Поволжские немцы: история, фамилии, списки, фото, традиции, обычаи, легенды, депортация. Поволжские немцы Откуда появились немцы в поволжье

Многие жители Германии переселились в Российское государство уже во времена правления князей Ивана III и Василия III. А на территории Поволжья «служилые немцы» появились в период правления второго русского царя из династии Романовых – Алексея Тишайшего. Часть из них становились воеводами и занимали высокие должности на государственной службе.

Поволжские немцы.

Колонисты из Германии в Нижнем Поволжье

После принятия Манифестов Екатерины II, нацеленных на освоение степей и малолюдных окраин, иностранцы стали прибывать в Российскую империю еще активнее. Им предложено заселять земли Оренбургской, Белгородской и Тобольской губерний, а также город в Астраханской губернии Саратов, который считался центром рыбного и соляного промыслов. С тех пор его торгово-хозяйственное значение начало возрастать еще больше.

Спустя год императрица создала особую канцелярию опекунства иностранцев, президентом которой назначен граф Орлов. Это помогло царскому правительству привлекать народ из разоренных войной германских княжеств не только за счет собственных агентов, но и при помощи «вызывателей» – уже обустроившихся в государстве немцев. Им были дарованы равные права, а также многочисленные привилегии и льготы.


Прибытие переселенцев.

Создание первых колоний

Первая партия прибывших колонистов состояла всего из 20 человек. Среди них присутствовали специалисты по разведению тутовых деревьев и ремесленники, которые сразу отправились в Астрахань. Позже приехало еще порядка 200 немцев, заселивших местность по берегам Волги возле Саратова. А с 1764 г. они стали прибывать на территорию государства тысячами.


Первые колонии.

Прибывших расселяли поначалу в квартирах горожан, потом для них начали строить специальные казармы. Под первые 5 колоний были выделены земли в Сосновке, Добринке и Усть-Кулалинке. Через год основано еще 8 коронных колоний и первая вызывательская, которая стала резиденцией Жана Дебофа. В итоге за 10 лет было создано 105 колоний, где обитали 23 200 колонистов. Последней волной эмиграции из Пруссии считается заселение меннонитов в Самарском и Новоузенском уездах. В период с 1876 по 1913 годы в Россию эмигрировало около 100 тысяч человек.


Немецкая колония Блюменфельд.

В итоге из-за перенаселенности колонисты столкнулись с нехваткой земли – на одного мужчину приходилось всего по 7-8 десятин земли. По этой причине часть из них самовольно расселялись в сторону Ставропольской губернии и на Кавказ, где создавали «дочерние» колонии. Сотни семейств переселялись из Поволжья в Башкирию, Оренбургскую губернию, Сибирь и даже в Азию.

Ускоренная ассимиляция с населением, вероисповедание и обычаи

Российским немцам было разрешено беспрепятственное культурно-национальное развитие. Вскоре они основали на новых землях знаменитую Немецкую слободу. Их обеспечили не только собственным жильем, но и сельхозинвентарем. Многие семьи получали скот – по 2 лошади и корову.

Немцы быстро освоились в чужом краю. Больше половины из них являлись хлебопашцами, остальные владели 150 различными профессиями. Поэтому в первую очередь колонисты начали распашку выделенных им плодородных земель – выращивали овощи, увеличили посевы льна, овса, ржи, конопли, а главное – ввели картофель и белотурку. Остальные занимались рыбным промыслом и скотоводством. Постепенно была организована настоящая колонистская промышленность: открывались салотопенные заводы, развивались кожевенное производство, изготовление муки на водяных мельницах, создание шерстяной материи, маслобойная промышленность, обувное дело. Но для русского правительства самыми важными стали специалисты военного дела и образованные лекари. Интерес вызывали также мастера горного дела и инженеры.


Екатериненштадтский полк, сформированный из немцев Поволжья.

Что касается духовной жизни – большинство колонистов были католиками, остальные склонялись к лютеранству, а то и вовсе предпочитали атеизм. Рождество отмечали только религиозные люди. В этот праздник у них заведено наряжать елку, читать Библию и дарить детям сладости за прочтение стишка. На Пасху, по традиции, в корзину ставили пасхального зайца, который якобы приносил подарки малышам. А в октябре немцы отмечали Праздник урожая. Среди примечательных особенностей немецкой кухни были клецки, колбасы, шницель, картофельное пюре, гусь с тушенной капустой. В качестве десерта зачастую делали штрудель и сладкие гренки.

