Военно-морской исторический справочник - амурская речная флотилия. Боевое применение речных военных флотилий отечественного вмф в оборонительных и наступательных действиях сухопутных войск Речные военные корабли

амурская речная флотилия

оперативное объединение Российского флота, предназначенное для Дальневосточного театра военных действий в бассейне р. Амур и Уссури. Необходимость иметь на Амуре боевые силы флота выявилась уже с началом освоения Дальневосточного края в середине XIX в. В 1854 г. по реке прошел первый крупный караван барж и плотов. Тогда уже появился и первый военный корабль пароход "Аргунь" (командир лейтенант А.С. Сгибнев). С 1855 г. в Николаевске-на-Амуре стали базироваться корабли, перешедшие с Камчатки, однако район их деятельности ограничивался в основном устьем и низовьями реки. После открытия главного военного порта во Владивостоке в 1871г. на Амуре для обеспечения работы экспедиций и дозорной службы оставалось только 5 небольших вооруженных пароходов Сибирской флотилии.

С конца XIX в. предпринимались попытки создания специальных военно-речных формирований на Амуре, что обусловливалось напряженной обстановкой в регионе. В 1897 г. образована Амурско-Уссурийская казачья флотилия из двух пароходов "Атаман" и "Казак Уссурийский", катера и двух барж. Первым ее командиром стал штурман дальнего плавания Д.А. Лухманов. Командованием Приамурского военного округа во время войны в Китае 1900-1901 гг. была создана флотилия из вооруженных речных пароходов "Хилок", "Третий", "Газимур", "Амазар", "Селенга" и "Сунгари".

Решение о формировании на Амуре специальной военной речной флотилии было принято в 1903 г., на Сормовском заводе размещены заказы на постройку 10 канонерских лодок. Во время русско-японской войны 1904-1905 гг. для защиты тылового района были вооружены 152-мм орудиями 6 барж, направленных к Софийску, а в Николаевске-на-Амуре установлен дозор 3 миноносок.

Опыт войны показал необходимость наличия на реке кораблей специальной постройки с крупнокалиберной артиллерией. Лучшим был признан проект четырехбашенной бронированной канонерской лодки, представленный инженерами Балтийского завода. Работу по строительству, вооружению и комплектованию нового оперативного объединения возглавил образованный в Санкт-Петербурге "Особый комитет по организации Амурской флотилии".

2 апреля 1905 г. приказом по флоту и морскому ведомству создан Отдельный отряд судов Сибирской флотилии (командир капитан 1-го ранга А.А. Кононов). В его состав вошли сормовские канонерские лодки "Бурят", "Монгол", "Орочанин", "Вогул", "Вотяк", "Зырянин", "Калмык", "Киргиз", "Корел" и "Сибиряк". В разобранном виде корабли доставили на реку Шилку, откуда введенные в строй они в 1907-1908 гг. перешли в Благовещенск. 28 апреля 1908 г. в состав Отдельного отряда включены построенные на Балтийском заводе башенные канонерские лодки "Вихрь", "Вьюга", "Гроза", "Смерч", "Тайфун", "Ураган", "Шквал", Шторм и 10 моторных посыльных судов (22.5 тонны, скорость хода 13.1 узла, одно 47-мм орудие и 2 пулемета, 13 человек). Башенные канонерские лодки с дизельными двигателями мощностью в 1 тыс. л.с. и радиусом действия до 3 тыс. миль, современными крупнокалиберными арт.системами, показали себя лучшими в мире речными кораблями. Перевезенные в разобранном виде на реку Шилку в село Кокуй, они в июне 1909 г. были введены в строй.

Официальной датой рождения флотилии стало 28 ноября 1908 г. Приказом по флоту и морскому ведомству все корабли Отдельного отряда были объединены в Амурскую речную флотилию, подчиненную в оперативном отношении командующему войсками Приамурского военного округа. Главной базой Амурской речной флотилии (АРФ) стал Осиповский затон под Хабаровском. Позже флотилия пополнилась вспомогательными судами и плав.средствами. В базе разместились ремонтные, механический, котельный и деревообделочный цеха, были построены дорога Осиповский затон город Хабаровск, оградительная дамба, жилые и служебные здания.

