Социальные проблемы здравоохранения. Одной из главных

Описание презентации Социальные проблемы здравоохранения. Одной из главных по слайдам

Одной из главных задач государственной политики в России является обеспечение охраны жизни и здоровья населения, решение которой могло бы способствовать устойчивому социально-экономическому развитию страны. В настоящее время в России существует множество социальных рисков, представляющих угрозу жизни и здоровью населения. Побочные результаты социально-экономических трансформаций, истощение природных ресурсов в результате нерационального использования исключительно с целью извлечения прибыли на фоне увеличения технической оснащенности многих государственно важных объектов, приводят к созданию нарастающей угрозы не только жизни и здоровью населения страны, но и всему человечеству. Мощный мутагенный эффект от радиоактивных излучений, электромагнитных полей, рентгеновского и инфракрасного излучения, других вредных факторов, используемых в промышленности, приводит к разрушению генофонда страны, деградации человека. Социальные риски для человека представляют и последствия духовно-нравственного кризиса. Отсутствие идеологии созидания у современной молодежи, собственная разрушительная жизнедеятельность, отсутствие элементарных медицинских знаний и навыков, умения обеспечить себе безопасный труд и условия жизни чаще всего приводит к катастрофическим последствиям. Вызывает озабоченность структура общества, депопуляция и деградация населения, рост коррупции и преступности. До 0, 5 млн. чел. преимущественно мужского пола гибнут при ДТП, на водоемах, при отравлении алкоголеми наркотиками, при «разборках» , суициде, охране правопорядка, прохождении службы в армии. В результате только 14 млн. мужчин способны создать семью.

Наиболее ощутимые потери населения происходят во время дорожно-транспортных происшествий. По данным ВОЗ, ежегодно в мире в результате ДТП погибают 10 млн. человек, становятся инвалидами от 20 до 50 млн. человек, что приносит огромный социально-экономический ущерб всему человеческому сообществу. По данным Всемирного банка, глобальные экономические потери человечества составляют около 500 млрд. долларов в год. В связи с неблагоприятной экологической обстановкой неуклонно растет уровень заболеваемости среди населения (см. рис.). Наиболее высокая заболеваемость в России с диагнозом, установленным впервые, зарегистрирована в Карелии и Алтайском крае (свыше 1000 случаев на 1000 человек населения), от 800 до 1000 населения – в Архангельской, Тверской, Ленинградской, Мурманской, Архангельской, Оренбургской, Тюменской, Иркутской областях и в Якутии. От 500 до 800 тысяч случаев на 1000 населения зарегистрировано в Смоленской, Брянской, Волгоградской, Астраханской, Саратовской, Свердловской, Челябинской, Томской, Новосибирской, Читинской и Амурской областях, Красноярском и Краснодарском краях, в Бурятии и Тыве. Самая низкая заболеваемость (до 500 случаев на 1000 населения) зарегистрирована в Ханты-Мансийском АО (Югра), Ямало-Ненецком, Таймырском и Эвенкийском автономных округах.

Заболеваемость на 1000 человек населения по регионам России (зарегистрировано больных с диагнозом, установленным впервые в 2006 году) Наблюдается явный рост психиатрической патологии в России. У 20 % населения отмечаются психические отклонения. Отмечается резкое увеличение численности детей, родившихся больными или заболевших в период новорожденности. За период с 2000 года до 2006 года этот показатель достиг 40 % от общего числа детей, родившихся живыми. В России 14 млн. инвалидов, в том числе 523 тысяч детей. Это говорит о низком уровне качества медицинской помощи и социальной реабилитации в стране. Эффективность реабилитации инвалидов по нашей стране составляет от 3 до 6, 5 %, а в США – от 15 до 20 %. При этом система здравоохранения, лекарственного и медицинского обслуживания работает недостаточно эффективно. Главной причиной малой эффективности системы охраны здоровья населения является недофинансирование со стороны государства этой отрасли. Так, в США и других развитых странах финансирование системы здравоохранения считается задачей государства и составляет 15% и выше от ВВП. В России система здравоохранения финансируется по остаточному принципу, статьи расхода средств урезаются и преимущественно снабжаются промышленные и военно-промышленные отрасли. При этом на здравоохранение планируется всего 2, 5 -3% от ВВП, что никак несовместимо со сложившейся демографической ситуацией в стране. Направленные целевым порядком средства не всегда используются по назначению, в результате чего население вынуждено обращаться в частные клиники, которые чаще всего не по карману большей части населения России. С целью урегулирования данной ситуации в 2007 году было выделено 328, 2 млрд. рублей для внедрения базовой программы обязательного медицинского страхования . При этом система ОМС практически не работает. Страдает сама система организации медицинской помощи населению. В настоящее время медицинская помощь в России оказывается по следующим уровням: поликлиническому, скорой помощи и стационарной помощи. Амбулаторно-поликлиническая помощь осуществляется в 9620 учреждениях, в том числе 833 стоматологических поликлиниках. Учитывая огромные российские территории, это количество ничтожно мало. При этом каждая поликлиника укомплектована участковыми врачами и мед. сестрами в среднем лишь на 30 %. Низкая заработная плата и огромная загруженность врачей (до 1500 -4000 тысяч человек на одного участкового врача) приводит к снижению эффективности лечебного процесса и перегруженности поликлиник. О санитарно-просветительской ипрофилактической работе даже не упоминается. Стоматологическая помощь сейчас практически недоступна населению. Цены на стоматологическую помощь необоснованно высоки и в 3 -5 раз превышают свою себестоимость. В итоге стоматологические клиники пустуют, так как население предпочитает не обращаться туда за помощью и посещает стоматолога только лишь в экстренных случаях.

