Геннадий фаст катехизис. Протоиерей Геннадий Фаст: Для меня Библия — это хлеб

«Не отправлять пустые
мешки на небо»

Беседа о необходимости катехизации в наше время

П редлагаем вашему вниманию интервью с протоиереем Геннадием Фастом, председателем епархиального Отдела религиозного образования и катехизации, настоятелем храма Архангела Михаила и чуда его в Хонех.

«Главное - это человек, которого нужно привести к Богу»

Отец Геннадий, давайте начнем беседу с того, что я попрошу Вас раскрыть понятие «катехизация», коль скоро оно станет основным предметом нашего разговора.

Слово «катехизация» - греческое, и на русский язык переводится как «оглашение», или, может быть, понятнее для современного человека - «научение». Исходно под этим словом подразумевалась в христианской Церкви подготовка к святому крещению.

Катехизация предполагает сравнительно краткое и одновременно достаточно полное изложение христианской веры. Со временем христианская вера оформилась в Символ веры, который исповедует все христианство, и значение этого Символа веры традиционно и принято называть катехизисом.

Нашему Архангело-Михайловскому храму недавно владыкой Антонием присвоен статус катехизаторского. Скажите, какие изменения в приходской жизни повлечет за собой этот новый статус?

Каждое время имеет свое своеобразие, специфику. Позади эпоха гонений, которая сменилась эпохой бурного возрождения веры - это особенно конец 80-х гг. и 90-е гг. Это было время, когда возникали приходы, образовывались общины, открывались семинарии и монастыри, время невероятного строительства новых храмов и реставрации старых. То есть это было время возникновения.

Сейчас, скажем, не так-то уж и много храмов строится. Не часто открываются новые приходы. Этот процесс, конечно, продолжается и в наше время, но основным направлением все-таки является некое внутреннее преображение Церкви.

Не случайно с этими эпохами связаны имена патриархов. Умирает патриарх - и эпоха уходит вместе с ним. И сейчас, когда патриархом нашей Церкви является святейший патриарх Кирилл, в связи с его личностью, теми приоритетами, которые он видит и расставляет, катехизация становится основным направлением Церковной жизни. В связи с этим и присвоен нашему храму статус катехизаторского.

Уже почти 20 лет существует Отдел образования и катехизации Красноярской епархии. И если по линии образования у нас что-то делалось - были богословско-пастырские курсы, на приходах есть воскресные школы для детей и взрослых, работают православные гимназии - то по линии катехизации работа была нулевая. Буквально несколько приходов с 80-х годов занимались катехизацией и имеют на сегодняшний день достаточно богатый опыт катехизаторской работы. Это преимущественно приходы Енисейского благочиния.

Теперь пришло время здесь, в епархиальном краевом центре, заняться делом катехизации. Это значит, что катехизаторская работа должна вестись как для готовящихся к святому крещению, так и для прихожан.

- Как будет проходить катехизация людей, готовящихся к принятию святого крещения?

В виде огласительных бесед - это то, что действительно является новым и для этого храма, и для Красноярска вообще.

Поскольку любую задачу, как в физике, начинают решать исходя из начальных условий, мы, например, не можем сейчас ввести ту катехизацию, которую святой Кирилл Иерусалимский ввел в своей Церкви. Его 18 огласительных бесед на сегодняшний день являются предметом изучения в духовных академиях, а вовсе не при подготовке к святому крещению. Поэтому на сегодня мы должны исходить из той реальности, которая сложилась в крупном городе с достаточно жестким, быстрым ритмом жизни.

Реально принято такое решение: в Архангело-Михайловском храме будет малое и большое оглашение. Причем, предоставляем людям самим выбрать, какое оглашение им больше по душе.

Уже со следующей недели крещение без катехизации в нашем храме упраздняется.

Малое оглашение укладывается в одну неделю и состоит из двух бесед в среду и пятницу с семи часов вечера - время определяется тем, чтобы работающие люди могли успеть прийти. Это, конечно, очень-очень мало.

- Вот я и думаю, как можно все основы христианской веры уместить в две беседы?

Никак. Поэтому никакого систематического изучения христианской веры за две беседы невозможно. За две беседы катехизатор может что-то сказать человеку и как-то коснуться его сердца.

На первой беседе пришедшим задается вопрос о том, для чего они пришли креститься, как они понимают крещение, зачем им это нужно.

Почти никогда не бывает так, чтобы человек пришел креститься для прощения грехов, как сказано в Символе веры. Но зато очень часто крестятся по традиции, из патриотизма, а еще чаще - чтобы была какая-то защита, чтобы в жизни везло и т. д. И уж совсем печально, когда крестятся потому, что иначе бабка не берется лечить - т. е. получается - крещение не для прощения грехов, а для совершения греха.

Катехизатор с помощью вопросов выясняет, кто конкретно перед ним, какой тип. Люди разные - и это диктует, как ты с ними будешь беседовать и о чем говорить. Поэтому эти катехизаторские беседы минимально формализованы. Они должны быть живыми и обращенными к конкретному человеку, который сегодня здесь перед тобой.

- Понятно, т. е. нет заданного образца.

Да. Главное - это человек, которого нужно привести к Богу.

После вопросов предлагается чтение третьей главы Евангелия от Иоанна, где передана беседа Господа с Никодимом о рождении свыше. То есть пришедшим важно показать, что крещение - это рождение от воды и духа, это рождение свыше, через которое мы можем увидеть Царство Божие, стать ему причастными. Это внутренний духовный переворот, который происходит с человеком, когда он умирает для греха и оживает для Христа.

Дальше на этой же первой беседе рассказывается о первых четырех Заповедях Божиих, которые касаются отношения человека к Богу. Вторая беседа - это разговор об остальных семи Заповедях, где говорится об отношении человека с людьми и как раз о тех грехах, в которых человек, в основном, и живет.

В течение этой недели готовящийся к крещению также прочитывает Евангелие от Марка, учит наизусть молитву «Отче наш» и Символ веры, чтобы во время крещения произнести его самостоятельно.