Флотилия проводила напряженную учебно-боевую подготовку, корабли совершали плавания по Амуру от устья до Благовещенска и по Уссури, производили артиллерийские стрельбы и минные постановки. В районе границы с Китаем на Уссури и в устье реки Сунгари, у Николаевска-на-Амуре неслась брандвахтенная служба канонерскими лодками и посыльными судами. В 1912 г. прошли первые двусторонние маневры совместно с войсками военного округа, где отрабатывались вопросы взаимодействия, оказания огневой поддержки, перевозки и высадки сухопутных частей. В 1913 г. приняты "Правила артиллерийской стрельбы для речных судов". Большое внимание уделялось изучению театра боевых действий, особенностей плавания и боевого применения на реке. С ноября 1913 г. работал "Кружок офицеров Амурской речной флотилии" по "изучению и взаимному ознакомлении чинов по вопросам военно-речных знаний, связанных с жизнью и деятельностью Амурской флотилии". Кружком руководил флагманский артиллерист П.А. Панаев, здесь выступал известный путешественник В.К. Арсеньев, офицеры и чиновники готовили и обсуждали доклады по различным военным, военно-географическим, военно-историческим, техническим и политическим вопросам.

К лету 1914 г. в состав АРФ входили 8 речных канонерских лодок 2-го ранга (башенных), 10 речных канонерских лодок 3-го ранга, 10 посыльных судов, 3 парохода, плавучий док , несколько портовых плав.средств и барж. Главные силы базировались в Осиповском затоне, 4 канонерские лодки 3-го ранга и 2 посыльных судна в Благовещенске. Личный состав насчитывал: 19 строевых офицеров, 2 инженер-механика, 10 медиков, 4 чиновника, 36 кондукторов, 69 сверхсрочнослужащих, 1,480 унтер-офицеров и матросов. Для офицеров флотилии с августа 1912 г. были установлены преимущества по службе: назначение на Амур только на срок три года, с продлением по желанию и с обязательным денежным вознаграждением, разрешалось присваивать воинское звание на категорию выше штатной (командирам канонерских лодок 2-го ранга капитан 1-го ранга, командующему вице-адмирал).

С началом первой мировой войны флотилия была приведена в боевую готовность, 4 канонерские лодки направлены для обороны устья Амура. Но с учетом спокойной военно-политической обстановки на Дальнем Востоке и необходимостью усиления действующих флотов на Европейском театре военных действий, Морской генеральный штаб приказал вывести в резерв часть кораблей. С них были сняты артиллерия, частично судовые машины и механизмы. С августа 1914 г. в строю оставались только башенные канонерские лодки "Смерч", "Шквал", канонерские лодки "Монгол", "Орочанин", посыльные суда "Пика" и "Копье", вспомогательные суда. На Черноморский и Балтийский флоты в 1915 г. были направлены 8 посыльных судов.

Командующие: капитан 1-го ранга А А. Кононов (1905-1910), контр-адмирал К.В. Бергель (1910-1913), контр-адмирал, вице-адмирал А.А. Баженов (1913-1917), капитан 1-го ранга Г.Г. Огильви (1917).

Речная флотилия Сухопутных войск Армии Сербии предназначена для действий на внутренних водных путях.

Командование Речной флотилии располагается в Нови Саде, подразделения размещены в Нови Саде, Белграде и Шапце.

Командир Речной флотилии – полковник Андрия Андрич.

Задачи Речной флотилии:

Подготовка командования, подчиненных подразделений и военнослужащих флотилии к выполнению поставленных задач.

Повышение и поддержание боеготовности для выполнения миссий Армии Сербии

Контроль внутренних водных путей и обеспечение маневров подразделений Сухопутных войск.