Скорая медицинская помощь осуществляется около 3268 станциями. Они недостаточно оснащены реанимобилями и медикаментами и абсолютно не защищены от посягательств криминальных структур. В результате огромного количества пробок на дороге «Скорая помощь» не может в нужный момент добраться по вызову, и больной нередко умирает, либо его дальнейшее лечение осложняется. Около 1, 8 млн. человек ежегодно умирают из-за задержки поступления в стационар более чем на 24 часа. Бригады скорой помощи недостаточно укомплектованы квалифицированными кадрами, отсутствует единая система связи между различными станциями скорой помощи . В связи с этим необходимо обеспечить дежурства 2 -3 автомобилей скорой помощи на каждый микрорайон, чтобы скорость оказания мед. помощи не зависела от состояния дорог и «пробок» . Страдает система охраны материнства и детства. Несмотря на внедряемые повсеместно правительственные программы, стимулирующие рождаемость, перинатальная служба в России в настоящее время малоэффективна. Отмечается низкий уровень здоровья беременных женщин, 80 % беременных имеют сопутствующую патологию: анемию, сердечно-сосудистые заболевания, заболевания почек, отеки и протеинурию, сахарный диабет и т. д. В результате всего лишь 24, 6 % родов протекают нормально. В основном роды патологические, в результате которых 30 % детей рождаются больными или заболевают в первые дни жизни. Малоэффективна и система профилактики инфекционных заболеваний у детей. В настоящее время в России так называемый обязательный «календарь прививок» включает в себя 10 -15 обязательных прививок. В странах Европы количество обязательных профилактических прививок детям достигло 150 и более. Не решен вопрос с производством российских продуктов детского питания, диетического детского питания для детей с фенилкетонурией и различного вида ферментопатиями, крайне беден ассортимент детского питания, не предусмотрено его производство в России.

Таким образом, обеспечение охраны жизни и здоровья населения, формирование здорового образа жизни следует осуществлять по следующим направлениям: ·В области обеспечения безопасности жизни и здоровья населения необходимо продолжить разработку системы охраны и улучшения окружающей среды; создание обеспечение доступа населения кежедневному мониторингу по состоянию окружающей среды. ·В области обеспечения охраны здоровья и высокого качества медицинского обслуживания населения необходимо увеличить финансирование здравоохранения, медицинского обслуживания и социальной сферы до 15 % ВВП; развивать стратегии по улучшению качества услуг здравоохранения, снижению преждевременной, особенно предотвратимой смертности, сокращению заболеваемости. ·В области охраны материнства и детства в связи с ростом числа сопутствующей патологии во время беременности и родов увеличить срок дородового декретного отпуска и оформлять его с 16 недель, помещая беременную на дневной стационар, создавая «инкубатор» для выхаживания беременных с целью профилактики патологии в родах, прохождения школы матерей и лечения. ·В области формирования идеологии здорового образа жизни среди населения целесообразно обязательное внедрение здоровьесберегающих педагогических технологий и медико-гигиенических дисциплин в учреждениях дошкольного, среднего и высшего образования с целью воспитания культуры здоровья и здорового образа жизни у детей, подростков и молодежи, повсеместное введение антиалкогольных и антиникотиновых проектов в школах, колледжах и вузах, на производстве, борьба с наркотиками и введение системы штрафов при употреблении алкоголя и курении в общественных местах; создание работодателями мотивации к здоровому образу жизни.

По мнению экспертов (Примечание 3) к главным проблемам следует отнести (рисунок 1):

  • 1) Кадровые проблемы в системе здравоохранения такие как: нехватка квалифицированных кадров (13,0%), наличие проблем в кадровой политике (уровень з/п, условия работы) (11,0%) и некачественную и деградирующую подготовку современных кадров (10,4%).
  • 2) Сниженные влияние и контроль современной политики (17,5%).
  • 3) Дефицитное финансирование системы здравоохранение (11,7%).

Рисунок 1 - Значимые проблемы развития системы здравоохранения в Российской Федерации, %

Кадровое обеспечение системы здравоохранения

Первая важная кадровая проблема - нехватка квалифицированных кадров. По состоянию на 1 января 2015г. в медицинских организациях системы Минздрава России в субъектах Российской Федерации 580 431 врачей и 1 287 659 медицинских работников со средним профессиональным образованием. Показатель соотношения числа врачей и средних медицинских работников в Российской Федерации в 2014 году составил 1 к 2,3, что соответствует значению, предусмотренному государственной программой. Обеспеченность населения Российской Федерации (на 10 тыс.) врачами составляет 40,3, средними медицинскими работниками - 100,0

Согласно данным Счетной палаты , в целом по России сократили 90 тыс. работников медицинского сектора. Наибольшее сокращение коснулось врачей клинических специальностей - более 19 тыс. человек (без учета врачей, работающих в медицинских организациях Крымского федерального округа).