Кроме того, следующий шаг - это покаяние. Апостол Петр говорит: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во прощение грехов». Исповедание без разрешительной молитвы принимает священник. А разрешение от грехов оглашаемые получают в святом крещении. То есть человек идет в купель за прощением тех грехов, в которых он только что покаялся, которые он осознал и которые делать больше не хочет, желая приступить к новой жизни.

Исповедание может совершаться отдельно от крещения, либо, если мало людей, непосредственно перед крещением.

Крещение будет совершаться соответственно канонам Церкви только полным погружением - для всех. Затем, на воскресной службе, крещеные могут впервые причаститься Святых Таинств Христовых.

- Отец Геннадий, расскажите о большом оглашении. Люди, конечно, будут выбирать его реже...

Да. Мы, кстати, понимаем, что некоторые не выберут ни то, ни другое, просто уйдут в другой храм. Это неизбежно.

Большое оглашение будет включать в себя шесть бесед. По две беседы в неделю - во вторник и четверг. Каждая беседа цельная. Первая беседа - о Боге, вторая и третья - о десяти Заповедях Божиих, четвертая - об Иисусе Христе, пятая - о рождении свыше, шестая - о Церкви.

Не важно, в какой последовательности они будут прослушаны. Допустим, на этой неделе у нас идут четвертая и пятая беседы. Не беда - можно начать с четвертой. Потому что если сказать человеку: «Вы не успели к первой беседе, приходите теперь через месяц», это собьет его с толку. А здесь, когда б ты ни пришел, ты можешь войти. Главное, чтобы были прослушаны все шесть бесед.

Таким образом, люди, выбравшие большое оглашение, пройдут более объемный и глубокий курс катехизации.

- А как насчет крещения младенцев? Должны ли крестные и родители проходить оглашение?

Да. В случае крещения младенцев оглашение проходят крестные, которые, как правило, бывают людьми светскими, далекими от церковной жизни, и как минимум один из родителей. Потому что если оба родителя не хотят веровать, тогда крещение ребенка и невозможно.

Кстати, оглашение в нашем храме теперь будут проходить все, изъявляющие желание повенчаться. С ними, конечно, будет нужна дополнительная беседа о значении супружеской жизни, о браке в христианском понимании. После чего пара исповедуется, причащается, и только затем - венчание.

- Батюшка, если люди являются воцерковленными, им ведь огласительные беседы проходить не обязательно?

Здесь могут быть разные случаи. Например, люди прошли оглашение, а через год принесли своего ребенка окрестить. Тогда, естественно, оглашение не повторяется.

И потом, если речь идет о воцерковленных прихожанах, вплоть до священников, у которых тоже и дети рождаются, и внуки, то, понятно, мы их не оглашаем.

То есть оглашение необходимо тем, кто до крещения или венчания жили вне Церкви, в лучшем случае - если Церковь была для них некоторым священным местом, куда они могли зайти поставить свечку.

В начале разговора, отец Геннадий, Вы сказали, что катехизация не завершается с крещением. Здесь, наверное, уместно будет рассказать о катехизации крещеных. В чем она заключается?

Для верных катехизация происходит через церковную проповедь, проповедь с амвона и другие формы. Что делается у нас в храме: мы начали чтение Священного Писания с последующим его толкованием на вечерних богослужениях в субботу.

Хотя по-настоящему в этой сфере мы еще не начали работать. Но обязательно будем это делать.

Мне надо сориентироваться, какая форма здесь более приемлема. Но все же я думаю, что воскресные вечера в нашем храме будут посвящены катехизации верных. Надеюсь, что на эти беседы будут приходить и прихожане других храмов.

«Оправдание нашего действия вот в чем: вышел сеятель сеять»

Получается, что с введением практики огласительных бесед существенно повысится если не количество новых членов Церкви, то их качество. Возможно, станет больше сознательных прихожан, а не захожан, забежавших поставить свечку.

Я приведу такой случай из жития Петра Александрийского. В Александрии третьего века, еще до принятия христианства империей, когда не было гонений, но были периоды спокойного бытия, крестилось очень много людей. И Петр Александрийский, явившись своему преемнику по этой кафедре, говорит: «Слушай, что вы нам так много пустых мешков посылаете на небо?» Мешок, образно говоря, это крещение, а в мешке - человек. И вот, мешок поступает, его развязывают, смотрят, а человека там нет. То есть посылать пустые мешки на небо - это перед Господом и грешно, и опасно. И за это мы будем нести большую ответственность. Поэтому просто крестить без оглашения - это неоправданно, а, порой, даже вредно. Вот почему святые отцы никогда этого не допускали.

На Московских Рождественских чтениях в этом году в секции катехизации это все обсуждалось. Возглавлял секцию Екатеринбургский архиепископ Викентий, были и другие архиереи, известные в церковных кругах священники. И вот, совместными усилиями участников секции был подготовлен документ, который отправлен на рассмотрение в Синод. Документ о том, чтобы полностью прекратить крещение без оглашения. Причем, в этом документе рекомендуется сорокадневное оглашение, покаянная беседа со священником, крещение полным погружением и участие оглашенных в жизни Церкви.

Кстати, у нас в храме на ектеньи об оглашенных имена оглашенных будут произноситься вслух: «Вернии об оглашенных - Петре, Татьяне и т. д. - помолимся, да Господь помилует их». И, конечно, по рекомендации Рождественских чтений оглашенные должны будут на литургии оглашенных присутствовать.

- Почему этому придается такое большое значение?

Если оглашенный участвует в жизни Церкви до крещения, то это практически полная гарантия его воцерковления после крещения, а также гарантия того, что мы приобретаем реального христианина, реального прихожанина.

Конечно, не надо строить иллюзий, что сейчас мы это дело начнем, и все быстро расцветет. Нет. Тем более я вполне понимаю проблему, что на сегодня наш храм единственный в городе, где ведется катехизация. Но, во-первых, я надеюсь, что за этим последуют некоторые другие храмы. Потому что архиерей, безусловно, благословит любого настоятеля, который пожелает ввести катехизацию оглашенных.