Организационная структура

Командование Речной флотилии

1-й речной отряд

2-й речной отряд

1-й понтонный батальон

2-й понтонный батальон

Командная рота

Рота логистики

Техника и вооружение:

- Речные тральщики класса «Нештин»: РМЛ-332 „Мотајица", РМЛ-335 „Вучедол", РМЛ-336 „Ђердап" и РМЛ-341 „Нови Сад".

Серия из шести речных тральщиков («речних миноловаца»)с РМЛ-331 по РМЛ-336 была построена на верфи «Бродотехника» в Белграде с 1976 по 1980 год. Тральщик РМЛ-341, отличающийся усиленным артиллерийским вооружением – двумя четырехствольными пушками калибра 20 мм, был построен в 1999 году.

Корабли используются в первую очередь для контртеррористчиеских действий с упором на защиту инфраструктуры и кораблей в районах базирования, а также для содействия подразделениям сухопутных войск в поиске и уничтожении террористических групп, в обеспечении безопасности плавания и спасении на реках. Речные тральщики класса «Нештин» могут перевозить шесть тонн груза или 80 солдат со снаряжением.

Стандартное водоизмещение – 61 тонна.

Полное – 78 тонн.

Вооружение:

Одна четырехствольная 20 мм пушка М75 (На РМЛ-341 - две), две одноствольные пушки М71.

Пусковая установка для четырех ракет ПЗРК Стрела 2М

18 неконтактных мин АИМ-М82 или 24 якорных мины Р-1

Механический трал МДЛ-2Р, понтонный электромагнитно-акустический трал ПЕАМ-1 и акустический эксплозивный трал АЕЛ-1.

РМЛ-332 „Мотајица"


РМЛ-335 „Вучедол"



РМЛ-336 „Ђердап"



РМЛ-341 „Нови Сад"

- Десантно-штурмовые катера типа 411

В Речной Флотилии два десантно-штурмовых катера (десантно-јуришна чамца) ДЈЧ-411 и ДЈЧ-412. Первоначально катера базировались на море и относятся к классу из 32 кораблей от ДЈЧ-601 до ДЈЧ-632, построенных с 1975 по 1984 в три серии на верфи «Гребен» в Великой Луке. Катера Речной Флотилии относятся к третьей серии с двумя дизелями вместо одного.

В 1995 году отряд десантно-штурмовых катеров был переброшен с побережья Адриатики на верфь «Бродотехника» в Белграде, где прошел их ремонт и модернизация перед включением в Речную Флотилию.

Стандартное водоизмещение 32,6 тонны

Полное – 42 тонны.

Катер может перевозить шесть тонн груза или 80 солдат со снаряжением.

Вооружение:

Две пушки М71 калибра 20 мм

Автоматический гранатомет БП-30 калибра 30 мм

Два пулемета 12,7 мм

ДЈЧ-411



ДЈЧ-412

- Корабль специального назначения БПН-30 "Козара" (он же Речной вспомогательный корабль РПБ-30 «Козара»)

Один из старейших речных кораблей в армиях мира – «Козара» - командный корабль Речной флотилии Армии Сербии. Он был построен в 1939 году на верфи в Регенсбурге, в Австрии. Во время Второй Мировой войны он входил в состав немецкой Дунайской флотилии, использовался для снабжения а также для отдыха офицеров. После победы союзников «Кримхилд» превратился в казарму «Орегон» в составе американских войск в Регенсбурге.

В июне 1946 года корабль был «демилитаризован» и передан компании «Баварский Ллойд» из Регенсбурга. В Югославию корабль пришел в 1960 году, в обмен на грузовое судно. В 1962 году он перешел из списка имущества «Дунайского Ллойда» в состав вооруженных сил Югославии как корабль – база.

С 1971 года на «Козаре» располагается Командование Речной военной флотилии. Последний ремонт корабль прошел в 2004 году на верфи в Апатине.

Водоизмещение 544,6/601,5 тонн.

Вооружение – 3 трехствольных 20 мм пушки М55, 70 якорных мин Р-1, или 20 неконтактных мин АИМ-М82, или 70 мин ROCKAN.

