Развлечение путешествие по родному краю в доу. Спортивное развлечение «Путешествие по родному краю

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

МО «город Бугуруслан»

МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №16»

Развлечение для старших и подготовительных групп.

Музыкальные руководители:

Цель: Воспитание гражданских чувств, чувства любви к Родине, родному краю.

Задачи:

    Познакомить с историей родного края с музеем писателя. Расширить знания детей о флоре и фауне Оренбургского края Воспитывать любовь к родному краю, умение видеть прекрасное, гордиться им. Познакомить с культурой и народными обычаями. Формировать экологическую культуру у детей и их родителей.

Дети под музыку входят в зал, встают полукругом.

Ведущая: Россия – мать! Тебе хвала!

В веках ты видела не мало.

Когда б ты говорить могла

Ты многое бы рассказала.

Ты отражала в глади вод

И первый Кремль, и город новый,

Что строил русский наш народ

Под первою стеной сосновой.

1. Песня «Песня о России» муз. М.Сутягиной, сл. Е. Никоновой _

Ведущая: Дети, как называется страна, в которой мы живем?

Дети: Россия!

Ведущая: А как называется город, в котором мы живем?

Дети: Бугуруслан!

Ведущая: Правильно, молодцы! А чем знаменит наш город?

Ответы детей:

1. В окрестностях нашего города добывают нефть и газ.

2. В нашем городе работает завод «Радиатор». Рабочие этого завода делают радиаторы для машин.

3. Есть у нас и кирпичный завод.


4. В нашем городе много детских садов, школ, училищ, колледжей , институтов.

5. А еще в нашем городе есть драматический театр имени.

6. У нас есть краеведческий музей.

7. Несколько лет назад в нашем городе построили ледовый дворец.

Ведущий: А сколько лет нашему городу?

Дети: 263.

Ведущий: Молодцы, много знаете о своем родном городе! А знаете ли вы,

как называется область, в которой мы живем?

Дети: Оренбургская!

Ведущий: Правильно, молодцы! Давайте подойдем к карте и рассмотрим

на карте, где и как расположена наша область. В России

нашей области могут разместиться такие страны, как Бельгия,

Дания, Нидерланды и Люксембург вместе взятые. В этом году 7

декабря Оренбургская область отметит 77-летие.

«Чудесный край, благословенный

Хранилище земных богатств».

Такими строками воспел Оренбургскую область.

много красоты, богатств, сказок, чудес, хранит наша земля. А вы

хотите с ними встретиться?

Дети: Да!

Ведущая: Тогда я приглашаю вас в интересное путешествие по родному

краю. А поможет нам, вот эта волшебная карта и волшебная

стрелочка, она укажет нам дорогу. Где стрелочка остановится,

там мы с вами и окажемся.

Стрелочка движется в с. Аксаково.

2. Фрагмент сказки «Аленький цветочек» _

Раздвигается занавес, стоит дом.

DIV_ADBLOCK119">


Звучит музыка, выходят купеческие дочери, водят хоровод. Появляется купец.

Купец: Дочери мои милые, дочери хорошие, еду я по купецким делам

за тридевять земель, много ли времени проезжу – не ведаю, и

наказываю вам жить без меня честно и смирно. Привезу вам

гостинцы, каких вы сами захотите.

Старшая

Дочь: Привези мне, батюшка родимый, золотой венец из каменьев

самоцветных, и чтоб было от него светло в темную ночь, как

среди бела дня.

Средняя

дочь: Привези мне, батюшка родимый, зеркальце из хрусталя

восточного, чтоб, смотрясь в него, я не старилась и красота моя

девичья прибавлялась.

Младшая

Дочь: Привези мне, батюшка родимый, аленький цветочек, которого

бы не было краше на белом свете.

Купец: Дочки мои милые, дочери пригожие, где златой венец купить

знаю, где зеркальце волшебное достать догадываюсь, а вот

аленький цветочек не хитро найти, да как же узнать, что краше

его нет на белом свете? Буду стараться, а на гостинцы не

И отпустил он дочерей своих, хороших, пригожих, в ихние

терема девичьи, сам отправился в путь, во дороженьку.

Ведущая : Дети вы догадались, куда мы попали?

Дети: В сказку «Аленький цветочек».

Ведущая: Кто написал эту сказку?

Дети: .

Ведущая: Правильно, молодцы! Эту сказку написал С. Аксаков, который

жил в имении Аксаково недалеко от нашего города, дом

Аксакова стоит до сих пор, сейчас в этом доме музей.

(Проводится показ слайдов музея Аксакова и рассказ беседа по

слайдам) Вокруг села Аксаково живописная природа, густые

леса, чистые озера, Аксаков очень любил эти места. Он подолгу

гулял, любуясь родной природой. Все вокруг казалось

сказочным, волшебным, и во время своих прогулок он

вспомнил как в детстве ключница Пелагея рассказывала ему

сказку про «Аленький цветочек» он записал эту сказку и ее

полюбили и взрослые и дети. А сейчас мы с вами отправимся

Ведущая: Дети, как вы думаете, куда мы с вами попали?

Дети: В лес!

Ведущая: Правильно, молодцы! Мы с вами попали в лесной заповедник.

Вспомните, как называется лесной заповедник, который

находится на территории нашей области?

Дети: Бузулукский бор.

Ведущая: Правильно, Бузулукский бор называют золотой жемчужиной

Заволжья.

Ребенок: «Бузулукский бор» В. Левановский

Стоит над Самарой

Могучий и грозный

Сосновый шатер.

Выстилали в нем

Из шишек и хвои

Иду и не слышу

Шагов под собою

Я в этом шатре

Колючие шишки,

Колючая хвоя

Ведущая: Посмотрите, сколько под соснами шишек, давайте возьмем по

одной шишечке и посадим у себя в детском саду, а из шишечек

вырастут ёлочки, и у нас в саду тоже будет маленький сосновый

Собирают шишки.

3. Песня «Шишковяк» муз. Ю. Слонова _

Раздается свист из-за ёлок выбегает Соловей-разбойник.

