Чем возгордился сатана. Переписка


Читая историю грехопадения Адама и Евы в третьей главе книги Бытия, мы сталкиваемся со «Змеем». Что это было за существо? Действительно ли это была змея? Некоторые считают, что, так как животные говорить не могут, то библейская история грехопадения человечества это всего-навсего аллегория, в которой каждый герой является определённым духовным символом.
Итак, что же это за таинственная личность, которая скрывается под маской змея? Кто этот таинственный «некто», который не только может говорить с Евой на человеческом языке, но и подтолкнуть её к неповиновению Великому Богу?

Давайте воспользуемся золотым правилом интерпретации Священного Писания, которое гласит: «Библия интерпретирует Библию». Итак, обратимся к Слову Божьему для того, чтобы узнать, что оно может рассказать по данному вопросу. Другими словами, давайте выясним, что ещё Библия говорит об этом змее?

I. ЧТО ИИСУС ХРИСТОС ГОВОРИЛ О САТАНЕ?

Однажды, обращаясь к фарисеям, пытавшимся Его убить, Иисус сказал: «Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи » (Иоанна 8:44 ).
О чём здесь говорит Иисус? На какие события прошлого, во время которых дьявол лгал и замышлял убийство, Иисус ссылается в этом стихе?
На наш взгляд, искушение Евы вполне подходит к этому описанию. Причём эти события вполне соответствуют выражению Иисуса «от начала», поскольку история грехопадения человека является первой записью событий после его сотворения. Змей солгал Еве, сказав ей «нет, не умрете». Это была первая ложь, запись о которой сохранилась в Священном Писании. А титул «отец лжи» как нельзя точно описывает личность, уличённую в первой в мире лжи.

Как нам известно, из-за лжи Змея пострадали не только Адам и Ева, но и всё человечество. Смерть вошла в мир посредством первого греха и теперь царит во всех людях. Титул «человекоубийца», которым Иисус наделил Сатану, как нельзя лучше подходит к личности, искусившей Еву в начале веков.

Таким образом, мы видим, что описание Сатаны, данное Иисусом Христом в Евангелии от Иоанна 8:44 , является точным описанием черной работы, совершённой Змеем в Эдемском саду. Более того, в древней истории нет ни одного случая, который бы лучше соответствовал этому описанию дьявола, чем история об искушении Евы Змеем, записанная в Бытии 3.

Более тесную взаимосвязь между Сатаной (или дьяволом) и Змеем из книги Бытия можно увидеть в Откровении 12:9 «И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною , обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним » и в Откровении 20:2 «Он взял дракона, змия древнего , который есть диавол и сатана , и сковал его на тысячу лет ».

Слово «Сатана» означает «противник» или «враг»: во-первых, - по отношению к Богу, и, во-вторых, - по отношению к человеку. Термин «дьявол» означает «клеветник» или «обвинитель»: Сатана клевещет Богу на человека, а человеку - на Бога.


II. ТАК КЕМ ЖЕ БЫЛ ЗМЕЙ?

Означает ли всё это, что змеем, описанным в Бытии 3, был Сатана?
В Библии говорится, что «сам сатана принимает вид Ангела света » (2 Коринфянам 11:14 ). Сатана любит маскироваться в облик ангела света. Но в данном случае, нам кажется, дело обстоит несколько иначе, потому что речь идёт о Зме е.
Мы не думаем, что слово «Змей» было всего лишь символическим описанием Сатаны. Также мы не считаем, что Сатана превратился в змею. Мы полагаем, что змей (змея) был орудием в руках Сатаны. Это видно…

  • …из описания рептилии , данного в Бытии 3:1 Змей был хитрее всех зверей полевых , которых создал Господь Бог »),
  • …и из проклятия , которым Бог проклял змея в Бытии 3:14 проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем , и будешь есть прах во все дни жизни твоей »).


Также Библия повествует о том, что перед тем, как Иуда Искариот покинул комнату, в которой проходила тайная вечеря, и пошёл предавать Иисуса, в него вошёл Сатана: «Иисус отвечал: тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам. И, обмакнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту. И после сего куска вошел в него сатана » (Иоанна 13:26-27 ).
Точно также и демоны, при определённых условиях, могут входить в тела людей и животных. Вспомните, например, историю, когда Иисус изгнал из человека легион бесов. Что с ними случилось после этого? Они вошли в стадо свиней, пасущихся неподалёку, которое затем бросилось с обрыва в море и утонуло (Марка 5:1-13 ).
Это ещё раз подтверждает правильность наших подозрений о том, что Сатана завладел телом змея и воспользовался им для осуществления своего порочного плана - совращения Евы.
Кроме того, задумайтесь над тем фактом, что змея (змей) является символом зла и Сатаны. Это тоже неспроста. Корни этого символизма уходят в глубь веков - к истории искушения Евы змеем в Эдемском саду. Эта встреча Евы со Змеем настолько же правдоподобна, как и история искушения Иисуса в пустыне.

Теперь, после того, как мы выяснили, что змей был инструментом Сатаны, возникает ещё один вопрос: действительно ли Сатана может говорить вслух?


III. МОЖЕТ ЛИ САТАНА ГОВОРИТЬ?

Когда Сатана искушал Иисуса, он это делал при помощи слов. Иисус Христос отвечал ему тоже обычным человеческим языком. Этот диалог записан в двух Евангелиях (Матфея 4:1-11 и Лука 4:1-13 ). И хотя нам известен весь разговор, Библия не рассказывает, как выглядел Сатана во время искушения Иисуса в пустыне.

Сатана - это реальная личность. Известно, что однажды его явление Мартину Лютеру было настолько реальным, что тот швырнул в него чернильницу.

Возвращаясь к истории грехопадения человечества, хочется процитировать слова христианского писателя Освальда Сандерса, который сказал: «Позволю себе провести черту между змеем и ослицей Валаама: говорящая ослица была божественным чудом, тогда как говорящий Змей был сатанинским чудом».


IV. ОТКУДА ПОЯВИЛСЯ САТАНА?

Бог решил не рассказывать нам слишком много подробностей о происхождении и грехопадении Сатаны. Из Библии нам известно следующее:

1. Сатана был прекрасным Божьим ангелом - херувимом:
Иезекииль 28:13-15 «Ты находился в Едеме, в саду Божием; твои одежды были украшены всякими драгоценными камнями; рубин, топаз и алмаз, хризолит, оникс, яспис, сапфир, карбункул и изумруд и золото, все, искусно усаженное у тебя в гнездышках и нанизанное на тебе, приготовлено было в день сотворения твоего. Ты был помазанным херувимом , чтобы осенять, и Я поставил тебя на то; ты был на святой горе Божией, ходил среди огнистых камней. Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония ».

