Пришелец антон поэт. Пришелец антон - стихи и песни

Анто́н Прише́лец (Анто́н Ильи́ч Ходако́в, 20 декабря 1892 [1 января ], c. Безлесное, Саратовская губерния - , Москва) - советский поэт -песенник .

Биография

Антон Ильич Ходаков родился в крестьянской семье. Служил в армии во время Первой мировой войны , затем работал в Балашове журналистом .

Антон Пришелец ушёл из жизни в 1972 году . Похоронен в Москве, на Введенском кладбище , участок № 7.

Творчество

Сборники стихов

  • «Зорьные зовы», 1920
  • «Плечо к плечу», 1925
  • «Стихи о деревне», 1927
  • «Мой костёр», 1955
  • «Зерно», 1959
  • «Зеленый ветер», 1961
  • «Тропинка милая», 1961
  • «Охапка сена», 1965

Наиболее известные песни

  • Алёша-книгоноша (С. Заславский), исп. Хор мальчиков МГХУ п/у А. Свешникова
  • Великий город (Д. Покрасс), исп. Борис Шапенко
  • Весной грустить нельзя (А. Долуханян), исп. Алексей Усманов
  • Волжанка (Ю. Слонов), исп. Людмила Зыкина
  • Город-солдат (А. Долуханян), исп. Ян Кратов
  • Жизнь моя, любовь моя (С. Туликов), исп. Виталий Власов, Владимир Трошин , Евгений Беляев , Михаил Михайлов , Владимир Девятов , Сергей Мороз
  • Из кубанского края (П. Акуленко), исп. Хор Всесоюзного Радио
  • Каждой девушке счастья хочется (С. Туликов), исп. Михаил Михайлов
  • Колосок (Ю. Слонов)
  • Конник (С. Прокофьев)
  • Край родной (Ю. Слонов), исп. Антонина Клещёва и Александра Тимошаева
  • Куда бежишь, тропинка милая? (Е. Родыгин), исп. Антонина Клещёва
  • Младший сын и старший лейтенант (З. Компанеец), исп. Михаил Рыжов
  • Над рекой, над Окой (Ю. Слонов), исп. А. Клещёва и К. Шеляховская
  • Наш край (Д. Кабалевский), исп. Ансамбль Московского городского Дворца пионеров, хор ЦДДЖ
  • Ночка луговая (Г. Дехтяров), исп. Алла Иошпе и Стахан Рахимов
  • Ой, ты, рожь (А. Долуханян), исп. Владимир Нечаев , Евгений Беляев и Ансамбль им. Александрова , Геннадий Каменный , Олег Анофриев , Галина Егорова, Гелена Великанова , Алибек Днишев
  • Осенние ели (Д. Покрасс), исп. Майя Кристалинская
  • Песни моей России (О. Иванов), исп. Дмитрий Ромашков
  • Песня нашей юности (П. Акуленко), исп. Хор им. Пятницкого
  • Песня о России (Д. Кабалевский), исп. Евгений Беляев
  • Песня о Сталине (В. Захаров), исп. Хор им. Пятницкого
  • Подснежник (Д. Кабалевский), исп. Хор ЦДДЖ
  • Рябина (Ю. Богословский), исп. Георгий Виноградов
  • Слава тебе, комсомол (В. Мурадели), исп. Кр. АПП СА
  • Таёжные романтики (С. Кац), исп. Виктор Селиванов и Василий Елисеев
  • Ты лети, ветерок (В. Локтев), исп. АПП им. Локтева
  • У дороги чибис (М. Иорданский), исп. Иван Шмелёв , БДХ , сол. Света Кулешова и Слава Туркин
  • Шумели ветры (В. Захаров), исп. Хор им. Пятницкого

Литературные сочинения

  • Стихотворения и песни, М., 1963 (здесь ст. П. «О себе и о своих стихах»)
  • Полынья. Стихи и песни, М., 1968.

Напишите отзыв о статье "Пришелец, Антон"

Литература

  • Калитин Н., Стихи Антона Пришельца, «Лит. газета», 1945, 1 сент.
  • Алексеев М., Поэзия родной земли, «Лит. газета», 1955, 17 дек.
  • Чарный М. , «Стихотворения и песни». [Рец.], «Октябрь», 1964, № 5.

