Половое созревание девочек. Гормональные нарушения у мужчин и женщин - причины, симптомы, методы лечения Гормональная перестройка в подростковом возрасте

Всемирная организация здравоохранения установила рамки подросткового возраста: от 10 до 20 лет. За периодом отрочества давно закрепилось понятие — трудный (или переходный) возраст. Современные дети быстро растут, в подростковом периоде одни болезни и проблемы уходят, однако, появляются другие.

Подростки — еще дети, и им до сих пор угрожают детские болезни.

Те из них, кто не переболел корью, краснухой или паротитом, легко ими заболевают при контакте с больным Замечено, что подростки реже страдают , чем дошкольники, но многих из них продолжает мучить с раннего детства. В этом возрасте обостряются многие хронические заболевания детей.

У подростков нередко выявляется анемия, даже могут проявиться признаки рахита (обеднение костей солями кальция) при недостаточном потреблении животных жиров и . В период отрочества отмечается большое количество психосоматических заболеваний (жалобы на боли в животе, повышение температуры, головную боль). Как правило, — это ответ на усложнившиеся взаимоотношения подростка с педагогами, сверстниками, родителями.

Состояние нервной системы у подростков иное, чем у взрослых и детей. Это период, когда возбуждение нервных процессов преобладает над торможением. Неустойчивость нервной системы может вызывать изменения в работе жизненно важных органов и систем. Внешние признаки этого — повышенная возбудимость, выраженные эмоциональные реакции на минимальные стрессовые ситуации, потливость. В подростковом возрасте происходит перестройка нервной и эндокринной регуляции жизнедеятельности организма, отражающаяся на работе сердца и сосудов (урежается частота пульса, повышается ).

Основной особенностью эндокринной перестройки является изменение гормонального статуса.

Другой важнейшей системой, определяющей адаптационные, приспособительные реакции и обеспечивающей устойчивость организма к внешним воздействиям, является иммунная система. Согласно современным представлениям существует пять критических периодов развития иммунной системы, и пятый из них совпадает с подростковым возрастом. Он отмечается у девочек в 12-13 лет, у мальчиков — в 14-15. Гормональная перестройка, факторы внешней среды могут приводить к снижению адаптационных возможностей иммунной системы подростков и стать причиной возникновения многих хронических заболеваний.

Половое созревание занимает особое место в развитии ребенка. Наступление его совпадает с временем отрочества и является его отличительной чертой. Существует определенная связь между гормональной активностью половых желез и физическим и половым развитием. Девочки начинают обгонять мальчиков в росте примерно с 10 лет. С наступлением первой менструации темп роста девочек резко падает, мальчики начинают вновь обгонять их. Уровень полового созревания отражает состояние нейроэндокринных механизмов регуляции организма в целом и является одним из главных показателей зрелости репродуктивной системы.

В связи с процессами ускоренного роста и развития современных подростков ускоряются темпы роста сердца и сосудов. У девочек рост сердца и сосудов начинается и заканчивается раньше, чем у мальчиков. Сердце современного 18-летнего юноши больше чем сердце взрослого мужчины жившего полвека назад. Однако при столь значительном увеличении размеров сердца диаметры крупных сосудов у подростков остались сравнительно узкими. Это может неблагоприятно отражаться на , так как создает для сердца дополнительную нагрузку, связанную с обеспечением кровообращения. Поэтому подростки часто отмечают боли в области сердца. Врач при осмотре и на электрокардиограмме может обнаружить признаки обменных или воспалительных изменений в мышце сердца, иногда нарушения сердечного ритма. Во время ускоренного роста организма иногда могут наблюдаться отклонения в развитии формы и величины сердца.

Особенностью сердечно-сосудистой системы в подростковом возрасте является также склонность к нарушениям ритма сердечных сокращений — аритмии.

Среди причин, способствующих задержке развития сердца, следует назвать неблагоприятные условия жизни — хронические заболевания, очаги воспаления в миндалинах, зубах, пазухах носа и других органах. Немаловажную роль при этом играют различные нарушения режима жизни, малая подвижность подростков или, наоборот, чрезмерные физические перегрузки. Повышенные умственные нагрузки, эмоциональные срывы создают условия для развития расстройства тонуса сосудов -гипертонических или гипотонических состояний.