2. Сатана - глава падших ангелов, называемых демонами и нечистыми духами.
Матфея 25:41 «Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его »; Откровение 12:9 «И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною , обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним ».
2 Петра 2:4 «Бог ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания ».

3. Сатана является врагом Бога и человека:
Иов 1:6-12 и Иов 2:1-6 описывает желание Сатаны погубить Иова.
1 Петра 5:8 «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить ».

4. Грехопадение Сатаны произошло из-за его гордости:
Иезекииль 28:15-17 «Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония . От обширности торговли твоей внутреннее твое исполнилось неправды , и ты согрешил ; и Я низвергнул тебя, как нечистого , с горы Божией, изгнал тебя, херувим осеняющий, из среды огнистых камней. От красоты твоей возгордилось сердце твое , от тщеславия твоего ты погубил мудрость твою ; за то Я повергну тебя на землю, перед царями отдам тебя на позор ». 1 Тимофею 3:2,6 «Но епископ должен быть…не из новообращенных, чтобы не возгордился и не подпал осуждению с диаволом ».

5. Скорее всего, грехопадение Сатаны и падших ангелов произошло…

  • После шести дней творения . Ведь всё, что сотворил Господь Бог, было прекрасным: Бытие 1:31 «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой ».
  • До грехопадения человека , описанного в Бытии 3 .


6. Роль Сатаны в нашем мире.
Некоторые ошибочно думают, что Сатана является «управителем Ада». Такое понимание роли и личности Сатаны является ошибочным, небиблейским.

  • Иисус называет Сатану «князем мира сего»:
    Иоанна 12:31 «Ныне суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон », Иоанна 14:30 «Уже немного Мне говорить с вами; ибо идет князь мира сего , и во Мне не имеет ничего », Иоанна 16:11 «князь мира сего осужден ».
  • Библия также называет сатану «богом века сего»:
    2 Коринфянам 4:3-4 «Если же и закрыто благовествование наше, то закрыто для погибающих, для неверующих, у которых бог века сего ослепил умы ».
  • Библия также называет Сатану «князем, господствующем в воздухе»:
    Ефесянам 2:2 «…по обычаю мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления… »
  • Библия говорит, что он бродит по земле и строит козни:
    Иов 2:2 «И сказал Господь сатане: откуда ты пришел? И отвечал сатана Господу и сказал: я ходил по земле и обошел её »; 1 Петра 5:8 «Противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить ». Ефесянам 6:11 «Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских ». Сатана знает, что уже осуждён на вечную гибель, но хочет утащить с собой в Ад как можно больше человеческих душ.

V. ЗАЧЕМ БОГ СОЗДАЛ САТАНУ?

Вопрос №1: Зачем же Бог создал Сатану?
Ответ: Во-первых, Бог не создавал Сатану. Точно также, как Бог не создавал Адама грешным человеком. Господь создал прекрасного ангела - "херувима осеняющего", как его описывает Библия в книге пророка Иезекииля 28:13-17 . Сатана был Ангелом света до тех пор, пока в его сердце не зародилась гордость, которая есть беззаконие. Это и стало началом его падения. Теперь это ангел тьмы или же нечистый дух.

Вопрос №2: Если Господь Бог знал, что Сатана будет искушать человека, и Адам с Евой согрешат, то почему же Он не вмешался в ход событий и не изменил их к лучшему?
Ответ: Дело в том, что Бог дал Адаму (и в его лице - всему человечеству) свободную волю и право выбора. Бог никогда не нарушает Свои законы, и никогда не насилует свободную волю человека. Он лишь предоставляет право выбора и советует, что лучше выбрать. В данном случае, человек выбрал грех и теперь пожинает плоды своего выбора.

Также мы можем сделать ещё некоторые выводы, исходя из того, что нам известно о грехе и грехопадении человека:

1. Бог позволил греху войти в мир, хотя и знал , (1) какова будет сущность и природа греха, (2) какие последствия греха ожидают Его творение, и (3) на что Ему придётся пойти для того, чтобы избавить мир от греха.

2. Бог запланировал искоренить грех раз и навсегда.
У Бога были Свои причины, по которым Он допустил появление греха в мире, но Он собирается искоренить его раз и навсегда.

3. Бог запланировал и приготовил для людей спасение от греха , которое даровано нам через смерть и кровь Иисуса Христа:
Евреям 9:14 «Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному »;
1 Петра 1:18-21 «…Не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа , как непорочного и чистого Агнца, предназначенного еще прежде создания мира, но явившегося в последние времена для вас, уверовавших чрез Него в Бога, Который воскресил Его из мертвых и дал Ему славу, чтобы вы имели веру и упование на Бога »;
1 Иоанна 1:7 «…если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха »).
1 Иоанна 4:8-10 «Бог есть любовь. Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него . В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши ».

4. Бог запланировал полностью разрушить дела дьявола (1 Иоанна 3:8 «Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил. Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола ») и провозгласить Свою праведность и справедливость посредством Великого и Страшного Суда и наказания нечестивых: Деяния 17:31 «Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную , посредством предопределенного Им Мужа, подав удостоверение всем, воскресив Его из мертвых ».

5. Бог запланировал отправить Сатану в Озеро огненное (Ад), которое Он приготовил для дьявола и падших ангелов:
Матфея 25:41 «Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его »;
Откровение 20:10 «…а диавол , прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное , где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков ».

6. Все, восставшие против Бога и не принявшие дар спасения, будут также осуждены и повержены в Огненное Озеро :
Иоанна 3:18 «Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден , потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия »,
Откровение 20:11-15 «И увидел я великий белый престол и Сидящего на нем, от лица Которого бежало небо и земля, и не нашлось им места. И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими. Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим. И смерть и ад повержены в озеро огненное. Это смерть вторая. И кто не был записан в книге жизни , тот был брошен в озеро огненное ».

Почему земля наша такая большая-пребольшая

  Когда Бог сошел с небес, чтобы сотворить Землю и уже насыпал среди воды острова суши - материки, Сатана задумал погубить его, утопить, и начал толкать из стороны в сторону. Долго таскал по всем странам света, но земля под ногами Бога все разрасталась, разрасталась, и Сатане так и не удалось погубить Творца.

Как Сатана божьи творения портил

  Бог сотворил человека и вдохнул в него душу, Сатана решил непременно Божье творение погубить.

  Выждав, когда Бог отвернулся, он истыкал человека шилом, чтобы душа из него поскорее вышла. Но Бог это заметил и заткнул все отверстия травами, которые сразу стали лечебными.

  Только одной раны он не заметил - она навсегда и осталась, через нее и выходит наша душа, когда мы умираем.

  Разозлившись, что у него ничего не получилось, Сатана решил тоже сотворить человека, но его опять постигла неудача: появился на свет волк. Сатана разозлился и решил не оживлять свое творение, но Бог пожалел волка и вдохнул в него жизнь. Увы, сие творение Сатаны обречено быть злым.

