Детская истерия и истерия страха. Истерия и конверсионные симптомы

Истерия страха

Согласно З. Фрейду - самое частое и первое психоневротическое заболевание детей - «неврозы детства» - всегда развивающееся преимущественно в фобии. Психический механизм ее соответствует механизмам фобий, исключая один момент: при истерии страха либидо, освобожденное из патогенного материала путем вытеснения, не конвертируется - не переходит из сферы психики на телесную иннервацию, а остается свободным в виде страха. Истерия страха может комбинироваться с истерией конверсионной.


Словарь практического психолога. - М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

Смотреть что такое "истерия страха" в других словарях:

    ИСТЕРИЯ - – невротическое заболевание, имеющее многообразные клинические проявления и характеризующееся разнообразным расстройством телесных (моторных, сенсорных, визуальных) функций и психических состояний человека. Представления об истерии уходят… …

    ИСТЕРИЯ - ИСТЕРИЯ. Содержание: Этиология................... 800 Патогенез.................... 802 Симптоматология............... 805 Диагноз и прогноз.............. 814 Лечение................... 815 Истерия (от греч. hystera матка), заболевание,… … Большая медицинская энциклопедия

    Истерия - Название истерия (hysteria, hysteriasis) происходит от греческого слова ύστερα матка. Это этимологическое значение названия нервной болезни находит свое объяснение в прежнем ошибочном воззрении, что она стоит в связи с маткой, с женскими половыми … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    ИСТЕРИЯ, ПСИХОЗ - Аконит, 3, 6 и бвр выраженное чувство страха, тоска, беспокойство, предчувствия несчастья, страх за будущее, стремление куда то бежать, музыки не переносит, так как становится от нее грустным. Ощущение, что отдельные части тела непомерно… … Справочник по гомеопатии

    НЕВРОЗ СТРАХА - – понятие, введенное З. Фрейдом для описания состояния тревожности, связанного с накоплением сексуального возбуждения при отсутствии явного объекта страха. Представления о неврозе страха содержались в ранних работах З. Фрей да, в частности, в… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    ПОНЯТИЕ СТРАХА - (1844) сочинение Кьеркегора. Стремясь опровергнуть философскую систему Гегеля, во введении к П.С. Кьеркегор писал: Шлейермахер говорил только о том, что знал, тогда как Гегель, несмотря на все свои превосходные качества и исполинскую ученость, во … История Философии: Энциклопедия

    Невроз страха - Тревожный невроз (также известный как невроз страха) расстройство нервной системы, обусловленное длительным психическим перенапряжением или коротким по частоте, но сильным по интенсивности стрессом. Указанное заболевание проявляется психическими … Википедия

Истерия страха

Нем .: Angsthysterie. — Франц .: hysterie d"angoisse. — Англ .: anxiety hysteria Исп .: histeria de angustia. — Итал .: isteria d"angoscia. — Португ .: histeria de angustia.

. По Фрейду, разновидность невроза, основным симптомом которого является страх; по структуре сходна с конверсионной истерией.

Следуя этой гипотезе Фрейда, понятие истерии страха ввел в психоаналитическую литературу В. Штекель в работе "Невротические состояния страха и их лечение" (Nervose Angstzustande und ihre Behandlung , 1908).

Это терминологическое новшество обусловлено следующими причинами:

а) фобические симптомы встречаются при различных невротических и психотических расстройствах.Их можно наблюдать при неврозе навязчивых состояний, шизофрении, а также отчасти, как полагал Фрейд, и при неврозе страха*.

Вот почему по поводу Маленького Ганса Фрейд подчеркивал, что фобию не следует считать "особым патологическим процессом" (2а);

б) существует, однако, такой вид невроза, при котором фобия выступает как главный симптом. Поначалу Фрейд не вычленял его в нечто обособленное, связывая фобии либо с неврозом навязчивых состояний, либо с неврозом страха как разновидностью актуального невроза (3). Анализ Маленького Ганса позволил ему выявить специфику фобического невроза и его структурное сходство с конверсионной истерией. В обоих случаях процесс вытеснения фактически приводил к расчленению аффекта и представления. Во всяком случае, Фрейд выявил здесь одно важное различие: при истерии страха "...либидо, отделенное от патогенного материала вследствие вытеснения, не подвергается конверсии [...] и непосредственно проявляется в виде страха" (2 b ). Образование фобических симптомов основано "...на работе психики, изначально стремящейся заново овладеть [...] высвободившимся страхом" (2с). "Истерия страха упорно развивается в сторону "фобии" (2 d ).

