Сельское хозяйсво Монголии. Экономика и промышленность Монголии


ГОУ ВПО «РЭА им. Г. В. Плеханова»
Кафедра мировой экономики

Контрольная работа
по дисциплине
«Мировая экономика»
на тему:
«Анализ экономики Монголии»

Выполнила:
студентка 3 курса ФФ
группы 2308
Бухадеева Е.Б.
Проверил: К.э.н.
Автурханов Э.М.

Г. Москва
2010 г.
Содержание.

    Этапы экономического развития……………………………………………...3
    Тип экономического развития…………………………………………………5
    Уровень экономического развития……………………………………………6
    Социальная структура экономики…………………………………………..... 6
    Экономическая стратегия и политика. Характеристика ВВП………………7
    Промышленность………………………………………… ……………………7
    Сельское хозяйство……………………………………………………… ….....9
    Минеральные ресурсы…………………………………………………………9
    Транспорт……………………………………………………… ……………...10
    Связь………………………………………………………………… …….11
    Качество и использование рабочей силы……………………………….12
    Внешнеэкономические связи. Роль страны (региона) в международном производстве, международном разделении труда, экономической интеграции ……………………………………………………………………………… ……12
    Прогноз и развитие экономических связей с Россией…………………13
    Прогноз социально-экономического развития страны (региона)……..16
Заключение…………………………………………………… …………………17
Список использованной литературы…………………………………………... 18

Монголия – страна, не имеющая выхода к морю и находящаяся в Восточно-Центральной Азии, граничит с Россией на севере и Китаем на юге, западе и востоке. С площадью 1 564 116 км? и численностью населения около 2,9 млн. чел Монголия является страной, занимающей 19 место в мире по площади, но в тот же момент является одной из самых слабозаселенных стран. Около 20 % всего населения страны живут менее чем на 1,25$ в день.
Экономика Монголии традиционно основана на сельском хозяйстве и скотоводстве. Монголия также имеет обширные месторождения полезных ископаемых: меди, угля, молибдена, олова, вольфрама, золота, на разработку которых приходится большая часть промышленного производства.

