Роль семьи в формировании здорового образа жизни ребенка. Консультация для воспитателей "Формирование привычки ЗОЖ дошкольника в семье" Формирование здорового образа жизни детей в семье

На здоровье ребёнка влияет огромное количество факторов: окружающая среда, питание, образ жизни, наследственность.

Избежать множества заболеваний, уменьшить влияние вредных факторов на формирование здоровья помогает ЗОЖ, основам которого учит

не только школа, но и семья. Общество заинтересовано в прочной духовно, нравственно и психологически здоровой семье. Именно в семье происходит преломление социальных влияний на детей. Насколько здоровой является семья, настолько жизнеспособно всё общество.

Вопросы распорядка дня, личной гигиены, рациональная система питания, занятия спортом, закаливание, гигиена кожи, уход за зубами, ногтями, волосами, гигиена одежды, обуви, жилища, борьба с вредными привычками –ко всему этому должна быть потребность, а она закладывается в семье.

Хорошо, когда ребёнок ест, ложится спать, садится за уроки в одно и то же время. Его организм должен быть готов к предстоящему виду деятельности. Такой ребёнок и с аппетитом, и засыпает быстро, и не раскачивается долго, принимаясь за уроки – а, значит, на всём экономит время и меньше устаёт.

В каждой семье режим дня организуется по-разному. Но, к сожалению, сами взрослые зачастую бывают весьма не дисциплинированны в выполнении этого режима. Более того, с лёгкостью дают добро на нарушение режима своим детям. В первую очередь это касается сна.

Систематическое недосыпание нарушает работоспособность ЦНС, приводит к переутомлению и неврозам. А чтобы этого не случилось, жалея своих детей, родители щедро позволяют им подолгу спать утром. Особенно чётко это прослеживается по субботам.

Выработать привычку вовремя ложиться спать под силу только семье, причём, самое лучшее, если родители сами ложатся спать в определённое время, а не засиживаются перед экраном телевизора.

Особую тревогу вызывает тот факт, что большинство учащихся вместо прогулок на свежем воздухе просиживают у телевизора или компьютера по 2 – 3 часа, а то и больше.

Пример родителей ничем не заменишь. К сожалению, лишь 6% семей в

России начинают свой день с гигиенической зарядки, мало семей в холодное время года проводит выходные дни на природе, занимаясь спортом (пример).

Активный отдых просто необходим, тем более школьникам когда у детей идёт интенсивный рост. А нам ведь надо видеть своих детей не только умными, но и здоровыми, и счастливыми. Кто -то великий сказал: «Здоровый нищий - счастливее больного короля».

Особо следует сказать о вреде курения. Данные опроса показывают, что регулярно курит 34% юношей, 14% девушек, четверть школьников вообще ни

когда не курили, а большинство - лишь экспериментировали, поэтому на данном, экспериментальном этапе, зависит от семьи, будет ребенок заядлым курильщиком или вовремя остановится.

Повторим еще раз прописную истину: дети из курящих семей, причем не важно, подвержены этой пагубной привычке мать или отец, обычно сами рано начинают курить. Если родители не курят, то вероятность того, что дети не будут курить - в 1,5 раза выше. При этом пример некурящих родителей больше значение имеет для мальчиков.

Лучший способ чтобы ребенок бросил курить – отказаться от курения всем членам семьи. Готовность родителей идти на определенные жертвы ради здоровья своих сына или дочери очень важный стимул для ребенка.

Еще одна опасность, связанная с курением, состоит в том, что для части подростков сигареты - это вход в мир нелегальных наркотиков.

Главный выход к которому пришла мировая научная мысль в отношении проблемы подросткового курения - для того, чтобы снизить уровень курения среди подростков, необходимо снизить уровень курения среди взрослых, поэтому рекомендуется направить усилия не на сугубо подростковые профилактические программы, а на работу со взрослыми, в первую очередь, родителями и учениками. Наши дети смотрят не только на курящих родителей, но и пьющих родителей.

Другая проблема – алкоголь. Надо признать, что пить и напиваться в России стало не стыдно. А водка стала вообще национальным достоянием и обязательным атрибутом истинно русского человека. «Алкогольные традиции» - тяжелое наследие прошлого.

А ведь 2/3 землян не употребляют алкоголь, не курят, не употребляют другие наркотики. 694 больших и малых народов, населяющих Землю, ведут ЗОЖ.

Общество, в котором живём мы и наши дети, школьное воспитание помогает сформировать навыки ЗОЖ, но на первом месте всегда будет семья. Дети во всём подражают родителям, даже если в подростковом возрасте отрицают это.

Семья –это целый мир со своими правилами, отношениями к жизни, здоровью, воспитанию.

Образовательные, оздоровительные программы могут только помочь дополнить, обогатить знаниями, но заменить семейное воспитание, пример родителей они не могут заменить.

Начинать надо с себя – взрослого, и пусть будут здоровы наши дети!

Юлия Волкова
Консультация «Формирование здорового образа жизни у ребенка в семье»

На протяжении веков семья вносила решающий вклад в воспитание и социализацию детей, в формирование мировоззрения , ценностных ориентаций, в становление характера растущего человека, развитие интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер личности. Разные семьи осуществляют эти функции с той или иной степенью эффективности. Успех этого процесса зависит от уровня воспитательного потенциала семьи .

Под "воспитательным потенциалом семьи " понимается реальная, фактическая способность к воспитанию детей с учетом конкретных социальных ограничений, сбалансированности материальных и нематериальных ресурсов семьи . Понятие "воспитательный потенциал" позволяет охарактеризовать возможности семьи , как реальные, фиксированные, используемые в настоящее время, так и не используемые по каким-либо причинам.

В качестве показателей, дающих возможность охарактеризовать воспитательный потенциал, выступают : ценности, сложившиеся в семье , в том числе ориентации на семейный образ жизни , досуг, характер и содержание свободного времени, коммуникативного (внешнего) и личностного (творческого) общения, потребности, интересы, установки, мотивы выполнения социокультурных функций и др. возможности "социального участия" семьи в делах общества и государства. Важнейшим условием успешности реализации воспитательного потенциала семьи являются содержание и характер внутрисемейных отношений и, в первую очередь, отношение к ребенку .

Все родители хотят видеть своих детей здоровыми , веселыми, хорошо физически развитыми. Поэтому, одновременно с заботой о чистоте тела и с удовлетворением потребностей в пище, необходимо создать условия для реализации потребности в активных движениях, которые повышают устойчивость к заболеваниям, мобилизуют защитные силы организма.

Замечено, что дети усваивают образ жизни родителей , их привычки, их отношение к жизни , в том числе к физической культуре. Положительный пример родителей существенно влияет на формирование у детей стремления заниматься физической культурой в свободное время всей семьей . Формы могут быть разными - туристические походы пешком или на лыжах, игры, участие в коллективных соревнованиях.

Привычка к здоровому образу жизни - это главная , основная, жизненно важная привычка ; она аккумулирует в себе результат использования имеющихся средств физического воспитания детей дошкольного возраста в целях решения оздоровительных , образовательных и воспитательных задач. Поэтому семья призвана в раннем детстве, заложить основы здорового образа жизни , используя различные формы работы . На ранней стадии развития семья должна помочь ребенку , как можно раньше понять непреходящую ценность здоровья , осознать цель его жизни , побудить малыша самостоятельно и активно формировать , сохранять и приумножать свое здоровье .

Зачастую у детей отсутствует заинтересованность в занятиях оздоровительного характера . Считается,что это связано с тем, что, во-первых, рекомендации по здоровому образу жизни насаждаются детям чаще всего в назидательной категорической форме и не вызывают у них положительных эмоциональных реакций, а во-вторых, сами взрослые редко придерживаются указанных правил в повседневной жизни , и дети хорошо это видят. Кроме того, выполнение необходимых правил здорового образа жизни требует от человека значительных волевых усилий, что крайне затруднительно для ребенка-дошкольника , имеющего недостаточно сформированную эмоционально-волевую сферу.

Семья - это коллектив , члены которого взаимосвязаны определенными обязанностями. Будучи членом семейного коллектива, ребенок также вступает в систему существующих отношений благодаря которым он постигает нормы общественного поведения. В беседах с родителями о роли семейного воспитания педагог подчеркивает, как многосторонне влияние родителей на формирующуюся личность : рассказывает о семье как первой социальной ячейке, о характерном для нее укладе и стиле отношений всех членов семьи , о направленности их интересов и ее потребностях, обеспечивающих здоровый микроклимат . От семейного микроклимата во многом зависит эффективность педагогических воздействий : ребенок более податлив воспитательным влияниям, если растет в атмосфере дружбы, доверия, взаимных симпатий.

Семья для ребенка - это место рождения и основная среда обитания. В семье у него близкие люди , которые понимают его и принимают таким, каков он есть, - здоровый или больной , добрый или не очень, покладистый или колючий и дерзкий - там он свой.

Именно в семье ребенок получает азы знаний о окружающем его мире, а при высоком культурном и образовательном потенциале родителей, продолжает получать не только азы, но и саму культуру всю жизнь .

Семью укрепляют общие дела и заботы, будни, наполненные полезным содержанием, совместный досуг и отдых. Физическое воспитание имеет большое значение для семьи .