  Волк очнулся, щелкая зубами от злости, вложенной в него Сатаной. Первым, кто попался ему на глаза, Сатана и был. Волк набросился на него и так укусил за ногу, что и по сию пору сам Сатана и все дети его - черти - хромые.

  Пытаясь подражать Богу, взялся Сатана корову творить - получилась коза. Хотел овес сделать - злые сорняки полезли из его рук. И так за что бы он ни брался, получалось лишь дурное, колючее да неспорое.

  Потом, когда Бог поселил в раю Адама и Еву, сотворенную из его ребра, он разрешил им есть плоды всех деревьев; только с той яблони, что росла у самых райских врат, велел не трогать яблок. Сатана соблазнил Еву вкусить от яблони, а она дала кусочек плода мужу. В то же мгновение ударил гром небесный, Адам яблочком и подавился со страху. С тех пор у всех мужчин на горле заметная косточка, кадык - адамово яблоко, а у женщин ее нет.

  Изгнанные из рая Адам и Ева поселились неподалеку, и вскоре у них родилась дочь, да на беду умерла.

  Родители, объятые горем, не знали, что делать, тогда Сатана явился Адаму под видом мудрого старца и научил: пусть он даст клятву, что все люди после смерти будут поступать под власть Сатаны и поселятся в подземном мире, так что Сатана возьмет на себя все заботы об их душах.

  Адам сделал все, на что наущал его злой дух, и власть Сатаны над умершими длилась до тех пор, пока Иисус Христос не вывел праведных из ада после своего воскресения и не расторг договор с Сатаной.

С принятием христианства образ Сатаны заменил собою все сонмище злых и неправедных богов славянского пантеона: Чернобога , Злодия, Нияна , Пекленца и др. Названий для Сатаны в русском языке так же много, как и для обыкновенного черта: Бес, Вельзевул, Люцифер, демон, дьявол, враг рода человеческого, змей, князь или царь ада, князь тьмы, неключимая сила, ненавистник рода человеческого, повелитель чертей, черная сила и т.д. и т.п. Его изображали в виде мужчины с рогами на голове, с хвостом, крыльями за спиной, копытами вместо ног.

Это сущность всякого зла, ему отведена роль провокатора, искусителя рода человеческого на все мыслимые и немыслимые грехи, он стоит во главе всех враждебных богу и человеку сил. Сейчас он властвует над адом, но воцарится на земле во времена антихриста, а после победы всех светлых сил будет окончательно низвергнут в бездну.

В свое время Сатана был участником сотворения мира и человека, правда, роль его весьма неприглядна. Он некогда был ангелом, однако не в меру возгордился, попытался бороться с богом за власть и был изгнан, отвержен с толпой своих приспешников. Его темное воинство растет с умножением рода человеческого, поскольку Сатана и черти неустанно соблазняют слабых людей, а также в их распоряжение поступают души самоубийц и проклятых людей. Конечно, его главная опора - черти-бесы . Когда бог приставил к каждому человеку ангела для надзора за ним, Сатана не остался в стороне и подсунул к каждому из нас беса-искусителя. Бес таится за левым плечом и неустанно подзуживает нас на всякие пакости, крупные и мелкие. Кстати, именно поэтому плевать всегда следует только через левое плечо, ведь плюнув через правое, попадешь на своего ангела-хранителя.

Ни одно создание не сотворено Всевышним Создателем безцельно. И каждому творению свойственно грешить.

Шайтан изначально не был создан сатаной. Он был созданием, жившее среди ангелов. Но он споткнулся уже при первом его испытании Всевышним Аллахом. Вернее сказать не просто споткнулся, а упал в пропасть.

Его испытанием было выражение уважения Адаму (мир ему). Всевышний Аллах приказал сатане: «Поклонись Адаму (мир ему)!» Но шайтан воспротивился приказу Всевышнего и впал в гордыню.

По причине своего неимоверного высокомерия, шайтан лишился милости Всевышнего Аллаха. И причиной всему этому был сам шайтан. Он пошел на такой шаг по своей воле.

Изначально шайтан был среди ангелов и поклонялся Всевышнему. Но то, что он жил среди ангелов не является результатом его труда и усердия. Это было честь, оказанная ему Всевышним Аллахом. К тому же до этого Всевышний не подвергал его какому-либо испытанию. Наверное поэтому, уже при первом испытании раскрылось его истинное лицо.

Из этого вытекает, что пребывание шайтана среди ангелов не является доказательством его особой степени в глазах Всевышнего Аллаха.

Что касается его поклонения, что лежало в его основе? Его подчинение Всевышнему Аллаху или же он совершал его потому, что ему нравилось выглядеть набожным? Этого мы не знаем. Но его провал при первом же испытании кажется указывает на то, что он был рабом не Всевышнего Создателя, а своего вожделения.

Сатана был изгнан из рая и лишен милости Всевышнего по причине своей гордыни. Но согласно своей природе, он думал, что причиной всему этому является Адам (мир ему). Поэтому он превратился в непримиримого врага рода человеческого.

Человек должен всегда остерегаться шайтана, который является его явным врагом, и должен жить в соответствии с природой своего создания. Лишь в этом случае в нем будут усиливаться механизмы, защищающие его от совершения грехов. Это можно сравнить с иммунитетом, который автоматически включается при опасности и в состоянии противостоять вирусу.

В человеке, который чуток в вопросе предохранения от наущений сатаны, преобладают такие качества, как здравомыслие и прозорливость. К томе же в человеке, который всяческий старается противостоять уловкам шайтана, развиваются такие свойства, как спокойствие, стойкость, решительность и воля.

Поэтому следует учитывать, что шайтан является причиной того, что человек бывает осмотрительным. Сатана способствует совершенствованию защитной системы человека, а также развитию других его качеств.

Этот мир является местом испытания человека. И Всевышний Аллах различными путями испытывает человека. И нет сомнения в том, что сатана является одним из самых важных инструментов божественного испытания.

Сатана становится причиной выяснения натуры людей. Какие они? Хорошие или плохие, слабые или же стойкие? Кто достоин из них рая, а кто ада?

Подобно тому, как после химической обработки драгоценный металл превращается в золото, человек, считающий шайтана своим заклятым врагом, противостоящий его наущениям и не поддающийся на его уловки и уговоры, совершенствуется духовно. И в конечном счете, удостаивается степени входа в джаннат.

Если же человек, напротив, поддается шайтану, следует его наущениям и соблазнам, подчиняется его требованиям и не брезгует греховным, в конце концов сам становится его двойником. То есть, принимает облик сатаны в образе человека. Тем самым он удостаивается «чести» попасть в преисподнюю.