Этот текст свидетельствует о том, что понятия истерии страха и фобического невроза нельзя считать полностью тождественными. Понятие истерии страха не столь описательно; оно подчеркивает основной механизм данного невроза, при котором возникновение тех или иных фобических объектов вторично по отношению к независимой, не связанной ни с каким конкретным объектом тревоге.

(1) Cf. Freud (S.). G.W, VII, 467; S.E, 250—251.

(2) Freud (S.). Analyse der Phobie eines funfjahrigen Knaben,1909. — а ) G.W, VII, 349; S.E, X, 115; франц ., 175. — b) G.W., VII, 349; S.E., X, 115; франц ., 175. — с ) G.W., VII, 350; S.E., X, 117; франц ., 176. — e) G.W., VII, 350; S.E., X, 116; франц ., 176.

(3) Cf. Freud (S.). Uber die Berechtigung, von der Neurasthenie einen bestimmten Symptomenkomplex als "Angstneurose" abzutrennen, 1895. Die Abwehr-Neurosen, 1894. Obsessions et phobies. Leur mechanisme psychotique et leur etiologie, 1895.

Проявление душевного дискомфорта, напрямую связанного с патологическим перенесением внутреннего конфликта на соматическую почву. Характерны двигательные (тремор, проблемы с координацией, афония, судороги, парез или паралич), сенсорные (нарушение чувствительности) и соматические нарушения (нарушение работы внутренних органов), а также истерические припадки. Диагноз устанавливается на основании серьезных жалоб, не соответствующих действительности. Лечебные мероприятия включают в себя психо- и трудотерапию, общее укрепление здоровья и устранение текущих клинических симптомов.

Общие сведения

Резкое ухудшение состояния (припадок) при истерии очень похож на проявление эпилепсии . Любая, психологически трудно воспринимаемая пациентом ситуация - ссора, неприятная новость, отказ окружающих исполнить желание больного - заканчивается театрализованным припадком. Этому могут предшествовать головокружение, тошнота и другие признаки псевдоухудшения состояния.

Больной падает, изгибаясь в дугу. При этом пациент всегда упадет «правильно», стараясь максимально обезопасить себя от травмирования. Махая руками и ногами, ударяясь головой о пол, бурно проявляя свои эмоции слезами или смехом, пациент изображает невыносимое страдание. В отличие от эпилептика, истерик не теряет сознание, сохраняется реакция зрачков. Громкий окрик, орошение лица холодной водой или пощечина быстро приведут больного в чувство. Также больного выдает цвет лица: при эпилептическом припадке лицо багрово-синюшное, а при истерии - красное или бледное.

Истерический припадок в отличие от эпилептического никогда не случается во сне. Последний всегда происходит прилюдно. Если публика перестает обращать внимание на конвульсии истерика или удалится, припадок быстро закончится. После приступа больной может проявлять амнезию , вплоть до незнания собственных имени и фамилии. Однако и это проявление краткосрочно, восстановление памяти происходит достаточно быстро, так как неудобно для самого пациента.

Истерия - «великая симулянтка». Пациент ярко рассказывает о своих жалобах, чрезмерно демонстрируя их подтверждение, однако при этом проявляет эмоциональное равнодушие. Можно подумать, что больной получает удовольствие от множества своих «болячек», при этом считая себя сложной натурой, которая требует пристального всестороннего внимания. Если пациент узнает о каких-либо проявлениях болезни, ранее у него отсутствующих, с большой вероятностью эти симптомы появятся.

Диагностика истерического невроза

Истерия - перевод пациентом своих психологических проблем в физическое русло. Отсутствие органических изменений на фоне серьезных жалоб является основным признаком в диагностике истерического невроза. Чаще всего пациенты обращаются к педиатру или терапевту. Однако при подозрении на истерию больного направляют к неврологу. При всем разнообразии проявлений истерического невроза врач находит несовпадения между симптомами и реальным состоянием организма. Хотя нервное напряжение пациента может вызвать некоторое усиление сухожильных рефлексов и тремор пальцев рук, постановка диагноза «истерический невроз» обычно не составляет труда.