Семья во многом определяет отношение детей к физическим упражнениям, их интерес к спорту, активность и инициативу. Этому способствуют близкое эмоциональное общение детей и взрослых в разных ситуациях, естественно возникающая их совместная деятельность (обсуждения успехов спортивной жизни страны , переживания при просмотре телевизионных спортивных передач, иллюстраций в книгах на спортивные темы и др.).

Дети особенно восприимчивы к убеждениям, положительному поведению отца, матери, укладу жизни семьи .

Личный пример родителей, совместные физкультурные занятия, здоровый образ жизни - главные составляющие успеха физического воспитания в семье .

Не всегда родители уделяют внимание здоровью ребенка (правильное питание, гигиена, прогулки, закаливания и т. д.)

Правильное питание является одним из основополагающих факторов здорового и полноценного развития человека. Что и как мы едим в очень большой степени влияет на всю нашу жизнь . Известное высказывание Аркадия Гайдара говорит о том, что правильное питание каждый понимает по-своему. В большинстве случаев представления о полезной еде связаны с семейными пищевыми привычками, национальными традициями, образом жизни , а также с принципами отношения к своему здоровью . Чаще всего ребенок питается неправильно, по причине того, что родители либо не в состоянии прокормить ребенка полезной пищей , в связи с материальным недостатком, либо из-за не достатка времени, например, когда родители на работе, трудно заставить ребенка питаться именно в нужное время и тем, чем следует.

Большое значение в охране и укреплении здоровья ребенка принадлежит его гигиеническому обучению и воспитанию.

Гигиеническое воспитание- это часть общего воспитания, а гигиенические навыки- это неотъемлемая часть культурного поведения. Глубоко не правы те, кто считает, что сообщение детям гигиенических знаний и привитие им гигиенических навыков является делом медицинских работников. Это кровное дело родителей, тем более,что грань отдаляющая навыки гигиенического поведения от элементарных правил общежития, настолько неопределенна, что ее можно считать несуществующей.

Приходить в детский сад или школу с чистыми руками- это гигиеническое или общекультурное правило? Закрывать рот носовым платком при кашле? Не приходить в детский сад или школу больным? Все эти правила и обосновывающие их знания должны войти в сознание детей путем внушения, систематического воспитания и это должны делать в первую очередь родители.

Большое значение в профилактике различных заболеваний принадлежит личной гигиене. Личная гигиена- это уход за своим телом и содержание его в чистоте. Кожа защищает тело человека от болезней.

Под закаливанием следует понимать использование естественных сил природы (воздуха, воды, солнца) для повышения устойчивости организма к простудным заболеваниям. Практически во всех странах мира закаливание используется как профилактическое средство против простуды и других заболеваний. Закаливание не лечит, а предупреждает болезни, повышает сопротивляемость детского организма к различным раздражителям окружающей среды (сквозняки, перепады температуры и т. д.) и респираторных заболеваний, как грипп, ангина и т. д. Закаленный ребенок растет спокойным , эмоционально уравновешенным, доброжелательным, хорошо спит и ест, активно играет.

И наконец, прогулки. Не так часто у современных людей сейчас есть возможность выбраться на прогулку всем вместе. И даже выходные многие родители проводят на работе, оставив детей у бабушек. Семейные прогулки всегда доставляют радость детям. Поэтому родители должны как можно чаще находить время для небольших совместных походов на природу.

По утверждениям британских исследователей, здоровый образ жизни , включающий правильное питание и физическую активность, не даст ожидаемого эффекта, если в семье часто происходят ссоры и недопонимание.

Ученые провели эксперимент, в ходе которого изучали состояние здоровья человека , когда он разговаривает со своими членами семьи в нормальном тоне и во время ссор. Оказалось, что хорошее настроение и доброжелательное общение с близкими людьми оказывали положительное влияние на физическое здоровье

Организация воспитания

Основные направления семейного воспитания по .

Тихая полноводная река, в ней купаются дети, не умеющие хорошо плавать. Впереди - огромный водопад. Неожиданно течение подхватывает и уносит детей. Они оказываются в падающем потоке воды, рискуя разбиться и погибнуть, а мы, взрослые, стоим внизу, протягиваем руки и пытаемся их спасти, в то время как все мы должны были бы быть наверху, где спокойное течение и учить их плавать. Если перенести данную метафору в область здоровья , то река - это образ жизни , и наша общая задача - научить каждого ребенка безопасному плаванию по ней, всячески помогая ему в выборе стиля жизни , способствующего укреплению и сохранению здоровья .

Состояние здоровья детей на сегодняшний день оставляет желать лучшего. И рост заболеваемости связан не только с неблагоприятной экологической обстановкой, с постоянным ростом нагрузок, психоэмоционального перенапряжения и гиподинамии, но и с отказом родителей вести здоровый образ жизни . Здоровье детей напрямую зависит от условий жизни в семье , санитарной грамотности, гигиенической культуры родителей и уровня их образования . Часто уровень знаний и умений родителей в области воспитания привычки к здоровому образу жизни невысок , а интерес к данной проблеме возникает лишь тогда, когда ребёнку уже требуется психологическая или медицинская помощь. Большинство родителей не понимают самой сущности понятия «здоровье » , рассматривая его только как отсутствие заболеваний, совершенно не учитывая взаимосвязи физического, психического и социального благополучия. В результате у детей формируются вредные привычки , от которых избавиться бывает очень трудно.

Родителям необходимо знать критерии эффективности воспитания здорового образа жизни :

Положительная динамика физического состояния вашего ребенка ;

Уменьшение заболеваемости;

формирование у ребенка умений выстраивать отношения со сверстниками, родителями и другими людьми;

Снижение уровня тревожности и агрессивности.

Готовность к здоровому образу жизни не возникает сама собой, а формируется у человека с ранних лет, прежде всего внутри семьи , в которой родился и воспитывался ребенок .

Задача родителей - донести значение ежедневной заботы о своем здоровья .

Искусство это осваивается детьми в процессе совместной деятельности с родителями. Родителям необходимо не направлять детей на путь здоровья , а вести их за собой по этому пути своим примером.

Основной задачей для родителей является : формирование у ребенка нравственного отношения к своему здоровью здоровым , вести здоровый образ жизни . Он должен осознать, что здоровье для человека важнейшая ценность, главное условие достижения любой жизненной цели , и каждый сам несет ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья .

Для решения такой задачи родителям необходимо помнить правило - «Если хочешь воспитать своего ребенка здоровым , сам иди по пути здоровья , иначе его некуда будет вести!".

Формируя здоровый образ жизни ребенка , семья совестно с ДОУ должна привить ребенку следующие основные знания, навыки и умения :

Знание основных частей тела и внутренних органов, их расположение и роль в жизнедеятельности организма человека ;

Умение измерять рост, массу тела, определять частоту своего пульса и дыхания, понимание значения определения этих показателей для контроля за состоянием здоровья и его коррекции ;

Понимание значения здорового образа жизни для личного здоровья , хорошего самочувствия, успехов в учебе;

Знание правил личной гигиены, гигиены жилых и учебных помещений, одежды, обуви и др. ;

Умение правильно строить режим дня и выполнять его;

Знание основных правил рационального питания с учетом возраста;

Понимание значения двигательной активности для развития здорового организма ;

Знание правил профилактики заболеваний позвоночника, стопы, органов зрения, слуха и других;

Знание основных природных факторов, укрепляющих здоровье , и правил их использования;

Знание правил сохранения здоровья от простудных и некоторых других инфекционных заболеваний;

Умение анализировать опасные ситуации, прогнозировать последствия и находить выход из них;

Умение оказывать простейшую помощь при небольших порезах, ушибах, ожогах, обморожениях;

Знание лечебных учреждений, где возможно получить помощь в случае болезни;

Умение взаимодействовать с окружающей средой, понимать, при каких условиях среда обитания (дом, улица, дорога, лес) безопасна для жизни .

Формирование здорового образа жизни служит укреплению всей семьи . Ребенок должен узнать лучшие семейные традиции, понять значение и важность семьи в жизни человека , роль ребенка в семье , освоить нормы и этику отношений с родителями и другими членами семьи .

Родители должны развивать интерес ребенка к профессиональной и бытовой деятельности членов своей семьи , формировать понимание их социальной значимости. Воспитывать в ребенке доброту , дружелюбие, выдержку, целеустремленность, смелость, положительную самооценку, оптимистическое отношение к жизни , умение выражать свои чувства, способность верить в собственные силы и доверять миру. Развивать у него навыки общения, дух сотрудничества и коллективизма, умение понимать чувства другого, общаться и взаимодействовать в группе.

Осваивая эти знания и умения, ребенок учится управлять своими эмоциями и умственной деятельностью. Это улучшает психологическое самочувствие в школе, способствует более успешному обучению

Пути решения таковы :

Постоянная связь родителей с ДОУ, а именно с инструктором физкультуры, воспитателем, чтобы знать о проблемах или успехах своего ребенка ;

Совместное участие родителей в физкультурно-оздоровительных мероприятиях , проводимых ДОУ в качестве участников, помощников организаторам, судьям;

Совместное посещение спортивных соревнований.

Одними из важных приемов формирования знаний о ЗОЖ считаются практические занятия.

Такие занятия лучше всего проводить вместе с педагогами детского сада. Некоторые задания можно проводить и дома. Приведем для примера несколько тем, которые могут быть использованы в процессе профилактической работы с дошкольниками.