Согласно, аудиторской проверке Счетной палаты на сегодняшний день существует потребность во врачах и среднем медицинском персонале в количестве 55 тыс. и 88 тыс. человек. Таким образом, реализуемые мероприятия по сокращению численности медицинских работников не соответствуют фактической ситуации в регионах и сложившейся потребности. Требуется анализ проводимых кадровых мер, и по итогам возможная их корректировка.

Вторая важная проблема - наличие проблем в кадровой политике (уровень з/п, условия работы). В целом по итогам 2014 г. заработная плата работников бюджетной сферы в абсолютных значениях выросла. Согласно данным Росстата уровень средней заработной платы врачей в 2014 г. по сравнению с 2013 г. вырос на 4,0 тыс. рублей, среднего медицинского (фармацевтического) персонала - на 2,2 тыс. рублей, младшего медицинского персонала - на 1,8 тыс. рублей.

Однако на уровень зарплаты медработников большое влияние оказывает высокий процент внутреннего совместительства, который составляет четверть от всего фонда оплаты труда. Это означает, что рост уровня средней заработной платы медицинских работников вызван не фактическим увеличением размера оплаты его труда, а ростом нагрузки на одного работника, когда вместо положенных 8 часов врач работает 12 часов и более.

Третья важная проблема - некачественная и деградирующая подготовка кадров. Проведенный экспертный опрос показал, что существует недостаточная подготовка кадров, неудовлетворительная квалификация медицинских кадров и, как следствие, низкое качество оказания медицинской помощи.

Четвертая важная проблема - отток профессиональных кадров в частный сектор. Экспертами отмечается тенденция оттока профессиональных кадров в частный сектор. Население России все больше стали пользоваться платными услугами, в 2014 г. отмечен рост объема платных медицинских услуг - на 24,2% по сравнению с 2013 г. Как отмечает, аудитор Счетной палаты, что в условиях снижения доступности медицинской помощи для населения рост платных медицинских услуг может свидетельствовать о замещении бесплатной медицинской помощи платной.

Финансирование системы здравоохранения

На основании данных Организации Объединённых Наций, Всемирной организации здравоохранения и Всемирного банка, Американское агентство финансово-экономической информации Bloomberg Bloomberg Best (and Worst). Most Efficient Health Care 2014: Countries представил рейтинг стран мира по показателю эффективности систем здравоохранения в 2014 году. Ежегодный рейтинг по эффективности национальных систем здравоохранения агентства Bloomberg определил Россию на последнее - 51 место (1 место - Сингапур, Германия - 23 место, Айзербайджан - 49 место). Критериями оценки здравоохранения являются: ожидаемая продолжительность жизни, подушевые расходы на здравоохранение, отношение затрат на охрану здоровья к ВВП государства. Проведем сравнение нескольких стран - лидера Сингапура, Италии, Германии, США и России (таблица 1).

Таблица 1 - показатели эффективности национальных систем здравоохранения.


В представленном рейтинге, несомненно, ожидаемая продолжительность жизни - доминирующий показатель эффективности системы здравоохранения той или иной страны. По данным, в таблице видно, что сегодня Российскую систему здравоохранения по отношению к развитым странам можно условно назвать отстающей и "догоняющей".

3. А также экспертным сообществом были высказаны следующие проблемные аспекты в системе здравоохранения (рисунок 4): низкое качество оказываемых услуг и препаратов (8,1), коммерциализация медицинской отрасли, в т. ч. коррупция (5,8), недоступность некоторых услуг и препаратов (5,2), неоднозначное отношение людей (больных) к современной медицине (отсутствие уважения, культуры) (5,2), низкий уровень оснащенности мед. учреждений необходимыми лекарствами и оборудованием (3,2), недостаточное внедрение инноваций и технологий (1,9), высокая зависимость от иностранных производителей и технологий (1,3), влияние внешних независимых факторов (0,6), сложное восприятие нововведений мед. услуг (0,6), невостребованность медицинской помощи (0,3), неэффективное распределение времени при оказании мед. услуг (0,3). .

Проблемы, накопившееся в здравоохранении России, вызывают серьезную обеспокоенность в обществе, практически сформировался консенсус по поводу того, что в этой области необходимы существенные перемены. Об этом свидетельствуют как объективные, так и субъективные показатели, характеризующие такие параметры системы здравоохранения России, как - состояние здоровья населения; - состояние собственно системы здравоохранения; - оценка населением состояния своего здоровья и его отношение к системе здравоохранения вообще и реформам в частности.

Субъективная оценка населением состояния своего здоровья подтверждает данные статистики. Социологические опросы показывают низкую самооценку населением состояния здоровья. Субъективная оценка населением реформы здравоохранения достаточно настороженная. Это свидетельствует о том, что серьезного улучшения положения дел в системе здравоохранения пока не произошло.