Общеизвестно, что весь жизненный цикл человека условно можно разделить на три основных этапа: созревание , зрелый возраст и, к сожалению, старение . При переходе от одного периода к другому выделяют критические возрастные периоды, в течение которых происходят качественные изменения в росте и развитии организма, его взаимодействии с окружающей средой.
Одним из таких очень ответственных периодов является подростковый (пубертатный) период . Это отрезок времени, когда происходит биологическая и психологическая перестройка организма, ведущая к зрелости. Что же происходит в это время?

Физиологические изменения

В этот период происходит очень быстрое биологическое созревание организма. Некоторые исследователи говорят даже о «физиологической буре» , имея в виду изменения, происходящие в подростковом периоде. Природа словно торопится завершить свое творение и в этой спешке не замечает, что в нем еще много «недоработок».
Кости растут так быстро, что мышечная ткань не успевает за ростом скелета. Из-за этого нередко бывают боли в мускулах, что удивляет и пугает самих подростков и их родителей. Резко меняется внешний вид: фигура становится нескладной, руки и ноги длинными и тонкими, движения неловкими и неуклюжими.
Многие начинают стесняться своего роста, а в связи с этим сутулиться, пытаясь уменьшить свой рост и сравняться с остальными в классе. Другие наоборот переживают из-за своего якобы маленького роста. Молодые девушки начинают переживать по поводу своей якобы полноты, недовольны пропорциями тела. На самом деле большинство этих проявлений временного порядка и исчезнут через некоторое время.

Противоречия в изменениях

В физиологических процессах, которые происходят в организме подростка, есть внутренние противоречия. Затраты на рост так велики, что в этот период человек часто ощущает усталость, необходимость дополнительного отдыха. Это время внутреннего противоречивого и нередко конфликтного состояния утраты привычного и обретения нового физического «Я».
Любые изменения в состоянии организма пробуждаю тревогу: физическое и половое созревание вызывают в первую очередь сомнение: «А правильно ли я развиваюсь?» Некоторые исследователи называют это комплексом «гадкого утенка» : человек сравнивает себя со сверстниками, которые переживают то же. Но он видит только их внешность, а не переживания, отчего приходит к выводу, что он не такой; в этот период никто не знает, каким он будет, а воображение рисует самое худшее. Сомнения и тревога выдают себя раздражительностью, нарочитой «крикливостью» одежды, прически, манер.

Гормональная перестройка организма

Важнейшее влияние на формирование подростка в период взросления оказывают гормоны. Железы внутренней секреции вырабатывают одинаковые гормоны, как у женщин, так и у мужчин. Исключение составляют половые железы : у мужчин - яички, продуцирующие половые гормоны андрогены (по большей части тестостерон), а у женщин - яичники, вырабатывающие эстроген и прогестерон.
Помимо секреции половые железы выполняют и другую функцию: в них созревают половые клетки - сперматозоиды у мужчин и яйцеклетки у женщин. Активизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие.

Внешние изменения

Внешне это проявляется в первую очередь скачком роста, изменением фигуры, появлением вторичных половых признаков . Период полового созревания у девочек начинается, как правило, в 10-11 лет, т.е. несколько раньше, чем у мальчиков.
Как и было сказано, в этот период идет быстрый рост. У девочек, в отличие от мальчиков, заметнее увеличивается верхняя часть туловища, шире становятся бедра, фигура становится округлой. Увеличиваются наружные половые органы, кожа на них темнеет, начинают расти волосы в подмышечных впадинах, начинают развиваться молочные железы. Далее примерно через 2 года от начала полового созревания появляется первая менструация.
У мальчика также изменяется фигура: плечи становятся шире, а таз более узким, ноги длиннее и мускулистее; быстро растет скелет. Ежегодная прибавка роста у некоторых мальчиков доходит до 10 см. Начинают расти волосы на лобке, подмышечных впадинах и на лице (сначала над верхней губой, на подбородке, а затем и на щеках). Увеличиваются и изменяются хрящи гортани, а голосовые связки становятся толще - голос «ломается» и в дальнейшем тембр его становится ниже.
Под влиянием мужских половых гормонов усиливается секреция сальных желез, особенно на коже спины и лица. При недостаточном гигиеническом уходе нередко появляется угревая сыпь. Как правило, к 14 годам начинается выработка и выделение спермы (жидкости, вырабатываемая яичками и содержащая мужские половые клетки - сперматозоиды). В половых органах также происходят значительные изменения: увеличиваются яички и половой член (в длину и толщину). Кожа на них темнеет.
Все эти изменения касаются физиологического аспекта. Но важно также помнить и о том, что происходит во внутреннем мире подростка.

