Развитие эмоциональных потребностей детей в двигательной деятельности. Особенности эмоциональных проявлений у дошкольников в двигательной деятельности

Зайцева Лариса Александровна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №52 г.Пензы "Полянка"
Населённый пункт: г.Пенза
Наименование материала:
Тема: Развитие эмоционально-двигательной сферы детей старшего дошкольного возраста
Дата публикации: 17.01.2017
Раздел: дошкольное образование

Развитие эмоционально-двигательной сферы детей

старшего дошкольного возраста
Трудно представить себе лучший метод воспитания, чем тот, который открыт и п р о в е р е н опытом веков; он может быть выражен в двух пол ожения х: гимнастика для тела и музыка для души. Платон Уважаемые коллеги, согласитесь, что главный секрет хорошего самочувствия здорового ребёнка в детском саду – в его активной деятельности. Физиологи считают движение врождённой, жизненно – необходимой потребностью человека. Гигиенисты и врачи утверждают: без движений ребёнок не может вырасти здоровым. Движение – это предупреждение разного рода болезней, особенно, которые связаны с сердечно – сосудистой, дыхательной, нервной системами. По мнению психологов: маленький ребёнок – деятель! И деятельность его выражается прежде всего в движениях. Развитость движений – один из показателей правильного нервно – психического развития в раннем возрасте. Все известные педагоги с древности до наших дней отмечают: движение – важное средство воспитания. Двигаясь, ребёнок познаёт окружающий мир, учится любить его, целенаправленно действовать в нём. Движение – это фундамент настоящего и будущего здоровья детей, их гармоничного физического развития. Одна из основных задач дошкольного воспитания на современном этапе, согласно ФГОС дошкольного образования, является обеспечение физического здоровья и эмоционального благополучия детей. Именно под воздействием движений, сопровождающихся эмоциональным подъемом, улучшаются функции сердечно – сосудистой и дыхательной систем, укрепляется опорно – двигательный аппарат, регулируется деятельность нервной системы и ряда других физиологических и биохимических процессов. Потребность в эмоциональных передвижениях аналогична всем другим функциональным потребностям человека, в частности, его потребности в движении. Поэтому очевидна роль движений и эмоций во взаимосвязи двух процессов – физического и психического развития ребенка. Не случайно известный отечественный физиолог Н.М.Щелованов отмечал, что эмоции не только составляют наиболее ценное психологическое содержание жизни ребенка, но и имеют очень важное физиологическое значение в жизнедеятельности организма. Положительные эмоции создают бодрое, жизнерадостное настроение, они, как движения, благотворно влияют на работу всех органов и систем организма, обеспечивают быстроту и прочность формирования двигательных навыков и умений. В психолого – педагогических исследованиях (А.Д.Кошелева, В.И.Перегуд, И.Ю.Ильина, Г.А. Свердлова, Е.П.Арнаутова и др.) положительное эмоциональное состояние дошкольника рассматривается как основа отношения ребенка к миру и влияет в дальнейшем на познавательную, эмоционально – волевую сферы, стиль переживания стрессовых ситуаций, отношения со сверстниками.
Такие психологи и педагоги как Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.А. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, Я.З. Неверович, А.П. Усова, Т.А. Маркова и др. утверждали, что эмоции влияют на функции органов и тканей организма, а, следовательно, оказывают влияние на здоровье человека. Каким же образом организовать двигательную деятельность детей так, чтобы каждому ребёнку было интересно, обеспечить высокую результативность организации двигательной деятельности? На основании анализа изученных работ, учёта созданных условий для сохранения и укрепления физического и психического здоровья воспитанников, была разработана
модель

физкультурно

оздоровительных

мероприятий
в детском саду, которая органически входит в жизнь детского сада, способствует решению вопросов психологического благополучия, нравственного воспитания, имеет связь с другими видами деятельности и, самое главное, нравится детям. Модель представлена в двух вариантах: на основе здоровьесберегающих технологий и на основе разнообразных форм работы (приложение №1,2). Данная модель разработана на основе работ Ю.Ф. Змановского, Н.М. Прутова, Н.М. Амосова на проблемы воспитания здорового ребёнка В данной модели представлены блоки, которые реализуют все педагоги детского сада в сотрудничестве родителями воспитанников, социальными партнерами. Работа инструктора по физической культуре представлена по
3 направлениям:
1. Физическое развитие детей. 2. Психоэмоциональное развитие детей. 3. Интеллектуальное развитие детей. Данные направления работы решают следующие
задачи:
1. Физическое развитие детей:  развитие физических качеств (силовых, скоростных, в том числе гибкости, выносливости, координации);  накопление и обогащение двигательного опыта у детей;  формирование у детей потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.  содействие профилактике плоскостопия; формировать правильную осанку.  развитие чувства ритма, умения согласовывать движения с музыкой;  формирование навыков пластичности, грациозности и изящества танцевальных движений;  развитие мелкой моторики. 2. Психоэмоциональное развитие детей  Создание условий для положительного психо-эцоционального состояния детей.  Развитие социального и эмоционально интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирования готовности к совместной деятельности со сверстниками. (раздел 2.6. ФГОС)  организация эмоционально насыщенной, психологически комфортной оздоровительной жизнедеятельности  формирование умения эмоционального выражения творчества в движениях. 3. Интеллектуальное развитие детей
 Воспитание потребности в здоровом образе жизни; выработка привычки к соблюдению режима, потребности в физических упражнениях и играх.  Формирование начальных представлений о ЗОЖ, восприятие ЗОЖ как ценности.  Расширение кругозора, уточнение представлений об окружающем мире, уважительное отношение к культуре родной страны, создание положительной основы для воспитания положительных чувств.
Такой подход способствует развитию эмоционально-двигательной сферы детей

и их успешной социализации.
Как реализовать данный подход? В свою работу, наряду с традиционными формами, необходимо включать постепенно варианты нестандартной организации физкультурной деятельности, которые решают задачи по развитию, как двигательных способностей, так и творческих, развитию эмоциональной сферы детей.
Работу необходимо строить в соответствии со следующими принципами:
1. Принцип личностно-развивающего и гуманистического взаимодействия взрослых и детей (организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учете особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса). 2. Принцип учета возрастных особенностей (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития). 3. Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования. 4. Принцип поддержки инициативы детей в различных видах деятельности. 5. Принцип сотрудничества детского сада с семьей. 6. Принцип формирования познавательного интереса и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. И я бы добавила еще один, на мой взгляд очень важный принцип - от удовольствия к привычке, от привычки к потребности. В детском саду необходимо создать условия способствующие реализации поставленных задач, а именно: площадку для организации бега, полосу препятствий, разметку по правилам дорожного движения, различные зоны на территории детского сада (огород, лечебная горка, сказочный лес, полоса препятствий и др.), аудиотеки, спортивное оборудование (в т.ч. нестандартное) для организации разнообразной двигательной деятельности, лечебно-профилактический комплекс ДОУ. Созданные условия, согласно ФГОС ДО, должны гарантировать охрану и укрепление физического и психического здоровья детей и обеспечивать их эмоциональное благополучие. Возможно использование следующих форм организации работы по физическому развитию дошкольников, способствующих формированию их эмоционально-двигательной сферы:
Формы организации работы

по физическому развитию дошкольников (приложение № 3)