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Пришелец, Антон

– Эй, Дрон, худо будет! – сказал Алпатыч, покачав головой.
– Власть ваша! – сказал Дрон печально.
– Эй, Дрон, оставь! – повторил Алпатыч, вынимая руку из за пазухи и торжественным жестом указывая ею на пол под ноги Дрона. – Я не то, что тебя насквозь, я под тобой на три аршина все насквозь вижу, – сказал он, вглядываясь в пол под ноги Дрона.
Дрон смутился, бегло взглянул на Алпатыча и опять опустил глаза.
– Ты вздор то оставь и народу скажи, чтобы собирались из домов идти в Москву и готовили подводы завтра к утру под княжнин обоз, да сам на сходку не ходи. Слышишь?
Дрон вдруг упал в ноги.
– Яков Алпатыч, уволь! Возьми от меня ключи, уволь ради Христа.
– Оставь! – сказал Алпатыч строго. – Под тобой насквозь на три аршина вижу, – повторил он, зная, что его мастерство ходить за пчелами, знание того, когда сеять овес, и то, что он двадцать лет умел угодить старому князю, давно приобрели ему славу колдуна и что способность видеть на три аршина под человеком приписывается колдунам.
Дрон встал и хотел что то сказать, но Алпатыч перебил его:
– Что вы это вздумали? А?.. Что ж вы думаете? А?
– Что мне с народом делать? – сказал Дрон. – Взбуровило совсем. Я и то им говорю…
– То то говорю, – сказал Алпатыч. – Пьют? – коротко спросил он.
– Весь взбуровился, Яков Алпатыч: другую бочку привезли.
– Так ты слушай. Я к исправнику поеду, а ты народу повести, и чтоб они это бросили, и чтоб подводы были.
– Слушаю, – отвечал Дрон.
Больше Яков Алпатыч не настаивал. Он долго управлял народом и знал, что главное средство для того, чтобы люди повиновались, состоит в том, чтобы не показывать им сомнения в том, что они могут не повиноваться. Добившись от Дрона покорного «слушаю с», Яков Алпатыч удовлетворился этим, хотя он не только сомневался, но почти был уверен в том, что подводы без помощи воинской команды не будут доставлены.
И действительно, к вечеру подводы не были собраны. На деревне у кабака была опять сходка, и на сходке положено было угнать лошадей в лес и не выдавать подвод. Ничего не говоря об этом княжне, Алпатыч велел сложить с пришедших из Лысых Гор свою собственную кладь и приготовить этих лошадей под кареты княжны, а сам поехал к начальству.

Х
После похорон отца княжна Марья заперлась в своей комнате и никого не впускала к себе. К двери подошла девушка сказать, что Алпатыч пришел спросить приказания об отъезде. (Это было еще до разговора Алпатыча с Дроном.) Княжна Марья приподнялась с дивана, на котором она лежала, и сквозь затворенную дверь проговорила, что она никуда и никогда не поедет и просит, чтобы ее оставили в покое.
Окна комнаты, в которой лежала княжна Марья, были на запад. Она лежала на диване лицом к стене и, перебирая пальцами пуговицы на кожаной подушке, видела только эту подушку, и неясные мысли ее были сосредоточены на одном: она думала о невозвратимости смерти и о той своей душевной мерзости, которой она не знала до сих пор и которая выказалась во время болезни ее отца. Она хотела, но не смела молиться, не смела в том душевном состоянии, в котором она находилась, обращаться к богу. Она долго лежала в этом положении.
Солнце зашло на другую сторону дома и косыми вечерними лучами в открытые окна осветило комнату и часть сафьянной подушки, на которую смотрела княжна Марья. Ход мыслей ее вдруг приостановился. Она бессознательно приподнялась, оправила волоса, встала и подошла к окну, невольно вдыхая в себя прохладу ясного, но ветреного вечера.
«Да, теперь тебе удобно любоваться вечером! Его уж нет, и никто тебе не помешает», – сказала она себе, и, опустившись на стул, она упала головой на подоконник.
Кто то нежным и тихим голосом назвал ее со стороны сада и поцеловал в голову. Она оглянулась. Это была m lle Bourienne, в черном платье и плерезах. Она тихо подошла к княжне Марье, со вздохом поцеловала ее и тотчас же заплакала. Княжна Марья оглянулась на нее. Все прежние столкновения с нею, ревность к ней, вспомнились княжне Марье; вспомнилось и то, как он последнее время изменился к m lle Bourienne, не мог ее видеть, и, стало быть, как несправедливы были те упреки, которые княжна Марья в душе своей делала ей. «Да и мне ли, мне ли, желавшей его смерти, осуждать кого нибудь! – подумала она.
Княжне Марье живо представилось положение m lle Bourienne, в последнее время отдаленной от ее общества, но вместе с тем зависящей от нее и живущей в чужом доме. И ей стало жалко ее. Она кротко вопросительно посмотрела на нее и протянула ей руку. M lle Bourienne тотчас заплакала, стала целовать ее руку и говорить о горе, постигшем княжну, делая себя участницей этого горя. Она говорила о том, что единственное утешение в ее горе есть то, что княжна позволила ей разделить его с нею. Она говорила, что все бывшие недоразумения должны уничтожиться перед великим горем, что она чувствует себя чистой перед всеми и что он оттуда видит ее любовь и благодарность. Княжна слушала ее, не понимая ее слов, но изредка взглядывая на нее и вслушиваясь в звуки ее голоса.


Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского

Балашовский институт (филиал)

филологического факультета

Антон Пришелец в Балашовском крае

Выполнила: студентка 231 группы

Чернышова Елена Александровна

Научный руководитель: к.и.н., доцент

Платонова Татьяна Валентиновна

Балашов 2013

Введение

А. Пришелец в Балашовском крае

Заключение

Список литературы

Введение

Удивительная вещь - песня, не поддающаяся обычно заранее установленным канонам и правилам. Пишется у нас песен множество, но только некоторые из них, истинные, пронизывают сердце.

Кто из советских людей не слышал напевную лирическую песню о волжанке:

Над водой березки, елки,

Дым рыбацкого костра

Хороши весной на Волге

Золотые вечера.

Слова этой песни написал наш земляк, известный советский поэт Антон Ильич Пришелец.

С его именем связана жизнь советской эпохи.

А. Пришелец в Балашовском крае

Антон Ильич Пришелец (Ходаков) советский поэт. Родился 20 декабря 1892 г. (1 января 1893 г.) в селе Безлесное Балашовского района в крестьянской семье. С 1901 по 1904 год А. Пришелец учился в Безлесновской земско-общественной школе, затем работал землекопом, десятником, помощником садовода.

Стихи Антон Ильич начал сочинять с двенадцатилетнего возраста. Но первые его четыре стихотворения были опубликованы только в 1913 году в балашовской газете «Наш край».

В годы первой мировой войны воевал на фронте. Демобилизовавшись из армии, А. Пришелец вернулся на родину. В 1918--1922 годах он работал в редакции балашовской уездной газеты (название ее менялось: «Известия», «Красный пахарь», «Борьба»), печатал на ее страницах стихи. В 1920 году в Балашове вышел первый сборник стихов поэта «Зорьные зовы».

Также Антон Ильич печатался в журналах «Красная новь», «Новый мир», «Недра», «Молодая гвардия», «Октябрь» и других.

В мае 1922 года А.И. Пришелец переехал в Москву, где работал в редакции «Рабочей газеты».Сотрудничал с Д. Бедным, В. Маяковским, М. Булгаковым, В. Лебедевым- Кумачом. Поэт ведет деятельную переписку со своими земляками, а также с учащимися Безлесновской семилетней школы. Часто и нежно вспоминает родной край. В одном из писем автору этих строк он пишет: «Не был там более сорока лет, но до сих пор край родной все снится мне почти каждую ночь, до сих пор я считаю себя больше безлеснинцем жителем улицы Макаровщина, чем московского Арбата».

Впечатления детства, горячая любовь к родному краю сказались в его поэтическом творчестве, вдохновили поэта на создание многих замечательных произведений. У каждого поэта своя душа, свой характер, свой мир, без которого он не может быть поэтом.

Идет дождь - Антон Пришелец пишет:

А я стою на берегу-

И разобраться не могу:

Зачем не ухожу я в дом,

Зачем я мокну под дождем.

И почему его терплю,

И почему я так люблю

И мокрый шелест тростника,

И все, что здесь.

Передо мною,-

Все наше,

Родным местам поэт посвятил цикл стихов под названием «В краю родном». Сюда входят стихотворения «Где я родился», «Поволжье», «У нас на Волге», «Мои стихи», «В моем Саратовском краю», «Наш край», «Ночлег» и целый ряд других.

