Приёмы формирования лексики. «Методы и приемы обогащения словаря детей дошкольного возраста» Методы и приемы развития словарного запаса

Калиманова К.А .

Учитель-логопед МКДОУ № 9, г. Шадринск

Методы и приемы работы по формированию словарного запаса

у детей дошкольного возраста.

Проблемы и задачи развития речи детей дошкольного возраста были актуальны всегда. Во все времена развитию речи детей уделялось большое внимание. Значение речи в становлении личности ребёнка настолько велико, что задачи по её формированию занимают особое место в воспитании. В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу и СМИ, поэтому дошкольная педагогика рассматривает развитие словаря у детей как одну из важных задач развития речи.

Для развития словарного запаса важно постоянное общение взрослых с ребенком. Объем и качество (точность, образность) словаря дошкольника зависят от того, насколько полноценным является его общение. Важно беседовать с дошкольником, задавать вопросы, создавать ситуации, в которых раскроются вероятные недочеты понимания и употребления слов ребенком.

В использовании составленного комплекса коррекционных упражнений, направленных на развитие словарного запаса детей дошкольного возраста применяются различные методы.

Наглядные: в качестве наглядных методов используются наблюдение и демонстрация наглядных пособий.

Практические: ведущим практическим методам является упражнение.

Игровые: достоинство игровых методов и приёмов заключается в том, что они вызывают у детей повышенный интерес, положительные эмоции, помогают концентрировать внимание на учебной задаче.

Словесные: в качестве словесных методов, которые сочетались с наглядными, игровыми и практическими, также используется беседа и чтение произведений разного жанра.

Для развития и обогащения словарного запаса детей разработан комплекс коррекционно-развивающих игр и упражнений, включающий иллюстративно - графический и игровой материал:

Предметные картинки с изображением различных признаков предметов

(цвет, форма, величина);

Сюжетные картинки с изображением действий;

Коллекция предметов для ознакомления и обследования по цвету, форме, размеру,

по -составным частям, по фактуре (на ощупь) ;

Муляжи, игрушки, предметные картинки по лексико - тематическим циклам;

Картотека игр и игровые упражнения на активизацию словаря и словообразования;

различные фигурные классификаторы: ваза (цветы, корзина (фрукты, овощи, грибы) и т. д.

Технические средства обучения (детский компьютер, аудиозаписи и т. д.) .

Для успешной работы по формированию словарного запаса можно ввести разработанный комплекс упражнений в занятия воспитателя, в индивидуальную работу с детьми, в режимные моменты детей (например, на прогулке можно проводить множество игр на развитие словаря). А также привлечь к сотрудничеству родителей, так как доказано, что успех коррекционной работы во многом определяется в согласованной целенаправленной работе логопеда, воспитателей и родителей.

а) Предложить педагогам и родителям разнообразить досуг детей.

б) Оформить информационный уголок для родителей.

Подбор игр и упражнений осуществлялся с нарастающей сложностью, так как игра - основной вид деятельности ребёнка дошкольного возраста, через неё он познаёт окружающий

мир, овладевает родным языком, а правильно и интересно организованная игра способствует не только развитию и исправлению речи, но и развитию личности в целом.

Комплекс коррекционно-развивающих упражнений по развитию словаря у детей дошкольного возраста состоит из нескольких разделов:

Развитие пассивного и активного словаря

. Настольные игры.

Цель: расширение предметного словаря, развитие логического мышления.

«Лото», «Домино», «Парные картинки», «Кубики».

. Игра «Чудесный мешочек»

Цель: расширение предметного словаря, в процессе расширения словаря обратить внимание на правильность грамматического оформления слов.

«Это мяч. Он синий с белой полоской, резиновый, круглый. Им можно играть с другом или бросать об пол».

. Игра «Что не так?»

Цель: расширять предметный словарь, обращая особое внимание на слова, обозначающие обобщенные понятия, развивать слуховое внимание.

Дать детям инструкцию: «Внимательно слушайте, правильно ли я называю домашних животных: корова, лошадь, белка, собака, курица, ворона, заяц?» Дошкольники исправляли ошибки. Эта игра адаптируется под все изучаемые темы.

. Игра «Бюро находок» или «Найди по описанию».

Цель: пополнять пассивный словарь детей словами-признаками, научить подмечать ведущие признаки предметов.

Детям сообщить, например: «Вы потеряли предмет красного цвета круглой формы, сделанного из резины». Дошкольники узнают предмет по описанию, запоминая не только название предмета, но и его признаки.

. Игра «Одинаковый»

Цель: обогащение и активизация словарного запаса; развитие памяти, слухового внимания, мыслительных процессов, коммуникативной функции детей.

Ребёнку надо найти пары одинаковых или похожих предметов (или сюжетов) из данных 8-16 карточек. Игроки по очереди открывают одну за другой две карточки. Если картинки оказываются разными, то карточки опять переворачиваются картинкой вниз. Если же картинки оказываются одинаковыми (или похожими, то открывший их получает фишку. Поставить задачу: стараться запомнить изображения и 2 раза одну карточку не открывать.

В конце игры, подсчитав фишки, определяется победитель.

. Игра «Путаница»

Цель: расширять предметный словарь, обращая особое внимание на слова, обозначающие обобщенные понятия; закреплять названия частей целого предмета.