Таким образом шайтан может быть инструментом совершенствования человека или же его падения в пропасть. По причине чего мы не можем утверждать, что сатана создан без какой либо цели, или же, что он является бесполезным творением.

Нож можно использовать по-разному. Можно использовать его с пользой, а можно и совершить преступление, убив им человека. Поэтому мы не можем сказать, что нож является злом, и что он не нужен.

Если так, то создание сатаны нельзя воспринимать в качестве зла. Ясно, что Всевышний Создатель не желает зла Своим рабам.

Что же касается упрямства сатаны в грехопадении, непризнания им своего проступка и нежелания раскаяния, то как упоминалось выше, что до сотворения Адама (мир ему) он был творением, удостоенным особой степени и чести. Его имя упоминалось наравне с ангелами.

Всевышний Аллах создал творение, имя которому «Адам», и даровал ему степень уважения ангелами. Но сатану разъедала зависть. Так как он считал себя самым достойным созданием. И вот создано творение, более достойнее его.

Сатана был не в состоянии перенести такое. И ему, сжигаемому изнутри огнем зависти, было трудно преклониться перед Адамом (мир ему).

Сегодня немало тех, кто старается дать подножку каждому, кто в чем-то превосходит его. И это один из качеств сатаны, который можно узреть в человеке.

Иудеи и христиане считали арабов ниже себя. И поэтому они даже в страшном сне не могли представить, что последний посланник Всевышнего будет из числа арабов. И когда последним пророком человечества стал араб, они не могли смириться с этим.

Они стали завидовать арабам, что и подтолкнуло их к фальсификации своих Писаний. Кое-что, касающееся нашего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), было вычеркнуто. И, не смотря на то, что в их Писаниях было предостаточно упоминаний о нашем Пророке (да благословит его Аллах и приветствует), они упорствовали: «Нет! Он не тот, кого мы ожидали».

В Коране сказано: « Те, кому Мы даровали Писание, знают Мухаммада, как знают своих сыновей. Однако значительная часть их скрывает истину, хотя и знает ее ».

В основе отрицания иудеями и христианами последнего Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) лежала черная зависть и высокомерие, так свойственная их природе.

Благодаря подобным событиям мы можем представить природу зависти сатаны по отношению к Адаму (мир ему).

После сотворения Адама (мир ему), Всевышний приказал ангелам и шайтану оказать ему честь, поприветствовав его поклоном.

Следует упомянуть, что в Коране, относительно этого случая, используется слово «саджда», которое в корне имеет смысл: земной поклон, совершение поклонения. Но здесь слово «саджда» применяется в смысле «оказания чести». Так как саджда, в смысле «поклонения», делается лишь Всевышнему Аллаху.

На самом деле саджда, то есть приветствие Адама (мир ему), и оказание ему чести поклоном, прежде всего является подчинением требованию Всевышнего Создателя, а также признание Его безграничного мастерства и могущества в создании такого удивительного творения, как человек.

Подчинившись приказу Всевышнего, ангелы поприветствовали Адама (мир ему) поклоном.

И лишь сатана, возгордившись, воспротивился этому приказу Всевышнего Создателя.

И когда Всевышний спросил его: «Что помешало тебе поклониться ему, раз Я повелел тебе?» , то сатана возгордился: «Ты сотворил меня из огня, а его из глины. И я достойнее его. Как я могу кланяться ему. Ведь нет более достойного творения, чем я?»

По причине своего высокомерия и своей зависти, шайтан даже не задумался над тем, от кого исходит требование поклониться Адаму (мир ему). И ответ сатаны Всевышнему Аллаху был выражением бунта против могущества Всевышнего Творца, Который был в состоянии создать более достойное творение, чем он. Он как бы говорил: «Разве Ты в состоянии создать творение, более достойное чем я?»

На самом же деле глина, которую шайтан считал ниже себя, было очень достойным созданием. Ведь она является источником жизни. Все живое происходит из почвы. Именно поэтому в почве можно узреть такие качества Всевышнего, как «Бесподобный Создатель», «Дающий пропитание», «Совершенный Мастер». То есть почва является отражением бесчисленных качеств, присущих Всевышнему Создателю.

Вместо того, чтобы признать свою оплошность и раскаяться в содеянном, сатана продолжал упорствовать в своем высокомерии, что привело к его изгнанию из рая.

Всевышний Аллах сказал ему: «Если так, то низвергнись отсюда! Здесь нет места твоему своеволию и высокомерию. Прочь отсюда! Поистине, ты из числа презренных».

И тогда Иблис, умоляя, чтобы Всевышний Аллах оставил его до Судного дня, взмолился: «Дай мне отсрочку до Дня воскрешения!»

Всевышний Аллах ответил: «Хорошо, ты в числе тех, кто получил отсрочку».

Если так, то за то, что Ты отвратил и запутал меня, я буду всячески мешать им следовать по Твоему прямому пути. Я буду являться к ним со всех сторон и буду соблазнять их. И Ты увидишь, что большинство из них будут неблагодарными Тебе».

Таким образом шайтан раскрыл свою истиную натуру.

Да, сатана является заклятым врагом человека. Ведь именно по его причине он навеки лишился своей чести и достоинства, а также милости Всевышнего.

Шайтан не мог смириться с тем, что лишился всего, в то время когда человек удостоился степени самого любимого раба Всевышнего Создателя и чести быть самым достойным творением. И теперь он вознамерился, вплоть до Судного дня, враждовать с Адамом (мир ему) и его потомством, по причине чего он будет всячески сбивать людей с пути праведности и лишать их милости Всевышнего Аллаха.

Сатана, разъедаемый завистью, не перестанет возмущаться: «Почему человек удостаивается чести, в то время, когда я лишился всего. Нет и еще раз нет! Я не в состоянии вынести такое». И чем больше будет его недовольство, тем больше он будет зазнаваться.

С тех пор шайтан занят лишь одним - совращением людей.

Он стал срастно желать изгнания Адама (мир ему) и Хавы (Евы) из рая. И ради претворения своих низменных замыслов в жизнь он шел на различные уловки и ухищрения. И в конце концов он добился того, чтобы они вкусили запретный плод, к которому Всевышний Аллах запретил приближаться, по причине чего и они были спущены на землю. То есть лишились своего места в джаннате.

Ликованию шайтана не было границ.

Но Адам (мир ему) и Хава осознали, что совершили проступок. Поэтому они, раскаявшись в содеянном, обратились ко Всевышнему: «О наш Господь! Мы навредили себе. Если Ты не смилуешься над нами и не простишь нас, то, непременно, мы будем в числе потерпевших убыток».

Их обращение ко Всевышнему Создателю и раскаяние было принято.