Хотелось бы обратить внимание и на глобальные вызовы системам здравоохранения, сформировавшимся к настоящему времени в развитых странах. Система здравоохранения может быть организована по-разному, однако в настоящее время здравоохранение как система в глобальном масштабе испытывает серьезные проблемы, которые требуют реакции и очевидно будут в перспективе определять ее организацию. Старение населения стало важнейшей социально-демографической проблемой в развитых странах. С одной стороны, происходит рост спроса на медицинские услуги, а с другой - увеличение демографической нагрузки на работающих, что осложняет проблему финансирования здравоохранения. Увеличение спроса на медицинские услуги вызвано так же развитием современных технологий, которые дают новые возможности в области лечения различных заболеваний, и соответственно, почву для появления новых ожиданий со стороны населения .

Рост неравенства в доступе к медицинским услугам отмечается многими специалистами, и это несмотря на то, что в последнее время этот вопрос привлекает внимание на самых высоких уровнях. Происходит изменение тенденций в состоянии здоровья и структуре заболеваемости населения. На первый план в развитых странах выходят хронические заболевания, которые требуют других подходов к организации лечения и профилактики, чем инфекционные заболевания.

Угрозы для здоровья вытекают из действий человека, взаимодействия человека и окружающей среды и несчастных случаев и стихийных бедствий. К их числу можно отнести проблему с вакцинацией. Добровольность вакцинирования во многих странах и ложное чувство безопасности, когда в условиях высокого уровня вакцинирования снижается риск заболевания и родители отказываются от прививок, может в свою очередь привести к снижению уровня вакцинирования, повышению риска заболеваемости и возникновения эпидемий. Эволюция вирусов и повышение их устойчивости к соответствующим лекарствам ведет к появлению новых и возобновлению уже известных инфекционных заболеваний. Появились эпидемии таких инфекций, как ВИЧ и птичий грипп. Другая сторона рисков связана с деятельностью человека. Жизнь общества стала в значительной степени зависеть от атомной энергии и химических процессов. Поэтому эпидемиологическая обстановка зависит от безопасности соответствующих мощностей и правильного использования получаемых продуктов.

Парадоксально, но лакмусовой бумажкой проблем системы российского здравоохранения стал Национальный проект «Здоровье». Получается, что все последние достижения российского здравоохранения сводятся к тем результатам, которые были достигнуты в рамках выполнения задач, поставленных в данном проекте. При этом часто утверждается, что некоторая стабилизация в системе здравоохранения в 2005-2007 гг. была достигнута за его счет. Однако многие демографы и эксперты прямо указывают, что рост рождаемости в последние годы напрямую связан с вступлением в активный репродуктивный возраст девушек и юношей, родившихся в конце 80-х годов ХХ века. Возникает вопрос и по поводу роли в происходящих позитивных изменениях остальной части системы здравоохранения, которая не была включена в национальный проект. Хотя последний и принес некоторые положительные результаты, но они были достигнуты не в рамках существующей системы здравоохранения, а вне ее, что фактически подтверждает тот факт, что она неэффективна и в целом не способна реализовать положительные изменения без дополнительного толчка извне, например, в форме национального проекта .

Другой вопрос связан с проблемой поддержания и развития системы здравоохранения. На сегодняшний день известны три базовые модели организации и финансирования здравоохранения, причем автором одной из них (модель Семашко) стала Россия. Конкретные формы определяются спецификой функционирования системы, которую может позволить себе страна в зависимости от характеристик своего развития. Новые модели здравоохранения возникали в мире тогда, когда происходили изменения в мировоззрении, меняющие постановку и видение проблемы. Предлагаемые варианты развития российского здравоохранения, в том числе и проект Концепцию развития здравоохранения РФ до 2020 г., разработанный под эгидой Минздрава РФ, или проект, предложенный Общественной палатой, подстраиваются под ситуацию, в которой Россия оказалась сегодня и которая была задана в начале 90-х годов ХХ века. Но скорость общественных изменений требует, чтобы функция прогнозирования, определяющая как поведет себя та или иная система в долгосрочной перспективе, стала ведущей. Создание «однодневок» в этих условиях может дорого обойтись обществу. Представляется, что наступление кризиса не самое подходяще время для глобальных изменений. Уроки можно извлечь и из опыта начала 90-х, когда большая часть неудач в реформе здравоохранения связана именно с тем, что система страхования вводилась в сложных экономических условиях, когда заведомо сужается база для страховых взносов.

Поэтому в современных условиях неотъемлемой составной стратегии развития российского здравоохранения должна стать разработка механизмов адаптации к кризисным ситуациям.

Существуют объективные факторы системообразующего характера, которые потенциально вызовут проблемы в развитии здравоохранения России как системы. От того, насколько они будут учтены при формировании стратегии реформ, зависит успех проводимых мероприятий.

Одна из угроз связана с объемом и методом финансирования здравоохранения в России. Вопрос о том, сколько средств должна тратить Россия на здравоохранение остается открытым. Казалось бы, что следует приветствовать рост расходов на здравоохранение. Однако возникает феномен, который можно условно назвать ловушкой роста финансирования. Это означает, что выбираемый в условиях ограниченности ресурсов, выделяемых обществом на здравоохранение, вариант изначально оказывается затратным и ведет к необходимости увеличения в будущем финансирования здравоохранения.