    Этапы экономического развития
Коммунистическая эпоха. Страна зависела от СССР в плане топлива, лекарств, вспомогательного сырья для заводов и электростанций. Бывший СССР также являлся главным потребителем монгольской промышленности. В конце 1980 года, правительство приступило к улучшению связей с некоммунистической Азией и странами Запада, было положено начало туризму. Содействие СССР, около одной трети ВВП, 80% всех международных отношений, исчезло практически за одну ночь в 1990-91 годах в период распада Советского Союза (1985-1991). Монголия была в глубоком спаде, который был продлен (МНРП) нежеланием Монгольской народно-революционной партии провести серьезные экономические реформы.
Переход к рыночной экономике. В период между 1990 и 1993 годах, Монголия страдала от возросшей в трехмерном размере инфляции, роста безработицы, дефицита основных товаров и карточной системы. В течение этого периода, объем производства сократился на одну треть. После проведения реформ и перемены курса правительства к содействию частному предпринимательству, экономический рост снова начался в 1994-95 гг. К сожалению, поскольку этот рост был вызван в большей части перенасыщением банковских кредитов, особенно для оставшихся государственных предприятий, экономический рост сопровождался тяжелым ослаблением банковского сектора. ВВП вырос на 6% в 1995 году, в основном благодаря буму цен на медь.
Правительство DUC (Демократической союзной коалиции) в 1996-2000 годы начало курс к свободной рыночной экономике, ослаблению контроля над ценами, либерализацию внутренней и международной торговли, а также попыталось реструктурировать банковскую системы и энергетический сектор. Были проведены национальные программы приватизации, а также начался процесс привлечения прямых иностранных инвестиций в производстве нефти, кашемирных компаний и банков. Реформы, проведенные экс-коммунистической оппозицией МНРП и политическая нестабильность, связанная с постоянной сменой правительства, оставляли страну к кризису, пока не пришло к власте правительство ДСК Экономический рост продолжился в 1997-99 после остановки в 1996 году из-за серии стихийных бедствий и увеличение мировых цен на медь и кашемир. Государственные доходы и объемы экспорта, средний реальный экономический рост стабилизировался на уровне 3,5% в 1996-99 в связи с азиатским финансовым кризисом, финансовым кризисом 1998 г. в России и ухудшение ситуации на рынке сырья, особенно меди и золота. В августе и сентябре 1999 года, экономика страдала от временного запрета со стороны России на экспорт нефти и нефтепродуктов. Монголия присоединилась к Всемирной торговой организации (ВТО) в 1997 году.
Настоящее время. Зависимость Монголии от торговых отношений с Китаем значит, что мировой финансовый кризис скажется на монгольской экономике, что характеризуется серьезной задержкой в росте темпов роста экономики. Тем не менее, пока все страны находятся в процессе посткризисного восстановления экономики, Монголия страдает от зуда зимой (мор скота от мороза) 2009-2010 годов, в результате чего наблюдается снижение численности скота, что серьезно сказывается на производстве кашемира, на долю которого приходится около 7% экспортных доходов страны.
По данным Всемирного банка и оценкам МВФ, реальный рост ВВП сократился с 8% до 2,7% в 2009 году, а экспорт сократился на 26% с $ 2,5 млрд. до $ 1,9 млрд. после многообещающего устойчивого роста до 2008 года. Из-за этого прогнозируется, что от 20000 до 40000 чел. (0,7% и 1,4% населения соответственно) погибнут из-за бедности, чего бы не было, если не кризис.
В конце 2009 и начале 2010 года, однако, рынок начал восстанавливаться вновь. Выявив проблемы и научившись от своих предыдущих экономических неудач, правительство проводит законодательную реформу и ужесточает фискальную политику, что предполагает развитие экономики только в положительную сторону. В феврале 2010 года иностранные активы были высчитаны в 1569449 млн. долл. США в настоящее время формируются новые торговые соглашения, и иностранные инвесторы пристально следят за"азиатским волком", условным названием монгольской экономики. Этот термин был придуман "Ренессанс Капитал" в докладе «Blue Sky Opportunity». Они заявляют, что Монголия может стать новым азиатским тигром или безостановочным «монгольским волком», как они предпочитают называть экономику Моноголии. Недавние события в горнодобывающей промышленности и количественный рост иностранных инвесторов, подтверждает, что «монгольский волк» готов к прыжку. Агрессивное название термина отражает возможности развития в рынке капитала, а также хорошие перспективы в отрасли минеральных ресурсов. У монгольской экономики есть шанс сохранить свой титул быстрорастущей и развивающейся экономики.
    Тип экономического развития
По типу экономического развития Монголия относится к странам с переходной экономикой. Процессы перехода от командной экономики к рыночной были проведены в поздних 1990-х, но как происходит с любыми реформами, необходимо время, чтобы оценить результаты. Также происходит переход от экстенсивного типа развития к интенсивному.
    Уровень экономического развития
Уровень экономического развития, в общем, характеризуется объемом ВВП на душу населения.
ВВП на душу населения по паритету покупательской способности на 2009 год составил 3100 долл. США, место страны в мире: 166.
Объем ВВП составил 1,457 трл.долл. в сравнении с 1.362 трл.долл. в 2009. Уровень инфляции 4,2% (2009 г.), место страны в мире: 137 снизился на 23,8 % по сравнении с 2008 годом.
В целом можно сказать, что по уровню экономического развития страна относится к странам с переходной экономикой.
    Социальная структура экономики.
Первичный сектор экономики, сельское хозяйство, составляет 21,2% ВВП. Основу экономики Монголии составляет сельское хозяйство. Приоритетное внимание уделяется животноводству. Дополнительным фактором является то, что значительная часть населения проживает в сельской местности, и 34% занятого населения приходится на сельское хозяйство.
Вторичный сектор экономики, представленный промышленностью, составляет 29,5%. Наиболее весомый вклад вносят электро- и теплоэнергетика, угольная промышленность, добыча и обогащение руд цветных металлов, металлообработка, микробиологическое производство, промышленность строительных материалов, деревообрабатывающая, текстильно-трикотажная, кожевенно-обувная, полиграфическая, пищевая, стекольно-фарфоровая и другие отрасли. В промышленности занято лишь 5% населения.
Третичный сектор является самым обширным, как и во многих странах. Здесь сектор услуг составляет 49,3%. В нем занято 61% занятого населения.
    Экономическая стратегия и политика. Характеристика ВВП
За последние годы монгольская экономика сдвинулась с централизованной плановой экономики к рыночной. Монголия смогла возродиться после Азиатского финансового кризиса 1997-98 с помощью Международного валютного фонда (IMF), но в большинстве своем на возобновление повлиял ряд экстенсивных финансовых реформ, обеспечивших рыночную стабильность. Реструктуризация корейских конгломератов (чеполей), банковская приватизация, создание более открытой системы с возможностью компаний-банкротов свободно покидать рынок все еще актуально в наши дни.
ВВП по официальному курсу составил $ 4203 млн. (2009 год)
Реальный темп роста ВВП уменьшился на 1% (2009 г.), место страны в мире: 130, по сравнению с 2008 годом -0,14%.
ВВП на душу населения составил 3100 долл. США (2009 г.), место страны в мире: 166
ВВП по секторам экономики по данным 2009 года составил:
Сельское хозяйство: 21,2%
промышленность: 29,5%
Услуги: 49,3% (2009 г.)
    Промышленность
Промышленный сектор Монголии включает в себя многие традиционные формы промышленности, а именно, производство продуктов питания и текстиля. Промышленный сектор пострадали непрерывно находился в упадке на протяжении 1990-х, после того как страна перешла к рыночной экономике. С начала 21-го века, Монголия приняла ряд мер, в результате чего наблюдается около 20% роста в перерабатывающем секторе.
Хотя на отрасль приходится 29,5% ВВП, Монголия, на самом деле, обладает высоким потенциалом. Монголия обладает огромным запасом неиспользованных месторождений полезных ископаемых, в частности, меди и золота. Таким образом, небольшое смещение акцента может помочь стране поднять свою производительность в промышленности.
Главная отрасль добывающей промышленности - угольная (преимущественно буроугольная) . Большая часть добычи угля сосредоточена на угольном разрезе Шарын-Гол (годовая добыча свыше 1 млн. т)., близ города Дархан, а также на шахте Налайа (мощностью свыше 600 млн. т). Имеется ряд более мелких разрезов в районе Ундер-Хана и другие. Производство электроэнергии - на тепловых электростанциях (самая крупная ТЭЦ в Дархане).
На долю отраслевой легкой и пищевой промышленности приходится свыше одной второй валовой промышленной продукции, свыше одной второй занятых рабочих. Наиболее крупные предприятия: промышленный комбинат с 8 фабриками и заводами в Улан-Баторе, Чойбалсанеи др. В промышленности строительных материалов среди предприятий важное место занимают домостроительный комбинат в Улан-Баторе, цементный и кирпичный заводы в Дархане.
Промышленность – производимые продукты:
строительство и строительные материалы; горнодобывающая промышленность (уголь, медь, молибден, шпат, олово, вольфрам, золото); нефть; продукты питания и напитки; обработка продуктов животного происхождения, кашемир и природные волокна.
Кашемир является одним из трех основных статей экспорта, производство шерсти и кашемира превысило 10% от общего объема промышленного производства.
Промышленный рост - 3% (2006 г.), место страны в мире: 44
    Сельское хозяйство
Основу экономики Монголии составляет сельское хозяйство.
Пастбищное животноводство по-прежнему остаётся главным видом хозяйственной деятельности. На сегодняшний день Монголия находится в числе ведущих стран мира по поголовью скота в расчёте на душу населения (приблизительно 12 голов на одного человека). Поголовье скота составляет примерно 39,68 млн. (сокращение на 10-12% по сравнению с предыдущим годом). Суровые зимы и летние засухи в 2008-2009 привели к массовому падежу скота и нулевому или отрицательному росту ВВП. Земледелие как самостоятельная отрасль народного хозяйства начало развиваться с 1959 г. с освоением целинных земель при технико-экономической помощи СССР. Из-за сурового континентального климата Монголии, сельское хозяйство остается уязвимым к стихийным бедствиям в виде сильной засухи и холода. Страна состоит из маленьких пахотных земель, но зато около 80 % территории используется как пастбища. Также выращивается пшеница, картофель и другие овощи, кроме того, помидоры и арбузы. В 2008-2009 гг. сельское хозяйство переживало заметный спад. Огромный вред хозяйству был нанесён в результате глобального изменения погодных условий, повлекших за собой стихийные бедствия. В 2008-2009 гг. сбор зерновых сократился в связи с засухой.
Сельское хозяйство – производимая продукция:
пшеница, ячмень, овощи, кормовые культуры, овцы, козы, крупный рогатый скот, верблюды, лошади
    Минеральные ресурсы
В Монголии имеются 3 месторождения бурого угля (Налайха, Шарынгол, Баганур). На юге страны в районе горного массива Таван-Толгой обнаружен высококачественный каменный уголь (месторождение Таван-Толгой), геологические запасы которого исчисляются миллиардами тонн. Давно известны и разрабатываются средние по запасам месторождения вольфрама и плавикового шпата. Медно-молибденовая руда, найденная в Горе Сокровищ (Эрдэнэтийн овоо) привела к созданию горно-обогатительного комбината, вокруг которого был выстроен город Эрдэнэт.