Рассмотрим нетрадиционные формы организации физкультурной деятельности в

детском саду, способствующие развитию эмоционально-двигательной сферы детей

старшего дошкольного возраста.
1. Технология
оздоровительного

бега

Змановскому.
С учетом условий детского сада бег проводится ежедневно в тёплое время года на свежем воздухе в утренние часы (утренняя гимнастика). Можно просто выполнить упражнения для разогрева мышц, а можно подготовить детей эмоционально к предстоящему бегу, используя упражнения креативной гимнастики, которые формируют образное представление о движении, выражают эмоциональное состояние души (например, “Грустный и веселый”, “Гномы и великаны”, “Холодно – жарко”, "Любопытная обезъянка" и т.д.). Обязательно включается музыка для создания эмоционального фона. Предварительная разминка и бег в медленном темпе заряжают детей энергией доставляют детям удовольствие и является эффективным тренирующим средством. При организации бега учитывается состояние здоровья детей, настроение ребенка и категорически запрещается всякое принуждение. (Методика организации оздоровительного бега – приложение № 4).
2
.
Физкультурные занятия на основе технологии "Са-фи-дансе" .
На мой взгляд танцевально-игровая гимнастика «СА – ФИ – ДАНСЕ» Ж.Е. Фирилёвой, Е.Г. Сайкиной наиболее полно решает задачи, как двигательных способностей, так и развивает эмоциональную сферу ребенка. До ступно сть «Са-фи-дансе» основывается на простых общеразвивающих упражнениях. Эмоциональность достигается не только музыкальным сопровождением и элементами танца, но и образными упражнениями, сюжетными композициями, которые отвечают возрастным особенностям дошкольников, склонных к подражанию, копированию действий человека и животных. Ко всем элементам программы авторами подобрано музыкальное сопровождение с определенным ритмом и темпом. Содержание программы взаимосвязано с программами по физическому и музыкальному воспитанию в дошкольном учреждении. Все разделы программы объединяет игровой метод проведения занятий, который придает образовательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоение упражнений, повышает эмоциональный фон занятий.
Новизна:

Разработана авторская система использования технологии «Са-Фи-Дансе» на занятиях по физической культуре и других режимных моментах, адаптированная к тематическому планированию образовательной работы с детьми, согласно ООП ДОУ, которая представлена в следующей модели (см. Приложение № 5). Основываясь на том, что структура классического занятия и методы организации детей на занятиях по физическому развитию совпадает со структурой занятия, предлагаемой Ж.Е. Фирилевой, компоненты технологии «Са-Фи-Дансе» включены в разработанные занятия по физической культуре ДОУ (приложение №2). Одно занятие в неделю полностью строится по технологии «Са-Фи-Дансе», а в другие включены ее компоненты как часть занятия. В совместной деятельности педагога с детьми совместно с воспитателями организуются игры-путешествия на танцевально-игровом содержании программы, которые доставляют детям большой эмоциональный подъем и радость. Из данной технологии в занятия по физическому развитию введены
следующие

увлекательные формы работы:
 Танцевально-ритмическая гимнастика. Представлена образно-танцевальными композициями, каждая из которых имеет целевую направленность, сюжетный характер и завершенность.  Игроритмика. Является основой для развития чувства ритма и двигательных способностей занимающихся, позволяющих свободно, красиво и координационно правильно выполнять движения под музыку, соответственно ее структурным особенностям, характеру, метру, ритму, темпу и другим средствам музыкальной выразительности. В этот раздел входят специальные упражнения для согласования движений с музыкой, музыкальные задания и игры.  Игрогимнастика. Служит основой для усвоения ребенком различных видов движений, обеспечивающих эффективное формирование умений и навыков. В раздел входят строевые, общеразвивающие упражнения, акробатические, направленные на расслабление мышц, дыхательные и укрепление осанки.  Игротанец. Направлен на формирование у воспитанников танцевальных движений, что способствует повышению общей культуры ребенка. Танцы имеют воспитательное значение и доставляют эстетическую радость детям. В этот раздел входят танцевальные шаги, элементы хореографических упражнений, танцевальные формы (историко-бытовой, народный, современные ритмические танцы). Нетрадиционные виды упражнений:  Игровой самомассаж. Является основой для закаливания и оздоровления детского организма. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, дети получают радость и хорошее настроение. Такие упражнения способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развитие навыков собственного оздоровления.  Пальчиковая гимнастика. Этот раздел служит для развития ручной умелости мелкой моторики и координации движений рук. Упражнения, превращая учебный процесс в увлекательную игру, не только обогащают внутренний мир ребенка, но и оказывают положительное воздействие на улучшение памяти, мышления, развивает фантазию.  Музыкально-подвижные игры. Содержат упражнения, применяемые практически на всех занятиях, и являются ведущим видом деятельности дошкольника. Здесь используются приемы имитации,
подражания, образные сравнения, ролевые ситуации, соревнования – все то, что требуется для достижения поставленной цели при проведении занятий по танцевально-игровой гимнастике.  Креативная гимнастика. Предусматривает целенаправленную работу по применению нестандартных упражнений, специальных заданий, творческих игр, направленных на развитие выдумки, творческой инициативы. Благодаря этой форме работы создаются благоприятные возможности для развития способности детей, их познавательной активности, мышления, свободного самовыражения и раскрепощенности. В нее входят музыкально-творческие игры, специальные задания.  Игропластика. Основывается на нетрадиционной методике развития мышечной силы и гибкости занимающихся. Здесь используются элементы древнегимнастических движений и упражнения стретчинга, хатха-йоги, выполняемые в сюжетной игровой форме без музыки. Кроме радостного настроения и мышечной нагрузки эти упражнения дают ребенку вволю покричать, погримасничать, свободно выражая свои эмоции, открытость и внутреннюю свободу. Положительное воздействие на улучшение памяти, мышления, развивают фантазию.  Игры-путешествия (или сюжетные занятия)включает все виды подвижной деятельности, используя средства предыдущих разделов программы. Данный мате- риал служит основой для закрепления умений и навыков, приобретенных ранее, помогает сплотить ребят, дает возможность стать кем мечтаешь, побывать где захочешь и увидеть что пожелаешь. Такие занятия отличаются от классических высоким эмоциональным фоном, способствующим развитию мышления, воображения, эмоционально-двигательной сферы и творческих способностей детей.
Вышеперечисленные

формы

возможно

использовать

занятиях

следующим

образом.
В о
вводную

часть
физкультурного занятия включать строевые упражнения в сочетании с корригирующими упражнениями с разным темпом и ритмом выполнения - игроритмику. Так же, чтобы разогреть мышцы и суставы и “настроить” чувства, т.е. подготовить детей эмоционально к предстоящему занятию используются “эмоциональные разминки”, креативная гимнастика. Задача педагога - научить воспитанников “вслушиваться” в ощущения, возникающие в мышцах при выполнении физических упражнений, наслаждаться этими ощущениями, запоминать их. В этом помогают упражнения, которые дают образное представление о формах движения, выражающих эмоциональное состояние души (например, “Грустный и веселый”, “Гномы и великаны”, “Холодно – жарко”, "Любопытная обезьянка" и т.д.). А это, по существу, слово, ставшее видимым в жесте, мимике, движениях тела.
Общеразвивающие