Экипаж 47 человек, может перевозить 250 солдат со снаряжением.

- Речной патрульный катер (Речни патролни чамац) РПЧ-111.



Построен в 1956 году на верфи «Тито» в Белграде.

Водоизмещение 27/29 тонн.

Вооружение – пушка 20 мм М71, боекомплект 2400 снарядов.

Может перевозить 30 солдат со снаряжением.

- Речная станция по размагничиванию кораблей РСРБ -36 «Шабац»



- Катер моторный патрульный (Чамац моторни патролни) ЧМП -22



- Мостовой парк ПМ М-71

Речная флотилия была переформирована в подразделение бригадного ранга 2 октября 2008 года, когда в ее состав были включены понтонные части.

День подразделения отмечается тогда же, когда отмечался и День речных подразделений – 6 августа. В этот день в 1915 году на реке Сава, неподалеку от белградской Чукарицы, был спущен на воду первый сербский военный корабль «Jадар», чем официально было начато создание сербской речной флотилии.

Для офицеров Речной флотилии сохранена морская система званий. После общих для всей армии званий: водник, стариjи водник, стариjи водник прве класе, заставник, заставник прве класе, потпоручник - идут флотские: поручник корвете, поручник фрегате, капетан корвете, капетан фрегате, капетан боjног брода, комодор, контраадмирал, вицеадмирал, адмирал.

Многие морские офицеры не смогли смириться с гибелью Российской империи. Они прошли через горнило Гражданской войны, не раз стояли перед выбором - жизнь или смерть, принимали неравный бой, умирали, но не изменяли присяге. По-разному сложились их судьбы за границей…

Книга историка Н. Кузнецова повествует о трагических последствиях Гражданской войны, о нелегкой жизни русских моряков в эмиграции, об участии офицеров флота в войнах и конфликтах XX века, их службе в иностранных флотах, культурной жизни многочисленных морских эмигрантских организаций.

Речные флотилии и морские бронепоезда на Юге России.

На Юге белые речные силы были организованы на Дону, Кубани, Днепре и Волге. К сожалению, несмотря на большое количество сохранившихся архивных материалов, систематизированной информации по созданию, переформированию и деятельности флотилий, действовавших на Юге, очень мало. Поэтому ограничимся беглым обзором истории морских формирований, действовавших на Дону, Днепре и Волге.

Организация речных флотилий на Дону началась в мае 1918 г. В этот период к границам области Войска Донского подошли германские войска, при поддержке которых было сформировано правительство Всевеликого Войска Донского во главе с атаманом П.Н. Красновым. В состав донского правительства входил управляющий военным и морским отделами. Из офицеров флота, оказавшихся в тот момент на Дону, начали формироваться первые морские части. Так, в марте 1918 г. начала создаваться Донская флотилия под командованием инженер-механика старшего лейтенанта (впоследствии - капитана 2-го ранга) А.Г. Герасимова. На мобилизованные на военные нужды флота речные пароходы ставились полевые трехдюймовые пушки и пулеметы; путем установки морских шестидюймовых орудий на самоходные баржи создавались плавбатареи. 26 декабря 1918 г. в результате соглашения между командующим Добровольческой армией А.И. Деникиным и донским атаманом Красновым образовались Вооруженные силы Юга России (ВСЮР). Вступивший на пост атамана в начале февраля 1919 г. генерал-лейтенант А.П. Богаевский полностью подчинил части Донской армии командованию ВСЮР, в т. ч. и морские части.

31 января 1919 г. был создан Морской штаб Всевеликого Войска Донского. На данный период основные морские и речные силы войска составляли следующие части: Донская военная и Донская транспортная флотилии, Управление Главного командира портов, Таганрогская портовая контора, Управление инспектора и дивизионы морской тяжелой артиллерии. Приказом главнокомандующего ВСЮР от 27 июня 1919 г. Морской штаб Всевеликого войска Донского преобразовали в Штаб речных сил Юга России. В этот период началось наступление белых армий в северном направлении, в связи с чем части Донской флотилии и Морской тяжелой артиллерии были переброшены на Волгу, Днепр и Черное море.