Производство электроэнергии в 2009 году - 4030 млн. кВт · ч
Потребление электроэнергии - 3439 млн. кВт · ч
Экспорт электроэнергии - 21200 тысяч кВт-ч
Импорт электроэнергии - 186100 тысяч кВт-ч
Нефть - добыча: 5100 баррелей / день (2009)
Нефть - потребление: 16000 баррелей / день (2009 год)
Нефть - экспорт: 5300 баррелей / день (2009 год)
    Транспорт
В Монголии есть автомобильный, железнодорожный, водный (речной) и воздушный транспорт.
Железнодорожный транспорт. В Монголии две основные железнодорожные магистрали: железная дорога Чойбалсан-Борзя связывает Монголию с Россией, а Трансмонгольская железная дорога - начинается с Транс-Сибирской железной дороги в России в городе Улан-Удэ, пересекает Монголию, проходит через Улан-Батор, а затем ухоит в Китай через Еренхот, где присоединяется к китайской железнодорожной системе. Общая протяжённость железных дорог Монголии - 1810 км.
Автомобильные дороги. Большинство сухопутных дорог в Монголии - гравийные или грунтовые. Есть дороги с твердым покрытием от Улан-Батора к русской и китайской границе, и от Дархана. Есть некоторые проекты по строительству дорог в настоящее время, например, строительство с востока на запад так называемого «Миллениум-роуд». Общая протяженность автомобильных дорог - 49 256 км. Из них: С твёрдым покрытием - 8874 км, Без твёрдого покрытия - 40 376 км.
Авиационный транспорт. Монголия имеет ряд внутренних аэропортов. Единственный международный аэропорт - Международный аэропорт Чингис Хана вблизи Улан-Батора. Прямое воздушное сообщение существует между Монголией и Южной Кореей, Китаем, Японией, Россией и Германией. MIAT Mongolian Airlines является крупнейшим перевозчиком в Монголии, и обеспечивает как внутренние так и международные рейсы. По состоянию на 2010 г. в стране насчитывается 46 аэропортов. Из них 14 имеют взлётную полосу с твёрдым покрытием, 32 - с грунтовыми взлетно-посадочными полосами. Перелеты осуществляют такие национальные компании, как: Ульгий-Транс, Аэро Монголиа, Монгольская авиакомпания МИАТ
Водные системы. Протяжённость водных путей - 580 км. Для судоходства доступны реки Селенга, Орхон и озеро Хубсугул. Навигация с мая по сентябрь. Монголия является второй (после Казахстана) по территории страной в мире, не имеющей выхода ни к какому океану. Тем не менее, это не помешало ей в феврале 2003 года зарегистрировать свой судовой регистр (The Mongolia Ship Registry Pte Ltd). Начиная с момента регистрации, Монголия планомерно наращивает число судов под своим флагом.
    Связь
Все гостиницы в Улан-Баторе имеют центры с международной телефонной связью, факсом и интернет-услугами.
Общая оценка телефонной системы состоит в том, что происходит улучшение качества сетей с международным прямым набора номера, увеличивается доступ во многих областях. Кроме того, была установлена волоконно-оптическая сеть, что сказывается на улучшении широкополосной связи и услуг связи между крупными городскими центрами и компаниями, предоставляющими данные услуги. Внутренние линии характеризуются очень низкой телефонизацией, наличием мобильной связи. Стационарных телефонных линий 188,900 штук в 2009 году. Абонентов сотовой связи - около 2.249 млн. чел. 4 сотовых операторов: МобиКом (GSM), СкайТел (CDMA), ЮниТел (GSM), и Джи Мобайл (CDMA).
СМИ. В связи с законом, принятым в 2005 году, государственное радио Монголии и ТВ становится общедоступным, также есть частные радио- и телевещательные компании, многоканальное спутниковое и кабельное телевидение. Имеется более 100 радиостанций, в том числе около 20 через ретрансляторы для общественного вещания.
Пользователей Интернета - 330000 чел.
    Качество и использование рабочей силы
Рабочая сила составляет 1068 тысяч чел.(2008).
Рабочая сила - по секторам экономики распределяется в следющем соотношении: сельское хозяйство: 34%, промышленность: 5%, услуги: 61% (2008).
Уровень безработицы составляет 2,8% (2008)
Численность населения, живущего ниже черты бедности, составляет 36,1% (2004). 80% семей, занятых в животноводстве, - бедняки.
Сохраняется тенденция к дифференциации имущественного и жизненного уровня жителей аймаков, городов и отдельных регионов, что является основной причиной миграционных потоков из отдалённых районов в столицу. Нередко мигранты, переехавшие с семьями в города, пополняют ряды безработных, поскольку, как правило, не имеют ни образования, ни трудовой квалификации, тогда как в городах наблюдается переизбыток предложения на рынке труда.
Бюджет: доходы: $ 1,38 млрд., расходы: $ 1,6 млрд. (2009).
    Внешнеэкономические связи. Роль страны (региона) в международном производстве, международном разделении труда, экономической интеграции
Экономика Монголии по-прежнему сильно зависит от своих соседей. Монголия покупает 95% нефти и значительное количество электроэнергии в России, что оставляет ее зависимой от роста цен. Торговля с Китаем составляет более половины общего объема внешней торговли Монголии - Китай получает около двух третей экспорта Монголии.
Денежные переводы от работающих за рубежом монголов являются значительными, но упали из-за экономического кризиса; отмывание денег вызывает растущее беспокойство.
Монголия присоединилась к Всемирной торговой организации в 1997 году и стремится к расширению своего участия в региональных экономических и торговых режимах.
Экспорт составил $ 1902 млн. (2009). Экспорт - товары: медь, одежда, домашний скот, продукты животного происхождения, кашемир, шерсть, шкуры, шпат, цветные металлы, уголь. Экспорт - партнеры: Китай 78,52%, Канада 9,46%, Россия 3,02% (2009)
Импорт составил $ 2131 млн. (2009). Импорт - товары: машины и оборудование, топливо, автомобили, продукты питания, промышленные потребительские товары, химические, строительные материалы, сахар, чай. Импорт - партнеры: Китай 35,99%, 31,56% Россия, Южная Корея 7,08%, Япония 4,8% (2009).
Монголия уделяет особое внимание сотрудничеству с Бурятией, Республикой Алтай, Иркутской, Читинской, Кемеровской и Новосибирской областями.
Долг - внешний: $ 1860 млн. (2009).
    Прогноз и развитие экономических связей с Россией
Российская Федерация традиционно является одним из важных торгово-экономических партнеров Монголии и входит в десятку стран и территорий – крупнейших торговых партнеров Монголии. По итогам 2008 г. в соответствии с данными монгольской таможенной статистики объем двусторонней торговли увеличился на 525,5 млн. долл. США и достиг 1,3 млрд. долл. США, что на 65,4% больше по сравнению с 2007 г. Темпы роста российского экспорта возросли с 36,2% в 2007 г. до 67,0%, в результате чего его стоимостной объем составил 696,7 млн. долл. США.
В то же время монгольские поставки в Россию увеличились на 87,5% и достигли уровня 84,6 млн. долларов США. Положительного сальдо России в двусторонней торговле равнялось 1,1 млрд. долл. США.
Однако по отдельным, весьма важным для Монголия товарным позициям доля поставок из России была существенно выше. В частности, Россия лидировала в поставках нефти – 92,0%. В последнее время повышается значение импорта из России продовольствия и другой сельскохозяйственной техники, и других продукции.
На Россию приходится около 3% монгольского экспорта. Он ограничивается продукцией совместного предприятия КОО «Монголросцветмет» (плавиковый шпат-45%), изделиями легкой промышленности (42%). В незначительном количестве завозятся мясо и мясопродукты.
Объем российских инвестиций и монгольскую экономику растет невысокими темпами (к концу 2008 г. накопленные капиталовложения превысили 2 млн. долл США).
В Монголии зарегистрировано 425 российских и российско-монгольских компаний (в том числе 51 – в геологоразведке, горнодобывающей и перерабатывающей промышленности, 55 – в строительстве и производстве стройматериалов, 106 – в легкой промышленности, 40 – в энергетике, 21 – в транспорте, 12 – в туризме), однако реально работают лишь 50-60. Основная нагрузка экономического взаимодействия по-прежнему приходится на предприятия «Эрдэнэт» и «Монголросцветмет», а также акционерное общество «Улаанбаатарская железная дорога», которые суммарно производит около 20% монгольского ВВП.
В последнее время российские финансово-промышленные группы и компании («Базовой элемент», «Русал», «Ренова», «Северсталь», «Полиметалл», «Газпромбанк», «РЖД», «РОСАТОМ») проявляет интерес к участию в крупных проектах в Монголии (разработка, в том числе и на многосторонней основе, угольных месторождений «Тавантолгой» и «Улаан-Овоо», модернизация Улаанбаатарской железной дороги, реконструкция электроэнергетических объектов, транзит энергоносителей из Росии в Китай, газификация Монголии, дорожное строительство и т.п.). В Улаанбаатаре открыты представительства Газпромбанк, а также консерциума («Базовой элемент», «Ренова», «Северсталь»), образованного для освоение « Таван толгой».Сотрудничество Монголии и Российской Федерации активизируется в урановой отрасли.Правительство Монголии заинтересованно сотрудничать с Россией в этой отрасли на взаимовыгодных и равноправых условиях.
Координирующую роль в продвижении и развитии двустороннего торгово- экономического сотрудничества играет Межправительственная комиссия по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству. 6 марта 2009 года в Москве состоялось XIII заседание Российско- Монгольской Межправительственной комиссии. Сопредседатель МПК с российской стороны – Министр транспорта РФ Игорь Левитен и монгольской стороны – Первый вице-премьер Правительства Монголии Норвын Алтанхуяг.
Взаимоотношения Монголии и Российской Федерации носят устойчивый, долгосрочный характер и осуществляются на прочной деловой основе. Монголия является традиционным партнером РФ и рассматривает развитие наших отношений как стратегически важное для России направление. При этом экономическая составляющая отношений приобретает все более важное значение как в контексте укрепления двусторонних российско-монгольских связей и развития сопредельних регионов двух стран, так и с точки зрения усиления интеграционных процессов в Северо-Восточной Азии.
Россия и Монголия договорились об урегулировании монгольского долга перед российской стороной. Соответствующее соглашение было подписано сторонами по итогам переговоров премьер-министров России и Монголии Владимира Путина и Сухбаатарына Батболда. Задолженность Монголии перед Россией составляет 180 миллионов долларов. Она образовалась в постсоветский период, когда Москва предоставила Улан-Батору кредит на оплату участия монгольской стороны в совместном предприятии "Монголросцветмет". Как пояснил министр финансов России Алексей Кудрин, большая часть долга (97,8 процента) была просто списана. Оставшиеся 3,8 миллиона долларов будут погашены одним траншем. По словам Кудрина, после урегулирования долга Россия может выдать Монголии новый кредит - на 125 миллионов долларов. 14 декабря Россия и Монголия также подписали соглашение о принципиальных условиях создания совместной компании по добыче урана "Дорнод уран". Принципиально стороны договорились об СП еще в прошлом году.
    Прогноз социально-экономического развития страны (региона)
Прогноз ВВП . Монголия понесла большие потери на протяжении многих лет, но благодаря новой реформе, направленной на переход к свободной рыночной экономики, и приватизации, ситуация начинает меняться. ВВП в текущих ценах составил $ 5,15 млрд. долларов США в 2008, но последовало снижение на 18,36%, что составляет $ 4,203 млрд. в 2009. Согласно этим данным, страна занимает 145 место в мире. Эксперты говорят, что в 2010 году Монголия увеличит ВВП до $ 5540 млн, что чуть выше предыдущего года, и прогнозируют более значительные изменения на 2015 год, установив на отметке $ 11812 млн, долларов США.
и т.д.................

