ни лап не видно".

Или: "Муза, ранясь шилом опыта, ты помолишься на разум.

Есть еще циклические фразы-перевертыши, слоговые. Их довольно много.

Многие блогеры и просто любители "пошевелить мозгами" играют со словами-палиндромами и постоянно выдумывают что-нибудь новое, свежее.

Детские фразы-палиндромы

Бывают детские фразы-перевертыши и взрослые, которые придумывают на всевозможных конкурсах студенты, не заботящиеся о цензуре. Но мы остановимся на детских. У детей дошкольного периода палиндромы могут вызвать интерес к литературе и грамматике. Ведь развитие ребенка все равно происходит постоянно. Но на улице проходит это время или дома за книгой - это зависит от родителей.

Детские палиндромы всегда просты. Поэты и мыслители, создавая палиндром для детей, стараются создать точную фразу, небольшую и притом интересную. Наиболее известную фразу-перевертыш для детей написал поэт Афанасий Фет - "А роза упала на лапу Азора".

Это же изречение потом было использовано в детском фильме "Буратино". Если кто помнит, хитрая Мальвина продиктовала это предложение деревянному мальчику для записи. Это явный пример перевертышей-фраз из кинофильмов. Смысла в этом изречении мало, но фраза действительно проста и для детей забавна. После этого фильма все дети и взрослые запомнили ее, но может не все знали, что это палиндром.

Известные стихи

Из перевертышей получаются и забавные остроумные стихи. Но создать даже пару строчек, соблюдая строки и ритм - далеко не так просто.

Самым длинным, и наиболее сложным палиндромом, выстроенным в стихотворные строки, является произведение «ЦЕН ОКНО», написанное Р. Адриановым. размером в 6 тысяч букв - в него вложена огромная работа, энергия ума и сила интеллекта. Разделить такие словосочетания на строки - это ужасно сложная работа. Поэтому не все поэты справляются с данным жанром.

Вообще на многих языках мира существуют такие фразы-перевертыши. На латинском, на английском. Во всех языках, где есть слова, что имеют симметричное написание, есть свои палиндромы.

Многие поэты, чтобы разнообразить свой стиль, развить свои способности, старались написать хотя бы пару строк в виде палиндромов. Вот, например, строка из известного двустишия Д. Авалиани.

Море, веру буди - ярок, скор я иду буревером

Стихотворения пишутся полипалиндромами - то есть каждая мыслеформа записывается в виде перевертыша и располагается на одной или на двух строках. Добиться рифмы в этих случаях трудно, но не нереально. Есть примеры, где все-таки рифма присутствует.

И желт он сон основи жар, и Милкин зов!

Возникли - миражи?Вон сон, о, с нот лежи!

Многие современные поэты сочиняют свои палиндромные стихотворения. Этот жанр постепенно развивается, находятся все новые словосочетания, подходящие для перевертышей. Но мало кто из современников может сравнятся с тем же В. Хлебниковым или Державиным.

Многие палиндромные стихотворения писали российский поэт Владимир Львович Гершуни, Дмитрий Авалиани и поэтесса Елена Кацюба.

Праздничные палиндромы

Очень интересны и новогодние фразы-перевертыши. Таким необычным способом можно подписать открытку и поздравить друзей и родственников. Проблема в том, что слова "новый" и "год" не являются популярными Но можно придумать что-то на Рождество со словами "ангел", " топот", "мороз в" или "молод".

Рождественские праздники празднуются в семье. И если ваш первый палиндром окажется не очень вразумительным по смыслу, родня вас поймет.

Как придумать свой палиндром?

Люди с интересом берутся за придумывание фраз-перевертышей, поскольку это занятие заражает азартом и тренирует литературные способности.

Во-первых, нужен достаточный запас слов для такого творчества, не менее 5-6 тысяч словесных единиц. Во-вторых, необходимо сначала потренироваться с помощью обычной игры. Полезно сочинять из одного несколько маленьких, или из двух - слагать одно. Постоянное решение в голове таких небольших лингвистических задачек стимулирует развитие способностей, которые пригодятся в написании уже более сложных элементов - фраз-перевертышей.

Натренировавшись игрой словами и пролистав словарь Ожегова, можно попробовать составить свой вариант палиндрома. Не у всех это хорошо получается. Но если есть талант к написанию палиндромов, можно заняться составлением фраз-перевертышей для конкурсов. Различные соревнования "подогревают" интерес к литературе, стихам, грамматике. Возможно, это первый шаг к написанию своих стихотворений.

Выводы

Итак, фразы-перевертыши - это выражения "наоборот". При определенной тренировке ума и хорошем словарном запасе любой желающий может написать свой набор палиндромов и, возможно, выиграть конкурс.