Детям раздаются конверты с деталями от разных видов одежды. Они меняются друг с другом и складывают свою одежду. Игра адаптирована под другие лексические темы.

. Упражнение «Покажи, где нарисовано?»

Цель: развивать пассивный словарь.

Детям предлагаются предметные картинки и сюжетные картинки.

Мяч, дерево, кружка, пирамида, ручка, блюдце, стакан, карандаш, книга, стул

Предусматривается вариант усложнения игры, когда ребёнок должен был показать предметы, которые не находились в поле зрения, например, дверь, окно. Он должен был найти их в окружающей обстановке и назвать.

. Упражнение «Подбери нужное слово»

Цель: развивать активный словарь детей, учить подбирать к названным определениям подходящие слова.

Мокрый; тяжёлый; радостный.

Светит; пишет; висит.

. Упражнение «Кто как кричит»

Цель: уточнить названия действий животных.

кошка - мяукает, кузнечик - стрекочет

. Упражнение «Запомни и назови»

Цель: развивать активный словарь детей.

Детям в определённом порядке показывались картинки с изображением фруктов (не более 5). Затем картинки убирались. Дети воссоздавали увиденное в нужной последовательности: лимон, виноград, апельсин, груша, яблоко.

. Упражнение «Часть - целое»

Цель: расширять предметный словарь, закреплять названия частей целого предмета или объекта.

Детям назывались части предмета или объекта, а они догадывались, о каком предмете идёт речь и назвали его. Например: Ствол, ветки, сучья - дерево.

Спинка, ножки, сиденье - стул. Крылья, клюв, хвост - птица.

. Упражнение «Что это?»

Цель: расширять предметный словарь, обращая особое внимание на слова, обозначающие обобщенные понятия.

Детям предлагается закончить предложение, а потом вслед за взрослым повторить его полностью. Берёза, осина, дуб — это. Ромашка, василёк, незабудка - это.

. Упражнение «Какой?»

Цель: развитие словаря признаков.

Детям предлагается подобрать прилагательные к слову лес (большой, зелёный, красивый, густой, богатый, тихий, таинственный, сосновый, тёмный, зимний, дремучий).

. Упражнение «Скажи правильно»

Цель: развитие глагольного словаря.

Машина (ехать) заяц (прыгать) и т.д.

. Упражнение «Исправь ошибку»

Цель: развитие глагольного словаря, логического мышления. Повар лечит, а врач готовит. Маляр рисует, а художник красит. Лётчик ездит, а шофёр летает и т. д.

. Упражнение «Снежный ком»

Цель: развитие активного словаря, закрепление «новых» слов применении их в связной речи.

Детям предлагается с «новыми» словами составить словосочетания, предложения, рассказ.

. Игра «Скажи по-другому». (С волшебной палочкой).

Цель: ввести в речь детей синонимы разных частей речи.

Дети встают по кругу и, отвечают, передавая друг другу волшебную палочку.

Бой - битва, сражение. Буря - ураган, шторм. Доктор - врач. И т. д.

. Игра «Кто скажет иначе?» (с мячом).

Цель: учить детей понимать и запоминать слова синонимы.

Детям предлагается к слову найти синоним. Этот ребёнок отдает мяч следующему.

Бежать - мчаться, нестись. Беспокоиться- волноваться, переживать.

. Игра «Упрямые дети»

Детям сообщается, что они вдруг стали упрямыми и должны говорить всё наоборот. Например, если они услышат слово «открыл», то должны сказать «закрыл».

Отъехал - приехал, вылетел - залетел, и т. д.

. Игра «Скажи наоборот»

Цель: учить понимать и подбирать слова с противоположным значением.

Например, взрослый говорит: «Я вижу высокий дом». Ребёнок отвечает:

«Я вижу низкий дом». (У меня острый нож. - У меня тупой нож).

. Упражнение «Угадай слово». Образование антонимов.

Цель: научить детей подбирать прилагательные с противоположным значением.

Детям предлагается закончить предложение, а затем повторить его полностью.

Дуб большой, а рябина … Сосна высокая, а куст …

. Игра «Назови ласково»

Цель: научить детей образовывать существительные с ласкательным значением.

блюдце - …, овца - …, собака - …, белка - … .

. Игра «Большой - маленький»

Цель: научить детей образовывать существительные с уменьшительным и ласкательным значением: замок - …, мяч - …, стул - …, заяц - … .

. Упражнение «Что приготовим?»

Из яблока - яблочное повидло.

. Упражнение «Какой?»

Цель: научить детей образовывать качественные прилагательные.

Огурец зелёный, а помидор (какой).

. Упражнение «Что из чего?»

Цель: научить детей образовывать относительные прилагательные от существительных.

из соломы -, из шерсти - … .

. Упражнение «Чей хвост?» (Чья лапа. Чьё ухо.)

Цель: научить детей образовывать притяжательные прилагательные от существительных.

у кита - …, у волка - …, у барсука - …, у белки -… Усвоение лексической сочетаемости слов.

Упражнение «Запомни и измени слово по образцу»

Цель: учить изменять существительные по числам. 1 2 6 тетрадь тетради тетрадей

. Упражнение «Один - много»

Цель: научить детей образовывать множественное число существительных и правильно употреблять их в предложении. Это лимон, а это …. лимоны.

. Упражнение «Какого цвета»

Цель: учить правильно, согласовывать название предмета с названием признака.