Важно! Припадки у детей до 4 лет, желающих добиться исполнения своего желания, являются примитивной истерической реакцией и также обусловлены психологическим дискомфортом. Обычно аффективные припадки самостоятельно исчезают к 5 годам.

Инструментальные исследования проводятся для подтверждения отсутствия каких-либо органических изменений со стороны внутренних органов. КТ позвоночника и МРТ спинного мозга назначают при двигательных расстройствах. КТ и МРТ головного мозга дают подтверждение отсутствия органической патологии. К ангиографии сосудов головного мозга, реоэнцефалографии , УЗДГ сосудов головы и шеи прибегают для исключения сосудистой патологии. ЭЭГ (электроэнцефалография) и ЭМГ (электромиография) позволяют подтвердить диагноз истерии.

При истерии данные вышеуказанных исследований опровергнут патологию структур головного и спинного мозга. В зависимости от жалоб, которые пациент подтверждает теми или иными внешними проявлениями, невролог принимает решение назначить консультацию нейрохирурга , эпилептолога и других специалистов.

Лечение истерического невроза

Суть лечения истерии заключается в коррекции психики пациента. Одной из таких методик является психотерапия . При этом врач не уделяет чрезмерного внимания жалобам больного. Это лишь спровоцирует учащение истерических припадков. Однако полное игнорирование может привести к тем же результатам. Обязательны повторные курсы психотерапии с выявлением истинной причины возникшего состояния. Психолог или психотерапевт , используя внушение, поможет пациенту адекватно оценивать себя и происходящие события. Важное значение при истерии уделяется трудотерапии. Привлечение пациента к труду, поиски нового хобби отвлекают больного от невротического состояния.

В основном сводится к назначению общеукрепляющих средств. При повышенной возбудимости целесообразно назначение препаратов на основе лекарственных трав (валерьяна, пустырник), брома. В некоторых случаях оправдано применение транквилизаторов в малых дозах и краткосрочными курсами. При установлении инсомнии (продолжительной бессонницы) назначают снотворные.

Прогноз и профилактика истерического невроза

Прогноз для жизни таких больных вполне благоприятный. Более длительного наблюдения требуют пациенты с признаками анорексии , сомнамбулизма и попытками суицида . Более длительное, а порой и затяжное лечение требуется больным художественного типа и с явлениями истерии, зародившимися в детском возрасте. Более неблагоприятный исход наблюдается при сочетании истерического невроза с органическими поражения нервной системы или тяжелыми соматическими болезнями.

Профилактика истеричного невроза включает в себя мероприятия по предупреждению нарушения психики и нервных процессов, а также укреплению и подготовке нервной системы к перенапряжениям. Эти мероприятия особенно важны в отношении людей художественного типа и детей.

Необходимо несколько ограничить воображение и фантазии ребенка, попытаться создать для него спокойную обстановку, привлечь к спорту и пребыванию со сверстниками. Не следует постоянно потакать капризам и окружать чрезмерной заботой. Важную роль в предотвращении развития истерического невроза играет правильное воспитание малыша и формирование полноценной личности. Самому же пациенту не стоит игнорировать свои психологические проблемы, быстрое их решение устранит стрессовую ситуацию и не позволит укорениться психопатии.

Итак, переходим к описанию четвертой и последней, основной, формы страха — страха перед окончательностью, необходимостью и ограниченностью нашего стремления к свободе . Если личности с навязчивостями боятся изменений, свободы и риска, то у истерических личностей мы отмечаем нечто совершенно противоположное. Они явно стремятся к переменам и свободе, жаждут всего нового и рискованного, перед ними открыты все возможности будущего. Они боятся всяких ограничений, традиций, закономерностей и порядка .

Это означает, что такие люди живут от мгновения к мгновению, без четких планов и целей, в ожидании нового. Они охвачены жаждой новых раздражителей, впечатлений и авантюр, находясь во власти господствующих в данный момент впечатлений и желаний, исходящих как от внешних, так и от внутренних источников. Прежде всего, они нуждаются в ощущении свободы, поэтому испытывают страх перед порядком, законами и невозможностью уклониться от обязанностей и установок…. Их стремление к свободе по преимуществу является стремлением к свободе от чего-то, а не для чего-то.