Психологические особенности подросткового периода

Часто родителям кажется, что детство - самый беззаботный и легкий этап жизни. Наверное, это можно сказать о дошкольниках и младших школьниках. Но только не о подростках. Кроме описанных физиологических изменений кардинально меняется сама личность подростка. Что же происходит в подростковом возрасте?
Кратко основные особенности подросткового возраста можно охарактеризовать так:

  • подросток становится эмоционально нестабильным , вспыльчивым, раздражительным и очень чувствительным к внешним оценкам;
  • подросток определяется со своей половой идентификацией , начинает задумываться об отношениях с противоположным полом и переживает первый опыт сексуального возбуждения;
  • подросток, сильно изменяясь физически, изменяет и внутренний образ себя , начинает иначе относится к себе в целом, к свой внешности, к своей новой социальной роли;
  • подросток кардинально изменяет свое самосознание - он начинает иначе мыслить, по-другому чувствовать, у него появляются новые ценности и цели.
Задачи подросткового периода

Такая картинка получается, если рассматривать этот период отстраненно. Если же посмотреть на все глазами самого подростка, то картина изменяется: вместо простой констатации фактов появляются реальные и очень сложные жизненные задачи , которые и взрослым, подчас, бывает трудно решить. Что же получается?
Подросток - уже не ребенок и еще не взрослый. Но ему предстоит осознать себя, понять, чего он хочет и что он может, выстроить свой внутренний мир и научиться эффективно общаться с внешним миром. При этом подростку необходимо еще и определиться с выбором профессии, научиться находить общий язык со сверстниками, изменить отношения с родителями… И все эти задачи встают перед подростком одновременно.

Внутренняя позиция подростка

Важно также помнить, что позиция, в которой находится в это время подросток, очень уязвима. С одной стороны, подросток хочет, чтобы его воспринимали как взрослого, стремится отстаивать свои права. С другой же стороны, он не обладает жизненным опытом, знаниями, необходимыми навыками.
Нестабильность в позицию подростка вносит и изменяющаяся самооценка . В этом возрасте очень важно чувствовать себя уникальной, значимой личностью. Но как раз в это время подросток сталкивается с серьезной критикой в свой адрес: и учиться он мог бы лучше, и давно пора стать самостоятельным.
Вот и представьте, что чувствует подросток. Коротко можно обозначить его состояние как продолжительный стресс , который может распространиться на всю семью. Что же можно сделать, чтобы благополучно пережить этот, несомненно, сложный и для родителей, и для самих подростков период?

Что может помочь?

Во-первых , подросткам следует сказать о необходимости бережного и уважительного отношения к себе и своему телу , напомнить им, что они становятся взрослыми, а это непросто. Каждый человек уникален, неповторим в своем роде, и это нужно понимать и ценить! И к своей индивидуальности надо относиться с уважением.
Во-вторых , важно самим взрослым понимать и помогать понять подростку, что происходит в его жизни . Знание, что многие процессы обусловлены резкой перестройкой организма, помогут легче отнестись к таким непростым изменениям. Эмоциональная нестабильность, резкие перемены в настроении, противоречивость позиции - основные проблемы данного возрастного этапа - все это следствия гормональной перестройки организма и изменений в строении и функционировании мозга. Они неизбежны и правильны. Осознание этого факта может значительно снизить тревогу подростков и непонимание, иногда разочарование, родителей.
В-третьих , подросткам в это время может помочь опыт его родителей и близких взрослых . Разговаривая по душам, делясь собственным опытом и рассказывая про ваши чувства, вы помогаете подростку узнавать самого себя и окружающий его мир. Если же подросток понимает и с вниманием относится к своему внутреннему пространству, он легче сможет встроиться в новые для него, уже взрослые, социальные взаимодействия.
И, наконец , главная помощь - это внимательное, бережное и уважительное отношение друг к другу . Только так вы сможете сохранить доверительные отношения и без потерь пройти через этот непростой период. И помните: любой сложный период заканчивается, отношения же - остаются.