упражнения
, можно заменить игрогимнастикой, ритмическим танцем, игротанцем.
В основной части
занятия можно использовать игропластику, сочетающую в себе растяжку и имитационные движения. С целью формирования двигательного воображения - основы творческой, осмысленной моторики, детям можно предложить специальные игровые задания, выполняя которые ребенок преодолевает стереотип движения с данным предметом: придумывают новые способы применения предметов физкультурного инвентаря. Например, если этим предметом является мяч, то они придумывают новые способы применения его, пытаются рисовать им невидимые контуры, раскручивать его на полу, словно волчок, или пронести его на голове вместо шляпы.
Музыкально-подвижные игры различной интенсивности применяю как после основной части занятия, так и в заключительной, если игра малой подвижности. Большое удовольствие дети получают от игрового самомассажа, релаксационных пауз, которыми
заканчивается занятие
. В игре ребенок экспериментирует с воображаемыми позициями, формируется способность к творческому освоению и гибкому применению двигательных образцов, умение входить в образ, эмоционально переживать целостное движение. Большое удовольствие дети получают от игрового самомассажа, релаксационных пауз, которыми заканчивается занятие. Это формирует у детей чувство удовлетворения от проведенного занятия, создает положительный эмоциональный настрой на качественное выполнение предстоящей деятельности. Чтобы занятия стали более эмоционально окрашенными, необходимо использовать нестандартное оборудование, которое позволяет повысить двигательную активность ребёнка, поддержать положительные эмоции, разнообразить игровую деятельность, развивать каждого ребёнка с учётом его интересов и желаний. Один раз в месяц проводится игра-путешествие, согласно комплексно-тематического планирования и знакомого танцевально-игрового материала. Необходимо заранее подготовить отличительные знаки, эмблемы, жетоны, а для подведения итогов занятий и награждения - грамоты, значки, медали. Желательно на таких занятиях использовать ма- ршрутные листы, указательные карты, экраны соревнований, обеспечить соответствующее теме оформление зала, подготовить костюмы. На этих занятиях часто используется импровизационная работа: дети танцуют придуманные ими вариации или сочиняют танец на предложенную педагогом тему. Такие задания развивают фантазию. Ребенок через пластику своего тела пытается показать, изобразить, передать свое видение образа. Физкультурные занятия, утренняя гимнастика проводятся через разнообразные формы: на танцевальном и литературном материале, круговой тренировке, в форме подвижных игр и оздоровительного бега, что позволяет более эффективно реализовать двигательную активность дошкольников, повысить уровень их физического и эмоционального развития. Веселые сказочные персонажи, красочные атрибуты (флажки, шары, ленты, обручи), необычные игры- забавы, аттракционы, тщательно подобранное музыкальное сопровождение способствуют созданию у детей психологического комфорта, желанию заниматься физическими упражнениями. Такие разделы программы «Са-Фи-Дансе» как, игроритмика, игропластика, пальчиковая гимнастика, игровой самомассаж, креативная гимнастика, включены в схему оздоровительных и здоровьесберегающих мероприятий, используемых в ДОУ и применяются в повседневной работе не только инструктором по ФК, но и воспитателями, педагогом-психологом, учителями-логопедами, музыкальными руководителями. В процессе групповых занятий все дети включены в активное творческое и социальное взаимодействие, при этом каждый ребенок может побыть в центре внимания. Танцы, разученные на занятиях исполняются детьми на праздниках, развлечениях, концертах для родителей. Также хочется отметить такую оздоровительную технологию как
организация

детского

туризма.
Элементарные формы туризма в оздоровлении детей старшего дошкольного возраста с одной стороны, позволяет удовлетворить потребность детей в активной деятельности в рамках оздоровительной работы детского сада, вызывает массу положительный эмоциональных переживания, а с другой – способствует становлению эффективного взаимодействия ДОУ с родительской общественностью.
Оздоровительная ценность туристской деятельности.

Активные движения на свежем воздухе способствуют закаливанию организма и улучшают здоровье. Совершенствуются все физические качества и основные виды движений.
Образовательная (познавательная) ценность туристской деятельности.
Дети получают знания о родном крае, у них формируются обобщенные представления о сезонных изменениях в природе, Расширяются знания детей о правилах поведения в природе, об охране ее. Развивается мыслительная деятельность. пространственная ориентация. Дети учатся пользоваться картой и компасом, действовать по предложенному плану, самостоятельно выполнять поставленную умственную задачу, оценивать результаты своей деятельности.
Воспитательная ценность туристической деятельности.
Дети осваивают навыки совместного взаимодействия, взаимопомощи, сотрудничества. Формируется представление о правдивости, справедливости. Дети учатся быть отзывчивыми к сверстникам, радоваться успехам своих товарищей, сопереживать в случае неудачи, правильно оценить поступки свои и сверстников. Решаются задачи и трудового воспитания: у детей формируются навыки самообслуживания, умение трудиться в коллективе и планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль, учатся экономным приемам работы. Воспитываются такие качества, как самостоятельность, аккуратность ответственность, инициативность, бережное отношению к снаряжению и спортивному инвентарю. Также туризм способствует воспитанию любознательности, морально-волевых качеств (выдержки, настойчивости в достижении положительных результатов, организованности, самостоятельности). Дошкольный туризм является мощнейшим фактором оздоровления детей дошкольного возраста, так как характеризуется общедоступностью и рекомендован практически каждому ребенку при отсутствии у него серьезных патологий. Уникальность туризма заключается в том, что он всесезонен. Следовательно, можно добиться стойкой динамики снижения заболеваемости детей ОРЗ, ОРВИ и повышения уровня их физической и двигательной подготовленности, а так же решить ряд проблем психологического здоровья дошкольников. Организовать детский туризм возможно на территории детского сада (ФОТО): полоса препятствий, задания на отработку того или иного навыка, ориентирование, обучение детей навыкам безопасного поведения… Исходя из условий, считаю наиболее эффективными и интересными для детей такие формы организации походов, как ориентировка по карте-схеме, преодоление полосы препятствий, "тренировка туристов", "семейный поход", "палатка - дом туриста" и др. Большой эмоциональный подъем у детей вызывает моделирование таких ситуаций: "А если вы на необитаемом острове?", "Непроходимые джунгли" и т.д., где дети должны проявить все свои накопленные знания, умения, физические качества, чтобы преодолеть препятствия. Родители воспитанников, безусловно, являются активными участниками таких походов (на территории детского сада) и, по рекомендациям педагогов, ходят с детьми в семейные походы на природу, в парки, где, уже в непривычных для детей условиях, предлагают детям аналогичные двигательные задания.
Результативность представленной работы:
Для анализа
эмоциональных проявлений
детей можно использовать следующие критерии, основанные на многократных наблюдениях за эмоциональными реакциями детей в ходе занятий по физическому развитию на основе методики канд. пед. наук,
заведующего кафедрой детской психологии и дошкольного образования Тульского ГПУ Кокоревой О.И.: - эмоциональная экспрессия лица – мимика: губы, взгляд, выражение лица, брови, лоб; - выразительная моторика тела – пантомимика: осанка, походка, жестикуляция, поза, наклон головы; - речевые реакции детей – эмоциональная окраска высказываний, интонационная выразительность, динамичность речи; - участие в деятельности: степень активности. Для
оценки

физической

подготовленности
детей можно использовать показатели из «Общероссийской системы мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи») (авторы - Ноткина Н.А., Казьмина Л.И., Бойнович Н.Н.),
1.

физическое развитие
(измерение длины и массы тела, окружности грудной клетки);
2.