И, конечно, очень важно, чтобы началась катехизация оглашенных в кафедральном соборе, ведь этот храм в любом случае - образец, показатель.

- Итак, катехизация - это необходимость нашего времени.

Да. И должна делаться во исполнение слов Христа: «Идите и научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святого духа, уча их соблюдать все, что Я заповедал вам». Здесь о научении говорится два раза: «идите и научите все народы, крестя их» и «уча их соблюдать». Опять же это - катехизация крещаемых и катехизация крещеных.

Идея научения - это корневая идея Евангелия и Церкви. Сам Господь именуется Учителем: Он не только Спаситель, но и Учитель. Очень важно сделать человека учеником Иисуса Христа.

Понятно, и практика показывает, что оглашение - это вовсе не панацея от всех бед. Человек может, если ему велено, пройти оглашение и после крещения благополучно в церкви больше ни разу не появиться - с тем же результатом, что и без оглашения. Да, это может быть. Здесь, если говорить о неком оправдании нашего действия, то оно вот в чем: вышел сеятель сеять. Это наша задача. А почва, она может быть и каменистой, и доброй, - и это очень часто от нас не зависит. Но, по крайней мере, мы сделаем то, что должны были сделать.

Фаст Геннадий Генрихович - протоиерей, настоятель Абаканского храма в честь святых равноапостольных Константина и Елены, миссионер, богослов.

Имя при рождении - Генрих Генрихович Фаст, родился в конце декабря 1954 года в селе Чумаково Новосибирской области в протестантской немецкой семье Генриха и Елены Фастов.

Генрих Фаст, отец будущего протоиерея, был арестован в 1938 году, обвинён в создании контрреволюционной организации и после 10-летнего лагерного заключения он был отправлен в “вечную ссылку” в село Чумаково, как “враг народа”, Елена Фаст последовала за супругом. После развенчания культа личности Сталина отец был реабилитирован, и семья переехала в Казахстан. Там, в верующей протестантской немецкой среде, прошли детство и юность Генриха Фаста.

«…Вырос я в глубоко верующей протестантской немецкой семье и среде. Одно из ярких впечатлений детства - маленький карманный , который я получил в десять лет и жадно читал, прячась от шумных детских игр. С тех пор я навсегда полюбил Слово Божие. Тогда же, в десять лет, я впервые сознательно обратился к Богу. И позже, когда я занимался наукой, вера и наука жили во мне, порой пересекаясь и сливаясь, но большей частью раздельно, разделяя как бы и мою жизнь надвое…»

После школы Генрих поступает на физический факультет Карагандинского университета. Несмотря на успехи в учебе, в конце четвертого курса студент он был исключен из Карагандинского университета за религиозные убеждения, но в том же году восстановился в Томском университете, после окончания которого в 1978 году был оставлен сотрудником кафедры теоретической физики, но через полгода вновь был изгнан за проповедь Евангелия.

Параллельно с учебой шла в те годы у Генриха и другая жизнь. Протестантизм казался ему слишком сухим, и поиски истины привели его к знакомству со служившим тогда в Новосибирске протоиереем Александром Пивоваровым и с жившим в Алтайском крае исповедником Игнатием Лапкиным, уже отсидевшим за веру свой первый срок и готовившимся ко второму. Эти два человека, а также усиленное изучение церковной истории и творений святых отцов Церкви произвели в душе Генриха полный переворот, и на пятом курсе он принял крещение в православной Церкви с именем Геннадий.

«Уже на старших курсах университета я соприкоснулся со Святым Православием и понял, что только в нем могу обрести спасение своей души. Передо мной открылся новый удивительный мир свято-отеческого учения, чистый источник благодати Божией в Таинствах церковных. Пятикурсником я принял святое крещение в Православной Церкви. Теперь уже не было той раздвоенности веры и науки. Душа желала и стремилась только к богопознанию и служению Христу. Поэтому после второго изгнания из университета я, оставив мир сей, пошел служить в Русскую Православную …».

В 1978 году он был рукоположен во диакона, в 1980 - в священники, служил в разных приходах Тувинской республики, Кемеровской области.

В 1983 году по благословению архиепископа Гедеона направлен священником, в Енисейск. Здесь он стал настоятелем старинного Успенского собора, а затем и благочинным Енисейского округа Красноярской и Енисейской епархии.

В 1985-1986 годах подвергся новым гонениям со стороны властей. На него было заведено уголовное дело по двум статьям: финансовые нарушения, которых не было, и политическая неблагонадежность. Семь месяцев следствия, обысков, допросов могли бы завершиться плачевно для “политически неблагонадёжного” священника, но грянуло время перемен, круто поменявшего судьбу России…

Неся служение приходского священника, и имея большую семью (у него и матушки Лидии пятеро детей), заочно окончил Московскую духовную семинарию и Московскую духовную академию. Здесь же в 1995 году защитил диссертацию на степень кандидата богословия по кафедре Священного Писания Ветхого Завета.

В 1987 году отец Геннадий впервые в СССР вошел в «зону» не в качестве узника совести, а с проповедь ю истины. Колонией, раскрывшей к ужасу администрации свои врата перед священником, была ИТК-16 под Уяром, знаменитый “Громадск”. Он пришел навестить заключенного, который его когда-то ограбил, а после бесед с ним отец Геннадий ходатайствовал о его помиловании. С 1989 года он стал регулярно посещать окрестные колонии, в начале 90-х годов для него отворились двери и Енисейского следственного изолятора.

В 1991 году ректорат лесосибирского Технологического института разрешил ему проведение открытых лекций по космологии.

Многие пришли к православной вере или утвердились в ней благодаря лекциям отца Геннадия в православном лектории при государственной универсальной научной библиотеке Красноярского края, который существует с 1991 года по настоящее время (2 лекции в месяц).