Монголия относится к числу стран бывшего восточного блока с переходной экономикой. Экономика Монголии являетсявосновномаграрной.

После длительного застоя (с 1990 по 2002 годы рост экономики составлял от +3 до −3 % в год) в наши дни страна переживает экономический рост, показатели которого составляют от 5,3 % до 10 % в год; при этом основной рост приходится на сектор услуг, доля которого увеличилась почти до 40 % от ВВП, и на сферу добычи меди и золота за счет увеличения мировых рыночных цен на них. Правда, рост последних лет не коснулся бедной части населения: около 40 % населения Монголии живет ниже черты бедности, как и в 1990 году. Тяжелые годы реформ хоть и привели к увеличению доли частного сектора экономики до 80 %, но еще больше обострили социальные различия и разницу в уровне жизни между городом и селом.

Согласно данным Всемирной программы питания ООН, доля хронически недоедающего населения в Монголии составляет в среднем 43 %. Очень высока детская смертность. 58 новорожденных из тысячи умирают в грудном возрасте. В холодное время года многие дети и подростки ютятся в туннелях трубопроводов отопления под Улан-Батором. Дно этих туннелей покрыто экскрементами и населено крысами. По оценкам представителей гуманитарных организаций, численность обитающих в туннелях людей составляет приблизительно от 4000 до 10000 человек.

Из-за очень неплодородных земель, долгой зимы, малого количества осадков, кочевой традиции населения и короткого вегетационного периода (всего 95-100 дней в году) земледелие в Монголии развито очень слабо. Однако на его фоне возникло высоко специализированное животноводство. При этом здесь разводятся 5 видов домашнего скота. Продукция животноводства и использование физической силы сельскохозяйственных животных являются неотъемлемой частью кочевого образа жизни местного населения. Так, овец разводят для получения шерсти, молока, мяса, коз – для получения шкур и молока, яков – для производства молока, кож, мяса, а лошадей и верблюдов используют в качестве транспортного средства, для перевозки грузов и для получения молока.

Традиционной продукцией сельского хозяйства Монголии являются мясо, молоко, овечья шерсть и кашемир, а также небольшое количество зерна, картофеля и овощей.

Современное сельское хозяйство развивалось в этой стране медленно. Эпоха социализма ознаменовалась коллективизацией, начавшейся в 1930-е годы. К 1959 году 100 % сельскогохозяйствабылоколлективизировано. В 1960 году его доля в национальном доходе была снижена до 22,9 %, однако в нем всё ещё было занято 60,8 % работающего населения Монголии. После вступления страны в 1962 году в Совет Экономической Взаимопомощи, увеличился объем помощи её сельскому хозяйству со стороны СССР и других членов СЭВ, прежде всего Чехословакии и Венгрии.

В конце 1980-х годов сельское хозяйство по-прежнему составляло значительную часть экономики Монгольской Народной Республики. В 1985 году в нем было занято 33,8 % работающего населения, но приносило оно лишь 18,3 % национального дохода. Промышленность страны главным образом перерабатывала продукты питания и древесину для внутренних нужд, а также животноводческую продукцию, такую как кожи и шкуры, для экспорта. В 1986 году почти 60 % экспорта Монголии составляла сельскохозяйственная продукция.

После прекращения существования социалистической экономической системы произошли глубокие изменения, касающиеся структуры собственности в сельском хозяйстве страны. Однако его экономическая направленность по-прежнему остается зависимой от природных условий и традиций. Так, в 2006 году 80 % доходов от сельского хозяйства пришлось на долю животноводства. Но теперь 97 % животноводства было сосредоточено уже в частных руках. В дальнейшем доля земледелия и животноводства продолжала снижаться и в 2011 году составила уже меньше 20 % от валового национального продукта (в 1995 она составляла 38 %). Однако в сельскохозяйственном секторе по-прежнему занята треть населения страны.

Монголия относится к числу 10 стран мира с крупнейшими запасами полезных ископаемых, однако к настоящему времени полностью разведана лишь треть из них, а это – почти 6000 месторождений различных минералов, в том числе, каменного угла, меди, урана (около 2 % мировых запасов), нефти, золота, серебра, флюорита, молибдена, цинка и алмазов.

Месторождения меди и каменного угля до сих пор разрабатываются главным образом открытым способом. Это ведет к масштабным изменениям ландшафта и соответствующим последствиям для флоры и фауны страны.

Официальный уровень безработицы в стране составляет 2,8 %, хотя, скорее всего, он сильно занижен. Высокую инфляцию удалось успешно сдержать после 1996 года, с тех пор её уровень составляет около 4 %. ВнешнийдолгМонголиисоставляетоколо 1,86 миллиардовдолларовСША.

В 2007 году объем экспорта товаров в денежном выражении составил 1,95 миллиарда долларов США, из них 41,6 % пришлось на медный концентрат, 12,1 % на золото, 9 % на цинковый концентрат, 9 % на кашемир и 6 % на каменный уголь. Импортировались в основном нефтепродукты, машины и станки, различные установки, автомобили, электроника и продукты питания. В 2007 году 72 % всего экспорта шло в Китай, на втором месте была Канада, на долю которой пришлось 9 %экспорта Монголии.

Крупнейшими поставщиками страны в том же году являлись Россия (34 %), Китай (31 %), Япония (6 %) и Южная Корея (5,5 %). Чтобы уменьшить зависимость от двух своих непосредственных соседей, Монголия осуществляет так называемую политику взаимоотношений с «третьим соседом».