Антон Ильич написал несколько сот задушевных, лирических стихов, опубликовал несколько поэтических сборников: «Плечо к плечу» (1925), «Стихи о деревне» (1927), «Мой костер» (1955), «Зерно» (1959), «Зеленый ветер», «Тропинка милая» (оба 1961), «Охапка сена» (1965) и другие.

А. Пришелец написал лирический цикл (более 20 стихов), посвященный единственному, горячо любимому сыну, погибшему на войне («Свидание», 1945). Какая боль отца звучит в стихотворении "Ты в бою"! В стихах "Гадалка", "Сестренка", "Так будет" он мечтает, что сын вернется домой невредимым. Но беда шагнула и в эту семью.

Дима, Дима!

Мальчик черноглазый.

Он получен роковой пакет.

Как поверю страшному рассказу,

Что тебя на свете больше нет.

В этих стихотворениях - живой портрет молодого человека, вставшего на защиту Отечества.

В каждом стихотворение из цикла "Свидание" пропитано болью - болью отца, в каждой строке слышится стон его сердца.

Уведите мать и заслоните

От нее раскрытую могилу.

Пусть она его до смерти видит

Мальчиком, что в сердце сохранила.

пришелец лирический патриотический поэт

Примечательно, что поэт после такого горя поэт находит в себе силы творить.

Стихам Пришельца свойственна напевность. Многие из них стали популярными песнями:

«У дороги чибис» (музыка М. Иорданского, слова А. Пришельца)

У дороги чибис,

У дороги чибис,

Он кричит, волнуется чудак:

«А скажите, чьи вы? А скажите, чьи вы?

И зачем, зачем идёте вы сюда?»

Не кричи, крылатый,

Не тревожься зря ты:

Не войдём мы в твой зелёный сад.

Видишь - мы ребята,

Мы друзья пернатых,

Мы твоих, твоих не тронем чибисят.

Небо голубое,

Луг шумит травою - Тут тропу любую выбирай!

Это нам с тобою

Всем нам дорогое - Это наш родной, родной любимый край.

И когда цветёт он,

И когда зовёт он,

Мы уходим в дальние пути.

По степным широтам,

Через речки бродом

Всю страну, страну нам хочется пройти!

"Наш край" (музыка Д. Кабалевского, слова А. Пришельца)

То березка, то рябина,

Куст ракиты над рекой.

Край родной, навек любимый,

Где найдешь еще такой!

От морей до гор высоких,

Посреди родных широт

Все бегут, бегут дороги

И зовут они вперед.

Солнцем залиты долины,

И куда ни бросишь взгляд -

Край родной, навек любимый,

Весь цветет, как вешний сад

Детство наше золотое

Все светлее с каждым днем!

Под счастливою звездою

Мы живем в краю родном!

А мелодичная, красивая песня «Ой ты, рожь» (музыка А. Долуханяна, слова А. Пришельца) распевалась с любовью старшим поколением:

В поле за околицей,

Там, где ты идёшь,

И шумит и клонится

У дороги рожь.

Чёрны очи видели -

Через поле вброд

Там на встречу, издали,

Паренёк идёт.

Ой ты, рожь,

Хорошо поёшь!

Ты о чём поёшь,

Золотая рожь?

Счастье повстречается -

Мимо не пройдёшь,

Ой ты, рожь!

«Куда бежишь, тропинка милая» (музыка Е. Родыгина, слова А. Пришельца) Её исполняет Надежда Кадышева и ансамбль «Золотое кольцо», Уральский народный хор и другие:

Куда бежишь, тропинка милая,

Куда зовешь, куда ведешь?

Кого ждала, кого любила я,

Уж не догонишь, не вернешь.

За той рекой, за тихой рощицей,

Где мы гуляли с ним вдвоем,

Плывет луна, любви помощница,

Напоминает мне о нем.

Была девчонка я беспечная,

От счастья глупая была.

Моя подружка бессердечна

Мою любовь подстерегла.

И отняла его, неверного,

У всех счастливых на виду.

Ох ты, печаль моя безмерная,

Кому пожалуюсь пойду?

И другие («Огоньки", «Дорожка степная, тропинка лесная», «Край родной», «Балашов-городок», «Жизнь моя, любовь моя»).

Умер Антон Пришелец в 1972 году, похоронен в Москве на Введенском кладбище. Память же о нём живёт в его песнях и стихах. Какие-то уходят в прошлое, а лирические распеваются, как народные. И, порой, мы даже не задумываемся, что за ними стоит автор, интересный и талантливый поэт, Антон Пришелец.