Гормональные изменения

Итак, что касается гормональных изменения у девочек в 10 лет, то в этот период наблюдаются заметные изменения в функционировании организма. Так, например, яичники девочек в перебутантный период (это период, первая фаза которого начинается с 10-13 лет и обусловлена формирование суточной цикличности и увеличением выработки в яичниках эстрогенов) при постоянном режиме направлены на выделение в небольшом количестве гормона эстрогена, продукция которого регулируется при помощи гипоталамуса (часть головного мозга). Это происходит по системе «обратная связь» и позволяет обеспечить поддержку концентрации гормона на определенном и постоянном уровне. Но в момент перестройки организма и периода полового созревания меняются «настройки» гипоталамуса и в связи с этим наблюдаются существенное возрастание синтеза эстрогена яичниками, что ведет к повышенной концентрации данного гормона в крови. В связи с этим процессом у некоторых девочек может, заметно прибавившись, измениться общая масса тела.

Также в этот период гормональные изменения происходят не только на уровне повышения количества эстрогенов, что циркулируют в кровотоке, но и со временем происходит изменение количества выработки прогестерона, который синтезируется яичниками в момент после овуляции. Все эти изменения заметно влияют на большинство систем организма девочки и соответственно приводят к различным физиологическим трансформациям.

Те девочки, которые в 10 лет имеют низкое содержание телесного жира, зачастую отстают от своих сверстниц относительно периода наступления полового созревания. В первую очередь, это обусловлено тем, что количество жира, находящегося в организме девочки напрямую взаимосвязано с продукцией гормонов.

Кстати, гормоны, как правило, ассоциирующиеся с мужским полом - андрогены и в небольших количествах тестостерон, также характерны для организма девочки, вот только присутствуют они в нем в весьма незначительных скоплениях. Эти гормоны выполняют множество многозначительных функций. Так, например, они отвечают за общий рост волос на теле.

Гормональные скачки и повышение их уровня в организме девочки в момент полового формирования могут быть обусловлены разнообразными изменениями эмоционального состояния подростка, например, эмоциональной изменчивостью, частыми изменениями настроения, постоянным чувством беспокойства и тревоги.

Гормональный всплеск и физические изменения

На первом этапе полового созревания начинается интенсивный рост яичников и прочих внутренних репродуктивных органов. Продуцируемые эрогенны, в этот момент набирают пика соей активности.

Начинается влияние телесного жира на пубертатные изменения: у девочек плотного телосложения половое созревание наступает значительно раньше, а у худеньких девчонок с низким весом наблюдаются задержки физиологических изменений организма.

В результате повышения уровня гормонов в организме, девочка начинает обретать женственные формы: увеличивается молочная железа, понижается голос, начинают появляться волосы на лобке. Этот процесс называется появлением вторичных половых признаков. После этого идет заметное ускорение роста, которое стимулируется ростом степени половых гормонов, гормона роста и еще одного элемента, что носит название инсулиноподобный фактор роста I. Как раз именно по этой причине в период от 10 до 12 лет, девочки имеют рост намного выше за их сверстников парней, а ведь всему виной активный всплеск гормонов, который сопровождает практически весь период полового созревания девочек.

ВСД, или вегето-сосудистая дистония, в подростковом возрасте – это симптомокомплекс, значительно распространенный среди этой возрастной категории детей. Отношение к ВСД неоднозначное даже среди врачей: многие из них считают дистонию не заболеванием, а лишь преходящим состоянием, связанным с гормональной перестройкой в организме в пубертатный период.