В каждой жизненной ситуации истерические личности ищут лазейку, для того чтобы иметь возможность уклониться от общепринятого порядка. Они не могут жить по законам каузальности, т. е. взаимосвязи между причиной и следствием, столь необходимым при столкновении с физической природой; для них действительно лишь то, что применимо здесь и сейчас.

Реальность нашего существования основана на уже упоминавшемся законе взаимосвязи причины и следствия, действия и последствия. … Эту реальность истерические личности не признают и пытаются разрушить . Тем самым они обретают для себя призрачную свободу, которая со временем становится все более опасной : они живут в иллюзорном мире, где их фантазии, возможности и желания не ограничиваются реальностью. ...Однако чем больше они отдаляются от реальности, наслаждаясь кажущейся свободой, тем меньше ориентируются в реальной действительности и тем меньше учитывают ее в своем поведении.

Чувствуя, что закон причинности ограничивает их возможности и принуждает соблюдать некоторую последовательность действий и отказываться от своих желаний, истерические личности прибегают к «страусиной политике» и ведут себя так, как будто этого закона не существует. Одержимые сиюминутными желаниями, не думая об их последствиях и не пытаясь проверить их реалистичность, они живут по принципу «после нас хоть потоп». Они наивно полагают, что закон причинности и его последствия не имеют влияния на текущие события или, по крайней мере, не имеют прямого отношения к данной ситуации. Будучи зависимыми от своих желаний и сиюминутных впечатлений, они пренебрегают возможными последствиями и только потом думают о возможных результатах своих действий.

Они одержимы собственными желаниями, подлежащими немедленному удовлетворению, склонны к быстрому и бездумному реагированию, их отличает нежелание и неспособность сдерживать свои потребности, для этих людей ожидание непереносимо, а переживаемое в данный момент не подвергается обдумыванию. Их легко обольстить, так как они не могут противостоять искушению.

Необоснованные ожидания чуда как способа выхода из затруднительных положений обычно присущи истерическим личностям; эти люди удивляют своей наивностью и искренне верят в то, что их требования и желания заменяют действительность; они действуют по принципу «чего не знаю, о том не вспоминаю».

Они не бывают пунктуальными, необходимость планировать и распределять свое время вызывает у них тягостные чувства; они нередко расценивают пунктуальность других людей как мелочность.

Истерические личности не хотят отказываться от своих установок, стремясь как можно дольше считаться детьми, не имеющими никаких обязанностей, удержать молодость и не отвечать за свое поведение. Ответственность для них — неприятное и неудобное понятие; оно напоминает им о законах причинности и неприятных последствиях. И возраст! Они всячески уклоняются от ответов на вопросы о возрасте.

Им кажется, что, уклоняясь от правдивого ответа, они достигают иллюзии вечной молодости. Чтобы поддержать эту иллюзию, они прибегают к любым средствам, начиная с юношеского стиля одежды и кончая многочисленными косметическими средствами и даже косметическими операциями.

Истерические личности обладают гибкостью восприятия мира; свои ошибки они каждый раз истолковывают в зависимости от обстоятельств.

Логика, с их точки зрения, — это обременительная, докучливая реальность. Они все более и более отдаляются от реальности и от решения порождаемых ею проблем — их собственная логика отличается от логики других людей минимальным содержанием логического. Окружающие видят в мышлении истерических личностей непонятные скачки и разрывы, за которыми невозможно поспевать. Истерическим личностям свойственно постепенное суммирование неправильного, ошибочного поведения, которое приводит их к безысходной ситуации.

Эти люди не осознают своего страха перед необходимостью и окончательностью. Он заменяется часто встречающимся у них страхом открытых улиц и площадей (агорафобия) и страхом замкнутого пространства, охватывающим их в лифтах, купе пассажирских поездов и т.д. (клаустрофобия). Так же часто встречается страх перед животными. Эти страхи являются переносом основного страха на нечто второстепенное и безобидное.

Что можно сделать, для того чтобы удачно избежать обязательности и окончательности? Таким гарантирующим безопасность способом истерическим личностям представляется жизнь сегодняшним днем. Если вчера были совершены ошибки и сделано много глупостей, то сегодня надо отрешиться от всего этого, потому что завтра может и не наступить. Преодолевая временные и каузальные взаимосвязи, истерические личности достигают необычайной пластичности мироощущения. Они отвергают прошлое как несущественный балласт, что вносит в их жизнь некую пунктирность, ненадежность, фрагментарность и переливчатость; могут, как хамелеоны, приспособиться к каждой новой ситуации и вместе с тем обнаруживают так мало постоянства и такой дефицит «непрерывности Я», что эти качества считаются для них характерными. Истерики кажутся непредсказуемыми и непостижимыми.