DIV_ADBLOCK120">

Безобразничать в лесу

Я, как дуну… (дует)

Я, как свистну… (свистит)

Ведущая: Подожди, Соловей-разбойник, не сердись. Мы вовсе не

хулиганы, мы путешественники, путешествуем по родному краю

и очень любим и бережём природу.

Соловей

Разбойник: Так я вам и поверил, наверное, камни да рогатки с собой

принесли, чтобы зверей пугать, да в птиц стрелять.

Ведущая: Да что ты, это мы в бору шишек набрали. Хотим около детского

сада ёлочки посадить.

Соловей-разбойник заглядывает в корзинку.

Соловей

Разбойник: И правда, камней да рогаток нет. Зато, наверное, гвозди в

карманах прячете, чтобы на деревьях свои имена писать.

Хлопает детей по карманам.

Ведущая: Что ты Соловей-разбойник, наши дети никогда на деревьях не

пишут, мы друзья природы!

Соловей

Разбойник: Ишь, друзья, знаю я таких друзей, я вот сейчас проверю какие

вы друзья. Если вы друзья, то должны все пословицы о

природе знать.

Соловей-разбойник: Дети:

1. Будет дождь - будут и грибы.

2. Где цветок - там и медок.

3. Два медведя - в одной берлоге не живут.

4. Зайца - ноги носят.

Волка - зубы кормят.

Лисицу - хвост бережет.

5. Красна ягодка у рябины – да на вкус горька.

6. Никто бы дятла не знал – если бы носом не стучал.

7. Ласточка день начинает – соловей кончает.

8. Люди рады лету, а пчела цвету.

9. Мал муравей – да горы копает.

11. Медведи – плохие соседи.

12. Назвался груздем – полезай в кузов.

13. не будут снега – не будет и следа.

14. Рыбам – вода,

Птицам – воздух,

Человеку – вся земля.

15. Собирай по ягодке – наберешь кузовок.

Соловей

Разбойник: И правда друзья, все пословицы знаете, как я рад вас всех

Обнимает детей.

Ведущая: Соловей разбойник, а почему тебя разбойником зовут, ведь ты

же лес охраняешь, хулиганов сюда не пускаешь?

Соловей

Разбойник: Да это по старой памяти, я ведь раньше на деревьях жил,

разбоем промышлял, купчишек проезжих грабил. Да только

развелось хулиганья, все ветки на деревьях пообломали, мусор

в лесу накидали, зверей перепугали. Негде мне стало прятаться, и

решил я тогда лес сторожить от врагов. Вот с тех самых пор и

перестал я разбойничать, только по старой памяти все равно

меня Соловьем-разбойником все зовут. Послушайте, раз уж вы

ко мне в бор забрели, может быть, поиграете со мной?

Ведущая: С удовольствием!

4. Игра «Гори-гори ясно» _

Соловей

Разбойник: Эх, хорошо поиграли! Спасибо вам, ребята.

Ведущая: Спасибо и тебе, Соловей-разбойник, хорошо у тебя в бору,

Занавес закрывается, дети садятся на стульчики. Стрелочка двигается дальше. Открывается занавес, на сцене интерьер русской избы: печка, прялка ит. д. сидит бабушка вяжет пуховый платок.

Ведущая: Здравствуйте, бабушка!

Бабушка: Здравствуйте, деточки! Куда идете, куда путь держите?

Ведущая: Мы путешествуем по родному краю. А вы нам не подскажете

куда мы попали?

Бабушка: В Оренбург, мои милые, в Оренбург.

Ведущая: Не может быть, Оренбург - это большой город, там дома


высокие многоэтажные. Дороги асфальтированные, машины

кругом ездят, а здесь дома маленькие, дорог нет, да и машин

не видно. Бабушка вы наверное что-то перепутали, это

деревня какая - нибудь.

Бабушка: Ничего я, милая, не перепутала, отродясь у нас ничего

подобного не было, ни домов ваших этажных, ни машин.

посиделки устраиваем, платки пуховые вяжем, песни поем,

хороводы водим, а ездим на лошадях.

Ведущая: Ребята, я, кажется, поняла, стрелочка завела нас в далекое

прошлое, когда Оренбург только начинал основываться и был

совсем маленьким городком. Но уже тогда давным-давно люди

вязали знаменитые пуховые Оренбургские платки. Бабушка, а

можно, мы у вас на посиделках посидим, послушаем, о чем

люди говорят?

Бабушка: Отчего же нельзя, посидите, послушайте.

Входят 4 девочки в русских народных костюмах с корзинками в руках. В корзинках спицы и платки.

Бабушка: Пожалуйте гости дорогие, пожалуйте.

Девочка: Веселья вам да радости! Девочки кланяются, рассаживаются, достают спицы, вяжут.

Бабушка: У меня для каждого найдется

И местечко, и словечко

Припасла я для вас забавушек

На всякий вкус,

Кому - сказку, кому - правду,

Кому песенку.

Обращается к детям.

Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли видно? Всем ли

Ведущая: Гостям-то известное дело хватило места, да не тесновато ли

хозяевам?

Бабушка: В тесноте, да не в обиде! Ну, красны девицы, не ленитеся, за

работу беритеся.

Небылицы в лицах

Сидят в теремах светлицах.

Щелкают орешки,

Да творят насмешки.

1 девочка: Скок-скок, поскок

Молодой дроздок.

По водицу пошел,

Молодицу нашел.

Молодиченька – невеличенька,

Сама с вершок,

Голова с горшок.

Молодичка молода

Поехала по дрова.

Зацепилась за пенек,

Простояла весь денек.

2 девочка: Как у нас семья большая,

Да веселая:

Два Ивана у лавки стоят,

Два Емельяна учиться хотят,

Два Степана у сметаны

Объедаются,

Две Дашки у кашки

Питаются,

Две Ульки в люльке

Качаются.

Одна Маша не наша

И та хороша!

3 девочки: Ой, лю-ли, та-ра-ра,

На горе стоит гора.

А на той горе лужок,

А на том лужке дубок.

Ворон в красных сапогах,

Во зелененьких серьгах.

4 девочка: Черный ворон на дубу,

Он играет во трубу.

Труба точенная, позолоченная.