Так, объем торговли с Германией достиг в 2008 году 82 миллионов евро, при этом наблюдается явная тенденция к его росту. Объем экспорта в Германию составил 15,4 миллиона евро, а объем импорта из этой западноевропейской страны –66,6 миллионов евро.

Также существует несколько соглашений с ЕС о торговой политике, таможне и текстильных товарах. Кроме того, Монголия является членом важных международных организаций, таких как ВТО, Всемирный банк, и Азиатского банка развития.

Расходы государственного бюджета страны составили в 2009 году 1,6 миллиарда долларов США, а доходы – 1,4 миллиарда долларов США. Таким образом, можно говорить о дефиците бюджета в размере 4,6 % от ВВП.

Государственная задолженность Монголии составила в 2008 году 1,6 миллиарда долларов США, или 33,1 % от ВВП.

Монголия - аграрно-индустриальная страна. Монголия на сегодняшний день ведет торговлю с более 80 странами мира. Товарооборот составляет более 2 млрд. долларов США. Если до 1990-х годов во внешней торговле Монголии 90% занимала торговля с СССР, то сегодня более 40 % составляет торговля с Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой, а оставшуюся часть занимает торговля с такими высокоразвитыми странами, как Япония, США, Южная Корея, Швейцария.

Хотя большее число людей проживают в городах, экономика Монголии по-прежнему сосредоточена в таких отраслях, как сельское хозяйство и добыча полезных ископаемых. Такие минеральные ресурсы, как медь, уголь, молибден, олово, вольфрам и золото составляют значительную часть промышленного производства страны.

В период с 1924 по 1991 гг. МНР получила крупную финансово-экономическую помощь от СССР. На пик оказания этой помощи приходится одна треть ее ВВП. В начале 1990-х годов и в следующем десятилетии экономика Монголии испытала сильный спад с последующей стагнацией. Обширные засухи летом и зимой 2001 и 2002 годов оказали серьёзное воздействие на сельское хозяйство и привели к заметному замедлению роста ВВП страны. В Монголии высокий уровень инфляции. Мировой финансовый кризис вызвал спад во многих отраслях промышленности, зависящих от экспорта и инвестиций из-за рубежа.

Из-за сурового континентального климата Монголии, сельское хозяйство остается уязвимым к стихийным бедствиям в виде сильной засухи и холода. Страна состоит из маленьких пахотных земель, но зато около 80 % территории используется как пастбища. Большинство сельского населения занято выпасом домашнего скота, состоящего из овец, коз, крупного рогатого скота, лошадей и верблюдов. Монголия имеет большее количество скота на душу населения, чем любая другая страна в мире. Также выращивается пшеница, картофель и другие овощи, кроме того, помидоры и арбузы. ВВП по ППС: 9,48 млрд долларов(2008). ВВП на душу населения по ППС (2008): 3200 долларов. Уровень безработицы: 2,8 % (2008).

Промышленность Монголии

Промышленный рост - 4,1 % в 2002 году. Производство электроэнергии в 2005 году - 3,24 млрд кВт·ч. Потребление электроэнергии - 3,37 млрд кВт·ч. Экспорт электроэнергии - 18 млн кВт·ч. Импорт электроэнергии - 130 млн кВт·ч.

Статистические показатели Монголии
(по состоянию на 2012 год)

Добывающая промышленность. Несмотря на изобилие месторождений полезных ископаемых, их разработка по-прежнему ограничена. В Монголии имеются 4 месторождения бурого угля (Налайха, Шарынгол, Дархан, Баганур). На юге страны в районе горного массива Табан-Толгой обнаружен каменный уголь, геологические запасы которого исчисляются миллиардами тонн. Давно известны и разрабатываются средние по запасам месторождения вольфрама и плавикового шпата. Медно-молибденовая руда, найденная в Горе Сокровищ (Эрдэнэтийн овоо) привела к созданию горно-обогатительного комбината, вокруг которого был выстроен город Эрдэнэт. Нефть в Монголии была обнаружена в 1951, после чего в Сайн-Шанда – городе к юго-востоку от Улан-Батора, недалеко от границы с Китаем, был построен нефтеперерабатывающий завод (в 1970-е годы добыча нефти прекратилась). Возле озера Хубсугул обнаружены гигантские залежи фосфоритов и даже началась их добыча, однако вскоре, из-за соображения экологии все работы были сведены к минимуму. Еще до начала реформ в Монголии с помощью СССР небезуспешно велись поиски цеолитов – минералов алюмосиликатной группы, которые находят применение в животноводстве и земледелии в качестве адсорбентов и биостимуляторов.

В настоящее время главная отрасль добывающей промышленности - угольная (преимущественно буроугольная). Большая часть добычи угля сосредоточена на угольном разрезе Шарын-Гол (годовая добыча свыше 1 млн. т)., близ города Дархан, а также на шахте Налайа (мощностью свыше 600 млн. т). Имеется ряд более мелких разрезов в районе Ундер-Хана и другие. Производство электроэнергии - на тепловых электростанциях (самая крупная ТЭЦ в Дархане). Обрабатывающая промышленность. На долю отраслевой легкой и пищевой промышленности приходится свыше одной второй валовой промышленной продукции, свыше одной второй занятых рабочих. Наиболее крупные предприятия: промышленный комбинат с 8 фабриками и заводами в Улан-Баторе, Чойбалсанеи др. В промышленности строительных материалов среди предприятий важное место занимают домостроительный комбинат в Улан-Баторе, цементный и кирпичный заводы в Дархане.

Первоначально в основе местной промышленности лежала почти исключительно переработка животноводческого сырья, и главными видами выпускаемой продукции были шерстяные ткани, войлок, изделия из кожи, пищевые продукты. Множество новых промышленных предприятий появилось в Монголии после окончания Второй мировой войны – особенно в 1950-е годы и начале 1960-х годов, когда страна получала значительную финансовую помощь от Советского Союза и Китая. В 1980-е годы местная промышленность обеспечивала примерно 1/3 национального продукта Монголии, тогда как в 1940 – лишь 17%. После окончания Второй мировой войны в общем объеме промышленного производства существенно возросла доля тяжелой промышленности. Городов с предприятиями общегосударственного значения насчитывается свыше двух десятков: кроме уже названных Улан-Батора и Дархана, самые крупные – Эрдэнэт, Сухэ-Батор, Баганур, Чойбалсан. Монголия производит более тысячи наименований промышленных и сельскохозяйственных продуктов, большая часть которых потребляется внутри страны, на экспорт идут меха, шерсть, кожа, кожаные и меховые изделия, скот и продукты животноводства, фосфориты, флюориты, молибденовая руда.

Сельское хозяйство Монголии

Сельское хозяйство всегда составляло основу экономики Монголии. В условиях перехода к рынку его значение увеличилось. В нем занято 50% населения страны (в 1950 г. – около 80%), оно дает более 40% ВВП. По поголовью скота на душу населения мы занимаем 3-е место в мире, уступая только Австралии и Новой Зеландии. До начала 40-х годов, когда промышленность сформировалась в самостоятельную сферу, сельское хозяйство являлось единственной отраслью материального производства в стране. Еще в 1950 г. в нем производилось 60% национального дохода. Далее его доля сокращалась: в 1970 г. – до 25%, в 1975 г. – до 22,4% . В настоящее время она несколько выросла – почти до 30%. При этом свыше 50% экспортной продукции приходится на сельскохозяйственное сырье, а с учетом изделий из него – свыше 70%.

Уровень и темпы развития сельского хозяйства во многом определяют важнейшие народнохозяйственные пропорции. От его состояния полностью зависят такие традиционные отрасли промышленности, как легкая и пищевая, поскольку затраты на сельскохозяйственное сырье составляют основную часть их издержек производства. Пастбищное животноводство по-прежнему остаётся главным видом хозяйственной деятельности. На сегодняшний день Монголия находится в числе ведущих стран мира по поголовью скота в расчёте на душу населения (приблизительно 12 голов на одного человека).