Заключение

Все знают песни на стихи Антона Пришельца, которые порой кажутся народными. Они мелодичные, протяжные, напеваются всеми, кто любит и умеет петь.

Советское поколение выросло на творчестве поэта - песенника Антона Пришельца. Просто не все задумываются, кто написал ту или иную песню. Нравится - поют и слушают.

Список литературы

1. Виселова И. "Муза звала к Победе!" [Текст] А. Пришелец / И. Вислова// Город.- 2010.- 12.05- 18.05.- №19 - С. 23

2. Альшева М. "Всей душой тянутся мне сюда" [Текст] / М. Альшева // Балашовская правда. - 2007. 24 янв. - С.8

3. Большая энциклопедия русского народа. [Электронный ресурс]

4. Заводская Т. "Поэт песенник Антон Пришелец" [Электронный ресурс]

5. Саратов. Туристический портал. [Электронный ресурс]

Подобные документы

    Особенность личности Александра Трифоновича Твардовского. Краткая биография его жизни. Своеобразие поэтического дара. Лирика и эпос в творчестве поэта, свойства его таланта. Патриотическая лирика военных лет. Тема народного подвига в произведениях.

    реферат , добавлен 05.10.2011

    Тема любви - центральная тема в творчестве С.А. Есенина. Отзывы о Есенине писателей, критиков, современников. Ранняя лирика поэта, юношеская влюбленность, истории любви к женщинам. Значение любовной лирики для формирования чувства любви в наше время.

    реферат , добавлен 03.07.2009

    Александр Блок как поэт-патриот. Городской цикл стихотворений в дооктябрьском творчестве. Образ России в лирических стихотворениях Блока. Уход от мистического толкования темы (сборник "Родина"). Историческая миссия России в оценке поэта (поэма "Скифы").

    дипломная работа , добавлен 24.09.2013

    Концепция любви в лирике на примере раннего и зрелого творчества Сергея Есенина. Любовь к женщине как "сокровенное": Айседора Дункан, А. Сардановская, З. Райх. Биография поэта. "Шаганэ, ты моя Шаганэ". Художественные средства в создании образов.

    аттестационная работа , добавлен 29.05.2008

    Жизненный путь великого русского поэта Василия Андреевича Жуковского. Выражение мимолётных неуловимых переживаний. Любовная лирика Жуковского, характер ее элегического очарования и идеальности. Отражение отношений с Марией Протасовой в творчестве поэта.

    реферат , добавлен 27.09.2008

    Изучение жизни и творческой деятельности А.П. Чехова - русского писателя, общепризнанного классика мировой литературы. Отражение черт русского национального характера в творчестве Чехова. История создания рассказа "О любви", его краткое содержание.

    презентация , добавлен 24.11.2014

    Краткая биография великого российского поэта А.А. Фета, основные этапы его личностного и творческого становления. Сотрудничество и последующий разрыв поэта с журналом "Современник". Жанровые особенности лирики и переводческой деятельности А.А. Фета.

    презентация , добавлен 22.01.2015

    М.Ю. Лермонтов – сложное явление в истории литературной жизни России, особенности его творчества: поэтическая традиция, отражение пушкинской лирики. Любовная тема в стихотворениях поэта, роль идеала и памяти в понимании любви; стихотворения к Н.Ф.И.

    курсовая работа , добавлен 25.07.2012

    Биография великого русского поэта М.Ю. Лермонтова. Происхождение поэта из дворянского рода Столыпиных по матери и шотландского рода по отцу. Влияние впечатлений от Кавказа. Начало поэтического творчества, выбор военной карьеры. Смерть поэта на дуэли.

    презентация , добавлен 15.12.2011

    Рефрен шедеврам мировой лермонтовской лирики, детские и юношеские годы поэта. Отражение дружеской и интеллектуальной атмосферы карамзинского дома, просветленность, опоэтизированность, всепоглощение и гибельность чувств любви в произведениях Лермонтова.

А. Пришелец в Балашовском крае

Антон Ильич Пришелец (Ходаков) советский поэт. Родился 20 декабря 1892 г. (1 января 1893 г.) в селе Безлесное Балашовского района в крестьянской семье. С 1901 по 1904 год А. Пришелец учился в Безлесновской земско-общественной школе, затем работал землекопом, десятником, помощником садовода.

Стихи Антон Ильич начал сочинять с двенадцатилетнего возраста. Но первые его четыре стихотворения были опубликованы только в 1913 году в балашовской газете «Наш край».