Основной мотив реформ здравоохранения в 90-е гг.- недостаток государственных средств и необходимость мобилизации ресурсов из других источников. Но парадокс российской здравоохранительной политики состоит в том, что, с одной стороны, бюджетной медицине нет равных в сдерживании расходов на здравоохранение, с другой стороны, россиянам все время внушают, что средств на здравоохранение не хватает, но при этом выбирают изначально затратный вариант (страхование), игнорируя или даже открыто отрицая относительно менее затратную (бюджетную) систему.

Под относительно менее затратной имеется ввиду, что такая система обеспечивает равные и относительно более высокие показатели здоровья населения в целом при относительно более низких расходах. В качестве примера можно привести Великобританию и США. Сравнение показателей финансирования здравоохранения и состояния здоровья в этих странах показывает, что хотя США тратят на здравоохранение почти в два раза больше, чем в Великобритания при значительной доли частных источников финансирования, показатели состояния здоровья в этих странах сопоставимы, а некоторые даже несколько лучше в Великобритании. Например, материнская смертность и Великобритании ниже, чем в США (11 и 14 на 100000 живорожденных в 2010 г., соответственно), а продолжительность здоровой жизни при рождении выше (69 лет у мужчин и 72 года у женщин в 2010 году в Великобритании и 67 лет и 71 год, соответственно в США). В последние годы серьезной проблемой общественного здоровья в США стало ожирение, которым страдает почти одна треть населения, как мужчин, так и женщин старше 15 лет .

Существуют различные подходы к определению доли расходов на здравоохранение с учетом готовности населения его финансировать. Можно установить нормативы минимальных расходов государства с учетом мирового опыта. Однако важно не только то, сколько средств расходуется, но и с помощью какого механизма финансирования осуществляется перераспределение. В России речь идет о хроническом недофинансировании и о необходимости повышения расходов на здравоохранение, в то время как в развитых странах вопрос стоит о сдерживании роста расходов на здравоохранение. С учетом мировых тенденций, нашей стране необходимо изначально выбирать вариант системы финансирования, который позволит превратить выделяемые средства в эффективную систему оказания качественной медицинской помощи населению, а не просто наращивать расходы на здравоохранение.

Здесь уместно вспомнить такой подход как менеджериализм, который широко признан в мире и утверждает, что совершенствование управления и организации является важным резервом повышения эффективности работы любой структуры. В этом контексте речь может идти о широком спектре действий, начиная с изменения структуры системы здравоохранения в пользу первичной медицинской помощи и профилактики, до «медицины с человеческим лицом» или «политики малых достижений», подразумевающих применение современных управленческих технологий организации работы в медицинских учреждениях, позволяющих реализовать человеческое отношение к пациентам при минимальных дополнительных затратах.

В этой связи спорным с экономической точки зрения представляется и утверждение о том, что если есть спрос на медицинские услуги (подразумевается со стороны высокодоходных групп населения), то нужно обеспечить его удовлетворение. Представляется, что особенности медицинской услуги как товара, которые широко известны и описаны в мировой литературе, ставят на первое место вопрос об удовлетворении потребности, а не спроса. Росту расходов будет также способствовать привязка оплаты работников медицинских учреждений к объему и качеству оказываемой помощи.

Преимущества государственного финансирования хорошо известны: контроль над средствами и обеспечение реализации общенациональных приоритетов, главный из которых - доступ населения к медицинской помощи. Централизованные системы достаточно эффективно позволяют сдерживать рост расходов на здравоохранение. Очевидно, что бюджетная система здравоохранения имеет как достоинства, так и недостатки, однако анализ различных систем здравоохранения показывает, что принятие других моделей, приведет к возникновению ряда новых проблем.

Другая угроза для целостности и соответственно эффективности здравоохранения России как системы, действующей в интересах общества, связана с ростом неравенства в обществе, как его общего уровня, так и в состоянии здоровье. При этом мировая теория и практика убедительно доказывают, что неравенство в здоровье является серьезным препятствием для экономического роста.

Одним из важных факторов неравенства в здоровье выступает уровень дохода. При высоком уровне неравенства по доходу, которые сейчас сложился в России - в 2006 г. коэффициент Джини в среднем по России составил 0, 410 - объективно возникают существенные различия в социально-экономическом статусе пациентов. В условиях принципиального расслоения российского общества уже сложно найти "среднего пациента"-- богатые и бедные имеют разные запросы и финансовые возможности для получения медицинской помощи. Наличие состоятельных людей, имеющих возможность платить за медицинские услуги, стимулирует развитие частного сектора. Причем в этой связи необходимо иметь ввиду два аспекта. Один из них связан с мотивом прибыли в здравоохранении, а другой - с инновационным потенциалом предпринимательства.

Задача любой коммерческой структуры состоит в получении прибыли. Здравоохранение в этом смысле очень чувствительная отрасль, в том числе и в силу особых отношений, которые складываются между врачом и пациентом ввиду особенностей медицинской услуги и процесса ее оказания. С одной стороны, пациент будет больше доверять врачу, действующему без мотива прибыли, с другой - у врача есть объективная возможность «увеличить счет». Поэтому необходимо жесткое регулирование, возможно на уровне нормы прибыли.