Это еще более разозлило сатану. Теперь он был занят развращением не только Адама (мир ему), но и его потомства. И чем больше потомки Адама (мир ему) придерживались праведности, тем больше усиливались и наущения шайтана. И он еще более обозлился, когда на свет появился пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует), на которого была возложена миссия уничтожения идолопоклонничества.

Таким образом шайтан поддался безграничной злобе. Изнутри его съедала зависть, а его высокомерие не знало границ. Все мосты были сожжены и пути к его раскаянию были перекрыты. И чем больше они покрывались мраком неверия, тем больше он отдалялся от истины.

Подобно тому, как в сердце жестокого убийцы не остается места милосердию, также и в сатане угасли угольки раскаяния. Теперь вся его внутренность была заполнена злобой и страстью отмщения.

Известно, что в ярости человек теряет контроль над собой, не прислушивается к советам, и даже не замечает окружающих, в результате чего он становится виновником нелепых и несуразных поступков.

Таково и состояние сатаны. По причине каждого достижения сына человеческого его душит злоба и в нем горит пламя зависти. Вследствие этого он никогда не задумывается о раскаянии.

Его природе не свойственно совершение блага. В нем недуг зависти и высокомерия.

Каждый раз, когда человек делает шаг в правильную сторону, он злится. Если же человек ошибается, то предается огромному блаженству.

На сердце сатаны наложена печать, а на глазах его - завесы.

Истина ведома одному лишь Всевышнему Аллаху.

И да защитит нас Всевышний от наущений шайтана, и предопределит нам быть в числе рабов, достойных Его лика!

Короткий вопрос: кто такой сатана? – И короткий ответ: Иисус дал два названия – «князь мира сего» (Иоан.14:30) и «враг человека» (Мф.13:28).

2. Но многие считают, что сатана – враг Богу.

– В Библии этого нет. Эта мысль не библейская.

3. Верно ли, что Бог вручил землю Адаму, а он, согрешив, переуступил её сатане?

– Мысль не библейская. Бог вручал Адаму, в первую очередь, мир Рая, и если бы на самом деле осуществлялся механизм передачи прав сатане, последний бы завладел райской обителью. Библия же сообщает об ином: после прегрешения Господь сам распорядился и Раем, и землёй. И если сегодня сатана пользуется на земле правами князя, то такова Божья воля.

4. Иногда пишут, что титул князя мира сего сатана сам себе присвоил!

– Такого в Библии нет, и думать так – это, значит, верить, что у Бога нет никакого порядка. Следует помнить, что в созданном Богом мире происходит только то, что Бог попускает, и если сатана реально пользуется огромными правами князя, значит, это нужно Богу.

5. Пишут, что в мире происходит великая борьба.

– Да, в мире идёт духовная борьба, и поле этой битвы – человеческие сердца. Борьба идёт между силами, побуждающими человека к добру, и силами, искушающими его греховными соблазнами.

6. Но зачем Богу нужна эта борьба?

– Библия учит, что Бог не диктатор по отношению к людям, Он каждому даёт право выбора – исполнять Его заповеди, или не исполнять. Две противоборствующие силы предлагают человеку или тот, или другой путь. Только те, кто с честью пройдут через горнило всевозможных искушений и пройдут через узкие врата, наследуют жизнь вечную.

7. Верно ли, что за первыми силами стоит Бог, а за вторыми – сатана?

– Ни о какой «великой борьбе» Бога с сатаной ни Иегова, ни Иисус не говорили. Такая вера фактически ставит под сомнение всемогущество Творца. В Библии многократно встречается примерно такие обороты: «Бог сказал, и стало так». А вот с сатаной, по мнению некоторых вероучений, всё не так. Бог будто бы воюет-воюет с будто бы падшим ангелом, а положение сатаны реально никак не изменяется. Судя по количеству человеческих грехов, сатана находится в активной форме. Посмотрим вокруг: подавляющее число людей к Богу даже не устремляется! Если верить, что это сам Бог борется с сатаной, то это значит, что будто бы Бог эту борьбу проигрывает, и проигрывает своему ангелу?!?

8. Но кто же стоит по обе стороны «баррикад»?

– Повторим: всё в мире определяет Сам Бог, а значит, это Он определил как ту, так и другую борющиеся стороны. Одну сторону представляет, действительно, сатана, а кто другую, Библия этот вопрос не освещает. Некоторые верят, что это ангелы хранители. А то, что сегодня большинство людей идёт за сатаной, не говорит о неэффективности Бога, а о том, что Он в Свои ворота пропускает только самых подходящих, которые смогли переплавиться в ходе этой духовной борьбы. Духовные «лодыри» или «хулиганы» Ему не нужны.

9. В книгах пишут, что Иисуса искушал сатана по своей злой воле!

– А Библия повествует об ином. Евангелист Матфей (4:1) пишет однозначно: «Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола». Так кем был возведён в пустыню Иисус? Божьим Духом. Для чего? Для искушения от сатаны. То есть произвести это испытание решил Бог – перед заступлением Сына на служение. Слово искушение, как известно, означает искус, проверку, испытание.

10. Но о злой воле сатаны говорится в 1Пар.21:1: «И восстал сатана на Израиля, и возбудил Давида сделать счисление Израильтян».

– Давайте, сопоставим этот текст с параллельным – 2Цар.24:1. «Гнев Господень опять возгорелся на Израильтян, и возбудил он в них Давида сказать: пойди, исчисли Израиля и Иуду». Выходит, восстал сатана на Израиля потому, что гнев Господень опять возгорелся на Израильтян. Бог разгневался, принял решение и… сатана исполнил. Кстати, Библия неоднократно повествует, что Бог принимал «жёсткие» решения, а исполнение их поручал своим ангелам, например, губителю (Исх.12:23), духу лживому (3Цар.22:22). Еще пример: «Возмутитель ищет только зла; поэтому жестокий ангел будет послан против него» (Притч.17:11). Есть, есть у Бога ангелы, специализированные для искушения и для воздаяния!

11. Все основные церкви едины в том, что пророчества о царях Тира и Вавилона одновременно относятся и к сатане, и там он показан как возгордившийся бунтарь против Бога.

– Да, церкви относят эти пророчества к сатане, а вот в самой Библии такой мысли нет. Пророчества о царях Тира и Вавилона впервые переадресовали к сатане отцы церкви лишь в 3-м веке после Христа. Бл. Августин связь этих пророчеств с сатаной отрицал, но к нему не прислушались. Фактически обычного ангела, который не «мощней» ангела Губителя или Лжи, возвысили до уровня могучего противника Бога. А в Библии нет ни одного эпизода, чтобы сатана что-то сделал против воли Божьей. Прочтём Лк.10:17: «Ученики с радостью говорили Иисусу: »бесы повинуются нам о имени Твоем»». Даже ученикам, при одном упоминании имени Иисуса бесы повиновались! Более того, бесы даже в свиней не могли воплотиться без Божьего согласия. А в Иова говорится, что сатана на каждый шаг испрашивал разрешение и пунктуально исполнял всё, что говорил Бог.