В 1994 году первым в епархии и вторым в России благочинный Геннадий Фаст открыл в Енисейске православную прогимназию свв. Кирилла и Мефодия. Следом за ним в этом же благочинии его воспитанником священником Андреем Юревичем была открыта в городе Лесосибирске Красноярского края православная гимназия св. Иоанна Кронштадтского .

Автор богословских сочинений, работал над книгами исторического, духовно-просветительского содержания, некоторые из которых писались без всякой надежды быть опубликованными. Но падение атеистического режима изменило судьбу этих книг.

В апреле 2010 года назначен председателем епархиального Отдела религиозного образования и катехизации, переведён из Енисейска в Красноярск и поставлен настоятелем одного из главных храмов краевого центра. Храму по его прошению был придан статус катехизаторского.

В мае 2010 года без какого бы то ни было объяснения причин был снят с этой должности и возвращен в Енисейск.

4 июля 2010 года указом архиепископа Красноярского и Енисейского Антония освобождён от должности председателя епархиального Отдела религиозного образования и катехизации, должности благочинного Енисейского церковного округа и с должности настоятеля Успенского храма, после двадцати семи лет настоятельства.

30 ноября 2010 года назначен настоятелем Абаканского храма в честь святых равноапостольных Константина и Елены.

Женат, пятеро детей.

12. Брадобритие

В указанной статье Архиепископ приводит изобличающий меня случай, когда я не допустил до причастия бритого мужчину, приехавшего из глубинки.
На нашем приходе в Енисейске и на всех приходах нашего благочиния есть прихожане мужчины, не носящие бороды (бритые), притом являющиеся активными участниками приходской жизни и причащающимися.
Как же возникла указанная в статье жалоба?
Я не знаю, есть ли благодать в бороде, но знаю, что действие благодати Божией меняет облик человека. Он во многом становится другим и у мужчины, и у женщины. Да, я действительно говорю о том, что брадобритие есть грех. Действием Духа Божия, большинство воцерковленных прихожан нашей церкви бороду, все-таки, носят. Господь Бог сказал всему обществу народа Божия: "Не порти края бороды твоей" (Лев. 19,26). Это не культовая заповедь, а потому в Новом Завете не отменяется. Христианская церковь переняла эту Божию Заповедь. Об этом свидетельствуют многие памятники Апостольского предания и творения святых отцов. "Дидаскалия" (Кафолическое учение двенадцати апостолов и святых учеников Спасителя): "Не подстригай концов бороды твоея и не изменяй естественного вида лица твоего и не делай его иным, как сотворил его Бог" (Дидаскалия, гл.2). Если кто скажет, что слова Божии о брадобритии, сказанные через Моисея народу, не относятся к Новому Завету, то иначе утверждает св. Киприан Карфагенский. Он говорит, что христианам "не следует бриться", ссылаясь именно на текст Лев. 19,26 (Три книги свидетельств против иудеев, кн.3, гл.84). То же самое утверждал на Руси Стоглавый собор (прав.40). Брадобритие искажает образ Божий и мужское начало в человеке. Странно звучит укоризна Архиепископа, что я ввел "новшество", противостоя брадобритию. Это не "новшество", а скорее старообрядчество. "Новшеством" же и является брадобритие.
Однако препятствием к причащению и полноценной приходской жизни брадобритие в Енисейском благочинии не является. Тогда же, в 1983 году, по ревности своей, да, я так поступил с этим человеком. Но не только по ревности, а и по любви. В статье Архиепископ утверждает, что человек этот больше не приедет ко мне причащаться. А ведь он приехал, мы стали друзьями и потом вместе открывали приход в таежной глубинке.

Владыко Антоний, при всех моих недостатках и несовершенствах человеческих и пастырских, укоризна в которых была бы совершенно справедлива, я не являюсь еретиком, и нет во мне уклонения в протестантизм. Простите меня, что событиями последних месяцев немало вам досадил. Простите, что оказался столь неудобен. Но вера моя — вера христианская, вера православная. Я не ищу ничего, кроме Христа и служения Ему в Церкви Православной. Однажды познав мир Священного Писания и Священного Предания, я не хочу и не приемлю ничего иного.
Нет во мне уклонения ни в какую ересь, и прошу Вас, владыко святый, снимите с меня это обвинение.

Мы связались с пресс-службой епархии и отцом Геннадием, чтобы узнать, было ли это решение еще одним витком давнего конфликта между архиепископом Красноярским и Енисейским Антонием и отцом Геннадием по вопросам богослужебной практики и подготовки к Таинству крещения или, напротив, завершением этого конфликта?

Пресс-служба Красноярской епархии: «Не случилось никаких конфликтов и разногласий».

Мы располагаем следующими фактами, – сообщил нам руководитель пресс-службы и начальник службы протокола епархии Андрей Скворцов. – Протоиерей Геннадий Фаст посетил Абакамско-Кызыльскую Епархию, где встретился с ее управляющим и выразил желание перейти в состав клира этой Епархии. В соответствии со всеми церковными канонами и учитывая ходатайство об этом архиепископа Абакамского и Кызыльского Ионафана и идя навстречу поданному отцом Геннадием прошению о его переводе, управляющий Красноярской Епархии это прошение удовлетворил и дал согласие на переход клирика Геннадия Фаста в клир Абаканско-Кызыльской Епархии. Не случилось никаких конфликтов и разногласий.

- Имеется ли в планах Красноярской Епархии дальнейшее сотрудничество с отцом Геннадием?

Отец Геннадий выразил свое желание продолжить преподавательскую деятельность в одном из Красноярских вузов, на что его в свое время благословлял архиепископ Красноярский и Елисейский Антоний. Учитывая, что наши Епархии соседствуют друг с другом – это вполне приветствуется.