На основании принятого в 1990 закона об иностранных инвестициях граждане других государств получили возможность владеть акциями различного типа предприятий - от фирм со 100-процентным иностранным капиталом до совместных компаний. Были приняты новые законы, касающиеся налогообложения и банковских операций, кредита и долговых обязательств. В мае 1991 вступил в действие закон о приватизации, по которому государственная собственность могла переходить в руки «законопослушных» граждан (то есть тех, кто ранее не совершал серьёзных преступлений), постоянно проживающих в стране. Каждому гражданину был выдан особый инвестиционный купон, который можно было купить, продать или вручить любому другому лицу. Держатели подобных купонов становились активными участниками специальных аукционов, с помощью которых приватизировалась государственная собственность. Позднее в 1991 были ликвидированы «госхозы» и кооперативные животноводческие объединения, началась передача в частную собственность земли и скота.

Внешняя торговля Монголии

Монголия как член Всемирной Торговой Организации в марте 2005 года представила на обсуждение членам этой организации свою торговую политику, которая является довольно либеральной. В 2002 году Правительство Монголии установило единые пятипроцентные таможенные ставки на большинство импортируемых товаров. Для дальнейшего развития внешней торговли Монголии важное значение имеет решение Евросоюза о включении Монголии, как развивающейся страны с уязвимой экономикой и как страны, не имеющей выхода к морю, в программу GSP+. Таким образом, с 1 июля 2005 года монгольские товары стали ввозиться на европейский рынок без таможенных пошлин.

Общий товарооборот во внешней торговле за первое полугодие 2008 года составил 2 971.3 млн. долларов США, в том числе экспорт 1 276.3 млн. долларов, импорт - 1 695.0 млн. долларов. Дефицит составил 418.7 млн. долларов США, что по сравнению с аналогичным периодом прошлого года больше на 386.5 млн.долларов США. Общий товарооборот по сравнению с аналогичным периодом 2007 года вырос на 74.3%, экспорт - на 52.6%, импорт - на 95.2%. На отрицательное сальдо внешней торговли существенно повлиял рост импорта, который больше на 42.6 пункта от объема экспорта.

Импорт в основном составляют нефтепродукты, оборудование и запчасти, транспортные средства, металлы, химикаты, строительные материалы, продукты питания и потребления. В 2004 году импорт составлял $1 млрд.

В 2005 году импортные товары поступали из: Россия - 34,5 %, Китай - 27,4 %, Япония- 7,1 %, Южная Корея - 5,3 %. В общем объеме импорта минеральная продукция выросла на 196.4 млн.долларов, целлюлоза, бумага, картон и изделия из них - на 189.2 млн. долларов, транспортные средства - на 133.7 млн.долларов, автомобили, электрооборудование, телевизоры, запчасти - на 92.3 млн.долларов, металлургические изделия - на 68.1 млн.долларов, продовольственные товары - на 37.2 млн.долларов.

Монгольский экспорт составляют: минералы (медь, молибден, олово, шпатовый концентрат), сырьевые материалы животного происхождения (шерсть, кашемир, кожа, мех), товары потребления (кожа, овчина, кожаные изделия, ковры, кашемир, верблюжий трикотаж, одеяла из шерсти и кашемира). Недра страны богаты минеральными ресурсами, включая обширные залежи угля, железной руды, олова, меди, урана, нефти, цинка, молибдена, фосфора, вольфрама, золота, флюорита и полудрагоценных камней.

Экспорт: (2,5 млрд долл. в 2008) - медный, молибденовый концентрат, мясо, живой скот, продукты животноводства, пух козий, шерсть, шкуры, каменный уголь. Основные покупатели в 2008 - Китай (76%), Канада (9%), Россия (3%). Импорт: (3,6 млрд долл. в 2008) - топливо, машинное оборудование, автомобили, продовольствие, промышленные потребительские товары, химикаты, стройматериалы, сахар, чай. Основные поставщики в 2008 - Россия (35%), Китай (29%), Япония (8%). Внешний долг - 1,6 млрд долл. (в 2008).

Монголия является членом Всемирной торговой организации (с 1997 года). Основными торговыми партнёрами страны являются Китай и Россия, и экономика Монголии во многом зависит от этих стран. В 2006 году 68,4 % экспорта Монголии осуществлялось в Китай, в то время как на импорт приходилось всего 29,8%. Монголия импортирует около 95 % нефтепродуктов, и значительную долю электричества из России, что делает страну крайне зависимой в экономическом плане.

Транспорт Монголии

Основными видами транспорта в Монголии являются: железнодорожный, автомобильный, воздушный, водный. Монгольская железная дорога - железная дорога на территории Монголии. Официальное наименование - Российско-Монгольское акционерное общество «Улан-Баторская железная дорога». Железнодорожный транспорт занимает долю 80 % всех грузовых и 30 % всех пассажирских перевозок в Монголии. После демократической революции в 1990-х в Монголии имело место сокращение объёма грузовых и пассажирских перевозок. Но уже в 2001 году показатели пассажирских перевозок восстановились к прежнему уровню и составили 4,1 млн пассажиров в год. К 2005 году восстановился и объём грузовых перевозок.

Поезд трансмонгольской железной дороги в пустыне ГобиНа сегодняшний день Монгольская железная дорога - одна из ведущих отраслей экономики Монголии, от работы которой во многом зависит экономическое развитие всей страны. В начале 2005 года коренным образом изменена технология эксплуатационной работы Монгольской железной дороги, в результате чего улучшены качественные и количественные показатели дороги: вдвое ускорен оборот вагонов и увеличен средний вес поездов. Общая протяжённость железных дорог на 2004 год - 1810 км.

Автомобильный транспорт. Автомобильных дорог в Монголии 75 тыс. км, по госучету, Но они почти сплошь грунтовые, то есть в любом направлении пол дюжины накатанных путей, часть из них ведут на яйлу, на водопой, в сомон или поселение, пока еще не откочевавшее с этих мест И как следствие, нельзя путешествовать без проводника! Скотоводы знают только направления. Куда приведет любая из этих дорог никому не интересно. Шофер грузовика, джипа UAZ, гид в микроавтобусе-внедорожнике свои дороги знают по приметам. Указателей никаких. Дорожная культура в дозачаточном периоде. Карта -чаще источник дезинформации. Горные реки снесли мосты, восстанавливать теперь некому, накатали новые дороги на равнине в пустыне, где можно форсировать реки вброд.

Асфальтовое покрытие дорог начинается от Эрденэ, что в 72 км восточнее Улан-Батора, асфальтирована дорога и в первую столицу Чингисхана Хархорин и продолжается на 300 км до аймачного центра Арвайхээра. Почвы в Монголии каменисты, в горах дорога из крупного щебня и мелкого булыжника, а в пустыне из крупного песка и мелкого гравия. Переходная форма из одного состояния дороги в другое "стиральная доска" волновая колесная модуляция грунта тяжелыми машинами.

Воздушный транспорт. По состоянию на 2006 год, в Монголии было 44 аэропорта. Из них 12 имели взлётно-посадочную полосы с искусственным покрытием. Десять из этих полос имели длину в области от 2438 до 3047 метров, а две другие - между 1524-2437 метров.

Международный аэропорт Чингисхан, расположенный в пригороде Улан-Батора - единственный международный аэропорт Монголии. Прямые рейсы осуществляются в Берлин, Москву, Пекин, Хух-Хото, Сеул, Екатеринбург, Иркутск, Улан-Удэ и Токио.