12. А некоторые считают, что Бог знал, что Иов верен Ему, и согласился для того, чтобы унизить сатану.

– Господи! Прости наше бескрылое мышление! Ведь Тебе приписывают «технологии» коммунальной квартиры – как бы унизить эту противную соседку? Лучше обратим внимание на начало беседы! Бог живо интересовался делами сатаны – где был, что видел… Отвечая Иову на вопросы о причинах злоключений, Господь не ссылался на то, что все беды организовывал сатана. Нет, Всемогущий Бог и на этот раз показал, что Он один решает вопросы, как благословений, так и страданий.

13. Но ведь апостол Павел в Первом послании Тимофею (3:6) писал о служителях: «Не [должен быть] из новообращенных, чтобы не возгордился и не подпал осуждению с диаволом». То есть он писал, что сатана впал в осуждение, не так ли?

– Это пример того, как иногда делают перевод «под себя». Епископ Кассиан это место перевёл иначе: «чтобы, возгордившись, не подпал он под суд диавола». Этот текст точнее выражает те воззрения, которых придерживался апостол (сравните с 1Тим.3:7). Ведь он использовал этого духа для того, чтобы отступившие люди смогли обратиться впоследствии к Богу (1Кор.5:3-5; 1Тим.1:20).

14. Некоторые утверждают, что после падения Адама люди живут под проклятием сатаны.

– Утверждают. Библия же говорит о том, что за первое прегрешение людей проклял Бог, и это – Божье – проклятие действует и сегодня. А вот сатана вообще НЕ проклинал никого.

15. Но верующие считают, что ещё на заре человечества Бог проклял сатану, принявшего образ змея!

– Будем точны: кого Бог проклял – так это змея, и проклятие действует до сих пор: змеи по земле передвигаются на брюхе и человека жалят в ногу; большинство людей боится их до ужаса и, увидев, стараются убить, размозжив голову. Но Библия не сообщает, что Бог проклинал сатану. Вы верите, что после проклятия сатана передвигается на брюхе?!

16. Но ведь в Откровении «древний змей» и сатана представляются как одна сущность.

– По-видимому, это не совсем так. Уже значительно позже первого прегрешения, в Иова, показано, что Бог спокойно выслушивал сатану, давал ему разрешения, ставил ограничения. То есть к этому времени явно Бог сатану не проклинал. Можно предположить, что перед первым прегрешением сатана искушал змея и сумел ему внушить дерзкие мысли, и тот уже искушал со слов сатаны, а потому Иоанн и объединил сатану и змея. Так, или иначе, но будем верить Библии: искушал Еву змей, и именно его Бог проклял.

17. Победил ли на Голгофе Иисус сатану?

– В некотором смысле, да. Но не в том смысле, который хотят обычно вложить в эти слова. Иисус сказал: «Я победил мир» (Иоан.16:33). Он «был искушаем так же, как и мы, но не согрешил» (Евр.4:15, соврем. перевод), и князь мира сего не имел в Нем ничего. В этом смысле Иисус победил: противостал искушениям, не поддался им, прошел Свой путь до конца. Но сатана не уничтожен. Теперь каждому ученику Христа надлежит повторить победу и подвиг Иисуса: покориться Богу и противостать дьяволу, чтобы тот убежал.

18. О чем же тогда говорится в стихах 1Иоан.3:8: «Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола»? И: «А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола» (Евр.2:14)?

– Здесь видно, что речь идет о победе над делами дьявола, а не над самим сатаной. Каковы дела дьявола? Сбить с пути, заставить согрешить. Но Христос дал нам Духа, чтобы нам возможность противостать дьяволу. Иисус прошел Свой Путь, показав, что и нам это возможно. «Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь» (Евр.2:18). Тем самым, Он уменьшил «эффект» работы искусителя. Также Иисус показал цель – Царствие Небесное и жизнь будущего века через Свое воскресение. Потому страх смерти теперь исчез, и, кто был в рабстве у страха смерти, те обрели будущее и новые силы.

19. Но ведь Иисус, когда возвратились посланные Им 70, сказал (Лук.10:18): «Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию».

– Библия не сообщает, что в это время были какие-либо коллизии на небе. Логичнее предположить, что сатана в очередной раз был на небе, а затем спустился на обычное своё «рабочее место» «князя мира сего». Мы таких «полётов» видеть не можем, а Иисус видел. Возможно «князь мира сего» оказался всерьез обеспокоен бесоизгоняющей деятельностью 70 учеников, потому поспешил приложить больше усилий к своим «земным делам».

20. Почему Иегова с сатаной общался спокойно, а Иисус его обличал? Один пример (Ин.8:44): «Когда он говорит ложь, то говорит своё, ибо он лжец и отец лжи».

– Всевышний и Иисус говорили об одном – о необходимости противостоять греховным увлечениям, но говорили они о разных сторонах этой проблемы. Если Иегова, обличая людей за следование греху, не касался «технологии» создания искусительных ситуаций, то Иисус, живя среди людей, обращал внимание и на того, кто эти ситуации организовывает. Да, Иисус отмечал, что суть сатаны – лжец. И как таковой, чтобы искусить, сатана лжёт, а люди слушают, в то время как слушать не надо, и делают его дела, а делать их не надо; сатане надо противостоять твёрдой верой. Добавим: Иисус не проклинал сатану.

21. Говорят, что Бог не пресекает деятельность сатаны потому, что не хочет напугать людей: Он не хочет чтобы Его боялись из-за Его силы и власти, а ждёт простой любви.

– Да, некоторые полагают, что Бог творит с оглядкой на то, что о Нём подумают. Библия же нам Бога представляет иным. Когда человечество развратилось, Он навёл на них великий Потоп и не побоялся чьего-либо мнения. Если бы Его ангел своей злой волей стал издеваться над Его чадами, Бог бы только помыслил, и сатана оказался бы где-либо на Венере, или даже в какой-нибудь иной галактике.

А во-вторых, люди фактически представляют Бога равнодушно жестоким. Сатана, будто бы издевается над людьми, а Бог беспокоится о своём «имидже»?! Вы тоже так думаете о Боге?

22. Так является ли сатана врагом Богу?

– Эта мысль человеческая, в Библии её нет. Ссылаются на Матф.13:36-39 – про врага-дьявола, посеявшего плевелы, а также на Деян.13:8 про «сына диавола, врага всякой правды». Скажем коротко: здесь говорится о враге не Богу, а людям. Иегова ни одним словом не обмолвился, что сатана является Его врагом. Вспомним, какие потоки гневных слов Господь низвергал в адрес людей, когда они предавали своего Бога, а вот по отношению к сатане – ни слова упрёков. Иисус о сатане сказал: «враг человека» (Мф.13:28).