В мае - июле 1919 г. из переведенных с Азовского моря и Дона кораблей белым удалось сформировать Средне-Днепровскую (капитан 2-го ранга, с 23 августа 1919 г. - капитан 1-го ранга С.В. Лукомский) и Нижне-Днепровскую (капитан 2-го ранга В.И. Собецкий) флотилии. Средне-Днепровская флотилия первоначально имела в своем составе дивизионы канонерских лодок (4 единицы), бронекатеров (8 единиц) и морской тяжелой артиллерии (2 - 152-мм орудия). В ходе наступления ВСЮР в 1919 г. флотилия поддерживала войска на участке Екатеринослав (Днепропетровск) - устье р. Припять. В начале сентября она провела рейд на реку Десна к Чернигову и захватила девять пароходов, пополнивших ее состав. 2 октября в бою с кораблями красной Днепровской военной флотилии у деревни Печки при попытке высадить в тыл советских войск десант противнику удалось нанести тяжелые повреждения плавбатарее, потопить катер и захватить канонерскую лодку. Впоследствии флотилия активных действий не вела, а при отступлении в конце 1919 г. ее корабли пришлось разоружить и вывести из строя.

Нижне-Днепровская флотилия (именовалась также Отрядом судов особого назначения) - дивизион речных канонерских лодок (6 единиц), 3 буксира, 2 катера - в октябре - ноябре 1919 г. вела боевые действия против повстанческих формирований (в частности, руководимых Н.И. Махно) в районах Каховки, Берислава, Никополя и Херсона. Периодически усиливалась легкими кораблями Черноморского флота. С выходом войск Красной армии к устью Днепра зимой 1920 г. корабли флотилии перебазировались в порты Крымского полуострова.

В литературе также встречается упоминание о Верхне-Днепровской флотилии, но архивные документы не подтверждают ее существования.

С созданием ВСЮР была учреждена должность начальника морских и речных сил Дона (контр-адмирал С.С. Фабрицкий). Донская флотилия, сформированная в 1918 г., летом 1919 г. состояла из Речного отряда Сил Дона, Морского отряда Сил Дона и Транспортной флотилии. Основной задачей речного отряда стала поддержка действий сухопутных частей артиллерийским огнем и высадка десантов. К концу июня 1919 г. корабли отряда вышли в верховья Дона. Донская флотилия (ее речная часть) взаимодействовала с отрядом обороны Азовского моря. Боевых столкновений с красной Донской военной флотилией белые моряки не имели. В августе 1919 г. расформированный 1-й дивизион кораблей перешел на Днепр, личный состав и вооружение двух других дивизионов были направлены на формирование Волжского отряда под Царицын (совр. Волгоград). Окончательно Донскую флотилию расформировали 29 декабря 1919 г.

На Нижней Волге в июне 1919 г. был сформирован Волжский отряд судов, впоследствии называвшийся Волжской военной флотилией. Флотилия формировалась в освобожденном от красных Царицыне. На Волгу из Ростова по железной дороге прибыли сторожевые катера из состава Черноморского флота, моторные катера Донских флотилий и четыре броневых катера флотилии Кубанского казачьего войска. Был также сформирован ряд береговых частей. Части флотилии действовали до конца 1919 г. в прибрежной полосе у Царицына, Черного Яра и Солодников, занимались минными постановками и провели ряд артиллерийских боев. В конце 1919 г. при отступлении белых эвакуировать в Керчь удалось только шесть катеров (в том числе все четыре броневых) 7-го дивизиона, а артиллерию и остальные 28 катеров пришлось оставить в Сарепте, Царицине, Мариуполе и в эшелонах на станции Караванная. Во время отступления отстала и пропала без вести б?льшая часть личного состава флотилии. В начале 1920 г. остатки личного состава флотилии собрались в Симферополе.