. Чистые руки :

показать, как правильно мыть руки;

доказать, почему нужно держать руки в чистоте, когда обязательно следует их мыть.

. Здоровые зубы :

показать на рисунке последовательность чистки зубов;

почистить зубы щеткой и пастой;

доказать, почему нужно чистить зубы, когда и какими пастами;

составить памятку «Что любят наши зубы» , «Вредно для зубов» .

. Красивые ногти :

показать на рисунке (нарисовать, как следует стричь ногти на руках и ногах;

правильно подстричь ногти на руках;

порассуждать, почему маленьким девочкам не следует отращивать длинные ногти, красить их лаком, носить на пальцах множество колечек.

. Внешний вид :

выбрать на рисунках (нарисовать) варианты одежды, обуви и прически для занятий в школе, посещения театра, праздника, для дома и т. д. ;

показать, как следует чистить одежду и обувь, пришивать пуговицы;

доказать, что всегда необходимо иметь при себе носовой платок, и пояснить, для чего.

.Беседы :

В первую очередь должны затрагивать проблемы, наиболее волнующие детей : это проблемы охраны природы и профилактики вредных привычек. Другим приоритетом должны стать темы нравственного, душевного здоровья , духовности, доброты, милосердия. Еще одно направление - «азбука здоровья » : темы гигиены, здоровых поведенческих привычек, рационального питания, профилактики утомления и др.

Примерные вопросы для беседы :

Хочет ли ребенок быть здоровым ? Что такое здоровье ?

От чего и от кого зависит здоровье людей ?

Кто должен помогать, здоровью - сам человек или другие люди - какие и почему?

Может ли человек сам помогать здоровью - своему и других людей? Как он может это сделать?

Как лучше заботиться о своем здоровье - одному или вместе с друзьями (одноклассниками,родителями и почему? Помогает ли здоровью дружба ?

Рисование - мощный способ преодоления коммуникативных барьеров, этот процесс помогает ребенку расслабиться и сосредоточиться на своих мыслях. Рисунок в соединении с письмом или диалогом может быть прекрасным методом исследования восприятия здоровья ребенком . Так дети выражают мысли, которые им трудно выразить с помощью слов.

Методика «Рисуй и пиши» очень нравится малышам. Такой способ самопознания учит их анализировать собственный опыт, размышлять по поводу своих действий и желаний.

Литературное чтение также может быть использовано в качестве метода формирования знаний о ЗОЖ .

Помимо литературного чтения, применительно к закреплению полезных привычек, формированию позитивного отношения к физическому и нравственному здоровью большое значение имеет игра.

Игра - это самый эффективный вид деятельности, позволяющий как можно дольше сохранять продуктивную работоспособность ребенка . В играх ребенок вступает в различные соотношения : сотрудничества, соподчинения, взаимного контроля и т. д. Игра раскрывает большой потенциал. Какие же игры могут быть использованы для формирования знаний о ЗОЖ .

Во-первых, это подвижные игры, они создают благоприятные условия для овладения пространственной ориентировкой, способствует совершенствованию восприятия и представлений. Постоянно сравнивания и уточняя впечатления, полученные от действий в окружающей среде, ребенок приучается к наблюдательности, осознает взаимосвязь между предметами в окружающей его среде. В играх совершенствуется приобретенные в упражнениях знания о направлении движений, местоположений и взаимоположении предметов.

А в упражнениях и подвижных играх с элементами соревнования, что можно организовать с детьми со двора, в котором живет семья , воспитывается творческое отношение детей к двигательной деятельности; формируются такие качества личности, как целенаправленность, устремленность, ответственность, критичность мысли, настойчивость в преодолении трудностей, наблюдательность, активность; развития фантазий, инициатива и увлеченность, умение осуществлять творческий замысел практически. Ребенок приучается по-новому смотреть на обычное, знакомое. Все это необходимо человеку в его будущей деятельности.

Очень важно, чтобы значительная часть таких занятий проводилась на воздухе. Двигательная деятельность на воздухе усиливает обмен веществ, окислительно-восстановительные процессы, улучшает работу всех органов и систем

Во-вторых, интеллектуальные игры, закрепляющие основные понятия, представления, знания по проблематике здорового образа .

И наконец, главный метод - личный пример родителей. Это самая главная и важная часть в формировании у ребенка здорового образа жизни . Родители обязательно должны показывать ребенку , что по утрам нужно чистить зубы, делать зарядку, питаться только правильной пищей. Если у родителей уже имеются вредные привычки и они не в силах от них отказаться, они не должны подавать ребенку дурной пример , следует скрывать свои потребности от глаз ребенка , т. к. дети четко повторяют всё, что видят, плохо понимая, хорошо это или плохо. Утром вся семья обязательно должна проделать комплекс упражнений, способствующий здоровому образу жизни , чтобы подать ребенку пример , с чего следует начинать утро. Родителям не следует баловать ребенка фастфудами , пока у него нет четкого представления, что это не полезно, т. к американская еда вызывает у ребенка большой интерес и потребность в ней.

Таким образом , в формировании знаний о здоровом образе жизни у ребенка любые методы работы : занимательная беседа, рассказ, чтение и обсуждение детских книг, просмотр кинофильмов и др., важны для освоения знаний о здоровом образе жизни . Эффективность формирования знаний о здоровом образе жизни в значительной степени будет зависеть от разнообразия методов , которые родители используют в своей работе, а также учета возрастных особенностей ребенка при выборе этих методов и личного примера родителей.

Заключение

Формирование здорового образа жизни у ребенка должно быть одним из обязательных компонентов семейного воспитания. Семья для ребенка - это та среда , где он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение.

Сделаем следующие выводы :

Понятие "здоровье " не имеет четкого определения в научной литературе. Кто - то считает его свойством, кто-то процессом, кто-то трактует его как состояние, кто-то способностью. Как правило, здоровье это не только отсутствие болезней, но и состояние полного душевного, физического и социального благополучия. Но не все семьи понимают это , считая, что если ребенок не болеет , значит он здоров . Также не все родители уделяют должного внимания воспитанию у ребенка знаний о здоровом образе жизни , поэтому многие дети не используют элементарных правил "чистых рук" и т. д.

Воспитательный потенциал семьи представляет собой реальную фактическую способность к воспитанию детей с учетом конкретных социальных ограничений. В качестве его показателей выступают потребности, традиции, установки, интересы семьи и многое другое . Также выявлено, что здоровье ребенка во многом определяется отношением родителей к попыткам научить ребенка элементарным правилам гигиены, поэтому необходимо уделять огромное внимание такому воспитанию детей, так как в настоящее время эта проблема обострилась и стала актуальной. Актуальность проблемы здоровья детей и знания о нем заключается в том, что дети не осведомлены об этой проблеме. Поэтому необходимо решать задачи о пополнении знаний детей о здоровом образе жизни и развивать это любыми путями, начиная, прежде всего, с семьи .

Существует одно основное направление семейного воспитания по формированию у ребенка здорового образа жизни . К нему относится - работа с детьми. Необходимо донести значение ежедневной заботы о своем здоровье до сознания своего ребенка , обучить искусству укрепления здоровья , сформировать у ребенка нравственное отношение к своему здоровью , которое выражается в желании и потребности быть здоровым , вести здоровый образ жизни . Родители должны уделять особое внимание формированию благоприятной атмосферы в доме, воспитывать в ребенке уважение к себе и окружающим, бережному отношению к своему здоровью . Большое значение имеет воспитательное воздействие на ребенка личным примером родителей.

Существует множество форм и методов воспитания здорового образа жизни у ребенка в семье . Лучший метод - это метод "игра". Он более эффективно влияет на формирование в ребенке знаний о здоровом образе жизни , более четко дает понять ему всю важность здоровья . Однако лишь комплексное использование всех методов и форм воспитания здорового образа жизни в семье может сформировать у детей четкое понимание того, что следует делать, чтобы вести здоровый образ жизни .

Альбом к проекту "Здоровые семьи-будущее России"

"Здоровый образ жизни формируется в семье"

Автор: Тюрина Татьяна Валентиновна, педагог дополнительного образования
МБОУ ДОД ДЮЦ, п/к "Светлячок" с. Тёплово

"Я не боюсь ещё и ещё раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд родителей. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы”
В. Сухомлинский

Каждый родитель хочет видеть своих детей здоровыми и счастливыми, но далеко не все задумываются о том, как сделать, чтобы их дети жили в ладу с собой, с окружающим миром, с людьми. А между тем секрет этой гармонии прост - здоровый образ жизни. Он включает в себя и поддержание физического здоровья, и отсутствие вредных привычек, и правильное питание, и альтруистическое отношение к людям, и радостное ощущение своего существования в этом мире, и стремление оказать помощь тем, кто в ней нуждается.
Как правило, результатом здорового образа жизни являются физическое и нравственное здоровье, Они тесно связаны между собой. Не случайно в народе говорят: "В здоровом теле - здоровый дух". Психологи и педагоги давно установили, что самым благоприятным возрастом для формирования полезных привычек является школьный возраст. В этот период ребенок значительную часть времени проводит в семье, среди своих родных, чей образ жизни, стереотипы поведения становятся сильнейшими факторами формирования их представлений о жизни. Вот почему именно в семье закладываются основы многообразных отношений к себе и своему здоровью, к здоровью близких, к людям, к труду, к природе. Ребенку нужна помощь взрослых, чтобы сформировать навыки, необходимые для организации своей жизни в будущем. Здоровый образ жизни - это радость для больших и маленьких в доме.