В годы первой мировой войны воевал на фронте. Демобилизовавшись из армии, А. Пришелец вернулся на родину. В 1918--1922 годах он работал в редакции балашовской уездной газеты (название ее менялось: «Известия», «Красный пахарь», «Борьба»), печатал на ее страницах стихи. В 1920 году в Балашове вышел первый сборник стихов поэта «Зорьные зовы».

Также Антон Ильич печатался в журналах «Красная новь», «Новый мир», «Недра», «Молодая гвардия», «Октябрь» и других.

В мае 1922 года А.И. Пришелец переехал в Москву, где работал в редакции «Рабочей газеты».Сотрудничал с Д. Бедным, В. Маяковским, М. Булгаковым, В. Лебедевым- Кумачом. Поэт ведет деятельную переписку со своими земляками, а также с учащимися Безлесновской семилетней школы. Часто и нежно вспоминает родной край. В одном из писем автору этих строк он пишет: «Не был там более сорока лет, но до сих пор край родной все снится мне почти каждую ночь, до сих пор я считаю себя больше безлеснинцем жителем улицы Макаровщина, чем московского Арбата».

Впечатления детства, горячая любовь к родному краю сказались в его поэтическом творчестве, вдохновили поэта на создание многих замечательных произведений. У каждого поэта своя душа, свой характер, свой мир, без которого он не может быть поэтом.

Идет дождь - Антон Пришелец пишет:

А я стою на берегу-

И разобраться не могу:

Зачем не ухожу я в дом,

Зачем я мокну под дождем.

И почему его терплю,

И почему я так люблю

И мокрый шелест тростника,

И все, что здесь.

Передо мною,-

Все наше,

Родным местам поэт посвятил цикл стихов под названием «В краю родном». Сюда входят стихотворения «Где я родился», «Поволжье», «У нас на Волге», «Мои стихи», «В моем Саратовском краю», «Наш край», «Ночлег» и целый ряд других.

Антон Ильич написал несколько сот задушевных, лирических стихов, опубликовал несколько поэтических сборников: «Плечо к плечу» (1925), «Стихи о деревне» (1927), «Мой костер» (1955), «Зерно» (1959), «Зеленый ветер», «Тропинка милая» (оба 1961), «Охапка сена» (1965) и другие.

А. Пришелец написал лирический цикл (более 20 стихов), посвященный единственному, горячо любимому сыну, погибшему на войне («Свидание», 1945). Какая боль отца звучит в стихотворении "Ты в бою"! В стихах "Гадалка", "Сестренка", "Так будет" он мечтает, что сын вернется домой невредимым. Но беда шагнула и в эту семью.

Дима, Дима!

Мальчик черноглазый.

Он получен роковой пакет.

Как поверю страшному рассказу,

Что тебя на свете больше нет.

В этих стихотворениях - живой портрет молодого человека, вставшего на защиту Отечества.

В каждом стихотворение из цикла "Свидание" пропитано болью - болью отца, в каждой строке слышится стон его сердца.

Уведите мать и заслоните

От нее раскрытую могилу.

Пусть она его до смерти видит

Мальчиком, что в сердце сохранила.

пришелец лирический патриотический поэт

Примечательно, что поэт после такого горя поэт находит в себе силы творить.

Стихам Пришельца свойственна напевность. Многие из них стали популярными песнями:

«У дороги чибис» (музыка М. Иорданского, слова А. Пришельца)

У дороги чибис,

У дороги чибис,

Он кричит, волнуется чудак:

«А скажите, чьи вы? А скажите, чьи вы?

И зачем, зачем идёте вы сюда?»

Не кричи, крылатый,

Не тревожься зря ты:

Не войдём мы в твой зелёный сад.

Видишь - мы ребята,

Мы друзья пернатых,

Мы твоих, твоих не тронем чибисят.

Небо голубое,

Луг шумит травою - Тут тропу любую выбирай!

Это нам с тобою

Всем нам дорогое - Это наш родной, родной любимый край.

И когда цветёт он,

И когда зовёт он,

Мы уходим в дальние пути.

По степным широтам,

Через речки бродом

Всю страну, страну нам хочется пройти!

"Наш край" (музыка Д. Кабалевского, слова А. Пришельца)

То березка, то рябина,

Куст ракиты над рекой.

Край родной, навек любимый,

Где найдешь еще такой!