Работа над уточнением значения слова тесно связана сформированием представлений у детей об окружающих предметах и явлениях, с овладением классификацией предметов. Классификация предметов может проводиться как внеречевом плане (разложить картинки на 2 группы), так и с использованием речи (отобрать только те картинки, на которых нарисованы овощи, назвать их одним словом).

Словарная работа по уточнению значения слов строится по темам: "Семья", "Игрушки", "Части тела", "Посуда", "Одежда", "Обувь", "Мебель", "Овощи", "Фрукты", "Домашние животные и их детёныши", "Дикие животные и их детёныши", Птицы", "Профессии", "Транспорт", "Времена года", "Явления природы", "Деревья и кустарники", "Цветы", "Новогодние праздники" и т.д.

При работе над расширением словарного запаса у детей с ОНР надо помнить, что по отдельным тематическим лексическим группам соотношение видовых и родовых слов - понятий у них различно. Дети употребляют такие родовые термины, как "птицы", "рыбы", "травы", "деревья", "грибы", "одежда", но у большинства из них в речевом запасе, как правило, нет таких родовых терминов, как "насекомые", "инструменты", "транспорт", "здания", вследствие чего они не могут одним общим словом назвать осу и пчелу, молоток и грабли и т.д.

При этом в одном случае затрудняются в подборе терминов, в другом - в установлении правильного соотношения между видом и родом, в третьем - не конкретизируют родовое слово - понятие. Поэтому по отношению к различному по тематике лексическому материалу развитие мышления и речи будет проводиться то от общего к частному, то наоборот.

Предложенные ниже примерные задания целесообразно использовать только в качестве ориентировочного, так как самое большее, что они могут дать - это наличие в речевом запасе детей родовых терминов, обобщённых и отвлечённых понятий. Включение требования обосновать свои обобщения придают упражнениям развивающий характер.

"Можно ли воробья и утку назвать одним общим словом?" - Почему думаешь, что это птицы?

"Каким общим словом можно назвать шубу и колготки?"

"Назови общим словом пчелу, кузнечика и стрекозу"

"Назови общим словом утюг, лампу, электроплитку"

Эти упражнения стимулируют включение в активную речевую практику родовых слов - понятий.

Очень важным моментом является выбор педагогически целесообразных видов словарно - логических упражнений. Каждое из них должно давать совершенно определённый результат: в одном случае надо отрабатывать приём сравнения и дети будут учиться находить черты сходства или отличия; в другом - дети будут группировать предметы, которые входят во взаимосмешиваемые родовые группы; в третьем - правильно подбирать родовое слово - понятие к данному перечислению предметов; в четвёртом - учиться выполнять двойное обобщение и т.д.

При проведении словарно-логических упражнений необходимо придерживаться определённой, обоснованной, дидактически целесообразной системы, обеспечивающей развитие речи и мышления.

Эти занятия носят обучающий характер и включают в себя различные варианты упражнений:

  • - Перечисление предметов с последующим обобщением;
  • - Продолжение перечисления видовых понятий после обобщения;
  • - Обобщение после исключения "лишнего";
  • - Обобщение через противопоставление (шапка - одежда, а ботинки - ?);
  • - Обобщение попарно объединённых понятий (можно ли назвать одним словом берёзу и сосну, ель и сирень?);
  • - Непосредственное обобщение (оса - это кто?);
  • - Распределение по двум или нескольким группам;
  • - Указание количества родовых групп (на сколько групп можно разделить предметы ель, берёза, липа, яблоня, ландыш, ромашка, сирень, орешник? );
  • - Попарное объединение видовых и родовых понятий (устранить разницу: сом - зверь, кошка - птица, утка - рыба );
  • - Двойное обобщение (пчела - насекомое, а насекомые - это кто?).

Словарно-логические упражнения нужно проводить на тщательно отобранном и систематизированном наглядном материале.

Примерные задания для количественного роста словаря существительных

  • 1. Продолжить ряд предметов, назвать их одним словом (подобрать обобщающее понятие),
  • 2. Назвать только те картинки, которые относятся к заданному видовому понятию (например, овощи из предложенных картинок: груша, огурец, вишня, лимон, смородина, банан, помидор, яблоко, капуста и т.д.).
  • 3. Перечислить предметы видового понятия (какие предметы мебели (обуви) вы знаете).
  • 4. Придумать второе слово в паре по аналогии с образцом: яблоко - фрукты, свёкла - …, стакан - …, белка - …, грузовик - …
  • 5. Найти лишнюю картинку: морковь, лук, самолёт, капуста; лук, картошка, репа, груша.
  • 6. Разложить картинки на две группы: животные, растения; дикие и домашние животные.
  • 7. Отгадать загадки. Предлагаются загадки с использованием обобщающих слов. Например: "Что за птица? Красные лапки щиплют за пятки".

"Зверь я горбатый, а нравлюсь ребятам" и т.д.

  • 1. Назвать детёнышей животных: "У кошки котята" и т.д.
  • 2. Определить время года по картинкам.
  • 3. Определить по картинке время суток.
  • 4. Назвать профессию людей по картинкам.
  • 5. Назвать слово с противоположным значением (перекидывая мяч)

Можно выделить две группы методов: методы накопления содержания детской речи (методы ознакомления с окружающим миром и обогащения словаря) и методы, направленные на закрепление и активизацию словаря, развитие его смысловой стороны.