развитие психофизических качеств:
 измерение силы: подъем туловища в сед, поднимание ног в положении лежа на спине;  скороспно-силовые качества: прыжок в длину с места, бросок набивного мяча двумя руками из-за головы, метание легкого мяча на дальность;  быстрота: бег на дистанции 10 метров схода и 30 м; «челночный бег» 3X10 м;  выносливость: бег на дистанции 90, 120, 150, 300 м (в зависимости от возраста детей);  ловкость: бег зигзагом, прыжки через скакалку;  гибкости: наклон туловища вперед на скамейке. Для выявления
представлений детей о ЗОЖ
и безопасной жизнедеятельности можно использовать методическое пособие «Основа безопасности детей дошкольного возраста» Н.Н.Авдеевой, О.Л.Князевой и Р.Б. Стеркиной а также пособие для дошкольных работников к региональной программе «Ребенок и весь мир» Е.Ф. Купецковой «Береги свою жизнь и здоровье».
Такой подход способствует положительной динамике в развитии

эмоционально-двигательной сферы детей.
Дети становятся выносливее, испытывают чувство радости, подъема от проявленных двигательных действий, воспринимают красоту совместных дружных движений, овладевают правильной техникой выполнения движений (свобода и непринуждённость), проявляют интерес к выполнению различных движений, стремление действовать активно, энергично, сознательно проявлять постепенно возрастающие, все большие физические усилия для достижения поставленной цели, появляется естественность и разнообразие в жестикуляции и позах, взгляд прямой, открытый, заинтересованный, выражение лица радостное, светлое, осмысленное, мимика живая, выразительная.
Заключение:
Стремление добиться высоких результатов в развития эмоционально-двигательной сферы детей, сохранении и укреплении здоровья воспитанников, подтолкнуло меня к творческим поискам в работе. Каждого педагога волнует проблема результативности его труда. И ради этого мы погружаемся в мир инновационных технологий, отбираем заинтересовавшее нас, внедряем в свою практику.
"Мой успех – это успех моих воспитанников". Я не ставлю своей целью достижения высоких результатов путем форсированного формирования тех или иных навыков. Моя задача заключается в том, чтобы помочь детям проявить собственные потенциальные возможности данные ему от рождения, а они есть у каждого. Моя дружба и понимание детей помогает мне находиться в их удивительном мире детства. Я вижу, как расправляются их плечи, выпрямляются спинки, как свободно они общаются друг с другом на занятиях, они поют, танцуют, превращаются в разных животных, шутят и с м е ю т с я. Результатом работы считаю то, что дети с радостью бегут на занятия по физкультуре, где получают эмоциональный подъём, выявляют у себя позитивные качества характера такие как: находчивость, взаимопомощь, смелость, умение сопереживать, умение работать в коллективе, силу воли, целеустремленность, эстетические потребности личности, излучают энергию, бодрость, которые возвращается ко мне по принципу бумеранга. "Единственная красота, которую я знаю, - это здоровье!" - сказал когда-то один философ, а я бы добавила: - еще улыбка и положительные эмоции.

Федотова Ольга Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: филиал №1"Ёлочка" МБДОУ детский сад №139
Населённый пункт: город Пенза
Наименование материала: Конспект
Тема: Оптимизация двигательной деятельности детей дошкольного возраста
Дата публикации: 11.10.2017
Раздел: дошкольное образование

Консультация для воспитателей: «Оптимизация двигательной деятельности детей» Цель: 1. Повысить интерес к различным видам двигательной деятельности. 2. Увеличить двигательную активность детей ДОУ в течение дня. 3. Поднять эмоциональный настрой. Детский возраст – это время интенсивного формирования и развития функций всех систем организма и психики, раскрытия способностей, становления личности. Именно в детском возрасте имеются все условия для всестороннего гармонического развития личности. Активность является биологической необходимостью развития организма. Двигательная активность – это естественная потребность в движении. Ее удовлетворение является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка. Движение – это врожденная, жизненная необходимость и потребность человека. Полное удовлетворение ее особенно важно в раннем и дошкольном возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма. Двигательная активность дошкольника должна быть направлена и соответствовать его опыту, интересам, желаниям, функциональным возможностям организма, что и составляет основу индивидуального подхода к каждому ребенку. Поэтому необходимо позаботиться об организации детской двигательной деятельности, ее разнообразии, а также выполнении основных задач и требований к ее содержанию. Содержательная сторона двигательного режима дошкольников должна быть направлена на развитие умственных, духовных и физических способностей детей. При изучении двигательной активности детей важным являются два аспекта: - определение наиболее адекватной деятельности, способствующей полноценному удовлетворению потребностей ребенка в движении, его моторному развитию;
- поиск путей и средств рациональной организации двигательной активности детей в организованной и самостоятельной деятельности. Двигательная активность является производной не только от индивидуальных особенностей детей, но и от двигательного режима, который установлен в детском учреждении и дома. С одной стороны, польза движений в целостном развитии ребенка является очевидной и общепризнанной и поэтому не требует особого обоснования. С другой стороны, в практике работы современных дошкольных образовательных учреждений двигательная активность ребенка, различные формы ее целенаправленного развития вынесены на периферию образовательного процесса, а ведущее место в нем занимает воспитание интеллектуальной, эстетической, духовной культуры. Эти составляющие тесно связаны между собой. Двигательная активность принадлежит к числу основных факторов, определяющих уровень обменных процессов организма и состояние его костной, мышечной и сердечно- сосудистой системы. Она связана тесно с тремя аспектами здоровья: физическим, психическим и социальным и в течение жизни человека играет разную роль. Потребность организма в двигательной активности индивидуальна и зависит от многих физиологических, социально- экономических их культурных факторов. Уровень потребности в двигательной активности в значительной мере обуславливается наследственными и генетическими признаками. Для нормального развития и функционирования организма сохранения здоровья необходим определенный уровень физической активности. Этот диапазон имеет минимальный, оптимальный уровни двигательной активности и максимальный. Минимальный уровень позволяет поддерживать нормальное функциональное состояние организма. При оптимальном достигается наиболее высокий уровень функциональных возможностей и жизнедеятельности организма; максимальные границы отделяют чрезмерные нагрузки, которые могут привести к переутомлению, резкому снижению работоспособности. Двигательная активность оказывает влияние на формирование психофизиологического статуса ребенка. Существует прямая зависимость между уровнем физической подготовленности и психическим развитием ребенка, двигательная активность стимулирует перцептивные, мнемические и интеллектуальные процессы, Дети, имеющие большой объём двигательной активности в
режиме дня характеризуются средним и высоким уровнем физического развития, адекватными показателями состояния ЦНС, экономичной работой сердечно-сосудистой и дыхательной систем, повышенной иммунной устойчивостью, низкой заболеваемостью простудными заболеваниями. В дошкольном возрасте решаются задачи формирования основных навыков движения, правильной осанки, простейших навыков работы с мячом. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ реализуется в следующих формах: - физкультурного занятия; - утренней гимнастики; - физкультминутки; - упражнений после дневного сна; - организованной двигательной активности детей на прогулках; -коррекционного занятия; -свободная двигательная деятельность. Физкультурное занятие - основная форма физического воспитания, направленная на ознакомление детей с основными, общеразвивающими движениями, играми. Физкультурное занятие в зависимости от задач проводится фронтально, подгруппами, индивидуально руководителем физического воспитания и (или) воспитателем Утренняя гимнастика - представляет собой комплекс общеразвивающих упражнений, направленный на повышение функциональной активности жизнеобеспечивающих систем организма. Упражнения нормализуют общий и эмоциональный тонус организма, улучшают функции системы внешнего дыхания и кровообращения, активизируют обмен веществ. Утренняя гимнастика проводится ежедневно до завтрака (в летнее время на свежем воздухе, зимой - в помещении). Физкультминутка - комплекс специальных упражнений и игровых заданий для отдельных групп мышц. Физкультминутка - проводится на занятиях малоподвижного характера с целью освобождения от мышечного и умственного напряжения, создания положительных эмоций, подъема активности детей. Физкультурная пауза -
перерыв между занятиями, во время которого проводятся игры, игровые задания, комплексы упражнений. Физкультурная пауза необходима для снятия эмоционального напряжения и утомления у детей, сформировавшегося в процессе занятий с умственной нагрузкой, повышения двигательной активности детей. Упражнения после дневного сна - содействуют постепенному переходу организма из состояния сна в бодрствование, повышают эмоциональный и мышечный тонус, способствуют эффективному закаливанию, хорошо сочетаются с водными процедурами. Организованная двигательная активность детей на прогулке (утренней и вечерней) - направлена на совершенствование двигательных действий, воспитание личностных качеств в игровой деятельности. Для подвижных и спортивных игр используют игровой материал и пособия в соответствии с утвержденным типовым перечнем физкультурного и спортивного инвентаря и оборудования для учреждений дошкольного образования. Спортивные игры проводятся по упрощенным правилам. Коррекционное занятие - комплекс мероприятий медицинского, физического, психологического характера, которые направлены на восстановление индивидуального здоровья детей. Коррекционное занятие проводится руководителем физического воспитания с подгруппами детей при наличии единых медицинских показаний и противопоказаний или индивидуально. Самостоятельная двигательная деятельность в учреждении дошкольного образования - может быть индивидуальной и групповой, включает игры и упражнения, которые выбирают дети в соответствии с собственными желаниями, интересами и способностями. С целью стимулирования самостоятельной двигательной деятельности детей в учреждении дошкольного образования используют разнообразное физкультурное оборудование. В дошкольном возрасте двигательная активность является неотъемлемым условием познавательного и личностного развития, так как она выступает основой для полноценного функционирования психических процессов и естественной основой накопления резервов здоровья человека. Возрастные изменения регуляции движений дают возможность формировать и
развивать целенаправленную и продуктивную активность детей. Однако двигательный опыт детей дошкольного возраста весьма мал он сложно вписывается в современные стандартизированные тестовые методики, кроме того отсутствуют модели соответствующие новым федеральным требованиям к структуре и содержанию основной общеобразовательной программы ДОУ, обеспечивающие реализацию задач современных программ на каждом этапе развития ребенка. Сущность педагогического обеспечения двигательной активности детей заключается в создании условий, на основе комплекса средств физической культуры, способствующих установлению взаимосвязи между содержанием двигательных задач, лежащих в основе современных программ и типологическим особенностями детей, в которых двигательные возможности ребенка дошкольного возраста раскроются полностью.
при распределении двигательного режима нужно учитывать:
- особенность ДОУ (наличие специалистов, режим ДОУ) . - зависимость двигательной активности от времени года. - индивидуальные особенности детей, их возраст. - состояние здоровья. - дифференцированный подход. Всё это способствует оптимизации двигательной активности детей.
Список литературы: Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития дошкольников./Э.Я.Степаненкова. – М.: 2001 Маханева М.Д. Воспитание здорового ребенка. - М., 2000. Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду. - М.: Просвещение, 1986. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду: Пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов. - М.: Мозаика-Синтез, 2004. Федоровская О.М. Физкультурно-оздоровительная и профилактическая работа в ДОУ // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 1. – С. 33-36. Хухлаева Д.В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях. - М.: Просвещение, 1984.
Вопросы для обсуждения: 1 Что такое двигательная активность ребенка? 2 От чего зависит двигательная активность детей? 3 Формы осуществления двигательной активности в ДОУ? 4 Что нужно учитывать при распределении двигательного режима?