От морей до гор высоких,

Посреди родных широт

Все бегут, бегут дороги

И зовут они вперед.

Солнцем залиты долины,

И куда ни бросишь взгляд -

Край родной, навек любимый,

Весь цветет, как вешний сад

Детство наше золотое

Все светлее с каждым днем!

Под счастливою звездою

Мы живем в краю родном!

А мелодичная, красивая песня «Ой ты, рожь» (музыка А. Долуханяна, слова А. Пришельца) распевалась с любовью старшим поколением:

В поле за околицей,

Там, где ты идёшь,

И шумит и клонится

У дороги рожь.

Чёрны очи видели -

Через поле вброд

Там на встречу, издали,

Паренёк идёт.

Ой ты, рожь,

Хорошо поёшь!

Ты о чём поёшь,

Золотая рожь?

Счастье повстречается -

Мимо не пройдёшь,

Ой ты, рожь!

«Куда бежишь, тропинка милая» (музыка Е. Родыгина, слова А. Пришельца) Её исполняет Надежда Кадышева и ансамбль «Золотое кольцо», Уральский народный хор и другие:

Куда бежишь, тропинка милая,

Куда зовешь, куда ведешь?

Кого ждала, кого любила я,

Уж не догонишь, не вернешь.

За той рекой, за тихой рощицей,

Где мы гуляли с ним вдвоем,

Плывет луна, любви помощница,

Напоминает мне о нем.

Была девчонка я беспечная,

От счастья глупая была.

Моя подружка бессердечна

Мою любовь подстерегла.

И отняла его, неверного,

У всех счастливых на виду.

Ох ты, печаль моя безмерная,

Кому пожалуюсь пойду?

И другие («Огоньки", «Дорожка степная, тропинка лесная», «Край родной», «Балашов-городок», «Жизнь моя, любовь моя»).

Умер Антон Пришелец в 1972 году, похоронен в Москве на Введенском кладбище. Память же о нём живёт в его песнях и стихах. Какие-то уходят в прошлое, а лирические распеваются, как народные. И, порой, мы даже не задумываемся, что за ними стоит автор, интересный и талантливый поэт, Антон Пришелец.

Пришелец Антон (псевд.; наст. имя и фамилия - Антон Ильич Ходаков) (20.12.1892 - после 1971), поэт. Родился в крестьянской семье. Во время первой мировой войны был на фронте. Работал журналистом в Балашове, затем в Москве в редакции «Рабочей газеты» (1922-27). В 1920 опубликовал сборник стихов «Зорьные зовы», затем сборники «Плечо к плечу» (1925), «Стихи о деревне» (1927), «Мой костер» (1955), «Зерно» (1959), «Зеленый ветер», «Тропинка милая» (оба 1961), «Охапка сена» (1965) и др. Многие стихи Пришельца посвящены Родине, родному краю, с которым связаны самые близкие ему «неповторимые картины» сельской природы, детства. Написал лирический цикл, посвященный сыну, погибшему на войне («Свидание», 1945). Стихам Пришельца свойственна напевность; некоторые из них стали популярными песнями: «Наш край» (музыка Дм. Кабалевского), «Конник» (музыка С. Прокофьева), «Волжанка», «Колосок» (музыка Ю. Слонова), «Куда бежишь, тропинка милая?» (музыка Е. Родыгина), «Ой ты, рожь!» (музыка А. Долуханяна) и др.

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru

Сочинения:

Стихотворения и песни. М., 1963 (здесь ст. Пришельца «О себе и о своих стихах»);

Полынья: Стихи и песни. М., 1968.

Здесь читайте:

Сокращения (в том числе краткая расшифровка аббревиатур).

АНТОН ПРИШЕЛЕЦ
СТИХИ И ПЕСНИ

ЗЕМЛЯ РОДНАЯ
(Ю. Слонов)
ХОР РУССКОЙ песни ВСЕСОЮЗНОГО РАДИО

ВОЛЖАНКА
(Ю. Слонов)
Л ЗЫКИНА

КУДА БЕЖИШЬ ТРОПИНКА МИЛАЯ
(Е. Родыгин)
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОМСКИЙ РУССКИЙ НАРОДНЫЙ ХОР