Результаты анкетирования родителей детей показали, что большинство опрошенных незнакомы с факторами риска распространенных детских заболеваний, а в семьях не уделяется должного внимания формированию здорового образа жизни. Очень мало детей регулярно занимается спортом. У большинства детей выявлены вредные привычки, способствующие формированию болезней костно-мышечной системы: привычка постоянно сидеть и лежать в неправильных позах, ношение сумки и портфеля в одной руке, привычка постоянно сутулиться. Многие родители признают употребление алкоголя, половина опрошенных родителей курят. Только 21% опрошенных родителей считают питание своего ребенка рациональным и сбалансированным.
Исходя из этого - мы и решили реализовать проект «Здоровые семьи – будущее России», в ходе которого были выявлены семьи нашего села, где здоровому образу жизни уделяется большое внимание.

Цель проекта:
создание условий для понимания ценности здоровья, его зависимости от окружающей среды и ведения здорового образа жизни в семье;
Задачи:
изучить семьи, с целью выявления положительного опыта воспитания здорового образа жизни;
ознакомление ребенка с ценностями здорового образа жизни;
формировать в детях осознанное отношение к своему здоровью;
воспитывать детей на лучших примерах семейных традиций здорового образа жизни;
оказать родителям информационную поддержку по вопросам воспитания здорового образа жизни.


Здоровый образ жизни!
Полезен он для всех.
Здоровый образ жизни!
Удача и успех.
Здоровый образ жизни!
Со мной ты навсегда.
Здоровый образ жизни!
Моя это судьба.

Здоровый образ жизни,
Будь у всех в крови!
Здоровый образ жизни!
Утром поднялся и беги.
Здоровый образ жизни!
Свежий воздух вдохни.
Здоровый образ жизни!
Счастливым будешь ты!

Закаливание - как самый эффективный способ укрепления здоровья
Чтобы быть здоровым необходимо закаляться. Здоровье - это самое дорогое, что есть у каждого человека. При пожеланиях кому-либо мы всегда желаем только одного - здоровья. Здоровье нужно каждому человеку, оно даёт нам силы решать свои проблемы, помогает в жизненных трудностях. Крепкое здоровье зависит от того, как человек следит за ним. В недавних исследованиях учёных говорится, что, если среднестатистический человек будет соблюдать правила гигиены, он может прожить 100 лет.
Способов укрепить своё здоровье много, одним из самых эффективных является закаливание. Закаливание улучшает иммунитет и укрепляет общее здоровье организма. Самая большая польза от закаливания в том, что простуда и грипп обойдут вас стороной. Если раньше для того чтобы заболеть, вам достаточно было сквозняка, после закаливания организма ни одно охлаждение не заставит вас заболеть.
Закаливаясь, человек учится переносить без ущерба для своего здоровья не только контрасты холода и жары, но и физические и эмоциональные перегрузки, жажду и голод. Иными словами, закаливаясь, человек увеличивает свои защитные силы. Закаленный человек становится выносливее, сдержаннее, уравновешеннее, у него отмечается повышение работоспособности и улучшение настроения. Недаром говорят, что сильным можно быть и без закаливания, а вот по-настоящему здоровым быть без него невозможно.
Закаливание, как метод укрепления и усиления здоровья организма, известен с далёкого прошлого. Точно известно, что, практически, все народы страны использовали закаливание для укрепления организма. Даже, закаливаясь изредка, для профилактики, можно существенно укрепить иммунитет. На Руси закаливанию придавали особое значение. Закаливание было массовым занятием, отводилось специальное время для закалки, и, практически, всё население закаливалось. Это, в большинстве случаев, было причиной того, что всё население было верующим, и в крещенские морозы было принято закаляться.
Мы побывали в семье Тюриных. И увидели, что закаливанием в их семье занимается дочь Катерина. А закаляется она так: парится в бане, а затем купается в речке Тёше, где даже летом ледяная вода. Такие процедуры она проводит круглый год. Но так она закалятся начала не сразу. Сначала принимала воздушные ванны, затем контрастные обливания в бане, потом купалась зимой в снегу и только потом стала бегать купаться в речку. Всё это она делает систематически.
Она говорит, что Если вы хоть раз были в бане, то вряд ли забудете это ощущение буквально второго рождения. Проходят простуда, ломота в суставах, депрессии и просто миллион мелких, а иногда и весьма серьезных заболеваний, появляется удивительная легкость, ощущается необыкновенный прилив энергии.
Парится Катя традиционно берёзовым веником, которые заготавливают всей семьёй.
Глядя на старшую дочь, закаливанием стали заниматься и остальные члены семьи - папа, мама, брат Дмитрий. Так закаляться она научилась от своей родственницы. После такого закаливания мама Кати, Наталья Алексеевна, увидела, что дочь стала меньше болеть. Прошёл её хронический насморк, улучшалось эмоциональное состояние.
Катя рассказала нам о витаминном коктейле, который использует после бани.Его рецепт
простой: заваривает кипятком лекарственные травы(земляничник, крапиву, брусничник, ромашку) и добавляет лимон или ягоды. Настаивает, и с удовольствием пьют всей семьёй.
В семье Рыжевских любят повторять такую пословицу: «Здоровье своё сбережём с малых лет – оно нас избавит от болей и бед». Они уверены, что закаляться нужно с малых лет. И поэтому они всей семьёй обливаются холодной водой, а зимой катаются на лыжах. Это помогает им поддерживать иммунитет. Своего внука Артёма они тоже начали закалять с самого рождения. Когда мы были у них в гостях бабушка Артёма, Светлана Васильевна, рассказала и показала, как они это делают. Оказывается всё просто, а результат положительный. Во-первых, закаляют хождением босиком – закаляется организм, укрепляется нервная система, осуществляется массаж ступней, исправляется плоскостопие. Ещё их внук любит купаться и обливаться прохладной водой. Поэтому его организм привык к неблагоприятным погодным условиям, резкая смена погоды ему не страшны. Мама Артёма отмечает, что после таких процедур он жизнерадостный и активный.
Побывав в этих семьях, мы узнали о пользе закаливания, о целительных свойствах бани, веника, витаминных напитках, о пользе ходить босиком и обливании водой. На примере Кати увидели, как можно закаляться с помощью бани. Закаляясь можно укрепить своё здоровье и получить прекрасное настроение.

Озеленение дома - залог здоровья детей в семье
Современная мода на здоровый образ жизни и экологический дизайн постепенно меняет облик наших домов. Большое значение имеют чистота и свежесть воздуха. Живые растения прекрасно решают эту задачу - они насыщают пространство кислородом, повышают влажность, сокращают количество пыли. Комнатные растения создают уют, служат украшением интерьера. Такие растения благотворно сказываются на физическом и психологическом здоровье человека. Чтобы наглядно убедиться в этом, мы посетили семьи, где занимаются комнатными цветами.
В семье Бударагиных нас встретили хозяйка Светлана и дочь Мария. Они охотно поделились секретами выращивания комнатных цветов. Оказывается это хлопотная и трудоёмкая работа. Но результат стоит того: цветы создают уют и успокаивающую обстановку. Светлана рассказала нам, что ухаживая за цветами, она отдыхает и психологически расслабляется. Нужно постоянно разговаривать с ними как с живыми. Только тогда цветы хорошо растут и радуют своей красотой. Мы увидели, что цветы присутствуют в каждой комнате и все они чистые, ухоженные и очень зелёные. Ухаживать за ними помогает дочь: поливает, подкармливает, протирает пыль. Ей очень нравиться заниматься этим. Она говорит, что цветы создают уют в доме и каждый цветок необычный по-своему. Она поделилась информацией о замечательном цветке каланхоэ. Этот цветок считается растением жизни, лекарственное растение. Кроме того этого он великолепно очищает воздух и поглощает все вредные излучения от электробытовой техники. Листья этого цветка- кладовая витам инов. Биологи нашли в его соке полисахариды, минеральные соли, микроэлементы, витамин С и органические кислоты. Растение выдерживает температуру до 10 градусов тепла, но любит солнце, не переносит влажного воздуха. Мало того, что этот цветок лечит, так он ещё и создаёт уют в доме.
Хозяйка сказала, что цветы снимают головную боль и дети реже болеют ОРЗ. А совместный с дочерью труд по уходу за цветами объединяет общими интересами.
В семье Марочкиных озеленением дома занимается хозяйка Елена Валентиновна. Мы увидели много интересных цветов и узнали истории связанные с ними. Например, ананас она вырастила из верхушки свежего ананаса, который стоял на свадебном столе сына Игоря.