Утром он в трубу трубит,

Ночью сказки говорит.

Сбегаются зверьки

Ворона послушать,

Прянички покушать.

1 девочка: Бабушка, бабушка, а я платочек довязала, посмотри какой

красивый получился.

2,3 девочки: И у нас работа окончена, посмотри, бабушка.

Достают платки, показывают.

Бабушка: Ну, а ты, Настенька, что от подруг отстаешь?

4 девочка: Сейчас, сейчас бабушка, последняя петелька осталась!

Подходит к бабушке показывает платок. Бабушка рассматривает платки.

Бабушка: Молодцы девицы, знатные платки получились. Ну, кончил дело

– гуляй смело! Заводи, Настенька, хоровод, запевай песню!

5. Хоровод «Земелюшка-чернозем» р. н.п. _

Дети прощаются с бабушкой и девочками, занавес закрывается, стрелочка движется дальше. Занавес открывается на сцене гора, лес, на горе ящерица.


Ведущая: Интересно, куда мы попали? Кто здесь живет?

Дети: Мы попали в горы, а живет здесь Хозяйка Медной горы!

Ведущая: Правильно, здесь живет Хозяйка Медной горы. Она сторожит

богатства, которые находятся под землей.

Ящерица уползает за гору, из-за горы выходит Хозяйка Медной горы.

Хозяйка: Здравствуйте, красны девицы, добры молодцы. Зачем в мои

владения пожаловали?

Ведущая : Мы путешествуем по родному краю. Знакомимся с людьми, с

обычаями, с богатствами нашего родного Оренбуржья.

Хозяйка: Много богатств хранит наша земля Уральская. Здесь есть и

медь и золото, есть у нас и месторождение каменной соли. Есть

даже целые соленые озера, а какие вы знаете полезные

ископаемые, которые добывают в нашей области?

Дети: Песок

Цементное сырье

Белый мрамор

Серый мрамор

Горючие сланцы

Асфальтит

Хозяйка: Правильно, молодцы, а ещё в моих владениях есть камни

самоцветы. Их так и называют «Уральские самоцветы, потому

что встречаются эти камни в Уральских горах. Издавна из

камней-самоцветов делали украшения, картины сказочные.

(показывает картины) А я на прощанье хочу подарить вам

шкатулку с Уральскими самоцветами.

Дарит детям шкатулку, прощается и уходит за гору. Стрелочка движется дальше, занавес закрывается, затем открывается, стоят девочки с колосьями.

6. «Танец с колосьями» _

Ведущая: Ребята, а сейчас мы куда попали?

Дети: На пшеничное поле!

Ведущая: Правильно, мы с вами попали в Оренбургские степи, на

пшеничное поле. Много хлеба выращивают наши хлеборобы.

Сколько сил, сколько труда надо вложить, чтобы вырастить,

убрать урожай до зернышка, а затем и выпечь хороший хлеб.

7. Песня «Расти колосок» муз. Ю. Чичкова _

Выходят девочка и мальчик, держат в руках хлеб-соль.


Мальчик: Если мы хотим кого-то

Встретить с честью и почетом,

Встретить щедро, от души,

С уважением большим,

То гостей таких встречаем

Круглым, пышным караваем.

Он на блюде расписном,

С белоснежным рушником.

Девочка: С караваем соль подносим.

Поклонясь, отведать просим.

Дорогой наш гость и друг

Принимай хлеб-соль из рук.

8. Песня «Земля хлебами славится» муз. Ю.Чичкова _

Ведущая: Спасибо вам за хлеб-соль! Ну вот и подошло наше

путешествие по родному краю к концу. Сейчас мы с вами

пойдем в группу, а за обедом съедим этот вкусный каравай.

МБОУ Тацинская СОШ №3 19.06.2018

Летний оздоровительный лагерь «Солнышко»

Подготовил воспитатель 3 отряда

Митрофанова Н.В.

Игра по станциям «Путешествие по родному краю»

Цели:

    Дать понятие учащимся о родном крае, многообразии природы родного края, о том, что человек – часть ее; раскрыть эстетический, познавательный, оздоровительный, практический интерес к изучению материалов о Родине, природы родного края в жизни людей и желание беречь и охранять Донской край;

    развивать любознательность; формировать у детей нормы поведения;

    воспитывать интерес к историческому прошлому Донской земли и нашей станицы.

Учебные материалы: карта Ростовской области и Тацинского района, демонстрационный видеоматериал по теме игры, фотографии родного края, природы, городов, людей разных профессий.

ХОД мероприятия

    Организационный момент.

Когда мы улыбаемся – мы делимся своим хорошим настроением! И чем чаще мы это делаем, тем больше людей будут радоваться вместе с нами!

Если только улыбнуться,
То начнутся чудеса –
От улыбок прояснятся
И глаза, и небеса.
Ну-ка взрослые и дети,
Улыбнитесь поскорей,
Чтобы стало на планете
И светлее, и теплей!

    Мотивация учебной деятельности.

ОТГАДАЙ ЗАГАДКИ

1.Сердцу место дорогое

Буду я всегда любить!

Место это знаю я,

А вы знаете, друзья?

2.Здесь родился, живёшь,

Уезжаешь – скучаешь. Как

зовут это место, знаешь?

(ответы детей)

Правильно, ребята, это Родина, кто мне ответит, что такое Родина, родной край?

Как называется край, где мы живём?

С чего начинается Родина?

Ты уже знаешь, что мы живём на Дону. Это наша большая Родина. Но у каждого из нас с вами есть и малая Родина – это город, село или посёлок, в котором родились и живёте вы, ваши близкие и родные вам люди, друзья. Это, конечно, и ваша школа, родные сердцу улицы и площадь, парк и стадион, памятные и дорогие сердцу места.

3. Сообщение темы и целей мероприятия

Тема нашего сегодняшнего праздника звучит так: «Что такое Родина?»