Первая группа включает методы: а) непосредственного ознакомления с окружающим и обогащения словаря: рассматривание и обследование предметов, наблюдение, осмотры помещения детского сада, целевые прогулки и экскурсии; б) опосредованного ознакомления с окружающим и обогащения словаря: рассматривание картин с малознакомым содержанием, чтение художественных произведений, показ диа-, кино и видеофильмов, просмотр телепередач.

Метод наблюдения:

Во время наблюдения не следует перегружать внимание детей деталями, многочисленными подробностями. Это отвлекает ребенка от главного и быстро утомляет..

Обеспечивать детям во время наблюдения активность восприятия: воспитатель задает вопросы, дети отвечают и сами о чем-то спрашивают, им разрешается не только посмотреть вещь, но и потрогать, подержать, поиграть с ней.

Количество наблюдений и экскурсий «должно быть педагогически обоснованно и находиться в соответствии с числом других занятий».

К методам непосредственного ознакомления с окружающим относятся также рассматривание предметов, наблюдения за животными, деятельностью взрослых . Они проводятся во всех группах и имеют целью уточнить и углубить знания о предметах, с которыми ребенок часто соприкасается в своей жизни (посуда, одежда, мебель, орудия труда, школьные принадлежности). Дети учатся последовательно наблюдать, выделять существенные признаки предметов. При этом широко используются обследование, приемы сравнения, позволяющие выделять различие и сходство между предметами, обобщать, классифицировать. На этой основе ребенок постепенно осваивает слова разной степени обобщения, выражающие видовые и родовые понятия, относящиеся к разным частям речи.

Речевой образец (называние) педагога имеет особое значение. Новые слова должны произноситься четко, внятно. Используются специальные приемы привлечения внимания детей к слову, к наименованию: интонационное выделение слова, несколько усиленное его артикулирование, повторное проговаривание слов и словосочетаний детьми. С учетом этого можно рекомендовать повторение как: буквальное индивидуальное и хоровое воспроизведение образца («Послушайте, как я скажу слово – аквариум. Теперь вы скажите»); совместное произнесение слова педагогом и детьми (сопряженная речь); игровое повторение «Кто лучше скажет»; ответы на вопросы («А ты как думаешь, как надо сказать?»).

Среди методов опосредованного ознакомления с окружающим и обогащения словаря большое место занимает показ картин с малознакомым содержанием . Картина в данном случае дает детям знания о тех объектах, которые они не могут наблюдать непосредственно (о диких животных, о жизни народов в нашей стране и за рубежом, об отдельных видах труда, о технике и средствах передвижения и др.). Таким образом, картина несет ребенку вместе с представлением и слово, ее рассматривание сопровождается речевым образцом, пояснениями и рассказом воспитателя, чтением стихов, загадыванием и отгадыванием загадок, объяснением и толкованием новых слов, сопоставлением их с уже известными, постановкой вопросов, многократным проговариванием слов детьми в разном контексте.

В детском саду используются все виды специально созданных для детского сада дидактических картин (серии «Дикие животные», «Домашние животные», «Кем быть», «Времена года»), а также репродукции картин известных художников (А. К. Саврасова, И. И. Шишкина, И. И. Левитана и других). Важно точно определить объем знаний и соответствующего словаря, наметить основные методические приемы (вопросы, пояснения, привлечение художественного слова, обобщение ответов детей).

Одним из средств обогащения словарного запаса детей наряду с речью окружающих взрослых является художественная литература . В связи с чтением и рассказыванием могут использоваться следующие приемы работы над словом: накопление содержания речи в предварительной работе, обогащение знаний об окружающем с целью подготовки детей к восприятию произведения; акцентирование внимания на словах, несущих основную смысловую нагрузку;

Прекрасным средством развития мышления и образной речи являются пословицы, поговорки, загадки, прибаутки, которые К. Д. Ушинский назвал лучшим средством «привести дитя к живому источнику народного языка». С ними можно связать много полезных для ребенка объяснений.

Вторая группа методов словарной работы используется для закрепления и активизации словаря: рассматривание игрушек, рассматривание картин с хорошо знакомым содержанием, дидактические игры, чтение художественных произведений, дидактические (словарные) упражнения.

Рассматривание игрушек как метод уточнения, закрепления и активизации словаря используется во всех возрастных группах. Содержание и подбор игрушек для каждой группы определяются возрастными особенностями детей и задачами речевой работы. Для развития словаря используются различные категории игрушек: люди (фигурки детей, взрослых), жилища людей и их окружение, средства передвижения, животные, птицы, овощи, фрукты, грибы, орудия труда. Особое значение имеет предложенная Е. И. Тихеевой дидактически оборудованная кукла (платье, белье и обувь, постель, посуда, мебель, орудия труда), которая является средством закрепления и активизации бытового словаря в организованных играх и занятиях.



Сначала дети рассматривают кукол, а затем играют в игру «Кукла Катя встречает гостей»; или в первой части занятия они рассматривают овощи и фрукты, а во второй – играют в «Чудесный мешочек»; рассматривание орудий труда может предшествовать дидактической игре «Кому что нужно для работы» и др. Рассматривание игрушек сопровождается беседой, в которой дети рассказывают об устройстве игрушек, их деталях, возможных играх с ними. Это позволяет включать усвоенные слова в связную речь, употреблять их в сочетании с другими словами.