Проявления ВСД чаще отмечаются в 13-15 лет и наблюдаются в настоящее время почти у 50% подростков. После периода полового созревания у многих из них симптомы исчезают. Течение ВСД может быть острым и хроническим. При остром течении патология проявляется в виде приступов, чаще всего как реакция на стрессовую ситуацию.


Основные причины ВСД


Стрессы, переживания, конфликты с родителями способствуют возникновению ВСД у подростков.

Проблемы в организме современных подростков не случайны, учитывая их образ жизни: значительные нагрузки при получении образования, малоподвижное времяпрепровождение (в основном за компьютером), несоблюдение режима дня и т.д.

Основными факторами, способствующими развитию ВСД, являются:

  1. Изменение гормонального фона в пубертатном периоде.
  2. Интенсивный рост скелета и органов, за которым «не поспевают» кровеносные сосуды, в результате чего страдает кровоснабжение жизненно важных органов и систем; недостаточное их снабжение кислородом. Гипоксия в этих органах вызывает возникновение многих проявлений ВСД.
  3. Перенесенные ранее заболевания, особенно инфекции.
  4. Травматические повреждения.
  5. Вредные привычки: многие подростки начинают в этом возрасте курить, употреблять спиртные напитки. Неокрепший организм реагирует на токсическое влияние развитием ВСД.
  6. Частой причиной ВСД является нарушение баланса между , неврозы.
  7. Стрессовые ситуации разного уровня: тестовый контроль знаний, поступление в ВУЗ, отношения с родителями, конфликты с ровесниками, психологические комплексы и др.
  8. Врожденные аномалии развития.
  9. Наследственная предрасположенность: если родители страдают сердечно-сосудистыми заболеваниями, то вероятность развития ВСД у ребенка выше.

Негативное влияние любого из этих факторов (или нескольких одновременно) может привести к возникновению ВСД.

Симптомы

До конца ВСД не изучена. Считают, что первичным является нарушение нервной системы, а сердечно-сосудистые изменения уже вторичны. Так как нервная система регулирует функцию всех органов, включая температуру тела, показатели пульса и давления, секрецию потовых желез и др., то и проявления ВСД у подростков могут быть очень разнообразными.

Чаще всего наблюдаются такие симптомы:

  • перепады артериального давления;
  • учащение и нестабильность пульса;
  • боли в области сердца;
  • эмоциональная лабильность;
  • одышка, чувство нехватки воздуха;
  • повышенная потливость;
  • холодные конечности;
  • повторяющиеся головные боли;
  • бледность или покраснение лица;
  • головокружение и потемнение в глазах;
  • возможны ;
  • внезапные повышения температуры;
  • расстройства пищеварения (понос или запор, тошнота, позывы на рвоту, боли в животе);
  • изменения аппетита (повышение или снижение);
  • чувство разбитости, повышенная утомляемость;
  • нарушение мочеиспускания (частые позывы).

У юношей чаще отмечаются болезненные проявления. Для девушек более характерны психоэмоциональные реакции.

Психика в этом возрасте неустойчива, поэтому любые сложности и проблемы становятся стрессом для организма. Чаще ВСД подвержены легковозбудимые, эмоциональные подростки, у которых любой повод вызывает глубокие переживания.

При ВСД часто отмечается плохое настроение вплоть до депрессии, развивается много фобий (страхов). Характерна мнительность, плаксивость, не исключены истерики. Помимо потливости, повышается секреция сальных желез, могут появляться отеки, плохая переносимость жары и холода.

Для острой формы ВСД характерны приступы:

  1. Гипертонический криз: повышенное артериальное давление, головная боль, боль в сердце, учащение пульса, онемение конечностей, дрожь в теле, чувство страха.
  2. Гипотонический криз, проявляющийся сниженным артериальным давлением, урежением пульса, чувством страха, ощущением замирания сердца.
  3. Криз смешанного типа, при котором сочетаются проявления гипотонического и гипертонического кризов.