Теперь этот цветок напоминает об этом событии. Хозяйка рассказала интересный факт об этом цветке: чтобы он хорошо плодоносил нужно накрыть его пакетом и окурить табачным дымом.
Большинство растений в доме –это подарки от близких и учеников. Драцена привезена сыном из Анапы. Необычайная композиция получилась в горшке с шефлерой: верх горшка устелен мхом, который вырос в огороде в водоёме для гусей. Мох удерживает влагу и создаёт красивое дополнение.
Самый любимый цветок – «Кофейное дерево», так как хозяйка любит очень пить кофе. Этот цветок мы с детьми увидели первый раз. Он оригинально вписывается в интерьер кухни и создаёт тёплую обстановку.
Елена Валентиновна поведала нам о цветке, который заболел у неё во время ремонта. Листья пожелтели, цветы облетели –не вынес строительной пыли. Ей жалко его, уж больно красиво цветёт, она всеми силами старается его вылечить.
На прощание она сказала: «Выращивайте, ухаживайте за своими любимцами и с благородством относитесь к ним – они добавят сил и позитивной энергии, хорошего настроения и здоровой, прекрасной жизни».
Побывав в семьях, где занимаются озеленением дома, мы сделали следующие выводы:
цветы помогают справляться со стрессами, чувствами тревог и раздражений. Успокаивающим эффектом обладает не только созерцание растений, вдыхание аромата, но и сам уход за ними
эфирные масла и другие соединения, которые выделяют растения (лимон, роза, жасмин…) обладают тонизирующим действием. Из-за этого горшки с такими растениями нежелательно ставить в спальне
цветы, заполняющие подоконники, снижают еще и шум с улицы, одновременно с этим, поглощают пыль, поступающую в комнаты через окна
такие растения уменьшают в домах количество конфликтных ситуаций, возникающих почти в каждой семье, а цветы создают позитивную атмосферу
жители, которые занимаются озеленением своего дома, меньше жалуются на головную боль, снижается частота ОРЗ, глазных болезней, проблем с давлением

Спорт в моей семье
Спорт пронизывает все уровни современного социума, оказывая широкое воздействие на основные сферы жизнедеятельности общества. Он влияет на национальные отношения, деловую жизнь, общественное положение, формирует моду, этические ценности, образ жизни людей. В подтверждение этого тезиса можно привести слова известного спортсмена Александра Волкова: "...спорт сегодня - это главный социальный фактор, способный противостоять нашествию дешевой культуры и дурным привычкам. Это лучшая "погремушка", которая сможет отвлечь людей от нынешних социальных проблем. Это, пожалуй, единственный "клей", который способен склеить всю нацию воедино.
Мы посетили семью Беловых, где отец Алексей и два сына –Дмитрий и Иван, занимаются зимним видом спорта - хоккеем. Любовь к этому виду спорта привил отец. Ещё учась в школе, он занимался в спортивной школе и был лучшим игроком в команде. Он убеждён, что спорт помог воспитать веру в свои силы и возможности. А уроки, усвоенные на хоккейном поле,затем помогли в жизни. Именно спорт сделал из него настоящую личность – настоящего мужчину, что немало важно для подрастающего поколения. Своих сыновей Алексей также с детства приучил заниматься спортом. Сначала брал наблюдать за игрой, тренировками, а чуть подросли стал обучать и тренировать их. Старший сын увлечён чуть больше. Он уже играет в одной команде с отцом. А младшего Ивана отец заставляет силком, постоянно напоминая ему, что в современной жизни нужно рассчитывать на самого себя, что достижение успеха зависит то трудолюбия, терпения, волевых навыков. Ваня рассказывает: «что сначала для новичка мне этот вид спорта показался очень сложным: то вечно падал, то разбивал нос или просто лень было вставать на коньки. Несколько лет спустя, я уже стала с нетерпением ждать, когда наступит зима. Катание на коньках на свежем воздухе, забивание шайбы в ворота или же легкая пробежка по катку, переживание за исход игры– все это стало моим хобби. От всего этого мы с
братом получаем столько адреналина, что на весь год хватает. А когда приходишь домой, ощущается такая приятная усталость. И что необходимо после игры в хоккей– это приготовить горячий чай и наслаждаться просмотром любимого фильма для полного расслабления мышц. Так мы и делаем всегда». А Дмитрий добавляет: «Если вы хотите прожить жизнь без болезней и продлить свою жизнь до 100 лет или более, занимайтесь спортом. Ведь это намного лучше, чем сидеть целыми выходными перед телевизором». Мама также согласна, что спорт - это школа воспитания мужества, характера, воли.
Спортивная деятельность позволяет сыновьям стойко переносить трудности, нередко возникающие у них в школе, в семье, в других жизненных ситуациях.
Поддерживать спортивную форму летом помогают и другие увлечения: сами выращивают и ухаживают за кроликами, езди ют на рыбалку(папа для этого всё купил),помогают маме на огороде.
На примере этой семьи мы узнали о пользе занятия спортом. Воспитывается смелость, храбрость, мужество. Совместное увлечение объединяет и сплачивает семью (общие переживания, общие радости и сладость победы). Выступая за свою команду, у мальчишек воспитывается ещё чувство гордости за свою семью.

Здоровое питание - здоровые дети
«мы – это то, что мы едим»
Научный прогресс - ЗДОРОВО! Научный прогресс - ТРЕВОЖНО! Спросите: «Почему?» Глютамины, ароматизаторы, усилители вкуса… И мы с вами употребляем продукты с такими добавками, не задумываясь о своём здоровье. Отсюда ослабленные физически дети, отсюда детские хронические заболевания, которые раньше встречались только у пожилых людей. Наши дети вместе с нами «перекусывают» чипсами, кириешками, запивают лимонадом сомнительного производства. А жевательные резинки, а шоколад и сладости, которые напичканы в изобилии Е «ешками».
Как же вырастить здоровое поколение? Прежде всего необходимо прививать ребёнку осознанное отношение к правильному и здоровому питанию в семье. Практически все родители сталкиваются с проблемами в организации питания детей. Несмотря на это, далеко не все родители считают необходимым рассказывать детям о важности правильного питания. Культура питания – это основа здорового образа жизни. «Если бы люди ели только тогда, когда они голодны, и если бы питались простой чистой и здоровой пищей, то они и не знали бы болезней, и им легче бы было управлять своей душой и телом» - говорил Л. Н. Толстой
Узнать о правильном питание мы решили на примере семьи Фроловых, которые ведут своё хозяйство- держат корову, кур, имеют большой огород. поэтому питаются они исключительно натуральными домашними продуктами. Когда мы пришли к ним в гости хозяйка встретила нас вкусной едой, приготовленной из своих продуктов и своими руками. Она рассказала нам, что в их семье едят только полезную и витаминную пищу. Два сына –Валя и Вова, уже в 7 лет научились разбираться в еде. Прежде чем что-нибудь скушать они всегда спросят: «Мама, это вредно. Это не химия». Они уже знают о здоровом питании.
Ольга Валентиновна рассказала, что в здоровое питание должны входить и витамины. Поэтому в огороде у них много ягод- клубника, малина, смородина. Летом едят свежими а на зиму делают различные заготовки. Тяжело вести своё хозяйство. Но здоровье семьи и детей важнее.
«Многие хозяйки покупают полуфабрикаты- говорит Ольга, -это очень вредно и не вкусно. В них много примесей, которые вредны для детей. К тому же еда, приготовленная с душой своими руками несёт положительную энергию. В своей семье мы стараемся сохранить традиции «домашних застолий», где пекём свои пироги и вкусные и полезные торты. А вместе с этим укрепить семью и традиционный конфликт отцов и детей решить за общим столом. Когда вся семья вместе с любовью готовит ужин – это ли не счастье?».
Мы с ребятами попробовали запеканку из творога с клубникой. Какая вкуснотища! А ещё и полезно! А румяная яичница из печи пролетела на ура! Пока мы угощались, хозяйка всё повторяла: «Вкусная еда и человека веселит». И вправду, настроение у нас поднялось, и сила прибавилась.
Ещё мы узнали, что для здоровья полезно соблюдать такие правила: есть в одно и то же время, не переедать, тщательно пережёвывать пищу, не разговаривать за столом.
Побывав в этой семье, мы сделали вывод, что здоровое питание - основа процветания людей! И от правильного питания во многом зависит состояние здоровья детей. Формирование культуры здорового питания, одна из основных задач семьи. В семье Фроловых созданы все условия для здорового питания. Многие семьи могут брать положительный опыт от них.

Пусть в стране проблем и много,
Но с питаньем нет беды –
Завтрак, полдник, ужин – строго
Мамы наши у плиты.
Только лучшие продукты и полезная еда:
Кушай их ты с аппетитом и здоровым будь всегда!
Хоровод из витаминов, фруктов, мяса, овощей,
Чтоб с красивой быть фигурой, и улыбкой до ушей.