Они могут играть разные роли в зависимости от данного момента и своих потребностей, ориентироваться на партнера и тут же публично отказываться от своей привязанности, если эта роль их больше не устраивает. Так непоследовательность и нестабильность поведения становятся характерологическими чертами истерических личностей.

Еще одной особенностью страха, припирающего истериков к стенке, является так называемый «поворот копья в другую сторону», когда вина за происшедшее перекладывается на окружающих. При этом упреки самому себе заменяются претензиями к постороннему, что рефлекторно приводит к свойственной детям реакции, когда они на реплику «ты дурак» автоматически отвечают «сам дурак».

Проецирование на других собственного чувства вины в форме упреков может достичь такой степени, что они начинают верить в виновность другого человека по принципу «держи вора». Это, естественно, приводит к неискренности, которая в различных жизненных ситуациях в конечном счете переходит в лживость. Все это вызывает у истериков подспудное чувство неуверенности и неопределенный страх, что в некоторых случаях выражается в поисках роли, защищающей их от реальности. Часто это «бегство в болезнь», что, по крайней мере, дает им возможность выиграть время и избежать ответственности.

Истерические личности «любят любовь». Они любят все, что может способствовать повышению их самооценки — упоение, экстаз, страсть; любовь воспринимается ими как вершина их переживаний.

Любовные взаимоотношения истерических личностей характеризуются интенсивностью, страстностью и требовательностью. Они ищут в любви прежде всего подтверждения своего Я, им нравится упоение и опьянение любовными чувствами. Создание эротической атмосферы является для них само собой разумеющимся, они прибегают к различным способам очаровывания и соблазнения. Они одинаково хорошо владеют различными инструментами эротики — от легкого флирта и кокетства до искусства обольщения во всех его нюансах.

При установлении любовных отношений для них важна прежде всего сила желания. Эти люди берут крепость штурмом, не затягивая осаду, по принципу «veni, vidi, vici» — «пришел, увидел, победил». Они легко вступают в контакт с противоположным полом; связь для них не бывает скучной и тягостной. Любовь они любят больше, чем партнера; исполненные любопытства и любовного голода, они с радостью знакомятся с различными способами и образцами любви. Им нравятся блеск и роскошь, праздники и торжества, они готовы праздновать по любому поводу, находясь при этом в центре внимания с помощью своего обаяния, темперамента, непосредственности и экстравагантной одежды. Они считают смертельным грехом, если партнер не нашел в них любовные качества или не оценил их — такое они переносят с трудом и вряд ли смогут простить.

Истерики обоих полов рассматривают секс скорее как цель для повышения самооценки и как испытание силы своего воздействия на партнера. Они любят разнообразие.

Естественно, что с возрастом привлекательность, которая носила преимущественно внешний, поверхностный характер, угасает; это закономерно приводит к возникновению возрастных кризисов.

Их самолюбование нуждается в постоянном подтверждении. Они легко поддаются лести, которой охотно верят. Партнер нужен им прежде всего для того, чтобы подтвердить их обаяние, красоту, ценность и привлекательность. Поэтому они склонны к нарциссическому выбору партнера, потому что в партнере надеются найти собственное подобие, в котором вновь обретают и любят самих себя. Нередко истерические личности обоих полов находят для себя невзрачных и малозаметных партнеров, чтобы возвыситься на их фоне и быть объектом их безусловного обожания.

Основные жизненные проблемы истериков связаны с их иллюзорными ожиданиями и представлениями о жизни, любви, браке и вообще о противоположном поле. Их требовательная позиция по отношению к другим, не сопровождающаяся готовностью удовлетворять запросы партнера и заботиться о нем, приводит их к новым разочарованиям.

При выборе партнера они обращают внимание на его положение, возможности, титул и другие внешние атрибуты его значимости. И в этом они остаются детьми, которым импонирует внешний лоск, являющийся, как им кажется, залогом счастливой жизни; вину за свои разочарования они, как правило, возлагают на партнера.