Ограничение двигательной активности ребенка. Если взрослые все время требуют от ребенка тихого поведения (например, чтобы он не бегал, не смеялся громко) или так организуют условия его жизни, чтобы у него не было возможности активно двигаться, то это может существенно навредить его развитию – не только физическому, но и психическому.


От недостаточного использования жизненной энергии (из-за ограничения активных движений) в теле ребенка накапливается излишнее напряжение, что может проявляться в повышенном мышечном тонусе. Это, с одной стороны, является источником сравнительно быстрой усталости, а с другой, – движения его теряют естественность, спонтанность, становятся угловатыми. Со временем это порождает проблемы другого рода – на занятиях физкультурой, которые обязательны и в детском саду, и в школе, такой ребенок может быть неуспешным – это видят и сверстники, и сам ребенок это ощущает очень болезненно.


Негативные эмоции, связанные с ситуациями активного движения ещё больше вызывают у него нежелание двигаться (особенно на глазах у других людей); ребенок старается уклоняться от подобных ситуаций, что не только физически ослабляет его, но и способствует развитию застенчивости, препятствующей нормальному общению с окружающими людьми. Кроме того, подавление спонтанного проявления эмоций делают его неспособным полноценно выражать собственные эмоции: ребенок выглядит серьезным, «примерным», мало улыбается; не умея выражать себя, он испытывает трудности в понимании переживаний окружающих, в том числе близких людей. И этот клубок «скрытых» проблем в дальнейшем только разрастается.


Понимая важность этого, многие родители передают заботу о двигательном развитии ребенка специалистам – педагогам, хореографам, тренерам, оставляя для себя задачу найти, куда отдать ребенка (в спортивную секцию, танцевальную, театральную или другую студию), а также найти время, чтобы водить (возить) его туда. И довольно часто выбор делается по принципу «поближе к дому» (благо подобных студий и секций сейчас – в избытке: и в детском саду, куда ходит ребенок, и в соседнем доме, и на ближайшем стадионе).



Значение движения в развитии ребенка дошкольного возраста трудно переоценить. Телесные ощущения для ребенка первостепенны в освоении окружающего мира. Не случайно психологи говорят о том, что ребенок мыслит телом. Развитие восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления происходит у него в опоре на практические действия.


Действие, активная практическая вовлеченность в процесс - единственная гарантия усвоения ребенком знаний. Любое знание должно стать для него "живым действием", связаться с двигательным, телесным опытом.


Движения связаны у ребенка с чувством радости, наслаждения от освоения разнообразных действий. Возможность движения, практических действий для ребенка - одно из самых предпочитаемых удовольствий, а также эффективных средств поддержания его интереса практически к любому роду занятий.


Движения и музыка Мамы и папы не раз наблюдали, с какой радостью дети включаются в движение под музыку. Звучащая музыка вызывает у них яркие эмоциональные впечатления, разнообразные двигательные реакции, усиливает радость и удовольствие от движения. Взрослые знают, какое наслаждение доставляют детям музыкально- двигательные упражнения, танцы или просто произвольные движения под музыку (от беготни и подпрыгиваний до забавного подражания танцевальным движениям поп-див). Радость, которую приносит детям музыка, - это радость свободного звукового и двигательного выражения разнообразных эмоций. В музыке заключен целый мир звучащих образов. Войти в этот притягательный мир, взаимодействовать с ним помогает ребенку движение


С помощью музыкального движения можно: - организовать увлекательные физкультминутки для восстановления нормального кровообращения ребенка; - дать возможность сбросить накопившуюся усталость за день или неделю (а учебная неделя дошколенка достаточно сложна и насыщенна); - укрепить мышечный корсет ребенка - необходимое условие для хорошей осанки в школе. Тяжелый портфель, который ребенку предстоит носить с первых дней, - еще одно условие для работы над укреплением мышц. Конечно, это можно делать и под "Раз, два, три, четыре", но получится неинтересно и быстро наскучит ребенку;


Развить координацию и пространственные представления ребенка: вправо - влево, вверх - вниз и т. д.; - научить малыша контролировать свои действия, замедляя и ускоряя их, прерывая и переключая внимание с одного действия на другое; - развить способность к выразительному интонированию - залог успешной работы в школе на уроках по выразительному чтению, а также четкую, хорошую артикуляцию - необходимое условие для уверенных ответов на уроках; - научить общаться с другими детьми и взрослыми без смущения и стеснения; - создать для ребенка ситуацию эмоционального комфорта, позитивного самоощущения. Конечно, все это делает музыка не сама по себе, а музыка, сопровождающая какую-либо деятельность ребенка. Без помощи взрослых организовать такую работу ребенок не сможет.