Трудолюбие в семье и здоровый образ жизни
Постоянная занятость ребенка, увлеченность его трудом – надежная гарантия того, что он не станет пустым, никчемным человеком.
Основы трудового воспитания закладываются в семье. Семья – дружный трудовой коллектив. Любовь к труду необходимо начинать воспитывать очень рано. Подражание, свойственное ребенку, является одним из важнейших мотивов, побуждающих детей к активной деятельности. Наблюдение за трудом взрослых рождает желание делать то же самое. Не погасить это желание, а развить и углубить его – основная задача родителей, если они хотят вырастить ребенка трудолюбивым. Основная задача семьи в области трудового воспитания – организовать деятельность ребенка, чтобы она оказала на него максимальное воспитательное воздействие.
В труде проявляются особенности поведения ребенка – активность, стремление к самостоятельности, утверждение своих позиций.Основное назначение трудовой деятельности состоит в том, чтобы формировать активную позицию детей по отношению к миру, что предполагает проявление забот о себе, об окружающих. В процессе трудовой деятельности происходит физическое и психическое развитие детей, овладение умениями и навыками (умение работать согласованно, намечать последовательность действий)
Умел дитя родить, умей и научить – такими словами встретил нас глава семьи Мысягин Михаил Александрович. Эту семью мы посетили не зря. Михаил Александрович, Анна Анатольевна(оба имеют педагогическое образование) и сын Сергей постоянно в труде. Взрослые сами с детства были приучены трудиться и своего сына тоже так же воспитывают. Хозяйка рассказала, что приучать к труду сына начали с бытового труда. Главное, считает она – привлекая детей к выполнению бытовых обязанностей, мы воспитываем привычку трудиться, а в месте с ней – привычку заботиться о близких, формируя тем самым благородные побуждения. Наверное, самый лучший подарок для матери, если дочь или сын скажут ей, уставшей после работы: "Ты отдохни – я сам почищу картошку". Именно с бытового труда и начинается трудовое воспитание, и не важно, кем станет ребенок, когда вырастет – летчиком или поваром, рабочим или менеджером. Привычка, умение делать что-то своими руками пригодятся ему в любой профессии, и, кроме того, они в огромной степени содействуют умственному развитию ребенка.
Михаил Александрович в настоящее время имеет свой тракторный парк и выполняет все работы по сельскому хозяйству: пашет землю, окучивает, косит. Работа тяжёлая и требует
помощника. Поэтому сын всегда с отцом. «Сначала просил помочь убраться, подать. принести что-нибудь –говорит отец- как подрос, стал доверять ремонт, а теперь и трактором управлять может. Даже для него в этом году приобрёл маленький трактор и сенокосные грабли. Считаю, что труд человека кормит, а лень портит. Конечно, не всегда трудиться с желанием,
приходиться и заставлять, без этого нельзя. Необходимо помочь ребенку ощутить пользу своих трудовых усилий, научить испытывать радость оттого, что его деятельность полезна окружающим».
Так как мама работает (психологом) работу в огороде тоже выполняют вместе. Сын помогает во всём: и копает, и полит, и косит газон, следит за порядком в курятнике. Мы увидели. что каждый уголок в огороде обустроен и ухожен. А какой у них уютный и ухоженный уголок зоны отдыха! Сразу видно – потрудилась вся семья. Не смотря на постоянную занятость семья имеет отличную спортивную комнату которую также вместе мастерили и обустраивали. Серёжа говорит: «Лучший отдых, это смена труда. Ведь спорт это тоже труд».
В свободное время Сергей трудится в своём гараже. Большой восторг был в глазах мальчишек, когда мы пришли туда и увидели несколько мотоциклов. «Это моё хобби, - говорит Сергей,- люблю возиться с техникой. Сейчас хочу собрать из 4 старых мотоциклов один хороший и продать. Приходиться потрудиться, но ведь без труда нет и плода – говорит мне всегда отец».
В семье считают, что труд ещё никого не испортил. Важно дать ребенку возможность проявить себя в труде, показать смекалку, ловкость, терпение, волю, настойчивость. Многое изменилось в нашей жизни и в жизни наших детей. Усложнилась школьная программа, учиться стало труднее. Вот родители и идут на "жертву": всю домашнюю работу берут на себя. И вырастает потребитель, который будет вероятнее всего требовать такого же к себе отношения в будущей семье.
Каждому родителю хотелось бы, чтобы его дети отдавали предпочтение спорту, а не сигарете, труду, а не алкоголю, напряженному самообразованию, а не растранжириванию времени. Но для этого нужно долго и упорно трудится на ниве воспитания. Важнейшее место в семейном воспитании занимает – трудовое воспитание. Задачей трудовой деятельности ребенка в семье является развитие в нем нравственных, физических и умственных качеств, развитие его личности, приобщение к труду.
Можно сделать вывод, что создание благоприятного морального климата и здорового образа жизни семьи обеспечивается за счет совместного участия детей и родителей в разнообразных делах. Труд - один из ведущих факторов воспитания у детей правильных представлений об образе жизни. В семье Мысягиных созданы все условия для здорового образа жизни.

Семейный отдых
«Одна из несомненных и чистых радостей есть отдых после труда».
(Иммануил Кант).

Сколько интересных дел, способствующих гармоничному формированию души и тела, ждет детей вне дома! Познакомиться: Каким может быть семейный отдых? - мы с детьми решили на примере семьи Клоповых.
Вот и в семье Клоповых семейному отдыху уделяют большое значение. Папа, Сергей Иванович, с радостью организует все путешествия семьи: мамы, дочери Татьяны и сына Димы. Считает, что совместный отдых объединяет семью, помогает расслабиться, набраться новых сил для дальнейшей работы. А Людмила Николаевна говорит, что самые яркие впечатления о детстве остаются у детей именно от поездок и путешествий по разным местам. К семейному отдыху их приучили родители. И они тоже поддерживают эту традицию.
Особую значимость в этой семье имеют прогулки детей с родителями на речку, в лес или в поле. Мама рассказывает: «Пешеходные прогулки чередуются с велосипедными (зимой - лыжными). Это позволяет чаще менять маршруты, расширять представления детей о своем крае. К тому же они носят оздоровительный характер (свежий воздух, движения, эмоциональный настрой) . Прогулки дают ребенку значительный объем информации. Когда мы взрослые, взяв детей за руки, идём, отвечая на вопросы детей, делая маленькие открытия, показываем примеры бережного отношения к природе и тем самым вызываем в душе ребенка не только удивление и восхищение, но и уважение к окружающему его миру».
Инициатором дальних поездок является папа. Каждое лето он организует такой семейный отдых. Сколько эмоций, впечатлений. информации получили дети от поездки на Свято озеро, на море, в Казань в аквапарк! Дочь Татьяна показала нам все фотографии с их поездок. Она говорит: «Как весело всей семьёй отдыхать и делиться полученными впечатлениями. Мы с братом долго вспоминаем интересные моменты. Впечатлений хватает на целый год. Приятно в тёплой семейной обстановке вспомнить старые приключения и помечтать о новых». Таня рассказала нам, что ей понравились все поездки, но всех приятней вспоминать о тёплом море. Как приятно лежать на морском песочке, и ни о чём не думать! А Казань поразила своей необычной красотой. Побывать в аквапарке она мечтает ещё раз.
Побывав в этой семье, мы увидели, что семейный отдых необходим каждой семье. Он помогает наладить дружеские отношения в семье, занять досуг детей и взрослых, расширяет кругозор, устанавливает определённые традиции в семье, сплачивает взрослых и детей. А главное влияет на здоровье детей с положительной стороны. Условие успешности формирования здорового образа жизни является тесная, искренняя дружба детей и родителей, их постоянное стремление быть вместе, общаться, советоваться. Общение - великая сила, которая помогает родителям понять ход мыслей ребенка и по первым признакам определить склонность к негативным поступкам, чтобы вовремя предотвратить их.

Спортивный уголок в семье
Здоровый образ жизни предполагает развитие двигательных потребностей ребёнка. Для решения этого вопроса необходимо чтобы в семье были созданы необходимые условия. Даже простой комплекс способен превратить регулярные занятия в интересную игру. Возможность его применения ограничивается только фантазией родителей, огромный простор для детских игр. Он может стать палубой корабля с канатами и веревочными лестницами, а также непроходимыми джунглями с множеством интересных приключений. Маскируя детский уголок под различные игры, у ребёнка выработается привычка к постоянному физическому совершенствованию и развитию.
Чтобы наглядно увидеть спортивный уголок, мы посетили семью Груниных. В их семье уделяется большое внимание здоровому образу жизни. Родители создают необходимые условия. Во-первых в детской комнате имеется спортивный уголок. В их семье двое детей и они с удовольствием проводят время на спортивном уголке. Мама детей правильно заметила, что нехитрое сооружение не только максимально удовлетворяет потребность ребенка в движении, но и развивает ее: дома спортивные снаряды всегда доступны, поэтому позволяют обогащать любую игру движением, чередовать физическую нагрузку с умственной. Занимаясь на детском спортивном комплексе можно научить его правильно спрыгивать и падать, что в будущем уменьшит угрозу травматизма вне дома: малыш научится рассчитывать свои силы и будет осторожным.
Сын Кирилл показал нам несколько трюков, которые он выполняет на турнике и объяснил, что благодаря занятиям на спортивных снарядах, он стал более крепким, подвижным и гибким. Крепнут мышцы рук, плечевого пояса, груди, спины, позвоночника и брюшного пресса. Он сказал: « Мне очень нравиться играть с друзьями здесь, мы соревнуемся – кто дольше провисит на кольцах, кто быстрее доберётся до потолка, кто больше подтянется. Люблю повторять друзьям спорт и физкультура, всех вперёд ведут в трудную минуту нас не подведут». Маленькая сестрёнка тоже не отстаёт от брата, старается повторять за ним движения. Ей доставляет это большую радость.
В семье Груниных мы также увидели батут, спортивные мячи, снаряды для метания. А на улице возле дома папа для своих детей соорудил целую площадку для прогулки. Здесь и песочница, и домик, и большие качели, которые можно использовать как турник. Здесь большой простор для игр и различных движений. Алексей, папа семейства считает, что наличие детского спортивного уголка для детей стимулируют в нем проявление лидерских
способностей. Например, карабкаясь на верх, они как бы тренируются преодолевать препятствия, ожидающие их во взрослой жизни. Кстати папа сам активно занимается с детьми,объясняет и контролирует движения, подсказывает как нужно правильно выполнять.
Мама Виктория Юрьевна советует: «Не следует забывать о пользе простых правил, соблюдение которых помогает сохранять здоровье. Это и утренняя зарядка вместе со старшими членами семьи, и пробежка вокруг дома, и совместные прогулки перед сном, и проветривание помещения, и соблюдение правил личной гигиены».
Мы увидели, что в семье созданы все условия для физического развития детей. Семья Груниных старается вырастить своих детей сильными, крепкими, здоровыми. Узнали о пользе спортивного уголка в семье: развитие опорно-двигательного аппарата, кровеносной и дыхательной систем, улучшение умственной работы. Активное движение детей и его физическое и эмоциональное развитие напрямую связано между собой. Хотите вырастить уравновешенного и гармоничного ребенка с высоким уровнем интеллекта и при этом избавить себя от истерик и возрастных капризов, тогда не ограничивайте его передвижение.