Современные поволжские немцы в России

Первая мировая война и новая политика правительства привели к массовому выселению немцев из Поволжья «в места компактного проживания». Около 60 тысяч депортированных поступило в Саратовскую и Самарскую губернии. В рамках антинемецкой кампании этим поселениям дали русские наименования, а жителям запретили публично разговаривать на родном языке. Их планировали выселить за пределы страны, однако этому помешала Февральская революция. С началом Великой Отечественной все-таки была проведена массовая депортация иностранного населения из Поволжья – исчезли сотни немецких поселений.


Депортация немцев Поволжья.

Возвращение немецких семейств в Россию началось в 1956 г. Поскольку действовал официальный запрет, переселение осуществлялось полулегально. Местные колхозно-совхозные руководители принимали чужеземцев в своих хозяйствах из-за нехватки рабочей силы. Широко распространенной стала подобная практика в Сталинградской области. После того как сняли запрет на возвращение иностранцев в районы прежнего обитания, их приток значительно усилился. Согласно переписи населения, на территории Волгоградской, Куйбышевской и Саратовской областей в 1989 г. насчитывалось около 45 тысяч немцев. Позже наблюдалась их миграция на родину, а также одновременная миграция из Казахстана и Азии в Поволжье.


Численность поволжских немцев в России сегодня 400 тысяч человек./

В настоящий период в Поволжье создана целая структура районных и областных немецких национально-культурных автономий, которыми управляет Координационный совет, расположенный в Саратове. Действует также множество организаций: немецкие Центры культуры, Всегерманское объединение Heimat, Землячество немцев Поволжья и другие. Кроме того, функционируют католические и лютеранские общины, издаются немецкие журналы и газеты. Численность поволжских немцев составляет около 400 тысяч человек.

В 60-е годы XVIII века начались широкое переселение в Россию немцев и колонизация ими, главным образом, земель в Нижнем Поволжье. Вплоть до настоящего времени потомки немецких колонистов Поволжья составляют особую этнографическую группу.

Краткая история

Екатерина II, издав в 1763 году манифест «О дозволении всем иностранцам, въезжающим в Россию, селиться в разных губерниях по их выбору», не имела в виду привлекать в Россию одних лишь немцев. Мероприятия по вербовке колонистов и предоставляемые им льготы были рассчитаны на любых культурных европейцев. Но так получилось, что большинство переселенцев составили именно жители разных государств Германии. К этому немцев побуждало растущее малоземелье на родине.

Условия для переселенцев давали преимущество тем из них, кто решал посвятить себя сельскому хозяйству. Земледельцы освобождались от всяких налогов на 30 лет, тогда как сроки льгот для лиц других занятий были намного меньше. Кроме того, будущие земледельцы могли рассчитывать на подъёмные и проездные до места поселения. Для поселения колонистов были предоставлены целинные земли, главным образом, в Новороссии и в Нижнем Поволжье.

Иностранцы, селившиеся целыми земледельческими колониями, получали право самоуправления. Они находились в особой юрисдикции «Канцелярии опекунства иностранных» в Петербурге. В 1833 году канцелярия была упразднена, и колонии немцев были включены общим порядком в существующие губернии и уезды.

Льготный режим для переселенцев в Россию действовал до 1819 года. После этого российское правительство оставило его только для протестантской общины меннонитов. Те приезжали в Россию до 1874 года. В тот год в России ввели всеобщую воинскую обязанность. Большинство уже переселившихся в Россию меннонитов, будучи пацифистами, уехало тогда в Америку.

Для самосохранения в событиях Октябрьской революции немцы Поволжья объявили себя лояльными советской власти и в 1918 году создали Трудовую коммуну немцев Поволжья (с 1923 года – АССР Немцев Поволжья). Это позволило им избежать многих негативных последствий большевистских экспериментов. Немцы Поволжья сами у себя проводили коллективизацию. Но в 1941 году им не удалось избежать поголовного принудительного выселения в Казахстан. Республика Немцев Поволжья была упразднена.