Движения и физическая культура Систематические занятия физическими упражнениями помогут укрепить мышцы тела, сердце, человек станет сильнее, выносливее, стройнее. Утренняя гимнастика делает человека боле собранным, энергичным, организованным, заряжает его бодростью на целый день. Кроме того, с ее помощью можно проверить, есть ли у Вас воля или нет. Неправильно думать, что 10 минут для занятий физкультурой мало и поэтому можно совсем не делать утреннюю гимнастику. Если минут ежедневных занятий помножить на 365 дней в году, то это равносильно тому времени, которое ученик тратит в течение всего учебного года на занятия физкультурой.


У детей, которые дружат с физкультурой, за какие-нибудь полгода регулярных занятий гимнастикой, играми, спортом значительно увеличивается сила, и они становятся быстрыми и ловкими. Как правило, хорошо учатся, меньше устают к концу учебного дня, недели и даже к концу учебного года сохраняют бодрость.


Зимние виды спорта, оказывающие благоприятное воздействие на общее развитие мышечной системы и на органы дыхания, влияют на развитие позвоночника, на формирование правильной осанки, закаливают организм. Ребенок может встать на лыжи уже в 4 года, а в школьные годы можно уже будет подумать и о серьезных занятиях лыжами. На коньки ставить ребенка можно также с 4-5 лет.




В выработке правильной осанки огромное значение имеют занятия плаванием и танцами. Осанка важна не только с эстетической, но и с физиологической точки зрения. Она создает благоприятные условия для работы всего организма и даже косвенно влияет на общее развитие ребенка и на его работоспособность.


Ребенка ни в каком возрасте нельзя ругать за его подвижность. Движения и ребенок - вещи неразрывно связанные. Если ребенок не двигается больше 20 минут, значит, он заболел. Есть еще одна важная причина для поощрения активности вашего ребенка: при слишком неподвижном образе жизни у вас в семье вырастет маленький тиран, направивший всю свою нерастраченную энергию на отрицательные эмоции.















Прогулки дают новые впечатления и положительные эмоции, а от этого зависит интеллектуальное и социальное развитие ребенка. Прогулка – это время ребенка, пусть он сам выбирает, что делать, куда идти, сколько времени гулять. Будьте рядом, но не мешайте малышу познавать мир. Поощряйте совместные игры с другими детьми.


Когда гулять нельзя? Нельзя гулять, когда ребенок болен (высокая температура, слабость, боль), тем более, если болезнь заразна, чтобы не заражать других людей. Но в период выздоровления гулять можно и нужно. Свежий прохладный воздух способствует выздоровлению. Особенно при болезнях дыхательных путей. Так как он способствует разжижению слизи. На улице ребенок будет эффективно кашлять, отхаркивая мокроту. Это хорошо, и не является признаком ухудшения его состояния!



«Формирование потребности в двигательной активности у детей младшего дошкольного возраста».

«Движение как таковое может заменить по своему действию любое, но все лечебные средства мира не могут заменить действия движения» Ж.Тиссо

Совершенствование физического воспитания детей дошкольного возраста приобрело особую значимость в условиях внедрения ФГОС ДО. Период дошкольного детства наиболее важный в становлении двигательных функций ребенка, особенно его физических качеств.

Культура здоровья и культура движений – два взаимосвязанных компонента в жизни ребенка. Активная двигательная деятельность помимо положительного воздействия на здоровье и физическое развитие, обеспечивает психоэмоциональный комфорт ребенка. Формирует навыки будущего поведения в обществе.

Но, к сожалению, в последнее время обращает на себя внимание следующее противоречие. С одной стороны, польза движений в целостном развитии ребенка является очевидной и общепризнанной и поэтому не требует особого обоснования. С другой стороны, в практике работы современных дошкольных учреждений двигательная культура ребенка, различные формы ее целенаправленного развития занимают более, чем скромное место. Они вынесены на периферию образовательного процесса, а ведущее место в нем занимает воспитание интеллектуальной, эстетической, духовной культуры. Не отрицая их значимости, необходимо подчеркнуть, что двигательная культура находится в органическом единстве с интеллектуальной, духовной и эстетической. Снижение внимания к проблеме воспитания двигательной культуры ребенка ведет к утрате потенциальных источников его развития. А они имеют важнейшее значение. Ребенок не рождается с готовым набором движений. Он осваивает их в процессе общения с родителями, воспитателями, детьми. Необходима организация стройной, внутренне согласованной системы формирования потребности в двигательной активности у детей младшего дошкольного возраста.

Сегодня, к сожалению, не все родители имеют возможность предоставить своим малышам достаточно времени, места и необходимое оборудование для правильного физического развития, поэтому основная нагрузка ложится на дошкольное учреждение.

Учитывая эту проблему, я веду работу по формированию потребности в двигательной активности у детей младшего дошкольного возраста в МБДОУ, которая помогает нашим воспитанникам быть готовыми к современной жизни, независимыми, целеустремленными с чувством добра и порядочности.

В результате этой работы формируется творческая, физически развитая и социально адаптированная личность.

Задачи моей работы:

Охранять и укреплять здоровье ребенка с целью нормального функционирования всех органов и систем организма;

Создать условия для обогащения двигательного опыта у детей;

Формировать умения и развивать физические качества;

Побуждать детей к творчеству в двигательной активности.

При отборе содержания своей системы руководствовалась принципами:

Дистанции и позиции при взаимодействии;

Принцип активности, самостоятельности, творчества;

Принцип эмоциональности среды, индивидуального комфорта и эмоционального благополучия каждого ребенка;

Учет возможностей и потребностей.

Учитывая эти принципы, определила следующие направления в содержании и деятельности:

1.Интеграция задач физкультурно-оздоровительной работы в различные виды совместной и самостоятельной деятельности.

2.Внедрение инновационных здоровье сберегающих технологий в воспитательно-образовательный процесс ДОУ.

3.Разнообразие форм физкультурно-досуговой деятельности с дошкольниками.

4.Формирование привычки к здоровому образу жизни у дошкольников, педагогов, родителей.

5.Совершенствование физических качеств и обеспечение нормального уровня физической подготовленности в соответствии с возможностями и состоянием здоровья ребёнка.

6.Выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной деятельности и реализация их через систему спортивно-оздоровительной работы.

7.Обеспечение физического и психического благополучия каждого ребёнка в ДОУ.

Инструментарием при отборе содержания служат перспективное планирование, схемы, модели

Работа с детьми построена как в специально-организованной, так и в свободной деятельности.