Лекарственные травы и здоровый образ жизни
Данная тема сейчас очень актуальна, тек как болезнь легче предупредить, чем потом, мучаясь пытаться от неё избавиться. Не проще ли сейчас просто оглянуться вокруг и увидеть то, что даёт нам природа. Наш добрый и всесильный доктор « природа» всё предусмотрел, и всё подготовил, нужно просто это лекарство взять и воспользоваться им, но не все об этом лекарстве знают. В наш индустриальный век, при сильнейшем загрязнении просто невозможно остаться абсолютно здоровым. Зачастую медицина оказывается бессильной, поэтому на помощь могут прийти лекарственные травы. Лекарственные растения – это настоящий целитель, который растет прямо у нас под ногами и мы часто, проходя по поляне, не замечаем трав, которые спасают многим жизнь, предупреждают развитие различных заболеваний и помогают нам стать красивыми без применения химически синтезированных материалов. Родители должны иметь определённую информацию об их применении. Они могут показать как выглядят и где растут лекарственные растения. Рассказать своим детям о пользе и способах применения. Детям также интересно будет совместно с родителями собирать лекарственные травы, сушить их и приготавливать травяные чаи. В нашем селе многие семьи занимаются сбором лекарственных трав. С этой целью мы посетили Наумкину Валентину Васильевну. Она занимается сбором лекарственных трав. В свои 76 лет выглядит жизнерадостной и энергичной. Наверное, это занятие ей на пользу. Проработав 30 лет водителем трамвая, сейчас живёт в родительском доме и занимается огородом. Любит встречаться со своими подругами пообщаться, попеть песен. Очень радушная и гостеприимная. Вот и нас она встретила приветливо, угостила всех конфетами и поделилась своими секретами о пользе лекарственных трав.
«Заниматься сбором лекарственных трав начала, когда поняла, что таблетки одно лечат, другое калечат, -говорит Валентина Васильевна-Да и в нашей местности столько лекарственных трав, что грех не собирать их и использовать для лечения». Она показала нам свои запасы и рассказала о их пользе для организма. Вот не полный перечень трав:
ромашка - снимает аллергические проявления, убирает спазмы кишечника, обладает противовоспалительными свойствами. Широко используется при простуде, для лечения воспаления полости рта. Отвар готовят следующим образом: одним стаканом кипятка заливают столовую ложку сухих цветков и настаивают 10-15 мин. Пьют три раза в день по треть стакана;
иван-да-марья - хорошо используется как отхаркивающее средство при воспалениях органов дыхания. При почечно-каменной болезни - как мочегонное. Сухую траву (1 ч. л.) запаривают 200 мл кипятка. Принимать по 1 ст. л., увеличивать дозу нельзя.
тысячелистник - хорошее кровоостанавливающее средство при лечении женских болезней. Очень широко применяется при гастритах различной сложности, язвах. Улучшает пищеварение, аппетит, хорошее обезболивающее средство.
зверобой - известен как дезинфицирующее и вяжущее средство, применяется при заболеваниях желудка и желудочно-кишечного тракта. Оказывает хорошее действие при воспалениях полости рта и десен. Добавление зверобоя в чай, оказывает тонизирующее действие на весь организм;
крапива – обладает кровоостанавливающими и противовоспалительными свойствами.
Валентина Васильевна показала нам пыльцу от ползуна зелёного, помогает при ранах. Собирает во время цветения в начале июня. Цветы срезает в пакет и сушит 3 дня, затем вытряхивает пыльцу. Говорит, что очень хорошо помогает и людям и скотине. Жители села постоянно обращаются за помощью к ней. А она рада всем помочь и с удовольствием делиться своими рецептами. Валентина показала нам свои настойки, дала успокаивающий рецепт от радикулита: спирт, меновазин, йод, анальгин, трава валерианы, листья алоэ – всё настоять и натираться, говорит, помогает за три дня.
Сушит травы в тени в сарае. Хранит в темном месте. « Необходимо учитывать, - говорит хозяйка-, что применение лекарственных растений требует значительного внимания и дозировки, так как в последнее время у людей сложилось ошибочное понятие, что народные средства лечения и различные лекарственные травы натурального происхождения абсолютно безвредны. Так бывает далеко не всегда. Неосторожное и неумелое применение лекарственных растений может оказать вредное влияние на некоторые процессы в организме человека».
На вопрос от куда она узнаёт информацию о свойствах и пользе трав ответила:
-«Некоторые секреты переняла от мамы своей, читаю книги о травах, веду свои записи». И продолжает: « В настоящее время люди засыпаны тысячами вредных продуктов, уровень чувствительности организма к заболеваниям очень высок, и поэтому, лучшим решением может быть использование лекарственных растений. Конечно, травы не могут заменить медицинские лекарства, но во многих отношениях они могут помочь, а во многих случаях они представляют собой здоровую и дешевую альтернативу».
Побывав у Валентины Васильевны, мы узнали, что применение лекарственных трав для лечения является неотъемлемой частью здорового образа жизни. Их терапевтические свойства очень полезны при лечении различного рода заболеваний. Оказывают более мягкое воздействие на те или иные органы человека. Лекарственные растения менее токсичны, важны для эффективного поддержания и укрепления защитных свойств организма. Лекарственные растения уменьшают побочное воздействие лекарственных средств и усиливают эффект основного лечения. Люди перестают доверять производству современных косметических средств и отдают предпочтение лекарственным растениям.
А от того что Валентина Васильевна вкладывает в своё увлечение душу и сердце сказывается на здоровье человека. Ведь как говорят «Здоровье за деньги не купишь»

Вывод
Здоровье подрастающего поколения программа не только социальная, но и нравственная. Ребёнок сам должен уметь быть не только здоровым, но и воспитывать в будущем здоровых детей. Человек – совершенство природы. Но для того, чтобы он мог пользоваться благами жизни, наслаждаться её красотой, очень важно иметь здоровье. Еще мудрый Сократ говорил "Здоровье – не всё, но без здоровья – ничто”. И вряд ли можно найти родителей, которые бы не хотели, чтобы их дети росли здоровыми.
Каков он здоровый ребёнок? В ходе выполнения проекта мы выяснили:
Прежде всего, здоровый ребёнок, если он и болеет, то очень редко и не тяжело. Он жизнерадостен и активен, доброжелательно относится к окружающим его людям – взрослым и детям. Развитие двигательных качеств проходит гармонично. Нормальный, здоровый ребёнок достаточно быстр, ловок и силён. Неблагоприятные погодные условия, редкая их смена, здоровому ребёнку не страшны, т.к. он закалён. Это "портрет” идеально здорового ребёнка, какого в жизни встретишь не часто. Однако вырастить и воспитать ребёнка близкого к идеалу – задача вполне посильная, всего лишь требуется: с раннего возраста научить ребёнка заботиться о своём здоровье! Для этого нужно формировать навыки и привычки здорового образа жизни в семье.
Здоровые дети - это основа успешного развития нации. От того насколько гармоничным будет их духовное и физическое становление, на каких идеалах они будут воспитаны, какой образ жизни выберут для себя, зависит судьба России.
Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности. Каждому из нас присуще желание быть сильным и здоровым, сохранить как можно дольше подвижность, бодрость, энергию и достичь долголетия. Эта главная ценность жизни. Его не купишь ни за какие деньги, его надо сохранять, оберегать и улучшать смолоду, с первых дней жизни ребенка. Если мы хотим достичь цели – направить выбор детей к принятию здорового образа жизни, то должны признать их право иметь полезные идеи и взгляды на самих себя. Мы должны уважать их как граждан с правами на здоровье и ответственностью за него и искать такие подходы, которые бы помогали нам понять, как они видят мир. Кто должен и может взять на себя такую роль? Прежде всего – семья, родители,
Мы увидели, что в нашем селе имеются семьи с положительным опытом здорового образа жизни. Мы постарались перенять лучшие традиции и сформировать в детях осознанное отношение к своему здоровью. Одно дело услышать, другое увидеть …….
Таким образом, здоровый образ жизни всех членов семьи в настоящем - залог счастливой и благополучной жизни ребенка в гармонии с миром в будущем. Самое большое богатство человека – это здоровье. Берегите и цените его и будете богаты.

Ярослава Нимакаева
Консультация «Роль семьи в формировании здорового образа жизни ребенка»

Роль семьи в формировании здорового образа жизни ребенка .