Особая нация

К началу ХХ века в Поволжье жило около 400 тысяч немцев. Их предки приехали в Россию из разных государств задолго до того, как немцы стали ощущать себя единой нацией. Благодаря этому у жителей колоний очень долго сохранялись диалекты тех областей Германии, откуда они происходили. Сами себя они долго называли не немцами (Deutschen), а швабами, гессенцами, силезцами и т.д. Осознание себя одним народом приходило главным образом через общение с окружающими русскими. Впрочем, оно до конца XIX века было очень ограниченным. Каждый немецкий сельский округ представлял собой самодовлеющий полузамкнутый мирок.

Саратовский присяжный поверенный из поволжских немцев Юстус писал в 1914 году, что «немецкий колонист Поволжья не являет собою тип германской нации, потомков древних тевтонов. Это новый народ, даже новая раса, создавшаяся в особых жизненных условиях. Слово “немец”, коим называют колонистов, есть форма, лишённая всякого содержания. При этом слове следует представлять западноевропейского немца-германца: колонист не немец в этом смысле, однако и не русский. Колонисты это новая, самобытная, самодовлеющая нация, ничем абсолютно не похожая на немца-германца».

Особый склад немцев Поволжья выработался в борьбе с непривычной природой, при отсутствии многих культурных средств, которые были у них на исторической родине. «Колонисты, действительно, некультурны, – отмечал тот же публицист, сравнивая их с немцами Германии, – нравы их грубы и суровы».

Однако отличие немцев Поволжья от немцев Германии не означало их сближения с русскими. До 1871 года в школах немецких колоний Поволжья даже не преподавался русский язык, а все попытки властей насадить его в церковно-приходских школах при кирхах и костёлах встречали организованный саботаж местного духовенства. На практике это привело к тому, что в 1897 году только 18% поволжских немцев знали русский язык.

Сельская община

Многих колонистов привлекло в Поволжье не желание создать процветающую колонию, а льготный режим, предоставлявшийся для земледельцев. В результате среди первых поселенцев было до 40% людей, не занимавшихся сельским хозяйством. Серьёзные трудности создавал и суровый местный климат. Средняя температура января в заволжских степях доходит до минус 15 градусов (при нулевой на большей части Германии), нередки сорокаградусные морозы; летом обычное дело – жара за плюс 40, засухи, суховеи.

Традиционные навыки хозяйства в таких условиях не годились. Многое пришлось заимствовать у окружающего русского населения. Самым основным таким заимствованием стала сельская община. Большинство немецких колонистов на новой родине были вынуждены отказаться от частной собственности на землю и ввели периодические уравнительные переделы земли. Когда в 1906-1907 гг. царское правительство повсеместно начало разрушать общину и внедрять частную крестьянскую собственность на землю, то эта реформа проходила в немецких колониях с такими же трудностями, как и в большинстве великорусских селений.

Странные обычаи

В то время как в Германии на протяжении конца XVIII – XIX вв. происходила эволюция нравов и семьи, поволжские немцы в начале ХХ века сохраняли весьма патриархальный быт. Этнографы отмечали, что в семьях колонистов очень сильно развиты власть главы семьи, послушание младших старшим, весьма строги нравы. Это было заметно при сравнении не только с немцами Германии, но и с русским крестьянством пореформенной поры.

Современники наблюдали и большую религиозность поволжских немцев. При этом конфессиональный состав колонистов мало отличался от такового в Германии, за исключением того, что среди них была выше доля протестантов – до трёх четвертей, из которых больше половины лютеран. Примерно четверть составляли католики.

Примечательными были некоторые обычаи и привычки, обретённые немцами на новой родине. Основные праздники приходились на воскресенья осенью, когда заканчивались полевые работы. Эти праздники («кирмесы» по-местному) были спланированы так, чтобы жители соседних сёл могли за осень несколько раз побывать друг у друга в гостях. Кирмесы отмечались, как масленица у русских – с обилием еды и выпивки. Причём поволжские немцы налегали в основном на водку, а столь излюбленного на их родине пива здесь пили мало.

Среди поволжских немцев до середины ХХ века сохранялся обычай, давно исчезнувший в самой Германии – «венчание покойников» (Totenhochzeit). Суть его была в том, что любого умершего человека, не состоявшего при жизни в браке, хоронили в брачном наряде (женщин – в подвенечном платье). Этот обычай, в отличие от Германии, соблюдался независимо от возраста скончавшегося, даже в отношении маленьких детей.