Рассматривание картин направлено на уточнение детских представлений и словаря и всегда сопровождается беседой , активизирующей накопленный ранее словарь. Словарная работа при этом тесно связана с развитием диалогической речи. Воспитатель своими вопросами побуждает детей использовать определенные (заранее им отобранные) слова и словосочетания. Вопрос является основным приемом работы над словом.

Дидактические игры – широко распространенный метод словарной работы. Словарные игры проводятся с игрушками, предметами, картинками и на вербальной основе (словесные). Игровые действия в словарных играх дают возможность, главным образом, активизировать имеющийся запас слов. Новые слова не вводятся. Если воспитатель стремится сообщить новые слова, он неизбежно вторгается в игровое действие, отвлекает детей от игры пояснениями, показом, что ведет к разрушению игры.

Словарные дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщенных значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные ранее знания и словарь в новых условиях.

В методике дошкольного воспитания накоплен богатый арсенал дидактических игр с детьми разного возраста («Магазин», «Что из чего сделано?», «Кому что?», «Кто найдет, пусть возьмет», «Кто первый узнает?», «Чудесный мешочек», «Парные картинки», домино «Транспорт»). Они достаточно подробно описаны в различных сборниках дидактических игр.

Для примера приведем наиболее типичные словарные игры.

«Чудесный мешочек» (может проводиться с использованием игрушек разных категорий, в разных возрастных группах, чаще в младших).

Дидактические задачи. Учить детей узнавать предметы по характерным признакам; активизировать словарь (в соответствии с подбором игрушек, предметов; используются имена существительные, глаголы, прилагательные)

Игровые правила. Достать предмет, назвать его, рассказать, какой он. (Усложнение: отгадать предмет на ощупь, достать его и показать можно после того, как о нем рассказано; мешочек не открывается, если предмет не узнан по описанию или неправильно назван.)

Романюк Ольга Владимировна
старший воспитатель МАДОУ "Цветик-семицветик",
Россия, ХМАО-Югра г. Когалым
E-mail: [email protected]

Словарная работа в детском саду - это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных для них слов. Расширение словаря дошкольников идет одновременно с ознакомлением их с окружающей действительностью, с воспитанием правильного отношения к окружающему.

Осуществляя словарную работу, воспитатели придерживаются следующих принципов:

1) работа над словом проводится при ознакомлении детей с окружающим миром на основе активной познавательной деятельности;

2) формирование словаря происходит одновременно с развитием психических процессов и умственных способностей, с воспитанием чувств, отношений и поведения детей;

3) все задачи словарной работы решаются в единстве и в определенной последовательности.

Направления словарной работы:

Обогащение словаря . Осуществлять эту задачу - значит способствовать количественному накоплению слов, необходимых ребенку для речевого общения с окружающими.

Основную часть лексики составляют знаменательные слова (существительные, прилагательные, глаголы, числительные, наречия).

Важную роль играет обогащение речи дошкольников словами, обозначающими качества и свойства предметов, а также элементарные понятия. Эти задачи появляются в средней группе и особенно важное значение приобретают в старших.

Переход к обобщениям возможен тогда, когда ребенок накопил достаточный запас конкретных впечатлений об отдельных предметах и соответствующих словесных обозначений.

Дошкольников следует знакомить и со словарем, используемым в фольклорных произведениях (пригожий, детушки, травушка, матушка, родимая и др.).

Закрепление и уточнение словаря. Эта задача понимается прежде всего как помощь ребенку в освоении обобщающего значения слов, а также в их запоминании.

Наряду с закреплением словаря решается и другая задача: уточнение смысла слова, углубление его значения. Этот процесс происходит на протяжении всего дошкольного возраста.

Необходимо обращать внимание детей на многозначность слова. Это интересное явление, когда одно и то же слово обозначает разные предметы (ручка - принадлежность для письма, ручка - фурнитура), привлекает внимание детей, вызывает интерес.

Активизация словаря - важнейшая задача словарной работы в детском саду. В процессе этой работы воспитатель побуждает детей употреблять в речи наиболее точные, подходящие по смыслу слова. Специальные приемы активизации словаря должны вызывать у ребенка внимание к выбору слова, формировать точность и ясность речи. Активизация словаря - это увеличение количества используемых в речи слов, содержание которых точно понимается ребенком.

Все задачи словарной работы решаются в единстве с другими задачами развития речи. В то же время каждая из них имеет свою специфику, а, следовательно, свои приемы и методы.

Усложнение содержания словарной работы наблюдается в каждой возрастной группе, оно идет по следующим направлениям:

1) овладение словарем в единстве с восприятием предметов и явлений в целом;

2) рост словаря за счет понимания слов, обозначающих качества, свойства, детали предметов и явлений, их отношения. Этот процесс требует способности к расчлененному восприятию, владения такими мыслительными операциями, как анализ, сравнение;

3) введение в лексикон слов, обозначающих элементарные понятия. Этот процесс предполагает наличие у детей умения обобщать предметы и явления по существенным признакам. Следовательно, при осуществлении словарной работы необходимо единство речевого и умственного развития детей.

С возрастом кругозор детей расширяется - от представлений и элементарных понятий о предметах, с которыми дошкольники сталкиваются в режимных моментах, в ближайшем окружении (в 2-3 года), до понятий общественного характера, событий общественной жизни страны (6-7 лет).