Обычно частная медицина развивается как дополнительная по отношению к более социализированным формам. Однако ситуация складывается неоднозначная, так как имеет место процесс «снятия сливок» или отбора лучших клиентов. Например, в Великобритании частный сектор, включая добровольное медицинское страхование, достаточно недорогой именно ввиду наличия развитого государственного сектора. Большинство пациентов используют дополнительно Национальную службу здравоохранения (НСЗ), даже если имеют добровольное страхование, особенно если у пациента сложная проблема и частная больница просто не имеет возможностей для ее лечения; обычно дополнительное страхование получают на работе это молодые, здоровые и хорошо оплачиваемые люди, то есть группа минимального риска.

Особая роль отводится бизнесу как лидеру инноваций в медицине. Инновационный потенциал предпринимательства хорошо описан, однако в медицине этот процесс также не может быть оценен однозначно. Развитие медицинских технологий это дорогостоящий процесс, который является одним из основных факторов роста расходов на здравоохранение в развитых странах. Поэтому может возникнуть противоречие следующего порядка. Бизнесу с точки зрения получения прибыли более выгодны высокие технологии так как они более дорогие, а обществу с точки зрения эффективного и справедливого распределения ограниченных ресурсов более выгодно развитие относительно более дешевой первичной медицинской помощи. Компромиссные варианты развития бизнеса как поставщика медицинских услуг сегодня в России предлагается искать на пути государственно-частного партнерства .

Пока частный сектор является дополнительным и служит для расширения выбора потребителя. Но если он будет расти выше определенного уровня, то возможна ситуация, когда наиболее требовательные потребители выйдут из государственного сектора, снижая тем самым давление на государство в направлении увеличения расходов на здравоохранение. Это приведет к формированию двухступенчатой системы-- высококачественная медицинская помощь в частном секторе для состоятельных и низкокачественное обслуживание в государственной системе для остальных. Подобная ситуация создает опасность разрыва системы здравоохранения и маргинализации бедных слоев населения. Поэтому в настоящее время необходимо выбирать систему здравоохранения, которая позволит удержать здравоохранение России как систему для обеспечения доступной и качественной медицинской помощи населению при сохранении базового принципа социальной солидарности.

Опыт развитых стран показывает, что, несмотря на либеральные реформы, роль государства в обеспечении населения социальными услугами и перераспределении по-прежнему на повестке дня. Либеральная политика провела к росту социального разделения и поэтому возникла необходимость в стратегии интеграции в рамках рыночной экономики. В этих условиях государственная система здравоохранения может стать основой социального консенсуса и преодоления социальной разобщенности российского общества.

Таким образом, в настоящее время система здравоохранения России сталкивается как со специфическими проблемами, обусловленными особенностями ее социально-экономического развития, так и с общими проблемами, возникающими в области обеспечения здоровья населения и имеющими глобальный характер.

Несмотря на заметную активизацию в последнее время действий федеральных и региональных органов власти, направленных на повышение эффективности системы здравоохранения, предпринимаемые усилия не привели к преодолению структурных проблем. Главная из этих проблем - недостаточный уровень развития первичной медико-санитарной помощи, ее неспособность ответить на новые вызовы системе здравоохранения, связанные с растущим распространением хронических заболеваний, а также множественных заболеваний, обусловленных постарением населения. Эти вызовы диктуют необходимость расширения комплекса мероприятий по активному наблюдению за больными для недопущения обострения заболеваний, снижения частоты вызовов скорой медицинской помощи, снижения нагрузки на стационар.

Существуют многочисленные эмпирические доказательства высокой эффективности правильно организованной первичной медицинской помощи: в странах с сильной общей врачебной практикой относительно ниже объемы специализированной помощи в расчете на одного жителя, ниже показатели общей смертности и смертности от наиболее распространенных заболеваний. В этих странах действует менее затратный тип функционирования здравоохранения, позволяющий достигать более высоких показателей здоровья на единицу затрат из государственных и частных источников.

Состояние первичной медико-санитарной помощи (ПМСП) является одной из наиболее сложных проблем российского здравоохранения. Количественный аспект этой проблемы - сокращение численности участковых врачей и врачей общей практики. После введения в 2005 г. надбавок участковым врачам их число несколько выросло, а затем вопреки ожиданиям стало уменьшаться, причем сокращение не компенсировалось ростом числа врачей общей практики (рис. 12).

Дефицит врачей участковой службы оценивается разными экспертами на уровне 25-30 %. Во всех регионах страны отмечается низкая укомплектованность штатных единиц участковых врачей и участковых педиатров. Размер участков во многих существенно превосходит рекомендуемые нормативы.