Как ребенок превращается в юношу или девушку

Половое созревание – это очень важное и волнительное время в жизни вчерашнего ребенка. Помните, что вы чувствовали в этом возрасте? Например, я постоянно задавалась вопросами: «Все ли со мной в порядке?», «Почему это происходит с моим организмом?», «Это происходит со всеми, но они молчат? Или я особенная?»

Светлана Анатольевна ФЕКЛИСТОВА

На вопросы «Эксперта здоровья» ответила врач-эндокринолог Светлана Анатольевна ФЕКЛИСТОВА . Эта статья – подсказка для родителей, которые, наблюдая за своими детьми переходного возраста, могут понять, где норма, а где требуется обращение к специалисту. В первой части материала специалист подробно рассказала о пубертате и гормональной перестройке, результат которой – превращение ребенка в юношу или девушку.

Светлана Анатольевна, в каком возрасте сегодня дети вступают в пубертат? В каких случаях есть повод для беспокойства?

– Для начала давайте дадим определение пубертату. Пубертатный период – возрастной промежуток, для которого характерна перестройка организма, изменения физиологического, гормонального и психологического характера. Завершается период наступлением половой зрелости и готовности организма к репродукции. Половое созревание у девочек начинается примерно в возрасте 10–11 лет, но сдвиг на 1–2 года считается вариантом нормы. Половое созревание у мальчиков начинается несколько позже, чем у девочек: примерно в 12–13 лет, иногда позже.

В некоторых случаях может наступать раньше или позже положенного срока. Если у девочки начинается половое созревание до 8 лет, а у мальчиков до 9 лет, то это состояние называется преждевременное половое развитие. Если половое созревание не наступает у девушек позже 15–16 лет, а у юношей позже 16–17 лет, то это состояние носит название задержка полового развития . Оба состояния требуют обязательного обращения к врачу-эндокринологу, так как имеет место гормональный дисбаланс, который вовремя не инициировал пубертат. Врач оценит половое созревание ребенка или его отсутствие, назначит определенные анализы и диагностические процедуры.

Какие исследования назначит врач?

– Как правило, эндокринолог обязательно направляет на гормональное исследование крови для определения уровня половых гормонов, гормонов надпочечников, гормонов щитовидной железы. Возможно, понадобится УЗИ эндокринных органов. Необходимые виды диагностики доктор назначит после осмотра пациента. Очень многое зависит от предполагаемого диагноза и мониторинга состояния подростка.

Что происходит с организмом ребенка при наступлении пубертата?

– Это уникальнейший процесс, результатом которого станет превращение ребенка в юношу или девушку. Говоря простым языком, у нас в гормональной системе есть определенная иерархия, где главными являются гормональные структуры головного мозга – гипоталамус и гипофиз. Они выделяют гормоны – гонадолиберин, ЛГ, ФСГ. В организме ребенка эти гормоны секретируются в ничтожно малом количестве, а с 10–12 лет начинается их усиленная импульсная секреция, сначала в ночное время, затем и днем. Эти гормоны оказывают влияние на яичники/яички и стимулирует выработку половых гормонов – эстрогенов у девочек, тестостерона у мальчиков. Те в свою очередь начинают оказывать влияние на органы-мишени – опорно-двигательный аппарат, волосы, кожу и т. д.

От девочки к девушке

Что происходит в организме девочки?

– В женском организме происходит множество фенотипических изменений – в определенной последовательности появляются вторичные половые признаки.

Первая стадия – телархе : рост молочных желез. Обычно начинается к 10–11 годам. Телархе возникает из-за роста уровня циркулирующих эстрогенов в крови, которые стимулируют железистую ткань молочной железы. Одновременно с телархе происходят эстрогенизация слизистой оболочки влагалища и развитие влагалища и матки. Дальнейшее развитие молочных желез происходит в течение пубертатного и подросткового периода.