Протоиерей Геннадий Фаст: «Хочу просто закрыть эту тему». Отец Геннадий свое почисление за штат и переход в соседнюю епархию прокомментировал так:

2 ноября Красноярской Епархией я почислен за штат. Я примирялся с владыкой, просил у него прощения за всякую досаду, обиду и нестроение, принимаю всякое обвинение, кроме ереси. Это обвинение я не принимал и не принимаю. Мы примирялись публично, потому что это уже всем поднадоело: и ему, и мне. Но через три дня на Епархиальном собрании опять было устроено публичное осуждение, меня вывели из состава Епархиального Совета с обвинениями о которых хотелось бы забыть. Шесть человек на собрании имели мужество выступить против моего исключения, заступились за меня. На на итог это не повлияло. После того, как последовали публичные обвинения я сколько мог потерпел, а потом подал прошение на отчисление за штат, которое было принято.

- Получается Ваш переход в Абаканскую епархию был вынужденным, хоть и официально он был Вашей инициативой?

В Красноярской епархии я отслужил 20 лет. И даже служил на этом месте еще десять лет до того, как появилась сама Красноярская епархия. Я никогда никуда не уходил. И не собирался уходить до нынешнего времени. Но формально – это моя инициатива. Да, я подал прошение. Просто ситуация зашла окончательно в тупик.

И уже было непонятно, до каких пор еще все это будет продолжаться. Ведь даже после зачисление за штат обсуждение меня продолжается. Нужно это прекратить, поставить точку. Я не знаю, что еще от меня нужно было. Запретные требования, которые владыка применял – я принял. Уже с октября месяца я служил так, как он требовал, без всех особенностей. Но когда все, что я сделал, в том числе и покаяние, и примирение не принесло результатов – тогда я принял решение о переводе в другую епархию. Хочу просто закрыть эту тему.

- Основные ваши разногласия касались разницы в подходах к катехизации?

Меня укоряют в том, что под видом катехизации я отказываю людям в крещении. Был вопрос о крещении младенцев. Действительно, огульное крещение детей в наше время я нахожу неоправданным. Родители и крестные должны быть воцерковлены, должны понимать, что происходит. Иначе крещение не считаю действительным.

Основные вопросы – к проведению Богослужения. У нас был не просто приход, сложилась община примерно таким образом, как ее мыслит митрополит Антоний Сурожский. Евангелие читалось лицом к народу, молитвы бывали импровизированные, в записках люди писали не только имена, но и нужды: и материальные, и духовные, благодарения конкретно за что-то. Все произносилось вслух. Служба была окрашена импровизацией. Апостолов читал на русском языке, но служил, конечно, на церковно-славянском. Очень люблю и древние языки. На литургии некоторые молитвы произносил на иврите и на греческом. Вот такая была живая молитва.

Почти тридцать лет я именно так и служил, в том числе немало лет и при нынешнем руководстве, но только в последнее время посыпались обвинения по этому поводу. Посчитали, что это нарушение Православия, а не просто живая импровизация. Владыка Абаканский и Кызыльский такой мой подход к служению приветствует. Сейчас нахожусь в стадии переезда.

4 июля указом Высокопреосвященнейшего Антония, архиепископа Красноярского и Енисейского протоиерей Геннадий Фаст был освобожден от должности председателя епархиального Отдела религиозного образования и катехизации, должности благочинного Енисейского церковного округа и с должности настоятеля Успенского храма, после двадцати семи лет настоятельства. Как стало известно редакции портала «Православие и мир», в основе возникших в епархии разногласий – разные подходы к подготовке к Крещению и организации приходской жизни.

Необходимость катехизации перед крещением, регулярных бесед, более частого причащения и осмысленного посещения богослужения – это одни из самых важных сегодня вопросов: они обсуждаются на многих церковных конференциях, круглых столах и комиссии Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви. и единого подхода и пути решения сложившихся проблем не существует.

Редакция портала «Православие и мир» обратился к владыке Красноярскому и Енисейскому Антонию и протоиерею Геннадию с просьбой разъяснить свои взгляды на катехизацию.

Разве проповедь - это не оглашение?

Интервью Архиепископа Красноярского и Енисейского Антония порталу «Православие и мир»

- Владыка, как сегодня должна проходить катехизация тех, кто хочет креститься?

- Я абсолютно уверен, что все открытые при мне храмы епархии (ранее их было около 10, теперь же - более двухсот пятидесяти) занимаются катехизацией постоянно. Не было ни одного моего предписания допускать Святое Крещение как взрослых, так и детей, без оглашения и проповеди.

Да, каждый священник обязан произнести проповедь перед крещением. Но за те 2-3 недели, в которые человек должен пройти катехизаторские курсы, он может и умереть. Такие случаи бывали, и этому есть свидетельства.

В случае прихода язычника, естественно, надо было проходить длительное оглашение. Священник совершал крещение, убедившись, что человек крещаемый отрекся от своих языческих взглядов и понял суть и предназначение быть чадом Церкви Христовой и участвовать в ее жизни, что четко подтверждается Евангелием и Деяниями Апостолов. Это является непререкаемой истиной.

Оглашение, катехизация не должны проводиться в ущерб спасению души человека. Крещаемый пользуется молитвами Церкви за него. Если человек может, он должен пройти оглашение, но это не значит, что болящий взрослый или ребенок при смерти не имеют права на крещение, пока он или воспреемники не прошли катехизации.

Если человек болен или есть внешние обстоятельства, мешающие святому делу (например, призванный в армию или отбывающий за границу на жительство), не следует отдалять его от момента Святого Крещения.

Наши приходы открыты, идет восстановление, реставрация, идет внутренняя церковная жизнь в верном направлении - разве это уже не есть катехизация? Я считаю, что катехизацией является не только оглашение перед св. крещением, но всю жизнь человек после святого Крещения проходит этот курс усвоения правильной доброй церковной жизни ради вечного спасения.

Лишать кого бы то ни было св. Крещения, отказывать в крещении, пока не выучил «Верую» назубок, священник не имеет права. Господь дает Духа Святого тем, кто пришел креститься сознательно. Естественно, каждый сознательно пришедший должен быть ознакомлен с верой. Но если сами родители заявляют, что они православные - разве это уже не основание, чтобы ребенка крестить? Другой вопрос, каково качество этой веры? Конечно, необходимо этим заниматься, и заниматься усиленно, предлагая крестным посещать храм, изучать св. Писание, Закон Божий и все основы веры, предлагая посещать катехизаторские беседы.