Чем глубже выражены расстройства истерических личностей, тем сильнее проявляется их агрессивность; самовосхваление и аферизм могут принять экстремальные формы, а необычная впечатлительность и чувствительность — привести к нарциссизму. Нередко наблюдается непомерное хвастовство, стремление к расточительству; эти люди оттесняют других, чтобы играть первую скрипку и быть на первом плане; каждый однополый другой является потенциальным соперником, и они всячески стремятся унизить его и затмить собственным блеском.

Истерики часто стремятся произвести безусловное, неизгладимое впечатление на окружающих и быть в центре внимания. Это желание может стать доминирующим из-за неумения истериков различать кажущееся и действительное, воображаемое и реальное.

Из-за недостаточности самоконтроля и самокритики агрессия у истерических личностей носит импульсивный характер. Истерическая агрессия нередко принимает архаичные формы «двигательной бури», что проявляется в потребности драматизировать ситуацию, чтобы произвести впечатление на окружающих и поразить их.

Особой формой истерической агрессии является интриганство. Для них характерны интриги, распускание слухов, унижающих достоинство их противников и подрывающих их авторитет, мстительность. Сюда же относится половая ненависть к сексуальному партнеру, приобретающая иногда формы экстремального влечения к мести.

Центральной проблемой истерических личностей является нарушение самоидентификации: они либо идентифицируются с образами своего детства, либо остаются в состоянии оппозиции или протеста, либо принимают навязанные им роли.

Оказать помощь истерическим личностям — не значит способствовать их уходу от реальности; нужно помочь им принять на себя адекватные роли, приучить к порядку, обязательности и соблюдению законов, обеспечить возможность самопознания и зрелых поступков. Сюда же относятся определенное мужество для осознания реальности и способность к необходимому самоограничению, которые должны быть присущи всем людям. Для этого следует раскрыть перед ними позитивную сторону реальности, что может в той или иной мере удовлетворить их запросы.

Старость и смерть в конечном итоге являются неизбежной реальностью нашей жизни, которую мы не можем отодвинуть надолго. Из-за неумения воспринимать реальность и склонять перед ней голову истерические личности склонны как можно дольше закрывать на нее глаза. Они согласны с тем, что старость и смерть совершенно естественны и их нельзя избежать, но относят это по преимуществу к другим, а не к самим себе. Поэтому они пытаются поддерживать иллюзию вечной молодости и считают, что перед ними простирается безграничное будущее, богатое неожиданными возможностями.

Попытка определить линию нарастания истерических симптомов — от здоровых людей с отдельными истерическими чертами характера до людей с легкими и тяжелыми расстройствами — дает следующие градации: жизнерадостно -импульсивные, эгоистичные и напористые — лица с нарциссическими потребностями к самоутверждению и желанием быть в центре внимания — лица с чрезмерной напористостью и влечением к контактам — папенькины доченьки и маменькины сыночки, которые никак не могут завершить «семейный роман» — истерическая лживость — театральность и бегство от реальности вплоть до афер — «вечные подростки» — лица, не обладающие четкими женскими или мужскими чертами личности, не воспринявшие своей половой роли, нередко с гомосексуальными наклонностями, так называемые «кастраты»: женщины с деструктивными тенденциями мужененавистничества и мужчины типа «дон -жуанов», чье поведение определяется жаждой мести женщинам — лица, страдающие фобией, — лица с тяжелыми истерическими симптомами психотической и соматической природы, не связанными с поражением каких -либо органов или систем, — лица с экстремальными проявлениями истерии (признаки истерического паралича).

Здоровые люди с истерическими чертами в личностной структуре с радостью идут на риск, предприимчивы, всегда готовы к восприятию нового; они гибки, пластичны, жизнерадостны, блестящи, увлекают других своим жизнелюбием и порывистостью, готовы все испытать и склонны к импровизации. Они заводилы в компаниях, никогда не скучают, им всегда «чего-то не хватает», они любят все начинания и полны оптимистических ожиданий и представлений о жизни. Каждое начало содержит для них все шансы на успех, таит в себе волшебство.

Они ничего не воспринимают серьезно, за исключением, быть может, самих себя, потому что Я для них — единственная реальность в жизни. Им присущи сильные импульсы самоутверждения, и они более способны вносить в ситуацию динамическое начало, нежели терпеливо, планомерно и выносливо добиваться результата.

Процитировано по книге Фрица Римана «Основные формы страха: исследование в области глубинной психологии»