Вторая стадия – пубархе : начало роста подмышечных, а затем лобковых волос. Обычно следует за телархе, примерно в 11–12 лет, но одновременное развитие телархе и пубархе также является нормальным. Развитие лобкового и подмышечного оволосения происходит из-за увеличения концентрации циркулирующих андрогенов, а именно надпочечниковых (мужские половые гормоны – ДГЭА, ДГЭА-сульфат, которые в женском организме тоже должны быть).

Третья стадия – пубертатный скачок роста . Увеличение эстрогенов стимулирует продукцию гормона роста, который в свою очередь стимулирует увеличение соматического роста. Пубертатный скачок роста начинается в 9–10 лет и достигает максимальной скорости между 12–13 годами. Однако чрезмерный уровень эстрогенов приводит к угнетению выделения гормона роста. В дальнейшем за быстрым скачком может произойти прекращение роста. Эстрогены также способствуют закрытию зон роста трубчатых костей. Итак, пациенты с преждевременным половым развитием имеют раннее начало роста, но окончательно имеют невысокий рост вследствие преждевременного закрытия эпифизарных зон роста, если своевременно не было проведено лечение.

Четвертая стадия – менархе : появление менструаций. Средний возраст первой менструации колеблется между 12–13 годами, обычно через 2 года после развития молочных желез. Менструальный цикл у подростков обычно является нерегулярным в течение первых 6–12 месяцев после менархе. Установление регулярных овуляторных циклов происходит примерно через 2 года после начала месячных. Гипоталамус, гипофиз, яичники и матка – это компоненты репродуктивной системы женщины, которые принимают участие в установлении и регуляции менструального цикла.

Месячный цикл делится на две 14-дневные фазы: 1 – фолликулярную и 2 – лютеиновую, характеризующиеся изменениями в яичниках в течение цикла. В первую фазу цикла выделяется ФСГ, который вызывает развитие первичных яичниковых фолликулов, они в свою очередь продуцируют эстрогены, стимулирующие рост эндометрия. Под действием ФСГ обычно лишь один из этих фолликулов (доминантный) достигает максимального развития – стадии зрелого фолликула, а другие прекращают развитие на разных стадиях. К 14-му дню уровень эстрогенов достигает максимума, в этот момент происходит пик секреции ЛГ гипофизом. Этот пик ЛГ стимулирует овуляцию – разрыв стенки зрелого фолликула и освобождения яйцеклетки, которая почти сразу попадает в просвет маточной трубы.

После овуляции начинается вторая – лютеиновая фаза менструального цикла. Доминантный фолликул, в котором состоялась овуляция, накапливает лютеиновый пигмент и развивается в желтое тело. Желтое тело продуцирует прогестерон, способствующий секреторным изменениям эндометрия для обеспечения имплантации оплодотворенной яйцеклетки. Если оплодотворение не происходит, желтое тело дегенерирует и уровень прогестерона (и эстрогенов) снижается. При резком уменьшении уровня прогестерона и эстрогенов в эндометрии развиваются ишемия и отслойка эпителия функционального слоя – идут менструации.

Менструации завершают половое созревание. То есть организм девочки-подростка с началом месячных достиг всех гормональных изменений и пришел во взрослое состояние.

Что происходит с весом и кожей девочки? Как регулируется процесс потоотделения?

– В пубертатном периоде при нерациональном питании и отсутствии физической активности могут быть резкие прибавки массы тела. Это связано с развитием физиологической инсулинорезистентности, когда инсулин длительный период допускает циркуляцию глюкозы в крови, что приводит к активации глюконеогенеза и накоплению жировых запасов.

Если говорить о потоотделении, то гормоны имеют активное влияние на этот процесс, так как потовые, сальные железы находятся под контролем таких гормонов, как ДГЭА-сульфат, тестостерон, ТТГ, ДГТ и 5-альфа-редуктаза. Все перечисленные гормоны оказывают стимулирующее влияние на потовые железы, которые ранее были неактивными и начинают функционировать. В результате подростки начинают усилено потеть, и пот может приобретать неприятный запах. Это временное явление, которое в здоровом организме проходит само собой, требуется более тщательно соблюдать гигиену в этот период. Как правило, потливость с неприятным запахом может быть около года, затем самостоятельно проходит. При выраженной потливости и