- Бывают ли случаи, когда нужно отложить таинство?

- Можно и нужно иногда отложить Крещение, конечно. Я этого требовал, и мне не все равно, как это пытаются представить вот в обсуждении этой ситуации. Я конечно же сам за катехизацию. Что принцип катехизации должен быть выработан, как об этом свидетельствует Святейший Патриарх Кирилл.

У меня есть свидетельства, как люди приезжали в Енисейск к о. Геннадию, а он отказывался крестить до оглашения. Тогда люди разворачивались и шли в другой храм в другом месте. Еще был случай, когда отец Геннадий даже отказал паре в венчании на полгода, пока они не пройдут оглашение. Они тоже пошли в другой храм. Нужно понимать, что лучше: пусть они живут в блуде, или обвенчать их по их просьбе?

У нас есть воскресные школы для детей, но когда родители заявляют, что и им это необходимо, то появились воскресные школы для взрослых. Люди должны понимать, что происходит на богослужении, во что они верят, как верят и это естественно и необходимо всячески это приветствовать и идти им навстречу.

Возможно, я буду по этому поводу выступать с докладом в Москве. Вопрос о катехизации - очень важный, очень нужный. Его обсуждение я только приветствую. В советское время нам старались вообще мешать крестить. Порой даже нельзя было проповедь произнести, пока она не утверждена уполномоченными по делам религий. Сейчас, конечно, время другое, мы должны и можем просвещать. В этом смысле Церковь свободна.

Категоричными в отказе в св. крещении мы не должны быть. Бывают, к примеру, трагические случаи. Две подружки, одна крещенная, другая - некрещеная. Тянули-тянули с этим и, наконец, девочка некрещеная шла креститься, - и тут, прямо по дороге к храму, ее сбивает насмерть автомобиль. Представляете, как это страшно? Конечно, ее нужно было бы крестить раньше.

Еще раз повторюсь на эту тему. Разве проповедь - это не оглашение? Разве это просто часть службы? Я обязываю наших священников всегда произносить проповедь на евангельские темы за Божественной литургией на праздники святых и т.д.

И кто совершенен в вере? Я вообще считаю, что человек и в 93 не готов к крещению как подобает, но мы должны крестить и просвещать, чтобы человек мог войти в жизнь вечную. Детей стоит крестить даже до 8 дня (в Ветхом Завете на восьмой день совершалось обрезание), ради страха смертного.

- Т.е. вы считаете, что оглашение и катехизация продолжаются в церковной жизни?

- Да, конечно.

- А если человек находится в смертном грехе? Можно ли его крестить или следует надеяться, что Господь просветит?

- Если человек крестится машинально, только чтобы нехристем не называли, то его не надо крестить. С ним нужно провести беседу, может, и не одну. В таких случаях в крещении как раз надо отказывать. Я этого требую от наших священников, чтобы не было совершение Святого Таинства таким требоисполнительством.

- А если ребенка крестят несознательно (чтобы ребеночек не болел)?

- Это нужно смотреть в каждом конкретном случае. Тут как раз и необходима пастырская мудрость.

- Какие перспективы сегодня у о. Геннадия?

-- Я освободил отца Геннадия от возложенных на него мной обязанностей главного катехизатора нашего центра по катехизации, оглашению и духовному просвещению, когда с ужасом узнал его предписания о категорическом запрете крестить взрослого человека или младенца, если он не прошел определенный курс катехизации.

Я не могу передать свою паству в руки священника, который во многом ошибается. Это пытаются представить в ложном свете, что, вот епископ взял и незаслуженно снял священника с должности. Да, я снял его с должности, я и имею право это делать, как епископ. Я обязан стоять на страже истины. Обязан поступать по архиерейской совести, если вижу некое заблуждение.

Отец Геннадий оставлен на своем приходе. Я недавно ездил туда. Я говорил с народом. Под конец уже к моей машине подошли человек пять или шесть и стали мне говорить, что он такой хороший батюшка. Я знаю, что он такой ласковый, добрый, понимающий. Но если бы он был таковым со священноначалием, в отношениях со мной, внимал бы тому, что принято в св. Церкви, он бы, конечно, и по сей день занимал свои должности. Я, конечно, хорошо понимаю этих женщин, его прихожанок, я им всего этого высказывать не стал. Они мне говорят: владыка, не забирайте у нас нашего о. Геннадия. Я ответил, что никуда его забирать не собираюсь!

Протоиерей Геннадий Фаст категорически отказался как-либо комментировать снятие с него ранее данных послушаний, однако согласился рассказать о своем видении процессов катехизации.

В газете «Православное слово Сибири» вышла статья Владыки Антония «Блюдите, како опасно ходите…» (Еф. 5: 15), предлагаем ознакомиться с текстом публикации. Читайте также: Миссионерская и катехизаторская работа Красноярской епархии

Протоиерей Геннадий Фаст: Евангельская мотивация крещения сегодня редка

Люди приходят креститься по разным мотивам. Одни видят в Церкви и крещении некий оберег, другие хотят креститься «Потому что болеем много, чтобы не болеть». И почти никто, приходя креститься, не ищет того, о чем сказал Христос: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною», евангельская мотивация очень редка.

Мы никому не отказываем в крещении, но обязательно проводим разъясняющие беседы, их количество бесед не регламентировано: как правило, их десять, но все зависит от условий людей. Такие беседы я веду уже 25 лет и это всегда импровизация, живой разговор, беседа, я пытаюсь дойти до сердца человека. Буду честен: не всегда беседы достигают цели, обращение происходит в меньшинстве случаев, но я делаю все, что могу. Также человек прочитывает хотя бы одно Евангелие и учит наизусть «Отче наш» и «Символ веры», потом исповедь – по слову Священного Писания: «Пётр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа» (Деяния 2:38).