Мы с вами поговорим о Донской земле, ее истории, природе родного края, о том, что человек – часть природы; обсудим зачем нужно беречь и охранять Донскую землю. А еще, мы будем соревноваться. Четыре ваших отряда будут соревноваться между собой за первое место, совершая прогулку по станциям. На каждой станции вы должны будете выполнить задание, дежурный по станции будет оценивать вашу работу по пятибалльной шкале, когда все отряды совершат прогулку по всем станциям, мы подведем итоги нашего соревнования, но перед тем, как мы начнем, я бы хотела провести небольшую игру-опрос . Я буду читать стихотворение, а вы внимательно его слушайте, если вы согласны, говорите «да» , если же вы считаете, что я говорю неправильные вещи, вы говорите «нет»

Если в лес пришел гулять,

Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй.
Только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь,
Даже очень громко петь!
Испугаются зверушки,
Убегут с лесной опушки.
Ветки дуба не ломай, (да)
И почаще вспоминай:
Мусор с травки убирать! (да)
Зря цветы не надо рвать! (да)
Из рогатки не стрелять, (да)
Ты пришел не убивать!
Бабочки пускай летают,
Ну кому они мешают?
Здесь не нужно всех ловить, (да)
Топать, хлопать, палкой бить. (да)
Ты в лесу всего лишь гость.
Здесь хозяин – дуб и лось.
Их покой побереги,
Ведь они нам не враги.

Молодцы, ребята. Я надеюсь, когда вы будете отдыхать на природе, вы будете помнить о том, как нужно вести себя, чтобы не навредить природе.

4. Основная часть

4.1 Станция «Любознайкино»

Какие у нас есть достопримечательности?

Как называется наша станица?

Почему так названа наша станица?

Назовите столицу Донской земли?

В каком году основана наша станица?

Какие полезные ископаемые добывают в нашей местности?

Молодцы, ребята, я очень рада, что вы знаете так много о своем родном крае.

4.2 Станция «Это интересно!»

А знаете ли вы, что в начале 20 века на территории нашей донской земли было уже более 100 разного рода предприятий?

Назовите как можно больше предприятий нашей Донской земли!

4.3 Станция «Мудрая»

Игра восстанови пословицы

1.На чужой стороне Родина … │ там она и красна

2.Одна у человека родная мать,…│милей вдвойне

3.Где сосна взросла,….│ камешек знаком

4.На родной стороне и …│одна у него и Родина

Объясните, как вы понимаете эти пословицы?

4.4 Станция «Ребусная»

Игра «Измени слово»

Кто больше составит слов из слова ПРИРОДА. (У каждой команды лист и ручка.

Например, Род, пир, ода, дар, ар, пора, ад, ирод, и др. ).

4.5 Станция «Загадочная»

Отгадывание загадок

Сейчас мы отгадаем с вами загадки о природе, а после, вы должны мне будете должны сказать к какой природе принадлежат слова – отгадки, к живой или неживой?
Голубой платок, красный клубок по платку катается, людям улыбается. (Небо, солнце ).

Прозрачный, будто стекло, а не вставишь в окно. (Лед)

Не дерево, а с листьями. Не рубашка, а сшитая.

Не поле, а засеянное. (Книжка)

Белая заплата, черная заплата По дереву скачет. (Сорока )

Хотя не шью я никогда, а игл всегда достаточно. (Еж )

Всю ночь бродит наугад, Прокладывает путь к дню. (Луна)

Красное коромысло

Через реку повисло. (Радуга )

Много ног без копыт.
Ходит, а не стучит.
Летает, а не птица. (Жук)

4.6 Станция «Отгадайкино»

Отгадывание загадок про разных животных

Очень хорошо, ребята, но это еще не все, на территории нашего края обитает большое количество разных животных: зверей, птиц, насекомых, пресмыкающихся. Многих из них вы знаете, о некоторых слышали. Я загадаю вам загадки, ответив на них правильно, вы получите больше баллов:

Лесом катиться клубок,

У него колючий бок.

Он охотиться ночами

За жуками и мышами.(Еж.)

Посмотрите-ка, какая-

Вся горит, как золотая.

Ходит в шубке дорогой,

Хвост пушистый и большой.(Лиса.)

В травах прячется........(Кузнечик ).

Удивляется цветок:

«Что за новый лепесток?»

Кто так прячется?... (Бабочка )

Кто там под мостиком

Виляет хвостиком? (Рыба )

Днем спит, ночью летает

И прохожих пугает. (Сова )

Кто на свете ходит

В каменной рубахе? (Черепаха )

Ползун ползет,

Иголки везет. (Еж )

То рыжая, то серая.

А прозваньем белая. (Белка )

Ищет целый день он крошки,

Ест букашек, червяков.

Зимовать не улетает,

Под карнизом обитает. (Воробей)

Он серенький на вид,

Но пеньем знаменит. (Соловей)

Он прилетает каждый год

Туда, где домик его ждет,

По лужку он важно ходит,

Из воды сухим выходит,

Носит красные ботинки,

Дарит мягкие перинки. (Гусь)

А какие животные не живут у нас на Донской земле? Молодцы!!

5. Итоги мероприятия

К сожалению, наше мероприятие подходит к концу, мы с вами многое сегодня успели, узнали много нового, пополнили и освежили свои знания, скажите же мне, что такое Родина?

Как называется наша Родина?

Как давно появилась наша Станица?

Какие растения здесь растут?

Какие животные живут на Донской земле? А каких животных у нас нет?

Любить свою Родину, означает заботиться о ней, улучшать и украшать хорошими поступками, помогать друг другу, у нас очень красивый край, он богат и заповедниками и красивыми лесами, у нас очень талантливые и добрые люди, которые всегда придут на помощь, если случилась беда. Природа Донского края восхищает своим разнообразием: это и степи с душистым разнотравьем, и живописные балки, и знаменитый Тихий Дон. Ну и, конечно же, другие реки, берег Азовского моря, густые тенистые леса.

Мир вокруг нас – это наш Большой Дом. Моря и реки, леса и горы, поселки, села и города... Как много всего в этом замечательном доме! И вместе с нами в нем живут растения и грибы. Насекомые и рыбы, птицы и звери. Давайте каждый будет внимательнее к Родине и таким образом мы ее сделаем еще красивее.

Подведение итогов соревнования. Награждение.

Развлечение: «Путешествие по родному краю».