В связи с активным наступлением войск Красной армии на Южном и Юго-Восточном фронтах, начавшимся 11 октября 1919 г., и занятием красными районов, в которых действовали флотилии, с осени 1919 г. началось свертывание их деятельности и эвакуация кораблей и личного состава в Крым 12 февраля 1920 г. из остатков Волжской флотилии сформировали 1-й отряд судов Речных сил Юга России, а корабли Верхне- и Средне-Днепровских флотилий вошли во 2-й и 3-й отряды. Штаб Речных сил Юга России существовал, скорее всего, до середины апреля 1920 г. Затем, в период, когда основные боевые действия развернулись в Крыму, необходимость в существовании его отпала, и штаб расформировали (комиссия по его ликвидации работала до середины июля). Моряки флотилий, оказавшиеся в Крыму, продолжили службу в составе Черноморского флота.

Действовали на Юге и морские бронепоезда. В боях с противником отличился бронепоезд «Дмитрий Донской», созданный в августе 1918 г. и ставший одним из первых бронепоездов Добровольческой армии. Неофициально бронепоезд носил имя трагически погибшего адмирала Великой войны - «Адмирал Непенин», поскольку основу его команды составляли офицеры флота. Уже в начале службы, под командой капитана 2-го ранга В.Н. Маркова, бывшего артиллерийского офицера линейного корабля «Слава», бронепоезд помог двум тысячам дроздовцев отбиться у Армавира от 30-тысячной армии «красного казака» И.А. Сорокина. 15 ноября «Адмирал Непенин» под командой артиллерийского офицера с линейного корабля «Иоанн Златоуст» старшего лейтенанта А.Д Макарова попал в западню и погиб у разъезда Базовая. Смертью храбрых пали старший лейтенант Макаров, лейтенант А. Варгасов, мичманы Н. Турцевич, А.Н. Хрущев и гардемарин Иван Завадовский. Остальным морякам с замками от орудий удалось после тяжелого боя пробраться к белым частям. Находившемуся на соседнем участке бронепоезду «Единая Россия», на котором служили также морские офицеры и гардемарины, после ожесточенного боя удалось пробиться к своим Впоследствии «морской бронепоезд» восстановили, и он провоевал до 2 ноября 1920 г. До середины августа 1919 г. им вновь командовал морской офицер - старший лейтенант (с 27 марта 1919 г. - капитан 2-го ранга) Б.Н. Бушен.

Малые корабли проекта 21630 с артиллерийским вооружением создавались специально для усиления каспийской флотилии. Корабли имеют малое водоизмещение и поэтому могут быть использованы в речных и морских флотилиях. В 2002 году, с весны по осень, были проведены масштабные учения на Каспийском море с привлечением сил многих ведомств и министерств. На учениях побывали практически все руководители силовых структур России, посетил Каспийские учения и президент РФ В.Путин. Одним из результатов учений стала первая российская корабельная программа, в которую вошло создание современных малый боевых кораблей для Каспийской флотилии.

МАК "Астрахань" пр.21630, 2006г. (http://militaryphotos.net)


Разработчик новейшего корабля «река-море» ОАО Зеленодольское ПКБ. Проект корабля получает название «Буян» и номер 21630. Руководил работами по созданию корабля глава проектно-конструкторского отдела Я.Кушнира, а главный наблюдающий от флота, капитан 1 ранга В.Денисов помогал конструкторам в научно-техническом сопровождении проекта. МАК нового проекта 21630 «река-море», разрабатываемый для использования на Каспии, предназначается для выполнения задач в ближней морской зоне, дельтах рек и речных участках. Малое водоизмещение и осадка специально подобраны под малые глубины Каспия и Волги. Обеспечили конструкторы и достаточную дальность хода - корабли могут пройти всю Волгу или Каспий на одной заправке.