Для достижения результатов предлагаемого материала в своей работе использую многочисленные методы, приемы.

Применяются две группы методов: специфические и общепедагогические.

К специфическим методам физического воспитания относят:

Методы строго регламентированного упражнения, которые предполагают наличие твердо предписанной программы движений, точное нормизирование нагрузки, дозирование отдыха, создание внешних условий;

Игровой метод(использование упражнений в игровой форме, где учитывается наглядно-образное и наглядно-действенное мышление);

Метод регламентации, то есть это метод круговой тренировки, где ребенок передвигается по заданному кругу, выполняя определенные задания и упражнения, что позволяет разносторонне воздействовать на мышцы, системы органов.

Общепедагогические методы включают в себя:

Словесные методы направлены на сознание детей. Например, при разъяснении правил игры педагог рассказывает, объясняет детям содержание игры, ее правила. Дети запоминают новые слова, их значение, представляют картинку, приучаются действовать в соответствии с указанием.

Методы наглядного действия необходимы для возникновения у ребенка полного и конкретного представления о движении. Например, при обучении детей действиям с мячом, воспитатель показывает, как правильно стоять, держать мяч, а дети видя, как делает педагог, повторяют.

Практический метод это уже практическая двигательная деятельность детей, где дети воспроизводят упражнения, выполняют игровые роли, что обеспечивает действенную проверку правильности восприятия движений.

Также можно добавить к вышеперечисленным следующие методы обучения: информационно-рецептивный (взаимосвязь и взаимозависимость между деятельностью педагога и ребенка, воспитатель четно и конкретно должен доносить знания, а ребенок – осознанно запомнить и усвоить), репродуктивный (воспроизведение способов деятельности), формирования творчества(основа двигательное воображение, например придумывание новых способов применения предмета), проблемного обучения (например, решение ребенком посильных проблем в подвижных играх).

Используемые мною приемы разнообразны и отбираются в соответствии с программным содержанием двигательного материала.

Наглядно-зрительные приемы это четкий показ образца движения, подражание образам окружающей жизни, использование зрительных ориентиров для формирования пространственной ориентировки, кино, видеофильмов.

Тактильно-мышечная наглядность используется путем включения физкультурных пособий, например в целях выработки навыка ползания на четвереньках применяются дуги, доски. Тактильно-мышечная наглядность выражается в помощи воспитателя, уточняющего положение отдельных частей тела ребенка, например выпрямление осанки путем прикосновения руки, такая помощь должна быть кратковременной.

Наглядно-слуховые приемы это использование музыки, песни, прибауток, барабана, бубна, чтение стихотворений.

Приемы словесного метода: описание нового движения, пояснение, указание, беседа предваряющая выполнение новых физических упражнений, уточнение сюжета подвижной игры, команда, распоряжение, сигнал, которые требуют интонации, динамики и выразительности от педагога, образный сюжетный рассказ.

Формами организации двигательно-оздоровительной работы являются:

Самостоятельная деятельность детей;

Подвижные игры;

Утренняя гимнастика;

Двигательно-оздоровительные физкультминутки;

Физические упражнения после дневного сна;

Закаливающие процедуры;

Физкультурные досуги и развлечения.

НОД по физическому развитию является ведущей формой обогащения двигательного опыта детей. В ходе реализации НОД я создаю необычные интересные для детей ситуации например, «Прогулка в лес», в которых двигательные действия способствуют активизации мышления, поиску ребенком адекватных форм поведения. Каждая НОД по физической культуре имеет свою специфику. Это определенная «оздоровительная доза» в виде движений, направленных на укрепление здоровья ребенка.

Это и активный отдых, где движения и физическая нагрузка воспринимаются организмом как «мышечная радость». Кроме того, это дает ребенку возможность общаться со сверстниками и педагогом, то есть социальный и психологический комфорт, возможность самовыражения.

В своей работе я использую следующие формы НОД:

С одним пособием. Здесь имеется возможность продемонстрировать детям многообразие способов использования какого-либо спортивного предмета в различных видах деятельности (прыжках, метании…). Разнообразие упражнений обеспечивает развитие физических качеств, двигательных умений, способствует развитию воображения: дети фантазируют, учатся использовать предмет в различных ситуациях. Например, мешочек с песком можно бросать на дальность, выполнять с ним общеразвивающие упражнения, использовать в качестве «Дорожки здоровья».

По литературным произведениям: движения, связанные с каким-либо образом или сюжетом увлекают детей, образ подталкивает к исполнению, подражанию движений(По сказке «Теремок», «Колобок»). Литературные герои учат малышей преодолевать двигательные трудности в достижении цели. Частая смена двигательной деятельности снимает напряжение.

Интегрированные и комплексные занятия детям нравятся, они вызывают у них интерес, дают большой эмоциональный заряд. Например на тему «Осень». Дети рассматривали красочные листья, выполняли с ними упражнения, танцевали, а затем с помощью педагога наклеивали на ватман, создав осеннюю картину.

Сюжетно-физкультурная НОД открывает широкие возможности для воспитательной работы с детьми, создает благоприятные условия для совершенствования основ движений, стимулирует двигательную активность, регулирует ее, обеспечивая гармоничное развитие ребенка. Усадив кукол на стулья, дети показывают им как правильно выполнять упражнения или учат медвежат подлезанию под «кустик»(дугу), хождению по «бревну»(доске,скамейке).

В течение всего дня с детьми проводится работа по развитию двигательной активности.

Утро – самый короткий по времени этап педагогического процесса. Задача воспитателя – уделить внимание каждому ребенку, создать бодрое, радостное настроение, вызвать желание заняться интересной, полезной двигательной деятельностью. Необходимо заранее создать условия для самостоятельной двигательной активности, продумать размещение инвентаря. Желательно планировать игры, знакомее детям, лучше малой или средней подвижности («По ровненькой дорожке», «Поймай комара», «Зайка серенький сидит», учитывая занятия, которые будут после завтрака. Также проводится индивидуальная работа с детьми, которые имеют отклонения в осанке, зрении.

Прогулка благоприятное время для организации двигательной активности детей как самостоятельной, так и специально-организованной. Необходимо учитывать, какое занятие предшествовало прогулке: если оно носило подвижный характер, то прогулку лучше начать с наблюдения, но если на занятии дети были ограничены в движении, то прогулку лучше начать со спортивных и подвижных игр. На прогулке планируется 2-3 игры с прыжками и бегом («Лохматый пес», «Воробушки и автомобиль», «Бегите ко мне»), игровые упражнения с шарами, мячами, обручами, погремушками и упражнения для индивидуальной работы.

Для моих воспитанников, детей младшего возраста подвижная игра является жизненной потребностью. В процессе игр создаются благоприятные условия для физического развития и оздоровления, нравственных качеств. Активные двигательные действия при эмоциональном подъеме способствуют значительному усилению костно-мышечной и дыхательной систем, благодаря чему происходит улучшение обмена веществ в организме и соответствующая тренировка функций и органов. При активной деятельности детей на свежем воздухе усиливается работа сердца и легких, а следовательно, увеличивается поступление кислорода в кровь. Это вызывает благотворное влияние на общее состояние здоровья детей, улучшается аппетит, укрепляется нервная система, повышается сопротивляемость организма к различным заболеваниям. При нормальной нагрузке, полученной ребенком, дыхание учащается, лицо розовеет, настроение бодрое. Для полноценной игры на прогулке важно, чтобы одежда позволяла детям свободно двигаться и соответствовала погоде.