Приемы словарной работы должны помочь детям выделить нужное слово в речи воспитателя, понять его значение, твердо запомнить, а также содействовать употреблению этого слова в их речи. Поэтому в одном и том же методе используется одновременно несколько приемов, ряд из них при этом будет ведущим, основным.

Приемы словарной работы

Называние (или образец произношения) нового или трудного слова - активный прием обогащения словаря детей. Педагог должен так произнести намеченное слово, чтобы дети обратили на него внимание, восприняли его без искажений.

Иногда называние нужно сопровождать толкованием например: «Аквариум - стеклянный ящик, в нем живут рыбки, через стекло нам их хорошо видно».

Для активизации словаря хорош такой прием, как вопрос . Напомним, что дошкольникам нужно задавать не только прямые вопросы, но и подсказывающие (Справа или слева матрешка?).

Для словарной работы можно применять такой прием как упражнения или дидактические игры. По ходу отдельных занятий по ознакомлению с окружающим можно использовать кратковременные (1-3 мин) упражнения в подборе слова, например: «Кто больше увидит и назовет?», «Выдели и назови части в целом», «Кто больше назовет предметов круглой (овальной, прямоугольной) формы?», словесные игры на классификацию предметов и др. Эти приемы, а также загадки, сравнение предметов (по зрительному восприятию и по памяти) целесообразнее применять в старших группах. Обогащение словаря идет на всех познавательных занятиях.

Дошкольникам доступны знания о наиболее распространенных материалах (ткань, стекло, бумага, кожа, резина, дерево, металл, пластмасса). Знакомясь с материалами, они убеждаются, что все вещи изготовляют из материалов, что существуют процессы превращения материалов в вещи (шитье, вырезывание, лепка, склеивание п т. п.).

Ознакомлению дошкольников с окружающим и обогащению их словаря способствует и другой метод - показ картины, мало знакомой детям по содержанию. Специфика его заключается в том, что преобладающее место занимает речь воспитателя - объяснение, толкование новых слов, сравнение их по смыслу с уже известными детям. Для сравнения отметим, что в другом методе - рассматривании знакомых детям картин - преобладают речь детей, их ответы на вопросы педагогов.

Для обогащения словаря большой эффект имеют показ кинофильмов и диафильмов, чтение художественных произведений.

Занятия, содействующие закреплению и активизации словаря

Рассматривание игрушек как метод словарной работы используется во всех возрастных группах.

Дети называют материал, из которого она сделана, форму отдельных частей, обобщающее слово, классифицирующее данную игрушку.

рассматривание картинок разного типа: предметных, сюжетных. Основа Хорошим наглядным материалом для активизации словаря являются мелкие настольные картинки. Воспитатель должен подбирать для занятий комплекты раздаточных картинок, иллюстраций, открыток. В младших группах рассматривание длится 5-10 мин. За это время ребенок успеет посмотреть и назвать несколько картинок.

словесные упражнения и игры. Эти упражнения и игры проводят в старших группах. Упражнения должны быть кратковременны (5-10 мин) и составлять лишь часть занятия

В словесной игре очень важно правильно объяснить ее содержание (объяснение обычно включает 2-3 примера выполнения задания-ответа). Не менее важен полный подбор словаря для игры (задания ведущего и ответы играющих), Для активизации словаря и ознакомления с образным строем речи известное значение имеет составление детьми загадок. (мягкие лапки, а в лапках цап-царапки) (сидит красная девица в темнице, а коса на улице).

Первоначально на занятиях в старших группах главная задача заключается в том, чтобы учить детей мотивировать свои ответы, представлять доказательства правильности отгадки (Как вы догадались?). Активизируется словарь и на других речевых занятиях - в беседе, в рассказе.

Проведение словарной работы в разных видах деятельности детей

Чрезвычайно важна для развития словаря детей их трудовая деятельность, особенно коллективная. Детям становится понятно значение многих слов, потому что они связаны с чувственными восприятиями, а характер трудового общения способствует использованию ребенком приобретенных слов и закреплению их в памяти.

Эффективное средство словарной работы - игра.

как в ролевых играх, так и в других видах игр, в процессе ознакомления с искусством.

Активизации словаря, особенно образного, способствуют игры-драматизации, показ кукольного и настольного театров, участие детей в утренниках, детских концертах. Итак, словарная работа в детскому саду, осуществляется с помощью разнообразных средств воздействия на детей.

Список использованной литературы

  1. Бородич А.М. Методика развития речи детей. М.; Просвещение,1981.
  2. Ефименкова Л.Н. Формирование речи дошкольников. М.; Просвещение -1981.
  3. Ядешко В.И. Сохина Ф.А. Дошкольная педагогика. М.; Просвещение -1978.

Словарная работа в детском саду - это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных для них слов. Известно, что расширение словаря дошкольников идет одновременно с ознакомлением их с окружающей действительностью, с воспитанием правильного отношения к окружающему.

Слово - основная лексическая единица, выражающая понятие. В каждом слове можно выделить его значение или заключенный в нем смысл, звуковой состав (звуковое оформление), морфологическую структуру. Все эти три характеристики слова нужно учитывать при проведении словарной работы в детском саду.

Процесс усвоения детьми значений слов, их семантики был изучен Л. С. Выготским, установившим, что ребенок по мере своего развития переходит от случайных, несущественных признаков к существенным. С изменением возраста изменяются полнота и правильность отражения им в своей речи фактов, признаков или связей, существующих в действительности.