Крещение совершается во оставление грехов, но как оставить грех, если не знать его и не бороться с ним. Часто люди просят исповеди. Как правило совершаются две исповеди – чтобы человек в начале оглашения что-то исправил и завершительная исповедь. Но часто и так бывает так, что человек не готов оставить смертный грех. Крещение не связывается для них с изменением образа жизни. В таком случае, если, например, человек не оставляет гражданское сожительство, мы не крестим.

Крещение совершается полным погружением.

Воскресная школа для детей работает уже много лет, мы начинали тогда, когда за это сажали в тюрьму. Так произошло в 1986, нескольких человек посадили, мне был назначен день суда.

Мы устраиваем приход как евхаристическую общину, стараемся, чтобы вся церковь причащалась каждое воскресенье. Приходы наши небольшие, причастников на воскресной службе в Енисейске более 100 человек, в Лесосибирске – 400 причастников. Евангелие у нас читается лицом к народу, есть целование мира перед Символом веры, когда совершается Евхаристический канон и пресуществляются дары, народ говорит «Аминь» – общинно и цельно происходит Литургия. Люди это хорошо воспринимают, в Енисейск с радостью паломничают к нам красноярцы.

Биографическая справка:

Протоиерей Геннадий Фаст (Генрих Генрихович Фаст) родился в 1954 году в селе Чумаково Новосибирской области в глубоко верующей протестантской немецкой семье Генриха и Елены Фастов. В 1938 году Генриха Фаста арестовали, обвинив в создании контрреволюционной организации и после 10-летнего лагерного заключения он был отправлен в “вечную ссылку” в с. Чумаково, как “враг народа”, Елена Фаст последовала за супругом. После развенчания культа личности Сталина отец был реабилитирован, и семья переехала в Казахстан. Там, в верующей протестантской немецкой среде, прошли детство и юность будущего православного священника о. Геннадия Фаста.

«Из детских увлечений живописью, историей, точными науками победила физика и после школы я поступил на физический факультет Карагандинского университета, – вспоминает о. Геннадий. – Я очень любил теоретическую физику, удивительной красоты математическое описание законов мироздания, много и увлеченно занимался ею. Но параллельно шла другая жизнь…
…Вырос я в глубоко верующей протестантской немецкой семье и среде. Одно из ярких впечатлений детства – маленький карманный Новый Завет, который я получил в десять лет и жадно читал, прячась от шумных детских игр. С тех пор я навсегда полюбил Слово Божие. Тогда же, в десять лет, я впервые сознательно обратился к Богу. И позже, когда я занимался наукой, вера и наука жили во мне, порой пересекаясь и сливаясь, но большей частью раздельно, разделяя как бы и мою жизнь надвое…
В конце четвертого курса я был изгнан за веру и политическую неблагонадежность из университета. Однако в том же году восстановился в Томском университете, после окончания которого в 1978 году был оставлен сотрудником кафедры теоретической физики. Но через полгода вновь был изгнан за проповедь Евангелия…

Уже на старших курсах университета я соприкоснулся со Святым Православием и понял, что только в нем могу обрести спасение своей души. Передо мной открылся новый удивительный мир свято – отеческого учения, чистый источник благодати Божией в Таинствах церковных. Пятикурсником я принял святое крещение в Православной Церкви. Теперь уже не было той раздвоенности веры и науки. Душа желала и стремилась только к богопознанию и служению Христу. Поэтому после второго изгнания из университета я, оставив мир сей, пошел служить в Русскую Православную Церковь…».

Отец Геннадий Фаст прошел путь от церковного послушника, диакона до священника-протоиерея. Служил в разных приходах Тувинской республики, Кемеровской области, но основное служение нес на обширных просторах Красноярского края.

В Енисейске (небольшой старинный городок на Севере Красноярского края) – с 1983 года. Здесь он стал настоятелем старинного Успенского собора, а затем и благочинным православных церквей Красноярско-Енисейской епархии. В 1985-86 гг. подвергся новым гонениям от безбожной власти. Семь месяцев следствия, обысков, допросов могли бы завершиться плачевно для “политически неблагонадежного” священника, но грянуло время перемен, круто поменявшего судьбу России…

Неся служение приходского священника, и имея большую семью (у него и матушки Лидии пятеро детей) отец Геннадий заочно окончил в Троице-Сергиевой лавре духовную семинарию и Московскую Духовную Академию. Здесь же в 1995 году защитил диссертацию на степень кандидата богословия по кафедре Священного Писания Ветхого Завета. .

В 1994 году первым в епархии и вторым в России благочинный Геннадий Фаст открыл в Енисейске православную прогимназию свв. Кирилла и Мефодия. Следом за ним в этом же благочинии его воспитанником священником Андреем Юревичем была открыта в городе Лесосибирске (Красноярский край) православная гимназия св. Иоанна Кронштадтского. Уровень знаний гимназистов соответствует всем требованиям Закона «Об образовании», «только преподаватели в гимназиях чуть добрее и предметы школьного компонента не совсем обычны: каллиграфия, Закон Божий, старославянский, латинский.»…
Многие пришли к православной вере или утвердились в ней благодаря лекциям отца Геннадия в православном лектории при государственной универсальной научной библиотеке Красноярского края, который существует с 1991 года по настоящее время (2 лекции в месяц). За последние годы аудитория лектория значительно расширилась.

Всем годам его священнического пастырского служения в Русской Православной Церкви сопутствует труд богослова, работа над книгами не только богословского, но и исторического, духовно-просветительского содержания, некоторые из которых писались без всякой надежды быть опубликованными. Но падение тоталитарного атеистического режима изменило и судьбу этих книг.
Красноярским православным некоммерческим издательством «Енисейский благовест» (http://www.enisey.name.ru) изданы следующие книги о. Геннадия Фаста: «Ты воскресни, птица Феникс!» (1992), «Свет и тени Голгофы» (1993), «Небесная лествица» (1994), «Енисейск православный»(1994), «Семь дней на Святой Земле» (1997), «Зигзаг молнии в ненастный день» (2002), энциклопедические монографии: «Толкование на книгу Песнь Песней Соломона» (2000). «Толкование на Апокалипсис»(2004), «Этюды по Ветхому Завету», книга первая (2007), «Этюды по Ветхому Завету», книга вторая (2008), готовится к изданию в 2009 году книга «Толкование на Екклесиаст».