Отмеченная тенденция является результатом чрезмерной специализации врачей и соответствующего сужения лечебных функций врачей участковой службы, снижения их ответственности за здоровье постоянно наблюдаемого населения. Этот процесс начался еще в прошлом веке и продолжается до сих пор. Аналогичный процесс специализации врачебной деятельности идет и в других развитых странах, но гораздо медленнее, чем в России. Доля врачей участковой службы (участковых терапевтов и педиатров, врачей общей практики) в общей численности врачебных кадров в нашей стране снижается. Она остается существенно ниже, чем в западных странах (10,53 % в 2012 г. против 47 % в Канаде и Франции, 29 % в Великобритании) (табл. 3).

Таблица 3 - Динамика доли врачей общей практики в отдельных странах ОЭСР и врачей участковой службы в России в общем числе врачей в 2000-2012 гг., %

Великобритания

Германия

Качественный аспект проблемы участковой службы - ограниченные функции этих врачей. Профилактика заболеваний развивается, но ее масштабы все еще недостаточно велики, чтобы заметно повлиять на показатели здоровья населения. Серьезной проблемой является слабое развитие вторичной профилактики, имеющей целью сократить частоту обострений хронических заболеваний. Врачи поликлиник далеко не всегда знают своих "хроников", наблюдение за ними ограничивается небольшим кругом мероприятий. В результате велика частота обострений заболеваний, повышается нагрузка на службу скорой медицинской помощи и стационар.

Анализ российских и зарубежных тенденций дает основания для вывода о том, что проблемы ПМСП в нашей стране сдерживают реформы в других секторах здравоохранения. Вполне оправданное для системы здравоохранения частичное перемещение медицинской помощи из стационаров в амбулаторное звено и превращение стационаров в центры оказания сложной и высокотехнологичной помощи в значительной степени тормозится слабым кадровым обеспечением и невысокой квалификацией врачей амбулаторного звена.

Именно поэтому необходимо провести глубокую реформу ПМСП - как условие реализации других приоритетов модернизации здравоохранения . Без такой реформы снижается эффективность всех других новаций в системе: структурная эффективность практически не повышается, население слабо ощущает результаты преобразований.

Оценивая вектор изменений в системе финансирования российского здравоохранения, уместно заметить, что в западноевропейских странах со страховой моделью доля расходов системы ОМС в общем объеме государственного финансирования здравоохранения уже в конце 1990-х гг. составляла 70-85 %. Постсоветские страны Центральной и Восточной Европы также вышли примерно на эти параметры одноканальной системы финансирования. Например, в Эстонии данный показатель в середине нулевого десятилетия составлял 85 % . В России пока этот показатель (54 %) заметно меньше, то есть уровень консолидации государственных средств ниже.

В нашей стране из бюджетных средств продолжает финансироваться оказание социально значимых видов медицинской помощи (больным туберкулезом, психическими заболеваниями, ВИЧ инфицированным и т.д.), лекарственное обеспечение определенных категорий населения, инвестиции в медицинское оборудование и медицинские здания. Следует ли сохранить такое положение, или продолжить переход на одноканальную систему финансирования медицинской помощи? В условиях экономического кризиса постановка вопроса о развитии одноканального финансирования не оправдана. Этот процесс, как показывает практика, сопряжен с перераспределением не только средств, но и управленческих функций между органами исполнительной власти и фондами ОМС. Решать эти проблемы в условиях кризиса очень непросто, да и любая ошибка в перераспределении средств по субъектам финансирования может усугубить и без того сложное экономическое положение медицинских организаций. Но по мере улучшения экономической ситуации дальнейшее развитие одноканального финансирования должно стать частью системных реформ в отрасли. Целесообразно продолжить переход на одноканальную систему финансирования отрасли прежде всего в части расходов на медицинское и диагностическое оборудование, а также затрат на расходные материалы. Сегодня основная часть инвестиционных расходов (свыше 100 тыс. руб.) покрывается из бюджета, что снижает экономическую ответственность учреждений за их рациональное использование, сдерживает участие частного медицинского бизнеса в системе ОМС (они самостоятельно покрывают эти расходы, поэтому оказываются в неравном положении). При этом предельный размер инвестиционных расходов, включаемых в тариф в системе ОМС, ни разу не пересматривался после принятия закона об ОМС (2011 г.), хотя цены на оборудование за эти годы существенно повысились.

Ситуация, при которой основная часть оборудования и расходных материалов закупается за счет бюджета одними субъектами системы (органами управления здравоохранением всех уровней), а медицинская помощь, для оказания которой они используются, оплачивается другими субъектами (фондами ОМС и страховыми медицинскими организациями), неизбежно создает дисбалансы между инвестициями и планируемыми объемами помощи. В рамках системы ОМС легче согласовывать планирование инвестиций и объемов помощи.

Система здравоохранения характеризуется наличием комплекса глубоких экономических проблем, которые воспроизводятся на протяжении последних десяти лет:

– финансовая необеспеченность государственных гарантий медицинской помощи населению;

– незавершенность введения системы обязательного медицинского страхования;

– существенное территориальное неравенство в финансовом обеспечении прав граждан Российской Федерации на получение медицинской помощи;

– отсутствие экономических механизмов, побуждающих участников системы здравоохранения к росту эффективности использования общественных ресурсов.