23. Но ведь мы чада Божьи! Разве враг людям не является врагом и Богу?

– А как у нас, людей? Когда совершено преступление, то милиция в какой-то степени является врагами преступников. Но эти «враги» получают зарплату из государственной казны. Так и мы – все грешники, и пока не совершился Божий Суд, Бог допускает, действие сатаны в наших жизнях. Да, сегодня сатана приходит, чтобы украсть, убить и погубить. Но с кем это ему удаётся? С теми, кто легко поддаётся чужому влиянию, либо плотские утехи ставит превыше всего, или любовь к себе взращивает до исполинских размеров, а также с теми, кто не хочет подумать о будущем. Словом, разными искушениями сатана выявляет тех, которые способны променять Бога на нечто сладенькое, безмятежное, завлекательное. Таких людей можно жалеть, но сомнительно, чтобы они были нужны Богу в вечности. Сможет ли Он на них положиться?

24. Но ведь в «Откровении» представлена эпическая картина «Войны на небе» – сатана ведёт неисчислимое воинство против Божьих сил.

– Реальная сила так называемого «врага Самому Богу» хорошо показана в Откр.20:2. Один-единственный ангел скуёт сатану без всякой войны. И после этого в течение тысячи лет он будет находиться в бездействии, «скованным», но потом его неожиданно выпустят. Зачем? Очевидно, это по воле Божией он должен ещё раз исполнить свою обычную работу – побуждать к активным действиям тех, кто противится Богу. Видимо, Всевышний даст грешникам последний шанс – покаяться и не пойти за искусителем.

25. А как объяснить Откр.12:7-9? «И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали [против них], но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним».

– Этот вопрос надо разбирать в контексте с другими, подобной направленности. В одной из следующих статей мы рассмотрим его подробно. А пока коротко. Да, была война на небе. Но давайте вспомним эпизод искушения первых людей. Сатана, как утверждает Иоанн, присутствовал и в этом случае, а вот Бог, наказав людей и змея, ничем не показал, что у Него были претензии к сатане. Так и в этом случае сатана и его ангелы были сброшены с неба, но сатана при этом, как написано в Иова, остался вхож к Богу на небо.

26. А как объяснить, что «Откровение» обещает в конце времён сатану устранить?

– Те, кто верит, что Бог в течение многих тысяч лет вёл с сатаной духовную борьбу, фактически подразумевают, что Он её будто бы проиграл. И после этого уничтожил противника физически. Конечно, это не так, а значит, не верна исходная посылка о том, что Бог борется с сатаной. Можно предположить, что Бог сотворил этого духа только для работы в качестве искусителя; после отбора нужного числа человеческих душ сатана окажется уже не нужным.

27. Это что же – стал не нужен, и его в озеро огненное? Мавр сделал своё дело – мавр может уходить?

– Сама постановка вопроса говорит о том, что многие преувеличивают значение сатаны. Ангелы – всего лишь служебные духи. Иная вещь нам может служить верой и правдой, но когда она становится не нужной, её выбрасывают. Ставшие ненужными, вещи не должны захламлять квартиру, а ненужные духи – Космос.

28. Так кто же такой сатана?

– Сначала позвольте и Вам два вопроса. Верите ли Вы, что если бы всемогущий Бог захотел, сатана не искушал бы никого? И ещё: воспринимаете ли Вы как назидание для нас упоминание Библии о том, что даже архангел Михаил не посмел произнести оскорбительного суда по отношению к сатане? (Иуд.1:9-10, Сир.21:30).

А теперь ответ на Ваш вопрос. Как сказал Иисус, сатана – наш враг; он искуситель, или иначе – провокатор. Мало кто с уважением произносит слово «провокатор». А ведь они делают пользу не только руководству государства, но и простому народу. Например, благодаря их искушающей работе нередко обнаруживаются самые корни преступных группировок, от которых, в основном, страдает простой народ.

Вот такую же работу – только для Бога – делает дух искуситель. И сладенькой ложью, и приятненькими соблазнами, и кричащей болью сатана провоцирует нас предать Иегову. Как сказано ранее, Богу в вечности не нужны те, которые способны от Него отречься. Так что будем со смирением принимать волю Творца, который нашу преданность Ему испытывает «руками» князя мира сего.

Избранное Переписка Календарь Устав Аудио
Имя Божие Ответы Богослужения Школа Видео
Библиотека Проповеди Тайна ап.Иоанна Поэзия Фото
Публицистика Дискуссии Библия История Фотокниги
Апостасия Свидетельства Иконы Стихи о.Олега Вопросы
Жития святых Книга отзывов Исповедь Архив Карта сайта
Молитвы Слово батюшки Новомученики Контакты

Переписка

Письмо-ответ отца Олега Елене Барановой на вопрос об истории падения сатаны и бесов


Почему пал сатана и треть ангелов с ним? Про гордыню мне известно, но я не могу понять, что же не хватало сатане и его ангелам? Ведь они созданы чистыми и зла еще не было... Так что же их не устраивало, почему они взбунтовались? И ещё, написано, что Бог создал воинства (ангелов?) для чего? Он провидел падение части из них? Значит, Он знал, что что-то в Его творении несовершенно, если это может кому-то не понравиться?

ОТВЕТ ОТЦА ОЛЕГА

Сатана пал первым из ангелов. Одна треть ангелов, последовавших за сатаной, падали каждый сам за себя. Каждый из них лишь повторил то, что уже сделал сатана, но только на своем уровне. Вот почему все они попали под его власть.

Можно много рассуждать и говорить о падении сатаны, но невозможно до конца понять то, почему именно он пал, т.е. взбунтовался и отпал от Бога. Мы знаем, что Бог не создавал зла и греха, и на момент падения сатаны зла и греха в мире не было. Именно падение сатаны родило зло, грех, беззаконие и преступление. Пал он по гордости и зависти. Именно у него эти две страсти появились и взяли свое начало. Страсти не могут быть сами по себе и не иметь основания. Гордость возможна по отношению к Господу Богу или тем творениям Божьим, над которыми данный субъект возгордился. Зависть возможна лишь в отношении кого-то другого, например, Господа Бога или Его творений.