Особенности развития мышления во многом определяют особенности детского словаря. Наглядно-действенное и наглядно-образное мышление объясняет преобладание слов, обозначающих названия предметов, явлений, качеств. Появление словесно-логического мышления вызывает усвоение детьми элементарных понятий.

Языкознание и психология раскрывают такой важный вопрос, имеющий отношение к методике развития речи, как понятие о словаре активном и пассивном.

Активный словарь - это слова, которые говорящий не только понимает, но и употребляет (более или менее часто). Активный словарь во многом определяет богатство и культуру речи.

В активный словарь ребенка входит общеупотребительная лексика, но в отдельных случаях - ряд специфических слов, повседневное употребление которых объясняется условиями его жизни. Например, дети, живущие в военном городке, используют слова военной терминологии: полигон, плац, старшина, капитан, смотр и др. Дети лесосплавного пункта - затон, рубка, топляк и т. п. Значит, определяя содержание работы по развитию активного словаря дошкольников, педагог должен учитывать потребности речевой практики детей, условия их речевого окружения. Нужно также постоянно помнить основную цель обучения родному языку: сделать для ребенка язык средством общения.

Пассивный словарь - это слова, которые говорящий на данном языке понимает, но сам не употребляет. Пассивный словарь значительно больше активного, сюда относятся слова, о значении которых человек догадывается по контексту, которые всплывают в сознании лишь тогда, когда их слышат.

Перевод слов из пассивного словаря в активный представляет собой специальную задачу. Введение в речь детей слов, которые они сами усваивают с трудом, употребляют в искаженном виде, требует педагогических усилий. Данные психологии, языкознания, физиологии помогают определить круг слов, затрудняющих детей на различных возрастных ступенях.

Осуществляя словарную работу, воспитатели придерживаются следующих принципов:

1) работа над словом проводится при ознакомлении детей с окружающим миром на основе активной познавательной деятельности;

2) формирование словаря происходит одновременно с развитием психических процессов и умственных способностей, с воспитанием чувств, отношений и поведения детей;

3) все задачи словарной работы решаются в единстве и в определенной последовательности.

Задачи и содержание словарной работы

Методика словарной работы в начальной школе предусматривает следующие направления:

1) обогащение словаря, т. е. усвоение новых, ранее неизвестных учащимся слов. Причем установлено, что ежедневно учащийся должен прибавлять к своему словарю на уроках родного языка 4-6 слов;

2) уточнение словаря, т. е. словарно-стилистическая работа, овладение точностью и выразительностью языка (наполнение содержанием слов, известных детям, усвоение многозначности, синонимики и т. п.);

3) активизация словаря, т. е. перенесение как можно большего числа слов из пассивного в активный словарь, включение слов в предложения, словосочетания;

4) устранение нелитературных слов, перевод их в пассивный словарь (просторечные, диалектные, жаргонные).

Совершенно естественно, что эти основные направления существуют и в детском саду. Но содержание словаря, предлагаемого дошкольникам, конечно, своеобразно, оно определяется программой детского сада. Рассмотрим подробнее каждое из этих основных направлений.

Обогащение словаря. Осуществлять эту задачу - значит способствовать количественному накоплению слов, необходимых ребенку для речевого общения с окружающими.

Основную часть лексики составляют знаменательные слова (существительные, прилагательные, глаголы, числительные, наречия). Это наиболее полноправные слова: они служат названиями, выражают понятия и являются основой в предложении (выступают в роли подлежащих, сказуемых, определений, дополнений, обстоятельств). Обогащение речи детей должно идти прежде всего за счет знаменательных слов.

Большую трудность для усвоения ребенком представляют числительные, являющиеся наиболее абстрактной частью лексики; она называют отвлеченные числа или порядок предметов при счете. Обогащение речи детей числительными в основном происходит на занятиях по развитию элементарных математических представлений, но закрепление и активизация этих слов должны быть специальным предметом словарной работы на занятиях по развитию речи.

Важную роль играет обогащение речи дошкольников словами, обозначающими качества и свойства предметов, а также элементарные понятия. Эти задачи появляются в средней группе и особенно важное значение приобретают в старших.

Переход к обобщениям возможен тогда, когда ребенок накопил достаточный запас конкретных впечатлений об отдельных предметах и соответствующих словесных обозначений.

В старшей и подготовительной к школе группах детей приучают дифференцировать качества, свойства предметов по степени их выраженности (кисленький, кисловатый, кисло-сладкий, кислый-кислый, кислющий), а также усвоенные ранее понятия (посуда кухонная, чайная). В этих группах, особенно в подготовительной к школе, уделяется внимание ознакомлению детей с образным словарем, синонимами, антонимами, эпитетами, сравнениями.

Дошкольников следует знакомить и со словарем, используемым в фольклорных произведениях (пригожий, детушки, травушка, матушка, родимая и др.).

Ребенка дошкольного возраста, особенно старшего, следует приучать воспринимать, т. е. слышать, понимать и отчасти запоминать, и использовать в речи отдельные простые по содержанию, доступные ему выражения из народно-разговорной фразеологии, в том числе устойчивые словосочетания, пословицы и поговорки. Маленькому ребенку трудно усвоить общее значение словосочетания, которое не зависит от конкретного смысла слов, его составляющих (на седьмом небе и т. п.). Поэтому воспитатель должен включать в свою речь выражения, смысл которых будет ясен детям при определенной ситуации или при соответствующем объяснении, например: вот тебе и раз, капля в море, мастер на все руки, уши вянут, водой не разольешь, держать себя в руках и т. п.