Размеры государственного финансирования здравоохранения, сократившиеся более чем на треть в 90-е годы, стали увеличиваться с 2000 года, но не достигли уровня пятнадцатилетней давности. Произошел разрыв между декларируемыми и реальными экономическими условиями получения медицинской помощи. Финансирование оказания медицинской помощи в значительной мере переносится на самих граждан и работодателей. Расходы населения на лекарственные средства и медицинские услуги устойчиво растут высокими темпами. Нарастание платности медицинской помощи усиливается, несмотря на рост государственного финансирования в последние годы. Происходит нерегулируемое замещение государственных расходов частными, снижение качества бесплатной медицинской помощи. В наибольшей мере от этого страдают малообеспеченные слои населения. Увеличивается неравенство возможностей различных социальных групп в получении качественной медицинской помощи.

Проблема усугубляется тем, что подходы к финансированию государственных гарантий оказания медицинской помощи населению не позволяют четко определить зависимость оплаты и качества помощи, которая должна бесплатно предоставляться гражданам. Ссылки на недостаточность государственного финансирования здравоохранения и на неисполнимость декларативных правил бесплатного медицинского обеспечения используются медицинскими работниками и руководителями здравоохранения в качестве оправдания снижения качества медицинских услуг и предоставления за плату услуг, которые реально должны быть оказаны для граждан бесплатно. Поэтому без конкретизации государственных гарантий медицинской помощи, разграничения медицинской помощи на бесплатные и платные медицинские услуги уже нельзя рассчитывать на то, что проблему разрыва между гарантиями и их финансовым обеспечением можно решить лишь путем увеличения размеров государственного финансирования здравоохранения.



Существующая система обязательного медицинского страхования (ОМС) имеет целый ряд серьезных изъянов, преодоление которых требует изменений самой модели ее существования.

Главным изъяном является несбалансированность программ ОМС с размерами страховых платежей. Система ОМС аккумулирует лишь 41,9% совокупного объема государственного финансирования здравоохранения.

Эта проблема порождена прежде всего невыполнением субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления обязательств по уплате страховых взносов на неработающее население в полном объеме. Правда, в последние годы обозначилась тенденция увеличения размеров взносов за неработающее население, но это кардинально не меняет ситуации.

Сложившаяся модель ОМС не оказала существенного влияния на эффективность использования ресурсов здравоохранения. Не оправдались первоначальные ожидания появления конкуренции между страховщиками, стимулирующей их активность в защите прав застрахованных и оптимизации размещения заказов среди медицинских организаций.

Таким образом, серьезной проблемой обеспечения прав граждан на получение медицинской помощи является значительная дифференциация размеров государственного финансирования здравоохранения. Существующие экономические механизмы в системе здравоохранения не создают у ее участников стимулов к повышению эффективности использования общественных ресурсов.

Модернизация системы здравоохранения неизбежна. Главное в модернизации российского здравоохранения – системность преобразований и постепенность их осуществления. Конечной целью является повышение доступности и качества медицинской помощи для широких слоев населения.

Реформирование систем здравоохранения и обязательного медицинского страхования неосуществимо без прогрессивных экономических методов управления, включая анализ эффективности использования имеющихся ресурсов.

В сложных условиях проведения реформы в здравоохранении первостепенное значение приобретают принципы программно-целевого планирования и финансирования отрасли:

– соответствие выполняемых полномочий (функций) их финансовому наполнению на каждом уровне управления;

– обеспечение непрерывности и преемственности полномочий;

– оптимизация бюджетных расходов;

– бюджетирование, ориентированное на результат;

– реструктуризация подведомственных учреждений в целях эффективного использования имеющихся ресурсов.

Реализация этих принципов возможна лишь при увеличении расходов на здравоохранение.

Увеличение расходов на здравоохранение позволит обеспечить:

– преодоление отставания средней заработной платы работников здравоохранения от средней по области (необходимо увеличить расходы на оплату труда в 2,4 раза, что позволит повысить реальную заработную плату в 1,6 раза);

– соблюдение государственных гарантий бесплатного лекарственного обеспечения граждан.

В результате можно будет осуществить бесплатное лекарственное обеспечение пациентов в стационарах и значительное улучшение лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан в амбулаторных условиях;

– замену изношенного медицинского оборудования, ремонт зданий и сооружений, первостепенное приобретение необходимого оснащения первичного звена оказания медицинской помощи (в первую очередь для общей врачебной практики) за счет увеличения инвестиционных затрат в реальном исчислении в 2,4 раза;

– увеличение расходов на лечебное питание больных в стационаре в реальном исчислении в 2,9 раза (с 34 рублей в 2004 году до 100 рублей на одного больного в день в сопоставимых ценах).

Данный вариант оптимизационного прогноза предусматривает увеличение затрат на один койко-день стационарного лечения одного больного в среднем.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Из данной курсовой работы ясно, что система здравоохранения представляет собой социально-экономический институт государства по оказанию населению медицинской помощи и проведению медико-профилактических мероприятий.

Стратегической целью системы здравоохранения является охрана и улучшения здоровья каждого гражданина Российской Федерации.
Основная задача здравоохранения обеспечить квалифицированную медицинскую помощь доступной всему населению Российской Федерации.