Оставшиеся 32 аэропорта имеют грунтовые ВПП. На двух из них взлётно-посадочная полоса составляет свыше 3047 метров, на трёх - между 2438-3047 метров, на двадцати четырёх - между 1524-2437 метров, ещё на двух - между 914-1523 метров, и один аэропорт, ВПП которого имеет длину менее 914 метров. В Монголии есть также один вертодром.

По информации на июнь 2007 года, авиакомпаниями, действующими в Монголии, являются: МИАТ (Монголын Иргэний Агаарын Тээвэр), Aero Mongolia, и Изинис Эйрвэйз. Они осуществляют как внутренние, так и международные рейсы. Водный транспорт. В Монголии доступно для судоходства 580 км рек и озёр, но более-менее водный транспорт развит только на озере Хубсугуле. Селенга и Орхон также судоходны (длина судоходных участков 270 и 175 км соответственно), но водный транспорт на них развит незначительно, хотя пограничный катер на реке Селенге патрулирует российско-монгольскую границу. Озера и реки замерзают зимой; навигация обычно открывается в мае и заканчивается в сентябре.

Морской флот. Монголия является второй (после Казахстана) по территории страной в мире, не имеющей выхода ни к какому морю. Тем не менее, это не помешало ей в феврале 2003 года зарегистрировать свой судовой регистр (The Mongolia Ship Registry Pte Ltd). Начиная с момента регистрации, Монголия планомерно наращивает число судов под своим флагом. И за 2003 год доходы в казну составили порядка $20 000,000.

Банковская система Монголии

Еще в начале 90-х годов приступили к перестройке банковской системы, в результате она стала двухъярусной – Центральный банк перестал заниматься обычной банковской деятельностью, при этом получили возможность работать банки с частным и государственным капиталом. Предпосылки для такого перехода были созданы только с принятием в середине 1991 г. Закона о банках и Закона о Монголбанке (о центральном банке). Главное направление преобразований заключалось в отказе от государственной монополии, формировании банковской системы, отвечающей требованиям рыночных отношений и соответствующей общепринятым стандартам и нормам.

В настоящее время основными факторами, определяющими место Центрального банка в экономике Монголии, являются система действующих законов, взаимосвязь проводимых им мер с экономической политикой, принципы взаимодействия с банковской системой. В Законе о центральном банке зафиксирована полная его независимость в сфере непосредственной деятельности.

Итак, за короткий период в стране создана новая денежно-кредитная система, являющаяся одним из ключевых элементов хозяйственного механизма и движущей силой рыночной экономики. Коммерческие банки стали основными кредиторами и субъектами инвестиций. Сегодня в Монголии функционирует 16 коммерческих банков, их совокупный объявленный уставный капитал по состоянию на 1 января 1999 г. составил 24,4 млрд тугриков, т.е. на 40% больше, чем в 1994 г. Естественно, что Центральный банк (Монголбанк) занимает в банковской системе страны ведущее место. Он разрабатывает основные направления денежно-кредитной политики и определяет те конкретные задачи, которые должны решаться в предстоящем году.

В течение всего периода перехода к рыночной экономике финансовая стабилизация является приоритетом денежно-кредитной политики. Если до 1996 г. достижение данной цели связывалось преимущественно с антиинфляционными мерами, то на современном этапе на первый план выдвигаются проблемы поддержания экономического роста и создания условий для инвестиционной активности. При этом благодаря проведению относительно жесткой денежно-кредитной и бюджетной политики удалось переломить негативные тенденции в сфере экономики и удержать под контролем инфляцию и валютный курс. В результате после резкого спада производства, продолжавшегося четыре года, в 1994 г. возобновился подъем. В частности, началось увеличение ВВП, которое в 1995 г. составило 6,3%, в 1996 г. – 2,6, в 1997 г. – 3,3, в 1998 г. – 3,5%. Тогда же наметилась тенденция по снижению темпов роста цен. Если в 1992 г., в самый пик инфляции, ее индекс достигал 325%, то в следующие годы эту сферу удалось взять под контроль, и в 1998 г. он составил лишь 6%.

Несмотря на позитивный в целом характер экономического развития, в Монголии еще существует, на мой взгляд, угроза инфляционных всплесков из-за спада производства в некоторых отраслях, зависимости от импорта, большого бюджетного дефицита, а также нарастания в обществе нерешенных социальных проблем. В силу этого перед Монголбанком по-прежнему стоят задачи по обеспечению стабильности национальной валюты, реструктуризации банковской системы и поддержанию макроэкономической устойчивости.

Наиболее сложными элементами реформ являлись реорганизация валютной системы и либерализация внешней торговли. Малый размер и чрезмерная зависимость от импорта делали экономику Монголии особо чувствительной к изменениям курса тугрика. В этой области Центральный банк и правительство сталкивались с дилеммой: принять гибкий или фиксированный курс.

Источник - http://www.legendtour.ru/
http://ru.wikipedia.org/

Монголия располагает запасами угля и меди, пригодными для промышленной разработки. В пустыне Гоби, а также на востоке и западе страны имеются крупные залежи руд молибдена, золота, драгоценных металлов и редкоземельных элементов. Отдельные месторождения уже достаточно изучены, но пока средства на получение лицензий на разработку сырья отсутствуют и многие месторождения не освоены.

Для освоения природных богатств Монголии, занимающих 24,3% территории страны, что превышает площадь такой европейской страны, как Германия, необходимы крупные объемы инвестиций. Кроме уже хорошо изученных крупных месторождений меди, угля и золота, имеется несколько залежей, пригодных для добычи редкоземельных металлов. В дополнение к уже разведанным 8 тыс. месторождений имеется 1170 потенциальных мест залегания минеральных ресурсов.

Так, в Монголии имеется месторождение "Luginin Gol". По оценкам сотрудника государственного профильного агентства Т. Алтангэрэла, залежи составляют около 500 тыс. т руды и 13,5 тыс. т оксида рения, что показал отбор проб, полученных в 2005 г. и 2009 г. бурением. В период с 1983 г. по 1989 г. монгольско-польская экспедиция провела бурение на глубину 14 км и было обнаружено присутствие таких элементов, как лантан, церий, празеодим, неодим, самарий, европий и гадолиний.

Также оценены запасы месторождения "Mushgia Hubad", где присутствуют минералы редкоземельных элементов. Исследования, проведенные в 1989-1990 гг. и 2007-2009 гг., показали содержание свыше 16 млн т руды и 232 тыс. т оксида рения. Кроме того, были обнаружены фторкарбонаты редких земель, минералы бастнезита и целестита, апатитовые руды, магнетит и флогопит.

Месторождение в районе горного плато Халзан-Бургэдтэй также представляет собой крупные запасы редких земель и кристаллов. По данным Статистического горного агентства Монголии, его запасы составляют около 335 тыс. т оксида ниобия, 18 тыс. т оксида тантала, 154 тыс. т оксида иттрия и около 500 тыс. т оксида рения и 2,4 млн т диоксида циркония.

Месторождение Хотхор, расположенное на юге Монголии, хорошо изучено и картографировано. Лицензию на разработку получила компания "QGX Ltd.", однако у нее отсутствуют необходимые средства на организацию добычи. В настоящее время многие компании ищут стратегических партнеров, отдельные фирмы даже готовы передать уже полученные лицензии. Так, компания "Mangreat Group" планирует продать около 95% залежей угля на месторождении в регионе Дорногоби. Оно расположено в 85 км от Транссибирской железной дороги, занимает площадь около 34 кв. км и имеет запасы бурого угля, оцененные в 3 млрд т.

Несколько событий последней недели вновь привлекали внимание к Монголии. Совсем недавно Улаанбаатар посетил президент Германии Йоахим Гаук. Следом за ним здесь побывал премьер-министр Японии Синдзо Абэ. В те же дни в монгольский парламент от имени президента страны был внесен законопроект о постоянном нейтралитете страны. По мнению его инициаторов, это должно стать «основой для поддержания сбалансированных отношений с другими странами».