Задача второй половины дня – вызвать у детей желание завтра снова прийти в детский сад. Важно создать положительный эмоциональный настрой.

Во второй половине дня кроме гимнастики после сна и закаливающих мероприятий, нужно планировать активный отдых детей. Физкультурный досуг, праздники (цикл «Осенние забавы»), являются важнейшим компонентом активного отдыха детей. Также необходимо запланировать самостоятельную двигательную деятельность, используя различное физкультурное оборудование, дидактический материал. Вечером перед уходом детей целесообразны малоподвижные игры, дыхательные упражнения («Султанчик шуршит», «Шли, шли и нашли»), оздоровительные упражнения(самомассаж, пальчиковая гимнастика, валеологическая гимнастика).

При отборе содержания игр, упражнений, также в НОД использую элементы программы Ж.Е.Фирилевой «Са-фи-Дансе». Здесь аккумулировано все то, что доставляет детям радость, помогает справляться со стрессовыми ситуациями. Основная цель использования этой программы – способствовать всестороннему развитию личности средствами танцевально-игровой гимнастики. Дети более легко проходят адаптационный период.

Используются во всех частях НОД и в течение дня такие формы как:

Танцевально-ритмическая гимнастика;

Игроритмика;

Игротанец;

Игровой самомассаж;

Пальчиковая гимнастика;

Музыкально-подвижные игры

Игропластика;

Игровой стрейчинг;

Пальчиковая гимнастика;

Креативная гимнастика.

Границ фантазии здесь не существует.

В ходе своей деятельности стараюсь использовать разнообразное стандартное и нестандартное оборудование. Например, нестандартное использование мешочков с песком в качестве «Дорожки здоровья»(дети ходят по ним), султанчики, платочки, флажки.

Немаловажную роль играет музыка. Она не только озвучивает движения ребенка, сколько выступает для него особым субъектом двигательного освоения. Музыка помогает детям выразить свои эмоции через движения.

Необходимо поддерживать тесную связь со всем педагогическим коллективом. Особенно важна работа с такими специалистами как инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, педагог-психолог.

Проводится работа и с родителями через педагогическое просвещение(беседы, консультации, родительские собрания) Эффективность повышается, если мероприятия проводятся совместно с детьми (праздники, досуги, развлечения, Дни здоровья, заседания клуба «Р+Р»).

Только совокупность и умелое сочетание этих методов и приемов в работе по развитию двигательной активности детей дошкольного возраста будет продуктивно и эффективно, так как позволяет повысить интерес, продолжительность и уровень двигательной активности.

Подводя итоги работы за 2015-2016г по формированию потребности в двигательной активности с детьми младшего дошкольного возраста, повысился уровень развития двигательных способностей, снизилась заболеваемость.

В перспективе, надеюсь, что результаты будут еще выше. Мною совместно с коллегами начата работа над созданием программы по физкультурно-оздоровительной работе с детьми младшего возраста в МБДОУ.

Лозунг «Движение – это жизнь» известен и никто не решится его оспаривать.

Эмоциональные проявления имеют большое значение в деятельности ребенка дошкольного возраста и в его поведении. От них зависит адекватность выстраивания личностью своего взаимодействия с окружающим пространством. А от того, насколько полноценно сформированы эмоциональные механизмы зависит и развитие самой личности.

Эмоциональные проявления мы можем наблюдать в речи и мимике, позе и движениях; они влияют на избирательность действия и поступков человека в отношении других людей.

Сведения, необходимые для удовлетворения той или иной потребности, являются причинами появления эмоций, а если точнее, то их избыток или недостаток. Сила потребности и величина дефицита информации обуславливают степень эмоционального напряжения, и ребенок дошкольного возраста в привычной для себя ситуации выстраивает свое поведение на основе своего прошлого опыта действования в подобных событиях.

Эмоциональные проявления зависят от гендерной принадлежности ребенка. У мальчиков и девочек эмоциональные проявления различны и наблюдаются эти различия уже с трехлетнего возраста (В.Д. Еремеева, Т.П. Хризман). Мальчиков в большей степени интересует техническая сторона окружающей действительности, подвижные игры, игры военной тематики и в супергероев. В деятельности мальчики предпочитают соревновательность и соперничество, стремление к победе и боязнь поражения.

Девочки для игр объединяются в небольшие группы, проявляют заботу друг о друге. Иры девочек спокойнее и тише, в них больше эстетики и связи с природой, они отличаются эстетическим оформлением.

Реакции на эмоциональные факторы у мальчиков и девочек тоже различны. Мальчиков отличает яркость и избирательность, однако констатируется кратковременность эмоционального реагирования. Девочки в эмоционально насыщенной деятельности демонстрируют резкое нарастание общей активности, повышение эмоционального тонуса коры головного мозга. То есть проявляется как бы готовность мозга ответить на возможную неприятность: все структуры мозга готовы в любую секунду отреагировать на воздействие, пришедшее с любой стороны.

Эмоциональное напряжение у мальчиков обычно снижается достаточно быстро и они переключаются на продуктивную деятельность без каких-либо переживаний.

Особое значение на физкультурных занятиях имеют невербальные средства выражения эмоций, которые тесно связаны с выразительностью мимики и жестов. При этом ребенку необходимо сочетать и координировать двигательные действия с переживаемыми им чувствами. Формирование невербальных средств выражения эмоций происходит в следующей последовательности:

— проявляя эмоции различного вида, ребенок управляет мышцами неосознанно;

— двигательные действия начинают идентифицироваться со словами и ощущениями;

— ребенок начинает понимать способы использования движений и мимики для выражения эмоций и применяет их осознанно.

В процессе обучения детей двигательным действиям можно наблюдать как изменяется их эмоциональное состояние, их эмоциональные проявления. В самом начале обучения ребенок испытывает неуверенность в себе, пытается у взрослого найти поддержку своим действиям, а иной раз даже избегает выполнения физических упражнений. Ребенок демонстрирует пассивно-оборонительную реакцию, которая вызывается страхом, а эмоциональные проявления при этом играют защитную роль.

Физическое состояние ребенка оказывается под влиянием эмоционального: наблюдается повышенный тонус мышц и малая амплитуда движений. Реакция ребенка на слова зачастую неадекватна, а эффективность усвоения двигательного материала достигается при физической помощи со стороны педагога в виде страховки.

Дальнейшее обучение способствует получению ребенком информации о технике двигательного действия и его многократному повторению, в результате чего выравнивается эмоциональное состояние ребенка. Он начинает опираться на имеющийся у него двигательный опыт, его реакция на расширенный диапазон внешних сигналов улучшается, следовательно, для обучения целесообразным становится использование более разнообразных средств обучения.

Выделенные особенности позволяют говорить о том, что на занятиях физическими упражнениями важно обеспечивать детям устойчивое положительное эмоциональное состояние, так как оно способствует максимальной активности воспитанников. Развитие эмоционально-двигательной сферы детей является первичным и способствует развитию интеллектуальной и волевой сфер личности. Задача педагога заключается в том, чтобы направлять развитие эмоциональной внешней выразительности у детей и регулировать данный процесс согласно теории выразительности движений. Выразительные движения рассматриваются как «внешняя форма существования или проявления эмоций вовне через мимику, пантомимику, жестикуляцию, интонацию» (С.О. Филиппова, Г.Г. Лукина). Таким образом, развитие эмоциональной внешней выразительности позволяет опосредованно влиять на внутренние эмоциональные механизмы ребенка.