Цель: Развитие связной речи через формирование гражданских чувств.

Задачи:

Образовательные: Углублять и уточнять представления детей о малой родине,

России. Расширять знания о родном крае. Закрепить представления о видах

транспорта. Учить пользоваться картой, глобусом.

Развивающие: Развивать мышление, зрительное восприятие, тонкую и общую

моторику, координацию речи с движением. Совершенствовать диалогическую и

монологическую формы речи. Обогащать и активизировать словарь. Развивать

творческое воображение и креативные способности, посредством ТРИЗ-

приемов.

Воспитательные: Воспитывать любовь к малой родине. уважение к труду

людей разных профессий. Формировать коммуникативные навыки,

Предварительная работа: Беседы на темы: «Город, в котором я живу», « Моя

малая родина, «Виды транспорта», «Для чего нужен транспорт?». Оформление

выставки «Чапаевск– наш город». Наблюдение за транспортом на прогулках,

чтение


художественной

литературы,

рассматривание

иллюстраций

изображением транспорта, знакомство с картой мира, России, Самарской

области. Дидактические игры: «Домики для транспорта», «Земля, вода, воздух».

Материал: Карта России, глобус, модели видов транспорта, картинки с

изображением

транспорта,

материал

опытно-экспериментаторской

Дети моделируют по картам машину, которая должна быть удобной и быстро

перевозить людей.

Воспитатель: Мы придумали необычную машину. Наша машина деревянная,

легкая, прочная. У нее крылья, как у самолета. Если дорога будет загружена,

машина полетит. Ее звуковой сигнал – пение птиц, машина пахнет не бензином, а

полевыми цветами. Путешествие начинается….. Отправляемся в город Самара!

Динамическая пауза «Шофер» с элементами логоритмики

Воспитатель: Мы приехали в город Самару. Это главный город Самарской

области. Назовите такие виды транспорта в Самаре, которых нет в Чапаевске?

(метро, троллейбус, трамвай). Назовите их одним словом (городской транспорт).

Дидактическая игра «Найди свой домик»

На столах стоят модели транспорта - самолет, машина, теплоход, у детей –

картинки с изображением разного вида транспорта. Игровое задание : дети

должны назвать вид транспорта, того, кто им управляет и помещения для

транспорта (аэродром, пристань, гараж). Подойти к нужной игрушке и положить

правильно картинку.

Воспитатель: Дети, как вы думаете, для чего люди придумали так много

транспорта? (чтобы можно было быстро добраться в любые уголки земли, что-

то перевезти, кому-то помочь…..)

Воспитатель: Самара - промышленный город, здесь много заводов, на которых

делают самолеты, вертолеты, ракеты и летают они по всему миру.

Самара - авиационная столица страны, где очень развита авиационная

промышленость.

Пальчиковый игротренинг «Самолеты»

В небо рвется самолет (поднимают соединенные ладошками руки вверх)

Всех ребят зовет в полет (разводят руки в стороны)

Мы с тобою полетим (качают из стороны в стороны)

С самолета поглядим (приставляют руку козырьком ко лбу)

Как рисует самолет (качают руками вперед-назад)

Белый след - назад, вперед.

Воспитатель: Внимание! Мы пролетаем над набережной огромной реки. На какой

реке стоит город Самара? (На Волге).

Правильно, красивая, русская река Волга. Много городов стоит на этой реке.

Назовите эти города (Астрахань, Волгоград, Саратов, Ульяновск, Новгород).

Едут разные машины

Есть машины легковые (медленно бегут, изображая руками руль машины)

По размерам - небольшие

Очень быстро они мчатся-

Даже птице не угнаться.

А вот это грузовик (идут топающим шагом, руки на поясе)

Он могуч, силен, как бык

Кузов для различных грузов

Помощь скорая, как птица, (медленно бегут)

По шоссе к больному мчится

По трассе медленно ползет (идут, наклонившись вперед)

Тяжелый бензовоз

Он для машин бензин везет

Под мерный шум колес.

Это что, велосипед? (бегут змейкой)

Нет дверей, кабины нет!

Лихо мчится, тарахтит

Вдоль по улице летит

Быстрей всех машин несется

Мотоциклом он зовется.

Воспитатель: Мы и вернулись домой, в город Чапаевск.

Ребенок: Обойди хоть сто дорог, обогни планету

Невелик наш городок, а дороже нету

Ветерок бежит с реки, стынет вечер близкий

Чапаевск, мой, Чапаевск, городок российский.

авторы: Надежда Викторовна Верлан , учитель литературного чтения, математики, окружающего мира, русского языка, технологии, ОРКСЭ/ОДНК , Иркутская область

Внимание! Администрация сайта сайт не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

Данное занятие рассчитано на обучающихся 2 класса, будет проведено 1 сентября после торжественной линейки, посвящено 80-летию Иркутской области.

Цель: активизировать знания учеников об истории и символике родного края и его развитии;

Задачи:

  • развивать интерес к истории своей малой Родины, кругозор учащихся, словарный запас;
  • помочь учащимся почувствовать неповторимую красоту родных мест через поэтическое слово, наглядные образы (презентация) и музыку;
  • воспитывать эстетический вкус, патриотические чувства, любовь и гордость к своему родному краю.

Учебные материалы:

  • Мультимедийный проектор, компьютер, подборка иллюстраций родного края; карта Иркутской области.

Ход мероприятия

1. Организационный момент

2. Сообщение темы мероприятия

Сегодня мы отправимся в путешествие по родному краю. Сядьте поудобнее, закройте глаза, и вспомните любимый уголки нашей Родины, где вы отдыхаете летом с родителями.

Путешествовать мы будем пешком и сейчас вместе исполним песню «Вместе весело шагать».

Учитель: Наше путешествие хочу начать словами усольского поэта Юрия Кочуры.

По нему не схожу с ума,
Но и жить без него не могу.
Мне судьба подарила сама
Город сей, на речном берегу.

Может лучшие есть места.
Ну, к примеру – в Москве, Париже.
Пусть Усолье скромнее и ниже –
Здесь свершилась моя мечта.

Я певец приангарских мест,
Средь панельных «дворцов» парада
Петь о родине не надоест –
Ей душа по-сыновьи рада.