Земли, где жили поволжские немцы, после революции получили статус Автономной республики. Её называли «русской Германией». Здесь чтили традиции и «немецкий порядок», бережно сохраняли язык. В 1940-е годы жизнь поволжских немцев стала другой.
Расцвет


Автономная республика была образована 19 октября 1918 года. На её территории многомиллионными тиражами выпускалась 21 газета, действовали национальные театры, техникумы, школы и университеты.
В 1922 году в Поволжье наступил голод. Помощь Советского правительства не принесла ощутимых результатов. С новой силой голод обрушился в 1933 – это был самый страшный год для Поволжья, унесший, в том числе, жизни более 50 тысяч немцев. Но и этот голод поволжские немцы пережили, жизнь снова налаживалась.
В начале 1930-х в республике быстрыми темпами развивалось сельское хозяйство: там выращивались овощи, зерновые культуры и даже виноград.
Казалось бы, налицо были предпосылки для безбедной жизни, но Великая Отечественная война спутала все карты: усилившиеся антигерманские настроения распространились и на российских немцев, не имевших никаких контактов с гитлеровцами и активно записывавшихся в ряды Красной армии (примечательно, что многим из них было отказано в праве защищать свою страну).
Решение о депортации


В августе 1941 года республику посетили Молотов и Берия, после чего вышел указ о депортации поволжских немцев. Ради этого даже была проведена специальная провокация: высадка лже-фашистского десанта, участников которого якобы скрыли местные жители. Их клеймили как шпионов и пособников гитлеровцев, которых необходимо было выслать в отдалённые районы страны: Омскую и Новосибирскую области, Алтайский край и Казахстан. Саму же республику решено было расформировать.
По разным данным, только оттуда было депортировано от 438 до 450 тысяч этнических немцев. Но их выселяли не только с территории их республики, но и из других районов страны: Кубани, Северного Кавказа, Украины, Москвы и Ленинграда.
Жизнь в ссылке В Казахстане и Сибири поволжские немцы были поселены в холодные землянки, овощехранилища и грязные бараки. Начиная с 1942 года, их мобилизовали в так называемые рабочие колонны. Призыву подлежали мужчины от 16 до 55 и женщины от 15 до 45 лет, имеющие детей старше 3-летнего возраста.
Русские немцы строили дороги и заводы, жили за колючей проволокой, работали по 10-16 часов в сутки на рудниках, лесозаготовках и в шахтах. Для местных граждан немецкоязычные люди, плохо изъяснявшиеся на русском, часто ассоциировались с врагами, пленёнными советскими солдатами. Впрочем, отнюдь не все были агрессивно настроены к этому народу, не по своей воле оказавшемуся чужими среди своих.
Реабилитация


Самым тяжёлым для поволжских немцев стал период с 1942 по 1946 год. За это время, по разным данным, умерло около 300 тысяч человек. Но и после войны этому народу пришлось долго доказывать свою непричастность к гитлеровской идеологии: это касалось и детей ссыльных, вынужденных терпеть унижения со стороны неосведомлённых граждан, уверенных в том, что их родители были пособниками фашистов.
На восстановление исторической справедливости понадобилось много времени не только на бытовом, но и на политическом уровне. Так, строгий режим принудительных поселений для поволжских немцев был отменен в 1955 году, а спустя почти 9 лет, специальным указом Президиума Верховного Совета СССР они были реабилитированы, хотя полностью все ограничения и запреты по выбору места жительства были сняты только в 1972 году.
В середине 1960-х активно поднимался вопрос о возрождении республики, но это намерение так и не получило подкрепления со стороны властей. К идее создания немецкой автономии (правда, на этот раз на территории Казахстана, в городе Ерментау) вернулись в конце 1970-х, но и её отклонили во избежание возникновения прецедентов на национальной почве.
Эмиграционные процессы
Перестройка открыла поволжским немцам, лишённым права возродить свою республику, возможность покинуть территорию безнадёжно разваливающегося СССР. В 1993 году из страны выехало 207 тысяч человек. Впрочем, этот народ в большинстве своём так и не сумел органично влиться в реальность современной Германии. Будучи этническими немцами по крови, они вобрали в себя множество культурных черт, присущих своей первой родине, что отчасти помешало им стать своими в стране предков.
Валерия Морина