Монголия — страна маленькая, ее население составляет всего 3,2 миллиона человек. 1,2 миллиона живет в столице — Улаанбаатаре. Но это очень богатая страна — богатая медью, золотом, ураном, редкоземельными металлами и другими и ресурсами. Специалисты даже утверждают, что Монголия — это самый большой и самый быстрорастущий в мире рынок сырья. А горнодобывающая промышленность стала с начала 21 века тем локомотивом, который повел за собой экономику некогда аграрной страны.

Общая стоимость топ-10 наиболее крупных месторождений угля, меди, золота, урана и редкоземельных металлов Монголии составляет приблизительно 2,75 трлн долл. Наиболее привлекательными для иностранных компаний являются такие крупные месторождения Монголии, как Оюу-Толгой (медь, золото), Таван-Толгой (уголь) и Дорнод (уран). Запасы крупнейшего в мире Таван-Толгойского месторождения составляют 7,4 млрд т угля. Эксперты корпорации «Rio Tinto» оценивают запасы месторождения Оюу-Толгой, расположенного в Южной Гоби, в 80 км от границы с Китаем, в 25 млн т меди на пятьдесят лет эксплуатации.

Богатые, еще не до конца разведанные природные ресурсы Монголии — это лакомый кусок «глобального сырьевого пирога» для многих стран. Не случайно в Монголию активно внедряются англо-австралийская компания «Rio Tinto», китайские «Shenhua», «Chalco», американская «Peabody Energy», японские «Itochu», «Mitsui», «Mitsubishi», «Sumitomo», «Marubeni» и другие.

Благодаря отрасли среднегодовой прирост экономики составляет 14 %, а ВВП страны только с 2001 по 2011 год вырос в 10 раз. По прогнозам Всемирного Банка в ближайшие 10 лет экономика Монголии будет расти в среднем на 15 процентов в год. Однако, учитывая зависимость страны от экспорта продукции горнорудной продукции, цены на которую весьма волотильны, прирост ВВП Монголии также будет испытывать заметные колебания.

В этих условиях становится понятным, что сегодня Улаанбаатар стоит перед очень непростым выбором оптимального алгоритма извлечения максимальной выгоды из уникальных природных богатств.

С начала нового столетия монгольская экономика получила весьма приличные инвестиции. Канадские инвестиции в добывающую промышленность превысили 1,5 млрд. долл. Вложения Китая — почти 2,5 млрд. В течение последних двадцати пяти лет в Монголии было открыто более 5500 предприятий с участием китайского капитала, что составляет почти половину всех предприятий с иностранным участием. Япония также не остается в стороне. К 2010 году сумма общей японской поддержки монгольской экономики превысила 3,6 млрд.долл. США. Причем половина этих средств предоставлена безвозмездно, а остальная часть — в виде льготных кредитов. Неплохо выглядит Южная Корея, занимающая третье место в череде инвесторов Монголии.

Вместе с тем, Улаанбаатар сегодня стремится выстраивать свою политику, сочетая новые тенденций с традиционными мотивами. Это в определенной мере отразилось в разработке и реализации концепции «степного пути».

В основе концепции «степного пути» лежит понимание начавшихся евразийских интеграционных процессов и необходимости определения места страны в этом процессе. Поэтому активное развитие горнодобывающей отрасли и расширившиеся поставки минеральных ресурсов за границу вынуждают Улаанбаатар совершенствовать транспортно-логистическую инфраструктуру, которая сегодня существует в зачаточном состоянии и зависит от транспортных артерий Китая и России.

Не имея прямого выхода к морю, а, следовательно, к мировым потребителям, Монголия оказалась зажатой между двумя гигантами — Россией и Китаем. Поэтому для Улаанбаатара крайне важно использовать российский и китайский факторы в своем экономическом развитии. КНР и РФ являются первым и вторым по значимости внешнеторговыми партнерами Монголии, 3 три четверти всех импортных потоков поступают из Китая и России. А Китай к тому же — один из главных инвесторов в ее экономику.

Таким образом, именно Россия и Китай становятся теми партнерами, с которыми Монголия намеревается строить «степной путь» и сопрягать собственный проект с российским Евразийским экономическим союзом и китайским «экономическим поясом шелкового пути».

Проект «Степной путь» уже получил одобрение китайской стороны во время визита в Монголию Председателя КНР Си Цзиньпина (август 2014 г.). В декларации, подписанной по итогам государственного визита главы КНР, обозначена необходимость организации трёхсторонних переговоров с российским руководством специально по этому направлению.

В Москве также с интересом восприняли и представленный (сентябрь 2014 г.) Владимиру Путину Президентом Монголии Цахиагийн Элбэгдоржем проект «Степной путь», способный полностью обновить структуру транспортных потоков между Китаем, Монголией и Россией. Российско-монгольские отношения являются естественной и важной составной частью восточного вектора внешней политики России. Это подчеркнуто в «Концепции внешней политики Российской Федерации», ориентирующей на укрепление политико-экономического развития страны с опорой на возможности и преимущества ее восточных регионов.

Сегодня выстраивается так называемая «вторая дорожка» — работа трехстороннего экспертного сообщества, призванного как раз и определить пути сопряжения трех программ.

Осенью нынешнего года в Улаанбаатаре была создана российско-монголо-китайская трехсторонняя исследовательская ассоциация, которая на экспертном уровне займется изучением перспектив взаимодействия трех в стран в рамках этих трех проектов. Учредителем Ассоциации с российской стороны стал Институт Дальнего Востока РАН. А ее российскими членами — Институт Востоковедения РАН, Институт мировой экономики и международных отношений, Байкальский университет экономики и права (Иркутск), ИПРЭК СО РАН (Чита), Институт экономических исследований ДВО РАН (Хабаровск), Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН (Улан-Удэ), Институт по изучению ресурсов озера Байкал СО РАН (Улан-Удэ), ОРЭИ БНЦ СО РАН (Улан-Удэ).

Ученые трех стран декларировали намерения сконцентрировать усилия на определении наиболее эффективных возможностей экономического и логистическо-транспортного взаимодействия, в которое помимо Монголии будут вовлечены, прежде всего, байкальские и дальневосточные регионы России и территорий северо-восточного и северного Китая.

В ходе дискуссий эксперты обсудили вопросы практического сотрудничества в дорожно-транспортной отрасли. Монгольские партнеры рассказали о модернизации монгольских железнодорожных магистралей, а также о строительстве высокоскоростной автомобильной дороги хай-вэй, протяженностью более 1000 км, пересекающей Монголию с юга на Север к российско-монгольской границе. Подготовлено к подписанию к подписанию трехстороннее транспортное соглашение. Обсуждается идея создания крупного транспортно-логистического центра.

Вместе с тем, совершенно очевидно, что Улаанбаатар постарается сбалансировать возникающую зависимость и, возможно, даже найти «третьего соседа» — теоретически это могут быть США, Южная Корея, Япония, Канада. Возможно, с этим и связано внесение в парламент страны законопроекта о нейтралитете Монголии.

О приоритетах на будущее может свидетельствовать и выбор монгольской молодежью места для получения образования. Сегодня, например, в Японии учится более 2 тысяч монгольских студентов. Свыше 1000 молодых монголов получили китайские государственные стипендии для обучения в университетах КНР. Охотно монгольские юноши девушки еду на учебу в Южную Корею.

В Россию поток студентов из этой азиатской страны постепенно уменьшается. А главным языком международного общения в Улаанбаатаре сегодня все больше становится английский, вытесняющий из обихода монгольской интеллигенции русский язык.