(«Усолье-Сибирское» Юрий Кочура, сборник стихотворений «Странник».)

Учитель: Мы часто слышим громкое звучное слово – Родина. Что связано с этим понятием?

Иркутская область образована 26 сентября 1937 года. Расположена в Восточной Сибири. Столица – город Иркутск. Губернатор нашего края С.Левченко. Иркутская область долгое время не имела собственной символики. Флаг и герб были утверждены только в 1997 году, 20 лет назад.

Описание герба гласит: „В серебряном поле чёрный бабр с червлеными глазами, держащий в пасти червленого соболя“. Геральдические цвета герба означают:

а) серебряный - правдивость, невинность, чистоту;

б) чёрный - благоразумие, смирение, печаль;

в) червленый (красный) - храбрость, мужество, неустрашимость».

Флаг Иркутской области представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из трёх вертикально расположенных полос: двух синего и средней – белого цвета, в центре которой помещается изображение основного элемента герба в обрамлении стилизованных зелёных ветвей кедра.

Иркутская область - крупный промышленный район. В промышленности региона наибольшее развитие приобрели лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная, горнодобывающая, топливная промышленности, цветная металлургия, энергетика, машиностроение, пищевая, химическая и нефтехимическая промышленность, чёрная металлургия. Иркутская область обладает богатой историей, поэтому здесь во многих населённых пунктах имеются архитектурно-исторические памятники. а территории области расположены уникальные природные объекты, прежде всего, озеро Байкал и Прибайкальский национальный парк. В 47 км от Иркутска находится архитектурно-этнографический музей «Тальцы», также у жителей и гостей области пользуется популярностью Кругобайкальская железная дорога, включающая 58 тоннелей и галерей, более 500 мостов и виадуков, около 600 подпорных, берегоукрепительных стенок, а также 172 памятника архитектуры. Привлекают туристов и горнолыжные трассы в Байкальске. В состав Иркутской области входит 22 города.

– Что вы понимаете под малой родиной? (слайд 2)

– Что означает название нашего города?

Город Усолье-Сибирское – город старых окраин и молодых кварталов, город с интересным нелегким прошлым и большим будущим. (слайд 4)

Несет свои воды красавица Ангара, виднеются вдали Бархатовские горы, бьют с неудержимой силой соляные источники, чист и свеж воздух на Варничном острове. (слайд 5)

Остановимся на мгновение на острове Варничный, где обнаружили соляной источник братья Михалевы и построили на месте источника соляную варницу. История не оставила нам точной даты появления русских казаков в Приангарье. С определенностью можно сказать, что это произошло в середине 18 века. Отряд енисейских казаков во главе с пятидесятником Анисимом Михалевым, двигаясь вверх по Ангаре, остановился на ночлег в районе, где сейчас находится курорт «Усолье». Недалеко от места ночлега казаки обнаружили соляной источник.

Предприимчивый Анисим Михалев вместе со своим братом Гавриилом решил построить на месте обнаруженного источника соляную варницу. Именно отсюда начал город наш отсчитывать свою историю, с деревни Михалева. (слайд 6)

В то время соль в Сибири практически нигде не добывалась и русские были вынуждены завозить её из-за Урала. Трудный и тяжелый путь, длительность перевозок делали соль дорогим продуктом.

Выварка соли требовала тяжелого, каторжного труда.

Ушли в прошлое примитивные способы добычи соли. Нынче она добывается и доводится до кондиции по новейшим сберегающим здоровье технологиям.

Продукция Усольского солеваренного завода известна во всем мире. Многочисленные медали и дипломы Российских и международных выставок красноречиво говорят о качестве нашей соли «Байкалочка». (слайд 7)

3. Соль в пословицах и поговорках

Игра «Продолжи пословицу»

Учитель говорит первую половину пословицы, родители заканчивают.

  1. Без соли не проживешь
  2. Чтобы узнать человека, надо с ним пуд соли съесть
  3. Без хлеба не сытно, без соли не сладко
  4. Соль не жалей, так есть веселей
  5. Без соли, без хлеба – худая беседа
  6. Дурное слово не за хлебом-солью сказано (слайд 8)

4. Учитель: Соль является не просто пищевым продуктом – это полезное ископаемое. Места добычи соли на карте обозначаются значком –

(Учитель показывает месторождения соли на карте Иркутской области.)

А где еще вы видели такой значок? (На гербе нашего города) (слайд 9)

Совсем недавно были внесены изменения в изображение герба и флага нашего города. Слайд №13

Голубая часть полотнища отделенная от красной части белой полоской подобной гребням волн - аллегория реки Ангары и острова Красного, на которых был основан поселок солеваров, выросший в современный город.

Башни и ворота - символ здравницы-курорта "Усолье", аллегория охраны здоровья.

Зубчатое колесо - символ машиностроения.

Серебряный квадрат (символический знак соли) - гласно указывает на название города, и аллегорически на предприятия, связанные с добычей и переработкой соли.

Золотой квадрат (прямоугольник) - аллегорически показывает предприятия, занимающиеся лесоперерабатывающим производством.

Голубой цвет (лазурь) - символ возвышенных устремлений, искренности, преданности, возрождения.

Красный цвет (червлень) - символ груда, мужества, жизнеутверждающей силы, красоты и праздника.

Белый цвет (серебро) - символ чистоты, открытости, божественной мудрости, примирения.

Желтый цвет (золото) - символ высшей ценности, величия, богатства, урожая

Физминутка.