Книги протоиерея Геннадия Фаста разошлись по многим странам и материкам. Голос этого православного проповедника и богослова звучит из глубины России, раздвигая границы, территориальные и мировоззренческие, зовет к возрождению наших душ, к возрождению нашего православного Отечества, зовет ко Христу, к радости о Христе и приумножению веры на нашей земле.

В 2004 году известнейший теолог, проповедник и автор многих трудов церковных священнопротоиерей Геннадий Фаст архиепископом Красноярским и Енисейским Антонием представлен к высокой награде – Ордену Русской Православной Церкви преподобного Сергия Радонежского.

4 июля 2010 года указом Высокопреосвященнейшего Антония, архиепископа Красноярского и Енисейского протоиерей Геннадий Фаст был освобожден от должности председателя епархиального Отдела религиозного образования и катехизации, должности благочинного Енисейского церковного округа и с должности настоятеля Успенского храма, после двадцати семи лет настоятельства.

Фаст Геннадий Генрихович (1954) - протоиерей, настоятель Абаканского храма в честь святых равноапостольных Константина и Елены, миссионер, богослов.

Генрих Фаст, отец будущего протоиерея, был арестован в 1938 году, обвинён в создании контрреволюционной организации и после 10-летнего лагерного заключения он был отправлен в «вечную ссылку» в село Чумаково, как «враг народа», Елена Фаст последовала за супругом. После развенчания культа личности Сталина отец был реабилитирован, и семья переехала в Казахстан. Там, в верующей протестантской немецкой среде, прошли детство и юность Генриха Фаста.

После школы Генрих поступает на физический факультет Карагандинского университета. Несмотря на успехи в учебе, в конце четвертого курса студент он был исключен из Карагандинского университета за религиозные убеждения, но в том же году восстановился в Томском университете, после окончания которого в 1978 году был оставлен сотрудником кафедры теоретической физики, но через полгода вновь был изгнан за проповедь Евангелия.

В 1978 году он был рукоположен во диакона, в 1980 - в священники, служил в разных приходах Тувинской республики, Кемеровской области.

В 1983 году по благословению архиепископа Гедеона направлен священником, в Енисейск. Здесь он стал настоятелем старинного Успенского собора, а затем и благочинным Енисейского округа Красноярской и Енисейской епархии.

В 1987 году отец Геннадий был впервые в СССР вошел в «зону» не в качестве узника совести, а с проповедью истины.

В 1991 году ректорат лесосибирского Технологического института разрешил ему проведение открытых лекций по космологии.

В 1994 году первым в епархии и вторым в России благочинный Геннадий Фаст открыл в Енисейске православную прогимназию свв. Кирилла и Мефодия. Следом за ним в этом же благочинии его воспитанником священником Андреем Юревичем была открыта в городе Лесосибирске Красноярского края православная гимназия св. Иоанна Кронштадтского.

В апреле 2010 года назначен председателем епархиального Отдела религиозного образования и катехизации, переведён из Енисейска в Красноярск и поставлен настоятелем одного из главных храмов краевого центра. Храму по его прошению был придан статус катехизаторского.

4 июля 2010 года указом архиепископа Красноярского и Енисейского Антония освобождён от должности председателя епархиального Отдела религиозного образования и катехизации, должности благочинного Енисейского церковного округа и с должности настоятеля Успенского храма, после двадцати семи лет настоятельства.

30 ноября 2010 года назначен настоятелем Абаканского храма в честь святых равноапостольных Константина и Елены.

Женат, пятеро детей.

Книги (3)

Кто же Сей? Книга об Иисусе Христе

Многие личности оказали влияние на историю человечества, но ни о ком не спорят так долго и так ожесточенно, как о Христе.

Никто не дискутирует о личностях Конфуция, Мухаммеда или Эйнштейна, но говоря о Христе, мы сталкиваемся с величайшим разбросом мнений - даже среди тех, кто считает себя христианами. О Нем снимают фильмы, Его изучают на конференциях, Ему молятся, на Него надеются. Его называют «Сын Божий», «Целитель», «Учитель», «Спаситель».

Христиане считают Его Богом, мусульмане - величайшим пророком человечества. Так кто же такой Христос?

Кто Она для нас?

В книге современного пастыря и авторитетного богослова протоиерея Геннадия Фаста представлен цикл бесед, посвященных учению Церкви о Богородице: это пророчества и преобразования о Божией Матери, содержащиеся в текстах Ветхого Завета, учение о Деве Марии, заключенное в Евангелии, Церковном Предании, а также в апокрифах. Речь пойдет и об историческом аспекте учения о Богородице в христианской Церкви, о том, как постепенно раскрывалось учение о Божией Матери.

Беседы-лекции проходили в публичном православном лектории в г.Красноярске и теперь предлагаются в текстовом виде читателю. Они написаны живо и доступно и никого не оставят равнодушным, тем более что Богородица каждому из нас очень близка и дорога и занимает в нашей духовной жизни очень важное место.

Толкование на апокалипсис

При слове «апокалипсис» чаще всего представляют страшные картины конца света. Его приметы ищут во всем, нагнетая порой немалые страсти, опираясь как правило на таинственную последнюю книгу Священного Писания - Откровение святого Иоанна Богослова.

В книге, основанной на толкованиях святых отцов, есть грозное предостережение нам, живущим, чтобы не уловлены были князем мира сего, но есть и великая радость о Господе, о грядущей встрече с Ним и Небесном Иерусалиме. Написанная 27 лет назад в годы воинствующего безбожия, ныне, в эпоху вседозволенности, книга стала ещё более злободневной.

Издание рассчитано на всех желающих познать истины Откровения св. Иоанна Богослова.