НАШ КРАЙ
(Д. Кабалевский)
ХОР ДВОРЦА ПИОНЕРОВ

ОЙ ТЫ. РОЖЬ
(А. Долуханян)
КРАСНОЗНАМЕННЫЙ АНСАМБЛЬ

ЖИЗНЬ МОЯ. ЛЮБОВЬ МОЯ
(С. Туликов)
В. ВЛАСОВ

V ДОРОГИ ЧИБИС
(М. Иорданский)
ДЕТСКИЯ ХОР

КАЖДОЙ ДЕВУШКЕ СЧАСТЬЯ ХОЧЕТСЯ
(С.Туликов)
Е, БЕЛЯЕВ

Удивительная вещь - песня, не поддающаяся обычно заранее установленным канонам и правилам. Пишется у нас песен множество, но только некоторые из них, истинные, пронзают сердце и живут с человеком долго. К тем, кому посчастливилось создать такую песню, принадлежит Антон Пришелец.
Он родился в 1893 году в селе Безлесье Балашовского района Саратовской области в крестьянской семье. С 1914 до 1917 года был на фронте солдатом. Первую книжку выпустил так давно, когда многих и очень взрослых теперь читателей не было на свете, - в 1920 году. Вскоре он становится известен как поэт и журналист, автор многих поэтических сборников. У каждого поэта своя душа, свой характер, свой мир, без которого он не может быть поэтом. Идет дождь - Антон Пришелец пишет:

А я стою на берегу -
И разобраться не могу:
Зачем не ухожу я в дом,
Зачем я мокну под дождем.
И почему его терплю,
И почему я так люблю
И озеро,
И рыбака,
И мокрый шелест тростника,
И все, что здесь.
Передо мною, -
Все наше,
Русское,
Родное!

И весь он, Антон, русский, цельный. Может, поэтому ему принадлежат такие славные песен¬ные стихи: «У дороги чибис», «Ой ты, рожь» или «Жизнь моя, любовь моя, с черными глазам!». Особенно полюбилась одна песня, удивительная. Помню, сидели, случайно встретившись, несколько поэтов, в том числе авторы многих и многих песен, сидели, читали стихи. Один из нас - Сергей Васильев - сказал: «Вот уже неделю, как меня не отпускает от себя песня. Только не обижайтесь, ребята, она не ваша».
И какая могла быть тут обида... Запел он эту песню. Она была проста до удивительности и в то же время поражала особой новизной. Это была песня Антона Пришельца:

Куда бежишь, тропинка милая,
Куда зовешь, куда ведешь?
Кого ждала, кого любила я,
Уж не догонишь, не вернешь!
За той рекой, за тихой рощицей,
Где мы гуляли с ним вдвоем.
Плывет луна, любви помощница, Напоминает мне о нем.

Все сказано в этих строчках по-своему. Ни одного повтора, ни одной вымученной, неестественной, усложненной строки. А дальше:

Была девчонка я беспечная,
От счастья глупая была:
Моя подружка бессердечная
Мою любовь подстерегла.

Мою любовь подстерегла... Какая здесь горькая точность! А сколько женской гордости в после¬дующих строках:

И отняла его, неверного,
У всех счастливых на виду.
Ах ты, печаль моя безмерная,
Кому пожалуюсь, пойду!

Споешь эту песню и словно переложишь на кого-то свою печаль, очистишься, новых сил наберешься. И когда я думаю о судьбе песенной поэзии, то невольно хочется пожелать: пусть у каждого из нас вырвется из сердца хоть одна песня, настоль¬ко же выношенная, настолько же слившаяся с музыкой. Уже одними этими двадцатью строчками Антон Пришелец навсегда останется в поэзии.
Есть у Пришельца стихотворение «Полынья»
...Мерзнут
Открытые стужам сады.
Речка закутана
В тяжкие льды...

Дальше поэт рассказывает, что тут же «у сгиба, на самом юру, на самом жгучем и злом ветру, снег разрывая, лёд растопляя, льется живая реч¬ная струя - незамерзающая полынья!»
И, говоря об этой силе реки, поэт по доброй старой традиции подумал о песне:

С таким бы упорством
И силой такою
Врываться ей в каждое
Сердце людское! Чтоб лед разрывать.
Чтоб снегу - кипеть,
Чтоб каждый не мог
Мою песню не петь!

К этой теме прикасались многие перья, но в данном случае это не просто стихотворные строки. И радостно сказать Антону Пришельцу; дорогой друг, свершилось то, о чем ты мечтал, -не можем мы не петь твои песни, потому у тебя есть в поэзии своя милая тропинка.
Л. Ошанин