Мы по городу гуляем, (Шагаем на месте)
Мы свой город изучаем. (Поставить руку « Козырьком» к голове)
Справа есть высокий дом, (В сторону правую руку, посмотреть направо)
Обойдём его кругом (маршируем)
Слева домик ниже (Левую руку в сторону, посмотреть влево)

Подойдём поближе. (маршируем)

5. Учитель: Широко известен в России курорт Усолье, славящийся лечебными свойствами. Во время Великой Отечественной войны на территории курорта работал госпиталь. (слайд 11)

6. Учитель:

Мы продолжаем путешествие по нашему городу.
Встает рассвет над сказочным раздольем,
Румянит новостроек корпуса.
Ты молодеешь, древнее Усолье,
Волнует сердце мне твоя краса. (слайд 12)

7. Учитель: Сегодня Усолье-Сибирское – крупный промышленный город. Ребята, посмотрите слайды предприятия города, на которых работают ваши родители. (слайд 13)

  1. Солеваренный завод
  2. Химико-фармацевтический комбинат
  3. Завод горного оборудования
  4. ТЭЦ -11
  5. Фанерно-спичечный комбинат (ФСК «Байкал»)
  6. Завод железобетонных изделий (ЖБИ)
  7. Хлебозавод
  8. Усольский клеевой завод
  9. Трест Востоктяжстрой
  10. Кирпичный завод

Дидактическая игра «Где это сделано?»

На столе разложены продукты местного производства: соль, булка хлеба, коробок спичек, таблетки, кирпич, обойный клей и т.д. Ученик выходит, выбирает любой продукт и рассказывает, на каком предприятии его изготовили.

8. Учитель: А сейчас мы попросим наших родителей рассказать о предприятиях, на которых они работают.

Выступления родителей (1-2 минуты) о своем месте работы.

9. Учитель: А эти места вы узнаете легко. Мы часто бываем с вами на спектаклях во Дворце Культуры «Химик», и в доме культуры «Мир», смотрим интересные фильмы в к/т «Ровесник», частые гости детской городской библиотеки и краеведческого музея. Городские праздники День победы, День города, День молодежи проводятся на стадионе «Химик». (слайд 14)

Самый любимый праздник усольчан – Новый год. Городская елка в новогоднюю ночь становиться центром притяжения взрослых и детей и еще главным украшением города на целых 2 недели. (слайд 15)

Летом и осенью жители нашего города любят отдыхать в зеленой лесо-парковой зоне. (слайд 16)

10. Викторина «Узнай улицу» (работа с иллюстрациями)

Так выглядит наше Усолье сегодня. А как будет выглядеть через 40–50 лет, зависит не только от развития в нем промышленности и строительства, но и еще и от нашего отношения к родному городу. Сохраним его в чистоте, в зелени цветов. Сбережем самобытную красоту архитектурных памятников.

11. Учитель: Наш город имеет древнюю, богатую историю. И проходя по улицам города мы часто встречаемся с ожившей историей. Давайте вспомним, где находятся эти памятники архитектуры?

  1. Бывшие к/т «Родина» и магазин купца Шабалина
  2. Первая соляная скважина
  3. Улица Ленина.
  4. Памятник на территории курорта «Усолье», на могиле воинов умерших от ранений в годы Великой Отечественной войны
  5. В Привокзальном районе расположен мемориальный комплекс:
  • памятник 16 красноармейцам погибшим в боях с белогвардейским отрядом генерала Каппеля 6 февраля 1920 г.;
  • Вечный огонь;
  • Памятник Братьям Михалёвым;
  • мемориальная доска с именами усольчан, воинов-защитников Родины в годы ВОВ. (слайд 17)

12. Учитель:

Город сибирский, древний,
С трудной и славной судьбой
Я навсегда остаюсь тебе верным
Город над Ангарой.

Мне жить с тобой всегда мечтой единой,
Куда б ни завела судьба меня.
Вернусь к тебе под шепот тополиный
И постою у вечного огня….

13. Наш город воспевали в стихах и песнях. В конце нашего путешествия мы с вами послушаем песню о родном городе автора Марии Белой и каждый из вас на листе нарисует свою улицу, любимое место отдыха и т.п., а затем мы все работы разместим на ватмане и получится картина нашей малой Родины.

Татьяна Демидова

Цель – формирование у дошкольников духовно-нравственных ориентаций, воспитание эмоционально-ценностного отношения к культуре многих народов, проживающих на территории Краснодарского края в городе Сочи, развитие их творческого потенциала, толерантности в условиях многонациональной среды.

Задачи : 1. Формирование двигательных навыков и физических качеств – ловкости, быстроты, силы, выносливости.

2. Знакомить с культурой народов проживающих на территории города

3. Развитие динамической стороны общения; легкости вступления в контакт, инициативности, готовности к общению. Эмоциональности и выразительности, невербальных средств общения.

4. Воспитание у детей чувства любви к своей Родине, уважительное и доброжелательное отношение к людям других национальностей.

Материал и оборудование : экран, компьютер. Слайды (политическая карта России, Краснодарского края и Лазаревского района, здание железнодорожного вокзала), флаги России, Краснодарского края и города Сочи. Флажки, блюда национальной кухни (русской,армянской, адыгейской) . Аудиозаписи песен «Вместе весело шагать» (муз. В. Шаинского, сл. М. Матусовского) ; «Гляжу в озера синие» (муз. Птичкина, сл Шаферана) ; «Настоящий друг» муз. Сл. ; танцев : Сиртаки, Лезгинка, Барыня,

Предварительная работа; чтение сказок народов Кавказа, Армении, Греции, Украины и Русские народные сказки . Разучивание стихотворений, пословиц, поговорок, игр народов живущих на территории Краснодарского края. Рассматривание национальных костюмов, предметов быта. Экскурсия в ЦНК (Центр национальных культур) Лазаревска, посещение музея Лазаревского района.

Под звуки песни «Вместе весело шагать по просторам» в зал входят дети с флагами России, Краснодарского края и города Сочи. Выстраиваются в шеренгу

Ведущий :

Сегодня светлый детский сад Встречает радостно ребят. Вас очень много на планете, По-разному зовутся дети; Есть Вани, Саши, Эвелины, Есть Кати, Насти, Каролины Арсений есть и есть Мурат Так много есть у нас ребят.

Звучит фрагмент песни «Гляжу в озера синие» муз. Птичкина сл. Шаферана Дети (хором) ; Глубоки у нас моря Широки у нас поля Изобильная, родная , Славься, Русская земля!