Сатана был создан Богом одним мановением из ничего. Он осознал свое бытие и увидел свое конечное совершенство и залюбовался им. По сравнению с Творцом Господом Богом, безконечно совершенным во всем, Его разумные творения являются совершенными только в своих пределах, соответственно своей природе, своим данным и возможностям. В сравнении с Богом они безконечно проигрывают в том, что только можно сравнить. Вот почему при сравнении с Богом любая тварь выглядит несовершенной, будучи совершенной в самой себе или перед другими творениями. Сатана сперва увидел свое совершенство и стал любоваться им. Любование собой еще не было грехом и злом, но уже вело к ним. Грех начался от сравнения себя с другими тварями (в данном случае с ангелами) и с Господом Богом. От сравнения себя с другими Ангелами сатана увидел свое превосходство, за чем и последовала гордость. Гордость возникла не самовольно, а именно актом сатаны. Он мог возгордиться, а мог и смириться. Итак, сатана своим выбором сам возгордился, чем:

  1. согрешил пред Богом (ибо согрешить можно только перед кем-то другим или против кого-то другого) и есть первый в мире грешник;
  2. сотворил не существовавшее до того зло и есть первый злодей, носитель и распространитель зла;
  3. нарушил закон Божий, требующий от каждого творения быть в своих пределах, держаться Творца и быть довольным своим совершенством и своей полнотой; он есть первый беззаконник и живет не по Божьим законам, а по выдуманным им самим;
  4. он переступил через Божьи постановления, заповеди и законы и есть первый преступник;
  5. он взбунтовался против Бога и есть первый бунтарь;
  6. он стал враждовать против Бога и есть первый в тварях враг;
  7. он соблазнил другие твари на грех и есть первый соблазнитель;
  8. он первым позавидовал Богу и есть первый в тварях завистник;
  9. он первым стал убивать другие творения и есть первый убийца;
  10. он первым украл у Бога то, что ему не принадлежало, и есть первый вор;
  11. он первым стал оправдывать сам себя и есть первый лукавый;
  12. он первым стал говорить ложь и есть начальник и отец лжи.

Что же такое есть зло (согласно Божественному откровению, а не как философская категория)?

Зло существует, но не имеет бытия или корня в бытии, ибо Бог его не создавал, не одобрял и не поддерживает. Зло не было создано Богом, но Бог провидел его появление от тварей. Предвидение Бога есть Его совершенное качество, и оно не имеет никакого отношения к появлению зла и никак на него не влияло. Бог не создавал зла, но Он создал такие условия, которые могли послужить его появлению произволом (волеизъявлением) созданных Им разумно-вечных тварей. Зло не может быть само по себе, но есть качество его носителей. Зло всегда связано с его носителями, живет только в них и распространяет свое действие через них.

Зло стало противоположностью для добра, а грех для добродетели. Как зло есть родитель греха и основание для него, так добро есть родитель добродетелей и основание для них. Добро абсолютно и безконечно, ибо происходит от безконечного и абсолютного Бога. Зло конечно само по себе, ибо есть продукт порождения конечной твари, но безконечно по протяженности во времени и вечности, вместе с безконечным существованием тварей, носящих его. Вот почему злые твари будут навечно изолированы от Божьего мироздания в узилищах ада, а сам ад ввержен (погружен) в озеро огненное, неизвестное нам по своей природе.

Уж так у зла получается, что с одной стороны оно надмевает посредством гордыни до того, что тварь чувствует и видит себя всем – т.е. равной с Богом или вместо Бога, и при этом стремится к своему пределу – т.е. к саморазрушению и самоуничтожению или опять превращению в ничто, из чего любая тварь и была сделана Богом. В человеческой практике мы видим подобное направление, например, в индуизме-буддизме, где адепты этого сатанинского уловления загоняют себя в состояние «нирваны», т.е. искусственного небытия, несуществования, хотя на самом деле не могут никак вопреки воле Божьей уничтожить себя. Другую крайность проявления зла среди людей можно увидеть в лице бунтарей и революционеров, которые тщетно пытаются соответствовать словам одной их песни «кто был ничем, тот станет всем», т.е. богами. На самом деле и слова и «музыка» этой песни были давно написаны сатаной еще в его искушении первых людей в райском саду и там они звучали так:

Быт.3:
« 4 И сказал змей жене: нет, не умрете,
5 но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло».

В этих искусительных словах сатаны мы видим шесть частей или шесть направлений искушений, основанных на лжи:

  1. ложь первая – нет, не умрете; на нее попадаются все, кто стремится не думать о смерти или ищет путь как ее избежать;
  2. «но знает Бог, что...» – ложная посылка; искушение клеветой на Бога через приписывание Ему какого-то злого умысла или качества;
  3. призыв к нарушению поста или к вкушению чего-то запрещенного Богом;
  4. «откроются глаза ваши» – ложь, искушающая мыслью о получении господства, власти, силы и т.п. посредством познаний; тайных знаний, ложных откровений, зрения и видения чего-то;
  5. «будете, как боги» – главная искусительная ложь – ложное обещание безграничного могущества, власти, славы и возможностей;
  6. ложное обещание знать добро и зло посредством ослушания Бога и преступления Его заповедей.

Идеология падения сатаны была примерно такой: «У, какой я совершенный и прекрасный, лучше всех остальных! Ой, но есть Некто лучше и совершеннее меня, Который зовется Богом. Он не только превосходит меня во всем, но и является моим Создателем! О, как же мне, столь прекрасному и славному, мучительно осознавать Его превосходство! Почему Он, а не я, Творец? Почему Он лучше и сильнее меня? Почему я завишу от Него, а не Он от меня? А может, я все-таки лучше и сильнее Его? Или хотя бы равен Ему? А если это – увы мне – и не так на самом деле, то пусть я явлюсь таким пред теми, кто ниже меня и кто последовал моему примеру и теперь под моей властью! Да, я Бог и царь! Я равен Богу Всевышнему, а может и лучше Его!? Если за мной последует много тварей, то я покажу Ему и докажу, что я хоть в чем-то лучше Его»!

Итак, как можно понять такой выбор и такую идеологию? Своего сатане и бесам его хватало всего и в преизбытке! Не хватало им того, что они видели своим завистливым оком – природного богоравенства! Но единственное, что Бог не может никогда сделать Своим тварям, – это уступить им Свое природное место Господа Бога и Творца. А сатана и все его последователи никак не могут смириться со своей сотворенностью и подчиненностью Господу Богу.

Что касается светлых и верных Богу Ангелов, то они действительно называются воинствами небесными. Точное происхождение этого наименования мы не знаем. Возможно, что Бог и Царь Ангелов (Саваоф) изначально задумал ангельские чины в виде воинства Своего. Это красиво, чинно и благородно и вовсе не означает необходимости с кем–либо воевать. Это в нашем земном опыте и сознании воинство всегда связано с необходимостью воевать. Возможно полагать, что верные Богу Ангелы стали именоваться воинством после бунта сатаны и войны, бывшей на духовном небе. Однако при всей практичности подобной идеи я к ней не склоняюсь. Почему? Потому, что уже в начале второй главы первой книги Писания «Бытии» написано: Быт.2,1: «Так совершены небо и земля и все воинство их» . Как видим, Писание называет воинством вовсе не боевые подразделения Ангелов и людей приготовленные к войне, а иерархию небесных и земных творений.