Конструкция МАК проекта 21630
Корпус корабля выполнен с использованием стелс-технологий, что значительно уменьшает радиолокационную заметность – плоскости надстройки выполнены под наклоном, выступающие части оборудования и корпуса доведено до минимума, многие двери, люки и надстройки скрыли в плоскостях, а оборудование в обтекателях, использовали радиопоглощающие покрытия и материалы. Кроме этого, в создании МАК «Буян» использовали современные отечественные достижения в кораблестроении. Все материалы, оборудование и вооружение производства российских предприятий. Электронное оборудование построено на российской элементной базе. Корабль значительно превосходит по вооружению аналогичные проекты западного и отечественного производства.

Вооружение МАК «Буян»
Корабли проекта 21630 для несения боевого дежурства по защите и охране 200 мильной экономзоны России на Каспии оснащены следующим вооружением:
- универсальная 100 мм артустановка «А-190-01», установленная в носовой части корабля. Управляет огнем установки СУО «Ласка»;
- две единицы шестиствольного 30 мм автомата «АК-630», установленные по левому и правому борту;
- выдвижная РСЗО 122 мм «Град-М», установленная в кормовой части корабля;
- пусковая установка ЗРК 3М-47 «Гибка» использующая ЗУР «Игла/Игла-1М», установленная в кормовой части корабля. Управление ПУ дистанционное;
- 2 пулеметные тумбовые установки 14.5 мм МТПУ;
- дополнительное вооружение – противодиверсионный гранатомет ручного типа глубинных бомб и мины, сбрасываемые с 2 точек.

Оборудование МАК «Буян»
- БИУС типа «Сигма» с интегрированной мостиковой системой;
- радиолокационная станция МР-123 для СУО «Ласка»;
- прибор наблюдения оптико-электронного типа;
- радиолокационная станция навигации МР-231;
- четыре пусковых комплекса помех ПК-10;
- ГАС «Анапа-М» опускаемого типа.

Конкурс на постройку проекта 21630 в 2003 году выиграло ОАО «Алмаз». Запланирована постройка 10 новых кораблей. Первый (головной) корабль серии заложили на Санкт-Петербургской верфи в конце января 2004 года. Корабль получил заводской номер 701 и стал называться «Астрахань». Имя кораблю дали по инициативе командующего Каспийской флотилии и губернатора области. Спуск на воду состоялся в начале октября 2005 года. В 2006 году МАК проекта 21630 под именем «Астрахань» и бортномером 012 пополнил ряды Каспийской флотилии.

Первый серийный и второй в серии корабль «Волгодонск» заложенный в конце февраля 2005 года, спустили на воду в мае прошлого года, а в конце 2011 года с бортномером 161 (заводской номер 702) принят в строй. Сейчас проходит, различные испытания и летом перебазируется на Каспийское море.

Второй серийный, третий (последний) в серии корабль «Махачкала», заложенный в конце марта 2006 года на данный момент готовится сойти со стапелей на воду, ожидается, что это случится в конце текущего месяца. Каспийскую флотилию ожидает пополнение в конце 2012 года.

Известные модификации:
- проект 21630 – базовый проект МАК;
- проект 21631 – корвет или ракетный малый корабль, так же предназначен для усиления Каспийской флотилии. Кроме габаритно-весовых характеристик и ракетного вооружения, остальное вооружение и оборудование практически идентично базовому проекту;

Проект 21632 – экспортный вариант проекта 21631. Вооружение на кораблях проекта экспортного образца или согласно требований заказчика. Будут построено 6 таких кораблей для Казахстанских ВМС.

Основные характеристики:
- длина 62 метра;
- осадка 204 сантиметра;
- ширина 9.6 метра;
- водоизмещение около 500 тонн;
- скорость хода 28 узлов;
- дальность хода 1.5 тысячи миль;
- автономный ход 10 дней;
- команда 29-34 человека.

Источники информации:
http://www.youtube.com/watch?v=n190OQb6DGU
http://militaryrussia.ru/blog/topic-394.html
http://www.warships.ru/Russia/Fighting_Ships/Patrol_Craft/21630.html
http://vpk.name/news/50884_proekt_21630_buyan__malyii_artilleriiskii_korabl.html