Ведущий : Здравствуйте гости дорогие! Здравствуйте ребята! Мы рады видеть вас на нашем празднике, который посвящен нашему краю и району и его многонациональной дружной семье. Ребята а кто мне скажет – в какой стране мы живем? (России) Молодцы! Посмотрите на карту нашей Родины, какая она большая! Как вы думаете, почему карта России окрашена в разные цвета? (Что-бы было видно, сколько много у нас в стране республик, краев и областей, где проживает много разных народов). А теперь ребята ответьте мне на несколько вопросов : -в каком крае мы живем? -главный город нашего края? -как называется город в котором мы живем? - а поселок? - а какой у нас детский сад? - на какой улице он находится? - а кто знает свой домашний адрес?

Какие молодцы, сколько вы уже знаете о нашем крае. А вы знаете ребята, что в нашем крае живет более 100 разных национальностей, каких только народов у нас армяне, нет и русские, армяне, адыги, черкесы, дагестанцы, украинцы, татары, шапсуги, греки, евреи и много, много других. И все эти народы живут очень дружно. Вот и в нашей группе есть ребята разных национальностей. (опрос детей) Скажите; мы дружно живем? Не ссоримся? ОТЛИЧНО! Сегодня мы познакомимся с играми и развлечениями не-которых народностей нашего края . Отправляемся на железнодорожный вокзал. А поможет нам в нашем путешествии наш любимый физ-интруктор Гафурова Биба Анзауровна.

Б. А. Группа , равняйсь, смирно! На право! С песней шагом, марш!

(Звучит аудиозапись песни «Вместе весело шагать» . Дети идут в колонне по одному. Используя разные виды ходьбы; на носках (руки за головой, на наружных сводах стоп (руки за спиной, «по медвежьи» , «паучки» , обычный бег в колонне с чередованием с боковым галопом, с высоким подниманием голеней, с захлестыванием голеней. По окончании дети возвращаются в исходное построение.)

Вед. Как здорово вы шагали и бегали. А главное весело и дружно. МОЛОДЦЫ! А скажите ребята, кого у нас называют царем российских лесов? (МЕДВЕДЯ) . Верно. Сейчас я вас познакомлю с одним необычным мишкой. Этот медведь – железнодорожник! И он поможет нам в нашем путешествии .

Выходит Медведь в форме железнодорожника.

Медведь : Здравствуйте ребята! Здравствуйте дорогие гости! Приглашаю вас в увлекательное путешествие по нашему району и краю . Путешествовать нам поможет карта нашего побережья. А теперь по вагонам! Мы отправляемся! (Дети перестраиваются в две колонны. Берут гимнастические палки, встают по двое и имитируют движения поезда; во время движения можно пригласить в пару родителей. Во время выполнения упражнения звучит гудок паровоза и далее ход поезда и остановка поезда.)

Вед. Мы приехали. Посмотрите на карту нашего района. У нас в Лазаревском районе много поселков; такие как : Тхагапш, Б. Кичмай, Солоники, Чемитоквадже, Аше и много других. В этих поселках живут люди кавказских национальностей – армяне. Черкесы, дагестанцы, адыги, шапсуги. И живут они дружно, любят спорт и животных. Здесь часто проходят соревнования по конному спорту, скачки на лошадях. А все мужчины и многие женщины отличные наездники. Люди этих народов метко метают кинжалы, стреляют и зажигательно танцуют. И мы с вами попробуем свои силы в ловкости, силе и меткости.

1. Итак первый конкурс называется «НАЕЗДНИКИ»

(Участники – дети и родители (в паре) выполняют прыжки на мячах.

2. Дагестанская игра «ПОДНИМИ ПЛАТОК» (Игроки – дети и взрослые, встают в круг, в центре кладут головной платок. Звучит аудиозапись «Лезгинки» , все танцуют, двигаясь по кругу. Музыка прекращается – каждый участник игры пытается первым поднять платок.)

3. Конкурс “Меткий стрелок» (метание мешочков в корзину, по командам)

Музыкальная пауза – Адыгейский танец (исполняют дети из центра Адыгейской культуры.

Вед. Ребята, кто узнал это красивое здание? (на экране ЦНК) .Это наш Центр Национальных культур. В нем занимаются дети и взрослые всех народов, что живут в нашем районе. Вот и ребята, что танцевали для вас замечательный танец – занимаются в центре Адыгейской культуры. А так-же там есть центры русской, армянской, греческой культур. И везде учат не забывать традиции своего народа, чтить и уважать обычаи

4. А сейчас у нас знакомство с греческой игрой «И МИКРИ ЭЛЕНИ» - что в переводе значит «МАЛЕНЬКАЯ ЛЕНА» . И поможет нам поиграть в нее семья нашей Дамоцев Екатерини. Наша Катюша родилась в Греции в городе Афины, по национальности она гречанка. А суть игры в том что ребята встают в круг, в центре которого сидит ребенок с закрытыми глазами. Остальные ходят по кругу и поют песенку. Когда песенка заканчивается тот кто в в центре круга встает и с закрытыми глазами должен поймать кого-нибудь и угадать кто это.

Вед. И конечно – же русские забавы. Посмотрим на что еще способны наши ребята и наши папы. Ведь следующий конкурс силовой.

5. Состязание «БОРЬБА НА ПАЛКЕ» (двое играющих садятся по обе стороны обозначенной черты лицом друг к другу, берутся двумя руками за одну палку, упираются ступнями с соперником и начинают по сигналу перетягивать друг друга. Менять положение ступней нельзя. Выиграет тот кто перетянет соперника за черту)

Музыкальная пауза- Игра на гуслях (исполняют дети коллектива «Лазурька» ЦНК

Вед. Вот и закончилось наше путешествие . Народы населяющие Россию и наш край, не похожи друг на друга, у них разные традиции, костюмы, песни поют на своем языке, играют в свои игры, но все они с гордостью зовут себя РОССИЯНАМИ! А сейчас прошу всех наших гостей встать на наш финальный танец. Дети делают малый внутренний круг а взрослые большой внешний. (Звучит аудиозапись танца «Сиртаки» 1,5 мин, далее «Лезгинка» 1,5 мин и «Барыня» )

Итог- Дорогие наши ребята и гости! Всех приглашаю к нашему многонациональному столу, попробовать угощения разных народов, с любовью приготовленные нашими родителями.