Здравствуйте. Каждый день мы произносим это слово, встречаясь друг с другом. А задумывались ли вы, что оно означает?

Когда мы произносим «здравствуйте» , то искренне желаем тем, с кем встречаемся, добра и радости и наше сердце открывается для искренних и добрых людей, мы желаем друг другу здоровья , так как слово «здравие означает здоровье .

А почему мы желаем ежедневно друг другу здоровья ? Здоровье - это бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества.

Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать жизненные основные задачи , преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье , разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь .

Сегодня медики утверждают : здоровье человека на 10% зависит от наследственности, на 5% от работы медиков. Остальные 85 % в руках самого человека. Значит, наше здоровье зависит от наших привычек, от наших усилий по его укреплению.

Здоровье -это состояние физического, духовного, социального благополучия.

Здоровый образ жизни - образ жизни , способствующий сохранению, укреплению восстановлению здоровья .

Здоровый образ жизни предполагает : рациональное питание, регулярные занятия физкультурой, сочетание труда и отдыха, хорошее настроение. Здоровье человека более чем на 50% определяется его образом жизни . Здоровье зависит от многих факторов : стояние окружающей среды, социально-экономическое развитие страны, устойчивое развитие семьи , культуры педагогов и родителей.

Здоровый образ жизни - свод исторически проверенных и отобранных временем и практикой норм и правил жизнедеятельности , нацеленных на то, чтобы человек

Умел высокоэффективно и экономично трудиться, рационально расходовать свои силы, знания и энергию в процессе своей профессиональной, общественно-полезной деятельности;

Владел знаниями, умениями и навыками восстановления и оздоровления организма после напряженного труда;

Постоянно углублял свои нравственные убеждения, духовно обогащался, развивал и совершенствовал свои физические качества и способности;

Самостоятельно поддерживал и укреплял свое здоровье .

Добровольный отказ от вредных привычек, связанных с табакокурением, пьянством, наркоманией, токсикоманией - важное и абсолютно обязательное условие естественного и нормального образа жизни студента .

Здоровый образ жизни - отличительная черта человеческой цивилизации. Он помогал, помогает и далее будет помогать человеку учиться и трудиться, созидать и творить, совершенствовать и преобразовывать мир ; отдыхать и восстанавливаться, укреплять и оздоравливать свой организм ; развивать и совершенствовать свои физические качества и способности.

Определяющее влияние на культуру здоровья ребёнка оказывает семья : её образ жизни , привычки и традиции. Ребенка должны воспитывать родители, а все социальные институты могут лишь содействовать им.

Современные исследователи выделяют наиболее актуальные воспитательные функции семьи :

влияние семьи на ребенка сильнее всех других воспитательных воздействий, с возрастом оно ослабевает, но никогда не утрачивается полностью;

в семье формируются те качества , которые нигде, кроме как в семье , формированы быть не могут ;

семья осуществляет социализацию личности, является концентрированным выражением ее усилий по физическому, моральному и трудовому воспитанию. Из семьи выходят члены общества : какая семья - такое общество ;

семья обеспечивает преемственность традиций;

важнейшей социальной функцией семьи является воспитание гражданина, патриота, будущего семьянина , законопослушного члена общества;

существенное влияние оказывает семья на выбор профессии .

Семья – это среда жизни и развития ребёнка , качество которой определяется рядом параметров. Влияние семьи на формирование культуры здоровья ребёнка зависит от следующих факторов :

Социально – культурного. Определяющего образовательным уровнем родителей и их ценностными установками на укрепление и сохранения своего здоровья и здоровья своих близких .

Социально-экономического.

Технико-гигиенического (условия проживания, особенности образа жизни )

На первый план в семейном воспитании выходит вопрос о средствах формирования культуры здоровья детей . К этим средствам относятся : деятельность, общение, отношения.

Деятельность – основной фактор развития человека и она должна быть направлена на пользу человека.

Общение как атрибут деятельности повышает её воспитательный эффект. Связующим звеном между деятельностью и общением выступают отношения. Они должны носить ярко гуманистический характер, т. к. отношения-критерии развития семьи .

1 механизм : Поощряя определённое поведение ребёнка по сохранению и укреплению своего здоровья и здоровья окружающих , наказывая его за нарушение и невыполнение тех или иных здоровьесберегающих правил , родители внедряют в сознание ребёнка систему ценностных установок и норм культуры здоровья

2 механизм : Является индификация - подражание своим родителям. Ориентация на родительский пример.

Хочется констатировать , что родители не всегда демонстрируют пример здорового образа жизни (Зарядка по утру : детей заставляем делать, а сами)

Одной из важных задач семьи является активное участие в занятиях массовой физкультуры. Занятия физкультурой должны быть повседневным мероприятием (Ну хотя бы утренняя зарядка)

Если только родители ведут здоровый образ жизни , они могут формировать у своих детей навыки здорового образа жизни .

Необходимо в семьях вызывать детей на откровенные разговоры, что бы они делились с вами. Находить время на это, для того чтобы быть в курсе всех его дел. Самое главное в семье – это доверие . Нужно доверять тому человеку, с которым ты живёшь рядом.

Семья - это фундамент , на котором ребенок строит если не целиком свое понимание мира, то, по крайней мере, алгоритм решения стоящих перед ним проблем. Причем этот алгоритм может быть как полезным для здоровья , так и губительным.

Семья и личность неотделимы. Выявить в самом себе и в каждом члене семьи все самое лучшее , развить и отдать на общее благо - самое главное назначение семьи ! Добрые примеры всех членов семьи , их духовная связь определяют «Семь-Я » . Из множества неповторимых судеб извлечь и осмыслить некоторые закономерности, ведущие к беде или к успеху.

Семья обеспечивает духовное и физическое здоровье , поддерживает психосоциальный рост и развитие каждого из своих членов, дает им чувство социальной защищенности, принадлежности к общечеловеческой культуре, образует фундамент для образования вне семейных отношений и связей. Нарушение семейных взаимоотношений могут стать причиной физических и психических жалоб.

Одной из важных задач семьи является активное участие в занятиях массовой физкультурой, что представляет собой надёжную антинаркотическую пропаганду, как для собственной семьи , так и для других семей. Физкультура и наркотики - несовместимы. Очень важно, чтобы родители в семье занимались спортом или физкультурой, тем самым предоставляя наглядный пример своим детям. Посмотрев на красивое и сильное тело своего отца, ребёнок захочет иметь такое же, так как с рождения он подражает своим родителям. Занятия спортом способствуют развитию силы воли.

Занятия физкультурой в семье должны быть повседневным систематическим мероприятием (что ведёт к повышению работоспособности, улучшению настроения, как родителя, так и ребёнка; укреплению иммунитета каждого члена семьи : эмоциональная разрядка (стрессы, депрессии, следовательно, происходит укрепление внутрисемейных уз).

Необходимым моментом для родителей является поддержка контактов с учебными заведениями, местными властями. Родители должны обращать внимание детей на спортивные мероприятия (соревнования, эстафеты, массовые спортивно-художественные представления) под лозунгами пропаганды нового образа жизни , а также же не игнорировать СМИ в качестве источника спортивной информации и ЗОЖ .

Самое главное в семье - доверие . Нужно доверять тому человеку, с которым ты живёшь рядом. Особенно касается детей дошкольного и младшего - среднего школьного возраста. Ребенок очень восприимчив . Его легко ранить и обидеть. Он, словно губка, впитывает в себя всё то, что происходит вокруг него. Поэтому родителям его надо устраивать семейные походы, пикники, прогулки по набережной, выезды в город, организовывать «круглые столы» , заняться спортом, устраивать семейные соревнования и т. д. Главное, делать все, чтобы ребёнок не чувствовал себя одиноким, всегда мог найти поддержку и совет в трудной ситуации.

Одному мудрецу задали вопрос : «Что для человека важнее – богатство или слава?» Он ответил : «Ни то, ни другое, а здоровье . Здоровый нищий счастливее больного короля».

А другой предупреждал : «Мы замечаем, что самое ценное для нас – это здоровье , только когда его у нас уже нет».

Прислушайтесь к словам мудрецов и твердо запомните, что надежнее всех о своем здоровье можешь позаботиться только ты сам.

Закончим наше выступление притчей :

В одном доме жил мужчина. Вместе с ним жили его жена, престарелая больная мать и его дочь – взрослая девушка. Однажды поздно вечером, когда все уже спали, в дверь кто-то постучал. Хозяин встал и отворил дверь. На пороге дома стояли трое. “Как вас зовут?” – спросил хозяин. Ему ответили : “Нас зовут Здоровье , Богатство и Любовь, Пусти нас к себе в дом”. Мужчина задумался” Вы знаете, – сказал он, – у нас в доме только одно свободное место, а вас трое. Я пойду, посоветуюсь с домочадцами, кого из вас мы сможем принять в нашем доме”. Больная мать предложила впустить Здоровье , юная дочь захотела впустить Любовь, а жена настаивала на том, чтобы в дом вошло Богатство. Женщины очень долго спорили между собой. Когда мужчина открыл дверь, за порогом уже ни кого не было.

Очень хочется, чтобы подобной истории не случилось в вашем доме. И Здоровье , а значит, и Любовь с Богатством найдут приют в вашем жилище.