Педагогам необходимо систематически обращаться к словарям, используя наиболее ценные сокровища русского языка.

Закрепление и уточнение словаря. Эта задача понимается прежде всего как помощь ребенку в освоении обобщающего значения слов, а также в их запоминании.

Прежде всего в специальном закреплении нуждаются слова, трудные для детей: собирательные существительные - обувь, транспорт и др., отвлеченные существительные - красота, тишина, чистота и т. п., числительные, относительные прилагательные - городской, пассажирский, железный и т. д., а также слова, сложные в звуковом или морфологическом отношении (тротуар, метро, экскаваторщик).

Наряду с закреплением словаря решается и другая задача: уточнение смысла слова, углубление его значения. Этот процесс происходит на протяжении всего дошкольного возраста. Например, смысл слов первомайский праздник маленький ребенок воспринимает лишь эмоционально, они означают для него просто радостное событие. Старший дошкольник уже понимает всенародное значение этого праздника трудящихся.

С течением времени ребенок шире понимает значение слова, учится выделять и обобщать наиболее существенные признаки предметов и обозначать их словом. В многочисленном повторении и закреплении нуждаются слова, обозначающие цвет, материал, пространственные и временные понятия.

Необходимо обращать внимание детей на многозначность слова. Это интересное явление, когда одно и то же слово обозначает разные предметы (ручка - принадлежность для письма, ручка - фурнитура), привлекает внимание детей, вызывает интерес.

Активизация словаря. Активизация словаря - важнейшая задача словарной работы в детском саду. В процессе этой работы воспитатель побуждает детей употреблять в речи наиболее точные, подходящие по смыслу слова. Специальные приемы активизации словаря должны вызывать у ребенка внимание к выбору слова, формировать точность и ясность речи. В «Программе воспитания в детском саду» специально подчеркнуты требования к активному словарю детей, определены слова, которые они должны не только понимать, но и свободно употреблять, усвоение которых представляет для дошкольников известную трудность (справа, слева, треугольник, узкий и т. д.). Следовательно, активизация словаря - это увеличение количества используемых в речи слов, содержание которых точно понимается ребенком.

К. Д. Ушинский так писал об этой задаче: «...Вызов слов и форм языка из детской памяти очень полезен: у детей запас слов и форм родного языка обыкновенно не мал, но они не умеют пользоваться этим запасом, и вот этот-то навык отыскивать быстро и верно в памяти требуемое слово и требуемую форму есть одно из важнейших условий развития дара слова».

Работа над синонимами (словами, разными по звучанию, но имеющими одинаковое или близкое значение) помогает понимать оттенки значения слова, выбирать наиболее подходящее слово из всего лексического богатства. Антонимы заставляют вспоминать и сопоставлять предметы и явления по их временным и пространственным отношениям, величине, свойствам и т. д. (холодный - горячий, толстый - тонкий, утро - вечер).

Устранение нелитературных слов. Своеобразной задачей словарной работы является устранение из речи детей вульгаризмов, просторечных слов (башка, телок, прется и т. д.).

В языке есть явление табу (запрета) некоторых слов. В детском саду дошкольникам также приходится сталкиваться с этим явлением. Например, мы учим детей заменять слова, обозначающие естественные отправления.

Все задачи словарной работы решаются в единстве с другими задачами развития речи. В то же время каждая из них имеет свою специфику, а следовательно, свои приемы и методы. В учебном процессе в детском саду выделяются занятия, главной целью которых будет решение какой-нибудь одной конкретной задачи словарной работы, а другие задачи (не только словарные) осуществляются попутно.

Дети знакомятся с окружающим в быту, в труде, в игре, на занятиях. Следовательно, программные требования по ознакомлению с окружающим даны в соответствующих главах «Программы».

Усложнение содержания словарной работы наблюдается в каждой возрастной группе, оно идет по следующим направлениям:

1) овладение словарем в единстве с восприятием предметов и явлений в целом;

2) рост словаря за счет понимания слов, обозначающих качества, свойства, детали предметов и явлений, их отношения. Этот процесс требует способности к расчлененному восприятию, владения такими мыслительными операциями, как анализ, сравнение;

3) введение в лексикон слов, обозначающих элементарные понятия. Этот процесс предполагает наличие у детей умения обобщать предметы и явления по существенным признакам. Следовательно, при осуществлении словарной работы необходимо единство речевого и умственного развития детей.

В программе представлений об окружающем можно условно выделить такие крупные разделы: лично-бытовые ориентировки; явления общественной жизни; родная страна; В. И. Ленин - вождь и организатор нашего государства, его соратники; Советская Армия - защитница Родины; труд людей; средства передвижения людей и связь; жизнь природы.

«Программа» предусматривает постепенное усложнение материала по ознакомлению детей с окружающим. С возрастом кругозор детей расширяется - от представлений и элементарных понятий о предметах, с которыми дошкольники сталкиваются в режимных моментах, в ближайшем окружении (в 2-3 года), до понятий общественного характера, событий общественной жизни страны (6-7 лет).